творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Борис Пастернак

краткая биография

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевскийРоль и место в литературе

Борис Леонидович Пастернак – один из величайших писателей и поэтов XX века. Роль Пастернака в русской литературе сложно переоценить. Благодаря высокому мастерству и неповторимой тональности стихотворений он занял важное место в поэтическом движении начала XX столетия.

Для Пастернака высшей ценностью была сама жизнь. Поэтому его творчество жизнеутверждающее и преисполнено философским пафосом.

Происхождение и ранние годы

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Родители Бориса Пастернака

Борис Пастернак был рожден 10 февраля 1890 года в Российской империи (Москва) в творческой семье еврейского происхождения. Кроме Бориса, было еще трое детей.

Отец – Леонид Осипович (документально – Исаак Иосифович) Пастернак, рожденный в Одессе в еврейской семье. Был известным художником, членом Петербургской академии художеств.

Мать – Розалия Исидоровна Пастернак (в девичестве Кауфман), талантливая пианистка.

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Дом, в котором родился поэт

Рос Борис в творческой атмосфере. К ним в дом часто приходили люди искусства. В возрасте тринадцати лет он сильно увлекается музыкой под влиянием знакомства с композитором Скрябиным. Однако увлечение пришлось оставить из-за несовершенства слуха.

Образование

В 1901 году Пастернак был зачислен во второй класс 5-ой Московской гимназии. Борис всегда был старательным в учебе, не мог терпеть «совершенства наполовину». В 1908 году он окончил обучение в гимназии с золотой медалью.

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Борис с младшим братом

В 1908 году Пастернак поступает в Московский университет. Вначале он учился на юридическом факультете, позже перевелся на философский. Перед окончанием университета Пастернак едет в Германию, где посещает лекции в Марбургском университете. Однако его увлечение философией гаснет, и он уезжает на время в Италию.

В 1912 году Борис оканчивает университет, но за диплом не приходит. В это время все его мысли уже занимает литературная деятельность.

Творчество

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Памятник поэту в Тамбовской области

Первая проба пера у поэта была в 1909 году. О своем увлечении поэзией он вначале умалчивал. Определившись со своим призванием, Пастернак вступает в ряды московской поэтической группы «Лирика». Первые сборники стихов выходят в 1914 году («Близнец в тучах») и 1916 году («Поверх барьеров»). Но известность принесла книга, выданная в 1922 году, под названием «Сестра моя — жизнь».

На раннее творчество Пастернака большое влияние оказал В. Маяковский. В период 1920-1927 годов он был участником творческой группы «ЛЕФ» (куда входил и Владимир Маяковский). В 1931 году Борис Пастернак посещает Грузию. Кавказ вдохновил поэта на цикл «Волны». За роман «Доктор Живаго» Пастернак был награжден Нобелевской премией. Творчество поэта и прозаика всегда отличалось нравственно-философским пафосом.

Главные произведения

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Дом-музей в Переделкино

Главное творение автора – роман «Доктор Живаго». Работа над прозаическим произведением была долгой и кропотливой – десять долгих лет. В 1955 году Пастернак завершил работу, а в 1958 году роман был издан за границей. Его высоко оценили как читатели, так и литературные критики. Поэтому не удивительно, что за этот роман писателя наградили почетной Нобелевской премией. Однако в России роман был плохо принят советской властью и рядом других писателей. Пастернака даже исключили из Союза писателей. И только в 1988 году «Доктор Живаго» был опубликован в издании «Новый мир».

Последние годы

В 1952 году писатель слег с инфарктом, однако смог найти в себе силы восстановиться и даже продолжал потом писать. Цикл стихотворений «Когда разгуляется» (1956-1959 годы) стал его последней работой.

30 мая 1960 года Бориса Пастернака не стало из-за рака легких.

Хронологическая таблица

Год (годы)Событие
1890Год рождения Бориса Пастернака
1901-1908Годы обучения в 5-ой Московской гимназии
1908-1912Годы обучения в Московском университете
1909Первая проба пера поэта
1913Впервые опубликованы стихи автора в сборнике «лирика»
1916Сборник «Поверх барьеров»
1922Сборник «Сестра — моя жизнь»
1945-1955Работа над шедевральным романом «Доктор Живаго»
1958Награждение Нобелевской премией
1960Не стало Бориса Пастернака

Интересные факты из жизни поэта

Музей поэта

В 1986 году на даче в Переделкине (Новомосковский округ Москвы), которая когда-то принадлежала Пастернаку, был открыт первый музей писателя.

Источник

Введение

Каждый из нас читал знаменитые стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака. Например, «Гамлет» из цикла стихотворений Юрия Живаго, «Шекспир» или «Июльская гроза». В стихотворениях Б. Л. Пастернака чувствуется музыка, и даже в некоторых его произведениях поэт упоминает музыкальные инструменты. И чтобы это доказать, достаточно прочитать пару строк стихотворения «Сон»:

…Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк…

Символом поэзии Б. Л. Пастернака становятся музыкальные инструменты:

Если прочитать биографию Бориса Леонидовича Пастернака, то можно убедиться, что музыка повлияла не последнюю роль в жизни поэта и писателя.

Таким образом целью работы становится: Влияние музыки на творчество Бориса Леонидовича Пастернака.

Чтобы прийти к этой цели и ответить на вопрос появляются задачи:

1. Определить влияние родителей и близкого окружения на творчество поэта;

2. Определить причины отказа Бориса Леонидовича Пастернака от карьеры профессионального музыканта и композитора;

3. Определить повлияло ли время потраченное на учебу на творчество поэта;

4. Определить необходимость знаний музыки в повседневной жизни поэта и писателя;

5. Определить, как часто Б. Л. Пастернак использовал музыку в своих произведениях;

6. Узнать, действительно ли символами поэзии Б. Л. Пастернака является колокол, орган, лира и рояль.

«Сейчас сказать о Пастернаке что-то отрицательное, значит быть ретроградом худшего типа. Пастернак- крупный мастер», эти строки принадлежат Борису Сокольнику. Именно с этих строк я и хочу начать свою работу.

«Есть такой вид спорта – гигантский слалом. Лыжник стремительно несется вниз по крутому склону, постоянно наращивая скорость, резко бросая свое тело из стороны в сторону, чтобы пройти намеренно неудобно расставленные воротца. Он может стать чемпионом, а может сломать ногу или свернуть себе шею. Довольно опасный вид спорта.

Таким гигантским слаломом длиною в 70 лет представляется жизнь Бориса Леонидовича Пастернака.» (из книги «перечитывайте классику» В. С. Баевский)

«Он родился в Москве и полюбил ее всей душой, многократно изображая ее в своих стихотворениях и прозах. Так получилось, что он родился в самую годовщину смерти А. С. Пушкина. А. С. Пушкин становится главным ориентиром в зрелые годы его творчества.» (из книги «перечитывайте классику» В. С. Баевский)

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Не следует, конечно, понимать эти признания слишком буквально. Ведь в 1916 году пастернак предпринял попытку вернуться к музыке, которая быстро угасла» (из книги «Борис Пастернак: по ту сторону поэтики» Борис Гаспаров)

Так и закончилась карьера профессионального музыканта и композитора.

«Как показали детальные исследования, при всем внешнем драматизме, в этих кризисных моментах всегда присутствовала внутренняя логика: «отказ» каждый раз означал шаг вперед» (из книги «Борис Пастернак: по ту сторону поэтики» Борис Гаспаров)

«Отказ от музыкального творчества вызвал к жизни первые стихи: потребность выражать себя в искусстве была у Пастернака непреодолима. Произошло это в 1909 году. По сравнению с другими поэтами, которые начали писать довольно рана, то Б. Л. Пастернак начал писать стихи столь поздно, в 19 лет.

Однако на пути к поэзии эта универсально одаренная натура пережила еще один могучий искус, искус философии» (из книги «перечитывайте классику» В. С. Баевский).

Борис Леонидович Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета. И здесь ему удалось проявить себя он изучал все, что ему давали учителя, поэт с увлечением слушал лекции ректора университета, с энтузиастом работал в семинарах, посещал заседания религиозно-философского общества. «Здесь Пастернак познакомился со студентом Дмитрием Самариным, потомком известного славянофила. Он умер в 20-е годы, а много позже стал одним из прототипов Юрия Андреевича Живаго – именно эти факты его биографии вошли в образ героя Пастернака.

Несмотря на это, талант к творчеству дает о себе знать, и после отказа Иде Высоцкой выйти за него замуж, Б. Л. Пастернак пишет этот отказ в стихотворении «Марбург»:

Я вздрагивал. Я загорался и гас.

Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,-

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ.

Как жаль ее слез! Я святого блаженней.

О чем ты? Опомнись! Пропало… Отвергнут.

Вскоре Борис Леонидович Пастернак уезжает вместе со своими родителями и сестрами в Венецию, удивительно, но это поездка со своими родными находит отражения в его произведениях. Как и с музыкой Б. Л. Пастернак отказывается от занятий по философии и вступает в круг московских литераторов. Результат не заставляет себя долго ждать, и в 1913 году опубликовываются первые стихотворения и первая книга – «Близнец в тучах».

Бог дал удивительный навык Борису Леонидовичу Пастернаку – говорить от имени облаков, звёзд, дождя, ветра. Он был человеком, который находил вечные слова о мужской страсти и женской слабости, он мыслил по-другому, чувствовал, мечтал и все это видно в его величайших произведениях. В 1912 году он пишет стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать. ». Пусть в этом стихотворение всего 16 строк, но оно заставляет вникнуть и почувствовать глубину души и мыслей поэта. Именно, читая это стихотворение, мы понимаем, что он, действительно, мыслит иначе. И, дочитав до последних двух строк, мы останавливаемся и задумываемся, что хотел нам сказать Б. Л. Пастернак последними строками:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Но как и в каждых строках любого писателя и поэта скрыт некий смысл и здесь тоже. Если рассматривать каждую строку по отдельности, то понять смысл становится намного легче. «И чем случайней, тем вернее…», оказывается эта та самая лирика, которую передает нам поэт. Каждый писатель передает нам свои чувства, эмоции и мысли в своих произведениях. Борис Леонидович Пастернак передал нам свои чувства и эмоции через строку «И чем случайней, тем вернее…». В этой строке поэт будто торопиться пересказать его состояние души и чувств.

Есть замечательные слова Марины Цветаевой, которые она написала Борису Леонидовичу Пастернаку в письме: «Вы не человек, а явление природы. Бог по ошибке Вас создал человеком».

Б. Л. Пастернак мог стать одним из величайших музыкантов в мире. Как я уже говорила, его тренировал А. Н. Скрябин, и ему посвящены страницы прозы «Охранной грамоте», где он скажет: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина».

Борис Леонидович Пастернак с великой искренностью отзывался о музыки, и даже музыке он посвятил свое стихотворение, которое так и назвал «Музыка»:

Дом высился, как каланча.

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача,

Как колокол на колокольню.

Они тащили вверх рояль

Над ширью городского моря,

Как с заповедями скрижаль

На каменное плоскогорье.

И вот в гостиной инструмент,

И город в свисте, шуме, гаме,

Как под водой на дне легенд,

Внизу остался под ногами…

«Шопен, для Бориса Леонидовича Пастернака, был божеством навсегда, а Скрябин – божеством юности». Кто знает, может Ф. Ф. Шопен для Б. Л. Пастернака был кумиром. Может поэтому он написал ему стихотворение:

…А меж тем у Шекспира

Острить пропадает охота. Сонет,

Написанный ночью с огнем, без помарок,

За дальним столом, где подкисший ранет

Ныряет, обнявшись с клешнею омара,

Способности ваши, но, гений и мастер,

Сдается ль, как вам, и тому, на краю

Бочонка, с намыленной мордой, что мастью

Весь в молнию я, то есть выше по касте,

Чем люди,— короче, что я обдаю

Огнем, как, на нюх мой, зловоньем ваш кнастер.

Источник

Пастернак: биография, личная жизнь и творчество писателя

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Борис Пастернак: YouTube/ТОП 10 ФАКТОВ

Один из ярчайших писателей прошлого века — Борис Пастернак. Биография этого талантливого человека полна испытаний: его творчеству аплодировали во всем мире, но в родной стране подвергали травле и гонениям. Каким был при жизни и через что ради своих убеждений прошел Пастернак? Краткая биография, представленная ниже, даст ответы на эти вопросы.

Борис Пастернак: детство и юность

Борис Леонидович Пастернак появился на свет в 1890 году в Москве. Мальчик рос в творческой семье:

За год до рождения сына они перебрались в Москву из Одессы. Борис — старший ребенок в семье, у него был брат Александр и сестры — Жозефина и Лидия.

Будущего писателя с ранних лет окружали люди искусства: в доме Пастернаков часто бывал Толстой, Левитан, Рахманинов и другие. В юношестве Борис познакомился с композитором Александром Скрябиным, который вдохновил его на занятия музыкой. Юноша занимался по программе консерватории, успел написать несколько произведений для фортепиано.

Но спустя шесть лет ему пришлось отказаться от музыкальной карьеры. Как позже признавался писатель, ему очень сложно далось это решение. Но, как бы ни любил музыку, из-за отсутствия слуха он не смог бы достичь совершенства.

Борис хорошо учился в гимназии и в 1909 году с отличием окончил ее. Отказавшись от музыки, он не сразу выбрал профессию. Сначала поступил в Московский университет на юридическое отделение, но позже решил заняться философией.

В 1912 году на семестр отправился в немецкий город Марбург, где обучался у философа-неокантианца Германа Когена. Профессор склонял Пастернака к карьере в Германии, но тот потерял интерес к философии. Вернувшись в Москву, Борис закончил учебу, но так и не забрал свой диплом — он до сих пор хранится в архивах университета.

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Борис Пастернак: YouTube/Лабиринт, книжный интернет-магазин

Из-за детской травмы Пастернак был освобожден от воинской службы: в тринадцатилетнем возрасте он упал с лошади и сломал ногу. Кость срослась неправильно, и писателю всю жизнь приходилось скрывать хромоту.

Во время учебы в Германии Пастернак Борис сделал предложение подруге юношеских лет Иде Высоцкой. Объяснившись, он получил отказ. В тот же год вместе с семьей юноша посетил Венецию. Эти и многие другие эпизоды, которыми насыщена биография Пастернака, позже нашли отражение в его творчестве.

Борис Пастернак: творческий путь

Уже в 1909-м Борис Пастернак начал писать стихи, но никому не рассказывал о своем увлечении. Однако после поездки в Германию решил примкнуть к другим литераторам. Он вступил в поэтическую группу «Лирика», где издал свои первые стихи.

В 1913 году вышел первый сборник стихов Пастернака под названием «Близнец в тучах». Однако, как считал сам Пастернак, стихи были далеки от совершенства. Со временем многие из них он доработал или переписал полностью.

В 1916 году издал второй сборник — «Поверх барьеров». В это время Пастернак жил на Урале под Пермью. Считается, что этот город и стал прототипом Юрятина из «Доктора Живаго».

Третья книга «Сестра моя — жизнь» вышла в 1922-м: большинство стихотворений, вошедших в нее, были написаны еще в 1917 году. Этот сборник принес поэту славу и признание.

В тот же период он познакомился с Владимиром Маяковским, который оказал большое влияние на жизнь и творчество Пастернака. В 1920-х поэт входил в литературную группу «ЛЕФ» Маяковского, издал сборник «Темы и вариации», роман в стихах «Спекторский» и ряд других произведений.

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Борис Пастернак: YouTube/Студия Лавр

В 1931 году состоялось знаковое для поэта путешествие в Грузию. Здесь родились многие его стихотворения, вошедшие в цикл «Волны» (позже он стал частью книги «Второе рождение»). Пастернака глубоко впечатлила история и культура Грузии:

В 1935 году Пастернак писал письма Иосифу Сталину, заступаясь за мужа и сына поэтессы Анны Ахматовой. После этого их освободили из тюрем. Писатель поблагодарил Сталина, отправив в подарок книгу со своими переводами грузинской лирики.

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Портрет Пастернака, написанный его отцом, 1910: Wikipedia/Л. Пастернак

До этого момента творчество Пастернака было признано властью, но к концу 1930-х годов все изменилось:

Поскольку Бориса освободили от службы, то во время войны он прошел курс и стал военным корреспондентом на фронте. В послевоенные годы снова занялся переводами, а также на протяжении десяти лет писал свое главное произведение — «Доктор Живаго».

В романе нашли отражение откровенные взгляды Пастернака на события тех лет, поэтому в СССР его подвергли критике и не допустили к печати. Зато в 1958 году роман опубликовали за рубежом, и публика высоко его оценила.

Когда писателю была присуждена Нобелевская премия, Пастернак стал объектом травли со стороны советской власти и коллег. Из-за сильного давления он был вынужден отказаться от награды.

Борис Пастернак: личная жизнь, последние годы

В жизни Пастернака было три любимых женщины, которые вдохновляли его на творчество:

Она была женственной, утонченной и при этом самодостаточной. Лурье стремилась развивать и свою карьеру, а не только посвящать себя семье. После свадьбы они гостили в Берлине у родителей Бориса, а через год у супругов родился сын Евгений — будущий литературовед. Именно необходимость содержать семью подтолкнула Пастернака заняться переводами.

творческая биография пастернака своего рода зигзагообразный слалом как заметил в баевский

Борис Пастернак: YouTube/Студия Лавр

Супруги искренне любили друг друга, но быт и тяжелое денежное положение сказались на отношениях. Очередной причиной раздора стала переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, что заставило Лурье ревновать.

Спустя почти десять лет брака пара рассталась, и сын тяжело переживал этот развод. Как позже писал Евгений Пастернак, семья распалась из-за впечатлительности его родителей, не способных пережить тяготы быта.

Писатель влюбился в нее с первой встречи, они вместе отправились в Грузию, а в 1932 году — поженились.

Нейгауз окружила Бориса заботой и домашним уютом, посвящая себя семье. В 1938 году на свет появился их общий ребенок — сын Леонид. Однако спустя десять лет Пастернак отдалился от семьи, хоть и всегда их поддерживал.

К тому времени Пастернак был в немилости у власти, и за связь с ним Ивинскую сослали в лагеря на пять лет. В это время Борис оказывал финансовую помощь ее матери и детям. Жизненные невзгоды подкосили здоровье поэта — в 1952 году у него случился первый инфаркт.

Тем временем травля Пастернака продолжалась: его предлагали изгнать из страны, а позже открыли уголовное дело — Пастернака обвиняли в измене Родине. Однако сам писатель никогда не рассматривал возможность переезда: для него это было равноценно смерти.

В 1960 году у Пастернака диагностировали рак легких. 30 мая того же года в дачном поселке Переделкино он скончался.

Спустя годы после смерти Пастернак был реабилитирован. В 1980-х его посмертно восстановили в Союзе писателей, а его роман «Доктор Живаго» впервые издали в СССР. Также Нобелевский комитет признал недействительным отказ писателя от премии, и ее присудили посмертно. Диплом и медаль вручили старшему сыну Евгению.

Сильная личность, верная своему сердцу, добрый по натуре человек, наделенный невероятным талантом и творческим перфекционизмом, — вот каким останется для следующих поколений Борис Леонидович Пастернак. Биография и творчество поэта всегда будут объектом уважения и интереса.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава 1, страница 3)

Глава 1: 1 2 3 4 5
Глава 2: 1 2 3 4 5
Глава 3: 1 2 3 4 5
Глава 4: 1 2 3 4 5
Глава 5: 1 2 3 4 5
Глава 6: 1 2 3 4 5
Глава 7: 1 2 3 4 5
Глава 8: 1 2 3 4 5
Глава 9: 1 2 3 4 5

ГЛАВА I
ДЕТСКИЕ ГОДЫ
1890-1902

Время живых воспоминаний во многом не хронологическое. Из его счета выпадают первые годы, которые нельзя восстановить по чужим рассказам, не нарушив верность пережитому. У Пастернака в биографическое время не вошел год в доме Веденеева у Триумфальных ворот, пыльное городское лето, первая дальняя поездка, встреча с железной дорогой, югом России, морем. В своих воспоминаниях он часто ошибается на год-два. И тем не менее гудки паровозов с Брестской, Тверские-Ямские, душное лето в городе, стремительное движение по рельсам, шум прибоя и близость моря в будущем станут излюбленными образами его работ. Видимо, не все, что человек помнит, он может вспомнить как событие.

Недаром местом детства и юности своей героини Ларисы Гишар сделал Пастернак в «Докторе Живаго» именно эти места.

О жизни в доме Лыжина Борис Пастернак не вспоминал в течение тридцати лет. Память пробудилась внезапно. Вернувшись осенью 1924 года с женой и сыном из Ленинграда, он оказался без денег, под угрозой выселения из двух последних комнат родительской квартиры на Волхонке, с чувством необходимости поступиться интересами художественного призвания и поступить на службу. Он шел в надежде достать хоть что-нибудь ко дню рождения сына, думал о производительной и успешной судьбе своего отца, сравнивал и сопоставлял.

Я пересек Садовую и скоро очутился против бывшей Духовной семинарии, в Оружейном переулке. Я знаю по вашим упоминаньям, что я не то там родился, не то где-то там поблизости. Я бродил и бродил там и ничто моим воспоминаньям не говорило, пока я не пошел по продолженью Оружейного, по Божедомскому переулку. Тут недалеко от скрещенья Божедомского с Волконским переулком я все увидел и узнал. Я увидел забор и большое одинокое дерево над ним (из Семинарского сада), и боковую часть сада, и кривизну заворачивающего влево по кругу переулка, и увидел их такими, какими их видел всегда в смутном своем воспоминаньи. Замечательно, что ведь с тех пор я ни разу за 34 (или 32) года, живя в Москве, туда не попадал. Я ходил и ходил по переулку. Толчок к сближеньям был дан сам собой. Я их не производил. Я вернулся к воротам Семинарии (там теперь 3-й дом Советов и без пропуска не впускают, мне хотелось по саду пройти, там я бы нашел по драгоценности настоящие Микены). Я стоял против неважного дома, в котором с несомненностью жили мы, где ты начинал свою карьеру в одной из квартир вроде тех, что теперь нам предлагали и мы не берем, или еще похуже, и откуда ты повел свой корабль через Мясницкую, Волхонку, за границу, семью, жизнь в шести душах и за них и так далее и так далее.

Мне был год тогда, и отцом годовалого сына стоял я там, зажигались огни в Каретном, на Угольной площади, на Тверских-Ямских, в Оружейном, в Лиховом переулке, и я думал о том, как теперь эти четверо душ сидят на Волхонках и за границей, пока те и другие их держат, и ползут назад, в Оружейный, всякий раз, как добытые, достигнутые тобой позиции перестают их держать. И меня в этих сужденьях и чувствах подкрепляли мелочь за мелочью обстоятельства кончавшегося дня.

У агента денег не оказалось. «

В сентябре 1892 года журнал «Север» объявил конкурс на участие в альбоме акварельных иллюстраций к «Войне и миру». Леонид Пастернак сообщил о согласии в нем участвовать, стал изучать костюмы и нравы эпохи в библиотеке Румянцевского музея, эскизировать.

Второй сын Шура (Александр) родился 13 февраля 1893 года. Теперь все было проще и подготовленней, чем с первенцем. Розалия Исидоровна кормила его сама. Няня Акулина Гавриловна Михалина появилась в доме заранее, вероятно с осени, и, поначалу пестуя Борю, успела уже стать любимым и заметным членом семьи.

Передвижную выставку привезли в Москву. Работы были развешаны в залах Училища живописи, ваяния и зодчества. В конце марта, перед открытием, экспозицию осматривали художники и приглашенные. Приехал Лев Николаевич Толстой.

Он начал тогда писать «Что такое искусство», ездил на выставки, разговаривал с художниками, входил в детали. Около «Дебютантки» Толстой остановился и, когда Савицкий назвал автора, заметил: «Как же, как же, мне знакомо это имя, я слежу за его талантом». Ошалевшего от радости художника представили. Он нашелся сказать, что делает акварели к «Войне и миру» и мечтает об авторских разъяснениях. Толстой попросил прийти к нему в следующую пятницу.

Рисунки вызвали восторг. Стали собираться гости. Художник разговаривал с Татьяной и Марией Львовной, часто к ним подходил Толстой, знакомил с гостями, обменивался замечаниями. При прощании просили приходить снова, а летом непременно приехать в Ясную Поляну.

В один из ближайших вечеров Пастернак пришел в Хамовники с женой, и Толстой пугающе долго в них вглядывался, проверяя поверье, что любящие супруги становятся похожи друг на друга. Тогда он этого не нашел. Это пришло позднее.

У Толстого гостил Н. Н. Ге. Еще в 1889 году у Поленовых он смутил Пастернака, нежданно определив, что видит в нем своего последователя. Теперь он проявил горячее участие, захотел смотреть работы.

Они во что-то играли. Душевное обаяние и любовь, которой был полон добрейший Николай Николаевич, так надолго и накрепко запомнились мальчику, что потом и неоднократно он упоминал свою дружбу с ним как событие многолетнее и относил ее к тому времени, когда художника уже не было в живых.

16 июня 1893 года Леонид Пастернак ездил в Ясную Поляну. Толстой тем летом с увлечением косил, мучительно писал рассказ «Кто прав?», рукопись которого читал Пастернаку. Тот рисовал за чтением и косьбой, изучал, но не решался попросить специально попозировать. В остальное время делал акварельные наброски интерьеров Яснополянского дома. Вернувшись в Москву, сразу выехал в Одессу. Конец лета прожили на даче.

Розалия Исидоровна готовила программу с профессорами Московской консерватории скрипачом И. В. Гржимали и виолончелистом А. А. Брандуковым. 10 декабря 1893 года они играли знаменитое траурное a-moll-ное трио Чайковского в Колонном зале, на вечере памяти автора, скончавшегося две недели назад. О концерте много писали в газетах.

Затея удалась. Толстой пожимал руку своему двойнику, смеялись, танцевали. Об удачном празднике говорится в воспоминаниях зрителей и участников.

Пастернак приготовил на Передвижную выставку три небольших холста: «За чтением рукописи», на котором написал читающего при свече Толстого и слушающего Ге; «Чижик-пыжик», где Левитан левой рукой наигрывает песенку на рояле, придерживая правой Борю, в вязаном платьице сидящего у него на коленях; третьей работой был сделанный с юмором «Любитель искусства», натурой послужил кузен Карл. Там же ему хотелось выставить и акварели к «Войне и миру», тем более что альбом уже вышел и репродукции понравились, несмотря на плохое качество печати.

Николай Ге привез в Москву «Распятие» и выставил в мастерской у Константина Коровина на Долгоруковской. Зрители шли непрерывным потоком. Пастернак помогал в устройстве просмотра и дежурил на нем. 12 февраля 1894 года приехал Толстой, смотрел, восторгался, растроганно плакал.

26 февраля, вслед за отправленными уже работами, Ге, Касаткин, Левитан и Пастернак выехали в Петербург. Лев Николаевич провожал на вокзале, разговаривали, стоя на платформе до отхода поезда.

Холсты приняли, а акварели нет, как уже известные; в члены «Товарищества» и в этот год не выбрали. Пастернак жене в письме рассказывал, как, пришедши вечером в номер меблированных комнат, где он жил, Ге утешал его:

Выставку смотрели члены царской фамилии. Передавали, что около «Чижика» Александр III сказал наследнику Николаю: «Вот так я тебе маленькому одним пальцем наигрывал «чижик-пыжик». Увидев «Распятие», царь сказал: «Это бойня!» Министр императорского двора распорядился картину снять.

Московское общество любителей художеств решило отметить передачу Третьяковской галереи в подарок городу, собрав первый съезд русских художников. Леонида Пастернака заглазно выбрали в его совет и поручили быть художником новой постановки оперы Аренского «Рафаэль». Она входила в число пьес, посвященных «историческому развитию пластических искусств в его главных этапах», показанных в Колонном зале на заключительном вечере. Он до того не писал декораций и очень волновался. В результате все получилось успешно.

Всю последнюю неделю апреля собравшиеся художники, ученые и общественные деятели слушали и обсуждали сообщения по эстетике и истории искусств, состоянию художественного образования, музейному делу и устройству выставок, технике, технологии и авторскому праву художников.

На закрытии Н. Н. Ге, приехавший с опозданием из-за болезни, рассказывал, как тяжела, глуха и неблагодарна была судьба художника в начале века, и насколько с тех пор общими усилиями по воспитанию художника в каждом человеке возросло значение искусства в обществе и счастливее стала жизнь художника.

Все аплодировали с энтузиазмом. Это было последнее выступление старого художника, 1 июня 1894 года он умер.

В конце мая к Пастернаку пришел инспектор Училища живописи, ваяния и зодчества, секретарь Московского художественного общества князь Алексей Евгеньевич Львов. Он сказал, что он лично и совет общества предлагают ему место преподавателя училища и просят соответствующее ходатайство.

Летом жили на даче Бортневского (Средний фонтан), где 12 июля Пастернака навестил А. Ф. Кони, познакомившийся с ним в Хамовниках. В те же числа было получено официальное постановление N 659 от 4 июля 1894 года:

«Милостивый Государь Леонид Осипович!

Контора Совета имеет честь уведомить Вас, что Августейший Председатель Московского Художественного Общества, вследствие Вашего ходатайства от 24 мая с. г. постановил определить Вас с 1 сентября 1894 года младшим преподавателем в Фигурном классе училища Живописи, Ваяния и Зодчества с окладом жалования в 600 р. годовых, квартирой и мастерской Общества.

Августейшим председателем Московского художественного общества, о котором писал Львов, был Великий князь Сергей Александрович.

26 августа о назначении Архипова, Пастернака и Савицкого было объявлено в «Московских новостях». С осени Пастернаки поселились при училище, на Мясницкой, 21, в первом этаже кирпичного надворного флигеля.

Примыкавший к Тургеневской площади конец Мясницкой, или «Фроловка», то есть приход церкви Флора и Лавра, уцелел при пожаре 1812 года и к девяностым годам еще не перестраивался. В обширных темных садах под старыми деревьями редко стояли дома, перемежаясь сараями, конюшнями, деревянными заборами.


писал Борис Пастернак в 1958 году в стихотворении «Женщины в детстве».

На улицу и в переулок выходил Юшков дом. Прошлое этого дворца было легендарным. Упоминались Демидовы (князья Сан Донато), масонская ложа. В XVII веке он был перестроен Баженовым для генерала Юшкова, потом перешел в казну и к середине XIX века был отдан в аренду Московскому художественному обществу.


По ту сторону Мясницкой, в глубине парадного двора с ажурной решеткой стоял Московский почтамт, из-за которого вздымалась Меншикова башня. Красота этой части города контрастировала с привычным, заставляла приглядываться, запоминать.

В очерке «Люди и положения» описания запомненного начинаются с событий этой осени. Траурное шествие переноса праха Александра III, увиденное 30 октября 1894 года с круглого балкона угловой ротонды училища, передано по памяти в 1956 году. В подробном отчете о похоронах, напечатанном в «Московских ведомостях» 31 октября 1894 года, обращается внимание на те же детали описания процессии.

Через неделю пришло известие о смерти Антона Рубинштейна.

Рояль стоял в большой проходной комнате. Трио Чайковского играли на этот раз в память Ге и Рубинштейна. Няня, скрипя половицами, вышла из детской и по диагонали комнаты прошла в кухню. Потом, в перерыве между частями трио, стал слышен отчаянный плач. Мать встала и кинулась в детскую. Плач прекратился, Борю вынесли к гостям, чтобы он увидел, что происходит, и успокоился.

«Эта ночь межевою вехой пролегла между беспамятностью младенчества и моим дальнейшим детством. С нее пришла в действие моя память и заработало сознание, отныне без больших перерывов и провалов, как у взрослого».

То же пробуждение упомянуто в «Охранной грамоте», где в завершение глав о музыке Пастернак писал, что, «проснувшись однажды на третьем году ночью, застал весь кругозор залитым ею более чем на пятнадцать лет вперед и, таким образом, не имел случая пережить ее проблематику».

Похожим моментом открывается повествование в повести «Детство Люверс». Это говорит о точности запомненного момента, хотя установить датировку и участников вечера Пастернаку удалось только в 1955 году, когда он прочел книгу Н. С. Родионова «Москва в жизни и творчестве Л. Н. Толстого».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *