приказ о введении дресс кода в организации образец
Примерная форма приказа о введении в организации дресс-кода (форменной одежды) (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Приказ о введении в организации дресс-кода (форменной одежды)
В целях повышения деловой культуры, введения единых норм и правил делового этикета в области корпоративной формы одежды в [ наименование организации ], приказываю:
1. Ввести в [ наименование организации ] ношение сотрудниками форменной одежды.
2. Утвердить следующие требования к форменной одежде сотрудников:
— для мужчин установить следующую форму одежды: [ указать предметы одежды, например, брюки, пиджак, рубашка, галстук; цветовую гамму, например, серый, темно-синий, черный цвета, другое ],
— для женщин установить следующую форму одежды: [ указать предметы одежды, например, платье, блуза, юбка, пиджак; цветовую гамму, например, серый, темно-синий, черный, пастельные цвета, другое ].
3. Носимые предметы форменной одежды должны соответствовать установленным образцам и описаниям, быть подогнанными и содержаться в исправном состоянии.
4. К обуви сотрудников предъявляются следующие требования [ например, обувь должна соответствовать тону костюма, применяются классические модели, в зимний период предусматривается сменная обувь, другое ].
5. Требования настоящего приказа действуют в отношении всех сотрудников [ наименование организации ].
Действие настоящего приказа распространяется исключительно на рабочее время сотрудников [ наименование организации ] при выполнении ими должностных обязанностей.
6. Установить, что за нарушение требований настоящего приказа сотрудники [ наименование организации ] несут персональную ответственность.
7. Контроль за соблюдением требований настоящего приказа [ оставляю за собой/возлагаю на (должность, Ф. И. О.) ].
[ наименование должности руководителя, подпись, инициалы, фамилия ]
С приказом ознакомлен:
[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма приказа о введении в организации дресс-кода (форменной одежды)
Разработана: Компания «Гарант», июль 2019 г.
Введение работодателем дресс-кода для сотрудников не противоречит трудовому законодательству
Dmyrto_Z / Depositphotos.com |
Законодательство о труде прямо не предусматривает возможность установления работодателем требований к деловому стилю одежды сотрудника, или так называемого дресс-кода. В то же время не содержится в законодательстве и запрет на установление таких требований. Специалисты Роструда считают принципиально не противоречащим трудовому законодательству введение работодателем требований к внешнему виду, стилю или форме одежды работников условии, что такие требования предусмотрены трудовым договором или локальным нормативным актом (должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и т.д.), с которым работник ознакомлен под подпись. Аналогичные разъяснения по данному вопросу специалисты Роструда давали ранее (см. Ответы с информационного портала «Онлайнинспекция.РФ») (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18 марта 2021 г. № ПГ/04981-6-1).
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.
Отметим, что в судебной практике имеются примеры, когда судьи признавали правомерным привлечение работника к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований к стилю одежды, установленных локальным нормативным актом работодателя и (или) трудовым договором (см., например, определения Седьмого КСОЮ от 11 февраля 2021 г. № 8Г-20478/2020, Московского горсуда от 4 марта 2019 г. № 33-9770/2019, Верховного Суда Республики Коми от 11 апреля 2016 г. № 33-2246/2016).
Дресс‑код в компании: плюсы и минусы
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Как закрепляются нормы по дресс-коду
В Трудовом кодексе нет ни обязывающих ни запретительных норм в отношении дресс-кода в негосударственных компаниях. Так что решение по этому вопросу полностью зависит от руководства организации. Решение закрепляется внутренними актами компании, и оспорить его можно только на основании заключенного трудового или коллективного договора.
Что относится к дресс-коду, а что к нему не относится
«Дресс-код» — это неформальное понятие, в него входят только добровольно принятые организацией ограничения на внешний вид и характер одежды сотрудников — и только в их рабочее время.
К дресс-коду не относится:
Все остальные ограничения на характер и внешний вид одежды сотрудника относятся к сфере действия дресс-кода.
В каком порядке вводят дресс-код в негосударственных организациях
Описание корпоративного дресс-кода и требования по его соблюдению прописывают во внутренних дисциплинарных актах организации. К ним относятся:
Трудовой Кодекс РФ не регулирует само содержание внутренних актов, но во многих случаях обязывает до подписания согласовывать их с представительным органом работников организации.
Обязанности и права по дресс-коду могут содержаться в трудовом и коллективном договорах и соглашениях.
В каких случаях сотрудник может оспорить дресс-код
Если устные и письменные требования работодателя по дресс-коду не приняты во внутренних дисцпилинарных актах и не содержатся в договорах, заключенных с работником, тогда сотрудник негосударственной организации легко может оспорить их в суде.
Трудовой Кодекс не предусматривает штраф или увольнение за нарушение дресс-кода, даже введенного в установленном порядке. Так что сотрудник имеет формальное право игнорировать любой дресс-код. Дисциплинарные взыскания, которые работодатель может законно применять в таких случаях, — это выговор, понижение в должности, лишение премии и другие ухищрения в рамках правового поля.
Какое преимущество дает дресс-кода компании и сотрудникам
Дресс-код эффективно подчеркивает разделение рабочего и нерабочего времени, трудовой деятельности и личной жизни. В результате выигрывают все стороны: работодатель — от повышения концентрации и дисциплины работника, работник — от чувства определенности, общество в целом — от роста продуктивности.
Еще дресс-код, подобно униформе, повышает чувство защищенности сотрудника в рабочих процессах, особенно на должностях, связанных с прямой общественной коммуникацией и переговорными процессами. Он развивает чувство принадлежности к общему делу, упрощает подготовку к рабочему дню, повышает узнаваемость и формирует «лицо» компании. Все это ведет к росту корпоративной культуры.
Дресс-код отсеивает “анархических” кандидатов, может свидетельствовать о солидности организации, несмотря на все культурные и социальные сдвиги последнего времени.
Каковы недостатки дресс-кода для компании и сотрудников
Строгий дресс-код иногда ассоциируют с «сектантской» дисциплиной в компании, это вызывает негативные сравнения с тоталитарными организациями, завышенными требованиями, низким вознаграждением и негуманным отношением к сотрудникам. Такие ассоциации, к сожалению, возникают не на пустом месте и могут отпугнуть креативного кандидата со свободными привычками, который мог бы стать полезным и лояльным сотрудником компании.
Работники, одетые в соответствии со строгим дресс-кодом, могут отказаться от проявлений инициативы, поскольку воспринимают себя, скорее, как “армию”, которая выполняет указания руководства. Поэтому дресс-код должен быть логически связан с характером работы и должностью: например, вряд ли деловой костюм нужен веб-дизайнеру или программисту.
Работодатель, идущий на применение дресс-кода в своей организации, должен не только организовать его в соответствии с правовым полем, но и позаботиться об удобстве для всех своих сотрудников, вкусы и характеры которых часто совершенно различны. Это может стать для него дополнительной нагрузкой и привести к юридическим и финансовым рискам.
Наконец, классический дресс-код слишком часто элементарно не комфортен и не полезен с точки зрения здоровья работников, например, это приводит к отказу от него в регионах с жарким летним климатом. Физические особенности сотрудников и их здоровья вызывают наибольшее число жалоб на корпоративный дресс-код и судебных исков в мировой и российской деловой практике.
Поэтому рекомендуется не строгий, а умеренный и гибкий дресс-код, который позволит сбалансировать все отрицательные и положительные стороны.
Устарел ли дресс-код
Есть мнение, что дресс-код в офисах — это устаревшее «конторское» явление из «золотого века» индустриальной эпохи (1880 — 1980-е). Но отказ от дресс-кода связан, в основном, с евро-американским веянием, причем в наибольшей степени — калифорнийским и южно-европейским. В то же время приверженность дресс-коду сохраняют страны Азии, включая наиболее развитые и постиндустриальные (Япония, Южная Корея), а также лондонский Сити и французские корпорации, т.е. законодатели деловой моды. А значит нельзя говорить о «смерти» корпоративного дресс-кода, другое дело, что сам офис рискует стремительно исчезнуть из деловой жизни в связи с революцией удаленной работы.
Приказ о выдаче спецодежды на предприятии
Приказ о выдаче специальной одежды — это официальное распоряжение директора фирмы, которое составляется в обязательном порядке и в письменной форме. Документ подразумевает выдачу специально разработанной одежды, обуви и иных индивидуальных средств защиты персоналу в том случае, если их работа связана с вредными для здоровья производственными факторами.
Производственные факторы, на основании которых выдается спецодежда
Вот основные производственные факторы, на основании которых выдается спецодежда:
Если у работодателя есть сомнения, какую спецодежду выдать своим сотрудникам, то он всегда может посмотреть в карте аттестации (документ, в котором отображены все данные об условиях рабочей деятельности на предприятии).
Кто занимается разработкой приказа
Как известно, за систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности на предприятии несет ответственность директор, а это значит, что приказ о выдаче спецодежды он может подготовить и сам. Но, как показывает практика, он назначает ответственного по охране труда, который должен разработать проект документа согласно требованиям российского законодательства. Далее он передает готовый документ на подпись директору.
Помимо директорской подписи, в документе должны стоять подписи всех сотрудников, фигурирующих в нем.
Какая информация должна быть отображена в документе
Сам документ не имеет унифицированной формы, но в нем должно быть указаны:
Что касается основного текста, то здесь должны присутствовать такие формулировки:
Правила, которых необходимо придерживаться при составлении документа
Составляя приказ, специалист должен придерживаться ряда требований:
Ошибки, которые допускаются специалистом чаще всего
Бывает такое, что при составлении документа специалист допускает ошибки. Вот самые основные:
Как устранить ошибки, которые были допущены при составлении документа
Чтобы исправить ошибки, недочеты в документе, необходимо следующее:
Заключение
Итак, в организации выдача специально разработанной одежды, обуви и иных средств защиты — это, во-первых, предотвращение и снижение негативного воздействия на организм рабочего персонала, основное место которого — производственная среда, имеющая вредные либо опасные факторы для человеческого организма, а во-вторых, — отличная защита от особых температурных условий и различного рода загрязнений. Вот почему директор предприятия должен предоставить своему персоналу регламентированную и декларированную российским законодательством специально разработанную одежду.
Приказы
Приказ представляет собой акт, составляемый руководителем компании или подразделения. Составляется для быстрого решения основных и текущих задач. Является документом, наделенным юридической силой. На его основании функционирует организация.
Разновидности приказов
Всего существует 3 вида актов, подразделяемых на группы в зависимости от предмета и целей составления:
Практически все важные решения в компании принимаются на основании приказов.
Важные особенности
Сначала обычно составляется проект приказа, который согласуется с подразделениями. Также документ нужно показать юристу. Последний проверяет приказ на предмет соответствия всем законам и актам. Правильность оформления подтверждается отделом, занимающимся делопроизводством.
ВАЖНО! Акт вступает в силу с даты проставления в нем подписи.
Содержание приказов, касающихся сотрудников
Приказы являются инструментом для регулирования отношений между сотрудниками и работодателем. Они формируются при наличии этих обстоятельств:
Приказы, касающиеся сотрудников, заполняются по утвержденной форме. Их содержание подразделяется на 2 части: вводная и распорядительная.
Вводная часть
В вводной части фиксируются цели и задачи новых предписаний. То есть, предоставляется пояснение к принимаемым решениям. Если это приказ, принимаемый во исполнение правительственных распоряжений, в вводной части указывается номер этого распоряжения, дата и название.
Распорядительная часть
Начало этой части – фраза «приказываю». После этого нужно зафиксировать свои распоряжения. Можно создать нумерованный список для удобства изложения. Срок выполнения распоряжений или устанавливается для каждого пункта отдельно, или выносится в отдельный пункт. В отдельный пункт также выносится перечень сотрудников, ответственных за выполнение положений приказа.
Отличие приказа от распоряжения
Приказ и распоряжение – бумаги, которые очень похожи. Их часто путают между собой. Приказ – это акт с длительным действием. Действие документа не прекращается при наступлении указанного обстоятельства. Пример приказа – документ о приеме специалиста на работу. Издается этот документ директором/руководителем компании, замом директора.
Распоряжение – это оперативный акт, актуальный до момента наступления некого обстоятельства. Пример такого документа – распоряжение о формировании комиссии. Действовать оно будет до момента решения этой комиссией нужного вопроса. Подписывать распоряжения может относительно широкий круг сотрудников.
Приказ – это основание для появления или изменения правоотношений. Распоряжение же оформляется для решения проблем, касающихся уже действующих правоотношений. В приказ могут вноситься изменения, если это требуется. Если нужно внести корректировки в распоряжение, оно обычно переиздается.
Оба документа могут регулировать только деятельность компании, к которой они относятся. Однако акты часто затрагивают правоотношения с контрагентами фирмы.
Регистрация
Приказ – документ, который регистрируется в обязательном порядке. Под регистрацией понимается присвоение определенного индекса. Как правило, это порядковый номер, в который входят буквенные обозначения. Этот номер отражается в специальном журнале.