Почему люди лгут что островский устарел сочинение
Эссе. Отчего же люди лгут, что А. Н. Островский устарел? Сочинение с опорой на произведения “Гроза” и “Бесприданница” на тему: “Отчего же люди лгут, что А. Н. Островский устарел?” Стиль повествования – эссеистический.
А.Н. Островский – великий драматург, отец русского национального театра. В своих пьесах «Гроза» и «Бесприданница» он поднимает проблему одинокого человека в мире абсурда и безнравственности. Проблема эта будоражила воображение писателей на протяжении веков. Каждый интерпретировал её по-разному, но именно в пьесах Островского социальный конфликт перетекает в конфликт любовный, внутриличностный, именно Островский показывает жертв этого общества, в котором всё измеряется категориями денег и власти.
Рассуждая на тему актуальности произведений Островского, следует обратиться к датам написания его пьес. Разница между «Грозой» и «Бесприданницей» составляет около 20 лет. За это время было отменено крепостное право, проведены реформы, которые открыли дорогу развитию капитализма и навсегда изменили русское общество. Значительные изменения произошли и в творчестве Островского: необразованные, без каких-либо целей купцы города Калинова сменились интеллигентными капиталистами, читающими французские газеты и одевающимися по-европейски, из Бряхимова.
Катерина – мечтательная, глубоко верующая девушка с тонкой душой, которая хотела простого человеческого счастья. Чувство безысходности и отчаяния погубили её. Она не выдержала ни мук совести, ни давления общества и семьи. Лариса Огудалова – романтичная, кроткая натура. В своей любви к Паратову она не знала унижений, была готова всецело отдаться чарам любви. Но ни чувства Ларисы, ни нравственность Катерины не находили места в сердцах тех людей, которых они любили. Они жили в дисгармонии с окружающими людьми, и именно поэтому их конец печален.
Сегодня сюжеты Островского не так актуальны, следует делать скидку на время, религию и принципы домостроя того времени. Однако проблемы, которые поднимает автор, актуальны всегда. Огромное количество людей, следуя собственным принципам, находятся в конфликте с обществом, подвергаются осуждению. Именно по этой причине значимость драм А.Н. Островского в русском искусстве неоценима. Его пьесы могут по праву причисляться к произведениям высокого искусства, а высокое искусство, как известно, вечно.
Устарел ли Островский?
«Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для огромного множества Островский еще вполне нов… прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу», – писал в 30-ые годы ХХ века театральный критик Абрам Кугель об Александре Николаевиче Островском. Десятилетия спустя, уже сегодня, в XXI веке, эти слова всё так же ярко и чётко определяют место драматурга.
Путешествие в мир искусства, в мир театра, в мир Александра Николаевича Островского совершили 1 ноября читатели нашей библиотеки на литературно-театральном вечере «Путешествие по страницам жизни и творчества Н.А. Островского».
Говорить о пьесах без театральных постановок просто невозможно. Поэтому на вечере звучали голоса, как профессиональных артистов, так и самодеятельных. Участники вечера смогли увидеть отрывки из спектаклей «Свои люди – сочтёмся» и «Не в свои сани не садись», кинофильмов «Гроза» и «Жестокий романс», снятого Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы «Бесприданница», сказки-феерии «Снегурочка». В живом исполнении прозвучал монолог Катерины из пьесы «Гроза». Фотоотчет
Наш адрес
430005, Россия, Республика Мордовия, г. Саранск,
ул. Большевистская, 39
Центр юношеского чтения
430031, Россия, Республика Мордовия, г. Саранск,
ул. Гожувская, д.29
Режим работы
Связаться с нами
Тел.: +7 (8342) 47-80-97
Факс: +7 (8342) 47-67-73
Сочинение на тему зачем же люди лгут что островский устарел?
Мой родной человек это мой отец.Он занимается настольным теннисом.Любит спорт.Отец учит меня как держать ракетку как замахиваться на шарик.
Чрезвычайно интересной, яркой и полной контрастов картиной представляется читателю дружба многоопытного в делах любви и света Онегина и юного поэта Владимира Ленского, восторженного и чистого в своих помыслах.
Да и можно ли назвать истинной дружбой подобный союз «льда и пламени», в котором один от души стремится к душевной близости и откровению, а второй лишь уступает собственной скуке и извращенному любопытству. Тем не менее, отношения Евгения и Владимира достаточно длительное время представляли бесспорную пользу и живой интерес, поскольку молодость всегда тяготеет к молодости, сколь бы противоположными ни были характеры друзей.
В деревенской тиши и уединении, где воспитывался пылкий и нежный Ленский, и где пытался найти свое место столичный кавалер Онегин, молодые люди наслаждались общением, черпая друг у друга новые и непостижимые для себя черты и знания.
В любом случае, короткий, но полный самых различных чувств и эмоций период общения Онегина и Ленского стал уроком для обоих молодых людей, а страшный конец этой истории стал переломным моментом в жизни главного героя, который уже никогда не смог бы быть прежним.
Не знаю сколько здесь слов,но написано максимально коротко)
«Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для огромного множества Островский еще вполне нов… прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу», – писал в 30-ые годы ХХ века театральный критик Абрам Кугель об Александре Николаевиче Островском. Десятилетия спустя, уже сегодня, в XXI веке, эти слова всё так же ярко и чётко определяют место драматурга.
Путешествие в мир искусства, в мир театра, в мир Александра Николаевича Островского совершили 1 ноября читатели нашей библиотеки на литературно-театральном вечере «Путешествие по страницам жизни и творчества Н.А. Островского».
Говорить о пьесах без театральных постановок просто невозможно. Поэтому на вечере звучали голоса, как профессиональных артистов, так и самодеятельных. Участники вечера смогли увидеть отрывки из спектаклей «Свои люди – сочтёмся» и «Не в свои сани не садись», кинофильмов «Гроза» и «Жестокий романс», снятого Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы «Бесприданница», сказки-феерии «Снегурочка». В живом исполнении прозвучал монолог Катерины из пьесы «Гроза».
В.М.Васнецов. Финал оперы. Римский-Корсаков. Торжество чувств и красота природы. Леший. Фантастические персонажи. Холодное существо. Образ Леля. А.Н. Островский. Песни. Какие герои только сказочные. Огромная сила. Пастуший рожок. Содержание песен. Купава и Мизгирь. Утро любви. Идеалы автора. Музыка. Снегурочка. Музыкальные инструменты. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Композитор.
Людей, подобных Любиму Торцову, зрители видели в жизни немало, но никогда не думали, что о таком герое можно написать пьесу. Вот почему его появление на сцене и дало надежду, что с театральных подмостков исчезнут выдуманные, ни на каких настоящих крестьян и вообще на простых людей (ни русских, ни французских) не похожие «пейзане». Важно и то, что о спектакле судит не просвещенный дворянин, от мнения которого до недавних пор зависели успех или неудача любого спектакля, а интеллигент-разночинец, учитель.
В последних произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех.
Увлеченная пылкими любовными речами Паратова, Лариса жертвует своим добрым именем: из дома торжествующего, но изрядно опьяневшего жениха она уезжает с гостями за Волгу, на ночной пикник. По возвращении в город она узнает, что Паратов не намерен на ней жениться. Двое других поклонников решают, кому достанется Лариса, бросая монету. Выигравший Кнуров предлагает ей стать его содержанкой.
Оскорбленная Лариса хочет покончить с собой, бросившись с обрыва в Волгу, но страх смерти побеждает, и она решает «стать очень дорогой вещью». Отталкивая Карандышева, предъявляющего на нее свои права жениха и защитника чести, она посылает его за Кнуровым. Доведенный ее пренебрежением до потери рассудка Карандышев стреляет в невесту. Смертельно раненная Лариса благодарит Карандышева и говорит сбежавшимся на выстрел: «Никто не виноват, никто. Это я сама. «. Она умирает, прощая всех, под громкое пение цыганского хора за сценой. Но чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довел ее до гибели.
Сегодня у нас урок-исследование на тему «Царство хищных, цепких и умных дельцов».
На уроке мы проведем сопоставление анализируемых текстов и образов.
Нам необходимо выявить
Сопоставить таблицу цитат, подтверждающих жизненную позицию героев.
Эта работа поможет нам раскрыть тему.
Как тема созвучна с эпиграфом? И можно ли определить цели и задачи урока?
Урок-исследование на тему
Сопоставление анализируемых текстов и образов.
Тема: «Царство хищных, цепких и умных дельцов.
2. Особенности творчества А.Н. Островского в 1870-1880 гг.
II. История создания пьесы «Бесприданница»
III. Работа с текстом «Бесприданница»
В последних пьесах Островского изображается «пучина», «лес» нового времени. Создавая собирательный образ «волков», Островский широко использовал сатирические приемы.
1870-1880-е гг. Период бурного и стремительного развития экономики и накопления капитала в России. С середины 60-х годов в России наблюдается подъем предпринимательства. Даже офицеры подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку. Правительство передало в частные руки некоторые убыточные казенные предприятия. В пореформенные года выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей (Бахрушин, Путилов, Губонин). В жизни россиян появляется много нового, в русский лексикон входят непривычные для русского уха слова. Сложный, пестрый, неугомонный мир вошел и в произведения Островского, ставшего своеобразным летописцем пореформенной России, бурлящей, вступившей на недовольный ей путь капитализации.
В пьесах А. Островского выведены образцы дельцов новой формации, чья жизнь строится на строгом расчете; неприспособленных дворян; творческой интеллигенции, с трудом пробивающей себе дорогу в условиях интенсивной коммерциализации ; показано время, когда нормой стали деловые браки (мезальянсы). Пукирев «Неравный брак»
2. Особенности творчества А. Островского в 1870-1880 гг.
Для творчества этого периода характерны:
2) предприимчивый и практический человек.
2) переносное: жадный, полный стремления овладеть кем-нибудь, выражающий такое стремление.
Перенесемся мысленно в Щелыково, где работает драматург над пьесой «Бесприданница». О чем он думает в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который предстоит разгадать будущим поколениям?
А газеты того времени наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!» «Островский пережил свой талант!»
Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна?
Подойдем к раскрытию этой тайны с самого начала, с истории создания.
Есть и другая версия.
Художественная реализация сюжета растянулась на долгие годы.
1 октября 1876 года Островский сообщал Ф.А. Бурдину из Шлыкова: «Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение».
Однако прошло еще два года напряженного творческого труда, прежде чем 17 октября 1878 года Островский на беловом автографе «Бесприданницы» с чувством облегчения и творческого торжества сделал надпись: «Ария 40», а в письме к начальнику репертуарской части петербургских театров П.С. Федорову сообщил: «Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений».
В октябре 1878 года Островский возвращается из Щелыкова в Москву и по принятой традиции поверяет свою очередную драму на суд избранной публики посредством литературных чтений. На сей раз они проходят с редким для драматурга успехом.
3 ноября 1878 года он сообщает Ф.А. Бурдину: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были враждебные лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».
Через месяц состоялись премьеры «Бесприданницы» в Малом театре и в Александринском театре в Петербурге. Еще два месяца спустя она была опубликована в первом номере «Отечественных записок» за 1879 год.
Бесприданницей зовут, в похвалу, невесту, которую берут безо всего.
Это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданное.
Разница есть, и по-иному звучит название пьесы.
Проанализируем список действующих лиц
О смысле имен и фамилий у нас готовила исследовательскую работу группа. (Ответственный отвечает)
Харита Игнатьевна Огудалова (греч. харис-изящество, прелесть, красота. Харитами величали цыганок из хора;
Огудалой в народе называли шута, мошенника и обманщика.
Вывод: главная героиня не вписывается в этот круг лиц.
Учитель : «Царство хищных, цепких и умных дельцов» или «значительные лица в городе».
Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа-предприниматель.
Какова жизненная позиция Кнурова, Вожеватого, и паратова?
1 ряд заполнял в таблице графу Кнуров
«Значительное лицо города»
Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.
Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы.
«Значительное лицо города»
За удовольствие надо платить, они даром не даются…»
Я знаю, что такое купеческое слов.
Всякому товару цена есть.
Я человек с правилами, брак для меня дело священное.
Я сам такой же бурлак.
Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.
У меня правило: никому ничего не прощать…
Господа, я имею слабость к артистам.
Учитель: Итак, мы видим, что купцы пореформенной России далеко отличился от бородатых купцов-самодуров. Многие из дельцов последнего времени изучали финансовое дело, знают тайны банковских операций. В отличие от замоскворецких первонакопителей, они изучали и изучают европейский опыт обогащения. Не случайно Кнуров, бывая в Бряхимове, по преимуществу молчит: нет интересных собеседников. Разговаривать он ездит за границу, иногда в Петербург или Москву. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещают промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.
В чем, например, обаяние Кнурова и Вожеватова?
(Держаться с достоинством, способы ценить красоту, искренне ценить красоту, искренне восхищаться талантом).
Что скрывалось под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?
(В основе поступков послереформенных буржуа, по размаху своей деятельности, методами накопления, образу жизни, внешнему лоску так непохожи на дореформенных бородатых купцов, лежал все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе»).
Просмотрев эпизод из пьесы, ответьте на вопрос «Заботиться ли Кнуров о Ларисе или как можно охарактеризовать его действие в этой ситуации?»
Эпизод инсценированный (разговор Кнурова с матерью Ларисы о судьбе Ларисы)
Еще раз обратимся к именам этих «героев». Соответствуют ли имена с характерами этих людей?
В чем заключается сложность характера Паратова?
В нем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с безобразием.
С точки зрения многих, Островский ограничивается высмеиванием всех в центре драмы Островского стоит, как правило, женщина, чистая натура, становящаяся объектом борьбы нравственно несостоятельных претендентов на роль героя.
Именно эта женщина и становится героиней произведения Островского. И это не случайно.
В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (в 1872 году в Москве и Петербурге открылись Высшие женские курсы).
Ярким примером того, что женщину уже не устраивает роль быть при муже или 2за мужем», является Софья Перовская, стоявшая во главе организации «Народная воля». Это была образованная, решительная и смелая женщина (повешена вместе с четырьмя народовладельцами 3 апреля 1881 года)
Вот как писал о женщине в этот период Ф.И. Достоевский: «В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честность, искание правды и жертва, да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин… Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того, чтобы казаться»
Достоевский достаточно глубок в понимании женщины. И все-таки Островский глубже: он не сомневается, что, несмотря на все стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не дает женщине счастья. Она борется, но предметом ее борьбы является все-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но поскольку ее возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, ее неизбежно ждет разочарование, ее совершенства напрасны.
Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.
Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).
У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «приятно с ней одной почаще видеться, без помехи…» или «Лариса создана для роскоши…»
Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К тому расположена, нисколько этого не скрывает».
В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».
Инсценирование: страница 269.
Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды».
Почему этот романс?
Прослушав романс, ответьте на вопрос: Почему режиссер поменял романс, в чем разница»
Это исследование показывает нам, что это разные виды искусства. И художник Рязанов имеет свое видение этого произведения.
Постепенно несоответствие между романтическими представлениями людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развития действия драмы.
Почему Лариса собирается выйти замуж за Карандышева? (Бросает вызов непостоянству Паратова).
Каким себе Лариса представляет Карандышева? (Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его доброй и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева)
А Карандышев как относится к Ларисе?
(Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя их законам).
Наступило ли прозрение у Ларисы?
(Да. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи).
Инсценировка «Вещь, да вещь…»
В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».
Есть ли выход у Ларисы в данной ситуации?
П.Д. Боборыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы… ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной низменностью».
В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».
В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь постольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».
Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».
Беседа по вопросам:
Вывод: Лариса – чудесный образ: прелестная, чистая, умная, богато одаренная девушка. Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо…»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней несчастлив…»). Это– «горячее сердце» в бессердечном мире купли-продажи, циничного торга. Это – белая чайка, попавшая в стаю стервятников.
Вывод делают ученики:
Д/з Катерина и Лариса. Сравнительная характеристика. Составление таблицы. Различное.
Душа Катерины вырастает из народных песен, сказок и легенд. В ее мироощущении живет многовековая крестьянская культура. Катерина религиозна и набожна.
Характер Катерины целен, устойчив и решителен.
Лариса Огудалова – девушка гораздо более хрупкая и незащитная. Лариса ничем не поддержана: ни религией, ни церковью, ни страхом перед дьяволом, ни боязнью кары за торжество справедливой любви. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Ее натура более утонченна и психологически многокрасочна. Но именно поэтому она лишена свойственной Катерине внутренней силы и бескомпромисснос-ти: «Расставаться с жизнью совсем не так просто… А ведь есть люди, для которых это легко».
«Вот красота – то куда ведет… в самый омут».
В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В.Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений.
Основная идея «Бесприданницы» состоит в утверждении того, что в обществе властвует бессердечный «чистоган», превращающий неимущего – в одержимого ненасытной жаждой наживы, обогащения. Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее – таково то трагическое положение, в которых оказывался в этих условиях человек, лишенный материальной обеспеченности. Здесь торжествуют «идолы», подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гинут, вступая в неравную борьбу, честные люди. Справедливо высказывание А.И. Ревякина, что «для сюжетов своих пьес Островский избирал не мелкие бытовые факты и события, а наиболее значительные, типичные, общеинтересные, способные трогать миллионы людей из самых разнообразных общественных слоев».
Актуальность произведения Островского подтверждается тем, что во многих театрах страны идет пьеса «Бесприданница, о чем свидетельствует приготовленная вами афиша. А в рецензии на спектакль театрального критика читаем: «Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».
Домашнее задание – сочинение
Молодой тогда Александр Островский и обращался к этому