Пресвятая троица что это
Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть?
В этот раз перед нами стоит сложная задача — рассказать просто о том, что стоит за пределами человеческого понимания — о Святой Троице. Догмат о Святой Троице непостижим — его нельзя рационально понять человеческим умом и расставить все по местам.
Кто сказал «Троица»? В Библии такого нет
Христианский апологет Феофил Антиохийский (причислен к лику святых) во II веке первым использовал этот богословский термин:
«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости» (Послание к Автолику).
В Библии есть основа для этого термина?
Есть, приводим два примера.
Ветхий Завет:
Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? (Ис 6:8) — Бог называет Себя то в единственном, то во множественном числе.
Новый Завет:
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:16–17) — в двух стихах Евангелия говорится сразу о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.
Что такое догмат о Святой Троице?
Утвержденное Церковью вероучение о Святой Троице:
Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.
Догмат о святой Троице — основа христианской религии.
Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы — Бог, но Они не три Бога, а единое Божественное Существо.
3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами.
Какие свойства у Лиц Святой Троицы?
Свойство Бога Отца: нерождаемость — Он ни от кого не рождается и ни от кого не исходит.
Свойство Бога Сына: рождение — предвечно рождается от Бога Отца.
Свойство Бога Духа: исхождение — предвечно исходит от Бога Отца.
Предвечно — т. е. вне времени, а значит, это не процесс и не однократный акт, а некое указание на особое отношение трех Лиц.
Получается три Бога?
Один. Чтобы лучше это понять, святые отцы приводили для примера привычные нам образы: солнце и исходящие от него свет и тепло; источник воды, происходящий из него ключ, и собственно поток или река. Сравнение все равно некорректное — это не самостоятельные лица, но помогает уловить суть внутритроичных отношений.
Это богословские тонкости. Откуда мне их знать?
Из молитвы «Символ веры», которую составили на Первом и Втором Вселенских Соборах. Православные христиане поют ее за каждой литургией. Символ веры раскрывает учение о Святой Троице, необходимое христианину:
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
На что особенно обратить внимание?
На свойство Святого Духа — в православном учении Он предвечно исходит только от Бога Отца. Этот тонкий момент стал одним из поводов для разделения Вселенской Церкви на католиков и православных — в XI веке Римская Церковь добавила в Символ веры фразу «и Сына» (лат. Filioque — «Филиокве» ), изменив догмат о Святой Троице. В католическом учении Святой Дух исходит не только от Отца, но от «Отца и Сына».
А если я в это не верю?
Это означает, что вы, скорее всего, не пытались всерьез понять эту важнейшую часть христианского вероучения. Придется вас расстроить — это может означать, что вы на самом деле не христианин. Конечно, необходимо иметь представление об этом христианском догмате, и это учение всем нам изначально близкое и уже знакомое, ведь на нем выстроена вся христианская цивилизация, к которой и мы принадлежим. Что по этому поводу постановили святые отцы, смотрите в следующем слайде.
Так что говорили об этом святые отцы?
«Если кто либо не исповедует, что Отец, Сын и Святой Дух обладают одной единой природой или субстанцией, единой силой и могуществом, что Они являются Единосущной Троицей, Единым Божеством, достойным поклонения, в трех Ипостасях или Лицах, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо един Бог Отец, от Которого все произошло, един Господь Иисус Христос, через Которого все произошло, един Святой Дух, в Котором все».
II Константинопольский Собор (V Вселенский), 8я сессия (2 июня 553 г.)
Экскурс в историю. Как развивалось учение о Троице
В Афанасьевском символе веры, сформулированном через несколько столетий после смерти Иисуса, Троица определяется так: «Отец есть Бог, Сын есть Бог, Дух Святой есть Бог. Однако нет трех Богов, но один Бог».
Христианство «в его трёх основных формах — католицизм, православие и протестантизм — признаёт одного Бога в трех Лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Согласно христианскому вероучению, это не есть признание трёх богов, но признание того, что эти три Лица суть едины» (Новая британская энциклопедия).
А вот что говорится на одном православном сайте:
«Святая Троица — богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.
Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально»
http://www.pravmir.ru/svyataya-troica/
Но тем не менее, в «Православной энциклопедии» признаётся:
«В Н[овом] З[авете] нет учения о Св[ятой] Троице» (М., 2002. Т. 5. С. 414).
В «Новой католической энциклопедии» тоже говорится:
«В В[етхом] З[авете] нет догмата о Святой Троице».
Подобным образом иезуит Эдмунд Фортман признаёт в своей книге «Триединый Бог» («The Triune God»):
«Ветхий Завет. ни прямо, ни косвенно не говорит о Триедином Боге, который есть и Отец, и Сын, и Святой Дух. [. ] Нет никаких доказательств того, что кто-либо из святых писателей хотя бы подозревал о существовании [Троицы] в Божестве. [. ] Видеть в [Ветхом Завете] указания или намёки на троицу лиц, или её „завуалированные признаки“ означает выходить за рамки слов и смысла святых писателей».
Тогда возникает вопрос, если в самом слове Бога, Библии, «нет учения о Святой Троице», то откуда оно появилось?
Порфирий, тирский философ III века, противник христианства, поднял вопрос о том, кто — «Христос или его последователи создали известную всем христианскую религию? На основании Нового Завета Порфирий показал (а вместе с ним Юлиан [римский император IV века, противник христианства]), что Иисус отнюдь не называл себя Богом и проповедовал не о себе, а о едином Боге, Боге всего сущего. Это последователи Христа отступили от его учений и создали свое: стали поклоняться ему (а не единому Богу). [. ]
[Порфирий] указал на вопрос, который волнует всех христианских мыслителей: на чём зиждется христианская вера — на учениях Христа или на идеях, выдуманных его учениками через несколько поколений после его смерти?» (Wilken R. The Christians as the Romans Saw Them).
КАК ЗАРОЖДАЛОСЬ УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ? Будем разбираться.
В Писании в действительности нет какого-то одного термина, который обозначал бы Три Божественных Лица вместе. Греческое слово ;;;;; (триас), которое переводится на латинский как trinitas (тринитас), впервые встречается в трудах Феофила Антиохийского приблизительно в 180 году н.э.
В одном словаре отмечается, что, по мнению многих, Троица — «это ложное учение, заимствованное из языческих религий и привнесённое в христианскую веру» («A Dictionary of Religious Knowledge»).
А в труде «Язычество в нашем христианстве» («The Paganism in Our Christianity») говорится: «Происхождение [Троицы] полностью языческое».
За много веков до Христа в древней Вавилонии и Ассирии существовали триады, или троицы, богов. В одной французской энциклопедии говорится о такой триаде в той области Месопотамии:
«Мир был разделён на три части, каждая из которых стала владением одного бога. Долей Ану стали небеса. Энлиль получил землю. Эа стал правителем вод. Все вместе они составляли триаду Великих Богов».
Об индуистской троице, которая существовала за века до Христа, говорится: «Один из богов Троицы — Шива. Он считается богом разрушающим. Другие два бога — это Брахма, бог созидающий, и Вишну, бог охраняющий. [. ] Три бога объединены в одну форму, чтобы показать, что эти три процесса одно и то же» (книга «The Symbolism of Hindu Gods and Rituals» опубликована Э. Партасарати, Бомбей).
В Древнем Египте была своя триада богов: Гор, Осирис, Исида.
В Древнем Вавилоне своя: Иштар, Син, Шамаш.
В книге «Церковь первых трёх веков» Алван Ламсон пишет, что учение о Троице «берёт начало из источника, не имеющего ничего общего с Иудейскими и Греческими Писаниями. Оно формировалось и было внедрено в христианство усилиями Отцов-платоников» (The Church of the First Three Centuries).
Кто были эти «Отцы-платоники»? Это были представители отступнического духовенства, которые находились под сильным влиянием идей греческого философа Платона, язычника.
ВЛИЯНИЕ ПЛАТОНИЗМА на христианское учение о Троице.
Платон жил предположительно с 428 по 347 год до н. э. Хотя он не учил Троице как таковой, его философия подготовила для неё почву. Позднее быстро разрослись философские течения, которые включали в себя тройственные верования и находились под влиянием платоновских идей о Боге и природе.
В одном французском словаре о влиянии Платона говорится так:
«Похоже, платоновская троица, которая сама была лишь реконструкцией более древних троиц живших ранее народов, стала рациональной философской троицей символов, породившей три ипостаси, или божественных лица, которым учат в христианских церквях. [. ] Это представление греческого философа о божественной троице. можно найти во всех древних [языческих] религиях» («Nouveau Dictionnaire Universel»).
О влиянии этой греческой философии говорится: «Учениям о Логосе и Троице придали форму Греческие Отцы, на которых. прямо или косвенно очень сильно влияла философия Платона. То, что ошибки и искажения прокрались в Церковь именно из этого источника, неопровержимо» («The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge»).
«Учение о Троице формировалось постепенно, и это происходило сравнительно поздно. это учение берет начало из источника, не имеющего ничего общего с Иудейскими и Христианскими Писаниями. оно сформировалось и было внедрено в христианство усилиями Отцов, находившихся под влиянием философии Платона» («The Church of the First Three Centuries»).
К концу III века н.э. «христианство» и неоплатонические философии стали неразрывными. Как говорит Адольф Харнак, церковное учение «прочно укоренилось в почве эллинизма [языческого греческого мировоззрения]. Так оно стало тайной для подавляющего большинства христиан» («Grundri; der Dogmengeschichte»).
Церковь заявила, что её новые учения основаны на Библии. Но Харнак говорит: «В действительности она узаконила в своей среде эллинское умозрение, суеверные взгляды и обычаи языческого поклонения-таинства».
Эндрю Нортон говорит о Троице: «Мы можем проследить историю возникновения этого учения и найти его источник, но не в христианском откровении, а в философии Платона. Троица — это не учение Христа и его Апостолов, а вымысел школы более поздних последователей учения Платона» («A Statement of Reasons»).
Итак, в IV веке н.э. предсказанное Иисусом и апостолами отступничество расцвело пышным цветом.
РОЛЬ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА в формировании учения о Троице.
В период со II по IV век христианство представляло собой довольно разношёрстное полотно разных взглядов, групп, фракций, партий, которые конкурировали между собой. В начале IV века преобладающей традицией было арианство, приверженцы которого отрицали божественность Христа.
Арий учил, что Бога никто не родил и что у него нет начала. Так как Сын был рождён, то он не может быть Богом в том же смысле, что и Отец. Сын не существовал вечно, но был создан по воле Отца.
Весь Восток был арианским. Арианином был знаменитый историк церкви Евсевий Кесарийский, арианами были остготы, захватившие Рим, и даже сам император Константин перед смертью был крещён арианским епископом.
Но прошло всего несколько десятилетий, и вот ситуация резко поменялась и арианство вдруг оказалось в опале. Из господствующей традиции арианство превратилось в ересь.
В 313 году н.э. Константин правил Западной Римской империей, а восточные провинции находились под властью Лициния и Максимина. Константин и Лициний даровали свободу вероисповедания всем своим подданным, включая христиан.
Константин защищал христианство, полагая, что религия сможет объединить
его империю. Искренность христианских убеждений Константина не раз была предметом споров. Частично это объясняется явной склонностью императора к языческим культам даже в поздние годы его правления.
Провозгласив себя поборником христианства, Константин не отказался и от язычества. Так, он прибегал к оккультизму, в том числе к гаданию и астрологии, которые Библия осуждает (Второзаконие 18:10-12).
На своей триумфальной арке в Риме Константин изображён приносящим жертвы языческим богам.
Кроме того, император продолжал чтить бога солнца, выпуская монеты с его изображением и содействуя распространению его культа. А в поздние годы жизни Константин даже позволил, чтобы в небольшом городке в Умбрии (Италия) в честь него самого и его семьи был воздвигнут языческий храм, куда он сам назначал священников.
Константин принял христианское крещение лишь незадолго до своей смерти в 337 году н.э. По мнению многих учёных, он воздерживался от этого шага, желая пользоваться политической поддержкой и христиан, и язычников. Как бы то ни было, история жизни и запоздалое крещение этого римского императора ставят под сомнение искренность его веры в Христа.
Константину претили многочисленные разногласия внутри христианской церкви. Стремясь к согласию, он искал способ ввести, а затем узаконить так называемую правильную доктрину.
Константин не хотел, чтобы его владения были разрозненными, поэтому в 325 году н.э. он созвал собор епископов в городе Никея в Малой Азии. Его целью было разрешить продолжающиеся религиозные споры об отношении Сына Бога к Всемогущему Богу.
Известно, что на этом соборе присутствовали далеко не все епископы, лишь 250-318 человек, большинство из которых были из греческих областей. Отсутствовал даже папа Сильвестр I. На этой малопредставительной встрече разгорелись жаркие дебаты.
Здесь я обращу внимание на один очень важный момент. Вернее, даже на два.
1. Ариане пользовались Священным Писанием.
Собственно, они делали то, что должны были делать все последователи Иисуса Христа — обращались к Священному Писанию также как и Иисус, который часто в своих проповедях ссылался на Писание и говорил: «Написано…»
Именно так поступали и верийцы, жители города Верия, когда слышали учения Павла:
«… они приняли слово с необычайным рвением, тщательно исследуя Писания каждый день, чтобы проверить, так ли это на самом деле. Поэтому стали верующими многие из них» (Деяния 17:10-12).
« тщательно исследовали Писания, проверяя, «так ли это на самом деле» и Павел за это их похвалил. Но за тоже самое Ария в 325 году осудили как еретика.
2. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов.
Вдумайтесь в слова, написанные на православном сайте, и факт, признанный православными священниками:
«На Соборе стали пытаться выработать точную формулировку и сформулировать учение о Богочеловеке – что Бог и Сын – одной природы и равны по Божеству. Оказалось, что в Священном Писании нет таких слов»
Если в Писании нет подтверждения божественности Иисуса, то откуда появилась формулировка соборного решения?
Ещё раз для мыслящих: 1. Император-язычник, 2. предложил, 3. христианским епископам
В «Краткой истории христианских учений» («A Short History of Christian Doctrine») написано:
«Константин в общем-то не разбирался в вопросах греческой теологии».
Ну, да… единственное, что он понимал, так это то, что религиозные разногласия могли разрушить его империю,— он был решительно настроен укрепить свое государство.
Поэтому, Константин сам исполнял роль председательствующего и активно руководил ходом дискуссий. Благоговея перед императором, епископы, за исключением всего лишь двух, подписали символ веры, хотя для многих из них это означало пойти против своих убеждений. После двух месяцев бурных религиозных дебатов, этот языческий политик вмешался в дискуссию и вынес решение в пользу тех, кто утверждал, что Иисус является Богом.
Это была победа богословов-схоластов и поражение тех, кто строго придерживался Писания:
«Если некоторые не проявили веры, то может ли их неверие лишить силы верность Бога? Ни в коем случае! Но да будет известно, что Бог правдив, даже если всякий человек окажется лжецом» (Римлянам 3:3,4).
Профессор Ричард Рубинштейн пишет о Никейском соборе следующее:
«Константин проявил к ним [епископам] огромную благосклонность и обогатил их так, как они и не мечтали. Меньше чем через год этот новый император отдал им или восстановил практически все их церкви, возвратив им должности и почести, которых они лишились. Он наделил христианских священнослужителей привилегиями, которые раньше имели языческие жрецы». Благодаря этому «Константин мог сильно влиять на ход событий в Никее, может быть, даже направлять его».
Чарлз Фриман в подтверждение этого пишет: «Появился прецедент, позволявший императору в дальнейшем вмешиваться в дела Церкви не только с целью упрочить ее положение, но и повлиять на её учения».
Об окончательном документе, составленном в Никее под покровительством Константина, в «Истории греческого народа» говорится: «В нём видны безразличие [Константина] к вопросам вероучений. его упрямая настойчивость в попытке восстановить единство церкви любой ценой и его абсолютная убежденность в том, что как „епископ от внешних“ он имеет право выносить окончательное решение, касающееся любого религиозного вопроса».
Так Никейский собор заложил основание догмата Троицы. Тем не менее, ни один из епископов, которые собрались в Никее, не говорил о Троице. Они вынесли решение только о природе Иисуса, но не о роли святого духа. Если бы Троица была ясной библейской истиной, то разве эти епископы не должны были бы предложить её вниманию собора?
КАК СОБЫТИЯ РАЗВИВАЛИСЬ ДАЛЬШЕ.
После Никейского собора споры на эту тему не прекращались ещё десятилетия. На какое-то время тем, кто верил, что Иисус не равен Богу, даже удалось вновь завоевать расположение к себе. (Любопытно, что после Никейского собора император Константин поддержал арианство. Вспомним, что перед смертью он был крещён арианским епископом!).
Но позднее император Феодосий решил дело не в пользу тех, кто следовал учениям Писания и верил, что Иисус является творением и не равен Богу. Феодосий взял символ веры, принятый на Никейском соборе, за основу символа веры в своей империи и, чтобы прояснить его формулировку, созвал в 381 году н.э. Константинопольский собор.
На этом соборе было решено, что святой дух находится на одном уровне с Богом и Христом. Впервые в центре внимания появилась Троица христианского мира.
И всё же даже после Константинопольского собора Троица не стала общепринятым вероучением. Многие сопротивлялись принятию этого учения и этим навлекали на себя жестокие гонения. Только в более поздние века догмат о Троице был сформулирован в символах веры.
В «Американской энциклопедии» говорится: «Окончательное формирование теологической теории о Троице происходило на Западе в рамках схоластики Средних Веков, когда эту теорию пытались объяснить в философских и психологических терминах».
Новая Католическая энциклопедия признаёт:
««Интересно, что 60 лет спустя после Первого никейского собора Первый константинопольский собор [381 год н. э.] в своем определении божественности Святого Духа избежал термина гомоусиос».*
*единосущи (примечание моё)
«Ученые были озадачены явной мягкостью выражений этого символа веры, например, отсутствием в нем слова „гомоусиос“ применительно к Святому Духу как единосущному с Отцом и Сыном».
Эта же энциклопедия признаёт: «Гомоусиос не появляется в Писаниях».
Да, Библия не употребляет этого слова ни для святого духа, ни для Сына как единосущного с Богом. Выражение, которое помогло привести к небиблейскому, по сути, антибиблейскому, догмату о троице, было само небиблейским.
Однако сейчас в некоторых переводах Библии есть слова и даже целые фразы, которые часто приводят в доказательство божественности Иисуса и существования Троицы.
Как это объяснить? Почему было сломано столько копей, если можно было просто сослаться на тексты Писания? Оказывается, всё очень просто.
В работе над некоторыми переводами участвовали переводчики-тринитарии, приверженцы учения о Троице. Так, например, в 1 Иоанна 5:7 в синодальном переводе появляется приписка: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино», которой нет в более древних свитках на греческом языке.
Это только лишь один пример из множества подобной интерполяции (вставки). Вопрос с этим стихом исследовал и доказал основатель всей современной науки, самый гениальный учёный всех времён и народов, глубоковерующий христианин, Исаак Ньютон.
Желающие могут сами найти это исследование, вбив в поисковик данную фразу: «Историческое прослеживание двух заметных искажений Священного Писания» (ссылка на этом сайте не проходит)
В заключение хочу сказать, что Догмат о троице начал своё медленное развитие в период, исчисляющийся столетиями. Это было частью отхода от истинного христианства, предсказанного Иисусом (Матфея 13:24-43).
Апостол Павел также предсказал приближающееся отступничество:
«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тимофею 4:3,4).
Одной из таких басен стало учение о троице. По сути, это языческий догмат, выдающий себя за христианский.
На снимке: триады богов в различных религиях.
Троица
Во что христиане верят относительно Святой Троицы?
Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.
Некоторые христиане используют для объяснения Троицы эту диаграмму. Отец и Сын, и Святой Дух – один Бог, а не три имени одной и той же Личности. Личности отличны друг от друга: Отец – не Сын, Сын – не Святой Дух, а Святой Дух – не Отец.
Троица и Библия
Бог – одно абсолютно совершенное божественное Существо в трех Личностях. Мы называем Отца, Сына и Святого Духа Личностями, поскольку они обладают личностными свойствами. Между ними существуют личностные взаимоотношения.
Как известно из истории, Феофил, шестой епископ Антиохии Сирийской, первым употребил слово «Троица» в своей работе «Против Автолика» (168 г. н. э.) |
Когда христиане говорят о своей вере в одного Бога в трех Лицах (Троицу), они не имеют в виду одного Бога в трех Богах, или одной Личности в трех Богах.
Они верят в одного Бога, познаваемого в трех Личностях.
Отец – Бог, первое Лицо Троицы; Сын – Бог, второе Лицо Троицы; Святой Дух – Бог, третье Лицо Троицы.
Почему христиане верят в Троицу?
Библия ясно говорит, что есть только один Бог, но все три Личности именуются Богом.
Есть только один Бог:
Иисус не упрекнул Фому в ошибке. Наоборот, Иисус принял это обращение. Другие люди в Писании, например Павел и Варнава ( Деян.14 ), запрещали людям поклоняться им как богам.
Павел, автор Послания к филиппийцам, говорит об Иисусе то, что Ис.45:23 говорит о Господе (Иегове), после чего Павел делает вывод, что Иисус – Господь, тот самый Господь Бог Ветхого Завета.
· Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? …ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3-4 ).
Более 60-ти раз Писание одновременно упоминает Отца, Сына и Святого Духа.
· Мф.28:19: «…итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»
· 2Кор.13:13: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами».
Ошибочные представления о Троице
З аблуждение № 1: «Слова «Троица» нет в Библии; это учение было выдумано христианами в IV веке.»
Истина: действительно, слова «Троица» в Библии нет, тем не менее вера в Троицу имеет под собой библейское основание. Термина «Библия» тоже в Библии нет.
Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. Троица отражена во многих библейских отрывках (см. ниже). Ложные представления процветали в первые века христианства, немало их и сейчас. Первым христианам постоянно приходилось отстаивать свои убеждения. Ниже перечислены мыслители (и литературные творения) ранней Церкви, которые отстаивали учение о Троице задолго до 300 г. н. э.
96 | Климент, третий епископ римский |
90–100 | Учение двенадцати апостолов, «Дидахе» |
90? | Игнатий, епископ антиохийский |
155 | Иустин Мученик, великий христианский писатель |
168 | Феофил, шестой епископ антиохийский |
177 | Афинагор, богослов |
180 | Ириней, епископ лионский |
197 | Тертуллиан, раннехристианский апологет |
264 | Григорий Чудотворец |
Заблуждение № 2: «Христиане верят, что есть три Бога.»
Истина: христиане верят, что есть только один Бог.
Некоторые, возможно, считают христиан политеистами (теми, кто верит в многочисленных богов), потому что они называют Отца Богом, Сына Богом и Святого Духа Богом. Но христиане верят только в одного Бога. Библия говорит, что есть только один Бог. Но она также употребляет слово «Бог» применительно к трем отличным друг от друга Личностям. На протяжении столетий люди пытались придумать Троице простое объяснение. Каждая иллюстрация имеет свои ограничения, но некоторые из них могут быть полезными. Например, говорили, что:
Бог – это не 1 + 1 + 1 = 3
Бог – это 1 x 1 x 1 = 1
Св. Патрик (432 г. н. э.) использовал клевер в качестве иллюстрации Троицы. |
Традиционно считается, что Св. Патрик в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: «Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица?»
Заблуждение № 3: «Иисус не Бог.»
Истина: Иисус – Бог, второе Лицо Святой Троицы.
1. Слова Самого Иисуса
Уникальные черты Бога | Черты Иисуса |
Творение – «дело Его рук» ( Быт.1:1 ; Пс.101:26 ; Ис.44:24 ). | Творение – «дело Его рук». Всё сотворено Им и для Него ( Ин.1:3 ; Кол.1:16 ; Евр.1:2, 10 ). |
«Первый и последний» ( Ис.44:6 ). | «Первый и последний» ( Откр.1:17; 22:13 ). |
«Господь господствующих» ( Пс.135:3 ). | «Господь господствующих» ( 1Тим.6:15 ; Откр.17:14; 19:16 ). |
Неизменный и вечный ( Пс.89:3; 101:27-28 ; Мал.3:6 ). | Неизменный и вечный ( Ин.8:58 ; Кол.1:17 ; Евр.1:11-12; 13:8 ). |
Судья всех народов ( Быт.18:25 ; Пс.93:2; 95:13; 97:9 ). | Судья всех народов ( Ин.5:22 ; Деян.17:31 ; 2Кор.5:10 ; 2Тим.4:1 ). |
Единственный Спаситель; никакой другой бог не может спасать ( Ис.43:11; 45:21-22 ; Ос.13:4 ). | Спаситель мира; без Него нет спасения ( Ин.4:42 ; Деян.4:12 ; 1Ин.4:14 ; Тит.2:13 ). |
Избавляет от грехов Свой избранный народ ( Исх.19:5 ; Пс.129:7-8 ; Иез.37:23 ). | Избавляет от грехов Свой избранный народ ( Тит.2:14 ). |
Слышит и молитвы призывающих Его и отвечает на них ( Пс.85:5-8 ; Ис.55:6-7 ; Иер.33:3 ; Иоил.2:32 ). | Слышит и молитвы призывающих Его ( Ин.14:14 ; Рим.10:12-13 ; 1Кор.1:2 ; 2Кор.12:8-9 ). |
Никто не может забрать нас из Его руки ( Ис.43:13 ). | Никто не может забрать нас из Его руки ( Ин.10:28-30 ). |
Ему поклонялись ангелы ( Пс.96:7 ; см. Евр.1:6 ). | Ему поклонялись ангелы ( Евр.1:6 ). |
Заблуждение № 4: «Божество Иисуса меньше Божества Отца.»
Истина: Иисус равен Богу Отцу. Отвергающие эту истину могут опираться на следующие аргументы и стихи. (Эти ереси восходят ко временам Ария, 319 г. н. э.)
Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос был сотворён:
1. Кол.1:15: если Христос «рождён прежде всякой твари», то был ли Он сотворён?
Ответ: выражение «рождённый прежде» (букв., «первородный») не может означать, что Христос был сотворён, поскольку Павел говорит, что всё творение было создано Им и для Него, а также что Он существовал прежде всего творения, и что всё Им стоит ( Кол.1:16-17 ). Традиционно «первородный» был главным наследником. В контексте первой главы Послания колоссянам Павел говорит, что Христос, будучи Сыном Божьим, является главным наследником всего творения ( Кол.1:12-14 ).
2. Ин.3:16: означает ли выражение «единородный Сын», что Иисус имел начало?
Ответ: «единородный» (моногенес) не означает, что Иисус имел временное начало; это означает, что Иисус – единственный, «уникальный» Сын Бога. В Ветхом Завете на греческом языке Исаак назван «уникальным» сыном Авраама, хотя у него были и другие дети ( Быт.22:2 ). Иисус – Единородный Сын Бога, потому что Он есть совершенный Бог и единственный вечный Сын Отца ( Ин.1:1-3; 14-18 ).
Стихи, ошибочно используемые в поддержку учения о том, что Христос по Своей природе менее Отца:
1. Ин.14:28: если «Отец более» Иисуса, как Иисус может быть Богом?
Ответ: Во время Своей человеческой жизни на земле Иисус добровольно разделил нашу природную ограниченность, чтобы спасти нас. Следовательно слова “Отец Мой более Меня” нужно относить ко Христу как к Человеку.
2. 1Кор.15:28: Если Иисус Бог, то почему Он подчиняется Отцу?
Ответ: здесь речь идёт о воле Христа как Человека.
3. Мк.13:32: Если Иисус Бог, как Он мог не знать времени Своего возвращения?
Ответ: Иисус добровольно уничижил Себя Самого, чтобы испытать ограничения человеческой жизни. Как это ни парадоксально, Иисус при этом оставался всеведущим Богом ( Ин.16:30 ). Именно таких парадоксов и следует ожидать, если, как говорит Библия, Бог решил прожить полноценную человеческую жизнь ( Ин.1:1, 14 ).
Заблуждение № 5: «Отец, Сын и Дух – всего лишь разные титулы Иисуса, или три различных способа, которыми Бог являл Себя людям».
Слово «Троица» использовалось для объяснения вечных взаимоотношений между Отцом, Сыном и Святым Духом. |
Истина: Библия ясно показывает, что Отец, Сын и Святой Дух – разные личности.
Некоторые полагают, что учение о Троице противоречит истине о том, что есть только один Бог. Они утверждают, что один Иисус является единственным истинным Богом, а следовательно, Иисус – это «имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ), а не только имя Сына. Несомненно, есть только один Бог, однако мы должны позволить Библии объяснить, что это значит. А Библия ясно говорит, что Отец, Сын и Дух Святой – три личности:
В Мф.28:19 Иисус не называет Себя Отцом, Сыном и Святым Духом. Он говорит, что христианское крещение свидетельствует о вере человека в Отца, Сына, Которого Отец послал, чтобы умереть за наши грехи, и Святого Духа.
Заблуждение № 6: «Иисус в действительности не был совершенным Богом и совершенным человеком».
Многие люди издавна отвергали идею о том, что Иисус одновременно является совершенным Богом и совершенным человеком. Они пытались разрешить этот парадокс, называя Иисуса простым человеком, через которого говорил Бог, или Богом, Который лишь принял вид человека, или предлагали какие-то еще «простые» теории. Действительно, мы не можем до конца постичь своим умом, как в Иисусе Бог стал человеком. Но воплощение – истина о том, что Бог стал плотью, – является высшим подтверждением того, что для Бога нет ничего невозможного ( Быт.18:14 ; Лк.1:37 ). И Библия ясно излагает эту истину.
Ириней, епископ лионский (177 г. н. э.), писал: «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…» |
Библия ясно показывает, что Иисус был совершенным человеком:
В детстве Он развивался физически, интеллектуально, социально и духовно ( Лк.2:40,52 ).
Он уставал; Он спал; Он потел; Он испытывал голод и жажду; Он пролил кровь и умер; Его тело было похоронено ( Мф.4:2; 8:24 ; Лк.22:44 ; Ин.4:6-7; 19:28-42 ).
После воскресения из мёртвых Он ел и пил с людьми, показал им Свои раны и дал им прикоснуться к Своему телу ( Лк.24:39-43 ; Ин.20:27-29 ; Деян.10:41 ).
Библия также ясно показывает, что Иисус был и остается Богом в человеческом облике:
Иисус делал на земле то, что может делать только Бог: Он повелевал силам природы ( Мф.8:23-27; 14:22-33 ), прощал грехи ( Мк.2:1-12 ), заявлял о том, что Он выше закона о Субботе ( Ин.5:17-18 ), и давал жизнь тем, кому Ему было угодно ( Ин.5:19-23 ).
Павел сказал, что Бог приобрёл Церковь Своею кровью ( Деян.20:28 ).
Павел также сказал, что правители века сего по незнанию распяли Господа славы ( 1Кор.2:8 ).
Вся полнота Божества пребывает во Иисусе ( Кол.2:9 ).
Ответ первых христиан на эти заблуждения
Раннехристианские богословы первых двух столетий нашей эры написали много книг в защиту христианства от опасностей:
Апостольский Символ веры был одним из самых ранних утверждений веры, составленных для разъяснения основополагающих учений христианства. Он подчёркивает истинную человечность Иисуса, которую отрицали еретики того времени.
Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего в преисподнюю, воскресшего из мертвых в третий день, вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую, святую вселенскую церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную.
Никейский Символ веры был написан руководителями Церкви в 325 г. н. э., а впоследствии дополнен. Он был написан, чтобы защитить веру Церкви в совершенную божественность Христа и официально отвергнуть учение Ария, который говорил, что Иисус – сотворённое, низшее божество.
Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через которого сотворено все; ради нас, людей, и нашего спасения ради сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии девы, и ставшего человеком, распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; и воскресшего в третий день по писанию, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, поклоняемого и прославляемого равно с Отцом и Сыном, говорившего в пророках. В единую святую вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем единое крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
Афанасьевский Символ веры, написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, великого защитника учения о Троице, говорит, что три Личности – не три Бога, а один Бог.
А всеобщая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность.
Ибо одна есть ипостась Отца, вторая – Сына и третья – Духа Святого.
Но божество и Отца, и Сына, и Святого Духа едино, слава равна, и величие одинаково вечно. Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.
Отец не сотворен, Сын не сотворен, не сотворен и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой.
Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.
Подобным же образом, Отец всемогущ, и Сын всемогущ, всемогущ и Дух Святой. Однако не трое всемогущих, но один всемогущий.
Так, отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако не три Бога, но один Бог.
А также Отец есть Господь, Сын есть Господь, и Дух Святой есть Господь. Однако не три Господа, но один Господь.
Ибо как христианская истина побуждает нас каждую Ипостась в отдельности исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие запрещает нам говорить о трех Богах или трех Господах.
Отец никем не создан, не сотворен и не рожден.
Сын Отцом одним не создан, не сотворен, но рожден.
Дух святой от Отца (и Сына) не создан, не сотворен и не рожден, но исходит.
Итак, один Отец, а не три Отца; один Сын, а не три Сына; один Дух Святой, а не три Святых Духа.
В этой Троице нет первого и последнего, нет большего или меньшего, но три Ипостаси меж собой одинаково вечны и равны; следовательно, как уже сказано, надлежит поклоняться Троице в единстве и единству в Троице.
А потому, кто желает спастись, тот так думай о Троице.
Но для вечного спасения нужно также безусловно верить в воплощение Господа нашего Иисуса Христа.
Таким образом, истинная вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть и Бог, и человек. Бог, от природы Отца рожденный прежде всех времен, и человек, от природы матери рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, в котором разумная душа и человеческое тело, равный Отцу по божеству, и меньший Отца по человечеству. Но хотя он и Бог и человек, однако не два Христа, но один Христос.
Он един не превращением божественного в человеческое, но восприятием человеческого в божество.
Он един совершенно, однако не слиянием природ, но единством личности.
Ибо равно как разумная душа и тело вместе есть один человек, так и Бог и человек есть один Христос, пострадавший ради нашего спасения, сошедший в ад, в третий день воскресший из мертвых, вознесшийся на небеса и воссевший одесную Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.
В пришествие Его все люди воскреснут из мертвых с телами своими, чтобы дать отчет в делах своих.
И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а делавшие злое – в огонь вечный.
Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо держаться ее, тот не может спастись.
Догмат, сформулированный на Халкидонском Соборе 451 г. в защиту истины от лжеучителей, утверждает, что Иисус – совершенный Бог и совершенный Человек.
Последуя святым отцам, мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; истинного Бога и истинного человека, имеющего душу и тело; единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем нам подобного, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, в последние же сии дни рожденного ради нас и нашего спасения ради от Марии девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (различие двух естеств никак не упразднется их союзом, но свойства каждого естества сохраняются, соединенные в одном Лице и в одной Ипостаси); на два Лица не рассекаемого и не разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слово, Господа Иисуса Христа; как издревле говорили о Нем пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам символ отцов наших.