Православие предмет в школе что это

Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе

Православие предмет в школе что это Наталья Толмачева
Орксэ. Основы православной культуры в общеобразовательной школе

В нашем современном противоречивом сложном мире сложно воспитывать детей в период замены нравственных ценностей.Причин тому достаточно много: отказ от прошлого привёл к распаду связи времён, дети плохо знают историю нашей Родины, кризисные явления в обществе и семье, как основной его ячейке. Средства массовой информации ведут разрушительную для личности пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности, угрожают психологическому здоровью молодого поколения. Поэтому проблема воспитания духовно и нравственно здоровой личности сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Нравственные качества нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить духовность. Поэтому в школе необходим предмет «Основы православной культуры».

Основной целью данного предмета является повышение эффективности воспитательного процесса – нравственного становления личности ребенка на основе традиций православной культуры.

Для достижения данной цели,учитель решает следующие задачи:

— пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа, в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;

— формирование у школьников потребности в приобретении общечеловеческих ценностей, через раскрытие сущности ветхозаветных и христианских «заповедей блаженства» в качестве сердцевины общечеловеческой нравственности;

— знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию родного края, России.

Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств.

На уроках могут быть использованы следующие средства:

1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов, предусмотренных учителем или предложенных учениками;

2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;

3) нравственный диалог;

4) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием;

5) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания.

Обучение должно быть организовано так, чтобы у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам него самого.Затем эта потребность позволит учителю совместно с ребенком поставить вопрос: для чего и как создавалась православная культура? Опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства создания православной культуры, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

Именно уроки православной культуры призваны научить детей отличать категории «добра» и «зла», научить поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с ними, и попросту воспитать качества, необходимые для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Решая задачи духовно-нравственного воспитания, педагог помогает учащимся развить в себе потребность в постоянном личном усилии по изменению себя, способствует формированию таких нравственных качеств, как милосердие, доброта, послушание, любовь к ближнему и др.

Положительным результатом работы по формированию нравственных качеств личности младших школьников является тот факт, что дети становятся спокойнее, дружнее, терпимее друг к другу и к окружающим, требовательнее к себе. Эти качества помогут им многого добиться в жизни.

От учителя требуется тщательная подготовка к каждому уроку, большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Велика роль учителя и в подборе домашнего задания. Так как курс ОРКСЭ является без оценочным, у детей несколько снижается мотивация к обучению. Учитель должен тщательно подходить к отбору видов работы, которые предстоит выполнить ребенку дома. Учителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Без поддержки со стороны семьи изучение такого предмета будет неполноценным и односторонним. Воспитание ребенка в школе и воспитание в семье – неразрывный процесс. Многие виды деятельности подразумевают обращение ребенка за информацией к членам своей семьи, особенно при подготовке творческих итоговых работ. Домашние задания должны быть разнообразными, интересными, доступными, четкими, и, конечно, носить творческий характер.

Я считаю, что изучение «Основ православной культуры» должно иметь продолжение и в средней школе. Это будет способствовать непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников.

Главное условие преподавания данного предмета — личность

преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом. Преподаватель должен быть высоконравственным человеком.

К моему большому сожалению данный предмет оказался противоречивым со стороны родителей. Примерно половина родителей отказывается от изучения данного предмета. Родители считают, что для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях; изучение этого предмета приведет к религиозному культу; религия – личное дело каждого и дети сами разберутся со временем, а на уроках их подталкивают к тому, чтобы сделать «правильный выбор».

Я, как мать, считаю, что в наше такое жестокое время изучение «Основ православной культуры» просто необходимо. Возраст 10 – 15 лет наиболее подвержен давлению времени, одноклассников, окружения. Именно в этом возрасте детская психика особенно не стабильна, дети становятся психически неуравновешенными. Поэтому у нас так часто случаются суициды в этом возрасте. Отсутствие контроля со стороны родителей приводит к принуждению детей посещать сайты с суицидной направленностью. Родители сами не понимают, что они сами виноваты в этом. Родителям просто необходимо как можно больше разговаривать со своими детьми, быть с ними друзьями.

Я думаю, что, если бы в наших школах именно в этот период взросления детей велся этот предмет, у нас в стране была бы совершенно другая картина. Дети бы четко понимали, как надо правильно жить. Ребенок, в котором с детства будут заложены основы веры достойно проживет свою жизнь в любые времена, какими бы тяжелыми они не были. Задача родителей воспитать ребенка в вере и благочестии. Закладывая духовно – нравственные основы жизни, мы даем ребенку шанс достойно прожить свою жизнь, какой бы трудной она не была.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. Поэтому в школе необходимо изучение предмета «Основы православной культуры».

Православие предмет в школе что этоИспользование проектной деятельности в знакомстве с традициями православной культуры ля достижения качества образования воспитанников в знакомстве с традициями православной культуры я отдаю предпочтение проектному методу.

Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры «Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры». Ст. воспитатель МБДОУ д/с №32 Жукова Н. Г. Самая большая опасность,.

Формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста на основе православной культуры Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием.

Итоговый тест по Орксэ (модуль «Основы мировых религиозных культур»), 4 класс Итоговый тест по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») 1. Выбери правильный ответ. Что такое «веды» а) книги, рассказывающие.

Православие предмет в школе что этоКонспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.

Конспект занятия по «Основам православной культуры» Тема: Наши помощники : руки и и ноги. Тип занятия: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма занятия: занятие – исследование.

Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Конспет урока Орксэ «Праздники и календари» «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Дата 16 марта 2018 года Класс 4 Тема «Праздники и календари (православие, иудаизм)» Оборудование.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Театрализованное представление по основам православной культуры «Пасхальная история» Цель: Приобщение детей к основам православной культуры, обобщение и закрепление знаний дошкольников о празднике Пасха. Задачи: Прививать.

Конспект урока по основам православной культуры «Пасха» Технологическая карта Ф. И. О. Ерик Алла Александровна Должность Учитель начальных классов Модуль Основы православной культуры УМК А. В. Кураев.

Источник

О курсе «Основы православной культуры». Заметки школьницы

О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?

Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:

– несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);

– немного больше православных верующих невоцерковленных детей;

– основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.

О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК

Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.

Может быть, факультатив…

Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.

Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.

Резерв времени для обязательного курса ОПК

Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?

Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.

Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.

Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».

Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…

История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.

И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).

Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.

В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».

Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.

Если все-таки факультатив…

Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:

– действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;

– как быть, когда изъедает зависть и жадность;

– почему в православных храмах часами стоят;

– что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;

– зачем надо поститься;

– какая разница между браком венчанным и невенчанным…

Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.

Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».

Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.

А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…».

Православие предмет в школе что это

скрыть способы оплаты

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Православие предмет в школе что это

Источник

Сила инерции. Основы православной культуры и российская система образования

Православие предмет в школе что это

Все как-то привыкли считать, что раз в России в 2000-е появилась твердая власть, то все решения, принимаемые из Федерального центра, неукоснительно претворяются в жизнь на местах. К счастью для нашей страны, это чаще всего так и есть. В этом и состоит «вертикаль власти», гарантирующая суверенитет и целостность государства.

Эксперимент по введению комплексного предмета Основы религиозных культур и светской этики, проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве образования и науки был издан приказ утвердить изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план, связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким образом, создала всю необходимую базу для реализации поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь реализация общего и среднего образования ведется субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?

Здесь как будто тоже все в порядке. В регионах знают свое дело. Характерен пример Новосибирска, третьего по численности города России: Министерство образования и науки Новосибирской области рассылает письмо отделам образования, в котором указывается на необходимость до 15 апреля провести в школах области родительские собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей, в том числе и Основы православной культуры.

Автор этих строк сам принял участие в этом процессе, как один из представителей Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто тормозится.

В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса Основы православной культуры, школа теряет статус светской и становится религиозной. И эта информация смущает посетителей независимого форума городских школ. В некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей к введению ОПК. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы, работать с расписанием, посылать учителей на переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия и станут сознательно верующими, придя в храм.

Поэтому и можно услышать в отчетах на местах фразу: «Наша школа выбрала светскую этику». Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее руководство) выбрала один из модулей! А ведь «светская этика» учит детей тому, что добро и зло относительны: это выбор самого индивида. «Относительное добро» же бессильно против зла, которым поражено наше общество. Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и пособие собственной разработки (имеющее соответствующий «гриф») — в дополнение к основному учебнику. Всемерно помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не бояться и начинать преподавать и дать родителям право реального выбора этого модуля.

А как загорелись глаза некоторых родителей, когда я рассказал им о тех нравственных ценностях, которые несет детям Православие: благодарности, дружбе, ответственности, честности, трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от учителей простые слова о добродетелях. Без них школа давно превратилась в «супермаркет знаний», который скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем заботливого семьянина и патриота своей Родины.

Безусловно, во многих школах подошли к выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На родительские собрания приглашают священнослужителей для того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как предмета, учителям дают возможность повысить квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь когда выбор родителями делается свободно, он гораздо выше «допустимых» для секулярного лобби 20%. Это значит, что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать акцент в ОРКиСЭ со «светской этики» на основы культур традиционных для России религий. И в этом движении основная составляющая должна быть на пробуждении активности православных родителей. Ведь именно за ними выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от «строителей коммунизма».

Православные родители должны знать, что школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ православной культуры, даже если в классе этот модуль выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без своевременной помощи православных родителей усилия епархиальных структур Русской Православной Церкви могут оказаться малоэффективными.

Источник

Почему в школах непопулярны основы православия

Даже спустя несколько лет после введения «Основ православной культуры» накал споров вокруг присутствия религии (в любом виде) в школах не спадает. Новости вроде «Школьники Урала отказываются от уроков православия» мгновенно раскалывают общество на тех, кто говорит о духовной драме, и тех — кто о победе здравого смысла. Кирилл Михайлов подвёл первые итоги преподавания околорелигиозных дисциплин в школе.

Маше 11 лет, она учится в 5 классе в одной известной и заслуженной московской школе. В прошлом году она ходила на уроки по основам мировых религий: «Нам про это рассказывал учитель истории, было интересно, но я ничего не запомнила, как будто это было пять лет назад». Маша рассказывает, что примерно треть класса выбрала «уроки про христианство», но между собой дети особенно об этом не говорили: «Просто родители выбрали, кто куда будет ходить. Я вообще была на даче, когда мама решала, куда меня записать».

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введен как обязательный во всех школах страны 1 сентября 2012 года. Родители учеников 4 класса должны выбрать один из шести модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы иудаизма», «Основы ислама» или «Основы буддизма».

Покойный патриарх Алексий II еще в 1999 году предлагал ввести в школьный курс предмет «Основы православного вероучения», а если «встретятся трудности», назвать предмет «Основы православной культуры» — «это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе». Возражения, конечно же, последовали, дискуссия велась параллельно с введением предмета как экспериментального в нескольких регионах страны. В 2007 году дискуссия достигла своего пика — десять академиков написали открытое письмо президенту Путину, в котором говорилось, что в обход Конституции в школу пытаются ввести «Закон Божий». Как уже было сказано выше, в итоге новый предмет был введен в шести модулях, которые должны предоставить родителям полную свободу выбора.

Мы пойдем другим путем

И вот тут начинается самое интересное: в текущем году, по данным анкетирования родителей на специализированном сайте, ОПК изучают 38% четвероклассников, на светскую этику приходится 40%, 19% выбрали мировые религии. В прошлом учебном году картина была похожей — курс ОПК для своих детей выбрали 33% родителей, большинство предпочли светскую этику (45%) и мировые религии (18%). То есть даже если согласиться с крайней точкой зрения, что Церковь под видом ОПК пришла в школу с «Законом Божьим», то родители, что называется, проголосовали ногами.

Православие предмет в школе что это

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович считает, что родители просто выбирают более нейтральные предметы, хотя и не факт, что делают это осознанно: «Мне трудно себе представить, что все родители понимают, что такое „светская этика“, я уже не говорю про детей 4 класса». А протодьякон Андрей Кураев, по учебнику которого ОПК проходят в школе, призывает не торопиться с выводами.

протодьякон Русской Православной Церкви

Это может быть реакция родителей на педагога, на священника-агитатора, который появился на родительском собрании. Это может быть элементарная осторожность — зачем давать ребенку непонятный курс.

Для полноты картины можно добавить, что по данным социологического опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2014 году, 72% этнических русских называют себя православными.

Проблема не в учебнике

За три с половиной года преподавания ОРКСЭ в школах сложилась практика, что эту нагрузку берут на себя гуманитарии — учителя истории, литературы или учителя начальных классов. Протодьякон Андрей Кураев считает, что ОПК из культурологического предмета превратился в пропагандистский, и виноваты в этом не только учителя — в Патриархии до сих пор пылится написанное им неизданное методическое пособие к курсу ОПК для школ. В этом тексте перечислены основные ошибки, которых надо избегать на уроках: речь учителя должна быть инклюзивная, а не эксклюзивная, то есть педагоги имеют право говорить «мы» только в трех случаях: «мы» — люди, «мы» — граждане России и «мы» — преподаватели и дети нашей школы. А вот конфессиональных «мы» быть не должно. Если на уроке ОПК оказался ребенок другой конфессии, он не должен испытывать психологического побуждения «мы все как один». Второе: никакой критики религиозных взглядов других конфессий — «пой о своем, не ругай другое». И третье: никаких императивов, кроме обучающих и нравственных, то есть «ребята, давайте подумаем» и «ребята, спешите делать добро».

С тем, что предмет получился пропагандистским, полностью согласен учитель географии московского Лицея «Вторая школа» Леонид Перлов, еще десять лет назад он был среди наиболее активных противников ОПК.

учитель географии московского Лицея «Вторая школа»

Для религиозного образования ребенка достаточно воскресных школ или их аналогов в других конфессиях.

«К сожалению, патриархия не делает ничего, чтобы объяснить педагогам культурологический характер этого курса, — настаивает протодьякон. — Напротив, говорится, что это должно быть что-то духоподъемное, а под духовностью имеется в виду опыт молитвы».

Не вызывает доверия квалификация людей, прошедших краткосрочные курсы по ОРКСЭ, и у Евгения Бунимовича, правда, скорее с профессиональной, а не с мировоззренческой точки зрения: «Другое дело — если человек преподает математику, во-первых, он сам в школе это проходил, а во-вторых, его довольно долго учили этому в институте».

Одна из главных проблем, о которой очень громко спорили, когда ОРКСЭ еще не был введен в школы в обязательном порядке, — появление нескольких модулей по разным конфессиям приведет к искусственному разделению в классах.

уполномоченный по правам ребенка в Москве

Меня беспокоило то, что классы будут делиться. Например, в первом классе уже через несколько месяцев возникает вражда между «ашниками» и «бэшниками», хотя за этим ничего не стоит. А здесь довольно рискованная история — разделение по религиозным взглядам.

Но за все время с 1 сентября 2012 года в столице от родителей обращений с жалобами на такие проблемы не было. Появился, правда, другой опыт разделения — финансовый. Школа оплачивает только один модуль, а если родители в одном классе выбрали два или больше, то директору приходится выкручиваться. Потому что при подушевом принципе финансирования учителю, скажем так, не очень интересно работать за совсем небольшие деньги. Выходит, что меньшинство не всегда получает от государства образовательную услугу приемлемого качества.

Радикальный выход из ситуации предлагает протодьякон Андрей Кураев: «Религиозные областные центры разных конфессий могут взять на себя финансирование уроков в тех классах, где большинство избрали другой вариант. Например, большинство в школе выбрали основы светской этики, но есть еще группа, которая выбрала ОПК. Вот за этот урок по государственным расценкам пусть доплачивает епархия». Автор учебника по ОПК уверен, что для епархий это посильные расходы.

Расширить и углубить

17 ноября прошлого года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, который отвечает в Церкви за образование и катехизацию, предложил расширить опыт преподавания ОРКСЭ на 5-9 классы. Речь об этом зашла на заседании рабочей группы Минобрнауки. Министр Дмитрий Ливанов уклончиво ответил, что, мол, школы и регионы должны формировать свои программы с учетом своих особенностей, не отказал, но и не пообещал ничего определенного.

К этой идее «профильного» митрополита более чем сдержанно относятся и детский омбудсмен Москвы, и, как ни покажется кому-то странным, автор учебника по ОПК. По словам Евегния Бунимовича, к нему постоянно приходят самые разные люди с идеями чего бы еще добавить в школьный курс: налоговики хотят научить старшеклассников платить налоги, есть предложения по экономике и по патриотизму.

«Как было сказано в известном советском фильме, „Граждане, катафалк не резиновый!“ — смеется Бунимович. — Было бы хорошо, чтобы дети учились всему на свете, но надо понимать, что дети могут учиться определенное количество часов в день».

Но это возражение относится скорее к технологии школьного образования. Расширение ОРКСЭ (а звучат предложения сделать этот предмет обязательным даже и со 2 по 9 классы), по мнению протодьякона Андрея Кураева, приведет к пересмотру всей системы школьного образования, поскольку такой общешкольный курс неизбежно станет стержнем всей системы образования.

Понятно, что такой принципиальный вопрос не может быть удовлетворительно решен только в педагогическом сообществе или только в Кремле и Белом доме. Сейчас получается, что при преподавании ОРКСЭ один час в неделю и только в четвертом классе две трети родителей год за годом выбирают общие, а не конфессиональные модули. Евгений Бунимович долго и пристально изучал опыт других стран христианской цивилизации и пришел к выводу, что нет единого универсального рецепта, как преподавать религию в школе. В Германии, например, этот предмет обязателен, а во Франции традиционно принят абсолютно светский характер общего среднего образования. На данном этапе протодьякон Андрей Кураев считает, что главная цель ОРКСЭ не достигнута.

протодьякон Русской Православной Церкви

Изначально смысл этого проекта был в том, чтобы дать свободу выбора родителям и научить детей плюрализму, быть разными в рамках одного класса. К сожалению, для обычной школы и обычного педагога это слишком сложная задача.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *