роль традиций в жизни современного человека
Проекты по обществознанию. 10 класс
Средняя школа № 59 г. Ярославль
3 декабря 2017 г.
Место традиций в жизни современного человека
4 комментария:
Работа с таким массивом данных была явно не легка. Но автор работы смог сконцентрировать информацию и вычленить самое важное, при этом, не потеряв необходимые детали. Выводы сформулированы хорошо и максимально развёрнуто. Можно подметить глубину погружённости авторов проекта в тему. Виден их философский подход к данному вопросу. Особая похвала за разносторонний подход к актуальности данной темы.
Мне понравилась данная работа. Было легко и интересно читать. Хотелось бы отметить, что вопросы в опросах сформулированы грамотно и помогают раскрыть тему проекта, а так же сделать вывод, который у авторов получился отличным. Особенно радует, что традиции в жизни современной молодёжи занимают одно из первых мест.
Данный проект сразу привлекает внимание грамотно подобранной темой, которая актуальна на сей день. Действительно, перед автором предстал огромный объем данных и информации. Он смог справиться с этим. Особого внимания заслуживает полная разнообразных опросов практическая часть. Признаюсь, что сам активно и с удовольствием принимал участие в них.
Работа выполнена добротно,качественно,все условия соблюдены.
Тема для блога выбрана очень сложная и довольно оригинальная.На мой взгляд эта работа достойна оценки «5»
Традиции и обычаи в современном мире
Как отмечал Елбасы Нурсултан Назарбаев, самым важным условием модернизации нового типа является сохранение своей культуры, собственного национального кода.
Первый Президент говорил, что новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.
Я полностью согласен с тем, что никогда не нужно забывать свое прошлое, свои корни, необходимо знать и почитать глубинную историю своего народа. Характерные черты, присущие каждому народу мира, можно определить по национальной музыке, рукоделию, обычаям и традициям. Изучая эти особенности можно понять жизненные принципы, душу народа.
А также я уверен, что традиции и обычаи формируют ту крепкую нить, благодаря которой устанавливается связь и преемственность поколений.
Сейчас, некоторые традиции казахского народа, формировавшиеся на протяжении тысячелетий, забыты, и только в наших силах их возродить. Но, справедливости ради нужно отметить, что большинство из них соблюдаются, уже молодым поколением по сей день. Прекрасны обычаи и традиции казахов, пришедшие из глубины веков. То, что «заложено» в наших генах, можно сказать, это уважение старших, почитание старейшин, трепетное отношение к младшим, особенное уважение к матери и отцу.
Но конечно, некоторые традиции и обычаи адаптировались к условиям современности. Сейчас, например, проводят «қыз ұзату тойы» (проводы невесты) с выдуманными обрядами: «белая дорожка» с лепестками роз, слова напутствия, уход молодых до полуночи и т.д. А в прежние времена сваты забирали невесту рано утром, с восходом солнца – символом нового дня, новой жизни. За день до этого она обходила всех родственников с песней-причитанием «сыңсу» – прощалась с ними. Сегодня сохранились обычаи, связанные с вступлением в брак, такие как «құда түсу», «құдалық», который и сейчас обязательно проводится в очень теплой, душевной атмосфере, с песнями и подарками. А чтобы угостить и удивить родственников на женитьбе готовилось калорийное блюдо, поднимающее иммунитет и придающее силы. Тонкерме – это национальный десерт, который сегодня готовят в современной подаче. Также в современном мире широко распространены традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Они также подстроились по современные реалии. А помните прекрасный обычай «Ауыз тию»? По этому обычаю гость должен выпить чай или отведать предложенное угощение в доме, в который пришел. «Ауыз тию» дословно переводится с казахского как «пригубить». Обычай соблюдается и по сей день, причем отказ от угощения едой может обидеть хозяина дома.
Обряды, обычаи и традиции казахского народа многочисленны и отличаются невероятным разнообразием. Более того, сейчас, в период 21 века, их становится все больше. Ведь современный Казахстан проходит через национальное возрождение.
Однако, есть и те, что необходимо оставить в прошлом. Среди них средневековый обычай – похищение невесты. К сожалению, практика насильственной женитьбы имеет место быть и в современном Казахстане. Помимо того, что у нас сохраняется данный свадебный обряд, он еще преподносятся некоторыми казахстанцами, как нечто ценное и святое. Обычай уплаты калыма за невесту в своем истинно старинном проявлении, на мой взгляд, тоже должен остаться в прошлом. Хотя он сейчас и трансформировался, и вместо скота в качестве калыма отдают деньги. Однако, многие социологи считают, что некоторые древние обычаи у нас возрождаются в новых обличьях, и в принципе, ничего в этом плохого нет. Таким образом, во многих регионах данный обычай настолько видоизменился, что скорее по факту похож на подарки родственникам невесты.
Резюмируя, хочу отметить, что традиции и обычаи казахского народа передавались из поколения в поколение. И в любом случае, разные поколения должно что-то объединять в не зависимости от того, в каком мире мы живем сегодня. Традиции и обычаи – это ритуалы, которые повторяются регулярно. Как правило, их соблюдают внутри семьи, и это позволяет объединить всех родственников общим настроением, тем, что действительно может связывать разные поколения.
В более обширном понимании традиции и обычаи – это громаднейший пласт, благодаря которому у нас в государстве есть опора. А как мы знаем, без опоры на прошлое, не может быть будущего. Нужно пользоваться теми опытом и знаниями, которые нам оставили наши предки, стараться не растерять с годами, а только умело их преумножать, заботясь о поколении будущих представителей казахского народа.
Роль обряда и традиции: в чём польза и в чём вред?
Жизнь человека во многом состоит из обрядов и традиций, повторения определённых действий и поступков, смысл которых может быть даже непонятен или утерян со временем. В чём польза обрядности и традиции, и в чём их вред?
Традиция, обряды, ритуалы, церемонии, обычаи, нормы поведения и правила окружают человека на протяжении всей его жизни. Есть области человеческой деятельности, в которых ритуал и традиция имеют особо важную роль, например, на военной службе или в религии, а в иных областях роль традиции меньше или играет несущественную роль.
Что такое обряд и традиция, и зачем они нужны?
Обряд – это определённая последовательность определённых действия. Обрядами переполнена жизнь человека, начиная, от свадебных церемоний и правил приветствия другого человека, заканчивая нормами ожидания в очереди и правилами этикета. Зачем нужны все эти нормы, правила и обычаи, когда можно поступать так, как хочется?
Дело в том, что человеческое общество – очень сложная структура, состоящая из мириад различных аспектов, феноменов, явлений, событий и объектов. Существование стабильной общественной системы возможно только в случае, когда все его элементы (люди) действуют в рамках определённых норм и правил, взаимодействуют друг с другом понятным для всех образом.
Учитывая, что различных видов взаимодействия между людьми очень много, то иметь некий стандарт поведения для большинства возможных случаев (как минимум для самых распространённых) очень важно. Это значительно упрощает взаимодействие элементов системы (людей) друг с другом, уменьшает количество конфликтных ситуаций, делает взаимодействие более эффективным.
Таким образом, когда детей с самого раннего возраста учат тому, как нужно общаться, как поступать в той или иной ситуации, как реагировать на то или иное событие, что является похвальным, а что порицаемым, то им передают информацию о нормах и правилах, обрядах и традициях того общества, в котором им предстоит жить и с которым им предстоит взаимодействовать.
Например, когда встречаются двое мужчин, то по правилам этикета они жмут друг другу руку. Такова традиция, такова норма поведения. Все мужчины знают эту норму и спокойно ей следуют. В иных обществах возможно иное приветствие, например поклон. Отклонение от этой нормы, например, когда один из мужчин не пожмёт протянутую ему руку, может вызвать у другого мужчины, протянувшего руку для приветствия, непонимание или даже раздражение. Это довольно простой ритуал.
Есть обряды значительно более сложные, в которых могут принимать участие сотни и тысячи людей, и которые состоят из десятков или сотен различных этапов. К подобным обрядам относятся религиозные богослужения или, например, военный парад.
Все обряды, традиции, ритуалы, церемонии, обычаи созданы для того, чтобы организовать взаимодействие между людьми, сделать это взаимодействие понятным и предсказуемым для каждого участника. Вот несколько задач, которые решают обычаи и традиции:
Мышления и традиции
На первый взгляд может показаться, что обряды и традиции имеют отношение только к каким-то особенным событиям в жизни человека, но предлагают взглянуть на эту тему немного шире. Если посмотреть на обряды, традиции, нормы, ритуалы и обычаи, как на определённые последовательности мыслей и поступков, то оказывается, что этим пронизана вся жизнь человека с самого раннего возраста до самой смерти, с самого утра до позднего вечера, круглогодично. Даже утренний поход в ванную комнату тоже является традицией, которая становится привычкой. И правила дорожного движения тоже норма и традиция, закреплённая законом.
Конечно, есть нормы, правила и традиции, которые можно легко объяснить, пояснить их смысл и значения, а с иными обрядами и обычаями это может оказаться либо крайне сложным, либо невозможным, но тем не менее и первые, и вторые организуют жизнь сообщества, упорядочивают его, снижают его конфликтность и организуют социальную жизнь.
Наше мышление также состоит из традиций и обычаев, которые принято называть привычками. И чем дольше живёт человек, тем больше у него становится привычек, но все они играют свою роль и имеют свой смысл. В этом смысле можно сказать, что обряды и традиции – это привычки общества. А привычки, как известно, с трудом приобретаются и с ещё большим трудом изменяются. Мышление человека вообще склонно к образованию привычек, что понятно и объяснимо. Вследствие этого и формируются общественные привычки, называемые обрядами и обычаями.
Что будет если отменить все обряды, нормы и традиции?
Если одномоментно отменить все нормы, обряды, ритуалы, традиции и обычаи, и стереть информацию о них из памяти всех участников общества, то сразу же начнётся хаос. Поскольку нормы поведения, хоть и не всегда разумные, но всегда понятные и предсказуемые, пронизывают человеческое поведение, упорядочивают и организуют его.
В обществе, в котором совсем нет такого организующего и упорядочивающего явления как традиции, немедленно и существенно возрастёт конфликтность, выйдут из строя все социальные институты общества. Такое общество атомизируется 1 и начнёт распадаться. Поскольку общественная система может существовать только в условиях, когда её элементы эффективно взаимодействуют друг с другом. Когда же информация об эффективном взаимодействии утрачена, то система распадается.
А после распада социальной системы на простейшие структуры начнётся новый виток организации, когда люди снова с нуля начнут формировать новые порядки, правила и обычаи для взаимодействия друг с другом. То есть процесс генерации обычаев, норм и порядков будет запущен снова, и снова будут выработаны те же или схожие нормы поведения, которые смогут объединить людей, упорядочить их общение и контакты, уменьшить конфликтность и повысить эффективность взаимодействия.
В чём вред обряда и традиции?
Конечно, у любой медали есть две стороны. Обычаи, нормы и традиции являясь привычками общества, направленными на упрощение взаимодействия между элементами общественной системы и повышения качества этого взаимодействия, имеют и свою отрицательную роль.
Ритуалы, нормы и обычаи тогда становятся деструктивными, когда теряют свою актуальность и перестают соответствовать действительности. Это возможно тогда, когда изменилось окружение или определённые условия жизни общества, а старые традиции вошли с новыми обстоятельствами в конфликт. Тогда традиция превращается из конструктивной силы в деструктивную.
Здесь важно отметить, что поскольку в обществе существуют порядки, нормы и правила практически на любую тему, то существуют обычаи, имеющие отношение к фундаментальным основам общества и человеческой личности, а есть обычаи, которые имеют отношение только к простым, локальным и проходящим явлениям.
Поскольку природа человека остаётся неизменной, а самые глубинные основы природы человека так и вовсе берут своё начало от фундаментальных законов мироздания, то их изменение не происходит и не предвидится, поэтому нормы, правила и обычаи, обслуживающие подобные основы не могут устареть. Подобные обычаи можно только немного корректировать, чтобы сделать их ещё более адекватными и соответствующими реальности.
В то время как обычаи, созданные на основе локальных и временных явлений, легко и быстро устаревают в масштабах длительности жизни общества. Они подлежат замене естественным путём, когда каждый человек, взаимодействующий с подобными устаревшими нормами, видит их неактуальность и в личном порядке отказывается от них.
Отличить обычаи, построенные на фундаментальных основах, от обычаев, построенных на временных и локальных явлениях, как правило, для неподготовленного человека является сложно задачей.
Управление общественными нормами и обычаями
На первый взгляд может показать, что управление общественным порядком, его нормами, обычаями и правилами является простым делом, и для этого нужно только принимать законы в этом обществе, запрещая или разрешая то, что видится верным. Но это не так!
Формирование поведенческих норм, норм взаимодействиям между людьми – это очень долгий, эволюционный процесс, растянутый на века, когда из поколения в поколение, от родителей к детям естественным путём передается информация только о работающих и максимально эффективных схемах поведения, а неэффективные или деструктивные схемы поведения отбраковываются и отбрасываются.
Тот порядок общественной жизни, который имеет общество на текущий момент, это результат тысячелетней работы по формированию, тестированию на практике различных норм, правил, обычаев и порядков, и отбраковке неработающих схем поведения. Это труд сотен миллионов и миллиардов умов и душ, которые прожили свои жизни и в их процессе вырабатывали только лучшие модели поведения, отбраковывая неработающие.
Поэтому подходить поверхностно к этому вопросу не стоит. Не стоит думать, что одна или в лучшем случае несколько десятков голов, даже самых светлых и умных, смогут сформулировать что-то принципиально новое и значительное лучшее, чем то, что было отработано эволюционным путём миллиардами ранее живших людей на практике за тысячелетия истории человеческого общества.
Роль традиций в современной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ледовская, Оксана Викторовна
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ледовская, Оксана Викторовна
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТРАДИЦИИ И ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ
ЕЁ РОЛИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Природа и смысл культурных традиций
1.2. Традиции и новации в развитии культуры: детерминанты культурного традирования
1.3. Изменение статуса традиции и феномен «посттрадиционной культуры»
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ И СОЗИДАТЕЛЬНАЯ
2.1. Роль игры в диалектике традиций и новаций
2.2. Феминизм в контексте разрушения и созидания традиций
2.3. Проблема идентичности в условиях культурной деструкции
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Социокультурная традиция: онтология и динамика 2006 год, доктор философских наук Полонская, Ирина Нисоновна
Социально-философский анализ традиции 2007 год, кандидат философских наук Дабаева, Гульпизат Абдурашидовна
Культурное наследие: философские аспекты анализа 2008 год, кандидат философских наук Копсергенова, Анна Адемировна
Сущность диалектики традиционности и новаторства в татарской национальной культуре 2007 год, кандидат философских наук Тактамышева, Рушания Рифадовна
Возрождение социокультурных традиций в современной городской бурятской семье 2006 год, кандидат социологических наук Батомункуева, Саяна Баировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль традиций в современной культуре»
Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация характеризуется изменением роли традиций в жизни человека и общества. Теоретики противопоставляют современную культуру культурам предшествующих эпох, называя последние традиционными, подчеркивая тем самым, что современная культура как-то иначе артикулирована по отношению к традиции. Культурные перемены породили невиданную мобильность человека, который уже перестает быть привязанным к одной социальной и культурной среде. Концепция современной культуры основана на противопоставлении традиции и современности.
Процессы глобализации, ориентированные на распространение однородных культурных образцов, на создание единого мирового пространства, приводят к стиранию границ между различными культурами, к абстрагированию от национальных особенностей и традиций. Складывающаяся под влиянием данных обстоятельств социокультурная ситуация поставила человека перед необходимостью самостоятельного выбора. В прошлые века формирование культурных ценностей, идеалов, норм, ориентирующих человека в мире и диктующих, как ему поступать, находилось в области ведения традиции. Современная культура с ее постоянной переоценкой ценностей привела к разрушению преемственности между поколениями, в обществе повсеместно отмечается снижение значения семейных ценностей. Уменьшается непосредственное влияние традиций на действия человека. Человек видит в другом человеке не уникальную и неповторимую личность, а объект, необходимый для удовлетворения его потребностей, не цель, а средство.
В современную эпоху деятельность индивидов обусловливается в большей степени ими самими, чем традиционными образцами и культурными предписаниями. В сегодняшней ситуации актуализируется принцип автономии личности, индивидуального самоопределения и самореализации. Если раньше человеку надлежало для собственного же блага следовать четко определенным и воспринимаемым как естественный порядок социальным и культурным ролям, то есть занимать установленное место и следовать в своем поведении соответствующим ожиданиям, то в современной культуре господствует представление о том, что индивиды сами конструируют свою идентичность. XX век продемонстрировал становление «всемирного бытия людей», для многих это обобществление обернулось «кризисом идентичности».
Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения традиций, широко освещена в научной литературе по самым разным отраслям гуманитарного знания, таким как антропология, этнология, культурология, религия, философия культуры и другим.
Наибольший интерес исследовательского сообщества к данной проблеме пришелся на восьмидесятые годы, когда в философской науке стоял вопрос осмысления механизмов упрочения и стабилизации общественных отношений. В научной литературе, посвященной изучению традиций, традиционной культуры проводились масштабные системные и структурно-функциональные исследования, что позволяет сделать вывод о том, что традициеведение в целом имело достаточно высокий научный статус.
Проблема традиции широко освещена во многих работах Э.С. Маркаря-на4, который определяет культуру как универсальную технологию человеческой деятельности или как адаптивное поведение социокультурных систем. Традиция предстает в качестве механизма воспроизводства и изменения самой культуры. В.В. Аверьянов, А.П. Андреев, В.А. Ачкасов, Э.А. Баллер, А.Г. Здра-вомыслов, И.Т. Касавин, А.Е. Кубель, Ю.А. Левада, В.Д. Плахов, А.И. Селиванов, Б.Г. Соколов, Я.Л. Харапинский5 рассматривают в своих исследованиях
2 См.: Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии.-1990.-№3; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.-М., 2003.
3 См.: Шацкий Е. Утопия и традиция.-М.,1990; Shils Е. Tradition. Chicago, 1981; Eisenstadt S.N. Tradition Chenge and Modernity. N. Y., 1973.
Проблемам теории культурной традиции, рассматривающей традицию, как способ жизнеобеспечения, хранения и передачи культурной информации был посвящен «круглый стол», в котором приняли участие С.А. Арутюнов, И.А. Барсегян, В.Б. Власова, Л.В. Данилова, М.Б. Зыков, Э.С. Маркарян, К.С. Сарингулян, Э.В. Соколов, К.В. Чистов и др1.
Проблеме традиционализма и рассмотрения традиции как «Священного Предания», посвящены работы представителей философско-религиозного течения: Р. Генона, А.Г. Дугина2.
1 См.: Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция//Советская этнография.-1981.- №2; Барсегян А.И. О классификации форм культурной традиции// Советская этнография.-1981.- №2; Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации// Советская этнография.-1981.-№2; Данилова Л.В. Традиция как специфический вид социального наследования// Советская этнография.-1981.- №2; Зыков М.Б. Понятие «память» как концептуальная основа для организации междисциплинарного исследования понятия «культурная традиция»// Советская эт-нография.-1981.- №2; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции/Советская этнография.-1981.-№2; Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции// Советская этнография.-1981.- №2; Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность// Советская этнография.-1981.- №2; Чистов К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования// Советская этнография,-1981,- №2.
2 См.: Генон Р. Символы священной науки.-М., 1997; Дугин А.Г. Философия традиционализ-ма.-М., 2002.
3 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну.-М., 2000; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.-М., 1999; Маклюэн М. Средство само есть содержание// Информационное общество: Сб.-М., 2004; Маркузе Г. Одномерный человек исследование идеологии развитого индустриального общества.-М., 1994; Тоффлер Э. Третья волна.-М., 1999; Уэбстер Ф. Теории информационного общества.-М., 2004; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.-М., 2003. мыслителей как: 3. Бауман, Ф. Лиотар, К. Поппер, А. Турен, Б. Тернер, 10. Ха-бермас1.
В отечественной науке по это направление представлено A.B. Захаровым, Л.Г. Иониным, И.П. Ильиным, Б.В. Марковым, B.C. Степиным, В.Н. Фурсом2.
Важное значение для прояснения проблемы изменения роли традиций в современной культуре и утрате современным человеком своей идентичности имели работы П. Бергера, Э. Гидденса, Т. Лукмана, Р. Парка, С. Хантингтона, Э. Эриксона ; и отечественных мыслителей Н.Р. Акопян, H.A. Красилышкова, В.Г. Федотовой, A.B. Шарова4.
Большое значение для прояснения роли и места традиций в русской культуре имели работы H.A. Бердяева, Ю.М. Лотмана, П.Я. Чаадаева5.
Исследованием проблем кризиса традиционных форм культуры, рассмотрением традиций как феномена культуры, изучением крестьянской общины как
См.: Захаров A.B. Массовое общество и культура в России: социально-типологический ана-лиз//Вопросы философии, 2003, №9; Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в третье тыся-челетие.-М., 2000; Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа.-М., 1998; Марков Б.В. Человек в эпоху масс-медиа// Информационное общество: Сб.-М, 2004; Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2003; Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса.-Мн., 2000.
3 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995; Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.-М., 2003; Гидденс Э. Современность и самоидентичность // РЖ «Социология». 1994. Cep.ll. № 2; 1996Park R.E. Race and culture; E.C. Hughes et al., ed., Glencol, 1950; Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности.-М., 2004; Э. Эриксон Детство и общество. СПб.
5 См.: Бердяев H.A. Смысл истории.-М., 1990; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и нравы русского дворянства.-СПб., 1999; Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т.1. М.: Наука, 1991. базовой основы большой этнокультурной традиции занимались региональные исследователи.
В перечисленных выше работах затрагиваются различные аспекты изучаемой проблемы, тем не менее комплексного, философского осмысления функционирования традиций на современном этапе развития культуры нет, что обусловливает необходимость данного научного исследования.
• уточнить понятие традиции в контексте философии культуры;
• выявить основные детерминанты изменчивости традиций;
• проанализировать динамику функций традиций;
• раскрыть взаимосвязь игрового и традиционного начала культуры;
• на примере феминизма рассмотреть механизм трансформации традиции в современной культуре;
• показать изменение роли культурной традиции в конструировании идентичности современного человека.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили произведения классиков философии и социологии культуры, являющихся приверженцами символического и понимающего подходов, а также интерпретативной и феноменологической антропологии. Большую роль сыграли теоретические разработки отечественных философов культуры, развивающих идеи системности и эволюционизма, а также структурного функционализма применительно к культурным системам.
В качестве основного метода диссертационного исследования был использован интерпретативный подход К. Гирца, представляющий синтез куль-тур-антропологического, герменевтического, семиотического подхода и социологических концепций. Дополнительно использовались герменевтический подход Х.-Г. Гадамера и феноменологический подход Э. Гуссерля.
Использовался системный подход, позволяющий рассматривать все явления, события и процессы в диалектическом единстве и дающий возможность представить предмет изучения во всей полноте. Проблемы, заявленные в диссертационном исследовании, обусловили необходимость использования междисциплинарного подхода, с помощью которого возможно рассмотрение проблемы в комплексе, и обусловливающего необходимость использования методов, применяемых в культурологии, культурной антропологии, социологии. На отдельных этапах исследования были применены общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, принцип историзма и др.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• уточнено понятие традиции, в котором наиболее значимым аспектом является преемственность поколений, способствующая стабильному существованию общества;
• выявлено, что на изменение содержания традиции влияют такие детерминанты, как культурные заимствования, культурная диффузия и экспансия, особое значение в социокультурной жизни сегодня приобретают такие детерминанты как: маргинализация и феминизм;
• обосновано, что в современной культуре сохраняются все классические функции традиции-коммуникативная, преемственности, адаптационная, селективная, регулятивная, идентифицирующая, но особое значение в связи с процессами глобализации и информатизации культуры приобретает коммуникативная функция;
• показана сущностная взаимосвязь игрового и традирующего элемента культурного бытия, выявлена конституирующая и трансформирующая функции игры по отношению к традиции в классической и современной культуре;
• показано, как в рамках феминистского движения формируются новые модели поведения, конструируемые из элементов культурных традиций.
• установлено, что идентичность в современном мире становится более сложной, иерархичной, но по-прежнему зависит от функционирования традиций, которые теперь нуждаются в интерпретации, рефлексии.
Положения, выносимые на защиту:
2. В связи с процессами глобализации на изменение содержания традиций влияют такие детерминанты, как культурные заимствования, культурная диффузия и экспансия, особое значение в современной культуре приобретают мар-гиналыюсть и феминизм. Термин «маргинальность» обозначает пограничность, периферийность или промежуточность положения индивида по отношению к любым социокультурным общностям. В современной культуре расширению сферы влияния маргинализации способствует постмодернизм, который сознательно занимает маргинальную позицию. В XX веке происходит трансформаи ция тендерных статусов женщины и мужчины, где решающую роль сыграл феминизм.
3. В современной культуре складывается ситуация сосуществования модерна и постмодерна. Несмотря на все изменения, происходящие в культуре, большинство традиций остаются неизменными, но наблюдается снижение значения их основных функций. Использование концепции «посттрадиционной» культуры позволило установить, что возрастает влияние коммуникативной функции традиции. Коммуникация тесно связана с игрой, которая в эпоху современности проникла во все сферы жизни общества.
4. Взаимосвязь игры и традиции прослеживается с древнейших времен, когда многие игровые действия, связанные с повседневной деятельностью человека, с течением времени закреплялись, превращаясь в традиционные стереотипы, а затем и в традиции. Постмодерн предполагает несерьезное, «игровое» отношение к традиции, что явилось следствием множества стилей и культур, предлагаемых постмодерном современному человеку. В современной культуре игра помогает традиции адаптироваться к среде через активное получение и использование информации в условиях, когда происходит стирание принципиальных различий между объективной и субъективной реальностью, нарушение целостного мира смыслов, размывание идентично-стей.
6. В современной культуре происходит расщепление идентичности благодаря включению индивида в социальные практики, рожденные различными традициями. Идентичность стала более сложной: если раньше в традиционной культуре человек обретал единую идентичность, то теперь индивид может изменять самоидентификацию, чувствовать принадлежность к нескольким референтным группам одновременно. Идентичность в современной культуре по-прежнему зависит от функционирования традиций, которые являются основанием для идентификации индивида. Но включенность во множество пересекающихся и конкурирующих друг с другом традиций гарантирует совмещение, а иногда и конфликт идентичностей.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться для расширения предметного поля философии культуры и философской антропологии, дальнейшей разработки проблемы функционирования традиций в условиях постсовременности.
Основные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в семи публикациях, общим объемом 2,4 п.л., в том числе в статье, опубликованной в журнале из перечня, утвержденного ВАК Министерства образования Российской Федерации.