Профилактическая акция безнадзорные дети
Представители общественности приняли участие в акции МВД России «Безнадзорные дети»
В рамках профилактической акции «Безнадзорные дети» сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних Управления МВД России по г. Краснодару совместно с представителем Общественного совета при ГУ МВД России по Краснодарскому краю Григорием Барабашом и Общественного совета при городском управлении Тиной Лысовой посетили семьи, состоящие на профучете в органах внутренних дел.
Общественники проверили несение службы сотрудниками полиции и провели совместные профилактические беседы с несовершеннолетними и их родителями. Полицейские разъяснили меры уголовной и административной ответственности за совершение противоправных деяний, рассказали подросткам о здоровом образе жизни. Общественники напомнили номера телефонов доверия, «горячих линий» специальных служб, куда можно обратиться за помощью в сложной ситуации. В каждой семье дети получили от общественников игрушки, канцелярские наборы и сладкие подарки.
В рамках акции сотрудники полиции посещают по месту жительства семьи, состоящие на профилактическом учете, а также проводят мероприятия, направленные на выявление родителей, не исполняющих надлежащим образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних, вносят предложения об оказании помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Рейдовые мероприятия по проверке данной категории граждан будут продолжены в дальнейшем.
Пресс-служба ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В Подмосковье подведены итоги оперативно-профилактическое мероприятие «Безнадзорные дети»
На территории Московской области сотрудниками полиции проведено областное профилактическое мероприятие «Безнадзорные дети».
Инспекторами по делам несовершеннолетних во взаимодействии с органами опеки и попечительства проверены более 1700 семей, находящихся в социально-опасном положении, выявлено 67 детей, проживающих в неблагополучных семьях.
Всего за период проведения мероприятия по различным основаниям на учет в ОДН поставлено 225 несовершеннолетних и 136 неблагополучных родителей.
За продажу несовершеннолетним алкогольной продукции к административной ответственности привлечено 102 работника торговли в соответствие с ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния».
При тесном взаимодействии всех сотрудников полиции за время проведения мероприятия было выявлено 11 фактов совершения преступлений, в том числе по признакам преступлений, предусмотренных ст. 151 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий» и ст. 151.1 ст. 151.1 «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции» Уголовного кодекса Российской Федерации.
В период проведения ОПМ «Безнадзорные дети» направлено 11 представлений в администрации муниципальных образований, в учреждения здравоохранения и образования об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»
Целевые группы: Учащиеся школы 1-11 классы, подростки «группы риска».
Цель программы:
Задачи программы:
Программа направлена на решение следующих задач:
Ожидаемые результаты: Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.
Пояснительная записка
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение — родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Понятие делинквентное поведение (от лат. delinguens – совершающий поступок) определяет – противоправные, противозаконные и преступные поступки, влекущие за собой административную или уголовную ответственность: кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование и т.п.
В зарубежных классификациях это понятие также применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Аддиктивное поведение – это употребление различных одурманивающих веществ (включая алкоголь и курение табака), изменяющих психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость. Это еще не болезнь, а нарушение поведения.
Аутоагрессивное поведение – это поступки, направленные на самого себя и связанные с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами. Наиболее опасными из этих поступков – являются попытки суицида.
Асоциальное поведение трудных подростков – выражается в неправильном отношении ребенка к школе, учителям, в отрицательных интересах, в устойчивом влечении к неорганизованному досугу, к ярким впечатлениям улицы, к азарту, зрелищам и стремлении удовлетворить их любыми средствами, не подчиняясь школьному режиму и общим правилам, с демонстративным нарушением их, в склонности дезорганизовать общую работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ввел еще несколько понятий в рассматриваемой сфере:
несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Направления деятельности в рамках организации
1. Исследовательская работа:
комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияний социума:
2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа.
3. Просветительская работа:
4. Приоритеты:
5. Работа в школьном коллективе обучающихся:
6. Работа с родителями:
7. Взаимодействие с учреждениями и службами. Работа в социуме:
8. Методическая работа: Выступления на ШМО, педагогических советах, родительских лекториях, участие в городских, семинарах данного направления.
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
Конечный результат реализации программы
Содержание программы
Программа содержит 4 блока.
1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».
2. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с учащимися и педагогами школы, организацию мониторинга уровня конфликтности.
3. Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.
Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты:
4. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.
Этапы реализации Программы
I этап. Подготовительный
2018-2019 учебный год
– совершенствование нормативно-правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности;
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;
– создание службы социально- психологического сопровождения деятель.
II этап. Внедрение
2019-2020 учебный год
– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебно-воспитательном процессе школы приемы и методы, обеспечивающие развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
III этап. Отслеживание и анализ результатов
2020-2021 учебный год
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами
– определение перспектив развития школы в этом направлении.
Организационные мероприятия
Мероприятия
Классы
Сроки
Ответственные
Составление плана по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
Составление социальных паспортов классов
Изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на ВШУ. Обеспечение указанной категории н/л в занятия
Классные руководители, социальный педагог
Проведение Советов профилактики
Организация и проведение мероприятий по правовому воспитанию
Социальный педагог, кл.рук., инспектор ОДН, специалисты
Изучение государственных и международных документов по правам человека, Конвенции по правам ребенка
Социальный педагог, кл.рук.
Организация контроля и мониторинга ситуации, складывающейся в сфере профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних
Совершенствование системы мониторинга и анализа состояния преступности и правонарушений, выявление причин и условий способствующих совершению преступлений среди н/л
Социальный педагог, кл.рук., психологи
Проведение тестирования по методикам
1.«Социометрический метод»;
2.«Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации»,
3.«Уровень комфортности»
Сентябрь, декабрь, март
Социальный педагог, кл. рук.
Продолжать формирование и корректировку банка данных и своевременное его пополнение на учащихся, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной поддержке
Социальный педагог, кл.рук.
Проведение рейдов по проверке неблагополучных семей
Проведение мониторинга по уровню конфликтности в школьной среде
Социальный педагог, кл.рук.
Анализ занятости учащихся (в т.ч. «группы риска») в кружках, спортивных секциях
Проведение мониторинга по уровню правовых знаний
Социальный педагог, кл.рук.
Создание условий для профилактики детской безнадзорности, эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в социально-опасном положении
Осуществлять контроль посещаемости занятий, текущей успеваемости, занятости в кружках, секциях уч-ся
Социальный педагог, кл.рук.
Привлечение детей «группы риска» к классным и общешкольным мероприятиям
Социальный педагог, кл.рук.
Организация и контроль летнего отдыха учащихся из «группы риска» и «трудных семей»
Социальный педагог, кл.рук.
Совершенствование работы с родителями из неблагополучных семей
Социальный педагог, кл.рук.
Работа с социально-неблагополучными семьями
Заполнение карточек учета социально-неблагополучных семей
Психологическая помощь семьям, решившим изменить свой образ жизни
Контрольное обследование социально-неблагополучных семей
По мере необходимости
Работа с детьми группы «риска»
Разработка положения о ВШУ. Составление картотеки и сводных таблиц на детей «группы риска»
Вовлечение детей «группы риска»в кружки, секции ОУ. Контроль посещаемости кружков и секций.
Выявление фактов конфликтов среди учащихся и решение проблемы школьной дезадаптации
Соц.педагог
Психолог
Кл.рук.
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года
Формирование информационной базы о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении
Участие в операциях «Подросток», «Игла» и пр.
Встречи представителей правоохранительных органов с подростками
Оформление информационного стенда «Профилактика правонарушений»
Профилактические недели
1. Неделя профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений «Высокая ответственность».
2. Неделя употребления алкоголя «Будущее в моих руках».
4. Неделя правовых знаний.
5. Неделя профилактики интернет-зависимости.
6. Неделя профилактики употребления ПАВ «Независимое детство».
7. Неделя профилактики употребления табачных изделий «Мы за чистые легкие».
Тематика бесед с учащимися, совместно с ОДН:
1 класс:
1. Ты один остался дома. Общение на улице с незнакомыми людьми.
2 класс:
1. Как не стать жертвой преступления. Незнакомые подозрительные предметы на улице.
3 класс:
1. Пребывание школьника на улице в вечернее время.
4 класс:
1. Ответственность несовершеннолетнего за кражи и мелкие хищения.
5 класс:
1. Мелкое хулиганство, ответственность.
2. Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния.
6 класс:
1. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.
2. Цивилизованно решаем конфликты.
7 класс:
1. Ответственность за порчу имущества.
2. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.
8 класс:
1. Административная ответственность несовершеннолетнего. Материальная ответственность подростка.
9 класс:
1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.
2. «Неформалы – кто они?».
10 класс:
1. Уголовная ответственность подростка.
2. Юридическая ответственность за приѐм ПАВ.
11 класс:
1. Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.
2. Нормативно-правовая база России.
Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:
1 класс:
1. Мой маршрут от дома до школы. Правила поведения в каникулы.
2 класс:
1. Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения. Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.
3 класс:
1. Зачем машины оборудуют звуковыми сигналами? Работа регулировщика.
4 класс:
1. Виды транспорта. Железная дорога – зона повышенной опасности.
5 класс:
1. Знаки для пешеходов и водителей. Безопасность в общественном транспорте.
6 класс:
1. Дорожная разметка. Дорожные знаки.
7 класс:
1. Поведение около ж/д путей. Правила движения на велосипеде.
8 класс:
1. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах. Водитель и его возраст.
9 класс:
1. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде.
10 класс:
1. Что должен знать водитель мопеда, мотоцикла, водитель машины?
11 класс:
1. Автомагистраль. Дороги в большом городе. Где в нашем городе можно обучиться вождению.
Тематика бесед по противопожарной безопасности:
1 класс:
1. Иногда достаточно одной спички. К чему приводит детская шалость с огнѐм.
2 класс:
1. Причины возникновения пожаров. Куда звонить во время пожара.
3 класс:
1. Признаки пожара. Как безопасно украсить новогоднюю ѐлку?
4 класс:
1. Как вести себя во время пожара. Электроприборы. Правила эксплуатации.
5 класс:
1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.
6 класс:
1. Детская шалость с огнѐм и последствия. Неисправные бытовые приборы как одна из причин возникновения пожаров.
7 класс:
1. Газ. Эксплуатация газовых плит. Как правильно потушить костѐр.
8 класс:
1. Система оповещения во время чрезвычайных ситуаций. Правила поведения во время эвакуации.
9 класс:
1. Первая медицинская помощь при ожогах. Какие материалы с точки зрения противопожарной безопасности лучше использовать для ремонта дома.
10 класс:
1. Не затушенная сигарета – одна из причин возникновения пожара. Статистика показывает…
11 класс:
1. Организация работы по противопожарной безопасности в России. Организация работы по противопожарной безопасности в странах мира.
Тематика бесед по правовому всеобучу:
5 класс:
1. Права и обязанности школьника.
6 класс:
1. Правила учащихся школы.
7 класс:
8 класс:
1. Я – гражданин России.
9 класс:
1. Конвенция ООН о правах ребѐнка.
10 класс:
1. Конституция РФ – основной закон страны.
2. Гражданский и трудовой кодекс РФ.
11 класс:
1. Кодекс об административных правонарушениях.
2. Уголовный и другие кодексы РФ.
Профилактическая работа с родителями:
1. Выбор родительского комитета в классах. «День открытых дверей» для родителей.
2. Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
3. Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
4. Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
5. Проведение родительского всеобуча:
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребѐнка в семье, в школе, в социуме.
В Краснодаре завершилась профилактическая акция «Безнадзорные дети» (Управление)
В период с 19 по 22 октября на территории города Краснодара сотрудниками полиции была проведена оперативно-профилактическая операция «Безнадзорные дети». Мероприятие проводилось в целях профилактики и недопущения совершения правонарушений несовершеннолетними, выявления безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, неформальных молодежных объединений и групп антиобщественной направленности, лиц, вовлекающих их в противоправные действия. Также мероприятие было направлено на выявление фактов семейного неблагополучия, жестокости и насилия в отношении несовершеннолетних. Инспекторами подразделения по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными полиции осуществлены проверки по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, с которыми проведены индивидуально-профилактические беседы по предупреждению и недопустимости совершения противоправных действий, как административного, так и уголовного характера.
С целью выявления и изъятия с улиц безнадзорных детей и определения их в специальные учреждения, правоохранители провели рейдовые мероприятия по отработке мест концентрации молодежи, в том числе несовершеннолетних детей (общежития, ночные клубы, бары, кафе, чердаки, подвалы, свалки, заброшенные строения, стройки), а также мест с массовым пребыванием граждан.
По итогам 9 месяцев 2020 года на профилактическом учете в Отделе по делам несовершеннолетних Управлении МВД России по городу Краснодару состояло 539 подростков и 365 неблагополучных родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих несовершеннолетних детей. По результатам проведенной операции на профилактический учет дополнительно было поставлено 12 несовершеннолетних и 9 родителей, к административной ответственности привлечено 74 подростка и неблагополучных родителя. Совместно с представителями органов системы профилактики в образовательных организациях прочитано 67 лекций по различным темам, среди которых «Неформальные молодежные объединения», «Ответственность за совершение административных правонарушений и преступлений», «О вреде курения и употребления спиртных напитков», «О соблюдении закона Краснодарского края № 1539-КЗ», «Права и обязанности гражданина РФ», «О недопущении употребления алкогольной продукции и наркотических веществ», «Как не стать жертвой преступления», а также проведено 129 бесед с несовершеннолетними и их законными представителями, — отметила начальник Отдела по делам несовершеннолетних краснодарской полиции подполковник полиции Татьяна Радченко.