роль тренера в жизни ребенка

Роль тренера в становлении личности ребенка

Авторитет тренера во многом определяет перспективу результативности подготовки спортсменов. Основные качества, которыми должен обладать хороший тренер, чтобы оказывать благотворное влияние на гармоничное развитие своего подопечного.

Просмотр содержимого документа
«Роль тренера в становлении личности ребенка»

Доклад: Роль тренера в становлении личности юного спортсмена

по плаванию» г.Абакан

Роль тренера в воздействии на личность юного спортсмена значительно выше, чем на взрослого спортсмена. Если для психологов является аксиомой, что в работе с юными спортсменами нужна другая модель работы нежели со взрослыми спортсменами, то тренеры зачастую игнорируют законы возрастной психологии и переносят на юношеский спорт принципы работы из профессионального спорта.

Ученые отмечают тот факт, что неправильное поведение тренера может снижать эффективность его деятельности, при этом часто именно конфликты с тренером ведут к уходу юных спортсменов из спорта, или переходу в другую команду.

Установка только на спортивный результат приводит к тому, что тренер не может оказать психологическую помощь спортсменам в трудных соревновательных ситуациях, при этом сам часто становится источником дополнительного стресса для спортсменов. Последствием такой установки тренера является снижение у воспитанников интереса к спорту и к совершенствованию.

При профессионально-педагогической направленности в деятельности тренеров спортивная деятельность может способствовать личностному и профессиональному самоопределению юных спортсменов, и тем самым способствовать их психологической стабильности.

В этом случае у спортсменов доминирующими мотивами остаются мотивы совершенствования и социальные мотивы, сохраняется высокий уровень удовлетворения от занятий спортом.

Это объясняется тем, что тренеры с установкой на результат, в работе с юными спортсменами фокусировали их внимание на материальных и лично-престижных преимуществах большого спорта; а тренеры с профессионально-педагогической установкой исходили из постоянного нацеливания спортсменов на преодоление трудностей, самих себя, а перспективы спортивного роста связывали с постоянным самосовершенствованием.

Успех в педагогической деятельности, в первую очередь, во многом зависит от авторитета, который имеет тренер. Важно быть сильной личностью, способной «притягивать» к себе людей, внушать уважение. Если тренер пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.

Для завоевания авторитета тренером большую роль играет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе и заинтересованность в её результатах.

Какими же качествами должен обладать профессиональный тренер, чтобы оказывать благотворное влияние на становление личности юного спортсмена?

Список качеств тренера условно можно разделить на 4 составляющие:

мировоззренческие и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности, устойчивое желание и стремление предать ученикам социальный и профессиональный опыт спортивной деятельности.

Здесь большую роль играют мотивы деятельности тренера, интерес к спорту и физической культуре, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большой общественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество своей работы.

профессиональные качества тренера: способность организовать обучение и отдых воспитуемого; профессионально-деловые качества; привычки и традиции, одобряемые в детском спортивном коллективе. Так, к деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение конкретными спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, отношение к работе, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.

Тренер должен быть управленцем: уметь грамотно анализировать информацию, принимать управленческие решения, прогнозировать эффективность реализации его решений, организовывать, руководить, согласовывать, контролировать и корректировать результаты работы.

Тренер должен постоянно стимулировать познавательную активность воспитанников. Большое внимание уделять воспитательной работе. При этом важно не только проводить индивидуальную работу со спортсменами, но и стремиться к формированию сплочённого детского коллектива.

Не менее важным качеством является умение оказывать регулирующее воздействие на спортсмена накануне соревнований в условиях психических срывов, переутомления и т.п. Здесь полезны беседы о причинах срыва, переключение внимания на благоприятные мысли, приемы психорегулирующей тренировки и средства восстановления спокойствия.

Тренер должен обладать педагогической наблюдательностью, позволяющей проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе.

Дидактические способности тренера позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности тренера играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

индивидуально-психологические черты: эрудиция, ум, память, мышление, чувство сопереживания, воля, эмоции. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность (выдержка, самообладание), терпеливость, решительность, жизнерадостность (веселость, чувство юмора).

Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Если у тренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их в свою деятельность, он обогащает свои педагогические способности, расширяет диапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена.

Непременным качеством тренера должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость тренера, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой тренер предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.

физиологические качества: возраст, пол, рост, вес и др. Как правило, в первую очередь мы обращаем внимание на внешний вид человека, а уже потом оцениваем его профессиональные и личностные качества.

Сегодня, спортивный тренер — одно из главных действующих лиц любого спортивного состязания. О его ответственности за выполняемую работу сказано уже очень много, и народная мудрость, которая гласит, что выигрывает команда, а проигрывает тренер, — права. Он — режиссер-постановщик, организатор, администратор, педагог, психолог, воспитатель.

Источник

Первый тренер — это важный человек в жизни ребёнка

Отдавая ребёнка в спортивную секцию, не все родители относятся к этому достаточно серьёзно. Многим кажется, что, договорившись с ребёнком, чем он хочет заниматься и выбрав подобную секцию, поближе к дому, вопрос решён. Но нельзя забывать о том, кто станет его первым тренером, человеком, который приведёт вашего ребёнка в мир спорта. Спросите любого состоявшегося спортсмена, что значит для него первый тренер, почему получая заветную награду, он вспоминает и благодарит именно этого человека.

роль тренера в жизни ребенка

Трудно описать эти чувства. Человеку свойственно помнить самые значимые моменты своей жизни, а особенно если это были впечатления детства. Мы помним важные события, яркие впечатления и людей, которые помогали нам расти, преодолевать трудности, учили и заботились о нас. Невозможно забыть первого учителя, потому что он вёл нас за руку по дороге знаний, так и первый тренер, покажет ребёнку, как делать первые шаги в спортивной карьере, с нуля научит всему, чем владеет сам.
Именно работа первого тренера во многом определяет способности и профессиональный путь юного спортсмена.

роль тренера в жизни ребенка

Своей основной задачей опытные наставники считают:

Для ребёнка важно, чтобы рядом всегда был взрослый человек, который подскажет, объяснит, поможет. Поэтому мы так нуждаемся в родительской заботе и привыкая к ней ждём и от других людей такого же понимания. Вот почему первый тренер должен обладать многими знаниями не только спортивного характера, но и быть немного психологом, умеющим наладить хороший контакт с маленьким спортсменом, вызвать его доверие. Когда тренер сумел стать “важным взрослым” после родителей, бабушек и дедушек тогда и появляется и интерес к занятиям и стремление к результату, ведь так хочется оправдать надежды любимого наставника.

роль тренера в жизни ребенка

Разве можно забыть своего первого тренера, который учил тебя не только спорту, но и думать, принимать решения, анализировать, не отчаиваться, когда проиграл, не сдаваться и двигаться к новым победам. Для ребёнка тренер — это тот человек, который искренне, всей душой заинтересован в его жизни.

Своих первых наставников помнят не только именитые спортсмены, но и люди, которые в детстве посещали спортивные секции. Именно там они получили те навыки, которые в будущем помогли стать успешными людьми в различных сферах. Спорт учит: конкурировать, дружить, выручать, преодолевать, побеждать.

А такие качества, как дисциплинированность, честность, уверенность в себе, воля, умение контролировать свои эмоции, становятся верными помощниками на всю жизнь. Все это ребёнок впитывает, как губка, в первые месяцы тренировок. Вот почему важен серьёзный подход в выборе тренера.

роль тренера в жизни ребенка

Как выбрать первого тренера

Теперь, понимая, насколько важно правильно выбрать первого тренера для маленького спортсмена, любой родитель взвесит все “за” и “против”, заочно познакомившись с будущим тренером, прочитает отзывы и прислушается к советам знающих людей.

роль тренера в жизни ребенка

Помните о том, что вы отдаёте малыша не просто в спортивную секцию, а туда, где ему придётся проходить школу жизни, познавать себя, учиться работать в коллективе, преодолевать трудности. Чтобы справиться с такими серьёзными задачами, рядом должен находиться опытный наставник.

Источник

Роль тренера в жизни ребенка

На начальной стадии занятий основное внимание надо уделять формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом. Так как в это время характерна недостаточная осознанность потребностей, лежащих в их основе, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов удовлетворения.

Их содержание и сила определяется тем, как ребенок включается в новый двигательный режим, в новый стиль жизни, происходит адаптация к физическим нагрузкам и отношениям в спортивном коллективе. По существу, все мотивы этой стадии направлены на определение того, является ли спортивная тренировка необходимой и желаемой для ребенка.

Результаты практического опыта современных детских тренеров свидетельствуют о том, что, в среднем, в первые два года спортивных тренировок по собственному желанию («расхотелось», «перестало нравиться» и т.д.) прекращают занятия более 40% воспитанников не зависимо от уровня их подготовленности и пригодности к конкретному виду спорта.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорят взрослые.

Все выше перечисленное предъявляет очень высокие требования к тренеру как личности. Тренер должен стать для детей старшим товарищем – умным, тактичным, справедливым. Человеком, умеющим чувствовать настроение, разумно реагировать на шалости и непослушание, умеющим предотвращать конфликты и контролировать ситуацию.

Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, их взаимоотношения между собой и с вами, за их отношение к миру. Нужно в каждом ребенке видеть способности и помогать развивать их, верить, что все дети стремятся быть лучшими, только не знают и не умеют как, и задача тренера научить их этому.

Вы должны четко знать, что дети учатся жить у жизни, поэтому:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности.

Если ребенок растет в упреках, он учится не принимать других.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружбе, он учится находить любовь в этом мире.

Понимание скрытых мотивов детского поведения позволяет сформировать важнейшие педагогические правила, которым должен следовать каждый, кто занимается с детьми:

Относиться к воспитаннику так, как будто он уже стал таким, каким педагог хотел бы его видеть, Если педагог хочет, чтобы ребенок был добр, честен, великодушен, трудолюбив, ответственен, нужно вести с ним так, как будто он уже обладает всеми этими качествами. Тренер должен владеть правилами «педагогического парадокса». Если воспитанник драчун, то ему нужно повторять: «Все знают, что ты у нас самый великодушный и справедливый, что ты защитник всех слабых. Я поручу тебе защищать…». Не очень способному ребенку, надо изо всех сил внушать веру в его способности, и делать это предельно искренне. Научить преодолевать себя.

Ребенок верит не всему, сказанному педагогом, у него есть и собственное мнение. Педагогическая задача – организовать деятельность так, чтобы дать воспитаннику почувствовать себя любимым, настойчивым, умным и благородным. Дать ему испытать удовольствие от себя благородного, от благодарности окружающих. Эгоистичное, черствое сердце потому и черствое, что не знает такой радости. Воспитание есть изменение отношений к товарищам, к миру, прежде всего к себе!

Работая в детском коллективе нужно соблюдать еще ряд правил:

Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.

Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.

Не держаться изолированно от детей.

Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения.

Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег.

Не быть безразличным к недисциплинированности детей.

Не заниматься своими личными делами в рабочее время.

Не слушать только себя.

Не позволять равнодушного отношения к детям.

Не потакать ленивым.

Не пытаться выяснять что-либо с помощью силы.

Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей.

Не срывать свое плохое настроение на детях.

Не унижать детей и не смеяться над ними.

Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же.

Нельзя быть скучным, хмурым, нудным, равнодушным.

Нельзя появляться перед детьми «не чищеным, не глаженым»

Тренер должен довести до детей понятие о привлекательности победы над собой и соперниками. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами и могут найти свое отражение не только в спорте. Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессов, с которыми может встретиться ребенок. Достижение успеха в трудных условиях, характерных для многих видов спорта, принесет молодым людям большую пользу в дальнейшей жизни.

Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки и снижение «отсева» занимающихся, тренеру необходимо:

— Повышать эмоциональную насыщенность учебно-тренировочных занятий (например, включать большое количество подвижных игр и соревнований), актуализировать положительные эмоции у юных спортсменов, поскольку радость и удовлетворение – один из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий.

— Активизировать совместную досуговую деятельность: походы, экскурсии, беседы, праздники.

-Заботиться о создании благоприятного микроклимата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважения, доверия, заботы, воспитания толерантности.

— Соответствовать ожиданиям детей как личность.

Таким образом, поведение и деятельность тренера является важнейшим фактором формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом.

Источник

Какую роль играет первый тренер в личностном развитии подростков

Какую роль играет первый тренер в личностном развитии подростков.

За много лет работы тренером- преподавателем по вольной борьбе мои юные спортсмены добивались спортивных разрядов. Среди них есть кандидаты в мастера спорта. Один из спортсменов включен в основную сборную команды Республики Хакасия и одна спортсменка включена в сборную команду Российской Федерации по СФО по вольной борьбе на 2020 год. Встает вопрос, а что значит для таких спортсменов первый тренер?

Первый тренер — это человек, который знакомит ребенка с миром спорта. Он не просто развивает в юном спортсмене определенные качества, а учит его умениям и способностям с нуля. Тренер-преподаватель вкладывает в него те знания, которыми обладает сам, и которые годами передает молодому поколению. Именно работа первого тренера во многом определяет способности и профессиональный путь ребенка. Обучить маленького человека чему-то абсолютно новому, привить ему интерес к этому обучению, научить основам спортивных выступлений — все это задача первого наставника. Первый тренер — это тот человек, который становится для ребенка еще одним «важным взрослым». Таких взрослых у детей немного: мама и папа, бабушки и дедушки. Может быть, дядя или тетя. И все. А если смотреть на вещи реально, то по-настоящему серьезным жизненным мудростям и умениям ребенка учат только родители, да и то не всегда: дела, работа, занятость… А если семья неблагополучная? И нет условий и мотивации к нормальной жизни и развитию личности ребенка. И вот первый тренер становится тем самым важнейшим взрослым, который расходует свое время с одной целью — научить чему-то ребенка, воспитывать личностные качества, социализировать в обществе. Конечно, такой наставник запоминается на всю жизнь. Ведь тренер учит ребенка не только спорту. Он помогает ему научиться не отчаиваться, делать правильные выводы, анализировать и думать, не сдаваться, всегда двигаться вперед, к новым достижениям и победам. Для ребенка тренер — это тот человек, который искренне, всей душой заинтересован в его жизни. И ребенок хочет оправдать эти надежды, со всем усердием работая на тренировках.

Мы все помним, как Кирилл Капризов подарил своему первому тренеру автомобиль. Это признание работы первого тренера, уважение, любовь.

Но не только профессиональные спортсмены помнят своего первого тренера всю жизнь. Его помнят вообще все, кто хоть немного занимался в какой-либо секции. Пусть год или два — воспоминания все равно остаются навсегда. Как известно, наилучших успехов в бизнесе, да и в жизни вообще добиваются люди, посвятившие часть времени своего детства спорту. Ничего удивительного здесь нет. Спорт прививает множество важнейших качеств психики, учит конкурировать, дружить, выручать, побеждать, преодолевать. Воля к победе, бойцовские качества, железный характер — все это формируется во время спортивных занятий. По-настоящему профессиональный тренер воспитывает в ребенке множество положительных и необходимых для жизни качеств: дисциплинированность, честность, уверенность в себе, волю, умение контролировать эмоции и так далее. Все эти навыки становятся фундаментальными для человека, тысячи раз пригождаясь ему в течение жизни. Ребенок, получивший в детстве такую «закалку», с огромной долей вероятности не потеряется в жизни, не наделает уйму глупостей. А когда настанет время выбора спутника жизни, выберет себе подобного человека: умного, смелого, честного, достойного. И воспитает таких же детей! Все это ребенок впитывает в себя как губка именно в первые месяцы тренировок.

Мы живем в селе, где выбора спортивных секций и тренера – преподавателя нет. У ребят небольшой выбор: вольная борьба и футбол. Чаще всего ребята выбирают секцию по личным заслугам тренера:

Очень важно, чтобы учитель был не только теоретиком, но и практиком. Необходимо, чтобы тренер сам, на своем собственном опыте в детстве, прочувствовал, что такое заниматься спортом, быть в коллективе, переживать победы и поражения, злиться на своего наставника, который зачем-то его вновь и вновь гоняет по кругу стадиона, и потом завоевывать медали и кубки.

Отдавая ребенка в спорт, вы отдаете своего ребенка в школу жизни. Школу, где он познает мир, коллектив и самого себя, существенно обогатит свой внутренний мир и отношение к этой жизни. Первый тренер — это очень важно.

Источник

Первый тренер: его роль в спортивной жизни ребенка

Какую роль играет первый тренер в жизни ребенка? Действительно ли так важно серьезно подходить к выбору тренера? Почему дети помнят своих первых наставников всю жизнь? Об этом и многом другом — в нашей статье.

Лучший и первый тренер

То, что значит первый тренер для любого спортсмена, сложно описать простыми словами. Любой спортсмен проходит через руки множества наставников. Уже в детском возрасте даже в самой серьезной спортивной школе их может быть пять или шесть. А уж когда ребенок вступает во взрослую жизнь, количество тренеров, с которыми он работал, может доходить до двадцати человек. И все равно, получая награду, спортсмен всегда благодарит родителей, мужа или жену, болельщиков и первого тренера.

И это вовсе не дань традициям или вежливость. Это настоящая, искренняя благодарность. Как каждый из нас помнит свою первую любовь, так и спортсмены всю жизнь помнят своего первого тренера, каким бы он ни был. Причин такой долгой памяти и благодарности много.

Роль первого тренера

Первый тренер — это человек, который знакомит ребенка с миром спорта. Он не просто развивает в юном спортсмене определенные качества, а учит его умениям и способностям с нуля. Наставник вкладывает в него те знания, которыми обладает сам, и которые годами передает молодому поколению. Именно работа первого тренера во многом определяет способности и профессиональный путь ребенка.

Обучить маленького человека чему-то абсолютно новому, привить ему интерес к этому обучению, научить основам спортивных выступлений — все это задача первого наставника.

Первый тренер — это тот человек, который становится для ребенка еще одним «важным взрослым». Таких взрослых у детей немного: мама и папа, бабушки и дедушки. Может быть, дядя или тетя. И все. А если смотреть на вещи реально, то по-настоящему серьезным жизненным мудростям и умениям ребенка учат только родители, да и то не всегда: дела, работа, занятость…

И вот первый тренер становится тем самым важнейшим взрослым, который расходует свое время с одной целью — научить чему-то ребенка. Конечно, такой наставник запоминается на всю жизнь. Ведь тренер учит ребенка не только спорту. Он помогает ему научиться не отчаиваться, делать правильные выводы, анализировать и думать, не сдаваться, всегда двигаться вперед, к новым достижениям и победам. Для ребенка тренер — это тот человек, который искренне, всей душой заинтересован в его жизни. И ребенок хочет оправдать эти надежды, со всем усердием работая на тренировках.

Задача первого тренера

Но не только профессиональные спортсмены помнят своего первого тренера всю жизнь. Его помнят вообще все, кто хоть немного занимался в какой-либо секции. Пусть год или два — воспоминания все равно остаются навсегда.

Как известно, наилучших успехов в бизнесе, да и в жизни вообще добиваются люди, посвятившие часть времени своего детства спорту. Ничего удивительного здесь нет. Спорт прививает множество важнейших качеств психики, учит конкурировать, дружить, выручать, побеждать, преодолевать. Воля к победе, бойцовские качества, железный характер — все это формируется во время спортивных занятий.

По-настоящему профессиональный тренер воспитывает в ребенке множество положительных и необходимых для жизни качеств: дисциплинированность, честность, уверенность в себе, волю, умение контролировать эмоции и так далее. Все эти навыки становятся фундаментальными для человека, тысячи раз пригождаясь ему в течение жизни.

Ребенок, получивший в детстве такую «закалку», с огромной долей вероятности не потеряется в жизни, не наделает уйму глупостей. А когда настанет время выбора спутника жизни, выберет себе подобного человека: умного, смелого, честного, достойного. И воспитает таких же детей!

Все это ребенок впитывает в себя как губка именно в первые месяцы тренировок. Поэтому к выбору первого тренера следует подходить очень внимательно.

Как выбрать первого тренера

К выбору первого тренера следует подходить очень внимательно. Недостаточно выбрать хорошую секцию. Нужно точно знать, к какому тренеру вы хотите попасть.

Тренера можно выбирать разными путями:

Заключение

Выбор первого тренера — чрезвычайно важная задача любого родителя, решившего отдать своего ребенка в спорт. Не относитесь к этому выбору легкомысленно: «Какая ближе секция, туда и пойдет. Не понравится — заберу».

Забрать-то заберете, только помимо обучению спорта, вы отдаете своего ребенка в школу жизни. Школу, где он познает мир, коллектив и самого себя, существенно обогатит свой внутренний мир и отношение к этой жизни. Первый тренер — это очень важно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *