театр имени гоголя актеры
Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя
Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя | |
---|---|
Прежние названия | Передвижной театр драмы и комедии. Московский театр транспорта. Центральный театр транспорта. . |
Место нахождения | Москва, 105064, улица Казакова, дом 8а |
Основан | 1925 |
Директор | А. А. Малобродский |
Художественный руководитель | К. С. Серебренников |
Награды |
Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя — государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы.
Содержание
История
История театра началась с 1925 года — тогда при Центральном комитете профсоюза железнодорожников был организован «отраслевой» театр, называвшийся Передвижным театром драмы и комедии. Творческий коллектив, возглавленный Кириллом Головановым, вёл большую, как тогда говорили, культурно-просветительскую работу среди железнодорожников — выступал перед рабочими железнодорожного транспорта, а также других предприятий Москвы. В основном это были разножанровые сборные спектакли-концерты, нередко агитационно-публицистического характера.
С 1930 года театр железнодорожников находился в ведении Главискусства Наркомпроса РСФСР; в 1931 году был принят в полное ведение ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта и переименован в Московский театр транспорта (МОСТТ); в 1939 году стал именоваться Центральным театром транспорта; в 1959 году получил своё современное название — Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя.
Существенно повлияло на становление театра художественное шефство, взятое над ним в 1934 году ведущими актёрами МХАТа 2-го — Берсеневым И. Н., Готовцевым В. В., Бирман С. Г..
Реалистические тенденции, заложенные этими актёрами, стали определяющими во всей дальнейшей деятельности театра. Искушённые в сценической теории и практике мхатовцы раскрывали «подшефным» секреты и возможности театральной формы, значение актёрской техники. После «прививки» МХАТа труппу возглавил Петров Н. В. (1938—1948 гг). Его, также адепта реалистического искусства, привлекали возможности выявления на театре социальной «подкладки» драматургического или литературного материала. Сочетая острую театральную форму с воспроизведением жизненной правды, режиссёр в своих постановках стремился к современному звучанию пьес. (Поставил спектакли: «Со всяким может случиться» Ромашова Б. С. (1940 г.), «Накануне» и «Машенька» Афиногенова А. Н. (оба в 1941 г.) и др.
В 1943 году театр получил своё постоянное помещение на улице Казакова, 8а. Это здание дореволюционной постройки — бывшее железнодорожное депо; с 1925 года — клуб, с 1930 года — театр.
За 87-летнюю историю театра художественное руководство им осуществляли многие режиссёры: Судаков И. Я. (1948—1952 гг.), Голъдфельд В. (1953—1959 гг.), Васильев П. (1958—1961 гг.), Дунаев А. (1961—1965 гг.), одни из которых привносили новые черты в искусство театра, другие хранили и продолжали его традиции. Например, постановкам Голубовского Б. Г. (главного режиссёра театра в 1965—1987 гг.) присуща романтическая приподнятость в сочетании с лёгкой иронией, стремление познать внутренний мир человека («Ужин в Санлисе» Ануя, 1965 г.; «Берег» по Бондареву, 1975 г.; «Безобразная Эльза» Рислакки, 1981 г. и др.). С 1987 года по 2012 год художественным руководителем театра являлся Яшин С. И., режиссёрский почерк которого характеризует симбиоз тонкой поэтичности и психологического анализа с яркой театральностью.
Среди спектаклей театра: «Бешеные деньги» Островского (1937 г.), «Тарас Бульба» (1959 г.) и «Портрет» (1970 г.), «Бесовские забавы, или Панночка» (Садур, 1990 г.) по Гоголю, «Коллеги» по Аксёнову (1962 г.), «…А этот выпал из гнезда» Вассермана (1983 г.), «Комический театр» Гольдони (1993 г.), «Иванов» Чехова (1997 г.), «Театральный роман» по Булгакову (2006 г.) и др.
Протест труппы против реформы театра
Руководство театра
Художественный руководитель театра — Кирилл Серебренников
Директор театра — Алексей Малобродский
Труппа театра сегодня
Народные артисты России
Заслуженные артисты России
Артисты
Режиссёры
Ушедшие звёзды
Артисты, ранее работавшие в театре
Репертуар (сезон 2012/13 гг.)
Большой зал
Количество мест в зрительном зале — 725
Для детей
Малый зал
Малая сцена открыта в 1979 году. Количество мест в зрительном зале — 96
Готовятся к постановке
Ссылки
Источники
Московский Драматический театр имени Н.В. Гоголя — Московский Драм. театр им. Гоголя МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени Н.В. Гоголя, создан в 1938 на базе передвижного Московского театра транспорта (основан в 1929) под названием Центральный театр транспорта. С 1959 современное название. Главный … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. Н. В. Гоголя — МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. Н. В. Гоголя, создан в 1938 на базе передвижного Московского театра транспорта (основан в 1929) под названием Центральный театр транспорта. С 1959 современное название. Главный режиссер в 1965 87 Б. Г.… … Энциклопедический словарь
Московский драматический театр — Московский драматический театр театр, основанный В. С. Смышляевым в 1933 году, известен как Московский драматический театр под руководством Смышляева; был расформирован в 1936 году[1] Московский драматический театр театр,… … Википедия
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР — имени Н.В. Гоголя, создан в 1938 на базе передвижного Московского театра транспорта (основан в 1929) под названием Центральный театр транспорта. С 1959 современное название. Главный режиссеры: Б.Г. Голубовский (1965 87), С.И. Яшин (с 1987).… … Современная энциклопедия
МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР — им. Н. В. Гоголя создан в 1938 на базе передвижного Московского театра транспорта (основан в 1929) под названием Центральный театр транспорта. С 1959 современное название. Главный режиссер в 1965 87 Б. Г. Голубовский, с 1987 С. И. Яшин. Спектакли … Большой Энциклопедический словарь
Московский драматический театр на Малой Бронной — Прежние названия Московский драматический театр Основан 1946 Художественный руководитель Сергей Голомазов Сайт mbronnaya.theatre.ru Московский драматический театр на Малой Бронной один из наиболее известных драматических театров в Москве. В… … Википедия
Московский драматический театр — I им. Н. В. Гоголя, создан в 1938 на базе передвижного Московского театра транспорта (основан в 1929) под названием Центральный театр транспорта. С 1959 современное название. Главный режиссёр в 1965 87 Б. Г. Голубовский, с 1987 С. И. Яшин.… … Энциклопедический словарь
Московский Драматический театр на Малой Бронной — Московский Драм. театр на Малой Бронной МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР на Малой Бронной, основан в 1946 под названием Московский драматический театр, с 1965 современное название. Наиболее значительный период связан с именем режиссера А.В. Эфроса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
8 ½: чем нам запомнится «Гоголь-центр» времен Кирилла Серебренникова
На днях стало известно, что департамент культуры Москвы не собирается продлевать контракт с Кириллом Серебренниковым. Ведомство отказалось комментировать это, пообещав разместить на сайте официальную информацию. Сам же худрук «Гоголь-центра» пояснил, что его контракт заканчивается в конце февраля. Театральный критик Алла Шендерова рассказывает, как изменился при Серебренникове старый Театр имени Гоголя.
По традиции день рождения «Гоголь-центра» отмечают концертом 2 февраля, во время которого театр рассказывает о своих достижениях и награждает почетным значком ювелирного бренда Gourji особо отличившихся — как сотрудников театра, так и его близких друзей. В этом году награжденных было особенно много, среди них директор театра Алексей Кабешев, актрисы Яна Иртеньева, Мария Поезжаева, начальник костюмерного цеха Татьяна Долотова, начальник гримерного цеха Вета Саидова и даже Чулпан Хаматова и Евгений Миронов — за спектакль Театра наций «Горбачев».
Кирилл Серебренников. Фото: «Гоголь-центр»/Instagram
В конце вечера Серебренников вспомнил, что если считать с момента назначения, то он пробыл худруком «Гоголь-центра» ровно восемь с половиной лет, зачитав с экрана телефона речь: «Восемь с половиной — хорошее число для подведения итогов. За восемь с половиной лет я понял, что театр — не про честолюбие, а про честь и честность. За восемь с половиной лет мир вокруг нас изменился до неузнаваемости, а мы все так же молоды, все так же беззаботны и все еще счастливы. Восемь с половиной лет — это то, что будет со мной на всю оставшуюся бесконечность».
Текст, звучавший как стихи, многие восприняли не как итоговый, а как прощальный. Информация об уходе Серебренникова появилась сразу после вечера. Впрочем, слухи ходили и раньше. Нет сомнений, что хоронить «Гоголь-центр» и самого Серебренникова рано, ситуация, учитывая происходящее в городе и в стране, может поменяться в любую сторону. Многое зависит от того, какое положение и какое влияние будет (и будет ли вообще) иметь Серебренников на театр в том случае, если должность худрука передадут кому-то другому.
Пока ситуация находится в развитии, я не буду предсказывать, перебирая возможных преемников. Просто перечислю, чем нам запомнился «Гоголь-центр» за эти восемь с лишним лет.
Новый театр, или Как справиться с актерским бунтом
Серебренникова назначили в «Гоголь-центр» в августе 2012 года. Департаментом культуры тогда руководил Сергей Капков, а его советницей по театру была Евгения Шерменева. Этим двум людям мы должны быть благодарны за то, что Театр имени Гоголя, бывший символом культурных задворок и поводом для анекдотов, стал новым местом силы.
После назначения Серебренникова в театре случился скандал — подогреваемые прежним руководством актеры ходили на митинги, писали на Серебренникова доносы, однажды даже подстерегли и ударили по голове нового директора Алексея Малобродского. Все это кончилось в одночасье: большинству скандалистов Серебренников предложил работу. Часть труппы вышла на сцену уже 2 февраля 2013-го в торжественном представлении в честь открытия «Гоголь-центра».
В следующий раз пустые места в этом зале появились только во время пандемии. Всего за восемь лет было продано билетов почти на миллиард рублей при средней заполняемости зала 98 %.
Новое арт-пространство
Само помещение с приходом Серебренникова изменилось до неузнаваемости. До прихода новой команды «Гоголь» был образцом разворованного театра, позабывшего о ремонте. Часть площадей сдавалась в аренду (например, там, где сейчас кабинеты Серебренникова и его помощников, помещался клуб «Икра» — достаточно убогий, под стать самому Театру имени Гоголя).
На ремонт, который надо было успеть закончить до начала февраля, «Гоголь-центру» выделили минимум денег. Художница Вера Мартынов, ставшая тогда соратницей Серебренникова, сделала помещение суперсовременным: содрала в зале лепнину советского образца, открыв красивые стены бывшего Клуба железнодорожников (именно там размещался Театр транспорта, переименованный позднее в Театр имени Гоголя), и поменяла полы и мебель. В фойе устроила открытое пространство с винтажными столами и стульями (их Серебренников сам привез из Берлина — вышло дешевле, чем покупать в Москве). В итоге нижнее фойе превратилось в стильное арт-пространство с кафе, куда зайти может любой прохожий.
Новые отношения с публикой
Сейчас никого не удивишь тем, что театр не только выпускает спектакли, но и общается с публикой, устраивает лекции, дискуссии; иногда они напрямую связаны с премьерами и помогают зрителю лучше понять новый театр, в иных случаях — с тем, что происходит в мире.
В 2013 году появилось направление «Гоголь-плюс», то есть что-то, помимо спектаклей, первый в своем роде проект в городе. С 2013 по 2015 год куратором «Гоголь-плюс» была автор этих строк, так что останавливаться на этой программе не будем. Лучше скажу, что, кроме лекций и дискуссий, в «Гоголь-центре» была медиатека, которую делали театроведы Марина Давыдова и Ада Шмерлинг; программа «Гоголь-кино», которую и сегодня продолжает Стас Тыркин, а еще выставки и благотворительные программы. В фойе много лет стоит «Добрый ящик» — театр собирает вещи для бездомных и малоимущих. Участвовал «Гоголь-центр» и в недавней акции #помогиврачам.
Гастроли
За восемь с половиной лет театр побывал в 35 гастрольных поездках по России и за рубежом: от Ярославля (в коллаборации с актерами ярославского Театра имени Федора Волкова был задуман спектакль «Кому на Руси жить хорошо») до французского Авиньона, где проходит один из главных театральных смотров мира, и других престижных фестивалей.
Постановка «Кому на Руси жить хорошо». Фото: «Гоголь-центр»/Facebook
Последний раз театры из России приглашали туда в начале 2000-х. «Гоголь-центр» побывал в Авиньоне трижды. Третий раз — в 2019-м, со спектаклем Outside, сделанным по заказу фестиваля. К сожалению, сам Серебренников смотрел свою премьеру онлайн — он все еще остается невыездным из-за дела «Седьмой студии».
Новые актеры
Светлана Брагарник, Ольга Науменко, Ирина Выборнова, Людмила Гаврилова, Олег Гущин, недавно ушедший Андрей Болсунов, легендарные Майя Ивашкевич и Вячеслав Гилинов — это все актеры Театра имени Гоголя, громко заявившие о себе в спектаклях «Гоголь-центра». За некоторыми прочно закрепилась слава «актеров Серебренникова», хотя знакомы они не так долго — восемь с половиной лет (при этом начало, как вы помните, было не слишком радужным).
Чего не скажешь об актерах «Седьмой студии» — тех, кто учился на курсе Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Александр Горчилин, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Риналь Мухаметов, Александра Ревенко, Светлана Мамрешева и другие сегодня определяют новое лицо российского театра и кино. И, поверьте, они умеют делать все. Например, петь — как пели на вечере Мария Селезнева, Мария Поезжаева, Рита Крон, Екатерина Стеблина и Светлана Мамрешева. Или снимать кино — как Александр Горчилин. Или ставить спектакли — как Никита Кукушкин и Филипп Авдеев.
Новая эстетика
«Не врать и не бояться» — так Серебренников учил своих актеров, пока они еще были студентами, этого придерживается и сегодня. А вот эстетика его спектаклей меняется почти каждый раз: от очень аскетичных «Идиотов» по мотивам сценария фильма Ларса фон Триера, адаптированного Валерием Печейкиным (Серебренников в этом спектакле соблюдал все пункты знаменитой датской «Догмы»), до театральных «Мертвых душ», где каждая сцена превращалась в аттракцион; от философских «Маленьких трагедий», принесших театру «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль большой формы», до «Барокко», сделанного на стыке перформанса, современной оперы и драмы. В этом спектакле, где все — от сценария до оформления и костюмов — придумано самим режиссером, впервые поучаствовала оперная дива — Надежда Павлова, великолепная сопрано Пермской оперы.
В «Машине Мюллер» (Серебренников стал одним из первых, кто рассказал российским зрителям о Хайнере Мюллере и поставил его «Квартет») сыграл свою первую большую роль Константин Богомолов — режиссер, а теперь и худрук Театра на Малой Бронной, оказавшийся тонким, ироничным артистом. Яркими, ни на кого, в том числе и на мастера, не похожими режиссерами стали ученики Серебренникова: Женя Беркович, Александр Созонов и Илья Шагалов.
Новый рекорд
С сентября 2017 года по март 2019-го Кирилл Серебренников находился под домашним арестом. Вопреки предсказаниям, его театр продолжал полноценное существование. Все это время Серебренников через своих помощников руководил на удаленке. Передавал через адвокатов чертежи костюмов, декораций, подробные режиссерские экспликации и указания для актеров. «Маленькие трагедии» выпускали уже без него. Без него в Большом театре прошли последние репетиции и прогоны балета «Нуреев». Спектакль «Барокко» был полностью сделан на удаленке. Так же, на расстоянии, режиссер редактировал работы других постановщиков, делал замечания актерам и цехам.
Постановка «Барокко». Фото: «Гоголь-центр»/Facebook
Это мы еще не говорим про сценарий для будущего фильма «Петровы в гриппе», режиссерские экспликации к операм «Набукко» и «Гензель и Гретель», поставленным по его рисункам, чертежам и планам в театрах Гамбурга и Штутгарта. Все еще под домашним арестом Серебренников начал и спектакль-концерт «Наша Алла» — подношение Алле Пугачевой. Думаю, вы уже понимаете, куда отправился этот фантастически преданный работе человек, как только ему разрешили покинуть квартиру: меньше чем через месяц в «Гоголь-центре» уже была премьера «Нашей Аллы». А через два с половиной в Авиньоне сыграли Outside.
Новая «Таганка»
«Гоголь-центр» часто сравнивают с любимовской «Таганкой». (Встреча Серебренникова с Юрием Петровичем Любимовым в 2012-м на «Платформе», той самой, которой «не было», — одна из самых интересных бесед, которые мне доводилось слышать.) Оба театра — результат перезагрузки обветшавшего пространства, куда пришел режиссер с командой своих учеников. Открытый, надрывный гражданский пафос «Отморозков» — выпускного спектакля «Седьмой студии» — сближает его с вошедшим в историю любимовским «Добрым человеком из Сезуана», который тоже был поставлен со студентами.
Сходств можно найти еще много. Зеркальный силуэт Любимова вместе с одной из его крылатых фраз о том, что театр должен постоянно обновляться, висит в фойе «Гоголь-центра» среди таких же силуэтов Анатолия Васильева, Джорджо Стрелера, Ежи Гротовского и других.
Есть еще одно, очень важное сходство: оба театра, как магнит, притягивают талантливых людей, причем самых разных: от артистов до администраторов. Любимовские актеры Алла Демидова и Вениамин Смехов, Рома Зверь, рэпер Хаски, Сати Спивакова, кинорежиссер Алексей Мизгирев, поставивший в «Гоголь-центре» свой первый и пока единственный спектакль «Братья», режиссеры Максим Диденко, Владислав Наставшев, Семен Серзин и Антон Федоров (чьи «Петровы в гриппе» сейчас претендуют на «Золотую маску») — полный список тех, кто за эти годы сотрудничал с «Гоголь-центром», растянулся бы на километр. Кто-то остался, кто-то пошел в другие театры — но аура у этого места сегодня такая, что ее ни с чем не перепутаешь.
Что же до крамолы, в которой любят обвинять «Гоголь-центр», как когда-то обвиняли «Таганку», то тут стоит ответить словами Любимова: «Мой театр — не политический театр, а поэтический». Театр, по-новому ставящий классику, остро реагирующий на все, что происходит за окном, прививающий зрителям вкус и заставляющий мыслить, необходим любой власти, пока она хоть немного заботится о своих гражданах. Это, кстати, понимали даже в позднем СССР — и терпели Любимова на «Таганке» до тех пор, пока сам режим полностью не обветшал и не впал в маразм.
Несмотря ни на что, у «Гоголь-центра» полно планов на 2021 год. Ближайшая премьера — «Человек без имени». Новый спектакль, коллективное сочинение Петра Айду, Александра Барменкова, Никиты Кукушкина и Кирилла Серебренникова по пьесе Валерия Печейкина — о писателе, алхимике, гастрономе, изобретателе музыкальных инструментов и технологий будущего Владимире Одоевском.
Затем выйдет «Страх и отвращение в Москве» — постановка Филиппа Авдеева по культовому роману Хантера Томпсона «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Сам Серебренников поставит «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина, а Антон Федоров — «Буковски», главным героем которого станет американский писатель Чарльз Буковски. Среди других больших проектов — потрясающий «Гоголь-арт», который продолжит линию сближения театра с актуальным современным искусством.
О планах «Гоголь-центра» на 2021 год привычнее писать в будущем времени: трудно поверить, что всего этого может не быть. И если вы еще не поняли, что исчезновение «Гоголь-центра» с театральной карты России может стать огромной потерей, то мне больше нечего вам сказать.
Новым худруком «Гоголь-центра» стал Алексей Агранович. Рассказываем, чем он известен
Актер Алексей Агранович станет новым руководителем театра «Гоголь-центр». Об этом СМИ сообщили сегодня. Предлагаем поближе познакомиться с артистом и узнать, что привело его к новой должности.
Агранович родился в 1970 году. Окончив школу в 1987 году, работал на киностудии «Мосфильм» и занимался в театре-студии «Присутствие». В начале 1990-х учился во ВГИКе и участвовал в организации Международного студенческого кинофестиваля. Его первым самостоятельным проектом стал совместный концерт групп «ДДТ» и «Калинов мост» в Театре Советской армии в 1995 году.
Артист выступает продюсером церемоний открытия и закрытия ММКФ, открытия и закрытия кинофестиваля «Кинотавр», церемоний вручения премий «Золотой орел» и газеты The Art Newspaper, работал на премии ТЭФИ и многих других.
На счету Аграновича несколько режиссерских работ в кино: короткометражка «Fragile» 1994 года, полнометражный фильм «Улица Гоголя» 2006 года и документалка «Главкнига» 2015-го.
Актер исполнил около 20 ролей в фильмах и сериалах. Самый известный проект — фильм «Юморист», в котором он исполнил главную роль вымышленного советского комика Бориса Аркадьева.
Агранович поставил спектакли «Каменный гость» и «Чайка» в продюсерском центре «Переходы», «Подземку» — в антрепризе Театр Антона Чехова и работал над постановками «Квартета И» в 1998 году.
С 2014 года начал играть на сцене «Гоголь-центра»: в спектакле «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова и с 2017-го — в «Маленьких историях» по произведению Александра Пушкина и сценарию Кирилла Серебренникова.
Новость о назначении Аграновича худруком «Гоголь-центра» появилась вслед за сообщением о том, что из театра уходит Серебренников, занимавший этот пост 8,5 лет. Актер вступит в должность 26 февраля.
Что происходило с «Гоголь-центром» при Серебренникове The Village вспоминает историю конфликтов вокруг театра и его художественного руководителя
Утром во вторник, 23 мая, дома у художественного руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова начались обыски. Позже стало известно, что следственные мероприятия также проходят и в самом театре. В Следственном комитете заявили, что обыски проводятся по делу о хищении 200 миллионов рублей из бюджетных средств.
Следствие считает, что деньги были похищены «неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации „Седьмая студия“» в период с 2011 по 2014 год. «Седьмая студия» — театральная труппа, созданная Серебренниковым еще до его назначения в Театр имени Гоголя. В 2012 году организация действительно получила бюджетную субсидию в 210 миллионов рублей на три года на развитие другого проекта Серебренникова — «Платформа», базировавшегося с 2011 по 2013 год на «Винзаводе».
Деньги выделили на «развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта „Платформа“». Юрлицо «Седьмой студии» зарегистрировано на Серебренникова в 2011 году. Руководителем организации, согласно уставным документам, является Анна Шалашова — личная помощница режиссера. На «проекты в области театрального искусства» ежегодно выделялось 42,16 миллиона рублей, «проекты в области музыкального искусства» — 5,53 миллиона рублей, «проекты в области хореографического искусства» — 10 миллионов рублей, «проекты в области визуального искусства» — 9,38 миллиона рублей, «лабораторные проекты» — 2,93 миллиона рублей.
Также обыски начались у бывшего руководителя департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софьи Апфельбаум, которая возглавляла ведомство как раз в то время, когда проекту Серебренникова выделили средства. Сейчас Апфельбаум руководит РАМТ.
С 2012 года театром и самим Серебренниковым не раз начинали интересоваться правоохранительные органы и различные ведомства. The Village решил вспомнить истории конфликтов вокруг «Гоголь-центра».
2012 год: Смена руководства театра
Серебренникова назначили в «давным-давно погрузившийся в состояние анабиоза» Театр имени Гоголя в августе 2012 года. Это стало очередным театральным назначением возглавляемого тогда Сергеем Капковым департамента культуры Москвы. Аналогичным образом до этого сменилось руководство Театра имени Маяковского, Театра кукол, Центра драматургии и режиссуры, а также Театра имени Ермоловой и театра «Камерный балет „Москва“».
Театральный критик Роман Должанский назвал назначение Серебренникова «программным». По его словам, в данном случае речь шла «о смене самой модели существования подведомственных учреждений культуры».
На посту худрука Серебренников сменил Сергея Яшина, руководившего театром с 1987 года. Коллектив негативно встретил назначение нового руководителя, написав открытое обращение к властям города. По мнению труппы, смена руководства могла привести «к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра» и потере «великих традиций русской театральной школы». Авторы обращения также сетовали на то, что назначение Серебренникова противоречит приказу Минздравсоцразвития, согласно которому «возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования».
Серебренников утверждал, что его не пугают эти претензии, а Капков счел их нерациональными. К сентябрю ситуация обернулась тем, что коллектив театра начал проводить митинги, требуя отставки нового руководства. Сам режиссер все это время находился в Берлине, занимаясь постановкой оперы.
В октябре он вернулся в Москву, провел пресс-конференцию, а также встретился с актерами, пообещав сохранить им работу, социальные гарантии и репертуарный театр. При этом от планов переименования театра в «Гоголь-центр» и проведения других радикальных реформ он отказываться не стал. На этом театральная общественность сочла конфликт исчерпанным. Открытие центра назначили на 2 февраля 2013 года.
2013 год: Угрозы и претензии к «Отморозкам»
Вечером 17 января неизвестный в маске плеснул едкую жидкость в лицо Сергею Филину, художественному руководителю балета Большого театра, когда он подходил к подъезду собственного дома. После нападения Филина госпитализировали с ожогами лица третьей степени. На следующий день Серебренников заявил, что ему начали поступать угрозы. «В контексте происшедшего с Сергеем Филиным. Мне давно шлют угрозы. Давно и много. И мне шлют, и Алексею Малобродскому, директору „Гоголь-центра“. Сегодня стало известно, что материалы переданы в правоохранительные органы и расследование начато», — рассказывал он.
«Гоголь-центр» открылся 2 февраля спектаклем «00:00». Театр начали позиционировать как центр, в котором сосуществуют четыре резидента: «Седьмая студия» Серебренникова, студия Soundrama, танц-компания «Диалог-данс» и актеры Театра имени Гоголя.
Уже через месяц работой театра впервые заинтересовалась полиция. Главное управление МВД по Москве 1 марта начало проверку содержания спектакля «Отморозки», поставленного Серебренниковым по книге Захара Прилепина «Санькя», в связи с обращением Московского общественного совета по нравственности и социально-значимой информации.
«В течение двух месяцев меня вызывали в прокуратуру в связи с попытками вменить нарушения трудового законодательства, что, конечно, делалось по доносам и „письмам трудящихся“. А накануне открытия меня снова вызвали в прокуратуру и дали ознакомиться с жалобами на порочное содержание и тлетворное влияние наших спектаклей. Притом что „Гоголь-центр“ еще не был открыт и ни одного спектакля еще показано не было. Но пишущим уже заранее было понятно, что мы собираемся сеять разврат и пропагандировать гомосексуализм и педофилию», — утверждал директор театра.
Он рассказал, что полицейские попытались получить у него запись спектакля, на что Малобродский ответил, что не располагает записью спектакля. Реакции на это со стороны МВД не последовало.
Уже во время обысков в 2017 году Малобродский заявит, что жалобы в правоохранительные органы не прекращались с момента переименования Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр».
Под конец года произошел еще один скандал. Капков потребовал отменить показ в «Гоголь-центре» фильма о Pussy Riot под названием «Показательный процесс: История „Пусси Райот“». В своем письме Серебренникову глава департамента ссылался на то, что «данное мероприятие не является частью официально утвержденной афиши», а «государственное учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества».
Позже Серебренников рассказал, что опубликовал письмо, «чтобы объяснить публике, по какой причине мы отменили мероприятие». Он заявил, что «мог не подчиниться и на следующий день подать заявление об уходе», но решил, «что хлопать дверью из-за не моего фильма, который я, честно говоря, не видел, и дискуссии, хоть и важной, но организованной нами экстренно, вне программы, — было бы глупо».
2015 год: Смена директора и «Золотая маска»
В начале года происходят два значимых для театра события. 2 марта после двух лет совместной работы с Серебренниковым пост директора «Гоголь-центра» покидает Малобродский. Почему — неизвестно. По официальной версии, он написал заявление об увольнении самостоятельно, однако источник «Интерфакса» тогда утверждал, что «Малобродский уволен по итогам проверки, которая прошла в театре в конце прошлого года (2014 года. — Прим. ред.)». Основные претензии к Малобродскому якобы были связаны с «хозяйственной деятельностью» «Гоголь-центра».
На его место назначили телеведущую Анастасию Голуб. Объявивший об этом Капков через восемь дней сам покинул свою должность, а в Москве, по мнению комментаторов, началась эпоха реакции.
Назначенный на должность главы Депкульта Александр Кибовский, ранее руководивший департаментом культурного наследия Москвы, уже в апреле заявил о претензиях к театру. По его словам, к началу 2015 года долги «Гоголь-центра» составляли 80 миллионов рублей.
«Известия» объясняли задолженность конфликтом между Серебреннниковым и Малобродским, сам бывший директор эти обвинения отрицал. Он также говорил, что долгов у театра не было. «У „Гоголь-центра“ никогда, с момента основания и до 1 марта сего года, не было долга в 80 миллионов рублей. Никогда», — говорил бывший директор.
Параллельно с этим Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева проводил проверку нескольких спектаклей режиссеров Константина Богомолова, еще в 2013-м подвергавшегося критике за постановку «Идеальный муж. Комедия», и Серебренникова. Внимание НИИ привлекли «Мертвые души» в «Гоголь-центре», «Карамазовы» в МХТ и «Борис Годунов» в «Ленкоме» Богомолова. Проверка должна была установить, соответствуют ли режиссерские интерпретации постановок замыслу авторов. Ее результаты так и не были опубликованы.
Через месяц после этого стало известно, что районные отделения прокуратуры Москвы начали требовать от столичных театров, в том числе «Гоголь-центра», предоставить информацию об их репертуарах. Ранее в Генпрокуратуру обратился независимый фонд развития культуры «Искусство без границ», попросив проверить театры на предмет использования в постановках «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».
В июле Голуб покинула театр по собственному желанию, проработав на должности гендиректора всего пять месяцев. Исполняющим обязанности директора хотели назначить Серебренникова, однако он отказался, заявив: «Чтобы быть директором, надо разбираться в экономике и многих других вопросах». Тем не менее в октябре худрук соглашается с предложением совета директоров театра возглавить «Гоголь-центр».
Тогда же Серебренников сообщил об отказе театра принимать участие в конкурсе «Золотая маска». «Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно. Это они неоднократно заявляли», — писал худрук.
Несмотря на то что в августе 2015 года департамент культуры отказался погашать долги «Гоголь-центра», уже в феврале 2017-го Серебренников утверждал, что в 2016 году театр превысил государственное задание по посещаемости и количеству мероприятий. По его словам, «с каждого вложенного государством рубля театр заработал два».