Православие уныние и отчаяние что делать

Как бороться с унынием

Как бороться со страстями уныния и печали и всегда пребывать в радости, рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон

Приступая к беседе, епископ Пантелеимон напомнил, что применять опыт святых отцов в борьбе со страстями нужно рассудительно и осторожно. Всегда надо иметь в виду разницу между их высоким духовным уровнем и своим собственным, «возможно, даже не нулевым, а минусовым». Иначе есть риск лишь усилить ту страсть, которую пытаешься исправить, а то и приобрести другую.

Владыка привел слова прп. Симеона Нового Богослова о том, как он шел по духовному пути за своим наставником прп. Симеоном Благоговейным. Новый Богослов поэтически говорит, что наставник омывался в источниках и ему указывал на источники живой воды. «Но я, – сокрушается святой, – вместе с водой черпал глину, мутил эти источники и вместо того, чтобы очиститься, загрязнял себя».

Уныние – одна из самых тяжелых страстей

«Тьма уныния сгущается в мире, – отметил епископ Пантелеимон. – Люди, думая развеять уныние и печать, пытаются развлечься, но лишь подвергают себя еще большей страсти уныния. Хотя бывают и люди, которые никогда не унывают».

Владыка рассказал, что святой Григорий Синаит из восьми страстей выделяет две самые жестокие и тяжелые: блуд и уныние («леность», в терминологии святого). По прп. Григорию, эти страсти связаны друг с другом. Когда они овладевают душой, то приводят ее в расслабление. Поэтому с этими страстями трудно бороться, а совсем победить невозможно даже подвижнику высокой духовной жизни, не говоря, об обычном человеке.

У души, как учит св. Григорий Синаит, есть три силы: «раздражительная» (отталкиваться от зла), «вожделевательная» (любовь) и разумная (познание Бога и мир). Дьявол их искажает. Блуд коренится в вожделевательной силе души, но разливает сладость по всем членам. Уныние относится к разумной силе души и, «держа владычествующий ум» обвивает и душу и тело, как плющ и парализует разум и волю». Эти страсти отгоняются, когда душа в молитве получает от Духа Святого радость, крепость и глубокий мир.

Есть и другая схема, в которой главными страстями являются чревоугодие и гордость. Епископ Пантелеимон говорит, что построить страсти по порядку с математической точностью невозможно. Он напомнил выражение прп. Иоанна Лествичника, который сравнивал страсти с клубком змей, в котором не разберешь, где чья голова и чей хвост.

Возвращаясь к унынию, можно сказать, что она лишает душу воли к сопротивлению злу и делает ее беззащитной перед другими страстями.

Если мы не стремимся к радости, то не сможем избавиться от грехов. В мире много тьмы, но вспомним китайскую пословицу: «Ты не запретишь птицам скорби виться над твоей головой, но ты можешь помещать им свить гнездо в твоих волосах». Поэтому у нас под волосами должны быть добрые светлые мысли, а душа должна радоваться. Ведь и первое приветствие Христа мироносицам было: «Радуйтесь!» Апостол Павел нам заповедовал «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).

В чем разница между печалью и унынием

Епископ Пантелеимон напомнил, что Христианство от других религий отличают заповеди, которые даны для достижения блаженства. В разных религиях можно встретить моральные установки, близкие к ветхозаветным Десяти заповедям, но только Заповеди блаженства, данные нам Самим Спасителем, учат нас, как приобщиться к божественной радости. Он посоветовал почитать их толкования, данные свт. Григорием Нисским («О Блаженствах») и праведниками нашего времени – прп. Иустином Челийским (Поповичем) в «Толковании на Евангелие от Матфея» и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) в его «Опыте построения исповеди», письмах и проповедях.

Далее он привел стихотворение французского поэта XIX века Поля Верлена «Хандра» (перевод Б. Пастернака):

И в сердце растрава,
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?

О дождик желанный,
Твой шорох – предлог
Душе бесталанной
Всплакнуть под шумок.

Откуда ж кручина
И сердца вдовство?
Хандра без причины
И ни от чего.

Хандра ниоткуда,
Но та и хандра,
Когда не от худа
И не от добра.

«Такую хандру мы и называем страстью печали. Она отлична от уныния не только количественно, но и качественно. Святые отцы так же их различают. Когда мы говорим о потере радости, то это может быть связано не только с грехами, но и с естественными причинами, например, со смертью близких», – сказал епископ Пантелеимон.

Горе естественно для человека, если оно имеет меру. Бывает, что человек начинает унывать от усталости. Бывает, что причиной или следствием уныния является психическая болезнь.

«Врачи говорят, что у 40% людей в мире есть депрессия, а остальные просто не обследовались, – отметил владыка. – Очень трудно в сегодняшнем мире сохранить ясный разум и радость. Очень легко впустить в себя этих птиц печали. Точнее, злых духов печали. Очень важно найти причину безрадостности и бороться с ней подходящими средствами».

Как определить, усталость у вас или депрессия? «Я советую просто поспать. Если не прошло, то еще поспать. Если после нескольких раз не проходит, то идти к врачу, – добавил он. – При заболеваниях теряется критическое отношение к себе, и хорошо, чтобы у вас был опытный духовник, который смог бы разобраться в вашем состоянии, а потом уже и идти к врачу».

Он напомнил, что слово «печаль» восходит к слову «опека» и дальше к тому, что «печет». В минуты печали все кажется непереносимым и ужасным, но, когда это состояние проходит, то зачастую все оказывается таким же, как и было прежде. Такая печаль имеет явные признаки дьявольского обмана. В таком состоянии нельзя делать выводы, принимать решения и, в особенности, роптать на якобы оскорбивших тебя. Нужно просто перетерпеть и благодарить Бога, который «прощает всех, кроме постоянно ропщущих» (Прп. Исаак Сирин).

Прп. Никодим Святогорец говорит, что вредна и печаль о прошлом грехе, поскольку за ней прячутся гордость и самомнение. Нужно оплакать грех, встать и идти дальше.

При печали помогают молитва, чтение и общение с духовными людьми. Не случайно даже отшельники селились на расстоянии брошенного камня друг от друга, чтобы в тяжелой ситуации быть в силах поддержать друг друга.

Если мы плачем, то мы должны плакать не внутри себя, а перед Богом тем «блаженным плачем», о котором говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Смирение должно быть не на словах и не в интонации, а в принятии скорбей.

Уныние – мировоззрение дьявола

Уныние приводит к пренебрежению христианской жизнью. Очень часто человек в унынии начинает завидовать людям, живущим далеко от Церкви и не связанным заповедями, происходит и забвение небесных благ. Уныние оборачивается расслаблением, и в одних случаях оно побеждается трудом, а в других, труд служит извинением для того, чтобы в унынии бросить молиться.

Епископ Пантелеимон отметил, что для современных людей память о смерти не связана с ожиданием Страшного Суда и встречи с Богом. Самоубийство от уныния – это неверие в вечную жизнь. Такой человек не верит во встречу с Богом и готов покончить с собой, лишь бы прекратить трудности.

Молитвы от уныния

В унынии нужно бороться с духом неблагодарности и хулы на Бога. Епископ Пантелеимон привел краткие молитвы от уныния, которыми молились древние святые отцы, и которые приводит в своих трудах русский святой прп. Нил Сорский:

Прп. Варсонофия Великого: «Господи, воззри на скорбь мою и помилуй меня! Боже, помоги мне грешному!»

Прп. Симеона Нового Богослова: «Не допусти до души моей, Владыко, выше силы моей искушения, или скорбь, или болезнь, но дай облегчение и крепость, чтобы я смог все претерпеть с благодарением!»

Свт. Григория Паламы: «Господи, просвети тьму мою!»

Владыка обратил внимание на то, что дело не в вычитывани правил, лучше краткое молитвословие, но с чувством собеседования души с Богом. Молиться можно и своими словами.

Послабления в унынии

Епископ Пантелеимон отметил, что иногда невозможно выйти из состояния уныния без смеха, но смеха доброго, без зубоскальства, грубости и, конечно же, кощунства. Он напомнил поговорку «добрый смех – не грех», которую любил повторять отец Павел (Груздев). Тонко шутил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Известный священник советского времени протоиерей Тихон Пелих даже каялся в том, что он много смеется, а потом добавил: «Ну вот слез нет, мы и смеемся».

Можно съесть что-то вкусное, чтобы выйти из уныния, как, например, преподобный Серафим Саровский советовал дивеевским сестрам съесть сухарик.

«Один старенький батюшка мне говорил, что, когда он унывал, то смотрел добрые комедии: «Полосатый рейс», «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве». Я перечитывал Пушкина. «Капитанская дочка» мне очень понравилась в таком состоянии», – рассказал владыка.

Очень хорошо учить языки, вообще учить что-то наизусть, чтобы ум отвлекался. Хорошо учить молитвы наизусть.

Помогает утомлять свое тело физическим трудом. Епископ Пантелеимон рассказал, что вышла книга «О жизни схиигумении Севастианы (Жуковой)». В ней собраны воспоминания об этой известной подвижнице, духовной дочери прп. Севастиана Карагандинского, умершей в 2015 году. Матушка Севастиана любила изречение доктора Ф. П. Гааза: «Если нужны врачи, да будут тебе таковыми три средства: веселое расположение духа, отдых и умеренная диета». Христиан должно отличать доброе расположение духа, а не мрачность. Даже, если у тебя в душе есть скорбь, надо «помазать главу елеем» и быть радостными.

Епископ Пантелеимон советует пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Ранний подъем с молитвой настраивает весь день. Вечером же ты устал и уже не можешь не отвлекаться на пустое, на новостные ленты, Instagram. «Ты не замечаешь людей рядом с собой, но читаешь, что пишут какие-то виртуальные друзья. Ты переходишь в иллюзорный мир, где царствует не Бог, – сказал владыка. – Пришел домой, помолился и лег спать».

Мера во всех этих занятиях определяется очень трудным образом, опытом. Нужно выбрать для себя царский, средний путь.

Епископ Пантелеимон рассказал о семи правилах радости, которые он вывел на основе творений Аввы Дорофея и других святых отцов:

Правило радости 1. Укорять себя

По авве Дорофею, «главная причина смущения то, что мы не укоряем сами себя». Без укорения себя человек никогда не перестанет обижаться сам и оскорблять других, теряя спокойствие.

А как быть, если тебя укоряют несправедливо? Если кто-то испытает себя, то он найдет, что для обиды всегда подал какой-то повод, словом, делом или даже видом. Возможно, обида была нанесена раньше или даже он обидел другого человека и должен был за это пострадать, но не был наказан. Владыка сказал, что знает много случаев, когда люди страдали вроде бы не за что, но начинали разбираться в своей совести и вспоминали свои тяжелые грехи, за которые в прошлом не понесли ответственности.

Иллюзия считать, что вы были спокойны, а кто-то со стороны вас возмутил. «Ну что же я была такая спокойная, причастилась Святых Христовых Таин, а ты меня выводишь из себя!» Авва Дорофей называет это мнение «смешным» и «дьявольским обольщением». Ссора только показала ту страсть, которая была в человеке, а значит, дает шанс увидеть ее и покаяться в ней. Это как разломить хлеб, у которого внутри гнилость. Авва Зосима Палестинский, известный по житию прп. Марии Египетской, предлагает считать оскорбителя врачом. Если ты оскорбляешься, то ты как бы говоришь Богу: «Не хочу, принимать Твое лекарство, а хочу сгнить от своих ран».

Иногда мы скорбим о том, чего у нас нет: жениха, здоровья, квартиры. Мы должны сказать себе: «Христос знает больше меня, должен я получить желаемое, или нет. Пусть Христос будет мне вместо этой вещи или этой пищи». Он может быть нашим Другом и Женихом наших душ. Может быть пространством, и нам не будет тесно в одной комнате с пятью детьми и родителями.

Дьявольское дело, прочитав Евангелие, начинать им мерить всех, кроме самого себя. К авве Дорофею пришли два брата, старший и младший. Старший жаловался, что второй не слушает его. Младший говорил, что послушал бы, если бы тот говорил ему с любовью, а не приказывал. Каждый из них возлагал вину на ближнего и не укорял самого себя. «Вот почему мы не получаем никакой пользы, но все время мучаем сами себя», – писал преподобный отец.

Правило радости 2. Путь к радости лежит через скорби

«Если мы хотим научиться радоваться, то мы должны научиться понимать смысл скорбей и страданий, – продолжил епископ Пантелеимон. – Лекарство бывает горьким, но несет исцеление. Нужно научиться терпеть боль, сокращать свои материальные потребности». Радость должна быть испытана скорбью, более того, скорби выжигают мнимую радость и удаляют от человека соблазны. Если нет своих скорбей, то можно и нужно сострадать другим.

Правила радости 3-5. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной

Три правила о качествах радости. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной. Общая означает, что нельзя радоваться самому за счет других. Целомудренная радость не должна быть сластолюбивой и греховной.

Также скорби делают радость тихой, помогают избежать эйфории. Христианская радость не шумная и не безумная. Стремиться нужно не к острым ощущениям, не к радости как наркотику, а к постоянному ровному радостному состоянию.

Правило радости 6. Радость умножается делением

«Делиться радостью не значит эгоистично, не обращая внимания на других, в эйфории изливать бурный поток восторгов, думая убедить печальных и скорбящих, что все хорошо и лучше не бывает. Делиться радостью – это снисходить в глубину несчастья других людей, принимать их боль в свое сердце и тактично и нежно помогать им выпутаться выпутаться из сетей уныния», – продолжил владыка Пантелеимон.

Он пригласил всех желающих научиться умножать радость, разделяя ее с нуждающимися, к участию в добровольческих церковных проектах.

Правило 7: В основе радости благодарность Богу

Под благодарностью епископ Пантелеимон имеет в виду и благодарность Богу за Его благодеяния, и Евхаристию (от греч. «благодарение»).

Нужно учиться радоваться в Светлую Седмицу. Обычно человек постится весь Великий Пост, на Пасху разговелся, расслабился и снова стал унывать. Между тем, хотя можно есть мясо и даже после этого причащаться, расслабляться не стоит. Каждый день нужно стараться быть в храме. Пасхальный час вместо утренних и вечерних молитв – это очень мало. Нужно дополнить правило чтением Евангелия, например, Евангелия от Иоанна, чье чтение начинается в храме с дня Светлого Христова Воскресения. Нужно заранее спланировать, как вы проживете Светлую Седмицу, постараться выучить наизусть Пасхальный канон. Нужно попытаться наполнить душу пасхальной радостью, даже насильно. Иначе получается, что мы постились без цели. Пост завершился, и мы живем, как и прежде. Даже один раз проведя Светлую седмицу так, со вниманием, можно почувствовать изменения в себе. Душа так учится радости духовной.

«Церковь не может быть идеальной, и спасение не в Ней самой по себе, а в Том, Кто в Ней внутри, в Воскресшем Живом Спасителе, – продолжил епископ Пантелеимон. – Нужно радоваться всему тому, что соединяет с этой радостью, распознавать через эту подлинную радость, чем она отличается от мнимой радости. Главная радость – это Литургия. Основа радости – соединение со Христом. Без нее никакие психологические приемы, повысить самооценку не помогут. Мы не можем сами себя за волосы вытянуть из болота. Это может сделать только Бог. Господь не дает нам радость, потому что мы не берем от него. Наша радость должна быть соединена с благодарностью Богу, памятью о благодеяниях Божиих. Такая радость может быть критерием – подлинная радость только то, что совместимо с Евхаристией», – подчеркнул епископ Пантелеимон.

В завершение беседы он сказал, что пытающийся победить страсти без труда и борьбы, а слушая лекции и читая книги, похож на человека, который, как говорил прп. Григорий Синаит, познает тень вместо истины. «Насколько эта тень станет истиной, зависит от того, как мы сами будем жить», – подытожил владыка Пантелеимон.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник

Депрессия или уныние: с одним к врачу, с другим в храм

«Ну что ты ноешь, у тебя всё нор­маль­но, все здо­ро­вы, как не стыд­но!», «Совсем обле­нил­ся, не рабо­та­ешь, лежишь на диване целы­ми дня­ми!» Кто из нас не слы­шал подоб­ные репли­ки в свой адрес или в адрес кого-то дру­го­го? Ино­гда они и вправ­ду могут встрях­нуть, но в дру­гих слу­ча­ях пол­но­стью про­ти­во­по­ка­за­ны. О том, как отли­чить кли­ни­че­скую депрес­сию от обыч­но­го уны­ния, мы бесе­ду­ем с Мар­га­ри­той Изо­то­вой, стар­шим пре­по­да­ва­те­лем кафед­ры лого­па­то­ло­гии Педи­ат­ри­че­ско­го уни­вер­си­те­та, экс­пер­том ООН по кри­зис­ным ситуациям.

Православие уныние и отчаяние что делатьМар­га­ри­та Изо­то­ва окон­чи­ла инсти­тут спе­ци­аль­ной педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии име­ни Рау­ля Вал­лен­бер­га. Сей­час явля­ет­ся стар­шим пре­по­да­ва­те­лем кафед­ры лого­па­то­ло­гии педи­ат­ри­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Тре­нер орга­ни­за­ции “роди­тель­ский мост”, кон­суль­тант по рабо­те с несо­вер­шен­но­лет­ни­ми, ока­зав­ши­ми­ся в кри­зис­ной ситу­а­ции. Участ­ник про­ек­та по ока­за­нию пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи детям и взрос­лым, постра­дав­шим в резуль­та­те тер­ро­ри­сти­че­ских актов, локаль­ных воен­ных кон­флик­тов. Экс­перт ООН по кри­зис­ным ситуациям.

Обленился или заболел?

— Самый частый вопрос, кото­рый воз­ни­ка­ет в повсе­днев­ной жиз­ни: как отли­чить депрес­сию от нытья и дур­но­го настроения?

— Депрес­сия име­ет целый ком­плекс симп­то­мов, он и ука­зы­ва­ет тера­пев­ту, что это имен­но депрес­сия, а не что-то иное. Неспе­ци­а­ли­сту опре­де­лить это очень труд­но. Обыч­но “про­стое нытье” крат­ко­вре­мен­но, а депрес­сия — это дол­го­вре­мен­ное состо­я­ние. Пер­вые про­яв­ле­ния депрес­сии мало чем отли­ча­ют­ся от гру­сти, уны­ния. Насто­ро­жить долж­на про­дол­жи­тель­ность пре­бы­ва­ния в пло­хом настро­е­нии, веге­та­тив­ные нару­ше­ния и асте­ни­че­ское рас­строй­ство. В таком состо­я­нии чело­ве­ка бес­по­ко­ит апа­тия, ханд­ра, нер­воз­ность, ино­гда ощу­ще­ние тре­во­ги и стра­хи. Обыч­но про­сле­жи­ва­ет­ся такая три­а­да: подав­лен­ное настро­е­ние; общая затор­мо­жен­ность, вяз­кость мыс­ли: отсут­ствие удо­воль­ствия, точ­нее, прак­ти­че­ски пол­ная невоз­мож­ность его полу­чить. Плюс могут быть чисто сома­ти­че­ские симп­то­мы — повы­ше­ние или пони­же­ние арте­ри­аль­но­го дав­ле­ния, голов­ные боли, рез­кие изме­не­ния веса в ту или иную сто­ро­ну. Кро­ме того, надо пони­мать, что у депрес­сии в любом слу­чае био­хи­ми­че­ская при­ро­да. В голов­ном моз­ге чело­ве­ка, стра­да­ю­ще­го депрес­си­ей, нару­шен обмен ней­ро­ме­ди­а­то­ров — серо­то­ни­на, норад­ре­на­ли­на, дофа­ми­на. Дефи­цит серо­то­ни­на про­во­ци­ру­ет тре­вож­ную депрес­сию: поми­мо подав­лен­но­го настро­е­ния чело­век посто­ян­но ощу­ща­ет тре­во­гу, бес­по­кой­ство по пустя­кам. Дефи­цит дофа­ми­на при­во­дит к поте­ре удо­воль­ствия: ста­но­вит­ся всё рав­но, что есть, не хочет­ся гулять и встре­чать­ся с дру­зья­ми. Недо­ста­ток норад­ре­на­ли­на — это отсут­ствие нуж­ной реак­ции, кон­цен­тра­ции, фоку­си­ров­ки, упа­док сил, утом­ля­е­мость, апа­тия. То есть это не то, что чело­век встал не с той ноги, у него уны­ние, он пес­си­мист, для него всё пло­хо. Депрес­сия, без пре­уве­ли­че­ния, одно из самых тяже­лых состо­я­ний. И это состо­я­ние не зави­сит от само­го чело­ве­ка — его нуж­но лечить с при­вле­че­ни­ем докторов.

— А еще до док­то­ров? Допу­стим, ситу­а­ция дома: род­ствен­ник не рабо­та­ет, не учит­ся, лежит целы­ми дня­ми и ниче­го не дела­ет. Как разо­брать­ся, он про­сто обле­нил­ся или ему нуж­но к психотерапевту?

— Обыч­но это замет­но в срав­не­нии. Род­ные же видят, насколь­ко их близ­кий рань­ше был акти­вен, улы­бал­ся, общал­ся. Если он про­сто ленит­ся — ско­рее все­го, у него оста­лись актив­ные инте­ре­сы, дру­зья, обще­ние, даже если он не хочет рабо­тать или выхо­дить из сво­ей ком­на­ты. А при депрес­сии мы видим неспо­соб­ность радо­вать­ся жиз­ни, угне­та­ю­щее настро­е­ние, бес­при­чин­ную тре­во­гу и страх, апа­тию, бес­сон­ни­цу. Чув­ство ник­чем­но­сти, поте­рю надеж­ды на буду­щее и мыс­ли о смер­ти. Все это отли­ча­ет­ся от лени. Лень — неко­то­рая фор­ма сопро­тив­ле­ния. При этом при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния лени тоже очень раз­но­об­раз­ны. Но настро­е­ние у лени­во­го чело­ве­ка может быть пре­вос­ход­ным. Несве­ду­ще­му чело­ве­ку лег­ко спу­тать депрес­сию и лень. Внеш­ние симп­то­мы могут быть оди­на­ко­вы­ми. Чело­век, стра­да­ю­щий депрес­си­ей, может, как Обло­мов, лежать в посте­ли, пере­клю­чая кана­лы и не вни­кая в содер­жа­ние пере­дач, сидеть у ком­пью­те­ра. Но если он не вза­и­мо­дей­ству­ет вооб­ще ни с кем, не выхо­дит в соци­аль­ную жизнь, у него посто­ян­но сни­жен­ный фон настро­е­ния, луч­ше обра­тить­ся к спе­ци­а­ли­сту. Хотя депрес­сии быва­ют раз­ны­ми, быва­ет, что внешне у чело­ве­ка вро­де бы всё хоро­шо. Отли­чить это может, повто­рюсь, толь­ко врач.

— Но этот услов­ный род­ствен­ник может не захо­теть нику­да идти, ни к како­му вра­чу. Сидеть про­сто за ком­пью­те­ром целы­ми дня­ми, и всё.

— Чело­век, кото­рый дово­лен собой, дово­лен жиз­нью, не будет сидеть за ком­пью­те­ром круг­лы­ми сут­ка­ми. И то, что он так сидит, — уже про­бле­ма. При­чем это может быть и не депрес­сия, а ком­пью­тер­ная зави­си­мость. В состо­я­нии депрес­сии чело­век ощу­ща­ет себя бес­ко­неч­но оди­но­ким, даже если в дей­стви­тель­но­сти он окру­жен забо­той и вни­ма­ни­ем близ­ких. Мысль, что никто не может понять и помочь, застав­ля­ет уто­пать в соб­ствен­ном бес­си­лии. Род­ствен­ни­кам важ­но понять такое состо­я­ние, а не сти­му­ли­ро­вать чело­ве­ка сове­та­ми типа «возь­ми себя в руки», «у тебя всё хоро­шо», «у дру­гих еще хуже», «не зани­май­ся дурью», «нуж­но думать о хоро­шем». Надо пока­зать близ­ко­му чело­ве­ку, что вы пони­ма­е­те его и сочув­ству­е­те, и толь­ко потом пред­ло­жить идти к вра­чу. Под­черк­ни­те, что он обя­за­тель­но будет чув­ство­вать себя после лече­ния луч­ше. Под­бад­ри­вай­те его, но тон­ко и нена­стой­чи­во. Дай­те понять, что он для вас важен. Схо­ди­те к вра­чу вместе.

— Как же лечить депрессию?

— Лече­ние депрес­сии ком­плекс­ное. Оно состо­ит из при­е­ма опре­де­лен­ных пре­па­ра­тов, кото­рые ни в коем слу­чае нель­зя выпи­сы­вать само­му себе. Да, от чело­ве­ка мно­гое зави­сит, и на началь­ных эта­пах он еще может «выско­чить» из это­го состо­я­ния, но чем даль­ше, тем боль­ше им овла­де­ва­ет упа­док сил и без­раз­ли­чие, и спра­вить­ся ему, конеч­но, очень тяже­ло. Поми­мо меди­ка­мен­тоз­но­го лече­ния есть и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ское: пси­хо­лог посред­ством опре­де­лен­ных мето­дик помо­га­ет спра­вить­ся с этим состо­я­ни­ем, настро­ить­ся по-дру­го­му. Для веру­ю­ще­го чело­ве­ка очень важ­но в такой ситу­а­ции полу­чить под­держ­ку свя­щен­ни­ка, кото­рый пони­ма­ет, что такое депрес­сия, зна­ет её при­ро­ду. Если в дан­ной ситу­а­ции ска­зать, что это ерун­да и «сам вино­ват», это чело­ве­ка в депрес­сии не толь­ко не под­дер­жит, но и может ухуд­шить его состояние.

Уныние — грех, а депрессия?

— Свя­то­оте­че­ская лите­ра­ту­ра опре­де­ля­ет уны­ние как гре­хов­ное состо­я­ние, в кото­рое может впасть чело­век. Как опре­де­лить: я в гре­хов­ном состо­я­нии либо уже пора к док­то­ру? Обле­нил­ся или заболел?

— Уны­ние крат­ко­вре­мен­но, и при уны­нии не меня­ют­ся воле­вые и интел­лек­ту­аль­ные свой­ства лич­но­сти. Напри­мер, сего­дня вы не выспа­лись, пого­да пло­хая, день не сло­жил­ся — и ста­ло груст­но, всё в чер­ном цве­те. Но это доволь­но быст­ро про­хо­дит. А депрес­сия, во-пер­вых, дли­тель­ная, а во-вто­рых, вли­я­ет на волю, мыш­ле­ние, вни­ма­ние. Еще отли­чия: если чело­век в уны­нии, то обыч­но он руга­ет какие-то сто­ро­ны жизнь. А чело­век в депрес­сии недо­во­лен и собой, и жиз­нью как тако­вой, и не видит смыс­ла ни в чем. Он жизнь не то что руга­ет, он её не ценит. В этом боль­шая раз­ни­ца. Чело­век в уны­нии может взять себя в руки, чело­век в депрессии—нет.

— Может ли помочь в депрес­сии обра­ще­ние к цер­ков­ным таин­ствам, духов­ный совет?

— Конеч­но, как я уже гово­ри­ла, это целый ком­плекс лече­ния. Пси­хо­те­ра­пев­ты часто обра­ща­ют­ся к како­му-либо допол­ни­тель­но­му источ­ни­ку. Обще­из­вест­но, насколь­ко вера и Цер­ковь могут помочь, явля­ют­ся ресур­сом для чело­ве­ка, помо­га­ют верить, что дур­ное состо­я­ние конеч­но. Ужас депрес­сии в том, что чело­век в это не верит. Ему кажет­ся, что так пло­хо будет все­гда. И цер­ков­ные таин­ства, и под­держ­ка свя­щен­ни­ка, и сло­ва окру­жа­ю­щих — всё может помочь.

“Не всё в наших силах, но мы дей­стви­тель­но можем обра­щать вни­ма­ние на про­фи­лак­ти­ку пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья. Здо­ро­вый образ жиз­ни, сон. про­гул­ки на при­ро­де, живое, а не интер­нет-обще­ние, опти­мизм, пони­ма­ние того, что ты мно­гое можешь. Осмыс­ле­ние, раз­мыш­ле­ние — что тебе важ­но, каков смысл тво­е­го суще­ство­ва­ния. Свое­вре­мен­ное обра­ще­ние к вра­чу. Всё это может стать кир­пи­чи­ка­ми, кото­рые будут закла­ды­вать­ся в фун­да­мент наше­го «пси­хи­че­ско­го иммунитета»

Но на мой взгляд,— если при этом чело­век все-таки будет лечить­ся. И если воз­ни­ка­ет ситу­а­ция, когда чело­век не хочет идти к вра­чу, тут как раз сло­во свя­щен­ни­ка сде­ла­ет свое дело. Чело­век может послу­шать батюш­ку и пой­ти к спе­ци­а­ли­сту. Ведь на фоне депрес­сии быва­ет мно­го суи­ци­дов. И им как раз под­вер­же­ны люди, кото­рые не хотят идти к вра­чу — не верят ему или уже так глу­бо­ко погру­зи­лись в депрес­сию, что про­сто физи­че­ски не могут нику­да пойти.

— А если свя­щен­ник не рас­по­зна­ет депрес­сив­ное состо­я­ние? А наобо­рот, ска­жет; ну что ты уны­ва­ешь, у тебя всё нор­маль­но, посмот­ри, инва­ли­ды живут и раду­ют­ся. Еще и епи­ти­мью назна­чит — “раз ты всё вре­мя жалу­ешь­ся, пора­бо­тай пять дней в хосписе”.

— Не помо­жет это в депрес­сии, хоть пять дней в хос­пи­се, хоть десять. Более того, если свя­щен­ник, к кото­ро­му боль­ной чело­век при­шел за под­держ­кой, скажет:
“да ты про­сто дурью маешь­ся”, то ему ста­нет зна­чи­тель­но хуже. Вера— колос­саль­ный ресурс, а если боля­щий пой­мет, что в Цер­ковь после такой бесе­ды ему боль­ше не хочет­ся… это очень груст­но. Ведь если чело­век обра­тил­ся к свя­щен­ни­ку, зна­чит, он ищет какой-то помо­щи. И то, что он её ищет, уже очень хоро­шо. На мой взгляд, свя­щен­ник дол­жен знать опре­де­лен­ные Мар­ке­ры, кото­рые помо­гут пред­по­ло­жить, что чело­ве­ку нуж­на помощь. Я ни в коем слу­чае не хочу ска­зать, что свя­щен­ник дол­жен отли­чать болезнь от небо­лез­ни: он не спе­ци­а­лист и не может это­го сде­лать. Но на уровне духов­но­го пас­тыр­ства он может запо­до­зрить что-то нелад­ное и подо­брать те сло­ва, кото­рые поспо­соб­ству­ют похо­ду к вра­чу. Поэто­му так важ­но, что­бы свя­щен­ни­ки зна­ли и мог­ли рас­по­знать симп­то­мы депрессии.

— По вашим наблю­де­ние, веру­ю­щие реже под­вер­же­ны депрес­сии или наобо­рот? Есть ли какие-то специфические«православные депрессии»?

— Таких иссле­до­ва­ний не чита­ла и по прак­ти­ке не могу это­го ска­зать. Меха­низ­мы у пра­во­слав­ных те же, что и у непра­во­слав­ных. Ника­ких спе­ци­фи­че­ских форм я тут не вижу. Как чело­век пра­во­слав­ный разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся в вере и теря­ет смысл жиз­ни, так чело­век непра­во­слав­ный может разо­ча­ро­вать­ся в чем-то сво­ем и поте­рять смысл жиз­ни. Кто-то разо­ча­ро­вал­ся в Церк­ви, кто-то — в нау­ке. Уче­ный разо­ча­ро­вал­ся в сво­ей дея­тель­но­сти, веру­ю­щий —в сво­ей Церк­ви. Депрес­сия может слу­чить­ся с любым чело­ве­ком, любо­го воз­рас­та, любо­го соци­аль­но­го ста­ту­са. Меха­низ­мы похо­жие. И лече­ние такое же. Но для части людей вера явля­ет­ся ресур­сом, с кото­рым воз­вра­ще­ние к обыч­ной жиз­ни про­ис­хо­дит быстрее.

— Есть мне­ние, что депрес­сия ста­ла мод­ным неду­гом, при всей абсурд­но­сти этой фор­му­ли­ров­ки. Или, как гово­рит наше стар­шее поко­ле­ние: «Мы рань­ше не зна­ли, что такое депрес­сия, поэто­му у нас её и не было». Как вы это прокомментируете?

— То, что мы не зна­ли про депрес­сию, не зна­чит, что её не было. Она была. Но её при­ни­ма­ли за глу­пость, за ерун­ду, чело­век не знал, куда обра­тить­ся, он мог зали­вать её алко­го­лем, что повсе­мест­но и про­ис­хо­ди­ло. Он не мог рабо­тать, и его мог­ли даже отпра­вить в коло­нию за туне­яд­ство. И суи­ци­ды были, и наси­лие в семье, про­сто рань­ше об этом боль­ше мол­ча­ли, а сей­час вез­де гово­рят. Кро­ме того, депрес­сия ста­ла более рас­про­стра­нен­ным забо­ле­ва­ни­ем, пото­му что реа­лии жиз­ни изме­ни­лись. Мир тре­во­жен, неустой­чив. В совет­ское вре­мя всё было чет­ко, чело­век имел какие-то иде­а­лы и понят­ные цели, знал, что вот он окан­чи­ва­ет инсти­тут, идет рабо­тать и так далее. Сей­час это­го нет, чело­век более сво­бо­ден во всём — в сво­ей вере, в сво­ем выбо­ре, в сво­их стра­хах. И сам стресс, кото­ро­му под­вер­жен совре­мен­ный мир, в том чис­ле и инфор­ма­ци­он­ный стресс,— без­услов­но, спо­соб­ству­ет раз­ви­тию депрес­сии. Но в чем-то вы пра­вы: это ста­ло мод­ным «диа­гно­зом», и к депрес­сии порой отно­сят то, что ею не явля­ет­ся. Во мно­гих слу­ча­ях чело­век ста­вит себе диа­гноз сам. Он про­чи­тал в интер­не­те симп­то­мы депрес­сии. поста­вил себе диа­гноз, через зна­ко­мо­го вра­ча полу­чил таб­лет­ки и пьет их года­ми. Сей­час мно­гие обра­ща­ют­ся к нам, в общем-то, прак­ти­че­ски нахо­дясь в зави­си­мо­сти от этих таблеток.

— У вас есть опыт помо­щи при ката­стро­фах, вы были в Беслане. Ска­жи­те, что может помочь чело­ве­ку, когда он впал в состо­я­ние ана­би­о­за или, напро­тив, агрес­сии после боль­шо­го потрясения?

— Слож­но дать уни­вер­саль­ный рецепт: все люди раз­ные, всё зави­сит от кон­крет­но­го чело­ве­ка. Рабо­та с горем — это целые эта­пы в пси­хо­те­ра­пии. Но оче­вид­но, что ему нуж­на под­держ­ка, что с ним нуж­но раз­го­ва­ри­вать, дать ему воз­мож­ность рас­ска­зы­вать об этом собы­тии, о погиб­шем чело­ве­ке. И ни в коем слу­чае не остав­лять его одно­го. Дать ему про­пла­кать­ся, про­кри­чать­ся. Не надо гово­рить: «давай зай­мись чем-то дру­гим, отвле­кись». Пла­чет — и пусть пла­чет, это хоро­шо, что чело­век пла­чет. Пус­кай гово­рит, вспо­ми­на­ет. Пус­кай зани­ма­ет­ся чем-то, что-то пере­би­ра­ет, скла­ды­ва­ет. Когда было зем­ле­тря­се­ние, людям помо­га­ло раз­би­рать зава­лы. Это важ­но — чув­ство­вать свою полез­ность и быть не в оди­но­че­стве. И агрес­сия тоже адек­ват­на в этой ситу­а­ции. Сама ситу­а­ция ненор­маль­ная, а гнев или шок после тако­го потря­се­ния вполне нормальны.

Если хочешь быть здоров — закаляйся

— Может ли склон­ность к депрес­сии быть зало­же­на гене­ти­че­ски? То есть может ли чело­век быть депрес­сив­ным от при­ро­ды? И есть ли люди, кото­рым депрес­сия вооб­ще не грозит?

— Нет, чело­век не рож­да­ет­ся депрес­сив­ным. Этио­ло­гия депрес­сии неиз­вест­на. Да, может быть некая пред­рас­по­ло­жен­ность, но она может про­явить­ся, а может не про­явить­ся. Депрес­сия быва­ет и на фоне гор­мо­наль­ных пере­па­дов — после родов, в кли­мак­се, в под­рост­ко­вом воз­расте. Но может воз­ник­нуть и про­сто в тече­ние жиз­ни, по при­чине сло­жив­ших­ся обсто­я­тельств и усво­ен­ных уста­но­вок. Раз­ли­ча­ют реак­тив­ные депрес­сии — про­ис­хо­дя­щие вслед­ствие внеш­них обсто­я­тельств, вызван­ные боль­шим пси­хо­трав­ми­ру­ю­щим собы­ти­ем. Напри­мер, смер­тью близ­ко­го чело­ве­ка, тяже­лой болез­нью. Или поте­рей рабо­ты в непод­хо­дя­щее вре­мя, когда взя­та круп­ная ипо­те­ка. И есть эндо­ген­ные депрес­сии, воз­ни­ка­ю­щие без внеш­них при­чин. Конеч­но, у них могут быть более глу­бо­кие пред­по­сыл­ки, имен­но их и ста­ра­ет­ся выяс­нить спе­ци­а­лист во вре­мя лече­ния. Это может быть дет­ская пси­хо­ло­ги­че­ская трав­ма, что-то такое, чего мы даже и не пом­ним, инфор­ма­ци­он­ный стресс. Но я хочу под­черк­нуть: нель­зя ска­зать, что депрес­сия быва­ет толь­ко у людей сла­бых. Или у кото­рых не хва­та­ет веры. Это всё рав­но что ска­зать: «Грип­пом боле­ют толь­ко сла­бые. А вот у тебя не хва­ти­ло силы воли, что­бы не забо­леть гриппом».

— Если про­во­дить парал­лель с грип­пом, полу­ча­ет­ся так: чело­век при оди­на­ко­вых ввод­ных — иммун­ная систе­ма, окру­жа­ю­щая сре­да, нали­чие боля­щих рядом — может забо­леть грип­пом, а может и не забо­леть. Так же и с депрессией?

— Не столь при­ми­тив­но, но, тем не менее, да.

— Какая тогда может быть про­фи­лак­ти­ка? Под­держ­ка род­ных, улыб­ки, люби­мое дело?

— Да, но пой­ми­те: никто же не гаран­ти­ро­вал, что у нас не слу­чит­ся что-то от нас не зави­ся­щее — гор­мо­наль­ный спад, что-то еще. Не всё в наших силах, но мы дей­стви­тель­но можем обра­щать вни­ма­ние на про­фи­лак­ти­ку пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья. Здо­ро­вый образ жиз­ни, сон, про­гул­ки на при­ро­де, живое, а не интер­нет-обще­ние, опти­мизм, пони­ма­ние того, что ты мно­гое можешь. Осмыс­ле­ние, раз­мыш­ле­ние — что тебе важ­но, каков смысл тво­е­го суще­ство­ва­ния. Свое­вре­мен­ное обра­ще­ние к вра­чу. Всё это может стать кир­пи­чи­ка­ми, кото­рые будут закла­ды­вать­ся в фун­да­мент наше­го “пси­хи­че­ско­го иммунитета”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *