Структура рынка авто в россии
Автомобильный парк: на чем ездят россияне?
17 марта 2021 года
В России суммарно зарегистрировано порядка 60 млн единиц транспортных средств (по состоянию на 1 января 2021 года). Такие данные озвучил директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков в ходе специальной пресс-конференции «Автомобильный парк: на чем ездят россияне?», которая состоялась 17 марта (видеозапись мероприятия доступна по ссылке).
Сколько было 10 лет назад?
Львиная доля (76%) всех транспортных средств приходится на легковые автомобили, которых насчитывается 45 млн штук. Вторым по величине является сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV), который занимает в парке 7%, или 4,19 млн единиц. На грузовые автомобили и прицепы/полуприцепы приходится по 6% (3,77 млн и 3,44 млн шт. соответственно). Мототехнике принадлежит 4% (2,36 млн. шт.). Самой малочисленной категорией у нас в стране являются автобусы – их доля составляет лишь около 1% парка (0,41 млн шт.).
Аналитики агентства решили рассмотреть, как изменился российский парк за последние десять лет. Оказалось, он вырос на 31%. По данным агентства «АВТОСТАТ», в период с 2011 по 2021 годы рост произошел во всех сегментах парка, за исключением мотоциклов, численность которых снизилась на 8,2%. Самый большой рост за прошедшее десятилетие показали прицепы и полуприцепы (+47,6%), то есть, почти наполовину. На 36% вырос парк легковых автомобилей, на 25% – легких коммерческих. Численность автобусов увеличилась на 8,5%, грузовиков – на 7,7%.
Парк «старый» или «молодой»?
На начало нынешнего года средний возраст парка транспортных средств в России составил 15,2 лет. Однако есть категории транспорта, где этот показатель значительно выше: мотоциклы – 28,8 лет, грузовики – 21,6 лет. У автобусов (16,6 лет), прицепов/полуприцепов (16 лет) и LCV (15,9 лет) он тоже выше, чем в целом по парку. А вот средний возраст самой многочисленной категории – легковых автомобилей – составляет всего 13,9 лет. И здесь более 40% транспортных средств – моложе 10 лет.
Где произведены и насколько «токсичны»?
Более 60% всей автомобильной техники было произведено на территории РФ. Причем наиболее явно это видно в сегменте грузовиков, 70% которых – локального производства. У легковых автомобилей и автобусов этот показатель составляет 63%. Но у легковых довольно высока доля иномарок российской сборки (27%). В остальных категориях этот показатель варьируется от 2% до 6%.
Сегодня в развитых странах мира много внимания уделяется вопросам, связанным с нормами токсичности транспорта. В ряде стран Европы применяются меры, способствующие выводу из эксплуатации транспортных средств, не соответствующих нормам токсичности. На 1 января 2021 года даже нормам Евро-2 не соответствует 58,7% российского грузового парка, 39,2% автобусов, 38,3% легких коммерческих автомобилей и 24,1% легковых машин. Что же касается стандартов Евро-5 и выше, то в нашей стране ему удовлетворяет лишь 3,5% парка автобусов, 8% грузовых автомобилей, 8% легких коммерческих автомобилей и 22,6% легковых автомобилей.
Легковых автомобилей – 45 млн
В ходе доклада также было представлено несколько ключевых цифр по легковым автомобилям, которых, напомним, числится 45 млн единиц.
Самый крупный региональный парк – в Москве: здесь сосредоточено 8% всех легковых транспортных средств России, или 3,6 млн единиц. На втором месте – парк Московской области (2,74 млн шт.), на который приходится 6%. Из нестоличных самый крупный парк – у Краснодарского края (около 2 млн шт.).
По данным агентства «АВТОСТАТ», парк легковых автомобилей России представлен 112 различными марками. При этом свыше 90% приходится всего на 25 марок. В частности, отечественная LADA занимает 30,6% от общего количества, японская Toyota – 9%, корейские Hyundai и KIA – 5,3% и 5,2% соответственно. Среди марок, доля которых в парке составляет более 3%, можно также назвать: Nissan (4,8%), Renault (4,6%), Volkswagen (3,9%), Chevrolet (3,8%) и Ford (3,1%).
«Львиная доля» (96%) парка в данном сегменте зарегистрирована на физических лиц, соответственно всего 4% оформлено на компании и организации.
Дизельные автомобили занимают в легковом автопарке РФ всего 5%. А что касается машин с правым рулем, то здесь на них приходится 8%. Впрочем, как отмечают эксперты, в разных регионах страны доля правого руля заметно отличается. Так, в Приморском крае 83% всех легковых машин – праворульные. Практически во всех субъектах Дальнего Востока этот показатель превышает 50%. Между тем, в Москве и Питере – на правый руль приходится всего 0,22% парка. В Санкт-Петербурге – 0,31%.
Сколько автомобилей приходится на 1000 жителей?
Как подсчитали эксперты агентства, в России на 1000 жителей приходится 313 легковых автомобилей. Иными словами, в среднем у каждого третьего россиянина есть машина. Если сравнивать этот показатель с европейским, то нам пока «до них далеко». К примеру, в целом по Евросоюзу на 1000 жителей приходится 569 автомобилей. При этом в бывшей советской республике – Эстонии – данный показатель еще выше (600 шт.). В Литве (452 шт.) он чуть ниже среднего, а в Латвии (342 шт.) – самый низкий в ЕС.
Интересно, что в период СССР Прибалтика выделялась высокой степенью автомобилизации на фоне остальных республик. Так, в Эстонии на тысячу человек в 1991 году было 138 легковых машин, а в Литве – 122. Иными словами, автомобиль тогда был у каждого седьмого эстонца и каждого восьмого литовца. Также очень высоким (по меркам Союза) был этот показатель в Грузии (96), Армении (91) и Латвии (89)…
Сейчас же в обеих закавказских странах ситуация с автомобилизацией населения выглядит хуже, чем в России (Грузия – 241; Армения – 170). По обеспеченности автомобилями наша страна в настоящее время уступает лишь балтийским государствам и Беларуси (323 шт.). А в советский период в России на 1000 жителей приходилось 60 легковых автомобилей, что было чуть выше общесоюзного уровня (59 шт.).
Электромобили и Luxury
Мы решили специально объединить эти два разных сегмента в одном разделе, поскольку на фоне всего российского автопарка они очень малы – на долю каждого из них приходится заметно меньше 0,1%.
На 1 января текущего года в России было зарегистрировано 10836 легковых электромобилей. Этот парк довольно «молод» – его средний возраст чуть превышает 7 лет.
Свыше 80% всех электрокаров в стране приходится на одну модель – Nissan Leaf. Практически все они поступили к нам из Японии и, соответственно, имеют правый руль. Всего же в российском парке электромобилей насчитывается 18 моделей 14 различных марок.
За последний год объем этого парка вырос на 71%, чему во многом способствовала отмена ввозных пошлин на электрокары для стран Таможенного союза.
Что касается люксовых автомобилей, то на начало года их насчитывалось почти 14 тыс. штук. При этом каждый четвертый (24%) был оформлен на юрлицо.
Средний возраст в этом сегменте составил около 10 лет. Самой распространенной маркой здесь оказывается Bentley с долей примерно 34% (т.е. каждый третий «люкс» в России). А из моделей выделяется Mercedes-Benz Maybach S-Class, доля которого равна около 26% (каждый четвертый автомобиль сегмента Luxury в стране).
Если же рассматривать географию парка люксовых автомобилей в Российской Федерации, то более 70% из них сосредоточено в трех регионах: Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Причем свыше половины (54%) приходится на столицу.
Что изменилось за 10 лет?
Помимо того, что парк легковых автомобилей с 2011-го по 2021 год вырос на 36%, эксперты отметили и целый ряд других тенденций. Так, например, доля машин отечественных марок в парке за последние 10 лет снизилась с 54% до 36%. А вот доля иномарок российской сборки, напротив, выросла с 7% до 27%. При этом доля импортируемых иномарок изменилась не так значительно (с 39% она упала до 37%).
В структуре парка по объему двигателей также отмечены расхождения с тем, что было 10 лет назад. И хотя более половины (51%) легкового парка по-прежнему приходится на машины с моторами объемом от 1,4 до 1,6 л, но снизилась доля машин с менее литражными двигателями и выросла – с более объемными. Так, доля «малолитражек» (до 1,4 л) упала с 16% до 12%, а доля машин с моторами от 1,6 до 2 л, наоборот, выросла – с 17% до 21%.
Опять же – если в 2011 году на долю автомобилей с двигателями мощностью до 100 л.с. приходилось 70%, то в 2021 году – лишь 47%. Таким образом, сегодня более половины парка (53%) занимают машины с моторами мощностью свыше 100 л.с.
Отдельно стоит отметить и такой факт: если 10 лет назад к сегменту SUV относился каждый седьмой легковой автомобиль в стране, то теперь уже каждый четвертый – это кроссовер или внедорожник. Но при этом крупнейшим сегментом по-прежнему является В, доля которого за это время сократилась с 46% до 42%.
А что с коммерческой техникой?
Также мы решили привести и несколько важных цифр, характеризующих состояние парка коммерческой техники в России.
Так, на 1 января 2021 года в нашей стране насчитывалось 4,19 млн легких коммерческих автомобилей (LCV). В отличие от легкового автопарка, здесь доля машин, оснащенных дизельными двигателями, гораздо выше – 32%.
В данном сегменте также заметно выше доля транспортных средств, зарегистрированных на юридических лиц. На них приходится 24% всех LCV в стране, что соответствует каждому четвертому такому автомобилю.
Что касается соотношения отечественных и иностранных брендов в структуре парка LCV, то на 1 января 2021 года преимущество остается за отечественными машинами. Иномарок в парке – всего 38%, соответственно 62% – это LCV отечественных брендов.
Помимо этого, в нашей стране на 1 января 2021 года числилось 3,77 млн единиц грузовой техники. При этом весь парк грузовых автомобилей целесообразно разделить еще на две подгруппы: среднетоннажные (массой от 3,5 до 16 тонн) и крупнотоннажные (свыше 16 тонн) автомобили.
В долевом отношении получилось, что 56% от общего количества грузовиков в России приходится на среднетоннажные машины (MCV), а 44% – на крупнотоннажные (HCV).
Если среди MCV доля дизельных автомобилей составляет 49%, то в сегменте HCV этот показатель равен 99%. Также стоит отметить, что основу парка среднетоннажных грузовиков образуют бортовые автомобили, фургоны и самосвалы, на долю которых в общей сложности приходится порядка 65%. А в парке крупнотоннажной техники столько же занимают седельные тягачи и самосвалы.
Структура рынка автомобилей с пробегом по маркам и сегментам
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», за 9 месяцев нынешнего года объем вторичного рынка легковых автомобилей в России практически достиг 4 млн единиц. Это на 1,9% больше, чем год назад. При этом рыночный рост наблюдается как в массовом, так и в премиальном сегменте.
На долю перепродаж автомобилей массовых марок приходится чуть более 90% всего вторичного рынка, что эквивалентно примерно 3,6 млн экземпляров (+2,1%). Лидирует здесь отечественная LADA, объем вторичного рынка которой за отчетный период превысил 1 млн машин, что на 3,6% меньше, чем в январе – сентябре 2017 года. Из иномарок россияне чаще всего приобретают подержанные автомобили Toyota (444,5 тыс. шт.; +2,3%). Также на вторичном рынке популярна продукция таких производителей как Nissan, Hyundai, KIA, Chevrolet, Ford, Volkswagen, Renault и др.
Отметим, что в ТОП-20 марок по объему рынка отрицательную динамику, помимо LADA, демонстрируют еще отечественные УАЗ (-2,9%) и ГАЗ (-17,9%). А среди иномарок в «минусе» находятся Daewoo (-6,6%) и Peugeot (-0,9%). Остальные же бренды показывают рост вторичного рынка.
На долю премиум-сегмента пришлось около 10% рынка автомобилей с пробегом. Количественно это составило 375,5 тыс. единиц (+0,6%). В тройке лидеров тут традиционно присутствуют три немецких бренда: Mercedes-Benz (93,4 тыс. шт.), BMW (85,3 тыс. шт.), Audi (71,2 тыс. шт.). Но если первые два демонстрируют рыночный рост (+0,3% и +1,7% соответственно), то третий – падение (-1,5%). При этом, кроме Audi, в отрицательной зоне расположились еще Volvo (-1,2%) и Jeep (-7,2%).
Напомним также, что ранее эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» составили рейтинг самых популярных моделей на вторичном рынке РФ.
Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2020 года, тенденции и перспективы
Посмотреть содержание
Рынок легковых автомобилей в Европе
Марочная структура рынка России
Модельная структура рынка России
Динамика продаж легковых автомобилей
Ценовые параметры рынка
Выручка от продажи автомобилей по брендам
Ценовая сегментация рынка
Лидеры продаж по классам
Региональная структура продаж иномарок
Динамика и емкость рынка автокредитования
Прогноз развития рынка легковых автомобилей РФ
Продажи легковых автомобилей в 2020 году по брендам
Подводя итоги прошедшего года, мы представляем вам очередной выпуск маркетингового отчета, подготовленного специалистами аналитического агентства «АВТОСТАТ» и посвященного российскому рынку легковых автомобилей.
В отчете «Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2020 года, тенденции и перспективы» подробно приводится статистика продаж легковых автомобилей в прошлом году, показывается их динамика и структура, рассчитывается емкость рынка, рассматриваются ценовые параметры, сегментация и др. Отдельными страницами отчета представлены итоги продаж автомобилей в Европе, а также указаны лидеры рынка по классам. Кроме того, особое внимание уделено тенденциям и перспективам рынка легковых автомобилей, о чем можно узнать, ознакомившись с прогнозом его развития на ближайшие годы. Также обращаем ваше внимание на то, что в отчете наглядно приводятся итоги продаж каждого участника российского рынка, а именно: динамика за последние несколько лет, модельная структура, ежемесячная реализация.
2020 год внес очередные коррективы в поведение рынка новых легковых автомобилей. Введение карантинных мер в условиях пандемии коронавируса в начале года практически парализовало авторынок. Существенное оживление началось во втором полугодии. Причинами ажиотажа выступили одновременно отложенный спрос и преждевременный спрос. В условиях ожидания роста цен и нарастающего дефицита у дилеров необходимых моделей и комплектаций произошел «подогрев» рынка. В итоге продажи новых легковых автомобилей в России составили 1,49 млн экземпляров, что на 8,9% меньше показателя годичной давности. Лидером авторынка России по-прежнему остается LADA, реализовавшая 329,9 тысячи автомобилей, что на 6,1% меньше, чем в 2019 году. Южнокорейские KIA и Hyundai продали 201,7 тысячи (-10,7%) и 162,2 тысячи автомобилей (-8,2%) соответственно. По расчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ», в минувшем году средневзвешенная цена одного условного легкового автомобиля на российском рынке составила 1,68 млн рублей.
Маркетинговый отчет «Рынок легковых автомобилей в России. Итоги 2020 года, тенденции и перспективы» подготовлен методом кабинетного исследования. Основными источниками информации являются данные АЕБ, ФТС, АСЕА, а также собственные базы данных и информация, полученная в компаниях-участниках рынка. Вся информация, представленная в отчете, четко структурирована и собрана в таблицы. Каждая тема проиллюстрирована графиками и диаграммами. Более оперативная оценка ситуации по ряду основных параметров содержится в наших ежемесячных обзорах российского рынка.
В 2020 году Россия вошла в ТОП-10 мировых авторынков
В рейтинге крупнейших мировых авторынков России удалось заметно улучшить свои позиции – по итогам 2020 года наш рынок вошел в ТОП-10. Такие данные в своем докладе на форуме автобизнеса «ForAuto-2021. Автомобильный рынок: итоги и прогнозы» привел директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков (полная видеозапись форума доступна по ссылке).
Напомним, что в 2020 году объем российского авторынка составил 1,6 млн новых легковых автомобилей и LCV, что на 9,1% меньше, чем в 2019-м. Несмотря на падение, его показатель был не таким глубоким, как у целого ряда других стран. Лучше, чем в России, выглядела ситуация в Китае, авторынок которого снизился на 1,9%. А в Южной Корее он даже вырос (+5,8%).
У других участников ТОП-10 падение рынка превысило 10%. К примеру, в Канаде и Италии рынки рухнули на 28% – продажи автомобилей в этих странах оказались меньше, чем в России. Это позволило нашей стране переместиться в рейтинге с 12-го места (в 2019 году) на текущее 10-е. Более того, российский авторынок едва не догнал британский (1,63 млн шт.; 9-е место) и французский (1,65 млн шт.; 8-е).
Что касается остальных стран, то крупнейшим авторынком в мире остается Китай – в минувшем году здесь продали более 25 млн автомобилей. США – на втором месте (14,59 млн шт.), Япония – на третьем (4,6 млн шт.). Результаты других представлены на картинке. Всего же общемировые продажи автомобилей в 2020 году составили 77,7 млн единиц, что на 14% ниже результата 2019 года.
Какие модели могут появиться на российском авторынке – смотрите в «Календаре новинок».
Азат Темирханов, «Автостат»: конкуренция растет, и это меняет структуру отрасли
Российский рынок легковых автомобилей развивает новые бизнес-модели
Sostav продолжает начатую недавно серию интервью с представителями отраслевых компаний. Мы задавали нашим собеседникам одни и те же вопросы, время от времени отходя от плана для уточнения деталей. Вопросы подобраны так, чтобы дать представление о состоянии отрасли: можно ли ожидать от нее быстрых изменений, а если да, то в каком направлении. Уже опубликованы интервью с Владимиром Наумовым (Marketing One), Леонидом Довлатбегяном (Perekrestok.ru), Андреем Варзуновым, («Игристые вина») и Михалом Гвяздовски, (Brainly («Знания»)). Наш сегодняшний собеседник — Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат».
— Появились ли в вашей отрасли новые технологии, которые потенциально могут вытеснить существующие? Могут ли эти новации привести к изменениям в потребительском поведении и новым бизнес-моделям?
— Если говорить об авторынке, а именно о процессе покупки автомобиля, то здесь стоит выделить два новых направления: каршеринг и подписка. И если каршеринг можно считать довольно распространенным явлением, то подписка на автомобили от автопроизводителей стартовала совсем недавно. Эта бизнес-модель работает по принципу «пользуйся, а не владей». Хотя ее уже запустили Hyundai, Volvo и Jeep, говорить о том, что она вытеснит традиционную покупку автомобиля («купи и владей»), пока рано.
В обозримом будущем каршеринг сохранит актуальность для крупных городов, к которым помимо Москвы и Санкт-Петербурга можно отнести и все города-миллионники. В средних и малых населенных пунктах нашей страны эта модель развивается не столь активно, так что говорить, что каршеринг серьезно переформатирует рынок, пока не приходится. Да, какую-то долю клиентов он «отщипывает», но она настолько незначительна, что рынок этого еще не чувствует.
На популярность новых бизнес-моделей — каршеринга и подписки — будет влиять потребительское поведение. Сегодня людям в возрасте автомобиль еще необходим: для кого-то это статус; кому-то он нужен как средство передвижения, причем безальтернативное. Но вот молодежь уже начинает задумываться — а надо ли вообще иметь собственное авто, если это стоит немалых денег, тем более, что есть другие способы передвижения. Города, в которых развита транспортная инфраструктура, станут наиболее подходящими для развития каршеринга. Пока к ним можно отнести лишь Москву, Санкт-Петербург и еще несколько городов-миллионников, но в будущем к ним могут присоединиться и другие. Здесь все зависит от стратегии городского развития и меняющихся потребностей жителей, их отношения к материальным ценностям, мировоззрения, наконец.
Почему люди пользуются каршерингом
— Изменились ли структура спроса и поведение потребителей в вашей отрасли за последние год — полтора?
— Конечно, изменились. Например, на российском рынке второй год подряд лидирует сегмент SUV (прим. — внедорожники).
Доля продаж новых кроссоверов и внедорожников в 2019 году превысила 43%, хотя до этого наиболее популярными в России были автомобили сегмента В (Hyundai Solaris, KIA Rio, модели Lada). Во многом это связано с появлением новых и относительно недорогих кроссоверов (Renault Duster, Hyundai Creta и др.), которые по цене успешно конкурируют с машинами С-класса (Ford Focus, Skoda Octavia ). Кстати, сегмент С еще в 2012 году был крупнейшим на рынке, но появление доступных моделей в других классах на фоне ухудшения ситуации в экономике и роста цен сделало его менее привлекательным.
Что касается поведения потребителей, то в нынешних непростых экономических условиях все меньше людей меняют автомобили и, наоборот, все больше ищут альтернату в виде подержанных машин. Да и как иначе, ведь за пять последних лет цены на новые автомобили выросли более чем в полтора раза, а реальные доходы населения не растут. Поэтому многие думают, а стоит ли менять машину на новую, если придется много доплачивать? Остаются варианты: либо и дальше ездить на том автомобиле, который имеется; либо поменять на подержанный, но «посвежее». В итоге растут средние сроки владения автомобилем: если 10 лет назад он составлял 3−4 года, то теперь 6−7 лет.
— Как меняется характер конкуренции?
— Конкуренция растет, и это приводит к изменению структуры рынка. Самое заметное — снижение числа дилеров. Да, появляются и новые дилерские центры, но их меньше, чем закрывающихся. Если еще в 2014 году их было более 4 тысяч, то сейчас в России 3,3 тысячи автодилеров (в обоих случаях цифры относятся к сегменту легковых автомобилей).
Произошла коррекция рынка, если можно так выразиться. В начале нулевых, т. е. до кризиса 2008 года, когда росла экономика, а вместе с ней и доходы населения, в нашей стране открылось много дилерских центров. К тому же именно тогда иностранные производители начали массово открывать в РФ собственные автозаводы. Растущий рынок предполагал, что дилерских центров должно быть много, они должны быть везде.
Но потом «что-то пошло не так» и в геополитике, и в экономике. Снизились цены на нефть, упал рубль, а вместе с ним и объем продаж новых машин. Естественно, что для ежегодной продажи 1,5 млн новых автомобилей, а не 2−2,5 млн как раньше, требуется меньше дилерских центров.
В результате усиления конкуренции дилеры начали развивать направления продаж автомобилей с пробегом. Это и понятно. Во-первых, в условиях кризиса все больше потенциальных покупателей обращает внимание на вторичный рынок. Новые автомобили за это время подорожали весьма значительно, чего не скажешь о подержанных машинах, стоимость которых ниже, да и растет не столь быстро. Во-вторых, вторичный рынок в 3,5 раза больше первичного, а значит, и возможностей для выбора автомобиля здесь больше. К тому же российский автопарк продолжает увеличиваться, что тоже создает благоприятную основу для развития вторичного рынка. Вот почему и дилеры, и автопроизводители все активнее осваивают направление продаж автомобилей с пробегом.
— Назовите несколько событий, произошедших за последний год — полтора, которые вы считаете самыми значимыми для вашей отрасли?
— Пожалуй, одним из основных факторов для авторынка за это время было периодическое возобновление программ господдержки («Первый / Семейный автомобиль»). Они позитивно сказываются на рынке, не давая ему упасть еще сильнее. Также стоит отметить открытие автосборочных заводов Mercedes-Benz (в Подмосковье) и Haval (в Тульской области). Если немецкий премиум-бренд таким способом позволяет себе не выпасть из программ госзакупок, то китайский производитель начал сборку в России новых своих моделей, которые вышли на рынок. Как итог, продажи Haval в нынешнем году выросли почти в 4 раза.
Ну, и в контексте главных событий уходящего года стоит выделить возвращение марки Opel на наш рынок — через почти 5 лет отсутствия. Интересно, что весной 2015 года немецкая марка уходила вместе с GM, а сейчас возвращается с PSA. Кстати, совсем недавно General Motors продала свой последний актив в России — 50% акций СП «Джи ЭМ — АВТОВАЗ». Теперь полноценным хозяином этого автозавода будет АВТОВАЗ.
Приложение
Структура российского рынка легковых автомобилей
Прогноз рынка новых легковых автомобилей в России, 2019 — 2025 гг., млн шт.