Православие с чего начать

Как стать православным христианином. Краткая памятка

Бог есть любовь и источ­ник всех доб­ро­де­те­лей. Целью духов­ной жизни хри­сти­а­нина явля­ется устрем­ле­ние к Богу, ста­ра­ние упо­до­биться Ему, жела­ние общаться с Ним, ответ­ная любовь к Нему. Т.е. задача состоит в пере­ори­ен­та­ции смысла жизни с ути­ли­тар­ных, земных вещей на веч­ного Бога.

Началь­ным усло­вием духов­ной жизни явля­ется испол­не­ние нрав­ствен­ного закона в мини­маль­ной сте­пени «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так посту­пайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ), мак­си­маль­ной же его сте­пе­нью явля­ется «люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мф.19:18-20 ). Т.е. перед тем как взби­раться на высоты духов­ной жизни, жела­тельно наве­сти поря­док в нрав­ствен­ной сфере. Нач­ните с изу­че­ния и испол­не­ния 10 вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей.

Духов­ным рож­де­нием явля­ется Таин­ство Кре­ще­ния. Если Вы ещё некре­щены, то лучше сде­лать это после про­хож­де­ния кате­хи­зи­че­ских курсов (изу­че­ния основ веры). Най­дите храм, где есть такие курсы и они наи­бо­лее про­дол­жи­тельны. Если Вы уже кре­щены, но Ваши роди­тели и крест­ные по какой-то при­чине пре­не­брегли своими обе­ща­ни­ями по вос­пи­та­нию вас в вере, то поста­рай­тесь само­сто­я­тельно найти такие курсы.

При­об­ре­тите в храме натель­ный кре­стик, как види­мое сви­де­тель­ство при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, испо­ве­да­ния хри­сти­ан­ской веры и сред­ство бла­го­дат­ной защиты. Имейте в виду, что самый про­стой кре­стик на верё­вочке ничем не отли­ча­ется от мас­сив­ного золо­того на тол­стой цепи, кроме цены и внеш­него вида.

Духов­ник. Не спе­шите искать духов­ного гения, свя­того старца; как только вы ста­нете святым, Бог его непре­менно вам даст. Пока доста­точно того свя­щен­ника, кото­рого вы выбе­рите, к кото­рому почув­ству­ете дове­рие. Не пытай­тесь с любым вопро­сом бежать к свя­щен­но­слу­жи­те­лям, делайте это только тогда, когда вы не смогли найти ответ в книгах или на извест­ных пра­во­слав­ных сайтах, или когда вам тре­бу­ется личный духов­ный совет.

а) Молитва – это не просто ритуал; т.к. Бог – лич­ность, то молитва – это обще­ние с Отцом Небес­ным, кото­рый желает Вашего исправ­ле­ния и без­мерно любит Вас. В идеале личная молитва должна стать непре­стан­ной; в любом случае молитва должна быть регу­ляр­ной (утрен­нее и вечер­нее пра­вило, перед и после вся­кого дела и приёма пищи). Обще­ствен­ная молитва в храме по мини­муму должна состо­ять из еже­вос­крес­ного уча­стия в Литур­гии.

Для созна­тель­ного уча­стия в бого­слу­же­нии при­об­ре­тите тол­ко­выймолит­во­слов и книгу с объ­яс­не­нием основ­ных бого­слу­же­ний или книгу о Церкви для ново­на­чаль­ных, куда это уже вклю­чено.

б) Мило­сер­дие выра­жа­ется как в мате­ри­аль­ной мило­стыне, помощи трудом, так мило­стыне духов­ной – молитве за ближ­них и помощи им в духов­ном воз­рож­де­нии.

в) Свя­щен­ное Писа­ние (Библия) должна стать вашей настоль­ной книгой, его сле­дует читать еже­дневно. Для луч­шего его пони­ма­ния сле­дует начать её чтение с Нового Завета, после подроб­ного его изу­че­ния можно пере­хо­дить к Вет­хому Завету. Исполь­зуйте тол­ко­ва­ния для изъ­яс­не­ния всех нюан­сов текста.

г) Вни­ма­тельно и серьёзно под­го­товь­тесь к Таин­ству Пока­я­ния (Испо­веди), кото­рое должно явиться рубе­жом, отде­ля­ю­щим вас от преж­ней, гре­хов­ной жизни. От каких-то грехов удастся отка­заться сразу же, другие потре­буют борьбы. По словам св. Сера­фима Саров­ского, святой чело­век отли­ча­ется от прочих только одним – реши­мо­стью. Высшей формой Бого­об­ще­ния явля­ется соеди­не­ние со Хри­стом – Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния, – оно должно стать насущ­ной регу­ляр­ной потреб­но­стью.

Ослаб­ле­ние любой из этих четы­рех состав­ля­ю­щих ведёт к искрив­ле­нию духов­ного пути; напри­мер нон­сен­сом явля­ется при­ча­ща­ю­щийся чело­век, не чита­ю­щий Еван­ге­лие или неми­ло­серд­ный молит­вен­ник.

Задача хри­сти­а­нина в аске­ти­че­ском плане – изба­виться от стра­стей, кото­рые ско­вы­вают его в дви­же­нии к Богу, т.к. Бог чужд какого-либо зла, и стя­жать (при­об­ре­сти) доб­ро­де­тели. Усвойте 2 важ­ней­ших аске­ти­че­ских прин­ципа: регу­ляр­ность и посте­пен­ность воз­рас­та­ния. Ста­рай­тесь избе­гать рывков, лучше уме­ренно поститься весь первый пост, чем через неделю пре­кра­тить его, не выдер­жав стро­гой мона­стыр­ской нормы. Ставьте себе чёткие и испол­ня­е­мые цели. Это каса­ется всех состав­ля­ю­щих духов­ной жизни.

Помните, что борьба со стра­стями явля­ется лишь сред­ством, её цель – при­об­ре­те­ние доб­ро­де­те­лей.

Кри­те­рием пра­виль­но­сти духов­ного пути явля­ется умно­же­ние любви к Богу и ближ­нему, причём эта любовь не просто эмо­ци­о­наль­ная, а дея­тель­ная и жерт­вен­ная. По словам пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского «Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь». Можно ска­зать, что един­ствен­ное, что мы сможем выне­сти из этого мира в веч­ность – только любовь, кото­рую мы смогли стя­жать.

Помните: паде­ния неиз­бежны, но нельзя впа­дать в уныние и зацик­ли­ваться на своём несо­вер­шен­стве. Каждое паде­ние должно стать сти­му­лом для боль­шей реши­мо­сти сле­до­вать за Хри­стом. Ведь «если Бог за нас, то кто против нас» ( Рим. 8:31 )!

Совсем кратко цель жизни хри­сти­а­нина можно сфор­му­ли­ро­вать как стрем­ле­ние к обожению (свя­то­сти), бого­по­зна­нию на осно­ва­нии хри­сто­цен­трич­но­сти.

Учи­тесь, про­цесс духов­ного воз­рас­та­ния, Бого­по­зна­ния бес­ко­не­чен и про­сти­ра­ется за пре­делы нашей земной жизни. Цер­ковью накоп­лен огром­ный бес­цен­ный опыт прак­тики духов­ной жизни, кото­рый досту­пен нашему изу­че­нию. Он научит духов­ному рас­суж­де­нию и помо­жет избе­жать многих паде­ний и ошибок.

Источник

Как начать духовную жизнь

Самый началь­ный этап, первое, чему мы должны научиться, – это каждое вос­кре­се­нье быть в храме. Если мы этому не научимся, мы не научимся нико­гда ничему. Если чело­век не посе­щает храм хотя бы раз в неделю, то ни о какой духов­ной жизни вообще речи быть не может, за исклю­че­нием осо­бен­ных обсто­я­тельств: чело­век служит в армии, лежит в боль­нице и так далее. Но явля­ется ли посе­ще­ние храма каждое вос­кре­се­нье духов­ной жизнью? Нет, конечно, нет. Можно всю жизнь каждое вос­кре­се­нье ходить в храм и так ничего и не понять; но и без этого невоз­можно.

В мате­ма­тике исполь­зу­ется такое поня­тие: необ­хо­ди­мое и доста­точ­ное усло­вие. Так вот это усло­вие необ­хо­ди­мое, но не доста­точ­ное. А что же еще? Нужно научиться читать утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы перед едой и после еды. Если мы себя еще к этому не при­учили, ника­кого сле­ду­ю­щего шага сде­лать невоз­можно. Но даже если мы уже регу­лярно, не опус­кая нико­гда, читаем молитвы утрен­ние, вечер­ние, перед едой, после еды, на всякое дело, после вся­кого дела, можно ли это назвать молит­вой? Конечно, нет, избави Бог, кто так думает, – это еще не молитва, это просто чтение пра­вила, более или менее вни­ма­тель­ное. Но без этого необ­хо­ди­мого шага мы не сможем при­бли­зиться к Цар­ствию Небес­ному.

Дальше нужно испра­вить свою жизнь по вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям, кото­рые даны были за пол­торы тысячи лет до Христа. Если мы этого не сде­лаем, мы вообще, строго говоря, не можем даже в храм ходить. Какие это запо­веди? Знай Бога еди­ного, не покло­няйся другим богам, чти Его. Что это значит? Это значит, что в нашей жизни Бог должен быть на первом месте. Ни дача, ни работа, ни друзья – ничто, а только Бог. Пока этого нет, ни о какой духов­ной жизни речи тоже быть не может. «Не сотвори себе кумира»– это подоб­ная запо­ведь, то есть ничто не должно от нас засло­нять Бога: ни чело­век, ни пред­мет, ни какое-то заня­тие. «Помни день суб­бот­ний» – это отно­сится как раз к вос­крес­ному посе­ще­нию храма. Не убивай, не блуди, не ври, не зави­дуй, не воруй – если какую-то из этих древ­них, дохри­сти­ан­ских запо­ве­дей мы нару­шаем, то как же мы можем стать хри­сти­а­нами? Если мы врем, зави­дуем, не дай Бог, еще блудим, мы нахо­димся вне Церкви. Поэтому надо этим запо­ве­дям научиться.

А если чело­век научится вет­хо­за­вет­ным запо­ве­дям, уже не будет уби­вать, воро­вать, блу­дить, врать, тво­рить себе кумира, будет ходить каждое вос­кре­се­нье в храм – будет ли это духов­ная жизнь? Нет, избави Бог так думать, это будет только шаг по направ­ле­нию к ней. Юноша бога­тый пришел к Иисусу и сказал: я все это имею с дет­ства. Но все-таки он не стал уче­ни­ком Хри­сто­вым, то есть испол­не­ния вет­хого закона для хри­сти­а­нина еще недо­ста­точно. А мы даже из него мно­гого еще не умеем делать – и уже меч­таем о том, чтобы у нас была чистая молитва и так далее. Это совер­шенно невоз­можно. В духов­ной жизни можно идти только по сту­пе­ням, от более про­стого к более слож­ному, как в любом деле, возьми хоть фигур­ное ката­ние или архи­тек­туру.

Раньше, лет триста тому назад, если чело­век не постился в среду и пят­ницу, уж не говоря о том, чтобы, напри­мер, Успен­ский пост не соблю­дать, он не счи­тался членом Церкви. Один из вопро­сов на испо­веди был: как ты соблю­да­ешь пост? А для многих из нас и это еще трудно, мы забы­ваем иногда, что пост идет. Боль­шой ли это грех, если чело­век не помнит о посте? Да нет, в этом нет греха, это просто сви­де­тель­ствует о том, что жизнь Церкви для чело­века чужда; он зани­ма­ется какими-то своими делами и так далек от Церкви, что о ней забы­вает. Его соб­ствен­ная жизнь настолько увле­ка­тельна, что жизнь Церкви для него пред­став­ляет инте­рес побоч­ный. Это сви­де­тель­ство несо­вер­шен­ства дан­ного чело­века. Поэтому, если мы стре­мимся к тому совер­шен­ству, кото­рое нам Гос­подь пред­пи­сы­вает, тогда, конечно, надо эту неис­прав­ность обя­за­тельно устра­нить.

Но и соблю­де­ние поста по всем пра­ви­лам, по всем уста­вам – это еще не есть духов­ная жизнь. А что же такое духов­ная жизнь? Духов­ная жизнь не зави­сит от чело­века, она пода­ется Богом, если чело­век соблю­дает неко­то­рые усло­вия. Усло­вия эти есть запо­веди Хри­стовы. Пред­ста­вим себе, что мы уже научи­лись вет­хо­за­вет­ные запо­веди испол­нять, соблю­даем закон, соблю­даем поря­док, чин, то есть стали по всему бла­го­че­сти­выми иуде­ями. Тогда нам нужно сде­лать сле­ду­ю­щий шаг – научиться испол­нять запо­веди Хри­стовы. Нам надо изу­чить Нагор­ную про­по­ведь, посмот­реть, что Гос­подь от нас тре­бует. А Он тре­бует от нас новой нрав­ствен­но­сти. Он гово­рит: «Не нару­шить пришел Я закон, но испол­нить»– то есть вос­пол­нить, новое содер­жа­ние туда влить, еще боль­шее. Влить в мехи новое, моло­дое вино запо­ве­дей Хри­сто­вых. Тут уже совер­шенно другие тре­бо­ва­ния: о любви к врагам, напри­мер, о про­ще­нии обид. И вот если чело­век испол­нит эти тре­бо­ва­ния, испра­вит свои поступки, слова, мысли и чув­ства, если он по устро­е­нию своей души станет сродни Христу, тогда Гос­подь по Своей мило­сти все­ляет в него бла­го­дать Божию. Это все­ле­ние бла­го­дати Божией в чело­века и есть духов­ная жизнь.

Когда чело­век сам, своими соб­ствен­ными уси­ли­ями пыта­ется что-то сде­лать, то, есте­ственно, ничего не полу­ча­ется. Поэтому многие из нас очень удив­ля­ются: что же такое, вот я пра­вила читаю-читаю, а все у меня вни­ма­ние рас­се­и­ва­ется, все мне какие-то злые мысли при­хо­дят, какие-то нечи­стые помыслы оса­ждают. И не пони­мает чело­век, что изба­виться от этого он может только по бла­го­дати Божией, без нее это невоз­можно. А бла­го­дать Божия поэтому и назы­ва­ется бла­го­дать, что это благой дар от Бога. А как дар можно вос­хи­тить? Невоз­можно, потому что он пре­вы­шает всякую мыс­ли­мую, воз­можно дости­жи­мую чистоту чело­века. Дар – это всегда даре­ние. И все дело в том, захо­чет ли Гос­подь как лич­ность нам этот дар дать или не захо­чет. Какими мы должны для этого стать? Вот в чем задача жизни хри­сти­а­нина: стать таким, чтобы Гос­подь ему дар этот дал.

Свя­тыми отцами заме­чено, что если чело­век усерд­ствует в бла­го­че­стии, изо всех сил ста­ра­ется запо­веди Хри­стовы испол­нять, ста­ра­ется про­щать, никого не осуж­дать, всем ока­зы­вать любовь, ста­ра­ется быть таким, каким его хотел бы видеть Гос­подь, то Гос­подь, видя его усер­дие, начи­нает ему в этом помо­гать и помо­гает до тех пор, пока чело­век не осво­бо­дится от своего про­шлого, вет­хого чело­века. И тогда для него начи­на­ется новая жизнь во Христе. Вот так посте­пенно, начи­ная с малого и кончая вели­ким, каждый дости­гает в свою меру, кто сколько потру­дится. Для каж­дого из нас есть оби­тель в Цар­ствии Небес­ном; каждый может этого достичь, надо просто сде­лать выбор: а что для тебя слаще? Цар­ствие Небес­ное, о кото­ром ты не знаешь, что это такое, но выби­ра­ешь просто по одному дове­рию слову Божию, или грех, всю сла­дость и горечь кото­рого ты уже вкусил и испы­тал? Вот два пути, два образа жизни.

Источник

Восемь шагов новоначального христианина

Начи­ная свой хри­сти­ан­ский путь, ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин, или, как нынче при­нято гово­рить, воцер­ков­ля­ю­щийся чело­век, ста­но­вится залож­ни­ком скуд­но­сти соб­ствен­ных знаний о пра­во­слав­ной вере. Хочется посту­пать как поло­жено хри­сти­а­нину, а вот как поло­жено – не всегда понятно. Обра­ще­ние к совре­мен­ным источ­ни­кам инфор­ма­ции порой даже больше затруд­няет поиск нужных отве­тов. В интер­нете инфор­ма­ции столько, что за всю жизнь не пере­чи­тать, а полки в книж­ных мага­зи­нах пора­жают оби­лием пра­во­слав­ной лите­ра­туры. Очень легко поте­ряться в таком море инфор­ма­ции. В этой пуб­ли­ка­ции кратко опи­саны восемь шагов, кото­рые помо­гут ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину пра­вильно выстро­ить свою духов­ную жизнь и укреп­ляться в вере.

1. Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния

Свя­щен­ное Писа­ние – это источ­ник Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, из него мы узнаём о Боге и Его запо­ве­дях. Основа хри­сти­ан­ского веро­уче­ния – Еван­ге­лие, назва­ние это пере­во­дится как «Благая весть». Она дана всем людям, каждый может изу­чать Еван­ге­лие и пости­гать учение Хри­стово, кото­рое в нем содер­жится. У хри­стиан нет ника­ких тайных знаний о Боге, мы чер­паем знания со стра­ниц Свя­щен­ного Писа­ния. И для свя­щен­ника, и для миря­нина Еван­ге­лие оди­на­ково, и все в оди­на­ко­вой сте­пени при­званы соблю­дать те запо­веди, кото­рые дал Гос­подь. Поэтому для хри­сти­а­нина важно читать и изу­чать Свя­щен­ное Писа­ние.

Чтение стоит начи­нать с Нового Завета, с Еван­ге­лия, еже­дневно про­чи­ты­вая хотя бы по одной, а лучше по несколько глав, но надо пом­нить, что вдум­чи­вое его изу­че­ние не пред­по­ла­гает поспеш­но­сти. Поэтому совсем не лишним будет парал­лельно с чте­нием поль­зо­ваться тол­ко­ва­ни­ями святых отцов, в кото­рых глу­боко рас­кры­ва­ется суть еван­гель­ских повест­во­ва­ний.

Очень хорошо будет при­со­еди­ниться к группе по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния. Такие группы, очные и дистан­ци­он­ные, бывают при храмах и пра­во­слав­ных учеб­ных заве­де­ниях. При выборе дистан­ци­он­ной группы в интер­нете надо удо­сто­ве­риться, что группа пра­во­слав­ная, иначе есть риск попасть к сек­тан­там или ере­ти­кам.

2. Личная молитва

Для хри­сти­а­нина очень важно научиться пра­вильно молиться, поскольку молитва – это стер­жень духов­ной жизни, живое обще­ние с Богом. Начи­нать надо с самого про­стого – молитвы «Отче наш», кото­рую дал нам Гос­подь Иисус Хри­стос. Несмотря на кажу­щу­юся про­стоту, эта молитва очень глу­бока по своему содер­жа­нию и фак­ти­че­ски охва­ты­вает всю жизнь чело­века. «Отче наш» — это та молитва, кото­рую каждый хри­сти­а­нин должен знать наизусть.

Конечно, можно молиться и своими сло­вами, испра­ши­вая у Гос­пода потреб­ное для души и тела и бла­го­даря за мило­сти. Но будет пра­виль­ным при­бег­нуть к мно­го­ве­ко­вому молит­вен­ному опыту Церкви, кото­рый содер­жится в раз­лич­ных молит­вах, напи­сан­ных свя­тыми отцами. Из таких молитв состав­лены спе­ци­аль­ные сбор­ники – молит­во­словы. В них содер­жатся утрен­ние и вечер­ние молитвы, молитвы, кото­рые чита­ются перед Святым При­ча­ще­нием, и многие другие. Начав с регу­ляр­ного чтения «Отче наш» утром и вече­ром, закре­пив это дела­ние как обя­за­тель­ное духов­ное заня­тие, можно при­сту­пать к чтению утрен­них и вечер­них молитв из молит­во­слова. Пона­чалу может быть затруд­ни­тельно про­чи­ты­вать все молитвы, поэтому можно добав­лять их поне­многу.

Молитвы напи­саны на цер­ков­но­сла­вян­ском языке, что пона­чалу может созда­вать опре­де­лен­ные слож­но­сти – тексты могут быть не вполне понятны, а местами даже совсем непо­нятны. В этом случае стоит обра­титься к тол­ко­вым молит­во­сло­вам, разо­брать молитвы, поль­зу­ясь парал­лель­ным пере­во­дом. Без­дум­ное повто­ре­ние непо­нят­ных слов и выра­же­ний не при­но­сит ника­кой духов­ной пользы. Молитвы – это не заго­воры или закли­на­ния, а бла­го­го­вей­ная беседа с Богом. Оче­видно, что бесе­до­вать нужно осмыс­ленно, иначе есть веро­ят­ность быть не услы­шан­ным. Также необ­хо­димо пом­нить, что суть – это не меха­ни­че­ское вычи­ты­ва­ние молитв, а именно сама молитва, со вни­ма­нием, сосре­до­то­че­нием и пони­ма­нием про­чи­тан­ного.

3. Уча­стие в бого­слу­же­ниях

Молитва бывает не только личной, но и обще­ствен­ной. Цер­ковь – это не только здание храма, кото­рое мы при­выкли так назы­вать, но, в первую оче­редь, это сово­куп­ность хри­стиан во главе с Иису­сом Хри­стом. Гос­по­дом и апо­сто­лами мы научены соби­раться вместе для молитвы и бла­го­да­ре­ния Бога. Поэтому одной из прак­ти­че­ских сторон духов­ной жизни пра­во­слав­ных хри­стиан явля­ется уча­стие в сов­мест­ном бого­слу­же­нии. Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние неве­ро­ятно инте­ресно и глу­боко по своему содер­жа­нию. Оно очень сим­во­лично, ни одного дей­ствия не про­ис­хо­дит «для кра­соты», во всём заклю­чён глу­бо­кий смысл. По мере изу­че­ния состава и строя службы при­хо­дит пони­ма­ние заклю­чён­ных в бого­слу­жеб­ных дей­ствиях глу­бины, смысла и вели­чия. Для изу­че­ния цер­ков­ных служб суще­ствует мно­же­ство посо­бий в разных фор­ма­тах.

Не стоит сму­щаться и того, что пона­чалу непо­ня­тен язык бого­слу­же­ния, ведь оно совер­ша­ется на цер­ков­но­сла­вян­ском языке. Он, как и всякий язык, для пол­ного пони­ма­ния тре­бует углуб­лен­ного изу­че­ния, но на первом этапе будет вполне доста­точ­ным изу­чить пере­воды бого­слу­жеб­ных тек­стов с пояс­не­ни­ями к ним.

Глав­ное пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние – это Боже­ствен­ная литур­гия. Также ее назы­вают евха­ри­стией, что в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «бла­го­да­ре­ние», ведь бла­го­да­ре­ние Бога состав­ляет глав­ное содер­жа­ние этого бого­слу­же­ния. Во время литур­гии веру­ю­щим под видом хлеба и вина пре­по­да­ется истин­ное Тело и истин­ная Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа во остав­ле­ние грехов и в жизнь вечную ( Ин.6:48–54 ). Сам Спа­си­тель пока­зал пример первой евха­ри­стии, совер­шив Тайную вечерю со своими уче­ни­ками, и впер­вые при­ча­стив их.

Именно с литур­гии и стоит начи­нать свое зна­ком­ство с пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием. Уча­стие в евха­ри­стии – жиз­ненно важное для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина дело. Тра­ди­ци­онно хри­сти­ане соби­ра­ются для сов­мест­ной молитвы в вос­крес­ный день, кото­рый име­ну­ется малой Пасхой, и при­ча­ща­ются Святых Хри­сто­вых Тайн за Боже­ствен­ной литур­гией.

4. Изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры

Духов­ное насле­дие Церкви неве­ро­ятно обширно – дог­ма­тика, каноны, тво­ре­ния святых отцов и многое другое. Углуб­лен­ное изу­че­ние бого­слов­ских дис­ци­плин явля­ется зада­чей для свя­щен­но­слу­жи­те­лей, бого­сло­вов, но также вполне доступно каж­дому жела­ю­щему. Ново­на­чаль­ный хри­сти­а­нин рис­кует поте­ряться в обилии инфор­ма­ции, если начнет хва­таться за всё сразу. Какой бы инте­рес­ной и при­вле­ка­тель­ной для чтения ни была пред­ла­га­е­мая в раз­лич­ных источ­ни­ках инфор­ма­ция, начи­нать надо с малого. Нельзя сразу кор­мить мла­денца твер­дой пищей, сна­чала он растет на молоке матери.

Само­сто­я­тель­ное изу­че­ние основ Пра­во­сла­вия стоит начать с «Сим­вола веры» и пояс­не­ний к нему. «Сим­во­лом веры» назы­ва­ется крат­кое и точное изло­же­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Он состоит из две­на­дцати членов (пред­ло­же­ний), и в каждом из них содер­жится особая истина, или, как еще назы­вают, догмат нашей пра­во­слав­ной веры.

Далее стоит углу­биться в изу­че­ние инфор­ма­ции о Таин­ствах Пра­во­слав­ной Церкви. Выше уже было ска­зано о Евха­ри­стии – это одно из семи Таинств. Полез­ным будет и озна­ком­ле­ние с пра­во­слав­ным кален­да­рем – празд­ни­ками, постами, жити­ями святых.

Самое надёж­ное обра­зо­ва­ние – систем­ное, самое ценное – очное, к нему отно­сятся кате­хи­зи­че­ские беседы и заня­тия в вос­крес­ной школе для взрос­лых. Кроме знаний они вводят чело­века в общину веру­ю­щих. Суще­ствуют и дистан­ци­он­ные курсы, среди кото­рых можно выде­лить Про­све­ти­тель­ские курсы при Сре­тен­ской духов­ной семи­на­рии.

Посо­бия для ново­на­чаль­ных можно найти в раз­деле Кате­хи­за­ция нашего пор­тала.

Реко­мен­дуем также вос­поль­зо­ваться биб­лио­те­кой «Азбуки веры». В ней содер­жатся тысячи трудов, поэтому начи­нать стоит с раз­дела «Что читать хри­сти­а­нину».

5. Пока­я­ние как пере­осмыс­ле­ние и изме­не­ние жизни

Начи­ная хри­сти­ан­скую жизнь, чело­век должен заду­маться о том, как он жил до этого момента, и как должен жить дальше. Кри­те­рием для такого осмыс­ле­ния соб­ствен­ной жизни явля­ется Еван­ге­лие, учение Хри­стово. При­ни­мая Христа как Спа­си­теля, чело­век при­ни­мает и усло­вия спа­се­ния. Бог спа­сает нас, но не без нашего уча­стия. Усло­вия спа­се­ния – это пока­я­ние в грехах, исправ­ле­ние и жизнь по запо­ве­дям Божьим. Нельзя упор­ство­вать в грехе, назы­вая себя хри­сти­а­ни­ном. Грехи сле­дует испо­ве­дать и ста­раться больше к ним не воз­вра­щаться.

Таин­ство Пока­я­ния (Испо­ведь) даёт воз­мож­ность хри­сти­а­нину полу­чить про­ще­ние грехов от Бога для после­ду­ю­щего исправ­ле­ния. Испо­ведь при­ни­мает свя­щен­ник, кото­рый явля­ется сви­де­те­лем пока­я­ния чело­века перед Богом. Выслу­шав испо­ведь, он совер­шает види­мый знак отпу­ще­ния грехов – читает раз­ре­ши­тель­ную молитву.

6. Само­на­блю­де­ние

Хри­сти­а­нин должен быть вни­ма­те­лен к себе, к своим поступ­кам и отно­ше­ниям с дру­гими людьми. То, что каза­лось про­стым и при­выч­ным до обра­ще­ния к вере, может стать недо­пу­сти­мым для хри­сти­а­нина. Такие «повсе­днев­ные» грехи как осуж­де­ние, пусто­сло­вие, раз­дра­же­ние, гнев, сквер­но­сло­вие и многие другие – это то, с чем при­дется еже­дневно бороться. И тут без само­на­блю­де­ния никак не обой­тись. При­дется бить себя по рукам и при­ку­сы­вать язык, ста­ра­ясь исклю­чать эти грехи из своей повсе­днев­ной жизни. Тут в помощь усерд­ная молитва и регу­ляр­ная испо­ведь. Чем больше усер­дия в доб­ро­де­тели, тем больше и помощи от Гос­пода.

7. Добрые дела

Изучая Еван­ге­лие, мы встре­чаем слова Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:34–35 ). Учение Хри­стово в первую оче­редь о любви. «Любовь есть испол­не­ние закона», – пишет апо­стол Павел ( Рим.13:10 ).

Любовь без добрых дел немыс­лима. Хри­сти­а­нин при­зван Спа­си­те­лем любить ближ­него: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). Ближ­ний – это не только род­ствен­ник или друг, а всякий чело­век, встре­ча­ю­щийся на жиз­нен­ном пути. Любовь к ближ­нему – это не просто слова, а, в первую оче­редь, дела. Дела, на кото­рые тол­кает вера, ибо «вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ).

Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необ­хо­ди­мо­сти про­во­дить спе­ци­аль­ную клас­си­фи­ка­цию добрых дел. Всегда, когда есть воз­мож­ность сде­лать добро, нужно ста­раться делать его во славу Гос­пода.

8. Обре­те­ние духов­ника

Ново­на­чаль­ному хри­сти­а­нину может быть довольно сложно в духов­ных вопро­сах. Духов­ная жизнь полна «под­вод­ных камней» и слож­но­стей. Чем больше чело­век стре­мится быть ближе к Богу, тем силь­ней опол­ча­ется на него лука­вый. Бесов­ские козни могут быть изощ­рен­ными и хит­рыми, неза­мет­ными на первый взгляд. С опытом при­хо­дит духов­ное вни­ма­ние и ви́дение. Хри­сти­а­нин – это воин, кото­рый обре­тает опыт в битвах с неви­ди­мым про­тив­ни­ком. Но как воину нужен опыт­ный коман­дир, так хри­сти­а­нину нужен настав­ник – духов­ник. Это свя­щен­ник, кото­рый будет помо­гать расти духовно, настав­лять в вере и бла­го­че­стии, при­ни­мать испо­веди.
Как обре­сти духов­ника? Нужно усердно молиться, чтобы Гос­подь помог в этом деле. Важно не стес­няться обра­щаться с духов­ными вопро­сами к свя­щен­ни­кам в храме. Не нужно бояться отвлечь свя­щен­ника от потен­ци­аль­ных «более важных вопро­сов». Ответы на духов­ные вопросы при­хо­жан – прямая обя­зан­ность при­ход­ского свя­щен­ника. Если обще­ние со свя­щен­ни­ком скла­ды­ва­ется, и советы его помо­гают духов­ному росту, то, воз­можно, это и есть тот самый иско­мый духов­ник.
Не всегда бывает воз­мож­ность задать все вопросы, кото­рых порой соби­ра­ется немало, духов­нику лично, тогда можно полу­чить ответ на нашем сайте в раз­деле «Вопросы и ответы».

На пути в Цар­ство Небес­ное ново­на­чаль­ного хри­сти­а­нина под­сте­ре­гает много иску­ше­ний, про­блем, да и просто непо­нят­ных вещей. Поэтому насто­я­тельно сове­туем озна­ко­миться с Осно­вами духов­ной без­опас­но­сти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *