роль тренера в жизни спортсмена
РОЛЬ ТРЕНЕРА В ЖИЗНИ СПОРТСМЕНА
Труд тренера – это труд педагога. Обучая игроков, тренер стремится передать им свои знания и опыт. Хороший тренер должен уметь максимально раскрыть способности игроков. Он должен быть знаком с психологией игроков и, делая их членами команды, научить подчинять свои интересы интересам всей команды. Утверждение «как живет, так и обучает» всегда принимается во внимание при взгляде на работу тренера[1].
Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность – вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер.
Большое значение для эффективности спортивной тренировки имеет ее правильное управление. Научно обоснованное управление невозможно осуществить только посредством анализа планов подготовки ведущих спортсменов, копированием их «секретов» без коррекции в соответствии с приспособлением к индивидуальным особенностям конкретного спортсмена.
Сложность управления в спортивной тренировке заключается в том, что нет возможности непосредственно управлять изменением спортивных результатов. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, иначе говоря, поведением) спортсмена: он задает ему определенную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности, правильной техники выполнения движений.
Очень важно, чтобы тренер, наряду со своими специальными знаниями и способностями, был хорошо эрудирован в вопросах психологии личности и спортивной деятельности. Степень эффективности руководства тренера зависит от умения оценить особенности психических состояний каждого спортсмена при его взаимодействии с партнером и противником, умения своевременно и правильно устранить причины, ведущие к неудачам или конфликтам.
Успешность коллективной деятельности спортивной команды во многом зависит как от характера сложившихся взаимоотношений между тренером и членами коллектива, так и от стиля и формы его руководства. Дисциплина в спортивной команде является одной из составляющей победы. Тренер обязан установить в команде определенные правила и требовать их выполнения. Дисциплинарные меры каждый тренер устанавливает согласно свойствам своего характера, но спортсмены должны знать правила поведения и ожидать твердых мер, направленных на их укрепление[1].
Большое значение в работе тренера имеет сдержанность во внешнем проявлении собственных эмоциональных состояний и переживаний. Во время соревнований спортсмен особенно восприимчив ко всем внешним влиянием, и вид удрученного тренера способен вызывать совсем нежелательные реакции членов команды, участников состязаний и др. Всем своим внешним видом, формами обращения со спортсменами тренер должен поддерживать их уверенность в своих силах и волю к победе. Это важное требование предполагает наличие у тренера способности управлять своими собственными эмоциональными состояниями в целях оказания должного психологического воздействия на спортивный коллектив.
Подводя итоги, можно сказать, что выбор тренера – это один из важнейших вопросов при построении спортивной карьеры. Успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. Понятие «тренер» для спортсмена должно быть созвучно с понятиями «друг», «наставник», «учитель». Для спортсмена тренер – образец для подражания, авторитет, человек – личность. Тренер мотивирует спортсмена на достижение целей в жизни, спорте. А по достижении поставленной цели, ставит новую цель.
ЛИТЕРАТУРА:
Доклад «Роль тренера в воспитании спортсмена»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЯХТИНСКАЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
Тема: «Роль тренера в воспитании спортсмена»
Тренер: Рыбаченко В.В.
Роль тренера в воспитании спортсмена
Хорошо организованные тренировочные занятия и соревнования воспитывают у спортсменов не только силу, ловкость, быстроту и выносливость, но и чувство товарищества, дисциплинированности, волю, способность преодолевать трудности. Плох тот педагог-тренер, который не видит ничего, кроме секунд, метров, рекордов, который не находит пути к сердцу своего ученика.
Педагог-тренер должен постоянно интересоваться жизнью своих воспитанников, успехами своих учеников в труде, в учебе, следить за тем, как они повышают свой идейный и культурный уровень. Тренер должен хорошо знать каждого ученика, чтобы суметь правильно подойти к нему, завоевать доверие, вовремя предостеречь от ошибок.
Тренер не должен ограничивать свою деятельность только спортивными интересами, он должен знать и другие стороны жизни своих учеников. Хорошему тренеру дорог каждый спортсмен, он принимает близко к сердцу его горести и неудачи, радуется его успехам и победам.
За всю свою многолетнюю практику тренеру приходится сталкиваться с сотнями юношей и девушек, имеющих различные спортивные способности, наклонности и своеобразные характеры. Тренер должен найти правильный подход к каждому спортсмену, уметь поддержать и развить в нем самые лучшие качества и задатки, бороться против всего отрицательного и изживать все порочное. Это обязывает тренера быть не только наставником в спорте, но и воспитателем, заботиться не только о техническом совершенствовании спортсмена, но и о воспитании в нем высоких моральных качеств, неустанно внушать ученику, что успех обязывает к скромности, к неустанной работе, к борьбе за достижение еще более высоких результатов. Тренер должен быть прежде всего воспитателем, и если он не воспитатель, то он и не тренер.
Чтобы стать настоящим воспитателем спортсменов, идти в ногу с жизнью, тренер обязан прежде всего требовательно относиться к себе, неустанно повышать свою квалификацию, дающую ясность цели, силу ориентировки, творческий подход к решению вопросов. Только такой тренер-воспитатель может стоять на высоте задач, поставленных Коммунистической партией перед физкультурным движением.
Педагог-тренер должен быть требовательным и принципиальным. Только тогда он будет пользоваться доверием своих учеников.
Какие же качества должны воспитывать тренеры у спортсменов? Прежде всего патриотизм, высокую сознательность и идейность, отношение к труду и общественной собственности, чувство товарищества, коллективизма, сознательную дисциплину, уважение к своим спортивным соперникам, стремление повышать свои спортивные достижения.
Борьба за повышение своего спортивного мастерства должна сочетаться с повседневной трудовой или учебной деятельностью спортсменов, с активным участием их в общественной работе.
Важнейшим моральным качеством советских людей является чувство патриотизма.
Педагог-тренер должен постоянно заботиться, чтобы его ученики были высоко сознательными и идейными людьми.
Преподаватель-тренер призван воспитывать у молодежи желание работать и учиться на отлично. Он должен разъяснять молодежи роль труда в нашей стране и отношение к собственности.
Одним из ценнейших свойств людей является их стремление жить и работать дружно, в коллективе.
Любой человек требует от друга искренности и простоты, честности и ясности в отношениях. Быть до конца искренним и откровенным, смело доверять друг другу свои мечты и сомнения, мужественно выслушивать справедливую критику своих недостатков, принимать дружеские советы и чувствовать при этом, что друг также искренне, с таким же глубоким уважением относится к тебе — что может быть благороднее и лучше такой дружбы?! Такая дружба поможет нашим педагогам-тренерам быстрее ликвидировать большие недостатки и промахи, имеющиеся в работе. Нужно всемерно развивать такую дружбу среди спортсменов.
Коллективизм стал законом жизни современного человека. Однако мы еще встречаемся в жизни наших спортсменов с проявлением индивидуализма и себялюбия, со злой завистью к успехам товарищей, с попытками противопоставить себя коллективу, команде.
Опираясь на актив, педагог-тренер должен уметь создать здоровый и крепкий коллектив. Основой этого коллектива должны стать трудолюбие, взаимная помощь, стремление достичь высот спортивного мастерства, прославить свою Родину новыми рекордами.
Дисциплина объединяет людей в коллектив, направляет их усилия по единому руслу к общей дели. Без твердой, сознательной дисциплины не мыслится хороший коллектив физической культуры. Когда спортивная секция является крепким, спаянным отрядом, членам этого коллектива по плечу любые дела.
Педагоги-тренеры должны прививать своим ученикам хороший вкус.
В нашей стране человека оценивают не по внешнему виду, а по его труду, по его заслугам. Но это не значит, что советские люди не должны придавать никакого значения внешности. Наоборот, прекрасное содержание жизни советского народа требует соответствующего внешнего выражения.
Спортсмены, которые читают хорошие книги, посещают музеи, театры, концертные залы, кино, слушают содержательную музыку, как правило, отличаются хорошим вкусом.
Педагог-тренер должен всегда помнить, что в основе процесса формирования морально-волевых качеств спортсмена должен лежать принципы морали нашего общества. Несоблюдение этого принципа может привести к формированию у молодежи отрицательных черт характера: индивидуализма, эгоизма, себялюбия, зазнайства, пренебрежения к коллективу и т. п.
Педагог-тренер облечен высоким доверием: он воспитывает молодежь. Но, чтобы воспитывать, нужно самому быть высоконравственным человеком.
Большие требования, предъявляемые к спортивным достижениям, обязывают тренера непрерывно повышать свои знания.
Тренер должен владеть не только методикой обучения и тренировки в своей спортивной специальности, но и хорошо знать смежные дисциплины: физиологию, советскую педагогику, психологию.
Организация всего учебно-педагогического процесса в спортивной секции, осуществляемая педагогом-тренером, должна строиться на принципах уважения к занимающимся, коллективизма, единства интересов личности и коллектива, сознательной дисциплины, внимательного отношения к каждому ученику.
Важнейшей задачей педагога-тренера является вооружение легкоатлетов прочными, сознательно усвоенными знаниями основ спортивной тренировки.
Кроме бесед, докладов и лекций по вопросам теории и методики спортивной тренировки, необходимо систематически организовывать для спортсменов беседы, доклады и лекции, в которых следует рассказывать о превосходстве культуры, в частности физической культуры, больше рассказывать о победах спортсменов в международных встречах, их успехах в борьбе за мировые первенства и рекорды, о достижениях физкультурной науки, об опыте спортивной тренировки наших ведущих легкоатлетов.
Большую роль в воспитании спортсменов играют передовые традиции.
Передовые традиции физкультурного движения помогают воспитанию нового человека, свободного от пережитков, сознательного, дисциплинированного, инициативного члена современного общества. Эти традиции сплачивают спортсменов, воодушевляют их на новые достижения.
Значение традиций для воспитания физкультурников поистине огромно.
Каждый физкультурник должен знать историю своего спортивного общества, дорожить спортивной честью и спортивной славой своего коллектива физической культуры.
Очень часто у нас забывают о мастерах спорта, которые защищали спортивную честь коллектива в прошлом. Их имена и связанные с ними спортивные события мало известны молодежи. Руководителей обществ и тренеров зачастую интересуют лишь те, кто защищает честь коллектива сейчас. Это неправильно. В спортивные секции нужно возможно шире вовлекать тех спортсменов, чей опыт полезен для молодежи. И делать это должны тренеры.
Первый тренер: его роль в спортивной жизни ребенка
Какую роль играет первый тренер в жизни ребенка? Действительно ли так важно серьезно подходить к выбору тренера? Почему дети помнят своих первых наставников всю жизнь? Об этом и многом другом — в нашей статье.
Лучший и первый тренер
То, что значит первый тренер для любого спортсмена, сложно описать простыми словами. Любой спортсмен проходит через руки множества наставников. Уже в детском возрасте даже в самой серьезной спортивной школе их может быть пять или шесть. А уж когда ребенок вступает во взрослую жизнь, количество тренеров, с которыми он работал, может доходить до двадцати человек. И все равно, получая награду, спортсмен всегда благодарит родителей, мужа или жену, болельщиков и первого тренера.
И это вовсе не дань традициям или вежливость. Это настоящая, искренняя благодарность. Как каждый из нас помнит свою первую любовь, так и спортсмены всю жизнь помнят своего первого тренера, каким бы он ни был. Причин такой долгой памяти и благодарности много.
Роль первого тренера
Первый тренер — это человек, который знакомит ребенка с миром спорта. Он не просто развивает в юном спортсмене определенные качества, а учит его умениям и способностям с нуля. Наставник вкладывает в него те знания, которыми обладает сам, и которые годами передает молодому поколению. Именно работа первого тренера во многом определяет способности и профессиональный путь ребенка.
Обучить маленького человека чему-то абсолютно новому, привить ему интерес к этому обучению, научить основам спортивных выступлений — все это задача первого наставника.
Первый тренер — это тот человек, который становится для ребенка еще одним «важным взрослым». Таких взрослых у детей немного: мама и папа, бабушки и дедушки. Может быть, дядя или тетя. И все. А если смотреть на вещи реально, то по-настоящему серьезным жизненным мудростям и умениям ребенка учат только родители, да и то не всегда: дела, работа, занятость…
И вот первый тренер становится тем самым важнейшим взрослым, который расходует свое время с одной целью — научить чему-то ребенка. Конечно, такой наставник запоминается на всю жизнь. Ведь тренер учит ребенка не только спорту. Он помогает ему научиться не отчаиваться, делать правильные выводы, анализировать и думать, не сдаваться, всегда двигаться вперед, к новым достижениям и победам. Для ребенка тренер — это тот человек, который искренне, всей душой заинтересован в его жизни. И ребенок хочет оправдать эти надежды, со всем усердием работая на тренировках.
Задача первого тренера
Но не только профессиональные спортсмены помнят своего первого тренера всю жизнь. Его помнят вообще все, кто хоть немного занимался в какой-либо секции. Пусть год или два — воспоминания все равно остаются навсегда.
Как известно, наилучших успехов в бизнесе, да и в жизни вообще добиваются люди, посвятившие часть времени своего детства спорту. Ничего удивительного здесь нет. Спорт прививает множество важнейших качеств психики, учит конкурировать, дружить, выручать, побеждать, преодолевать. Воля к победе, бойцовские качества, железный характер — все это формируется во время спортивных занятий.
По-настоящему профессиональный тренер воспитывает в ребенке множество положительных и необходимых для жизни качеств: дисциплинированность, честность, уверенность в себе, волю, умение контролировать эмоции и так далее. Все эти навыки становятся фундаментальными для человека, тысячи раз пригождаясь ему в течение жизни.
Ребенок, получивший в детстве такую «закалку», с огромной долей вероятности не потеряется в жизни, не наделает уйму глупостей. А когда настанет время выбора спутника жизни, выберет себе подобного человека: умного, смелого, честного, достойного. И воспитает таких же детей!
Все это ребенок впитывает в себя как губка именно в первые месяцы тренировок. Поэтому к выбору первого тренера следует подходить очень внимательно.
Как выбрать первого тренера
К выбору первого тренера следует подходить очень внимательно. Недостаточно выбрать хорошую секцию. Нужно точно знать, к какому тренеру вы хотите попасть.
Тренера можно выбирать разными путями:
Заключение
Выбор первого тренера — чрезвычайно важная задача любого родителя, решившего отдать своего ребенка в спорт. Не относитесь к этому выбору легкомысленно: «Какая ближе секция, туда и пойдет. Не понравится — заберу».
Забрать-то заберете, только помимо обучению спорта, вы отдаете своего ребенка в школу жизни. Школу, где он познает мир, коллектив и самого себя, существенно обогатит свой внутренний мир и отношение к этой жизни. Первый тренер — это очень важно.
Роль тренера в жизни спортсмена
Успех спортсмена во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Уровень знаний, навыков и умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и умение воспитать настойчивость в спортсмене являются основными чертами хорошего тренера.
Педагог-тренер должен быть требовательным и принципиальным в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике и тактике. Только тогда он будет пользоваться доверием своих учеников. Борьба за повышение своего спортивного мастерства должна сочетаться с повседневной трудовой или учебной деятельностью спортсменов, с активным участием их в общественной работе.
Тренер должен всегда поддерживать своих воспитанников особенно во время прохождения соревнований. Ведь именно во время соревнований спортсмен испытывает наибольшее волнение, так как он чувствует ответственность перед тренером и командой за своё выступление, а так же боится плохо показать себя перед зрителями.
Тренер должен не только учить своих воспитанников новым умениям, показывать наилучшую тактику, но так же тренер должен воспитывать моральных дух спортсмена. Тренер должен вкладывать все свои умения, все свои навыки, всю свою душу и любовь в своих воспитанников, тем самым не только обучая их чему-то новому, но и делая их лучше. Тренер должен всегда помнить, что в основе процесса формирования морально-волевых качеств спортсмена должны лежать принципы морали нашего общества. Несоблюдение этого принципа может привести к формированию у молодежи отрицательных черт характера: индивидуализма, эгоизма, себялюбия, зазнайства, пренебрежения к коллективу и т.п.
Тренер обладает высоким доверием: он воспитывает молодежь. Но, чтобы воспитывать, нужно самому быть высоконравственным человеком. Быть настоящим тренером – это значит относиться к себе с большой требовательностью, обладать высокими моральными качествами, постоянно работать над повышением своего идейно-политического и культурного уровня, над расширением своих общих и специальных знаний.
Большие требования, предъявляемые к спортивным достижениям, обязывают тренера непрерывно повышать свои знания. Тренер должен владеть не только методикой обучения и тренировки в своей спортивной специальности, но и хорошо знать смежные дисциплины: физиологию, педагогику, психологию. Наряду с этим перед тренером стоит большая и ответственная задача – воспитание спортсменов. Оказать большую помощь тренеру в этой работе может общественный актив. Тренеру нужно опираться на актив, воспитывать из актива себе помощников.
Большую роль в воспитании спортсменов играют передовые традиции. Передовые традиции спортивного движения помогают воспитанию нового человека, свободного от пережитков, сознательного, дисциплинированного, инициативного члена современного общества. Эти традиции сплачивают спортсменов, воодушевляют их на новые достижения. Значение традиций для воспитания спортсмена поистине огромно. Каждый спортсмен должен знать историю своего спортивного общества, дорожить спортивной честью и спортивной славой своего коллектива физической культуры.
Роль тренера в жизни спортсмена невозможно переоценить. Тренер формирует личность спортсмена, делает из бесформенной глыбы замечательную скульптуру.
Основы тренерского мастерства
2-е издание книги, вышедшей в 2003 году. Тогда это стало первым методическим изданием, в котором излагались основные аспекты тренерского мастерства с анализом многих актуальных проблем: как завоевать тренерский авторитет; спортсмен – цель или средство; профессиональные и воспитательные аспекты работы тренера. Приводимые в книге рекомендации универсальны для всех видов спорта и ориентированы как на начинающих, так и на опытных тренеров.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы тренерского мастерства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Воспитательная роль тренера
Учить, не воспитывая, невозможно. Поэтому все проблемы воспитания спортсменов всегда должны быть в поле зрения тренера. Интересно мнение об этом известного тренера по спортивной гимнастике из Владимира. Н. Толкачева. Он говорил: «Личность тренера — краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов, увлечений — все, как в фокусе, сходится в личности наставника. Ребенок, если вы хотите знать, подлинный источник его непостижимого трудолюбия, в спорте живет единственно верой в тренера. Чтобы ребенок стал воспитуемым, то есть слышал тренера и был готов вступить в мир высоких идей, нужно дарить ребенку радость, счастье, потому что несчастный ребенок нравственной красоты постичь не может — ни умом, ни сердцем. Нужно сделать сердце ребенка отзывчивым, тревожным, хрупким, потому что подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости».
Тренер, который не на словах, а на деле занимается воспитательным процессом, должен обратить внимание на следующие обстоятельства.
Воспитание — процесс социальный. Спортсмена воспитывает все: вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего окружающие его люди — друзья, родители, тренер.
Каждый наставник, даже самый талантливый, проходит долгий путь проб и ошибок, пока станет настоящим воспитателем: обретет методику работы с группой спортсменов и с каждым отдельным спортсменом.
Пожалуй, ни в какой другой работе не страшен застой так, как в воспитании. Чтобы его избежать, необходимо обновлять методы воспитания, учитывать, что каждое новое поколение спортсменов, которое приходит к тренеру, имеет свои особенности.
Опыт показывает, что нормальная жизнь группы спортсменов многое может противопоставить «перестройкам» — поднять ценности таких понятий и чувств, как доброта, внимание друг к другу, благодарность. Заставить спортсменов своевременно задуматься над этими вопросами — прямая обязанность наставника.
Проводя в жизнь свои тренерские замыслы, по-настоящему воспитывая спортсменов, наставники прежде всего заботятся о создании дружного коллектива. Разумеется, тренер вовсе не обязан подыскивать каждому воспитаннику друга. Важно создать в коллективе такую обстановку, такой микроклимат доверия, при котором каждый может свободно высказать вслух свои мысли и суждения, не опасаясь оказаться неверно понятым всегда уверен в том, что к его планам и мечтам тренер отнесется с пониманием.
Успех в тренерской работе возможен только в одном случае: если между наставником и спортсменом существует понимание, или как говорят психологи, духовный контакт. А духовный контакт прежде всего предполагает интерес тренера и воспитанника друг к другу, доверие, дружбу.
Есть у каждой профессии свой статус и свои «нельзя» в сфере нравственности. Нельзя быть корыстным, трусливым, слабым. Нельзя оставаться робким, если приходится защищать своих воспитанников. Но что «можно», а что «должно»? Думаю, «должно» в наше время не только остро ставить вопросы о том, каким быть тренеру, но и создавать все условия для того, чтобы наставник был интеллигентным человеком, чтобы мог развивать собственный тренерский талант или работать над совершенствованием тренерского мастерства и как можно меньше Заниматься организационными и хозяйственными проблемами.
Тренер должен (хотя бы в какой-то мере) стремиться вложить в спортсмена хорошие стороны свой личности. Опасно, когда наставник — хороший исполнитель методических требований — мелочен, эгоистичен, бездуховен. Все это, так или иначе, отразится (может, и не сразу) в его воспитанниках.
Внимательный и чуткий наставник может не фиксировать реакции спортсменов и коллег на свои поступки, не подделываться под чужое мнение. Лишь тот наставник приближается к идеалу, кто научился критически смотреть на себя со стороны, сообразуясь с общественными требованиями, с ожиданиями своих воспитанников.