страсти христовы актер сыгравший иисуса
Главный актер «Страстей Христовых» перенес операции на сердце после съемок
О своем тяжелом опыте на съемочной площадке актер сообщил в интервью LadBible. Фильм «Страсти Христовы» реконструирует 12-часовую казнь Иисуса Христа, когда он был распят. Джеймс Кэвизел назвал свою работу «мучением». 35-летний актер несколько недель провел голым на кресте, пока шла съемка мук Иисуса. Мэл Гибсон специально отказался от работы в павильоне, чтобы добиться натуралистического эффекта.
Во время Нагорной проповеди в Джеймса попал разряд молнии, и он даже получил рану на спине длиной 35 сантиметров во время сцен бичевания Христа. Актер также вывихнул плечо, неся крест по пути к Голгофе, заболел одновременно пневмонией и легочной инфекцией из-за холода и непостоянной температуры. Более того, из-за настоящих цепей, которые на своих плечах нес Джеймс Кэвизел, он постоянно испытывал дискомфорт из-за царапин и других повреждений.
Съемки «Страстей Христовых» длились пять с половиной месяцев в «полевых условиях». После испытанного стресса актер перенес две операции на сердце, одна из которых была открытой.
Тем не менее Джеймс Кэвизел счастлив, что смог принять участие в таком масштабном и важном проекте, как «Страсти Христовы». Фильм Мэла Гибсона в 2004 году собрал в прокате более 600 миллионов долларов и стал финансовым прорывом.
Сейчас Мэл Гибсон и Джеймс Кэвизел работают над продолжением «Страстей Христовых», где актер вновь сыграет Иисуса из Назарета. Фильм расскажет о событиях, которые происходили за три дня между распятием и воскресением Иисуса Христа.
Трудно быть богом: Кто из актеров сыграл в кино Иисуса Христа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Впервые Мессию на экранах зрители увидели в 1897 г. в американском фильме «Инсценировка страданий Христа в Горжице», где главную роль исполнил Джордан Виллошко. В 1927 г. вышел первый полнометражный фильм о Христе «Царь Царей», где главную роль сыграл звезда немого кино Генри Уорнер. Перед съемками ему пришлось подписать контракт, в котором главным условием работы был отказ от публичных действий, «бросающих тень» на его персонажа, причем к «неподобающему поведению» отнесли даже игру в теннис. Перед каждым съемочным днем актера гримировали, а потом везли на площадку в машине с непрозрачными стеклами. Степень ответственности была так высока, что Уорнер даже начал тайком выпивать в одиночестве. Ситуацию усугубляли и экзальтированные поклонники, один из которых написал актеру: « Каждый раз, когда я думаю о Господе, я вижу перед собой Ваше лицо ». Несмотря на коммерческий успех фильма, многие критики разнесли его в пух и прах, считая, что « Христос в исполнении Уорнера излишне подобен иконе, а фильм иногда превращается просто в иллюстрацию ».
С похожими трудностями столкнулся и Макс фон Сюдов, который сыграл Христа в фильме «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» в 1965 г. Съемки продолжались почти год, и актер жаловался на то, что за это время люди словно начали ожидать от него в жизни какого-то другого поведения, даже друзья стали вести себя отстраненно. И ему понадобилось 8 месяцев, чтобы после этой невероятно сложной и ответственной роли «вернуться в себя».
Для испанского студента Энрике Ирасоки роль Христа в фильме «Евангелие от Матфея» стала дебютной в кино. Несмотря на то, что он не был профессиональным актером, фильм классика итальянского кино Пьера Паоло Пазолини признали одной из самых впечатляющих работ о Христе. После этого Энрике сыграл еще две роли и ушел из кино. Он занимался экономикой и филологией и стал известным шахматистом.
Одной из канонических версий библейской истории с канонической интерпретацией образа Христа называют фильм легендарного режиссера Франко Дзефирелли «Иисус из Назарета» 1977 г. Главная роль досталась актеру Роберту Пауэллу, который так удачно справился со своей задачей, что, говорят, Ватикан даже предлагал ему деньги за то, чтобы он больше нигде не снимался. Актер отверг это предложение и построил успешную кинокарьеру. А об этой работе позже говорил: « Роль Иисуса – одна из тех, про которую ты думаешь: «Хоть бы предложили!» Но если уже предложили, это тот творческий вызов для актера, который нельзя не принять ».
В экранизации знаменитой рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в 1973 г. главную роль сыграл рок-музыкант, композитор и певец Тед Нили. Изначально он проходил пробы на роль Иуды, но в результате получил роль Христа. Интересно то, что он опоздал на кастинг и решил приехать в костюме и гриме Мессии прямо в отель к режиссеру. И так его впечатлил, что был утвержден! За эту роль Тед Нили был номинирован на «Золотой глобус». Изначально идея представить библейский сюжет в жанре рок-оперы казалась кощунством, но эта постановка была настолько популярной, что до сих пор идет на сценах театров мира.
Одним из самых скандальных стал фильм «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе. Режиссер предложил оригинальную интерпретацию библейского сюжета – размышление о том, какой могла бы стать земная жизнь Христа, если бы он остался в живых и обзавелся семьей и детьми. Церковь не раз пыталась запретить этот фильм к показу, на режиссера и актера, сыгравшего главную роль, – Уиллема Дефо – обрушился гнев верующих. Столь вольную трактовку Нового Завета критики называли откровенной ересью, хотя в начале фильма и было предупреждение о том, что он не претендует на статус экранизации Евангелия. Позже Уиллем Дефо говорил, что только удивительная наглость позволила ему тогда полагать, что он справится с ролью Христа – до этого он играл в кино негодяев. Однако он действительно справился, хотя за эту работу он едва не поплатился здоровьем: для того, чтобы его взгляд был более выразительным, гримеры применяли капли, расширяющие зрачки, и однажды актер из-за этого ослеп на 3 дня. К счастью, позже зрение восстановилось.
То, что его фильм может вызвать скандал, предполагал и Мел Гибсон, когда приступил к съемкам «Страстей Христовых». Поэтому сразу же спросил актера Джеймса Кэвизела, приглашенного на главную роль: « Ты ведь понимаешь, что после этого ты в этом городе больше работать не сможешь? ». Во время съемок актер получил массу травм: из-за толстого слоя грима его тело покрывалось волдырями, и он не мог спать, в сцене бичевания его ударили хлыстом так, что на плече навсегда остался шрам, он вывихнул плечо и получил кровоподтеки под глазами. Но эта роль стала самой известной в его кинокарьере и принесла ему невероятную популярность. А фильм действительно подвергся критике из-за того, что многие сцены в нем были показаны слишком реалистично и жестко, и вошел в число самых скандальных и дискуссионных в истории кино.
Одной из самых спорных и скандальных стала роль Иешуа и для Сергея Безрукова в фильме «Мастер и Маргарита». Многие ставили ему в укор то, что он согласился на эту работу после роли бандита Саши Белого в сериале «Бригада». Хотя сам он не уставал повторять, что играл не Христа, а персонажа романа Михаила Булгакова по имени Иешуа. В одном из интервью он сказал: « Сыграть Иисуса Христа невозможно. Более того – это не под силу ни одному актеру на земле, ибо все мы простые смертные люди, а он был Богочеловеком… Единственное – мы можем попытаться сыграть наше представление о нем ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Страсти Христовы»: истории со съемок
Евангелия и мертвые языки
Мэл Гибсон рос в семье католиков-традиционалистов и всегда живо интересовался христианством, так что обращение в творчестве к религиозной тематике было лишь вопросом времени. Впервые Гибсон заговорил о картине о страстях Христовых в конце 80-х годов, то есть, еще до своего режиссерского дебюта. Однако разработка сценария потребовала многих лет.
Гибсон решил перенести на экран последние двенадцать часов жизни Иисуса. За основу он взял все четыре канонических Евангелия, а также отдельные фрагменты из Ветхого и Нового Заветов, в том числе, например, из ряда псалмов или из откровения Иоанна Богослова. Также за вдохновением авторы обращались к многочисленным теологическим комментариям и художественным переосмыслениям страстных событий, например, к книге немецкого писателя XIX века Клеменса Брентано «Страдания Господа нашего Иисуса Христа». В целом же повествование выстраивалось в максимальном соответствии с тем, как события описаны в христианских текстах.
Отдельной и достаточной уникальной задачей, связанной с драматургией фильма, стал язык общения героев. Гибсон не хотел использовать английский по ряду соображений. Прежде всего, он стремился к максимальному погружению в действие, а потому считал, что современная речь будет выбивать зрителя из истории. И наоборот — языки, адекватные времени истории, способствовали бы убедительности. А понимать суть разговоров, по мысли Гибсона, аудитория будет в любом случае. Во-первых, потому что история Христа всем хорошо знакома. А во-вторых, потому что Гибсон планировал опираться на выразительный визуальный ряд.
Любопытно, что режиссер монтажа Джон Райт говорит, что из-за непонятных для зрителя языков относился к картине на монтаже как к немому кино. Впрочем, в итоге Гибсон чуть отказался от радикализма своей идеи, добавив в фильм субтитры.
Сценарий картины сначала был написан Гибсоном вместе с Бенедиктом Фицджералдом на английском языке. Затем реплики были переведены на вульгарную латынь и специально реконструированный арамейский язык. Во времена Христа также был распространен общий греческий, однако Гибсон решил ограничиться использованием только двух языков, чтобы зритель мог отличать римскую речь и семитскую.
Переводом занимался иезуит и исследователь древних языков Уильям Фулько. Он признает, что речь в фильме может не на 100 процентов совпадать с речью того времени, однако считает, что удалось добиться максимально возможного соответствия. В сценарной записи для актеров и режиссера текст построчно разбивался на английский, необходимый древний язык и его транскрипцию. Так актерам было проще заучивать реплики и произносить их с полным пониманием.
Внимание к языку сказалось на темпе съемок. Если Фулько был недоволен произношением, то Гибсон делал дубли до тех пор, пока актер не добивался нужного произношения.
Молния для главного актера
То, что фильм снимался на древних языках, развязывало Гибсону руки в плане кастинга. Действительно, фильм впечатляет многонациональностью актерского состава.
Главная роль Христа досталась Джеймсу Кэвизелу. По мнению Гибсона, он был единственным американским актером, подходящим для роли. В том числе потому, что Иисуса режиссер видел мужественным и достаточно крепким. Кэвизел с его ростом 1.88 и спортивным телосложением подходил. Тем более это было оправдано, что на экране предстояло показать серьезные физические испытания — человек с менее героической внешностью тут был бы не убедителен. Кроме внешних данных, Гибсон отмечает, что Кэвизел впечатлил его умением погружаться в образ и жить в роли в предлагаемых обстоятельствах. Терпеливость и сговорчивость актера, надо полагать, режиссер тоже оценил.
Румынку Майю Моргенштерн, сыгравшую Деву Марию, Гибсон выбрал, увидев случайно ее крупный план в одной из картин 90-х годов. Режиссер сразу понял, что только эта актриса подойдет на роль в фильме — по мнению Гибсона, в ней была способность показать принятие мук, переживание страданий с достоинством и сдержанной эмоциональностью.
Гибсон хотел обойтись без звездных имен в картине, поскольку опасался, что присутствие популярного актера будет отвлекать от сути фильма. Однако каждый раз при обсуждении кандидатки на роль Марии Магдалены авторы упирались в кандидатуру Моники Беллуччи — она очевидно подходила лучше всех. Так что Гибсон согласился позвать ее в картину и, по его признанию, в итоге об этом не пожалел.
Во второстепенных персонажах Гибсону была важна фактурность, не идеальная, но зато выразительная внешность, а также способность к работе с языками. В ролях второго плана и эпизодах преимущественно были задействованы актеры из Италии (Франческо Де Вито — Петр; Розалинда Челентано — Сатана; Лука Де Доминичис — Ирод), но также были исполнители из других стран, например, из Болгарии (Христо Шопов — Пилат), Швейцарии (Джаррет Дж. Мерц — Симон Киринеянин), Франции, Туниса, Марокко. На площадке Гибсон работал с актерами через переводчика, но, как отмечает Беллуччи, чаще он предпочитал не рассказывать, а показывать. В этом плане, конечно, большим подспорьем для Гибсона было то, что он сам актер.
Конечно же, о страстях Джеймса Кэвизела на картине необходимо поговорить отдельно. Так, из-за интенсивности съемок и серьезного грима Кэвизел почти не спал. Кроме того, ему нужно было носить терновый венец, давивший на голову, и грим синяков, из-за которого один глаз почти не видел. В результате актера все съемки преследовала мигрень.
Ради реализма Кэвизелу приходилось таскать не бутафорский крест, а вполне настоящий, весом 70 килограммов. В одной из сцен падения актеры-римляне должны были поймать крест, но не успели, так что конструкция едва не раздавила актеру голову.
Отдельной сложностью была поза распятого. Даже при хорошей физической подготовке Кэвизел вспоминает, что мог продержаться на кресте не более 8-10 минут. Артист едва не получил обморожение, так как натурные съемки проходили осенью-зимой, и в то время, как вся группа была в пуховиках, Кэвизел оставался практически голым. А еще в актера во время съемок сцены распятия ударила молния. И он остался жив и невредим. Это знак.
Грим и спецэффекты
«Страсти Христовы» — один из самых жестоких и кровавых фильмов в истории мирового кино. Конечно, Гибсон не хотел уходить в экстремальную эстетику, но определенная степень натурализма режиссеру была необходима. Он хотел показать страсти Христовы не отстраненно или абстрактно, а максимально буквально, реалистично жестоко.
Художник пластического грима Кристен Тинслей отмечает, что Кэвизел ни в одном кадре фильма не появляется просто самим собой — на нем обязательно есть хотя бы парик и какие-то элементы грима. Всего Тинслей разработал девять различных комбинаций грима для изменения героя по ходу действия: от Тайной вечери до снятия с креста.
Для Кэвизела необходимо было сделать комбинации пластического грима лица, всей поверхности тела, зубные протезы, парики, бороды. При этом важной задачей было разработать такой пластический грим, который бы позволял актеру сохранять подвижность. Большое количество элементов требовало долгой работы. Чтобы это время сократить, использовался метод 3D-трансферов (грубо говоря, трехмерные объемные переводилки), которые наносились на тело и имитировали раны, шрамы, ссадины и прочие увечья. Чтобы наносить этот грим, для Кэвизела даже было разработано специальное кресло. 3D-трансферы позволили урезать время грима с восьми часов до двух.
Реализма в сценах бичевания Христа позволили добиться визуальные эффекты. В действительности в руках актеров, игравших воинов, были только рукоятки, с которыми они изображали нанесение ударов, а кнуты и плети, как бы контактирующие с телом, добавлялись на постпродакшне средствами компьютерной графики.
Следы ранений же делались средствами пластического грима, который потом до нужной поры, опять же с помощью графики, убирался. Когда Кэвизел снимался со стороны лица, актеры-воины могли использовать реальные кнуты. Только били они по перегородке, стоявшей за спиной главного героя. Правда, дважды по Кэвизелу попали по-настоящему, промахнувшись мимо перегородки. Одного раза хватило, чтобы свалить актера с ног, а второго — чтобы он вывихнул кисть.
Спецэффекты понадобились и для создания других истязаний. Гвозди в руки Христа при распятии забивались наложением нескольких слоев изображения: кадры с площадки без гвоздя и кадры из павильона на фоне хромакея, где гвоздь забивался в искусственную руку. Для некоторых кадров, например, переворачивание креста с прибитым к нему Иисусом или удара Христа копьем, была изготовлена похожая на Кэвизела аниматронная модель, которая могла двигаться, дышать и поворачивать голову с помощью сервомоторов.
Италия, ставшая Иерусалимом
Съемки фильма проходили с ноября 2002 года по январь 2003 года в Италии, причем в местах, «намоленных» для создания картин на библейские сюжеты. Группа работала в городе-призраке Крако и в городе Матера. И там, и там прежде снималось несколько известных картин на религиозную тематику, в том числе в Матере создавалось «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини.
Места эти привлекают кинематографистов своей фактурностью, древностью и сходством с Иерусалимом и его окрестностями. Также часть съемок проходила на римской студии Чинечитта. Например, здесь в павильоне снималась открывающая сцена в Гефсиманском саду, который был воссоздан искусственными средствами. Здесь же Гибсону внезапно помог Мартин Скорсезе. Он оставил после съемок «Банд Нью-Йорка» гигантскую декорацию. Художник-постановщик Франческо Фриджери смог перестроить ее, сделав ряд других декораций, например, резиденцию Понтия Пилата (авторам это позволило серьезно сберечь бюджет и время). Гибсон отмечает большую заслугу Фриджери: он сумел сделать пространство, которое гармонировало с локациями Матеры.
Живопись, кран для капли и «взгляд бога»
Визуальными референсами для картины оператор Калеб Дешанель называет едва ли не всю многовековую традицию изображение страстей Христовых: от ранней иконописи и фресок до живописных полотен Возрождения, барокко, романтизма, академизма XIX века и даже сюрреализма. Но особенно Дешанель и Гибсон выделяют влияние Караваджо. Оно сказалось с одной стороны в плане светотеневого решения, а с другой — в плане брутальности и натурализма.
Некоторые живописные работы буквально определяли отдельные кадры. Например, «Пьета» Вильяма Бугро. Несмотря на популярность этого сюжета в живописи, Гибсон отмечает, что кадр, где Дева Мария оплакивает Христа, создавался под прямым воздействием работы Бугро, с желанием «ухватить сущность этого полотна». Один из кадров с резким ракурсом в сцене распятия был подсказан работой Сальвадора Дали «Христос святого Иоанна Креста». Некоторые известные полотна служили своего рода эмоциональными референсами, например, «Плот „Медузы“» Теодора Жерико.
Гибсон хотел добиться в фильме ощущения максимально реалистичного, натурального света. С учетом эпохи авторы могли имитировать солнечный или лунный свет, а также свет от огня и свечей. Вспоминая ночные сцены, где использовался холодный рассеянный свет и дым, Дешанель говорит, что до «Страстей Христовых» ему не приходилось использовать такого большого количества приборов, чтобы создать настолько темное изображение.
Если говорить о приемах, то Гибсон много играет в картине с частотой кадров. Встречающаяся на протяжении всего фильма техника — слоу-моушн (замедленная съемка). Режиссер признается, что часто использовал скорость съемки в 28, 30 и больше кадров в секунду. И во многих сценах прием действительно смотрится уместно — в картине много эпизодов с повышенным драматизмом, и слоу-моушн помогает этот драматизм подчеркнуть. По мнению Гибсона же, повышенная кадровая частота придает изображению особую символичность и уподобляет кадр ожившей живописи.
Еще один характерный для режиссерского почерка Гибсона прием, который многократно появляется в фильме, — съемка с верхней точки, что еще называют «взглядом бога». Прием имеет очевидный религиозный подтекст и появляется в самые драматичные моменты повествования, особенно связанные со смертью. Камера на кране взмывает ввысь, как бы показывая действия глазами некой метафизической силы. Для съемки спецэффектного кадра с падением капли с неба использовался 47-метровый кран. Само собой подобные кадры еще и очень эффектны и зрелищны.
Актёр, сыгравший Иисуса в фильме «Страсти Христовы», вернётся к роли спустя больше чем 14 лет
Мэл Гибсон намерен снять продолжение картины 2004 года.
Джеймс Кэвизел, известный по роли Иисуса Христа в фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы», вернётся к своей роли в сиквеле. Мэл Гибсон планирует снять киноленту о воскресении Христа.
Я не скажу, что Гибсон будет делать с картиной. Но могу сказать вот что — это будет самый масштабный фильм в истории.
Джеймс Кэвизел, актёр
Картина «Страсти Христовы» вышла в 2004 году и получила три номинации на «Оскар». Гибсон выступил продюсером, режиссёром и соавтором фильма. В мировом прокате кинолента собрала 612 миллионов долларов при бюджете 30 миллионов.
По данным сайта USA Today, «Страсти Христовы» остаются самым кассовым фильмом с рейтингом R(17+) в Северной Америке. В домашнем прокате фильм собрал 370 миллионов долларов.
Сборы «Дэдпула», ставшего одним из самых доходных блокбастеров с рейтингом R(17+) последних лет, составили 363 миллиона.
«Христос Наносит Ответный Удар»
С нетерпением ждём «Возвращение Люцифера»
Согласно некоторым апокрифам, в те три дня между распятием и воскрешением Иисус спустился в ад, разрушил его (надеюсь, без огненных нунчак дело не обошлось) и забрал с собой в рай всех томящихся со времен изгнания из эдема праведников. Если Гибсон экранизирует подобный сюжет, я сдохну от счасться)
А зачем ад разрушать? Ад создан по воле Божьей, для наказания грешников.
«А также аргументировано подкрепил свой довод ходукеном». Теперь только так!
Да ну, уж Еноха вообще во плоти на небо забрали. А Соломон? А Моисей? Неужто все в ад? Странный апокриф.
Бог есть всегда и везде, как мы знаем. У человека есть возможность отказаться от Бога, что рождает, однако логический парадокс. Из-за того, что прародители человека Адам и Ева как раз этот отказ и совершили, этот баг передался всему их роду.
В результате этого парадокса душа после смерти переходит в специальное состояние, где Бога нет (насколько это вообще возможно). Это не есть наказание, а лишь логическое следствие отказа от Бога при его вездесущности. Мучение есть лишь побочный продукт того, что Бог одновременно обладает свойством всеблагости, из чего следует, что никакого блага вне Бога не бывает.
Сам придумал? Звучит классно))
Вот такую библия, я бы почитал. Организуй религию.
Третий фильм будет в футуристическом сеттинге и расскажет о втором пришествии.
В котором Иисуса в современности принимают за шизу и он ищет выход из психушки, пока мир разрывают глобальные катаклизмы и сотона?
Нет же. Иисус против Ктулху. Потом будет приквел Азатот: Начало и спинофф Ньярлатотеп: Возрождение.
Главный актёр из фильма «Страсти Христовы» дал интервью
Джеймс Кэвизел, сыгравший Христа в фильме «Страсти Христовы», дал интервью, в котором рассказал о подробностях съёмки фильма, о своей вере и о своём новом проекте аудио-Библии «Слово Обетования».
В одном из своих интервью Джеймс Кэвизел делится переживаниями и опытом, которые происходили на съемках в фильме «Страсти Христовы». Этот фильм стал мировым феноменом, повлияв на жизнь множества людей.
Вот, что рассказывает Джеймс:
— Я повстречался с Мелом Гибсоном, режиссёром фильма, однажды на пикнике. На протяжении 15 лет Мел имел в сердце призыв от Бога снять этот фильм… Мне выслали текст, чтобы почитать сюжет фильма, и предложили сыграть главную роль в фильме. Вначале сюжет был плоховат. Я читал сценарий и хотел, чтобы всё совпадало с Библией.
— Потом ко мне пришло сомнение. Могу ли я сниматься в этом фильме? Что скажут об этом другие люди? Но потом я подумал: Бог дал мне талант актёра, мне 33 года и мои инициалы JC… Я захотел, чтобы люди увидели Христа. Я решил, что если буду сниматься в фильме, то передам дух картины, реальный образ Христа.
— Мне нужно было выучить арамейский язык, научиться работать в сложных климатических условиях… На протяжении съёмок почти каждый кадр рождался из боли… Меня реально били по лицу. В сцене избития плёткой произошла ситуация, которую мы не планировали: актёр, играющий солдата, попал по моей спине. Когда я нёс крест, меня нечаянно сильно ударили, и моё плечо вывихнулось. На кресте мне вывихнули руку. Я вешу 95 кг, и висеть на кресте было больно. В последний день съемок в меня ударила молния.
— Во время съёмок я всегда раздумывал о Слове, молился… Я хотел всё пережить, и Господь дал мне эту возможность…
— Однажды, когда я стоял в кровоподтёках, я сказал Гибсону, который суетился и произносил имя Господа всуе: «Не произноси имени Отца моего напрасно!»
Джеймс Кэвизел делает призыв: «Мы все, христиане, должны уметь смотреть смерти в глаза. Мы все умрём первой смертью, надеюсь, не второй… Мы должны быть светом, чтобы люди увидели Бога в нас!»
Полное интервью с Джеймсом Кэвизелом смотрите в видео, размещённом ниже.