Православие уныние и отчаяние что делать
Как бороться с унынием
Как бороться со страстями уныния и печали и всегда пребывать в радости, рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон
Приступая к беседе, епископ Пантелеимон напомнил, что применять опыт святых отцов в борьбе со страстями нужно рассудительно и осторожно. Всегда надо иметь в виду разницу между их высоким духовным уровнем и своим собственным, «возможно, даже не нулевым, а минусовым». Иначе есть риск лишь усилить ту страсть, которую пытаешься исправить, а то и приобрести другую.
Владыка привел слова прп. Симеона Нового Богослова о том, как он шел по духовному пути за своим наставником прп. Симеоном Благоговейным. Новый Богослов поэтически говорит, что наставник омывался в источниках и ему указывал на источники живой воды. «Но я, – сокрушается святой, – вместе с водой черпал глину, мутил эти источники и вместо того, чтобы очиститься, загрязнял себя».
Уныние – одна из самых тяжелых страстей
«Тьма уныния сгущается в мире, – отметил епископ Пантелеимон. – Люди, думая развеять уныние и печать, пытаются развлечься, но лишь подвергают себя еще большей страсти уныния. Хотя бывают и люди, которые никогда не унывают».
Владыка рассказал, что святой Григорий Синаит из восьми страстей выделяет две самые жестокие и тяжелые: блуд и уныние («леность», в терминологии святого). По прп. Григорию, эти страсти связаны друг с другом. Когда они овладевают душой, то приводят ее в расслабление. Поэтому с этими страстями трудно бороться, а совсем победить невозможно даже подвижнику высокой духовной жизни, не говоря, об обычном человеке.
У души, как учит св. Григорий Синаит, есть три силы: «раздражительная» (отталкиваться от зла), «вожделевательная» (любовь) и разумная (познание Бога и мир). Дьявол их искажает. Блуд коренится в вожделевательной силе души, но разливает сладость по всем членам. Уныние относится к разумной силе души и, «держа владычествующий ум» обвивает и душу и тело, как плющ и парализует разум и волю». Эти страсти отгоняются, когда душа в молитве получает от Духа Святого радость, крепость и глубокий мир.
Есть и другая схема, в которой главными страстями являются чревоугодие и гордость. Епископ Пантелеимон говорит, что построить страсти по порядку с математической точностью невозможно. Он напомнил выражение прп. Иоанна Лествичника, который сравнивал страсти с клубком змей, в котором не разберешь, где чья голова и чей хвост.
Возвращаясь к унынию, можно сказать, что она лишает душу воли к сопротивлению злу и делает ее беззащитной перед другими страстями.
Если мы не стремимся к радости, то не сможем избавиться от грехов. В мире много тьмы, но вспомним китайскую пословицу: «Ты не запретишь птицам скорби виться над твоей головой, но ты можешь помещать им свить гнездо в твоих волосах». Поэтому у нас под волосами должны быть добрые светлые мысли, а душа должна радоваться. Ведь и первое приветствие Христа мироносицам было: «Радуйтесь!» Апостол Павел нам заповедовал «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16).
В чем разница между печалью и унынием
Епископ Пантелеимон напомнил, что Христианство от других религий отличают заповеди, которые даны для достижения блаженства. В разных религиях можно встретить моральные установки, близкие к ветхозаветным Десяти заповедям, но только Заповеди блаженства, данные нам Самим Спасителем, учат нас, как приобщиться к божественной радости. Он посоветовал почитать их толкования, данные свт. Григорием Нисским («О Блаженствах») и праведниками нашего времени – прп. Иустином Челийским (Поповичем) в «Толковании на Евангелие от Матфея» и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) в его «Опыте построения исповеди», письмах и проповедях.
Далее он привел стихотворение французского поэта XIX века Поля Верлена «Хандра» (перевод Б. Пастернака):
И в сердце растрава,
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?
О дождик желанный,
Твой шорох – предлог
Душе бесталанной
Всплакнуть под шумок.
Откуда ж кручина
И сердца вдовство?
Хандра без причины
И ни от чего.
Хандра ниоткуда,
Но та и хандра,
Когда не от худа
И не от добра.
«Такую хандру мы и называем страстью печали. Она отлична от уныния не только количественно, но и качественно. Святые отцы так же их различают. Когда мы говорим о потере радости, то это может быть связано не только с грехами, но и с естественными причинами, например, со смертью близких», – сказал епископ Пантелеимон.
Горе естественно для человека, если оно имеет меру. Бывает, что человек начинает унывать от усталости. Бывает, что причиной или следствием уныния является психическая болезнь.
«Врачи говорят, что у 40% людей в мире есть депрессия, а остальные просто не обследовались, – отметил владыка. – Очень трудно в сегодняшнем мире сохранить ясный разум и радость. Очень легко впустить в себя этих птиц печали. Точнее, злых духов печали. Очень важно найти причину безрадостности и бороться с ней подходящими средствами».
Как определить, усталость у вас или депрессия? «Я советую просто поспать. Если не прошло, то еще поспать. Если после нескольких раз не проходит, то идти к врачу, – добавил он. – При заболеваниях теряется критическое отношение к себе, и хорошо, чтобы у вас был опытный духовник, который смог бы разобраться в вашем состоянии, а потом уже и идти к врачу».
Он напомнил, что слово «печаль» восходит к слову «опека» и дальше к тому, что «печет». В минуты печали все кажется непереносимым и ужасным, но, когда это состояние проходит, то зачастую все оказывается таким же, как и было прежде. Такая печаль имеет явные признаки дьявольского обмана. В таком состоянии нельзя делать выводы, принимать решения и, в особенности, роптать на якобы оскорбивших тебя. Нужно просто перетерпеть и благодарить Бога, который «прощает всех, кроме постоянно ропщущих» (Прп. Исаак Сирин).
Прп. Никодим Святогорец говорит, что вредна и печаль о прошлом грехе, поскольку за ней прячутся гордость и самомнение. Нужно оплакать грех, встать и идти дальше.
При печали помогают молитва, чтение и общение с духовными людьми. Не случайно даже отшельники селились на расстоянии брошенного камня друг от друга, чтобы в тяжелой ситуации быть в силах поддержать друг друга.
Если мы плачем, то мы должны плакать не внутри себя, а перед Богом тем «блаженным плачем», о котором говорил свт. Игнатий Брянчанинов. Смирение должно быть не на словах и не в интонации, а в принятии скорбей.
Уныние – мировоззрение дьявола
Уныние приводит к пренебрежению христианской жизнью. Очень часто человек в унынии начинает завидовать людям, живущим далеко от Церкви и не связанным заповедями, происходит и забвение небесных благ. Уныние оборачивается расслаблением, и в одних случаях оно побеждается трудом, а в других, труд служит извинением для того, чтобы в унынии бросить молиться.
Епископ Пантелеимон отметил, что для современных людей память о смерти не связана с ожиданием Страшного Суда и встречи с Богом. Самоубийство от уныния – это неверие в вечную жизнь. Такой человек не верит во встречу с Богом и готов покончить с собой, лишь бы прекратить трудности.
Молитвы от уныния
В унынии нужно бороться с духом неблагодарности и хулы на Бога. Епископ Пантелеимон привел краткие молитвы от уныния, которыми молились древние святые отцы, и которые приводит в своих трудах русский святой прп. Нил Сорский:
Прп. Варсонофия Великого: «Господи, воззри на скорбь мою и помилуй меня! Боже, помоги мне грешному!»
Прп. Симеона Нового Богослова: «Не допусти до души моей, Владыко, выше силы моей искушения, или скорбь, или болезнь, но дай облегчение и крепость, чтобы я смог все претерпеть с благодарением!»
Свт. Григория Паламы: «Господи, просвети тьму мою!»
Владыка обратил внимание на то, что дело не в вычитывани правил, лучше краткое молитвословие, но с чувством собеседования души с Богом. Молиться можно и своими словами.
Послабления в унынии
Епископ Пантелеимон отметил, что иногда невозможно выйти из состояния уныния без смеха, но смеха доброго, без зубоскальства, грубости и, конечно же, кощунства. Он напомнил поговорку «добрый смех – не грех», которую любил повторять отец Павел (Груздев). Тонко шутил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Известный священник советского времени протоиерей Тихон Пелих даже каялся в том, что он много смеется, а потом добавил: «Ну вот слез нет, мы и смеемся».
Можно съесть что-то вкусное, чтобы выйти из уныния, как, например, преподобный Серафим Саровский советовал дивеевским сестрам съесть сухарик.
«Один старенький батюшка мне говорил, что, когда он унывал, то смотрел добрые комедии: «Полосатый рейс», «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве». Я перечитывал Пушкина. «Капитанская дочка» мне очень понравилась в таком состоянии», – рассказал владыка.
Очень хорошо учить языки, вообще учить что-то наизусть, чтобы ум отвлекался. Хорошо учить молитвы наизусть.
Помогает утомлять свое тело физическим трудом. Епископ Пантелеимон рассказал, что вышла книга «О жизни схиигумении Севастианы (Жуковой)». В ней собраны воспоминания об этой известной подвижнице, духовной дочери прп. Севастиана Карагандинского, умершей в 2015 году. Матушка Севастиана любила изречение доктора Ф. П. Гааза: «Если нужны врачи, да будут тебе таковыми три средства: веселое расположение духа, отдых и умеренная диета». Христиан должно отличать доброе расположение духа, а не мрачность. Даже, если у тебя в душе есть скорбь, надо «помазать главу елеем» и быть радостными.
Епископ Пантелеимон советует пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Ранний подъем с молитвой настраивает весь день. Вечером же ты устал и уже не можешь не отвлекаться на пустое, на новостные ленты, Instagram. «Ты не замечаешь людей рядом с собой, но читаешь, что пишут какие-то виртуальные друзья. Ты переходишь в иллюзорный мир, где царствует не Бог, – сказал владыка. – Пришел домой, помолился и лег спать».
Мера во всех этих занятиях определяется очень трудным образом, опытом. Нужно выбрать для себя царский, средний путь.
Епископ Пантелеимон рассказал о семи правилах радости, которые он вывел на основе творений Аввы Дорофея и других святых отцов:
Правило радости 1. Укорять себя
По авве Дорофею, «главная причина смущения то, что мы не укоряем сами себя». Без укорения себя человек никогда не перестанет обижаться сам и оскорблять других, теряя спокойствие.
А как быть, если тебя укоряют несправедливо? Если кто-то испытает себя, то он найдет, что для обиды всегда подал какой-то повод, словом, делом или даже видом. Возможно, обида была нанесена раньше или даже он обидел другого человека и должен был за это пострадать, но не был наказан. Владыка сказал, что знает много случаев, когда люди страдали вроде бы не за что, но начинали разбираться в своей совести и вспоминали свои тяжелые грехи, за которые в прошлом не понесли ответственности.
Иллюзия считать, что вы были спокойны, а кто-то со стороны вас возмутил. «Ну что же я была такая спокойная, причастилась Святых Христовых Таин, а ты меня выводишь из себя!» Авва Дорофей называет это мнение «смешным» и «дьявольским обольщением». Ссора только показала ту страсть, которая была в человеке, а значит, дает шанс увидеть ее и покаяться в ней. Это как разломить хлеб, у которого внутри гнилость. Авва Зосима Палестинский, известный по житию прп. Марии Египетской, предлагает считать оскорбителя врачом. Если ты оскорбляешься, то ты как бы говоришь Богу: «Не хочу, принимать Твое лекарство, а хочу сгнить от своих ран».
Иногда мы скорбим о том, чего у нас нет: жениха, здоровья, квартиры. Мы должны сказать себе: «Христос знает больше меня, должен я получить желаемое, или нет. Пусть Христос будет мне вместо этой вещи или этой пищи». Он может быть нашим Другом и Женихом наших душ. Может быть пространством, и нам не будет тесно в одной комнате с пятью детьми и родителями.
Дьявольское дело, прочитав Евангелие, начинать им мерить всех, кроме самого себя. К авве Дорофею пришли два брата, старший и младший. Старший жаловался, что второй не слушает его. Младший говорил, что послушал бы, если бы тот говорил ему с любовью, а не приказывал. Каждый из них возлагал вину на ближнего и не укорял самого себя. «Вот почему мы не получаем никакой пользы, но все время мучаем сами себя», – писал преподобный отец.
Правило радости 2. Путь к радости лежит через скорби
«Если мы хотим научиться радоваться, то мы должны научиться понимать смысл скорбей и страданий, – продолжил епископ Пантелеимон. – Лекарство бывает горьким, но несет исцеление. Нужно научиться терпеть боль, сокращать свои материальные потребности». Радость должна быть испытана скорбью, более того, скорби выжигают мнимую радость и удаляют от человека соблазны. Если нет своих скорбей, то можно и нужно сострадать другим.
Правила радости 3-5. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной
Три правила о качествах радости. Радость должна быть общей, целомудренной и вечной. Общая означает, что нельзя радоваться самому за счет других. Целомудренная радость не должна быть сластолюбивой и греховной.
Также скорби делают радость тихой, помогают избежать эйфории. Христианская радость не шумная и не безумная. Стремиться нужно не к острым ощущениям, не к радости как наркотику, а к постоянному ровному радостному состоянию.
Правило радости 6. Радость умножается делением
«Делиться радостью не значит эгоистично, не обращая внимания на других, в эйфории изливать бурный поток восторгов, думая убедить печальных и скорбящих, что все хорошо и лучше не бывает. Делиться радостью – это снисходить в глубину несчастья других людей, принимать их боль в свое сердце и тактично и нежно помогать им выпутаться выпутаться из сетей уныния», – продолжил владыка Пантелеимон.
Он пригласил всех желающих научиться умножать радость, разделяя ее с нуждающимися, к участию в добровольческих церковных проектах.
Правило 7: В основе радости благодарность Богу
Под благодарностью епископ Пантелеимон имеет в виду и благодарность Богу за Его благодеяния, и Евхаристию (от греч. «благодарение»).
Нужно учиться радоваться в Светлую Седмицу. Обычно человек постится весь Великий Пост, на Пасху разговелся, расслабился и снова стал унывать. Между тем, хотя можно есть мясо и даже после этого причащаться, расслабляться не стоит. Каждый день нужно стараться быть в храме. Пасхальный час вместо утренних и вечерних молитв – это очень мало. Нужно дополнить правило чтением Евангелия, например, Евангелия от Иоанна, чье чтение начинается в храме с дня Светлого Христова Воскресения. Нужно заранее спланировать, как вы проживете Светлую Седмицу, постараться выучить наизусть Пасхальный канон. Нужно попытаться наполнить душу пасхальной радостью, даже насильно. Иначе получается, что мы постились без цели. Пост завершился, и мы живем, как и прежде. Даже один раз проведя Светлую седмицу так, со вниманием, можно почувствовать изменения в себе. Душа так учится радости духовной.
«Церковь не может быть идеальной, и спасение не в Ней самой по себе, а в Том, Кто в Ней внутри, в Воскресшем Живом Спасителе, – продолжил епископ Пантелеимон. – Нужно радоваться всему тому, что соединяет с этой радостью, распознавать через эту подлинную радость, чем она отличается от мнимой радости. Главная радость – это Литургия. Основа радости – соединение со Христом. Без нее никакие психологические приемы, повысить самооценку не помогут. Мы не можем сами себя за волосы вытянуть из болота. Это может сделать только Бог. Господь не дает нам радость, потому что мы не берем от него. Наша радость должна быть соединена с благодарностью Богу, памятью о благодеяниях Божиих. Такая радость может быть критерием – подлинная радость только то, что совместимо с Евхаристией», – подчеркнул епископ Пантелеимон.
В завершение беседы он сказал, что пытающийся победить страсти без труда и борьбы, а слушая лекции и читая книги, похож на человека, который, как говорил прп. Григорий Синаит, познает тень вместо истины. «Насколько эта тень станет истиной, зависит от того, как мы сами будем жить», – подытожил владыка Пантелеимон.
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Депрессия или уныние: с одним к врачу, с другим в храм
«Ну что ты ноешь, у тебя всё нормально, все здоровы, как не стыдно!», «Совсем обленился, не работаешь, лежишь на диване целыми днями!» Кто из нас не слышал подобные реплики в свой адрес или в адрес кого-то другого? Иногда они и вправду могут встряхнуть, но в других случаях полностью противопоказаны. О том, как отличить клиническую депрессию от обычного уныния, мы беседуем с Маргаритой Изотовой, старшим преподавателем кафедры логопатологии Педиатрического университета, экспертом ООН по кризисным ситуациям.
Маргарита Изотова окончила институт специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга. Сейчас является старшим преподавателем кафедры логопатологии педиатрического университета. Тренер организации “родительский мост”, консультант по работе с несовершеннолетними, оказавшимися в кризисной ситуации. Участник проекта по оказанию психологической помощи детям и взрослым, пострадавшим в результате террористических актов, локальных военных конфликтов. Эксперт ООН по кризисным ситуациям.
Обленился или заболел?
— Самый частый вопрос, который возникает в повседневной жизни: как отличить депрессию от нытья и дурного настроения?
— Депрессия имеет целый комплекс симптомов, он и указывает терапевту, что это именно депрессия, а не что-то иное. Неспециалисту определить это очень трудно. Обычно “простое нытье” кратковременно, а депрессия — это долговременное состояние. Первые проявления депрессии мало чем отличаются от грусти, уныния. Насторожить должна продолжительность пребывания в плохом настроении, вегетативные нарушения и астеническое расстройство. В таком состоянии человека беспокоит апатия, хандра, нервозность, иногда ощущение тревоги и страхи. Обычно прослеживается такая триада: подавленное настроение; общая заторможенность, вязкость мысли: отсутствие удовольствия, точнее, практически полная невозможность его получить. Плюс могут быть чисто соматические симптомы — повышение или понижение артериального давления, головные боли, резкие изменения веса в ту или иную сторону. Кроме того, надо понимать, что у депрессии в любом случае биохимическая природа. В головном мозге человека, страдающего депрессией, нарушен обмен нейромедиаторов — серотонина, норадреналина, дофамина. Дефицит серотонина провоцирует тревожную депрессию: помимо подавленного настроения человек постоянно ощущает тревогу, беспокойство по пустякам. Дефицит дофамина приводит к потере удовольствия: становится всё равно, что есть, не хочется гулять и встречаться с друзьями. Недостаток норадреналина — это отсутствие нужной реакции, концентрации, фокусировки, упадок сил, утомляемость, апатия. То есть это не то, что человек встал не с той ноги, у него уныние, он пессимист, для него всё плохо. Депрессия, без преувеличения, одно из самых тяжелых состояний. И это состояние не зависит от самого человека — его нужно лечить с привлечением докторов.
— А еще до докторов? Допустим, ситуация дома: родственник не работает, не учится, лежит целыми днями и ничего не делает. Как разобраться, он просто обленился или ему нужно к психотерапевту?
— Обычно это заметно в сравнении. Родные же видят, насколько их близкий раньше был активен, улыбался, общался. Если он просто ленится — скорее всего, у него остались активные интересы, друзья, общение, даже если он не хочет работать или выходить из своей комнаты. А при депрессии мы видим неспособность радоваться жизни, угнетающее настроение, беспричинную тревогу и страх, апатию, бессонницу. Чувство никчемности, потерю надежды на будущее и мысли о смерти. Все это отличается от лени. Лень — некоторая форма сопротивления. При этом причины возникновения лени тоже очень разнообразны. Но настроение у ленивого человека может быть превосходным. Несведущему человеку легко спутать депрессию и лень. Внешние симптомы могут быть одинаковыми. Человек, страдающий депрессией, может, как Обломов, лежать в постели, переключая каналы и не вникая в содержание передач, сидеть у компьютера. Но если он не взаимодействует вообще ни с кем, не выходит в социальную жизнь, у него постоянно сниженный фон настроения, лучше обратиться к специалисту. Хотя депрессии бывают разными, бывает, что внешне у человека вроде бы всё хорошо. Отличить это может, повторюсь, только врач.
— Но этот условный родственник может не захотеть никуда идти, ни к какому врачу. Сидеть просто за компьютером целыми днями, и всё.
— Человек, который доволен собой, доволен жизнью, не будет сидеть за компьютером круглыми сутками. И то, что он так сидит, — уже проблема. Причем это может быть и не депрессия, а компьютерная зависимость. В состоянии депрессии человек ощущает себя бесконечно одиноким, даже если в действительности он окружен заботой и вниманием близких. Мысль, что никто не может понять и помочь, заставляет утопать в собственном бессилии. Родственникам важно понять такое состояние, а не стимулировать человека советами типа «возьми себя в руки», «у тебя всё хорошо», «у других еще хуже», «не занимайся дурью», «нужно думать о хорошем». Надо показать близкому человеку, что вы понимаете его и сочувствуете, и только потом предложить идти к врачу. Подчеркните, что он обязательно будет чувствовать себя после лечения лучше. Подбадривайте его, но тонко и ненастойчиво. Дайте понять, что он для вас важен. Сходите к врачу вместе.
— Как же лечить депрессию?
— Лечение депрессии комплексное. Оно состоит из приема определенных препаратов, которые ни в коем случае нельзя выписывать самому себе. Да, от человека многое зависит, и на начальных этапах он еще может «выскочить» из этого состояния, но чем дальше, тем больше им овладевает упадок сил и безразличие, и справиться ему, конечно, очень тяжело. Помимо медикаментозного лечения есть и психотерапевтическое: психолог посредством определенных методик помогает справиться с этим состоянием, настроиться по-другому. Для верующего человека очень важно в такой ситуации получить поддержку священника, который понимает, что такое депрессия, знает её природу. Если в данной ситуации сказать, что это ерунда и «сам виноват», это человека в депрессии не только не поддержит, но и может ухудшить его состояние.
Уныние — грех, а депрессия?
— Святоотеческая литература определяет уныние как греховное состояние, в которое может впасть человек. Как определить: я в греховном состоянии либо уже пора к доктору? Обленился или заболел?
— Уныние кратковременно, и при унынии не меняются волевые и интеллектуальные свойства личности. Например, сегодня вы не выспались, погода плохая, день не сложился — и стало грустно, всё в черном цвете. Но это довольно быстро проходит. А депрессия, во-первых, длительная, а во-вторых, влияет на волю, мышление, внимание. Еще отличия: если человек в унынии, то обычно он ругает какие-то стороны жизнь. А человек в депрессии недоволен и собой, и жизнью как таковой, и не видит смысла ни в чем. Он жизнь не то что ругает, он её не ценит. В этом большая разница. Человек в унынии может взять себя в руки, человек в депрессии—нет.
— Может ли помочь в депрессии обращение к церковным таинствам, духовный совет?
— Конечно, как я уже говорила, это целый комплекс лечения. Психотерапевты часто обращаются к какому-либо дополнительному источнику. Общеизвестно, насколько вера и Церковь могут помочь, являются ресурсом для человека, помогают верить, что дурное состояние конечно. Ужас депрессии в том, что человек в это не верит. Ему кажется, что так плохо будет всегда. И церковные таинства, и поддержка священника, и слова окружающих — всё может помочь.
“Не всё в наших силах, но мы действительно можем обращать внимание на профилактику психического здоровья. Здоровый образ жизни, сон. прогулки на природе, живое, а не интернет-общение, оптимизм, понимание того, что ты многое можешь. Осмысление, размышление — что тебе важно, каков смысл твоего существования. Своевременное обращение к врачу. Всё это может стать кирпичиками, которые будут закладываться в фундамент нашего «психического иммунитета»
Но на мой взгляд,— если при этом человек все-таки будет лечиться. И если возникает ситуация, когда человек не хочет идти к врачу, тут как раз слово священника сделает свое дело. Человек может послушать батюшку и пойти к специалисту. Ведь на фоне депрессии бывает много суицидов. И им как раз подвержены люди, которые не хотят идти к врачу — не верят ему или уже так глубоко погрузились в депрессию, что просто физически не могут никуда пойти.
— А если священник не распознает депрессивное состояние? А наоборот, скажет; ну что ты унываешь, у тебя всё нормально, посмотри, инвалиды живут и радуются. Еще и епитимью назначит — “раз ты всё время жалуешься, поработай пять дней в хосписе”.
— Не поможет это в депрессии, хоть пять дней в хосписе, хоть десять. Более того, если священник, к которому больной человек пришел за поддержкой, скажет:
“да ты просто дурью маешься”, то ему станет значительно хуже. Вера— колоссальный ресурс, а если болящий поймет, что в Церковь после такой беседы ему больше не хочется… это очень грустно. Ведь если человек обратился к священнику, значит, он ищет какой-то помощи. И то, что он её ищет, уже очень хорошо. На мой взгляд, священник должен знать определенные Маркеры, которые помогут предположить, что человеку нужна помощь. Я ни в коем случае не хочу сказать, что священник должен отличать болезнь от неболезни: он не специалист и не может этого сделать. Но на уровне духовного пастырства он может заподозрить что-то неладное и подобрать те слова, которые поспособствуют походу к врачу. Поэтому так важно, чтобы священники знали и могли распознать симптомы депрессии.
— По вашим наблюдение, верующие реже подвержены депрессии или наоборот? Есть ли какие-то специфические«православные депрессии»?
— Таких исследований не читала и по практике не могу этого сказать. Механизмы у православных те же, что и у неправославных. Никаких специфических форм я тут не вижу. Как человек православный разочаровывается в вере и теряет смысл жизни, так человек неправославный может разочароваться в чем-то своем и потерять смысл жизни. Кто-то разочаровался в Церкви, кто-то — в науке. Ученый разочаровался в своей деятельности, верующий —в своей Церкви. Депрессия может случиться с любым человеком, любого возраста, любого социального статуса. Механизмы похожие. И лечение такое же. Но для части людей вера является ресурсом, с которым возвращение к обычной жизни происходит быстрее.
— Есть мнение, что депрессия стала модным недугом, при всей абсурдности этой формулировки. Или, как говорит наше старшее поколение: «Мы раньше не знали, что такое депрессия, поэтому у нас её и не было». Как вы это прокомментируете?
— То, что мы не знали про депрессию, не значит, что её не было. Она была. Но её принимали за глупость, за ерунду, человек не знал, куда обратиться, он мог заливать её алкоголем, что повсеместно и происходило. Он не мог работать, и его могли даже отправить в колонию за тунеядство. И суициды были, и насилие в семье, просто раньше об этом больше молчали, а сейчас везде говорят. Кроме того, депрессия стала более распространенным заболеванием, потому что реалии жизни изменились. Мир тревожен, неустойчив. В советское время всё было четко, человек имел какие-то идеалы и понятные цели, знал, что вот он оканчивает институт, идет работать и так далее. Сейчас этого нет, человек более свободен во всём — в своей вере, в своем выборе, в своих страхах. И сам стресс, которому подвержен современный мир, в том числе и информационный стресс,— безусловно, способствует развитию депрессии. Но в чем-то вы правы: это стало модным «диагнозом», и к депрессии порой относят то, что ею не является. Во многих случаях человек ставит себе диагноз сам. Он прочитал в интернете симптомы депрессии. поставил себе диагноз, через знакомого врача получил таблетки и пьет их годами. Сейчас многие обращаются к нам, в общем-то, практически находясь в зависимости от этих таблеток.
— У вас есть опыт помощи при катастрофах, вы были в Беслане. Скажите, что может помочь человеку, когда он впал в состояние анабиоза или, напротив, агрессии после большого потрясения?
— Сложно дать универсальный рецепт: все люди разные, всё зависит от конкретного человека. Работа с горем — это целые этапы в психотерапии. Но очевидно, что ему нужна поддержка, что с ним нужно разговаривать, дать ему возможность рассказывать об этом событии, о погибшем человеке. И ни в коем случае не оставлять его одного. Дать ему проплакаться, прокричаться. Не надо говорить: «давай займись чем-то другим, отвлекись». Плачет — и пусть плачет, это хорошо, что человек плачет. Пускай говорит, вспоминает. Пускай занимается чем-то, что-то перебирает, складывает. Когда было землетрясение, людям помогало разбирать завалы. Это важно — чувствовать свою полезность и быть не в одиночестве. И агрессия тоже адекватна в этой ситуации. Сама ситуация ненормальная, а гнев или шок после такого потрясения вполне нормальны.
Если хочешь быть здоров — закаляйся
— Может ли склонность к депрессии быть заложена генетически? То есть может ли человек быть депрессивным от природы? И есть ли люди, которым депрессия вообще не грозит?
— Нет, человек не рождается депрессивным. Этиология депрессии неизвестна. Да, может быть некая предрасположенность, но она может проявиться, а может не проявиться. Депрессия бывает и на фоне гормональных перепадов — после родов, в климаксе, в подростковом возрасте. Но может возникнуть и просто в течение жизни, по причине сложившихся обстоятельств и усвоенных установок. Различают реактивные депрессии — происходящие вследствие внешних обстоятельств, вызванные большим психотравмирующим событием. Например, смертью близкого человека, тяжелой болезнью. Или потерей работы в неподходящее время, когда взята крупная ипотека. И есть эндогенные депрессии, возникающие без внешних причин. Конечно, у них могут быть более глубокие предпосылки, именно их и старается выяснить специалист во время лечения. Это может быть детская психологическая травма, что-то такое, чего мы даже и не помним, информационный стресс. Но я хочу подчеркнуть: нельзя сказать, что депрессия бывает только у людей слабых. Или у которых не хватает веры. Это всё равно что сказать: «Гриппом болеют только слабые. А вот у тебя не хватило силы воли, чтобы не заболеть гриппом».
— Если проводить параллель с гриппом, получается так: человек при одинаковых вводных — иммунная система, окружающая среда, наличие болящих рядом — может заболеть гриппом, а может и не заболеть. Так же и с депрессией?
— Не столь примитивно, но, тем не менее, да.
— Какая тогда может быть профилактика? Поддержка родных, улыбки, любимое дело?
— Да, но поймите: никто же не гарантировал, что у нас не случится что-то от нас не зависящее — гормональный спад, что-то еще. Не всё в наших силах, но мы действительно можем обращать внимание на профилактику психического здоровья. Здоровый образ жизни, сон, прогулки на природе, живое, а не интернет-общение, оптимизм, понимание того, что ты многое можешь. Осмысление, размышление — что тебе важно, каков смысл твоего существования. Своевременное обращение к врачу. Всё это может стать кирпичиками, которые будут закладываться в фундамент нашего “психического иммунитета”.