Пресвятая троица что это

Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть?

В этот раз перед нами стоит сложная задача — рассказать просто о том, что стоит за пределами человеческого понимания — о Святой Троице. Догмат о Святой Троице непостижим — его нельзя рационально понять человеческим умом и расставить все по местам.

Кто сказал «Троица»? В Библии такого нет

Христианский апологет Феофил Антиохийский (причислен к лику святых) во II веке первым использовал этот богословский термин:
«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости» (Послание к Автолику).

В Библии есть основа для этого термина?

Есть, приводим два примера.
Ветхий Завет:
Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? (Ис 6:8) — Бог называет Себя то в единственном, то во множественном числе.
Новый Завет:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:16–17) — в двух стихах Евангелия говорится сразу о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.

Что такое догмат о Святой Троице?

Утвержденное Церковью вероучение о Святой Троице:
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Догмат о святой Троице — основа христианской религии.
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы — Бог, но Они не три Бога, а единое Божественное Существо.
3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами.

Какие свойства у Лиц Святой Троицы?

Свойство Бога Отца: нерождаемость — Он ни от кого не рождается и ни от кого не исходит.
Свойство Бога Сына: рождение — предвечно рождается от Бога Отца.
Свойство Бога Духа: исхождение — предвечно исходит от Бога Отца.
Предвечно — т. е. вне времени, а значит, это не процесс и не однократный акт, а некое указание на особое отношение трех Лиц.

Получается три Бога?

Один. Чтобы лучше это понять, святые отцы приводили для примера привычные нам образы: солнце и исходящие от него свет и тепло; источник воды, происходящий из него ключ, и собственно поток или река. Сравнение все равно некорректное — это не самостоятельные лица, но помогает уловить суть внутритроичных отношений.

Это богословские тонкости. Откуда мне их знать?

Из молитвы «Символ веры», которую составили на Первом и Втором Вселенских Соборах. Православные христиане поют ее за каждой литургией. Символ веры раскрывает учение о Святой Троице, необходимое христианину:

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

На что особенно обратить внимание?

На свойство Святого Духа — в православном учении Он предвечно исходит только от Бога Отца. Этот тонкий момент стал одним из поводов для разделения Вселенской Церкви на католиков и православных — в XI веке Римская Церковь добавила в Символ веры фразу «и Сына» (лат. Filioque — «Филиокве» ), изменив догмат о Святой Троице. В католическом учении Святой Дух исходит не только от Отца, но от «Отца и Сына».

А если я в это не верю?

Это означает, что вы, скорее всего, не пытались всерьез понять эту важнейшую часть христианского вероучения. Придется вас расстроить — это может означать, что вы на самом деле не христианин. Конечно, необходимо иметь представление об этом христианском догмате, и это учение всем нам изначально близкое и уже знакомое, ведь на нем выстроена вся христианская цивилизация, к которой и мы принадлежим. Что по этому поводу постановили святые отцы, смотрите в следующем слайде.

Так что говорили об этом святые отцы?

«Если кто либо не исповедует, что Отец, Сын и Святой Дух обладают одной единой природой или субстанцией, единой силой и могуществом, что Они являются Единосущной Троицей, Единым Божеством, достойным поклонения, в трех Ипостасях или Лицах, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо един Бог Отец, от Которого все произошло, един Господь Иисус Христос, через Которого все произошло, един Святой Дух, в Котором все».
II Константинопольский Собор (V Вселенский), 8­я сессия (2 июня 553 г.)

Источник

Экскурс в историю. Как развивалось учение о Троице

В Афанасьевском символе веры, сформулированном через несколько столетий после смерти Иисуса, Троица определяется так: «Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог. Однако нет трех Богов, но один Бог».

Христианство «в его трёх основных формах — католицизм, православие и протестантизм — признаёт одного Бога в трех Лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Согласно христианскому вероучению, это не есть признание трёх богов, но признание того, что эти три Лица суть едины» (Новая британская энциклопедия).

А вот что говорится на одном православном сайте:
«Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально»
http://www.pravmir.ru/svyataya-troica/

Но тем не менее, в «Православной энциклопедии» признаётся:
«В Н[овом] З[авете] нет учения о Св[ятой] Троице» (М., 2002. Т. 5. С. 414).

В «Новой католической энциклопедии» тоже говорится:
«В В[етхом] З[авете] нет догмата о Святой Троице».

Подобным образом иезуит Эдмунд Фортман признаёт в своей книге «Триединый Бог» («The Triune God»):
«Ветхий Завет. ни прямо, ни косвенно не говорит о Триедином Боге, который есть и Отец, и Сын, и Святой Дух. [. ] Нет никаких доказательств того, что кто-либо из святых писателей хотя бы подозревал о существовании [Троицы] в Божестве. [. ] Видеть в [Ветхом Завете] указания или намёки на троицу лиц, или её „завуалированные признаки“ означает выходить за рамки слов и смысла святых писателей».

Тогда возникает вопрос, если в самом слове Бога, Библии, «нет учения о Святой Троице», то откуда оно появилось?

Порфирий, тирский философ III века, противник христианства, поднял вопрос о том, кто — «Христос или его последователи создали известную всем христианскую религию? На основании Нового Завета Порфирий показал (а вместе с ним Юлиан [римский император IV века, противник христианства]), что Иисус отнюдь не называл себя Богом и проповедовал не о себе, а о едином Боге, Боге всего сущего. Это последователи Христа отступили от его учений и создали свое: стали поклоняться ему (а не единому Богу). [. ]
[Порфирий] указал на вопрос, который волнует всех христианских мыслителей: на чём зиждется христианская вера — на учениях Христа или на идеях, выдуманных его учениками через несколько поколений после его смерти?» (Wilken R. The Christians as the Romans Saw Them).

КАК ЗАРОЖДАЛОСЬ УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ? Будем разбираться.

В Писании в действительности нет какого-то одного термина, который обозначал бы Три Божественных Лица вместе. Греческое слово ;;;;; (триас), которое переводится на латинский как trinitas (тринитас), впервые встречается в трудах Феофила Антиохийского приблизительно в 180 году н.э.

В одном словаре отмечается, что, по мнению многих, Троица — «это ложное учение, заимствованное из языческих религий и привнесённое в христианскую веру» («A Dictionary of Religious Knowledge»).

А в труде «Язычество в нашем христианстве» («The Paganism in Our Christianity») говорится: «Происхождение [Троицы] полностью языческое».

За много веков до Христа в древней Вавилонии и Ассирии существовали триады, или троицы, богов. В одной французской энциклопедии говорится о такой триаде в той области Месопотамии:
«Мир был разделён на три части, каждая из которых стала владением одного бога. Долей Ану стали небеса. Энлиль получил землю. Эа стал правителем вод. Все вместе они составляли триаду Великих Богов».

Об индуистской троице, которая существовала за века до Христа, говорится: «Один из богов Троицы — Шива. Он считается богом разрушающим. Другие два бога — это Брахма, бог созидающий, и Вишну, бог охраняющий. [. ] Три бога объединены в одну форму, чтобы показать, что эти три процесса одно и то же» (книга «The Symbolism of Hindu Gods and Rituals» опубликована Э. Партасарати, Бомбей).

В Древнем Египте была своя триада богов: Гор, Осирис, Исида.

В Древнем Вавилоне своя: Иштар, Син, Шамаш.

В книге «Церковь первых трёх веков» Алван Ламсон пишет, что учение о Троице «берёт начало из источника, не имеющего ничего общего с Иудейскими и Греческими Писаниями. Оно формировалось и было внедрено в христианство усилиями Отцов-платоников» (The Church of the First Three Centuries).

Кто были эти «Отцы-платоники»? Это были представители отступнического духовенства, которые находились под сильным влиянием идей греческого философа Платона, язычника.

ВЛИЯНИЕ ПЛАТОНИЗМА на христианское учение о Троице.

Платон жил предположительно с 428 по 347 год до н. э. Хотя он не учил Троице как таковой, его философия подготовила для неё почву. Позднее быстро разрослись философские течения, которые включали в себя тройственные верования и находились под влиянием платоновских идей о Боге и природе.

В одном французском словаре о влиянии Платона говорится так:
«Похоже, платоновская троица, которая сама была лишь реконструкцией более древних троиц живших ранее народов, стала рациональной философской троицей символов, породившей три ипостаси, или божественных лица, которым учат в христианских церквях. [. ] Это представление греческого философа о божественной троице. можно найти во всех древних [языческих] религиях» («Nouveau Dictionnaire Universel»).

О влиянии этой греческой философии говорится: «Учениям о Логосе и Троице придали форму Греческие Отцы, на которых. прямо или косвенно очень сильно влияла философия Платона. То, что ошибки и искажения прокрались в Церковь именно из этого источника, неопровержимо» («The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge»).

«Учение о Троице формировалось постепенно, и это происходило сравнительно поздно. это учение берет начало из источника, не имеющего ничего общего с Иудейскими и Христианскими Писаниями. оно сформировалось и было внедрено в христианство усилиями Отцов, находившихся под влиянием философии Платона» («The Church of the First Three Centuries»).

К концу III века н.э. «христианство» и неоплатонические философии стали неразрывными. Как говорит Адольф Харнак, церковное учение «прочно укоренилось в почве эллинизма [языческого греческого мировоззрения]. Так оно стало тайной для подавляющего большинства христиан» («Grundri; der Dogmengeschichte»).
Церковь заявила, что её новые учения основаны на Библии. Но Харнак говорит: «В действительности она узаконила в своей среде эллинское умозрение, суеверные взгляды и обычаи языческого поклонения-таинства».

Эндрю Нортон говорит о Троице: «Мы можем проследить историю возникновения этого учения и найти его источник, но не в христианском откровении, а в философии Платона. Троица — это не учение Христа и его Апостолов, а вымысел школы более поздних последователей учения Платона» («A Statement of Reasons»).

Итак, в IV веке н.э. предсказанное Иисусом и апостолами отступничество расцвело пышным цветом.

РОЛЬ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА в формировании учения о Троице.

В период со II по IV век христианство представляло собой довольно разношёрстное полотно разных взглядов, групп, фракций, партий, которые конкурировали между собой. В начале IV века преобладающей традицией было арианство, приверженцы которого отрицали божественность Христа.
Арий учил, что Бога никто не родил и что у него нет начала. Так как Сын был рождён, то он не может быть Богом в том же смысле, что и Отец. Сын не существовал вечно, но был создан по воле Отца.
Весь Восток был арианским. Арианином был знаменитый историк церкви Евсевий Кесарийский, арианами были остготы, захватившие Рим, и даже сам император Константин перед смертью был крещён арианским епископом.

Но прошло всего несколько десятилетий, и вот ситуация резко поменялась и арианство вдруг оказалось в опале. Из господствующей традиции арианство превратилось в ересь.

В 313 году н.э. Константин правил Западной Римской империей, а восточные провинции находились под властью Лициния и Максимина. Константин и Лициний даровали свободу вероисповедания всем своим подданным, включая христиан.

Константин защищал христианство, полагая, что религия сможет объединить
его империю. Искренность христианских убеждений Константина не раз была предметом споров. Частично это объясняется явной склонностью императора к языческим культам даже в поздние годы его правления.
Провозгласив себя поборником христианства, Константин не отказался и от язычества. Так, он прибегал к оккультизму, в том числе к гаданию и астрологии, которые Библия осуждает (Второзаконие 18:10-12).
На своей триумфальной арке в Риме Константин изображён приносящим жертвы языческим богам.
Кроме того, император продолжал чтить бога солнца, выпуская монеты с его изображением и содействуя распространению его культа. А в поздние годы жизни Константин даже позволил, чтобы в небольшом городке в Умбрии (Италия) в честь него самого и его семьи был воздвигнут языческий храм, куда он сам назначал священников.
Константин принял христианское крещение лишь незадолго до своей смерти в 337 году н.э. По мнению многих учёных, он воздерживался от этого шага, желая пользоваться политической поддержкой и христиан, и язычников. Как бы то ни было, история жизни и запоздалое крещение этого римского императора ставят под сомнение искренность его веры в Христа.

Константину претили многочисленные разногласия внутри христианской церкви. Стремясь к согласию, он искал способ ввести, а затем узаконить так называемую правильную доктрину.
Константин не хотел, чтобы его владения были разрозненными, поэтому в 325 году н.э. он созвал собор епископов в городе Никея в Малой Азии. Его целью было разрешить продолжающиеся религиозные споры об отношении Сына Бога к Всемогущему Богу.
Известно, что на этом соборе присутствовали далеко не все епископы, лишь 250-318 человек, большинство из которых были из греческих областей. Отсутствовал даже папа Сильвестр I. На этой малопредставительной встрече разгорелись жаркие дебаты.

Здесь я обращу внимание на один очень важный момент. Вернее, даже на два.

1. Ариане пользовались Священным Писанием.

Собственно, они делали то, что должны были делать все последователи Иисуса Христа — обращались к Священному Писанию также как и Иисус, который часто в своих проповедях ссылался на Писание и говорил: «Написано…»
Именно так поступали и верийцы, жители города Верия, когда слышали учения Павла:
«… они приняли слово с необычайным рвением, тщательно исследуя Писания каждый день, чтобы проверить, так ли это на самом деле. Поэтому стали верующими многие из них» (Деяния 17:10-12).

« тщательно исследовали Писания, проверяя, «так ли это на самом деле» и Павел за это их похвалил. Но за тоже самое Ария в 325 году осудили как еретика.

2. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов.

Вдумайтесь в слова, написанные на православном сайте, и факт, признанный православными священниками:
«На Соборе стали пытаться выработать точную формулировку и сформулировать учение о Богочеловеке – что Бог и Сын – одной природы и равны по Божеству. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов»

Если в Писании нет подтверждения божественности Иисуса, то откуда появилась формулировка соборного решения?

Ещё раз для мыслящих: 1. Император-язычник, 2. предложил, 3. христианским епископам

В «Краткой истории христианских учений» («A Short History of Christian Doctrine») написано:
«Константин в общем-то не разбирался в вопросах греческой теологии».

Ну, да… единственное, что он понимал, так это то, что религиозные разногласия могли разрушить его империю,— он был решительно настроен укрепить свое государство.
Поэтому, Константин сам исполнял роль председательствующего и активно руководил ходом дискуссий. Благоговея перед императором, епископы, за исключением всего лишь двух, подписали символ веры, хотя для многих из них это означало пойти против своих убеждений. После двух месяцев бурных религиозных дебатов, этот языческий политик вмешался в дискуссию и вынес решение в пользу тех, кто утверждал, что Иисус является Богом.

Это была победа богословов-схоластов и поражение тех, кто строго придерживался Писания:
«Если некоторые не проявили веры, то может ли их неверие лишить силы верность Бога? Ни в коем случае! Но да будет известно, что Бог правдив, даже если всякий человек окажется лжецом» (Римлянам 3:3,4).

Профессор Ричард Рубинштейн пишет о Никейском соборе следующее:
«Константин проявил к ним [епископам] огромную благосклонность и обогатил их так, как они и не мечтали. Меньше чем через год этот новый император отдал им или восстановил практически все их церкви, возвратив им должности и почести, которых они лишились. Он наделил христианских священнослужителей привилегиями, которые раньше имели языческие жрецы». Благодаря этому «Константин мог сильно влиять на ход событий в Никее, может быть, даже направлять его».

Чарлз Фриман в подтверждение этого пишет: «Появился прецедент, позволявший императору в дальнейшем вмешиваться в дела Церкви не только с целью упрочить ее положение, но и повлиять на её учения».

Об окончательном документе, составленном в Никее под покровительством Константина, в «Истории греческого народа» говорится: «В нём видны безразличие [Константина] к вопросам вероучений. его упрямая настойчивость в попытке восстановить единство церкви любой ценой и его абсолютная убежденность в том, что как „епископ от внешних“ он имеет право выносить окончательное решение, касающееся любого религиозного вопроса».

Так Никейский собор заложил основание догмата Троицы. Тем не менее, ни один из епископов, которые собрались в Никее, не говорил о Троице. Они вынесли решение только о природе Иисуса, но не о роли святого духа. Если бы Троица была ясной библейской истиной, то разве эти епископы не должны были бы предложить её вниманию собора?

КАК СОБЫТИЯ РАЗВИВАЛИСЬ ДАЛЬШЕ.

После Никейского собора споры на эту тему не прекращались ещё десятилетия. На какое-то время тем, кто верил, что Иисус не равен Богу, даже удалось вновь завоевать расположение к себе. (Любопытно, что после Никейского собора император Константин поддержал арианство. Вспомним, что перед смертью он был крещён арианским епископом!).

Но позднее император Феодосий решил дело не в пользу тех, кто следовал учениям Писания и верил, что Иисус является творением и не равен Богу. Феодосий взял символ веры, принятый на Никейском соборе, за основу символа веры в своей империи и, чтобы прояснить его формулировку, созвал в 381 году н.э. Константинопольский собор.
На этом соборе было решено, что святой дух находится на одном уровне с Богом и Христом. Впервые в центре внимания появилась Троица христианского мира.
И всё же даже после Константинопольского собора Троица не стала общепринятым вероучением. Многие сопротивлялись принятию этого учения и этим навлекали на себя жестокие гонения. Только в более поздние века догмат о Троице был сформулирован в символах веры.

В «Американской энциклопедии» говорится: «Окончательное формирование теологической теории о Троице происходило на Западе в рамках схоластики Средних Веков, когда эту теорию пытались объяснить в философских и психологических терминах».

Новая Католическая энциклопедия признаёт:
««Интересно, что 60 лет спустя после Первого никейского собора Первый константинопольский собор [381 год н. э.] в своем определении божественности Святого Духа избежал термина гомоусиос».*

*единосущи (примечание моё)

«Ученые были озадачены явной мягкостью выражений этого символа веры, например, отсутствием в нем слова „гомоусиос“ применительно к Святому Духу как единосущному с Отцом и Сыном».
Эта же энциклопедия признаёт: «Гомоусиос не появляется в Писаниях».

Да, Библия не употребляет этого слова ни для святого духа, ни для Сына как единосущного с Богом. Выражение, которое помогло привести к небиблейскому, по сути, антибиблейскому, догмату о троице, было само небиблейским.

Однако сейчас в некоторых переводах Библии есть слова и даже целые фразы, которые часто приводят в доказательство божественности Иисуса и существования Троицы.
Как это объяснить? Почему было сломано столько копей, если можно было просто сослаться на тексты Писания? Оказывается, всё очень просто.
В работе над некоторыми переводами участвовали переводчики-тринитарии, приверженцы учения о Троице. Так, например, в 1 Иоанна 5:7 в синодальном переводе появляется приписка: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино», которой нет в более древних свитках на греческом языке.

Это только лишь один пример из множества подобной интерполяции (вставки). Вопрос с этим стихом исследовал и доказал основатель всей современной науки, самый гениальный учёный всех времён и народов, глубоковерующий христианин, Исаак Ньютон.
Желающие могут сами найти это исследование, вбив в поисковик данную фразу: «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания» (ссылка на этом сайте не проходит)

В заключение хочу сказать, что Догмат о троице начал своё медленное развитие в период, исчисляющийся столетиями. Это было частью отхода от истинного христианства, предсказанного Иисусом (Матфея 13:24-43).

Апостол Павел также предсказал приближающееся отступничество:
«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тимофею 4:3,4).

Одной из таких басен стало учение о троице. По сути, это языческий догмат, выдающий себя за христианский.

На снимке: триады богов в различных религиях.

Источник

Троица

Во что хри­сти­ане верят отно­си­тельно Святой Троицы?

Говоря самыми про­стыми сло­вами, хри­сти­ане верят, что есть только один Бог, и этот Бог суще­ствует в трех Лич­но­стях (Лицах). Эти три Лич­но­сти – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Пресвятая троица что это

Неко­то­рые хри­сти­ане исполь­зуют для объ­яс­не­ния Троицы эту диа­грамму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Лич­но­сти. Лич­но­сти отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.

Троица и Библия

Бог – одно абсо­лютно совер­шен­ное боже­ствен­ное Суще­ство в трех Лич­но­стях. Мы назы­ваем Отца, Сына и Свя­того Духа Лич­но­стями, поскольку они обла­дают лич­ност­ными свой­ствами. Между ними суще­ствуют лич­ност­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния.

Как известно из исто­рии, Феофил, шестой епи­скоп Антио­хии Сирий­ской, первым упо­тре­бил слово «Троица» в своей работе «Против Авто­лика» (168 г. н. э.)

Когда хри­сти­ане гово­рят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Лич­но­сти в трех Богах.

Они верят в одного Бога, позна­ва­е­мого в трех Лич­но­стях.

Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.

Почему хри­сти­ане верят в Троицу?

Библия ясно гово­рит, что есть только один Бог, но все три Лич­но­сти име­ну­ются Богом.

Есть только один Бог:

Иисус не упрек­нул Фому в ошибке. Наобо­рот, Иисус принял это обра­ще­ние. Другие люди в Писа­нии, напри­мер Павел и Вар­нава ( Деян.14 ), запре­щали людям покло­няться им как богам.

Павел, автор Посла­ния к филип­пий­цам, гово­рит об Иисусе то, что Ис.45:23 гово­рит о Гос­поде (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Гос­подь, тот самый Гос­подь Бог Вет­хого Завета.

· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допу­стил сатане вло­жить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому и утаить из цены земли? …ты солгал не чело­ве­кам, а Богу ( Деян.5:3-4 ).

Более 60-ти раз Писа­ние одно­вре­менно упо­ми­нает Отца, Сына и Свя­того Духа.

· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа…»

· 2Кор.13:13: «Бла­го­дать Гос­пода (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и обще­ние Свя­того Духа со всеми вами».

Оши­боч­ные пред­став­ле­ния о Троице

З аблуж­де­ние № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выду­мано хри­сти­а­нами в IV веке.»

Истина: дей­стви­тельно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой биб­лей­ское осно­ва­ние. Тер­мина «Библия» тоже в Библии нет.

Слово «Троица» исполь­зо­ва­лось для объ­яс­не­ния вечных вза­и­мо­от­но­ше­ний между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отра­жена во многих биб­лей­ских отрыв­ках (см. ниже). Ложные пред­став­ле­ния про­цве­тали в первые века хри­сти­ан­ства, немало их и сейчас. Первым хри­сти­а­нам посто­янно при­хо­ди­лось отста­и­вать свои убеж­де­ния. Ниже пере­чис­лены мыс­ли­тели (и лите­ра­тур­ные тво­ре­ния) ранней Церкви, кото­рые отста­и­вали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.

96Кли­мент, третий епи­скоп рим­ский
90–100Учение две­на­дцати апо­сто­лов, «Дидахе»
90?Игна­тий, епи­скоп антио­хий­ский
155Иустин Муче­ник, вели­кий хри­сти­ан­ский писа­тель
168Феофил, шестой епи­скоп антио­хий­ский
177Афи­на­гор, бого­слов
180Ириней, епи­скоп лион­ский
197Тер­тул­лиан, ран­не­хри­сти­ан­ский апо­ло­гет
264Гри­го­рий Чудо­тво­рец

Заблуж­де­ние № 2: «Хри­сти­ане верят, что есть три Бога.»

Истина: хри­сти­ане верят, что есть только один Бог.

Неко­то­рые, воз­можно, счи­тают хри­стиан поли­те­и­стами (теми, кто верит в мно­го­чис­лен­ных богов), потому что они назы­вают Отца Богом, Сына Богом и Свя­того Духа Богом. Но хри­сти­ане верят только в одного Бога. Библия гово­рит, что есть только один Бог. Но она также упо­треб­ляет слово «Бог» при­ме­ни­тельно к трем отлич­ным друг от друга Лич­но­стям. На про­тя­же­нии сто­ле­тий люди пыта­лись при­ду­мать Троице про­стое объ­яс­не­ние. Каждая иллю­стра­ция имеет свои огра­ни­че­ния, но неко­то­рые из них могут быть полез­ными. Напри­мер, гово­рили, что:

Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3

Бог – это 1 x 1 x 1 = 1

Св. Патрик (432 г. н. э.) исполь­зо­вал клевер в каче­стве иллю­стра­ции Троицы.

Тра­ди­ци­онно счи­та­ется, что Св. Патрик в каче­стве иллю­стра­ции Троицы исполь­зо­вал три­лист­ник кле­вера. Он спра­ши­вал: «Здесь один листо­чек или три? Если один, то почему у него три лепестка оди­на­ко­вого раз­мера? А если три, то почему только один сте­бе­лек? Если ты не можешь объ­яс­нить такую про­стую загадку, как клевер, то как можешь ты наде­яться понять такую глу­бо­кую тайну, как Святая Троица?»

Заблуж­де­ние № 3: «Иисус не Бог.»

Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.

1. Слова Самого Иисуса

Уни­каль­ные черты БогаЧерты Иисуса
Тво­ре­ние – «дело Его рук» ( Быт.1:1 ; Пс.101:26 ; Ис.44:24 ).Тво­ре­ние – «дело Его рук». Всё сотво­рено Им и для Него ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Евр.1:2, 10 ).
«Первый и послед­ний» ( Ис.44:6 ).«Первый и послед­ний» ( Откр.1:17; 22:13 ).
«Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» ( Пс.135:3 ).«Гос­подь гос­под­ству­ю­щих» ( 1Тим.6:15 ; Откр.17:14; 19:16 ).
Неиз­мен­ный и вечный ( Пс.89:3; 101:27-28 ; Мал.3:6 ).Неиз­мен­ный и вечный ( Ин.8:58 ; Кол.1:17 ; Евр.1:11-12; 13:8 ).
Судья всех наро­дов ( Быт.18:25 ; Пс.93:2; 95:13; 97:9 ).Судья всех наро­дов ( Ин.5:22 ; Деян.17:31 ; 2Кор.5:10 ; 2Тим.4:1 ).
Един­ствен­ный Спа­си­тель; ника­кой другой бог не может спа­сать ( Ис.43:11; 45:21-22 ; Ос.13:4 ).Спа­си­тель мира; без Него нет спа­се­ния ( Ин.4:42 ; Деян.4:12 ; 1Ин.4:14 ; Тит.2:13 ).
Избав­ляет от грехов Свой избран­ный народ ( Исх.19:5 ; Пс.129:7-8 ; Иез.37:23 ).Избав­ляет от грехов Свой избран­ный народ ( Тит.2:14 ).
Слышит и молитвы при­зы­ва­ю­щих Его и отве­чает на них ( Пс.85:5-8 ; Ис.55:6-7 ; Иер.33:3 ; Иоил.2:32 ).Слышит и молитвы при­зы­ва­ю­щих Его ( Ин.14:14 ; Рим.10:12-13 ; 1Кор.1:2 ; 2Кор.12:8-9 ).
Никто не может забрать нас из Его руки ( Ис.43:13 ).Никто не может забрать нас из Его руки ( Ин.10:28-30 ).
Ему покло­ня­лись ангелы ( Пс.96:7 ; см. Евр.1:6 ).Ему покло­ня­лись ангелы ( Евр.1:6 ).

Заблуж­де­ние № 4: «Боже­ство Иисуса меньше Боже­ства Отца.»

Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвер­га­ю­щие эту истину могут опи­раться на сле­ду­ю­щие аргу­менты и стихи. (Эти ереси вос­хо­дят ко вре­ме­нам Ария, 319 г. н. э.)

Стихи, оши­бочно исполь­зу­е­мые в под­держку учения о том, что Хри­стос был сотво­рён:

1. Кол.1:15: если Хри­стос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотво­рён?
Ответ: выра­же­ние «рож­дён­ный прежде» (букв., «пер­во­род­ный») не может озна­чать, что Хри­стос был сотво­рён, поскольку Павел гово­рит, что всё тво­ре­ние было создано Им и для Него, а также что Он суще­ство­вал прежде всего тво­ре­ния, и что всё Им стоит ( Кол.1:16-17 ). Тра­ди­ци­онно «пер­во­род­ный» был глав­ным наслед­ни­ком. В кон­тек­сте первой главы Посла­ния колос­ся­нам Павел гово­рит, что Хри­стос, будучи Сыном Божьим, явля­ется глав­ным наслед­ни­ком всего тво­ре­ния ( Кол.1:12-14 ).

2. Ин.3:16: озна­чает ли выра­же­ние «еди­но­род­ный Сын», что Иисус имел начало?
Ответ: «еди­но­род­ный» (моно­ге­нес) не озна­чает, что Иисус имел вре­мен­ное начало; это озна­чает, что Иисус – един­ствен­ный, «уни­каль­ный» Сын Бога. В Ветхом Завете на гре­че­ском языке Исаак назван «уни­каль­ным» сыном Авра­ама, хотя у него были и другие дети ( Быт.22:2 ). Иисус – Еди­но­род­ный Сын Бога, потому что Он есть совер­шен­ный Бог и един­ствен­ный вечный Сын Отца ( Ин.1:1-3; 14-18 ).

Стихи, оши­бочно исполь­зу­е­мые в под­держку учения о том, что Хри­стос по Своей при­роде менее Отца:

1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?
Ответ: Во время Своей чело­ве­че­ской жизни на земле Иисус доб­ро­вольно раз­де­лил нашу при­род­ную огра­ни­чен­ность, чтобы спасти нас. Сле­до­ва­тельно слова “Отец Мой более Меня” нужно отно­сить ко Христу как к Чело­веку.

2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он под­чи­ня­ется Отцу?
Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Чело­века.

3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать вре­мени Своего воз­вра­ще­ния?
Ответ: Иисус доб­ро­вольно уни­чи­жил Себя Самого, чтобы испы­тать огра­ни­че­ния чело­ве­че­ской жизни. Как это ни пара­док­сально, Иисус при этом оста­вался все­ве­ду­щим Богом ( Ин.16:30 ). Именно таких пара­док­сов и сле­дует ожи­дать, если, как гово­рит Библия, Бог решил про­жить пол­но­цен­ную чело­ве­че­скую жизнь ( Ин.1:1, 14 ).

Заблуж­де­ние № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три раз­лич­ных спо­соба, кото­рыми Бог являл Себя людям».

Слово «Троица» исполь­зо­ва­лось для объ­яс­не­ния вечных вза­и­мо­от­но­ше­ний между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Истина: Библия ясно пока­зы­вает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные лич­но­сти.

Неко­то­рые пола­гают, что учение о Троице про­ти­во­ре­чит истине о том, что есть только один Бог. Они утвер­ждают, что один Иисус явля­ется един­ствен­ным истин­ным Богом, а сле­до­ва­тельно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Свя­того Духа» ( Мф.28:19 ), а не только имя Сына. Несо­мненно, есть только один Бог, однако мы должны поз­во­лить Библии объ­яс­нить, что это значит. А Библия ясно гово­рит, что Отец, Сын и Дух Святой – три лич­но­сти:

В Мф.28:19 Иисус не назы­вает Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он гово­рит, что хри­сти­ан­ское кре­ще­ние сви­де­тель­ствует о вере чело­века в Отца, Сына, Кото­рого Отец послал, чтобы уме­реть за наши грехи, и Свя­того Духа.

Заблуж­де­ние № 6: «Иисус в дей­стви­тель­но­сти не был совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком».

Многие люди издавна отвер­гали идею о том, что Иисус одно­вре­менно явля­ется совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком. Они пыта­лись раз­ре­шить этот пара­докс, назы­вая Иисуса про­стым чело­ве­ком, через кото­рого гово­рил Бог, или Богом, Кото­рый лишь принял вид чело­века, или пред­ла­гали какие-то еще «про­стые» теории. Дей­стви­тельно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал чело­ве­ком. Но вопло­ще­ние – истина о том, что Бог стал плотью, – явля­ется высшим под­твер­жде­нием того, что для Бога нет ничего невоз­мож­ного ( Быт.18:14 ; Лк.1:37 ). И Библия ясно изла­гает эту истину.

Ириней, епи­скоп лион­ский (177 г. н. э.), писал: «А Цер­ковь… при­няла от апо­сто­лов и их уче­ни­ков, свою веру в еди­ного Бога и Отца Все­мо­гу­щего, создав­шего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в еди­ного Христа Иисуса, Сына Божьего, Кото­рый стал плотью для нашего спа­се­ния, и в Свя­того Духа, Кото­рый через про­ро­ков воз­ве­стил домо­стро­и­тель­ство Божие…»

Библия ясно пока­зы­вает, что Иисус был совер­шен­ным чело­ве­ком:

В дет­стве Он раз­ви­вался физи­че­ски, интел­лек­ту­ально, соци­ально и духовно ( Лк.2:40,52 ).

Он уста­вал; Он спал; Он потел; Он испы­ты­вал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похо­ро­нено ( Мф.4:2; 8:24 ; Лк.22:44 ; Ин.4:6-7; 19:28-42 ).

После вос­кре­се­ния из мёрт­вых Он ел и пил с людьми, пока­зал им Свои раны и дал им при­кос­нуться к Своему телу ( Лк.24:39-43 ; Ин.20:27-29 ; Деян.10:41 ).

Библия также ясно пока­зы­вает, что Иисус был и оста­ется Богом в чело­ве­че­ском облике:

Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он пове­ле­вал силам при­роды ( Мф.8:23-27; 14:22-33 ), прощал грехи ( Мк.2:1-12 ), заяв­лял о том, что Он выше закона о Суб­боте ( Ин.5:17-18 ), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно ( Ин.5:19-23 ).

Павел сказал, что Бог при­об­рёл Цер­ковь Своею кровью ( Деян.20:28 ).

Павел также сказал, что пра­ви­тели века сего по незна­нию рас­пяли Гос­пода славы ( 1Кор.2:8 ).

Вся пол­нота Боже­ства пре­бы­вает во Иисусе ( Кол.2:9 ).

Ответ первых хри­стиан на эти заблуж­де­ния

Ран­не­хри­сти­ан­ские бого­словы первых двух сто­ле­тий нашей эры напи­сали много книг в защиту хри­сти­ан­ства от опас­но­стей:

Апо­столь­ский Символ веры был одним из самых ранних утвер­жде­ний веры, состав­лен­ных для разъ­яс­не­ния осно­во­по­ла­га­ю­щих учений хри­сти­ан­ства. Он под­чёр­ки­вает истин­ную чело­веч­ность Иисуса, кото­рую отри­цали ере­тики того вре­мени.

Верую в Бога Отца все­мо­гу­щего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Гос­пода нашего, зача­того от Духа Свя­того, рож­ден­ного девой Марией, постра­дав­шего при Понтии Пилате, рас­пя­того, умер­шего и погре­бен­ного, сошед­шего в пре­ис­под­нюю, вос­крес­шего из мерт­вых в третий день, воз­нес­ше­гося на небеса и сидя­щего одес­ную Бога Отца все­мо­гу­щего, откуда Он придет судить живых и мерт­вых.

Верую в Духа Свя­того, в единую, святую все­лен­скую цер­ковь, в обще­ние святых, в отпу­ще­ние грехов, в вос­кре­се­ние плоти и в жизнь вечную.

Никей­ский Символ веры был напи­сан руко­во­ди­те­лями Церкви в 325 г. н. э., а впо­след­ствии допол­нен. Он был напи­сан, чтобы защи­тить веру Церкви в совер­шен­ную боже­ствен­ность Христа и офи­ци­ально отверг­нуть учение Ария, кото­рый гово­рил, что Иисус – сотво­рён­ное, низшее боже­ство.

Веруем в еди­ного Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца неба и земли, всего види­мого и неви­ди­мого.

И во еди­ного Гос­пода Иисуса Христа, Сына Божия, еди­но­род­ного, от Отца рож­ден­ного прежде всех веков, света от света, Бога истин­ного от Бога истин­ного, рож­ден­ного, не сотво­рен­ного, еди­но­сущ­ного Отцу, через кото­рого сотво­рено все; ради нас, людей, и нашего спа­се­ния ради сошед­шего с небес и при­няв­шего плоть от Духа Свя­того и Марии девы, и став­шего чело­ве­ком, рас­пя­того за нас при Понтии Пилате, стра­дав­шего и погре­бен­ного; и вос­крес­шего в третий день по писа­нию, и вос­шед­шего на небеса, и сидя­щего одес­ную Отца, и снова гря­ду­щего со славою судить живых и мерт­вых; Его же цар­ствию не будет конца.

И в Духа Свя­того, Гос­пода Живо­тво­ря­щего, от Отца исхо­дя­щего, покло­ня­е­мого и про­слав­ля­е­мого равно с Отцом и Сыном, гово­рив­шего в про­ро­ках. В единую святую все­лен­скую и апо­столь­скую Цер­ковь. Испо­ве­дуем единое кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов. Ожи­даем вос­кре­се­ния мерт­вых и жизни буду­щего века. Аминь.

Афа­на­сьев­ский Символ веры, напи­сан­ный около 400 г. н. э. и назван­ный по имени Афа­на­сия, вели­кого защит­ника учения о Троице, гово­рит, что три Лич­но­сти – не три Бога, а один Бог.

А все­об­щая вера такова: мы чтим еди­ного Бога в Троице, и Троицу в един­стве, не сме­ши­вая ипо­стаси и не раз­де­ляя на части боже­ствен­ную сущ­ность.

Ибо одна есть ипо­стась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Свя­того.

Но боже­ство и Отца, и Сына, и Свя­того Духа едино, слава равна, и вели­чие оди­на­ково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец не сотво­рен, Сын не сотво­рен, не сотво­рен и Дух Святой. Отец непо­сти­жим, и Сын непо­сти­жим, непо­сти­жим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несо­тво­рен­ных или трое непо­сти­жи­мых, но один несо­тво­рен­ный, и один непо­сти­жи­мый.

Подоб­ным же обра­зом, Отец все­мо­гущ, и Сын все­мо­гущ, все­мо­гущ и Дух Святой. Однако не трое все­мо­гу­щих, но один все­мо­гу­щий.

Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.

А также Отец есть Гос­подь, Сын есть Гос­подь, и Дух Святой есть Гос­подь. Однако не три Гос­пода, но один Гос­подь.

Ибо как хри­сти­ан­ская истина побуж­дает нас каждую Ипо­стась в отдель­но­сти испо­ве­до­вать Богом и Гос­по­дом, так все­лен­ское бла­го­че­стие запре­щает нам гово­рить о трех Богах или трех Гос­по­дах.

Отец никем не создан, не сотво­рен и не рожден.

Сын Отцом одним не создан, не сотво­рен, но рожден.

Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотво­рен и не рожден, но исхо­дит.

Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.

В этой Троице нет пер­вого и послед­него, нет боль­шего или мень­шего, но три Ипо­стаси меж собой оди­на­ково вечны и равны; сле­до­ва­тельно, как уже ска­зано, над­ле­жит покло­няться Троице в един­стве и един­ству в Троице.

А потому, кто желает спа­стись, тот так думай о Троице.

Но для веч­ного спа­се­ния нужно также без­условно верить в вопло­ще­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа.

Таким обра­зом, истин­ная вера состоит в том, чтобы веро­вать и испо­ве­до­вать, что Гос­подь наш Иисус Хри­стос, Сын Божий, есть и Бог, и чело­век. Бог, от при­роды Отца рож­ден­ный прежде всех времен, и чело­век, от при­роды матери рож­ден­ный во вре­мени; совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный чело­век, в кото­ром разум­ная душа и чело­ве­че­ское тело, равный Отцу по боже­ству, и мень­ший Отца по чело­ве­че­ству. Но хотя он и Бог и чело­век, однако не два Христа, но один Хри­стос.

Он един не пре­вра­ще­нием боже­ствен­ного в чело­ве­че­ское, но вос­при­я­тием чело­ве­че­ского в боже­ство.

Он един совер­шенно, однако не сли­я­нием природ, но един­ством лич­но­сти.

Ибо равно как разум­ная душа и тело вместе есть один чело­век, так и Бог и чело­век есть один Хри­стос, постра­дав­ший ради нашего спа­се­ния, сошед­ший в ад, в третий день вос­крес­ший из мерт­вых, воз­нес­шийся на небеса и вос­сев­ший одес­ную Отца, откуда Он придет судить живых и мерт­вых.

В при­ше­ствие Его все люди вос­крес­нут из мерт­вых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.

И делав­шие доброе пойдут в жизнь вечную, а делав­шие злое – в огонь вечный.

Вот вера все­лен­ская. Кто не будет верно и твердо дер­жаться ее, тот не может спа­стись.

Догмат, сфор­му­ли­ро­ван­ный на Хал­ки­дон­ском Соборе 451 г. в защиту истины от лже­учи­те­лей, утвер­ждает, что Иисус – совер­шен­ный Бог и совер­шен­ный Чело­век.

После­дуя святым отцам, мы еди­но­гласно учим испо­ве­до­вать одного и того же Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа, совер­шен­ного в боже­стве и совер­шен­ного в чело­ве­че­стве; истин­ного Бога и истин­ного чело­века, име­ю­щего душу и тело; еди­но­сущ­ного Отцу по боже­ству и еди­но­сущ­ного нам по чело­ве­че­ству, во всем нам подоб­ного, кроме греха; рож­ден­ного прежде веков от Отца по боже­ству, в послед­ние же сии дни рож­ден­ного ради нас и нашего спа­се­ния ради от Марии девы Бого­ро­дицы по чело­ве­че­ству; одного и того же Христа, Сына, Гос­пода, еди­но­род­ного, в двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого (раз­ли­чие двух естеств никак не упразд­нется их союзом, но свой­ства каж­дого есте­ства сохра­ня­ются, соеди­нен­ные в одном Лице и в одной Ипо­стаси); на два Лица не рас­се­ка­е­мого и не раз­де­ля­е­мого, но одного и того же Сына и еди­но­род­ного Бога Слово, Гос­пода Иисуса Христа; как издревле гово­рили о Нем про­роки, и как Сам Гос­подь Иисус Хри­стос научил нас, и как пере­дал нам символ отцов наших.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *