роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Церковно-политическое значение Троице-Сергиевой Лавры в истории русского государства

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Троице-Сергиева Лавра [3]
Х[3] За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Благословение князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским.

Фреска Святых врат Троице-Сергиевой Лавры.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Преподобный Сергий Радонежский

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Сергиевский Посад. Изображение раки,

в которой покоятся св. мощи преподобного Сергия

Ещё публикации по теме

Сотрудники благотворительного фонда помощи детям с тяжелыми заболеваниями печени «Жизнь как чудо» завершают свой паломнический путь

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Пешком 283 километра из Троице-Сергиевой Лавры до Ярославля

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Сыну 10 лет, зависимость от телефона. Что делать?

Добавить комментарий Отменить ответ

Контекстная справка

[1] — В состав Сергиево-Посадского муниципального района входи 6 городских поселений (Сергиев Посад, Хотьково, Пересвет, Скоропусковский, Богородское, Краснозаводск) и 6 сельских поселений (Березняковское, Васильевское, Лозовское, Реммаш, Селковское, Шеметовское). подробнее.

[2]Городское поселение Пересвет
Муниципальное образование «Городское поселение Пересвет» расположено на северо-востоке Московской области на территории Сергиево-Посадского района в составе: город Пересвет; село. подробнее.

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее.

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина. подробнее.

[5] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее.

Источник

Церковно-политическое значение Троице-Сергиевой Лавры в истории русского государства

Преподобного Сергия следует считать насадителем монашества на русском Севере в период складывания и формирования русского государства. Составитель Воскресенского летописного свода, рассказав о кончине преподобного Сергия, добавляет, что он «бе начальник и учитель всем монастырем, иже на Руси». И, действительно, преподобный Сергий по праву называется Игуменом земли Русской, ибо, кроме Троицкой обители, он явился непосредственным основателем целого ряда других монастырей. Строением монастырей известны и многие ученики и собеседники преподобного Сергия. По подсчету В.О. Ключевского, из Троице-Сергиева монастыря в XIV ст. выделилось 13 пустынных монастырей-колоний и 2 монастыря в XV в. Но из монастырей-колоний выходили новые искатели «пустынного жития» и образовывали новые монастыри. По подсчету того же В.О. Ключевского, в XIV и XV вв. из Троице-Сергиева монастыря и его колоний образовалось 27 пустынных и 8 городских монастырей. Близко к В.О. Ключевскому подходит и Е. Голубинский, приписывающий преподобному Сергию и его ближайшим ученикам и собеседникам основание около 30 монастырей. Оба историка добавляют, что все эти монастыри были нового, Сергиевского, типа. Они построены были хотя и не в настоящих пустынях, но во всяком случае вне мирских жилищ и в некотором отдалении от городов и больших селений. Другою особенностью Сергиевских монастырей является то, что эти монастыри были общежитными и сменили прежние особножитные. За три века (XIV—XVI) в Московской Руси возникло, приблизительно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря. Это были очаги летописания, школьно-просветительной деятельности, хранители древнерусских книжных фондов, рассадники образованного (по тому времени) духовенства. Ведущую роль в этом отношении занимал Троице-Сергиев монастырь.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Строгий отшельник, удалившийся от мира, отказавшийся даже от архиерейского сана, преподобный Сергий был пламенным патриотом и принимал участие во всех крупных событиях, связанных с судьбой нашей Родины.

Во второй половине XIV в. русский народ начал вести борьбу с татарами за свое освобождение от татарского ига. Когда великий князь Димитрий Иванович отправлялся в поход против Мамая, он счел необходимым побывать в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы взять у преподобного Сергия благословение на свой ратный подвиг. Преподобный благословил великого князя, обещая ему помощь свыше и вечную славу. При этом преподобный Сергий отправил в войско Димитрия двух монахов Александра Пересвета и Родиона Ослабю, некогда в миру испытанных полководцев и бойцов. Когда русское войско подошло к реке Дон и требовалось решить очень важный вопрос, переправляться ли через Дон или ожидать врага, не переходя реки, мнения разделились. На Димитрия и его воевод повлияла полученная в это время грамота от преподобного Сергия: «. А ты, господине, — писал преподобный, — иди. А поможет тебе Бог и Пречистая Богородица». Переправа состоялась. 8 сентября 1380 г. произошла хорошо памятная в истории русского народа битва на Куликовом поле.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

С 1430 г. в течение свыше 20 лет великое княжество Московское раздиралось затяжною феодальною войной между великим князем Московским Василием Васильевичем Темным и его дядей Юрием Димитриевичем и двоюродными братьями Василием Косым и Димитрием Шемякой. Война велась за великое княжение и велась с переменным успехом. Церковь в лице нареченного митрополита Рязанского епископа св. Ионы стремилась прекратить братоубийственную войну и поддерживала великого князя Московского Василия Васильевича. Троицкий игумен Зиновий в 1442 г. у гроба преподобного Сергия примирил великого князя с его двоюродным братом Димитрием Юрьевичем (Шемякой) и заставил их поцеловать крест о прекращении враждебных действий. Но присяга эта была нарушена. Василий Васильевич 13 февраля 1446 г. был схвачен у гроба преподобного Сергия, доставлен в Москву и ослеплен Шемякой.

Монастырь на алтарь Отечества принес еще одну жертву — предоставил в распоряжение воеводы запасы хлеба и несколько тысяч рублей денежной казны.

Продвигаясь (из Ярославля) к Москве, второе ополчение 14 августа 1612 г. достигло Троице-Сергиева монастыря и некоторое время простояло между монастырем и Клементьевскою слободой. Патриарха Гермогена в это время в живых уже не было и продолжателем его патриотического подвига стал архимандрит Дионисий и другие «власти» Троице-Сергиева монастыря. Архимандрит Дионисий торопил ополчение поспешить к Москве. 18 августа ополчение направилось к Москве, сопровождаемое благословением архимандрита с братией. С войском направился к Москве келарь Авраамий Палицын. Под Москвой действовали казацкие отряды под командой кн. Трубецкого. Первоочередною задачей ополченцев было не пропустить в Москву гетмана Ходкевича с продовольствием для блокированного в Кремле и Китай-городе польско-литовского войска. Многое зависело от того, как поведут себя казаки Трубецкого. Между тем казаки требовали денег и отказывались идти в бой без денежного вознаграждения. Денег в нужном количестве не было. Д. М. Пожарский обратился к келарю Авраамию Палицыну с просьбой убедить казаков идти в бой. Авраамий явился к казакам и убедил их идти в бой. С криком «Сергиев! Сергиев!» казаки бросились на обоз Ходкевича. Последний отступил.

Но подъем патриотического чувства у казаков был непродолжительным. Не прекращались разногласия между Пожарским и Трубецким. Из Троице-Сергиева монастыря последовала грамота, адресованная обоим вождям и убеждавшая их прийти к соглашению и объединенными силами изгнать польско-литовских захватчиков. Троице-Сергиевы власти не ограничивались только грамотами, но готовы были и на материальные жертвы. Когда казаки вторично отказались итти в бой и хотели разойтись, Авраамий Палицын за отсутствием в данный момент в монастырской казне денег предложил казакам взять в залог, пока монастырь соберет деньги, дорогую церковную утварь. Это предложение произвело сильное впечатление на казаков. Они отказались от залога и вынесли решение воевать до полного освобождения Родины.

В октябре 1612 г. Москва была очищена от польско-литовских захватчиков. Среди русских патриотов, содействовавших освобождению Родины, наряду с Мининым, Пожарским и Гермогеном следует назвать имена Троицкого архимандрита Дионисия Зобниковского и келаря Авраамия Палицына.

Конец XVII ст. в истории русского государства был тревожным. Добивавшаяся власти царевна Софья Алексеевна замышляла устранить с дороги Петра. Для достижения своей цели Софья стремилась использовать силы стрельцов. В ночь с 7 на 8 августа в село Преображенское, где обычно жил Петр, прибежали преданные ему лица с известием, что в Кремле собираются толпы стрельцов, чтобы итти в Преображенское «с бунтом». Петр поспешно ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Викентий приложил все усилия, чтобы создать соответствующие условия для безопасности высокопоставленного гостя. На другой же день сюда стали стекаться сторонники Петра, и монастырь превратился в вооруженный лагерь. В монастыре оказался и Патриарх Иоаким. В монастыре Петр оставался до 6 октября, до тех пор пока не были казнены активные участники восстания, а Софья не была заточена в монастырь.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

С перенесением столицы в Петербург Троице-Сергиев монастырь не мог уже играть прежней политической роли, но прежнее крупное значение в церковной жизни он сохранил. В 1738 г. последовал указ императрицы Анны Иоанновны об открытии в Троице-Сергиевой Лавре духовной семинарии, которая в 1742 г. и была открыта.

В 1814 году в Лавру была переведена из Москвы духовная академия, которая заменила существующую здесь духовную семинарию. За свое свыше чем вековое существование под сенью Троице-Сергиевой Лавры Московская духовная академия насчитывала среди учащих и учащихся много славных имен. Среди профессуры были такие крупные имена, как А.В. Горский, Е.Е. Голубинский, Д.Ф. Голубинский, Ф.А. Голубинский, Н. Субботин, В.О. Ключевский и многие другие. Питомцы Академии занимали и занимают посты на разных поприщах. Из той же школы вышел и Святейший Патриарх Алексий I.

Источник: Журнал Московской Патриархии, № 7, июль 1949 г.

Источник

автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Троице-Сергиев монастырь в общественно-политической жизни Руси XV-XVI вв.

роль троицкого монастыря в политической жизни страны

Полный текст автореферата диссертации по теме «Троице-Сергиев монастырь в общественно-политической жизни Руси XV-XVI вв.»

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

т8 од имени м:в.ломоносова

‘в ‘пр Исторический факультет

На правах рукописи

Ханагова Инна Григорьевна

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степей кандидата исторических наук

Работа выполнена на кафздре истории России до начала XIX века исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова«,

Официальные оппоненты — доктор исторических наук,

Защита состоится 1993 г. в__ час.

на заседании специализированного сопата по отечественной истории К 053.05.27 в ИГУ им. М.В.Яомоносога по адрзсу: 119899, Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гушштарных факультетов МГУ, псторичес-киа факультет, ауд. 550.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотека МГУ ли. А.М.Горького (ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов).

Ученый секретарь специализированного совета по. • отечественной истории ь МГУ

1.Общая характеристика работа.

Актуальность темы объясняется необходимостью объективного изучения различных аспектов истории русской церкви, в том числе и деятельности крупнейших монастырей. В настоящее время, когда роль неркви в жизни общества в нашей стране существенно меняется, такого рода исследования могут стать основой для подлинно научной, свободной от всякой тенденциозности оттенки истоояческого пути русской церкви. Даьная тема актуальна и в плане анализа развития современной общественной гасли, опирающейся на определенные исторические традиции.

1*сточникорой базой диссертации являются как архивные (хранящиеся в рукописных собраниях Р1Б, ТИБ и. РГШ) так и опубликованные материалы. В диссеотации использованы как широко известные исследователям, так и практически не введенные до сих пор в научный оборот документы. При написании работы использовались в первую очередь источники, связанные непосредственно с Троице-Сергиевнм монастырем: составленные в нем перковныо уставы, оби-ходники, перечневые списки троицких игуменов, восходящие к ХУ1 и ХУЛ вв., жития святых, подвизавшихся в разные периоды своей жизни на ¡¿аковце (Соргий и Никон Радонежские, Савва Звенигородский, ;-,Ьртпи’.’.ан Белозерский, Серапион Новгородский, Арсений Козельский), их посмертные чудеса, летописец Тромце-Сергвева монастыря, монастырская документация (кормовые, вкладные книги, дре-внеишля опись 1641 г., синодик ХУ1 в., актовый г/дтериал).

1. Никольский U.K. Обшиниая и келейная яизнь в Кирилло-Белозррс-ком монастыре в ХУ и ХУ1 веках и в начало ХУЛ // Христианское чтение. 1907.Август. С.1^3-130.

этой темой занимался только И.Д.Пргселхов*

Рассказывая о деятельности игукенов и архимандритов монастыря ХУ-ХУ1 вв., Горский одновременно отмечает и важнейшие события государственного значения, жввшиэ отнопенкв к Троице к происходившие вэ время правления того или иного настоятеля. При этом иссорик, не стреме ь выяснить их взаимосвязь, ограничился лишь констатацией фактов. Работа Голубипского по своему характеру занижает кахчЗы промежуточное тсто мезду церковной и светской историографией. Он попытался соединить аналитический метод и ковейшио достижения исторической мысли с традиционной церковной системой оценок. Зга двойственность работы Голубияского сделала ее объектом критики со стороны как ортодоксально церковных, тал и светских историков. В научном отношении его работа стоит значительно вызе труда Голубкнского.

Кроме трудов Горского и Голубинского в дореволюционно? историографии существовало еще несколько описаний Трокив-Сергивза монастыря. Это, как правило, небольшие работы, скорее напоминающие путево-^

1. Приселков М.Д. Очерки по цврковно-политкчоской истории Киевской Руси Х-ХП вв. Спб., 1913.

и созданная им Троицкая Лавра //ЧОЛДР. 1909. Кн. 2. Отд. Ш.

дители, чем научные исследования.

Кавелин « Изучением различных сторон жизни обители занимались в XIX в. не только сами троицкие монахи и профессора ВДА. Различит,! аспектам жизни монастыря в ХУ-ХУ1 ев. посвящали свои работы Н.И.Кед-

Несмотря на большое количество работ, посвяцоншх отдельным сторонам жизни крупнейшего русского монастыря в ХУ-ХУ1 вв., ли в одной

1. Вздорнов Г.И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развития книгописания и художественного оформления русских рукописен на рубежа Х1У-ХУ вв. //ТОДРЛ.Л., 1968« Т.ХХШ; Прохоров Г.М. Келейная исихасеская литература /Иоанн Лествич-ник, Авва ДорофвЙ, Исаак Сирии, Симеон ¿¿овый Богослов, Григорий Скип и т ‘ в библиотеке Тровде-СергиевоЙ Лавра с Х1У по ХУЛ вв. //ТСДРЛ,.

Землевладение! Троиае-Сергиева монастыря в ХУ-ХУ1 вв., изучала М.С.Черкасова*. Выделив пять периодов приобретен:« монастырем земельных пожалований, исследовательница пришла к выводу о том, что полного прекращения роста земельных владений не происходило дате при игумэпах-нестяяатеяях Па::сии и Артемии.

преемственность политических взглядов тооэдкях игреков ХУ в.

Цель и задачи исследования. Основной задачей исследования является выяснение воздействия на крутшейпий монастырь Московской Руси различных церковно-политнческкх течений ХУ-ХУ1 вв., а также изучение влияния самого монастыря на важнейшие события в кизни страны военно-политического и церковного характера. Целью исследования продиктована следующая постановка задач:

2. П.Гонно. ^ро-лгн-т.: Сергия £*иоил*ск?го и власть //До’«гад, прочи-ташгч« Рапо-^скнЯ и традиции

— изучение роля монастыря в важнейших событиях светского и церковного характера (феодальная война второй четверти ХУ в., автокефалия русской церкви, церковный собор 1503 г., военные предприятия Василия И к Ивана 1У, опричнина).

— выяснение причин, обусловивших превращение Тролце-Сергиева монастыря к середине ХУ1 в. в главный монастырь русского государства.

Практическое значение диссертации» Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы исследователями, занимающимися историей русской церкви в эпоху средневековья, проблемами русской общественной мысли этого периода. Собранный в диссертация материал, а также ее выводы и результаты, могут быть использованы в общих и специальных курсах по отечественной истории ХУ-ХУ1 вв.

Методологическую, основу диссертации составляет диалектический метод исследования.

Структура и объем работы. Диссертация состоят из введения, трех глав, заключения, библиографии. Прилагается таюга таблица, в которой воспроизведены списки троицких игуменов ХУ-ХУ1 вв. из архивов, а также списки в реконструкции ^Амвросия, П.Строева, Е.Е.Голубинс-кого, И.А.Голубцова). Общий объем диссертации составляет 230 машинописных страниц.

П.основное содержание дпссертаци.г.

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень изученности проблемы, охарактеризованы цели, задачи, новизна, практическая з^&чикостьмиследования, его методологическая и источ-

никовая база, дается обзор литературы, обозначены хронологические границы исследования.

Глава 1. Сергиевская традиция в деятельности настоятелей Троицкого монастыря ХУ столетия.

ших учеников (Маргиниан Белозерский, Вассиан Рыло). Это предопределяло их приверженность сергиевской традиции. Вакно отметить, что в первой гголовяке XI в. «высокое» житие маковецких иноков не составляло исключения на фоне общего состояния монашества в Севере-. Восточной Руси. Б этот период сергиевский «дух самоотвержения» (Ъ.О.Ключевский) жил в его многочисленных учениках и собеседниках, возглавивших несколько десятков городских и лесных монастырей.

.Если примерно до 60-ых гг. ХУ в. в Троице-Сергиевом монастыре в целом четко прослеживается сергиевская традиция в поведении иноков, то в последней трети ХУ столетия здесь вводятся порядки, далеко отходят;в от тех, которые устанавливал Сергий„ На смену общежительным началам приходят особнохнтельные.

Падению «высокого» лития на Маковце способствовали следующие обстоятельства. За период с 1474 по 1495 г. в Троицком монастыре сменилось 6 игуменов. Столь частая смена настоятелей неблагоприятно отзывалась на дисциплине монашествующих. В среднем на каждого игумена приходилось около 3,5 лог игуменства. За такой короткий срок трудно’ было «наработать» прочный авторитет. Кроме того, сами

Упадку «высокого» нмтия б Троице-Сэргиевом монастыре способствовало и то, что с последней трети ХУ в. обитель становится местом, где находят пристанища ушедшие с кафедры архиереи (бившие митрополиты Феодосии Бывальцев и Зосима, новгородский владыка Сергий>. Пребывание среди братии архиеров, не по своей воле оставивших кафэдру и сохранивших прежние амбиции, ослабляло монолитность троицкой монашеской общины,-

Помимо специфических, характерных именно для Троице-Сергиева монастыря причин, обусловивших забвение сергиевских норм поведения, существовали а другие, присущие многим русским монастырям в изучаемое время. Становление единого Русского государства в эпоху Ивана Ш сопровождалось многочисленными расправами с неугодными людьми. Те, кто отстаивал уходящую «старину’,’ зачастую становились жертвами гонений. Насильно постриженные в монахи аристократы приносили в обители нравы и привычки боярских ;домов»

Неблагоприятное воздействие на состояние монашества оказывала и сложная международная церковно-полигпческая обстановка. Константинопольский патриархат не признал установленную в 1448 г. автокефалию русской перкви. Это каната основалио всякого рода огикам и недовольным осуждать о^токелъкую иерархию во главе с автокефальным митрополитом Поной. Такого рода сомнения были растрсстганекы и среди г/онааествующих.

Глава П. Тпоице-Свсгнев монастырь и внутрипвпковппя борьба п Х.У1в.

Со времени игуменства Серапиона (1495-1506) начинается новый период в истории монастыря, который длится примерно до середины ХУ1 в. В этот период собственно соргиовокая традиция перестает быть духовной доминантой жизни троицкой общины. Оставаясь важным фактором, влияющим на поведение иноков, она воспринимается ими узке^лосродован-но, через призму всколыхнувшая все русское общество борьбы между иосифлянами я нестяжателями. Но абсолютизируя различий между ними, нельзя, однако, не видеть весьма существенный, принципиальный характер. Противостояние отих двух направлений в русском монашество ярко отразилось и о истории обители Сергия Радонежского, которую в известном смысла мото считать их общей колыбелью.

монастыре в ХУ1 в. состояла в том, что, как уже отмечалось вше, это происходило по воле московского великого князя и солидарной с ним

вмешательство светской власти во внутреннюю ясизнь Троице-Сергиева монастыря в ХУ1 в. было обычный явлением.

Глава 111. Троице-Сеогнев монастырь и ваунейша политические собы« тия ХУ-ХУ1 вп.

Данная глава работы посачщена изучению позиции Троице-Саргиева монастыря в таких важнейших событиях как феодальная война второй четверти ХУ в., заключение Флорентийской унии, церковный собор 1503 г., военно-политические акции Василия Ш и Ивана 1У, опричнина. Кроме того, в ней изучаются причины превращения Троица-Сер-гиева монастыря в главную обитель Российского государства.

Позиция, занятая властями Троица-Сергиева монастыря по отнояенив к борьбе за великое княжение между потомками Дмитрия Донского, имела немаловажное значение для исхода конфликта. Троица-Сергиев монастырь упомянут в источг’ках 6 раз в связи с теми или иными событиями феодальной войны. Ни один другой монастырь не был столь активно вовлечен в борьбу за великое княжение. Игумен монастыря Досифей, келарь Авраашй Воронин, а также часть братии не только проявляли явные симпатии к князп Юрию Звенигородскому и его сыновьям, но также участвовали в заговора с цолью плениния и ослеплония Василия П.

Подписание во Флоренции в 1439 г. московским митрополитом Исидором унии между православной и католической церковью вызвало неоднозначную реакцию в русском обществе.’Позиция московской знати и высшего церковного руководства била поначалу сдержанной и выжидательной. Однако если иерархи, связанные с митрополичьей кафедрой, опасаясь усиления авторитарных замашек со стороны великого князя в отношениях между церковью и государством, и могли бы пойти

высшей церковной власти

на компромисс с митрополитом-униатом,

то этого нельзя сказать об иноках Троицэ-Саргивза монастыря. Трояцжае меняли заняли и этом вопроса нзпрямярямую позиция, о чем косвенно свидетельствует составление «Чуда в латински:; странах», котороз била вкт-чоно уза во вторуа йпхкчяевсву» редакцию «Янтия Сергия». Относительная яозавясямссть троящуй обданы по отношению к митрополичьей кофэдрэ объясняется л «пустынным» характером монастыря,я ого особш духсвжзл значением. Сохраняя долягай пиетот по откосе япвэ к византийской духовной традиции, к патриархату и ого стаиязнгакам митрополитам Кяприаиу (^1381-1332,1390-140б) и Фотшэ О-403-1431) троицкиа старцы рместе с тем ко могли ко видеть существенных- различий между интересами Константинополя и Москвы. В слсзшом взаимодействии перкопн о-полглкчэсеих ароцвссоа, прота-улвшх п этот период в Восточно» Европе, Трсяце-Сэргааз монастырь, судя по всему, занял позицию, которую моано определить как «национальную». В этом он следовал ара/ору Кпвво-Пвчерского монастыря, традиция которого всегда внеоко чтила на Улковце.

Тронп’Млэргибв конастырь способствовал создаява особого ргшт-тозпого ьсэ^увдвняя, сояутстзовадаего такта крудне&ам зген-

но-политЕческзш акциям Еасклия Ш и Ивана 1У как взятие Смоленска, присоединение Казани.

Сложными и неоднозначными были отношения Троицэ-Сергиева

В основе роста значимости монастыря лежало несколько обстоятельств. Одно из них заключалось в широком распространении Культа Сергия Радонежского б Северо-Восточной и Северо-Западной Руси уже с середины ХУ в. Уяе с начала ХУ1 в. складывается пред ставленпе о Сергпе Радонежском как о святом, покровительствующем московскому воинству и защищающем 1усскузэ земл»(^чудо в Опочкэ» в 1517 г., чудо в Москве в 1521 г., явление Сергия в Свияжскэ В 1550 г. и- в Казаки в 1552 г^) Кроме того, в ХУ1 столетии утверждается представление и о том, что великокняжеская семья находится под особым покровительством радонежского игумена (Повесть о чудесном зачатии и рождении великого князя Василия Ивановича в составе Степенной книги).

Другая причина возвышения Тропце-Сергиева монастыря заключалась в его географическом положении: в центре страны, за пооде-

лами Москвы, но на сравнительно недалеко?-! расстоянии от ное.

Эти перемены обусловили ярко отрицательную позицию монастыря по отношению к задуманной Иваном Ш конфискации монастырских вотчин.

Осознавая, что Тро:ща заняла особое место среди русских монасты-рз.1, sainmiZ! кнчзь ВасилкЗ П строгался поставить во глазе сбгге-

Большой удельный вес иноков знатного происхоэденяя в составе троицкой братии привел к тому, что она сильно ощутил? на себе удары опричного террора. посомненно одной из причин недовольства любившего уставное благочестие Ивана Грозного был и упадок в Троице «высокого жития».

В целом история Троице-Сергиева монастыря в ХУ-ХУ1 вв. наглядно показывает процесс врастания обителей, основанных Сергием радонежским и его учениками, в политическую и идеологическую систему единого Русского государства. Дальнейшая централизация государства и сопутствовавшие ей социальные процессы вели к полной утрате монасты-

ряж: политической самостоятельности, сергиевского «духа самоотвержения».

Апробация я публикация результатов исследования. Осисепкэ положо!гия п выводи диссертации получили отраженно в публикациях

— Соловецкий игумен Филипп Колычев //Культура и политика в современном миро: Тезисы до градов П Соловецкого общественно-политического форума 9-13 сентября 1990 г. Лрха)ггельск-Солозкя, 1990.

— Сергиевская традиция в деятельности Ростовского архиепископа Еас-сиана Рыло» Доклад, сделанный в Ростово-Ярославском архитокгурио-художественном музео-заповедника (принят к печати).

Кроме того, выводи диссертации изложена в выступлениях на научных конференциях

— Конференция, посвященная 600-летию кончины Сергия Радонежского в Сэргиев-Посадском псгорико-художественнси музее-заповеднике 10-15 мая 1992 г.

— Конференция в Ростово-Ярославспом архитектурно-художественном муээе-заповеднико «История и культура Ростовской земли» 10-13 ноября 1992 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *