Посадка самолета по афгански что это

Двадцать самолетов Ил-76 отработали «афганский заход» на аэродроме в Ульяновске

Посадку под большим углом и на сверхкороткой дистанции показали в среду 20 самолетов Ил-76 на аэродроме в Ульяновске. Как рассказал командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) России генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов, этот сложнейший прием получил у летчиков-транспортников название «афганский заход».

Посадка самолета по афгански что это

«Афганский заход» требует от летчика настоящего мастерства и максимальной сосредоточенности, отметил командующий. Самолет весом около 190 тонн снижается на пределе своих возможностей, с большим креном. Бенедиктов указал, что такие полеты должны выполняться в ясную погоду, но в среду, несмотря на облачность, экипажи успешно справились с поставленной задачей.

Он отметил, что посадка самолетов в Ульяновске выполнялась без предварительной подготовки. По его словам, на этом аэродроме еще не производились такие интенсивные посадки, передает ТАСС.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

© 2010-2021 «Военное обозрение»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»

Источник

Афганский заход

15 февраля, в канун вывода Советских войск из Афганистана, во всех уголках бывшего СССР вспоминают афганские события прошлого столетия.
Кровавой раной живут воспоминания во многих городах и посёлках.

Вернёмся к событиям того времени.

Первостепенной задачей для антиправительственных сил стала борьба с авиацией.
Малограмотным афганцам трудно было эффективно использовать зенитные ракеты, типа «Стингер». Для этого они проходили подготовку в специальных учебных центрах под руководством иностранцев. Важными целями для них были не только боевые самолёты, но и военно-транспортные корабли.

Потери были и в гражданской авиации.
Афганистан нуждался в продуктах первой необходимости. Для доставки народно-хозяйственных грузов был сформирован специальный отряд, который доставлял эти грузы в Кабул. Несколько Ил-76 Тюменского авиаотряда входили в этот отряд.

Пилоты военных самолётов знали об опасности поражения зенитными средствами на горных перевалах. Они использовали эффект солнечной защиты. Вершины обходили со стороны Солнца. Это не позволяло произвести прицеливание и пуск ракеты с тепловой головкой самонаведения.

Суть его была в следующем:
— с высоты эшелона, активно маневрируя, самолёт снижался в границах ограниченной охраняемой территории, не выходя за её пределы.

Такой маневр воздушных судов значительно осложнял пилотирование. Требовалась специальная подготовка лётного состава.

Наш воздушный корабль Ил-76, рано утром, произвёл взлёт с аэродрома Ташкент. Через час напряжённого полёта над горными вершинами, приближаемся к Кабулу.

С воздушной трассы отвернули на радионавигационный маяк МУРАД.

В заданном режиме, выпустили шасси, спойлеры, механизацию крыла,- то есть, все устройства, которые создавали бы дополнительное сопротивление при снижении.

Этими устройствами, значительно уменьшалось аэродинамическое качество корабля, что позволяло достичь максимальной потери высоты на каждый километр пролетаемой местности.
Иными словами, достичь максимального градиента снижения.

Отжав штурвал, я направил нос самолёта к земле. Воздушный лайнер с большой вертикальной скоростью устремился вниз. Стрелка вариометра застыла на отметке 25 м/сек.
150 тонн металла с вертикальной скоростью в 90 км/час устремилось к земле.

Удивительные чувства возникают в этот момент.
Многотонная машина, падающая к земле, полностью повинуется моим рукам. Только мои руки, руки в кожаных шевретовых перчатках, сжимающие сейчас штурвал, способны привести эту машину к посадочной полосе.
Как же должны быть уверены все, кто рядом в кабине, что мои руки надёжны и жизнь каждого, из них, вне опасности!
Какая огромная ответственность ложится на пилота, когда вот так, «падает» машина с высоты небес, и только лётчик со своим экипажем, способен плавно опустить воздушный корабль на землю, продолжая его жизнь!

За хвостом самолёта, гирляндой световых огней, рассыпались яркие вспышки тепловых ловушек. Их тепловой эффект значительно выше температуры выходящих газов воздушного корабля. Это позволит защитить наш воздушный корабль, в случае пуска ракеты.

Дальнейший маневр выполняем в строгих расчётных параметрах штурмана.
Здесь важен каждый метр. Учитывается ветер, высота, давление атмосферы, скорость воздушного корабля, крен в развороте.

После разворота с расчётного угла, в непрерывном снижении, проходим над посадочной полосой.

Внизу, за нами крутит винты вертушка. Вертолёт сопровождает нас до посадки.

— Спасибо, этим ребятам! В случае необходимости, они собой прикроют нас от беды.

Особого внимания требует расчёт для выхода к третьему развороту. От этого положения зависит точность выхода на посадочный курс.
С высоты 700 метров начинаем разворот в направлении посадочной полосы. Земля совсем близко. После длительного полёта на большой высоте, наземные предметы быстро увеличиваются, набегают навстречу, уплывая под нос самолёта.

В развороте, подтягиваю штурвал, уменьшаю вертикальную скорость до 10 м/сек.

В боковое стекло вижу, как посадочная полоса в развороте быстро приближается. По угловому перемещению, внутренними ощущениями, предвижу положение самолёта к моменту окончания разворота. Чуть нажав на педали, ускорил разворот.

В следующий момент, самолёт выходит на посадочный курс.
Педалями и штурвалом быстро вывел самолёта из разворота. Перед нами впереди, совсем близко, ровная полоска посадочной полосы. Вышли довольно точно. Исправление в курсе не требуется. Угол сноса учли при развороте.
Корабль стремительно приближается к земле.

Трелью звонка отозвался ближний радио маяк.
— Высота 100, скорость 250.

Доклады штурмана помогают в расчёте. Всё внимание, теперь, направлено на торец посадочной полосы.
Штурвалом направил нос корабля к темной полоске на бетоне. Нам туда.
Несколько секунд, чтобы установить угол снижения, создать самолёту предпосадочное положение.
Самолёт уверенно идёт в расчётную точку.

Мелькнули входные огни посадочной полосы.
-Малый газ!!

Двигатели облегчённо вздыхают.

Колёса плавно касаются бетона, тяжёлый корабль грузно прижимается к земле, медленно замедляет свой бег.

Вместе с уменьшением скорости спадает напряжение. В глубине сознания, долго, сидит установка:

— Не промахнуться! Не ошибиться! Только посадка!

Вентиляторы кабины активно охлаждают наши лица. В открытые форточки врывается свежий воздух.
Медленно подруливаем к месту стоянки, разворачиваемся носом к взлётной полосе.

В случае опасности, самолёт готов к взлёту. Аэродром, периодически, подвергается миномётному обстрелу. В таком случае, медлить нельзя.

Афганскую «школу» полётов прошли многие лётчики военной авиации. Такие полёты были уникальными для тяжёлых самолётов.

Крутое снижение, когда нос самолёта упирается в землю, требует от лётчика выдержки, уверенности и спокойствия.

После выхода на посадочный курс, лётчику предстояло стабилизировать режим снижения, выбрать правильный угол подхода, точно выдержать расчётную скорость.

К тому же, условия для посадки на высокогорном аэродроме имели свои особенности. Посадочные скорости были выше, пробег, после посадки, длительнее.

Такие виртуозные маневры стали уникальным явлением для тяжёлых воздушных кораблей.

Для экипажей ВТА, отработка захода на посадку «с максимальным градиентом снижения», вошла в учебный план подготовки лётчиков.
К полётам в ДРА экипажи готовились заранее, на домашних аэродромах под контролем инструкторов.
Только после отработки всех элементов по данной схеме, экипажи допускались к выполнению полётов в Афганистане.

Многие мои сослуживцы и сейчас используют этот опыт в других «горячих» точках.

К сожалению, не всегда всем удавалось благополучно завершить свои полёты. Были и потери.
Мы помним о тех, кто навечно ушел в небо.

Помним мы и о наших Героях, которые под лавиной миномётного обстрела, на самолётах, с колёсами пробитыми осколками, взлетали в небо, спасая дипломатические представительства.

Командирам кораблей 110 втап подполковникам Копыркину А.С. и Зеленову Е.С., за эти полёты, по праву, присвоено звание Героев России.
***
Продолжение.
Обычный полёт в Кабул.
http://www.proza.ru/2016/03/25/979

P.S. В воспоминаниях пилотов, летавших в Афганистан, в очерке «Тюменские лётчики», есть рассказ Касаткина Александра Кирилловича. Он был командиром того гражданского Ил-76 мд, который получил повреждение от ракеты «Стингер»при полёте в Кабул. О событиях того полёта можно прочитать здесь:
http://www.proza.ru/2015/12/09/674

Видео, в исполнении штурмана 363 втап, Сергея Ефимцева

Источник

В Твери лётчики ВТА отработали «афганский» заход на посадку

Посадка самолета по афгански что это

Посадка самолета по афгански что это

Посадка самолета по афгански что это

Посадка самолета по афгански что это

Снижение самолета происходит на подлете к аэродрому посадки со значительно большей высоты, около 3 км.

Лётные экипажи военно-транспортной авиации Западного военного округа, базирующиеся на аэродроме в Мигалово, отработали на самолётах самолётов Ил-76МД способ захода на посадку — «градиент», или так называемый заход «по-афгански». Учебно-тренировочные полёты прошли в середине недели.

Особенностью «афганского» захода на посадку является быстрое снижение самолёта по спирали, по минимальному радиусу. Такой способ посадки был разработан во время военных действий в Афганистане. Таким образом пилоты сокращали время пребывания в воздухе, значительно снижая вероятность того, что самолёт будет сбит. До последнего момента пилоты не задирают нос самолёта, и воздушная машина практически пикирует на взлётно-посадочную полосу. Самолёт выполняет манёвры с максимальной скоростью снижения и максимальным креном при развороте.

Для полной посадки требуется всего пара минут. Если в обычном режиме в небе над Тверью самолёты выходят на глиссаду над карьерами в Константиновке, то в случае с посадкой по-афгански — над микрорайоном Мамулино. Посадка проводилась как на асфальтированную, так и на грунтовую полосы. Полёты отвечают всем требованиям безопасности.

Посадка самолета по афгански что это

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Посадка самолета по афгански что это

Похожее видео

Еще от автора Slava Sovetov 223

Посадка самолета по афгански что это

Посадка самолета по афгански что это

Ил-78 (по кодификации НАТО: Midas) — самолёт-заправщик.
В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76.
Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60-65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32-35 тонн.
В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.

Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:

1)106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР

2)409-й авиационный полк самолётов-заправщиков

3)Узин, Украинская ССР

4)201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия

5)1230-й авиационный полк самолётов-заправщиков

Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. CCCP-76501), на которой проводились испытания УПАЗов.

Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.

Экипаж: 6
Грузоподъёмность: 50 тонн
Длина: 46,54 м
Размах крыла: 50,5 м
Высота: 14,76 м
Площадь крыла: 300 м2
Максимальная взлётная масса: 190 т (210 т для Ил-78М)
Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
Из этого в фюзеляжных баках: 28 т (36 т для Ил-78М)
Силовая установка: 4 ТРДД Д-30КП-2
Тяга: 4 12300 кгс
Вспомогательная силовая установка: 1 ГТД ТА-12А

Максимальная скорость: 830 км/ч
Крейсерская скорость: 750 км/ч
Рабочая скорость при выполнении дозаправки: 430-590 км/ч
Боевой радиус: 4000 км (для Ил-78М)
Перегоночная дальность: 9500-10000 км
Практический потолок: 11230 м
Рабочая высота при выполнении дозаправки: 2000-9000 м
Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
Длина пробега: 1000 м (с реверсом)

Источник

Как в афганском небе ракетой «Стингер» был сбит советский Ил-76

Привет, друзья! 12 июня 1990 года в небе Афганистана подвергся ракетной атаке советский транспортный самолет Ил-76 МД.

Есть версия, что на его месте должен был оказаться пассажирский самолет, на борту которого могли находиться 90 человек.

Эту версию озвучил капитан воздушного судна Александр Касаткин, которому удалось посадить подбитый Ил-76 в аэропорту Кабула.

Как же развивались события.

Подбитый Ил-76 после приземления в аэропорту Кабула (кадр из любительского видео из архива А. Юшкова)

Вывод советских войск из Афганистана закончился 15 февраля 1989 года. Больше СССР официально не участвовал в военном конфликте на территории этой страны.

Но после ухода Советского Союза столица афганского государства Кабул оказалась в осаде, со всех сторон окруженная вооруженными группировками. Городу угрожала гуманитарная катастрофа.

Для организации помощи в СССР был создан особый сводный авиаотряд, укомплектованный, в основном, специалистами из Тюменского, Иркутского и Узбекского авиапредприятий.

В отряд они включались на добровольной основе. При этом проходили жесткий профессиональный отбор.

Приказом министра обороны сводному авиаотряду выделили семь самолётов Ил-76 МД. На них летчики осуществляли полеты в Кабул с военных аэродромов на территории Узбекской ССР.

Ил-76 в аэропорту Кабула (фото В. Киселева)

Они доставляли в столицу Афганистана продовольствие, топливо, технику, медикаменты и другие предметы первой необходимости.

Несмотря на гуманитарный характер миссии, моджахеды с помощью переносных зенитных комплексов охотились за советскими Ил-76.

В частности, 27 марта 1990 года в Кабуле при заходе на посадку потерпел катастрофу Ил-76 МД под командованием Владимира Тихомирова. Тогда погиб весь экипаж из 9 человек.

Причем, в официальных отчетах причиной аварии указывается ошибка экипажа. Но родственники и сослуживцы уверены, что самолет был сбит.

«Над Кабулом, моджахеды сбили наш Ил-76. Экипаж иркутский. Все погибли. В памяти все живо», – так описывает крушение самолета Александр Касаткин, который спустя 2,5 месяца оказался в подобной же ситуации.

Моджахед со «Стингером»

12 июня 1990 года самолет под его управлением также при заходе на посадку в афганской столице был поражен ракетой, выпущенной из ПЗРК американского производства «Стингер».

Ракета взорвалась у левого борта чуть позади кабины пилотов. Осколки вырвали кусок обшивки размером 2×1,5 и повредили оба левых двигателя.

«Снижаемся. Снижение и заход на посадку в аэропорту Кабул очень сложные. Аэродром окружен горами, находится на высоте 2000 метров над уровнем моря. Заход возможен только с одного направления», – впоследствии описывал посадку Александр Касаткин».

«Вдруг, на высоте около 7500 метров услышали сильный хлопок с левой стороны. Самолет толкнуло резко вправо. Произошла мгновенная разгерметизация кабины. Резко ударило по ушам. Шум ветра, пыль, шторки ходуном ходят».

«Бортрадист Люторевич Витя, крикнул: «В нас попали! В нас попали!»

Экипаж, посадивший подбитый Ил-76

Но в данном случае выстрел по самолету был произведен с вершины горы, возвышающейся на 4500 метров над уровнем моря. То есть до того, как летчики организовали противоракетную оборону воздушного судна.

…Несмотря отказ двух двигателей, гидросистемы и приборов управления, а также с дырой в фюзеляже и полными баками горючего экипаж под командованием Касаткина сумел посадить уже начавший разрушаться в воздухе самолет на грунтовую полосу аэропорта Кабул. Все остались живы!

Впоследствии, анализируя обстоятельства катастрофы, Александр Касаткин пришел к выводу, что объектом атаки был не его самолет, а пассажирский Ил-76 с почти сотней человек на борту.

Этот самолет должен был первым вылететь из аэропорта Кокайты в направлении на Кабул, но из-за проблем с двигателем пропустил вперед «Ил» Касаткина.

«Я полагаю, что моджахеды намеревались сбить Ил с пассажирами. Их разведка четко работала», – высказал свое предположение летчик в одном из интервью.

Уважаемые читатели, ссылки на источники, использованные при создании материала, указаны в комментариях.

Благодарю за внимание к моей статье. Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *