структура психической жизни по з фрейду

Теория личности по Зигмунду Фрейду

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вундта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью предопределено, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Далее мы рассмотрим теорию личности Фрейда как основу всех дальнейших исследований, таких как психоаналитическая терапия, психоанализ и многое другое.

Структурная теория личности

1. Топографическая модель уровней сознания
Согласно топографической модели в психической жизни можно выделить три уровня: 1) сознание, 2) подсознательное, 3) бессознательное.

Уровень «сознание» состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область подсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно
представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания.
Область бессознательного во многом и определяет наше повседневное
функционирование.

2. Структурная модель личности
Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры:
1) ид (оно), 2) эго, 3) суперэго. Это и было названо структурной моделью личности.

Рассмотрим поподробнее все три структуры.

*Ид
Слово «ид» происходит от латинского «оно», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, продолжение рода и наполняет наше поведение энергией.
Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.

Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель
которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.
Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.

*Суперэго
Суперэго – последний компонент развивающейся личности,
функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает
способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и
возникновение чувства вины у ребенка.

Поощрительный аспект суперэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.
Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает, поведение человека полностью предопределенным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое.

Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.

Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гомеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью предопределено, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.

Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии,успешно применяемой в настоящее время.

Источник

Структура личности по Фрейду

Трёхкомпонентная психическая структура личности, предложенная Фрейдом в качестве основного подхода к исследованию психики, была изложена им в работе «Я и ОНО» в 1923 году.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психиатр, основатель психоанализа. К наиболее значимым достижениям Фрейда в психологии можно отнести предложенную им психическую структуру личности, понятие защитных механизмов и методику психоанализа.

Принимая во внимание научные открытия своего времени и достижения в различных областях знания, Фрейд сумел предложить очень удачную «конструкцию» личности, используемую многими современными психологами и по сей день. Предложенная структура личности по Фрейду имеет оригинальный целостный характер, соединяющий в себе, с одной стороны, природную составляющую индивида, с другой – влияние социальной среды на формирование и развитие личности.

Понятие психологической защиты, предложенное Фрейдом в 1894 году в качестве неосознаваемого психического процесса, впоследствии также органично вошло в различные направления и теории. А методика психоанализа, которую использовал в своей классической концепции Фрейд, является, пожалуй, первым образцом системы, позволяющей затронуть внутренние процессы личности в терминах сознания.

Фрейд, 1926 год. Автор фото Ferdinand Schmutzer.
Источник: собрание свободных медиафайлов Википедии.

Зигмунд Фрейд: Я и ОНО

Структура личности у Фрейда представлена в виде трёх основных составляющих психики: Я (Ego), ОНО (id) и Сверх-Я. Давайте остановимся на них чуть подробней.

Я (Ego), в свою очередь, само состоит из трёх составляющих: сознательного, предсознательного и собственного бессознательного.
Я является посредником между внутренним и внешним миром (между ОНО и Супер-Я), сохраняя равновесие посредством защитных механизмов. «Я старается заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в ОНО, принципом реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность ОНО, содержащему страсти» (1, стр. 152).

Сознательное – это все восприятия, которые в данный конкретный момент нами осознаются: приходящие извне, а также изнутри (ощущения), наши мысли и умозаключения (1, Я и ОНО). Система восприятия при этом выступает как ядро личности.
Предсознательное – это то, что когда-то было сознательным. Состояние осознанности быстро проходит. Восприятия и представления в данный момент, через какое-то время перестают быть таковыми и переходят в разряд предсознательного (1).
Бессознательное нашего Я (Ego) формируется посредством сознания, которое пополняет не только предсознательное (ранее осознанное), но и гораздо большее, то, что мы, воспринимая – не осознавали! (1).

Сознание человека входит в структуру Я, но работает как на сознательную, так и на бессознательную часть нашего Я(Ego), зачастую одновременно. Иногда сложная интеллектуальная работа происходит неосознанно, например во время сна. Сознание даже ночью руководит цензурой сновидений (1).
Сознание – ключевой момент сознательного. Всё наше знание проходит через сознание. Даже часть нашего ОНО через внутренние мыслительные процессы, слова и восприятие, может стать осознанным, а следовательно, перейти в наше Я(Ego) (1).

структура психической жизни по з фрейду

Структура личности по Фрейду.
Автор картинки неизвестен.
Источник: интернет-журнал по психологии «Развитие».

Бессознательная часть структуры личности по Фрейду
и моральные установки

ОНО (id) – это бессознательная часть психики, совокупность инстинктивных влечений. «Индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное ОНО, на поверхности которого покоится Я» (1, Я и ОНО, стр.151).
По отношению к ОНО составляющая Я подобна всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади. Но зачастую Я лишь воплощает волю ОНО в действие, как будто бы это было его собственной волей (1).
«Вытесненное» при этом сливается с ОНО и становится его частью. С одной стороны, вытесненное благодаря сопротивлениям вытеснения резко обособлено от Я, с другой – сливаясь с ОНО, благодаря восприятию может вновь вернуться к структуре Я в качестве нового своего «заместителя» (1).

Сверх-Я (Super Ego) – это моральные установки человека, сформировавшиеся посредством идентификации с родителями и другими окружающими людьми. «Будучи маленькими детьми, мы знали этих высших существ, удивлялись им и испытывали страх перед ними, впоследствии мы приняли их в себя самих» (1, Я и ОНО, стр. 163).
В дальнейшем роль родителей переходит к учителям и авторитетам, осуществляя в качестве правил и запретов моральную цензуру.

Защитные механизмы

Защитный механизм – термин впервые был введён Фрейдом и подразумевал неосознаваемый психический процесс, направленный на снижение эмоционально-негативных переживаний.
При жизни сам Фрейд выделял чуть меньше десяти таковых, отмечая, что действуют они комплексно, в совокупности друг с другом. В дальнейшем его дочь Анна и другие единомышленники увеличили этот перечень до нескольких десятков.

Впоследствии термин «прижился» и вошёл в общеупотребительный лексикон психологов различных школ и направлений. При этом следует отметить, что нет какой-либо общепринятой классификации для психологических защит, представители разных направлений используют этот термин со своими характерными особенностями (2).
Из наиболее известных психологических защит можно выделить следующие: проекция, вытеснение, замещение, рационализация, отрицание и регрессия.

Как уже упоминалось выше, заслуга Фрейда заключается в том, что он создал первую структуру личности, которая давала возможность проникнуть и попытаться понять скрытый внутренний мир другого человека. Методика классического психоанализа включает в себя ряд методов и технических приёмов (техник) для последовательного прохождения определённых психических процессов, которые и характеризуют её особенности.

Метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и метод неосознаваемых действий и оговорок лежат в основе классического психоанализа. Подход использует такие процессы как: перенесение, контрперенос, переработка и преодоление сопротивлений анализируемого, процесс катарсиса. Технические приёмы оговаривают поведение психоаналитика во время сеанса и рекомендации по восприятию материала. Организационные моменты затрагивают гарантии и область применения.

В современных направлениях психоанализа осталось немного от методики классической концепции Фрейда. Удачное название, имидж и сложившаяся ранее организация дела позволяют неплохо существовать этим направлениям и поныне. Более подробно о классическом психоанализе Зигмунда Фрейда будет рассказано в следующей статье.

Литература:
1. З. Фрейд. По ту сторону удовольствия \ З.Фрейд: Пер. с нем.– Мн.: Харвест, 2004.
2. З. Фрейд. Материал из Википедии.
3. З. Фрейд. Толкование сновидений \ под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой, А. М. Боковикова. – М.: Фирма СТД, 2005.

Вернуться к меню навигации на главной странице сайта: Чем интересна психология? Что она может дать?
Все тексты авторские. Полное или частичное использование материалов сайта разрешается с указанием прямой ссылки на источник.

Источник

Реферат «Психодинамическая теория З.Фрейда»

структура психической жизни по з фрейду

Кафедра _Психологии и педагогики

Рейтинговая работа _________________Реферат________________________

(домашняя творческая работа, расчетно-аналитическое задание, реферат, контрольная работа)

по дисциплине _ _Психология личности_____________________________

Тема Зигмунд Фрейд: психодинамическая теория личности .

Выполнена обучающимся группы УЗДтс 28.2/Б-19

Вергелес Екатериной Александровной

(фамилия, имя, отчество)

Преподаватель Алямкина Екатерина Анатольевна

(фамилия, имя, отчество)

Введение

Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.

А что же еще надежно скрыто в нашем подсознании? Ответить на этот вопрос австрийский психолог, психиатр и невролог Сигизмунд Шломо Фрейд, ныне известный как Зигмунд Фрейд пытался жизнь.

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрайберг (современная Чехия).

Его отец — Якоб Фрейд, был женат во второй раз, от первого брака у него было двое сыновей. Занимался он торговлей тканями. Мать Зигмунда – Натали Натансон, была вдвое моложе отца.

Дальнейшее постшкольное обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.

«Невро з приводит к конфликту между сознательным и бессознательным». (Фрейд З., 2017)

Источником, дающим толчок ра звитию личности, по мнению Фрейда, выступают врожденные биологические инстинкты (бессознательное), которые порождают сексуальные влечения. Между бессознательным и влечениями, с одной стороны, и между сознательным и установленными моральными нормами, с другой, происходит непрерывное динамическое взаимодействие. Регулируется оно поведением человека. Победа чаще всего остается за бессознательным.

Пытаясь объяснить эту закономерность, доктор Фрейд положил начало психодинамической теории развития личности, более известное название которой «Классический психоанализ».

В дальнейшем его ученье о психоанализе оказало огромное влияние на становление большинства наук, дало толчок развитию психологии XX столетия, осветив фундаментальные вопросы об «устройстве» внутреннего мира человека (типографическая и структурная модели психики).

Концепции и исследования Фрейда не теряют своей актуальности и сегодня. В медицине широко используется психодинамические техники и практики, в психологии применение получили методы психоанализа, главным образом, в области психотерапии и консультирования по вопросам, связанным с внутренними переживаниями пациентов. Своим развитием, как научной дисциплины, сексология обязана психосексуальной теории развития личности.

Во все времени родители оказывают помощь в развитии собственных детей, пытаясь посмотреть на окружающую действительность детскими глазами. Фрейд предложил свои 5 стадий развития психики ребенка, в основе которых лежит сексуальность.

На каждой стадии формируются определенные качества личности. Их будущее проявление зависит от благополучного или неблагополучного прохождения стадии развития. Что напрямую зависит от отношения родителей к ребенку.

Труд Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», написанный еще в 1900 году, имеет ошеловительную популярность не только в попытках объяснить бессознательное, но и в лечении человеческой души.

Цель: изучить психодинамическую теорию развития личности З. Фрейда.

Достичь цели поможет решение следующих задач:

· проанализировать фрейдовскую психодинамическую теорию развития личности;

· рассмотреть типологическую и структуную модели развития личности по Фрейду, опираясь на научную литературу;

· описать механизмы психологической защиты.

1. Психодинамическая теория развития личности З. Фрейда

Психодинамическая теория развития личности более известна как «Классический психоанализ».

Изначально психоанализ Фрейд использовал в качестве метода диагностирования и лечения психозов.

Позднее, многолетний опыт и врачебная практика, позволили доктору представить психоанализ как полноценную концепцию развития психики.

Основами психоанализа Фрейд считал: 1) типографическую модель личности, 2) трехмерную структуру личности – структурная модель, 3) механизмы психологической защиты. Им будет посвящена отдельная глава.

Психоаналитическая теория строится на двух принципах:

2. Принцип психического детерминизма. Ни одно психическое проявление не бывает случайным, непроизвольным. Все они уходят корнями в раннее детство.

Установить связь детского опыта и нынешних проявлений, распознать бессознательное существуют специальные методы: метод свободных ассоциаций, толкование сновидений и употребление случайных оговорок и ошибок.

Метод свободных ассоциаций. Считается основным методом в психоанализе, поскольку дает наиболее полную картину о состоянии пациента. Расслабившись в кресле и погрузившись «в себя», клиент говорит все, что приходит ему в голову: слова, выражения, непристойные мысли. Главная задача психоаналитика в этот момент – внимательно слушать, чтобы затем истолковать услышанное и дать адекватную оценку реальному поведению пациента.

Фрейд утверждал, что первая произнесенная ассоциация – самая важная. Она содержит в себе забытое.

Анализ сновидений. С помощью этого метода можно раскрыть скрытое в глубине мозга. Чем запутанней и непонятнее сновидение, тем более значимо его содержание. «Результатом многочисленных клинических наблюдений стала убежденность Фрейда в том, что сны можно понимать и истолковать как символическое удовлетворение желаний и что в их содержании частично отражаются ранние детские переживания». (Ларри Хьелл, 1997, стр. 103)

Клиенту предлагалось записывать свои ночные видения ежедневно в дневник. Затем доктор, опираясь на записи, истолковывал сны и мог разобраться в реальном психическом состоянии.

Анализ ошибок и оговорок. Случайные оговорки и ошибки в движениях не что иное, как «выход» скрытых желаний, которые по каким – либо причинам человек не может озвучить. Выражение «оговорка по Фрейду» появилась благодаря этому методу.

2. Модели развития личности по З. Фрейду

2.1 Типологическая модель

Понятие «личность» встречается практически во всех науках, которые тем или иным способом связаны с человеком и отношениями в обществе.

Обусловлено это тем, что человек как личность сочетает в себе множество аспектов, представляющих интерес для разных наук.

Так, ученый – юрист Рыбаков О.Ю. полагает, что «личность есть субъект права и отношений, им регулируемых, она обладает соответствующим уровнем юридической культуры, сознания, юридическим статусом».

С педагогической точки зрения ученые говорят о личности, как о «неповторимой индивидуальности, обладающей определенными задатками, возможностями, которые позволяют ей в известной степени реагировать на воздействие педагогического процесса». (Сластенин В.А., 2014, стр. 123)

Бехтерев В.М., объединив точки зрения многих отечественных и зарубежных светил в области изучения психологии личности, писал: «кроме объединяющего начала, под личностью следует понимать и направляющее начало, которое руководит мыслями, действиями и поступками человека». (Бехтерев В.М., 1999, стр. 231)

Представители различных научных областей и направлений, трактуя понятие личности, сходятся в одном: личность – некая структура, часть человека, которой подвластны поступки, мотивы и деятельность.

Конечно же, нельзя не упомянуть слова Зигмунда Фрейда: «личность – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил». (Обухова Л.Ф., 1996, стр. 73)

Исследуя своих пациентов с неврозами, Фрейд пришел к выводу, что это заболевание родом из детства. Большинство детских переживаний имеют сексуальную природу: любовь и ненависть к близким, ревность братьев и сестер, воспитание бабушками и т.д. Перенесенные стрессовые ситуации в раннем возрасте, дают негативные реакции во взрослой жизни.

Пациенты настойчиво отрицали выдвинутые Зигмундом предположения, и лишь, пройдя множество психоаналитических сеансов, начинали понимать неосознанное влияние детских стрессов на то, что они говорят и делают сегодня. Предметом для исследования Фрейд считал, именно эти неосознанные влияния.

Изначально, ученый разбивал психику на три составляющие: сознательное, предсознательное и бессознательное. Это типологическая модель. По его мнению, «уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени». (Столяренко Л.Д., 2000, стр. 34) Этот уровень охватывает ничтожно малый процент информации, хранящейся в нашем головном мозге. Часть информации может «всплывать» на короткий период времени, а затем переходить на другие уровни – предсознательного и бессознательного.

Предсознательные данные, часто называемые «доступной памятью», представляют собой накопленный опыт, который на данный момент не осознается, но может возникнуть в памяти в любой момент.

Бессознательное – самая загадочная и в то же время самая значимая область психики. Она «представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены…». (Столяренко Л.Д., 2000, стр. 34) Однако именно они определяют поведение, управляют действиями и словами человека в данный момент, являясь абсолютно недоступными сознанию.

2.2 Структурная модель психической жизни

Позже, более углубленно изучив свои исследования и наблюдения, доктор Фрейд предложил другую модель личности, выделив три структурных элемента: «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» (структурная модель психической жизни).

«ОНО» (ИД) можно сопоставить с бессознательным. Представляет собой совокупность врожденных инстинктов, имеющих сексуальное и агрессивное начало. «ОНО» насыщенно сексуальной энергией – «либидо». (Столяренко Л.Д., 2000, стр. 34) По мнению Фрейда, этот элемент психики подчиняется первому принципу – принципу удовольствия. ИД подчиняется рефлексам и первичному процессу. Рефлекторными реакциями служат простые неконтролируемые ответные реакции организма на внешний раздражитель (например, чихание, моргание, слюноотделение и т.п.), помогающие снять возникшее напряжение. Первичным процессом же является более сложный ответ на возбудитель (примером служит сновидение, в котором человек пытается осуществить свои желания).

структура психической жизни по з фрейду Рис. 1

Эта модель наглядно иллюстрирует становление личности от младенца с врожденными инстинктами до полноценного независимого субъекта с навыками самооценивания и самоконтролирования, подчиняющегося общественным нормам, правилам и законам.

2.3 Механи змы психологической защиты

Выше уже упоминалось о том, что между всеми структурными единицами в норме существует равновесие, которое при малейшем давлении склоняется в ту или иную сторону. ИД управляет врожденными инстинктами, которые должны быть непременно удовлетворены. К сожалению, или к счастью, некоторые потребности не соответствуют установленным общественным нормам. В этом случае вступает СУПЕР – ЭГО. Оно осуществляет контроль за исполнением правил и подавляет «неправильные» желания. Компромисс между противоборствующими элементами психики достигается за счет ЭГО. Если конфликт долго не разрешается, человек становится психически нездоровым, попросту невротиком. Поддерживать свое психическое состояние он может только с помощью психологических защитных механизмов. Каждый человек обладает уникальным набором таких механизмов. Опишем пять типов защиты, которые, по мнению З. Фрейда, встречаются чаще других:

ü вытеснение – «непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики». (Столяренко Л.Д., 2000, стр. 36) Вытесненные желания с течением времени подавляются (забываются), но оставляют болезненные проявления в виде головных и суставных болей, язв, сердечно – сосудистых заболеваний и т.п.

Фрейд выделял: 1) полное подавление – когда внутренние переживания настолько подавлены, что человек вовсе забывает, что они существовали, но тем, ни менее они продолжают оказывать влияние на его поведение и поступки; 2) вытеснение – частичное подавление болезненных побуждений, человек борется с их проявлением, старается не думать об этом, но забыть полностью не представляется возможным. В скором времен переживания «вырываются наружу» в виде аффективных реакций и поступков;

ü проекция – человек осознанно или бессознательно переносит свои чувства, желания, побуждения другим людям или окружающим предметам. Таким образом, человек снимает с себя вину за личностные недостатки и неблаговидные поступки. «Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому – то своих негативных личностных характеристик». (Ларри Хьелл, 1997, стр. 90)

Наглядный пример проекции приводит Анна Фрейд: « речь идёт об одном муже, который испытывает бессознательные импульсы изменить своей жене […] Возможно, он сам вообще не подозревает об этих своих желаниях, но они потихоньку «вылезают» из его ИД и создают ощущение тревоги. Чтобы смирить своё беспокойство, мужчина проецирует собственные желания на жену, он становится ужасно ревнивым и обвиняет жену в неверности, даже если нет ни малейших подтверждений его подозрений. В качестве другого примера можно привести женщину, которая боится стареть и начинает всем говорить, как плохо выглядят и как постарели её друзья и знакомые. Люди, о которых идёт речь, не изображают что-то и не лгут, они искренне верят в свои проекции» (Хок Роджер, 2006, стр. 384) ;

ü регрессия выражается в возврате к детским моделям поведения. Яркое проявление регрессии – в ситуациях сильного возбуждения человек грызет ногти, портит вещи, капризничает. Фрейд объясняет это тем, что, стараясь уйти от переживаний, индивид погружается в наиболее безопасное и защищенное состояние, в детский возраст;

ü рационализация сопоставима с маскировкой. Человек старается оправдать неприемлемое поведение или несовершенное из-за глупости действие. На самом деле эти оправдания и объяснения не истинные, а истинные причины так и остаются не осознанными. Наиболее часто употребляемый тип такой защиты Фрейд окрестил рационализация по типу «зелен виноград». Такое название подсмотрена в басни Эзопа о лисице, которая, не дотянувшись до грозди винограда, посчитала, что ягоды еще не созрели.

ü сублимация – замещение. «Сублимация по Фрейду — явление положительное, позволяющее снизить психическое напряжение человека, подталкивающее к саморазвитию и полезной деятельности. Способность менять первоначальную сексуальную цель на иную, несексуальную, но психологически ей близкую». [1] Анализируя краткие характеристики механизмов психологической защиты, можно увидеть, что сублимация самый осмысленный и здравый способ контроля над непристойными желаниями. Сексуальная энергия находит выход в другом проявлении, приемлемом в обществе.

Каждый человек, так или иначе, использует эти и другие механизмы, защищаясь от внутренней и внешней угрозы. Доктор Фрейд писал, что это играет нам во вред только тогда, когда мы полностью полагаемся на оборонительную силу. «Страшнее» становится в том случае, когда защита искажает реальность.

Заключение

Психоаналитическая или психодинамическая теория, как и другие концепции З. Фрейда вызывают множество вопросов и противоречий, неустанно критикуются одними учеными и, напротив, являются постулатом для других.

Так, Карл Юнг и Альфред Адлер, хоть и являлись учениками Фрейда, все же высказывали иную точку зрения: они считали, что основой развития выступают социальные факторы и чувство неполноценности.

К ярым критикам положений Зигмунда относится Карен Хорни. В научных работах Карен подчеркивала значимость социокультурных влияний на личность.

Американский психоаналитик Э. Эриксон, напротив, на фрейдовской теории базировал свою психосоциальную концепцию развития.

Мнения современных специалистов также неоднозначны. Издательское агентство «Омск Здесь» осветил два противоположных экспертных суждения о концепции Фрейда, приуроченных к 80-летию со дня смерти ученого.

На мой взгляд, психодинамическая теория Зигмунда Фрейда, имеет право на существование. Она применяется не только в лечении психических расстройств, но и разъясняет обычным людям мотивы их поступков, помогает избавиться от тревог и беспокойства, учит справляться с агрессивными порывами путем сублимации.

Описав структуру психи и сознания человека, доктор Фрейд дал нам шанс взрастить поколение свободное от страхов и аддикций. А это, чего нам так не хватает в современном мире.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *