Посадка самолета в минске что произошло

«Ну, красный скажи. Красный». Кто был третьим в переговорах диспетчера и пилота Ryanair

Польша опубликовала аудиозапись, доказывающую причастность КГБ к посадке рейса Ryanair

Представитель министра-координатора спецслужб Польши Станислав Жарин опубликовал 10 декабря аудиозапись разговора диспетчера минского аэропорта и пилота самолета Ryanair с бывшим главредом Telegram-канала Nexta Романом Протасевичем на борту перед принудительной посадкой рейса. На записи слышно, что диспетчера консультирует по-русски третий человек.

Посадка самолета в минске что произошло

«Представляю презентацию об основных выводах расследования операций белорусских спецслужб против Романа Протасевича. 23 мая самолет Ryanair был вынужден приземлиться в аэропорту Минска. С этой целью спецслужбы Беларуси генерировали ложную информацию о предполагаемой угрозе взрыва, терроризировали летный экипаж и лишили свободы пассажиров, в том числе польских», — утверждает Жарин на своей странице в Facebook.

О чем говорит Варшава…

Польские спецслужбы считают, что на вышке авиадиспетчера находился сотрудник белорусского КГБ, который «в решающий момент» давал указания диспетчеру. По версии польской стороны, именно этот офицер принимал решение о посадке самолета Ryanair в Минске и в то же время поддерживал с кем-то постоянный контакт по телефону, сообщая ему о происходящем.

После этого диспетчер рекомендовал пилоту приземлиться в Минске. Пилот спросил, откуда именно поступила эта рекомендация. Мужчина, которого польские спецслужбы называют офицером КГБ, подсказывает: «По нашей рекомендации». Авиадиспетчер повторил его слова пилоту.

Позже диспетчер сам обратился к неизвестному, переводя ему вопрос пилота: «Он говорит: «Код диспетчера желтый или красный?». Мужчина на записи отвечает: «Ну, красный скажи. Красный».

«Сегодня на конференции я представил доказательства причастности белорусских спецслужб к действиям против Романа Протасевича. Именно белорусское КГБ заставило самолет с Протасевичем на борту приземлиться в Минске», — написал Жарин в Twitter.

Ранее он сообщил, что хронология событий собрана и задокументирована.

Жарин утверждает, что установлен факт того, что первая информация относительно угрозы взрыва была направлена пилоту до отправки электронного письма, предупреждающего о наличии бомбы на борту.

По его словам, данное обстоятельство доказывает, что угрозы взрыва не было — в пользу этой версии «свидетельствует и поведение экстренных служб и персонала аэропорта».

…и белорусский диспетчер

Газета The New York Times ранее опубликовала материал, в котором белорусский диспетчер Олег Галегов (посадивший рейс Ryanair) рассказал об операции КГБ.

По его словам, переданное пилоту самолета сообщение о возможном нахождении на борту бомбы было заведомо ложным, а КГБ Белоруссии координировало всю операцию.

В Минске по-прежнему настаивают, что эта информация не соответствует действительности. Директор департамента по авиации минтранса Белоруссии Артем Сикорский назвал данную публикацию «информационным вбросом». Он также подтвердил, что Галегов уехал из страны, и предположил, что «за границей на него оказывали давление».

Dzi na konferencji prezentowaem dowody na zaangaowanie biaoruskich sub specjalnych w dziaania przeciwko Ramanowi Pratasewiczowi.

To biaoruskie KGB zmusio samolot z Pratasiewiczem na pokadzie do ldowania w Misku.https://t.co/dF8X7sK4Qm

В свою очередь, польская прокуратура указала, что имеет доказательства того, что принуждение к посадке в Минске самолета Ryanair было операцией белорусского КГБ.

Посадка самолета в минске что произошло

«Мы столкнулись с действиями режима Александра Лукашенко, который благодаря описанным действиям, в том числе угрозам и терроризированию пилота, совершил вынужденную посадку гражданского рейса, чтобы задержать диссидента, находившегося на борту.

Для целей этой операции белорусских спецслужб было создано впечатление, что существует угроза взрыва гражданского самолета», — указали в управлении по делам иностранцев в Польше.

В Варшаве назвали «взятие под контроль диспетчерского пункта офицером спецслужб чем-то беспрецедентным, выходящим за рамки правил и практики».

23 мая в аэропорту Минска после сообщения о взрывном устройстве на борту приземлился самолет авиакомпании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс. Для его сопровождения был поднят истребитель МиГ-29. После посадки воздушного судна информация о минировании не подтвердилась. На борту авиалайнера находилась россиянка Софья Сапега и ее молодой человек, создатель Telegram-канала Nexta Роман Протасевич — они были задержаны.

Протасевича обвиняют в «организации массовых протестов». Сапеге предъявили обвинение в «разжигании расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни».

Источник

Минск обвинил пилота самолета с Протасевичем в нарушении инструкций

Посадка самолета в минске что произошло

Пилот самолета авиакомпании Ryanair, на борту которого находился бывший главный редактор Telegram-канала Nexta (признан властями Белоруссии экстремистским) Роман Протасевич, нарушил инструкции, совершив посадку в Минске, а не в Вильнюсе. Об этом в интервью телеканалу «Беларусь 1» заявил глава департамента по авиации белорусского Минтранса Артем Сикорский.

Комментируя опубликованные в Сети записи разговора пилота с диспетчером минского аэропорта, Сикорский заявил, что командиру экипажа передали код чрезвычайного происшествия «красный». «Что значит для летчика код «красный»? Это значит, что он должен приземлиться на ближайшем аэродроме», — сказал он.

По словам Сикорского, на тот момент ближайшим был именно аэродром в Вильнюсе, который находился в 70 км. «Но самолет не думал ни снижаться, ни сбрасывать скорость, чтобы войти в посадочное положение», — добавил он.

Посадка самолета в минске что произошло

Глава департамента задался вопросом, почему литовский пилот на самолете, зарегистрированном в Польше, нарушил инструкцию? «И ведь мы все это время как мантру талдычим: «Дайте нам внутрикабинные переговоры либо переговоры пилота с вильнюсским диспетчером, чтобы понять, почему он полетел в Минск», — продолжил он.

Посадка самолета в минске что произошло

Сикорский назвал абсурдными публиковавшиеся в СМИ предположения, что диспетчер консультировался с сотрудником КГБ Белоруссии, передавая пилоту код «красный». «Получается, что сотрудник, наоборот, способствовал тому, чтобы самолет полетел в Вильнюс. Самолет мог полететь на базовый аэропорт в Варшаве — по-моему, ближе, чем до Минска, должен был полететь в Вильнюс», — отметил он.

В конечном счете, подчеркнул Сикорский, решение всегда принимает командир экипажа, а диспетчер лишь передает информацию и сопровождает прохождение самолета в выбранный пункт в белорусском воздушном пространстве, обеспечивая безопасную навигацию. Он также обратил внимание, что в тот момент работал не один диспетчер — «решения принимались коллективно: есть старший диспетчер, есть руководитель полетов».

Инцидент с самолетом Ryanair, который летел из Афин в Вильнюс, произошел в мае. В аэропорту Минска заявили, что лайнер запросил посадку из-за сообщения о бомбе. В то же время в авиакомпании сообщили РБК, что экипаж получил информацию о минировании от белорусских диспетчеров, которые дали указание посадить самолет в Минске. Для сопровождения пассажирского самолета в небо поднялся истребитель ВВС Белоруссии МиГ-29. В итоге с рейса были сняты, а позднее арестованы Протасевич и его знакомая.

Посадка самолета в минске что произошло

8 декабря газета The New York Times со ссылкой на источники и представителя польской службы безопасности Станислава Зарина сообщила, что диспетчер, бежавший этим летом в Польшу, рассказал о подробностях инцидента с самолетом Ryanair. По словам собеседников издания, он заявил, что угроза взрыва на борту лайнера была заведомо ложной, а экстренная посадка — операцией по поимке Протасевича, организованной белорусской спецслужбой. По словам представителей европейских спецслужб, речь идет о диспетчере Олеге Галегове, который покинул Белоруссию в июле.

На следующий день Польша опубликовала запись переговоров диспетчера минского аэропорта и пилота лайнера Ryanair. На ней слышно, что диспетчер и пилот общаются по-английски, однако во время переговоров сотрудника минского аэропорта по-русски консультирует постороннее лицо. В Варшаве заявляли, что им мог быть агент КГБ.

Источник

«Давления на экипаж не было»: в Минске раскрыли подробности инцидента с самолётом Ryanair

Глава департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артём Сикорский раскрыл ряд подробностей инцидента с самолётом Ryanair, летевшим из Афин в Вильнюс, который 23 мая экстренно сел в аэропорту Минска.

«23 мая на электронную почту Национального аэропорта Минск с электронного адреса protonmail.com на английском языке поступило письменное сообщение: «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы ЕС отказался от поддержки Израиля в этой войне», — цитирует его РИА Новости.

Как утверждали угрожавшие, им было известно, что участники Delphi Economic Forum возвращаются домой рейсом FR4978, заявил Сикорский.

Он также подчеркнул, что белорусские власти не оказывали давления на экипаж самолёта.

«Давления на принятие экипажем Ryanair решения осуществить экстренную посадку в Национальном аэропорту Минск со стороны белорусских диспетчеров не было», — отметил он.

Накануне в Минске совершил экстренную посадку самолет авиакомпании Ryanair, следовавший рейсом Афины — Вильнюс. Истребитель МиГ-29 ВС Белоруссии был поднят в воздух для сопровождения самолёта авиакомпании Ryanair, который запросил экстренную посадку в Национальном аэропорту Минск, сообщил первый заместитель командующего ВВС и войсками ПВО Андрей Гурцевич. Как сообщило БЕЛТА со ссылкой на Telegram-канал «Пул Первого», приказ принять Ryanair в аэропорту Минска отдал лично президент Белоруссии Александр Лукашенко.

В ходе досмотра воздушного судна взрывчатых веществ обнаружено не было. Следственный комитет Белоруссии открыл уголовное производство по факту «заведомо ложного сообщения об опасности по ч. 1 ст. 340 УК».

После приземления был задержан один из основателей признанного в республике экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич. Его задержали, поскольку он находился в списке физических лиц, причастных к терроризму. Мужчине грозит до 15 лет лишения свободы.

Вечером 23 мая рейс FR4978 прибыл в Вильнюс, где пассажиров встречала премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.

«Важно оценить ситуацию на трезвую голову»

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в ходе пресс-конференции с греческим коллегой Никосом Дендиасом призвал дать оценку инциденту с посадкой пассажирского самолёта компании Ryanair в Минске «не впопыхах, сгоряча, а на основе всей имеющейся информации», указав, что представитель МИД Белоруссии сделал развёрнутое заявление.

«Важно на трезвую голову оценить эту ситуацию, тем более что белорусские власти готовы предоставить всю необходимую информацию», — сказал он.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала шокирующей реакцию Запада на инцидент с посадкой самолёта Ryanair в Белоруссии.

«Либо должно шокировать всё: от принудительных посадок в Австрии самолёта президента Боливии по запросу США и на Украине после 11 минут взлёта белорусского борта с активистом «антимайдана». Либо не должно шокировать аналогичное поведение других», — написала она в Facebook.

При этом в МИД РФ назвали ложью слова белорусского политика Светланы Тихановской о том, что российский консул отказался встречаться с задержанной после приземления россиянкой.

«Тихановская врёт, говоря, что российский консул отказался встречаться с Сапегой. Наглая ложь», — заявили РИА Новости в МИД России.

Как отметил Лавров, российское посольство обратилось в МИД Белоруссии из-за задержания находившейся на борту самолёта гражданки РФ с просьбой предоставить информацию о ней.

«Мы уже связались с её отцом, и наше посольство обратилось в МИД Белоруссии с просьбой предоставить информацию о нашей гражданке и обеспечить к ней консульский доступ», — добавил Лавров.

По мнению председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, намерение евродепутатов провести срочные дебаты в связи с посадкой самолёта Ryanair в Минске — жесточайшее проявление двойных стандартов. Российский депутат напомнил, что аналогичного рвения не наблюдалось в 2013 году, когда принудительной посадке и обыску подвергся самолёт Эво Моралеса, занимавшего в тот момент пост президента Боливии.

«Нашим уважаемым партнёрам вместо поспешных выводов стоит обратить весь свой праведный гнев на тех, кто открыл ящик Пандоры и стёр с лица земли целые государства во имя целей установления однополярного мира», — цитирует его ТАСС.

Как заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, ситуации с посадкой в Минске самолёта Ryanair нужно дать трезвую оценку.

«Пока просто нужно трезво дать оценку этому событию с этим самолётом. Кто-то требует санкций, кто-то говорит, что всё абсолютно соответствовало международным правилам и нормам авиационным. В данном случае здесь много противоречивых заявлений», — сказал он, отвечая на вопрос о возможных политических последствиях в связи с инцидентом.

Реакция Запада

В понедельник, 24 мая, Европейский союз вызвал в Брюссель постпреда Белоруссии при ЕС Александра Михневича для выражения ему решительного осуждения в связи с ситуацией вокруг самолёта Ryanair.

«По просьбе верховного представителя Жозепа Борреля генеральный секретарь Европейской службы внешних действий Стефано Саннино вызвал посла Республики Белоруссия в Евросоюзе Александра Михневича, чтобы осудить недопустимый шаг белорусских властей, которые вынудили гражданский самолёт совершить аварийную посадку в Минске и задержали его пассажира Романа Протасевича, независимого белорусского журналиста и активиста», — говорится в пресс-релизе.

Незадолго до этого глава евродипломатии Жозеп Боррель заявил, что ситуация с самолётом Ryanair, в ходе которой белорусские власти подвергли риску пассажиров и экипаж лайнера, будет обсуждаться на саммите ЕС 24-25 мая.

«ЕС обдумает последствия этих действий, включая принятие мер против ответственных. Международное расследование этого инцидента должно быть проведено для установления любых фактов нарушения международного авиационного права», — говорится в сообщении.

Законодатели из восьми стран (США, Великобритания, Ирландия, ФРГ, Латвия, Литва, Польша, Чехия) призвали Международную организацию гражданской авиации (ICAO) немедленно провести расследование по факту инцидента с Ryanair.

«Пока ICAO не сообщила о его результатах, призываем исключить Белоруссию из состава организации и наложить запрет на все пролёты над её территорией, в том числе рейсами в саму Белоруссию и из неё. Очевидно, что нынешняя власть в Минске не уважает безопасность наших граждан что ей нельзя доверять защиту их прав. Данный акт государственного терроризма и похищение человека являются угрозой всем, кто путешествует по Европе и за её пределами. С этим мириться нельзя», — говорится в их заявлении.

Политики стран Запада также призвали НАТО и ЕС наложить санкции на Белоруссию и лишить её возможности использовать базу Интерпола.

Согласно сведениям западных СМИ, Международная организация гражданской авиации получила запрос на приостановку полётов над Белоруссией.

Кроме того, агентство Bloomberg сообщает, что по итогам саммита ЕС европейским авиаперевозчикам могут запретить летать над Белоруссией, а самолётам белорусской компании Belavia запретят приземляться в аэропортах Европы. При этом РИА Новости со ссылкой на слова представителя НАТО передаёт, что постпреды стран Североатлантического альянса проведут консультации по инциденту с самолётом Ryanair во вторник, 25 мая.

Минск считает, что Запад политизирует инцидент с экстренной посадкой в белорусской столице самолёта авиакомпании Ryanair, следовавшего рейсом Афины — Вильнюс. Об этом заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел республики Анатолий Глаз.

«Ситуация прямо и явно нагнетается. Происходит её намеренная политизация, звучат ничем не подтверждённые обвинения, клеятся ярлыки. При этом нет никакого видимого желания в ней объективно разобраться. Вместо этого незамедлительно снова зазвучали лозунги о санкциях. Мы всё же призываем тех, кто поддался этой порочной практике, помнить о правилах и безопасности пассажиров, всё спокойно проанализировать, дождаться заключений компетентных экспертов. Ведь только на этом основании можно делать хотя бы какие-то заслуживающие внимания выводы», — сказал Глаз.

По словам представителя МИД, белорусские службы действовали в соответствии с установленными международными правилами — безопасность экипажа и пассажиров Ryanair была полностью обеспечена совместными усилиями.

«Конечно, чисто по-человечески понятно и печально, что пассажиры указанного рейса столкнулись с определёнными неудобствами. Однако правила авиационной безопасности — это абсолютный приоритет, притом везде и для всех, — пояснил он. — Белорусская сторона всегда ответственно подходила и подходит к их соблюдению. Это признаётся и соответствующими регуляторами в авиационной сфере. Более того, уверен, что в данном вопросе мы в состоянии гарантировать полную транспарентность, в случае необходимости принять экспертов и продемонстрировать все материалы, чтобы исключить инсинуации».

Источник

Почему самолет Ryanair был вынужден сесть в Минске и что будет дальше?

Посадка самолета в минске что произошло

Автор фото, EPA/STRINGER

Литва, куда направлялся самолет из Афин, с 25 мая запретила авиасообщение с Беларусью

Гендиректор Ryanair Майкл О’Лири в интервью радиостанции Newstalk назвал вынужденную посадку в Минске лайнера, который летел 23 мая из Афин в Вильнюс, «государственным угоном самолета». Борт был направлен в минский аэропорт из-за сообщения о минировании, которое в итоге не подтвердилось.

Кроме того, до Вильнюса в итоге не долетели еще несколько пассажиров, но об их задержании ничего не сообщалось. По мнению О’Лири, это могли быть агенты белорусского Комитета государственной безопасности.

Би-би-си отвечает на основные вопросы о том, как самолет, который летел из Афин в Вильнюс, оказался на земле в Минске и какие последствия может иметь эта вынужденная посадка.

Как экипаж получил сигнал о минировании? Кто его дал?

Авиакомпания Ryanair вечером 23 мая заявила, что указание посадить самолет в Минске дали белорусские диспетчеры.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Другой отрезок опубликовал канал ОНТ. По его данным, о минировании самолета сообщил белорусским властям командир экипажа, и именно пилоты Ryanair запросили посадку в Минске «согласно существующим международным инструкциям». Однако в записи разговора, который приводит канал, именно служба безопасности аэропорта сообщает, что «получила информацию по e-mail».

Правда ли, что самолет пытался уйти от преследования истребителей?

Точный ответ на этот вопрос дать сложно.

Командующий ВВС Белоруссии Игорь Голуб в свою очередь заявил на брифинге, что лайнер никто не принуждал к посадке и что дежурный экипаж истребителя МиГ-29 взлетел только через 17 минут после того, как поступил сигнал о возможном минировании рейса.

В каких случаях государство имеет право перехватывать и сажать гражданские суда? Как это регулируется?

Ситуация возникновения угрозы на борту воздушного судна регулируется, в частности, Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации. В 1984 году она была дополнена специальной статьей 3 bis, посвященной перехвату. По ней в случае перехвата жизнь находящихся на борту людей и безопасность воздушного суда не должны подвергаться опасности.

При этом государство имеет право требовать посадки самолета в конкретном аэропорту, если воздушное судно «совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями конвенции».

Как сказал Би-би-си доцент департамента международного права Высшей школы экономики Глеб Богуш, если что-то произошло на борту судна, то уголовная юрисдикция принадлежит государству, в котором зарегистрирована авиакомпания.

По Чикагской конвенции перехвата гражданских воздушных судов следует избегать и предпринимать его только в качестве крайней меры.

Таким образом, у пилота в данном случае выбора не было, он был обязан подчиниться диспетчерам белорусской воздушной зоны и сесть там, где ему сказали, говорит Богуш. Но белорусские власти международное право безусловно нарушили, считает он: «Версия об угрозе, например, не объясняет, почему диспетчеры направили самолет со значительным отклонением от курса в Минск, а не посадили его в ближайшем аэропорту в Вильнюсе, куда и так направлялся самолет».

Монреальская конвенция регулирует борьбу с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Впрочем, Беларусь присоединилась к ней с оговоркой, согласно которой она не признает юрисдикцию международного суда на разрешение споров, связанных с этой конвенций, отметил Дегтярев.

Есть еще Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, говорит он, но она касается непосредственно угона самолета и вряд ли может здесь быть использована.

Пассажиры, политики и Дмитрий Песков. Что говорят о задержании Протасевича

Были ли в практике авиасообщений случаи, когда заставляли сесть самолет, на борту которого был разыскиваемый человек?

Ситуацию с самолетом Ryanair можно назвать беспрецедентной, сказал Би-би-си Лукашевич.

В связи со случившимся сейчас вспоминают инцидент 2013 года. Тогда несколько европейских стран заблокировали использование своего воздушного пространства боливийским государственным самолетом Эво Моралеса из-за подозрений в том, что на нем находился Эдвард Сноуден, который слил файлы разведки США. Хотя правительственные самолеты не подпадают под действие соответствующих конвенций, страны извинились, когда самолет приземлился в Вене и оказалось, что Сноудена на борту не было.

Однако были и случаи, когда пассажирские самолеты сажали ради задержания пассажира. Так, в октябре 2016 года самолет авиакомпании «Белавиа» вылетел в Минск из киевского аэропорта Жуляны, однако вскоре был вынужден вернуться в аэропорт вылета. По данным ТАСС, за 50 км до входа в воздушное пространство Белоруссии командиру корабля поступило указание от диспетчера немедленно возвращаться в «Жуляны» без объяснения причин.

По информации «Белавиа», командиру корабля сообщили, что «в случае невыполнения команды, в воздух будут подняты истребители». В Службе безопасности Украины эту информацию позднее отвергали, боевые самолеты в итоге использованы не были.

Президент Украины Петр Порошенко тогда в телефонном разговоре с белорусским президентом Александром Лукашенко извинился за произошедший инцидент.

Как можно привлечь Беларусь к ответственности?

Эффективных механизмов привлечения государства к ответственности за нарушение Чикагской конвенции нет, считает Богуш. Сначала нужно пройти многоступенчатую процедуру разрешения споров в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и только она может потенциально закончиться в международном суде ООН в Гааге.

Белорусские власти, по его словам, формально могут ссылаться на то, что информация об угрозе самолёту поступила, они должны были проверить пассажиров и среди них «случайно» оказался обвиняемый в серьёзных преступлениях гражданин Беларуси.

В свою очередь Богуш полагает, что если государство, где зарегистрировано воздушное судно, докажет в ИКАО, что самолет был перехвачен не в целях конвенции, оно может поставить вопрос о компенсации.

Поможет ли международное право Протасевичу

Лидеры Евросоюза в своих заявлениях отдельно требуют освободить Протасевича. Белорусские силовики говорят, что задержали гражданина Беларуси на ее территории.

Очевидно, что цель этой операции была связана именно с задачей захватить Протасевича, полагает он: «Безусловно, белорусский режим нарушает права своих граждан, но нет никакого международного юрисдикционного органа, который может вмешаться».

По мнению Богуша, в целом ситуация с Протасевичем юридически ничем не отличается от похищений, убийств и репрессий в отношении большого числа граждан Беларуси. Международное право позволяет государствам в порядке универсальной юрисдикции возбуждать дела о преступлениях против человечности, даже создавать трибуналы, но вряд ли кто-нибудь будет это делать.

Вечером 24 мая Великобритания первой ввела запрет на полеты в страну белорусской авиакомпании «Белавиа» и рекомендовала британским авиакомпаниям избегать воздушного пространства Беларуси.

Президент Украины Владимир Зеленский поручил правительству проработать прекращение прямого авиасообщения с Беларусью, сообщила пресс-служба главы государства.

Поздно вечером 24 мая саммит ЕС принял решение запретить белорусским компаниям летать в Евросоюз. Также лидеры стран ЕС призвали европейских перевозчиков отказаться от полетов в Беларусь.

До этого агентство Блумберг сообщало, что Евросоюз обсуждает возможность полного прекращения полетов через Беларусь, а также приостановку наземного транзита.

ИКАО называла инцидент возможным нарушением Чикагской конвенции, но позже заявила, что этот документ не покрывает «право на закрытие воздушного пространства и приземление самолета».

Некоторые авиакомпании уже оперативно изменили свои маршруты. Например, в понедельник рейс венгерского лоукостера Wizz Air из Киева в Таллин был направлен в обход воздушного пространства Беларуси. Облетать страну начали лайнеры австрийской авиакомпании Austrian Airlines и латвийской Air Baltic. В Росавиации при этом заявили, что российские авиакомпании продолжают полеты в Беларусь и над Беларусью в штатном режиме.

Автор фото, PETRAS MALUKAS/GETTY IMAGES

МИД Литвы рекомендовал своим гражданам покинуть Беларусь после инцидента с самолетом

Сразу несколько стран обвинили власти Беларуси в авиационном пиратстве. Так, руководитель авиакомпании Ryanair Майкл О’Лири назвал посадку Боинга в Минске «угоном, совершенном при поддержке государства», а МИД Греции обвинил Минск в «акте государственного авиапиратства».

Российские власти с такой позицией не согласны и припоминают подобные шаги со стороны других стран. Например, Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин назвал Польшу и Румынию «воздушными пиратами», вспомнив ситуацию 2017 года: тогда пассажирский самолет компании S7, на борту которого правительственная делегация во главе с Рогозиным летела в Кишинев, не пропустили через воздушное пространство Румынии и Польши. В итоге самолет сел в Минске.

С точки зрения международного права авиационное пиратство состоит в первую очередь в незаконном захвате воздушного судна и регулируется Конвенцией ООН, принятой в декабре 1970 года. Однако в ней написано, что совершить такое преступление может только человек, который находится на борту самолета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *