связи теории с жизнью и практикой

Связи теории с жизнью и практикой

Его основой является центральное положение классической философии, согласно которому точка зрения жизни, практики — первая и основная точка зрения познания. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой, практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; правильно поставленное воспитание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобразующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определяется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действеннее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил.

Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалектическую связь теории с практикой. Покажите, что наука развивается под влиянием практических потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащимися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных знаний в этом процессе.

Источник

Принцип связи теории с практикой

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип связи теории с практикой – это принцип, ориентирующий педагога на необходимость гармоничной связи научных знаний и практики повседневной жизни, а также предупреждение недостатков, которые могут проявиться при отрыве теории от практики.

Общая характеристика принципа связи теории с практикой

Значение принципа связи теории с практикой заключается в том, что при отрыве процесса обучения от практики приводите к вербально-абстрактному преподаванию, а именно к энциклопедизму. Отрыв обучения от теории приводит к дидактическому утилитаризму.

Значимость практики в процессе обучения заключается в том, что она является:

Данные формы значимости практики и используются в обосновании ее обязательной связи с теорией обучения. Однако место и значение практики в процессе обучения отличается рядом особенностей.

Использование практики в процессе обучения направлено на:

В процессе разъяснения учащимся соотношения теории и практики, педагог показывает, что практически все научные теории возникли в результате практических потребностей общества. В свою очередь теоретические исследования являются фундаментом для осуществления совершенствования практической деятельности. Так, изучение учащимися теоретических знаний может опираться на имеющийся у них практический опыт. Однако чаще всего обучение построено таким образом, что вначале учащиеся получают теоретические знания, а после подкрепляют их практической работой, например, осуществление лабораторных и практических работ по изученной теме или разделу.

Готовые работы на аналогичную тему

Применение теоретических знаний на практике способствует их укреплению и углублению, а также формированию умений и навыков их использования.

Наибольший интерес у учащихся вызывают такие формы практической деятельности как исследовательские и творческие работы. К ним относятся: эксперименты, наблюдения, трудовые задания, экспериментальные задачи и упражнения.

Таким образом, принцип связи теории и практики дает учащимся возможность не только получить научные знания, но и выработать навыки по их использованию в повседневной жизни и различных видах практической деятельности.

Роль принципа связи теории с практикой в обучении

Одной из основных задач педагога является показать учащимся, что теоретические исследования не могут осуществляться самостоятельно, то есть сами по себе и не ради развития науки, а с целью совершенствования практической деятельности и улучшения жизни общества.

Проблемы, решаемые различными науками, всегда ставятся практикой, в тоже время и их разрешение проверяется практикой, посредством внедрения в нее (общественное производство, жизнь и т.д.).

Одной из основных особенностей данного принципа является то, что учащимся, прежде всего, необходимо понять значение теории в жизни каждого человека и его практической деятельности. А так же умение применять полученные теоретически знания для решения разнообразных практических задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Полученные практические умения и навыки являются важными критериями качества знаний учащихся.

Реализация данного принципа в рамках общеобразовательной школы осуществляется посредством организации уроков трудового обучения и технологии.

Педагогическая практика показывает, что трудовая деятельность учащихся действительно имеет большое значение в процессе обучения и не менее важна, чем учебная. Кроме того, учебная деятельность учащихся должна рассматриваться как один из эффективнейших методов трудового воспитания детей. Все это определяет взаимосвязь и единство теории и практики.

История формирования принципа связи теории с практикой

В процессе отечественного образования принципу связи теории с практикой отводилась одна из самых значительных ролей в обучении в массовой школе. Однако в 1937 году ситуация кардинально изменилась, принцип довольно часто нарушался. Например, отмена уроков трудового обучения в 1937 году в советской школе, в соответствии с идеологией того времени.

Отмена уроков трудового воспитания была ошибкой, на которую указывали ряд педагогов-практиков, а также Н.К. Крупская. В тоже время часть педагогов считали, что отмена вполне обоснована, так как после репрессий 1937 года была уничтожена большая часть интеллигенции. В связи с чем, остро стоял вопрос создания новой «советской» интеллигенции. Поэтому процесс обучения был ориентирован только на интеллектуальную подготовку. Данное положение просуществовало вплоть до 1958 года.

В 1958 году ситуация изменилась, был принят Закон «Связи обучения с жизнью», который считался одним из основных принципов советской школы. Практическая деятельность осуществлялась учащимися дважды в неделю на уроках профессионального и трудового обучения. После окончания школы учащиеся получают не только аттестат, но и удостоверение слесаря, механика и т.д.

Большое внимание также уделялось связи теоретических предметов, изучаемых в школе и профессионального профиля учащихся.

В 1963 году система образования вновь претерпевает изменения, отменяется 11-й класс, профессиональные уроки в рамках школы прекращаются. Продолжается это до 1977 года, когда при школах организуются межшкольные мастерские УПК, теряющие свою актуальность в 90-х годах.

Однако принцип связи теории с практикой остается одним из важнейших, при любых отклонениях в решении вопросов трудового обучения. Особенности содержания учебных предметов, их специфика предусматривают разнообразные формы связи теории с практикой.

Источник

Принцип связи теории с жизнью и практикой

связи теории с жизнью и практикой связи теории с жизнью и практикой связи теории с жизнью и практикой связи теории с жизнью и практикой

Принцип наглядности.

Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времен.

В его основе лежат следующие научные закономерности:

органы чувств человека обладают разной восприимчивостью к внешним раздра­жителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувст­вительностью обладают органы зрения;

пропускная способность оптического канала связи от рецепторов к центральной нервной сис­теме наибольшая;

информация, поступающая в мозг из органов зре­ния (по оптическому каналу), не требует перекодирования, она за­печатлевается в памяти ученика легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала множество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них.

· Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словес­ной форме, устной или письменной.

· Помните: дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще; отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредст­венно воспринимаемых ребенком.

· Никогда не ограничивайтесь наглядностью: наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.

· Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные по­ложения доходят до сознания учеников легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необхо­димо использовать различные виды наглядности.

· Используйте наглядность не только для иллюстрации, но и в качес­тве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуа­ций. Это позволяет организовать эффективную поисковую и исследова­тельскую работу учеников.

· Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способству­ют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

· Следите за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизиро­ваны и поставлены в отношение причины и следствия независимо от по­рядка, в котором они наблюдались.

· Применяя наглядные средства, рассматривайте их с детьми сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем снова в целом.

· Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрез­мерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание детей и мешает воспринимать главное.

· Используя наглядность, активизируйте чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллю­стрирует изучаемые понятия.

· Старайтесь сами изготовлять вместе с детьми наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое сделано самими учениками.

· Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.

· Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, слайды, полиэкранную про­екцию и др.; овладейте техническими средствами обучения, методикой их использования.

· Применяя наглядные средства, воспитывайте у детей внимание, на­блюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

· Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.

· С возрастом учеников предметная наглядность должна все более ус­тупать место символической; при этом учителю следует особо заботиться об адекватности понимания сущности явления и его наглядного представ­ления.

· Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести мысль учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.

· При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятст­вием для глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактно­го мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

связи теории с жизнью и практикой

Принцип связи теории с жизнью и практикой

Основой данного принципа является главное положение клас­сической философии, согласно которому жизнь, практика — крите­рий истины, источник познавательной деятельности. Правильно ор­ганизованное воспитание вытекает из самой жизни, практики, не­разрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к актив­ной деятельности. Эффективность формирования личности зави­сит от включения ее в трудовую деятельность. Прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания об­разования, организации учебно-воспитательного процесса, приме­няемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудо­вую и политехническую подготовку, а также от возрастных особен­ностей учащихся.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил, впитавших в се­бя теоретические выводы и опыт лучших школьных коллективов.

· Общественно-исторической практикой доказывайте необходимость научных знаний, изучаемых в школе. Обучайте так, чтобы ученик и пони­мал, и чувствовал, что обучение является для него жизненной необходи­мостью.

Источник

Принцип связи теории с практикой и с жизнью

связи теории с жизнью и практикой связи теории с жизнью и практикой связи теории с жизнью и практикой связи теории с жизнью и практикой

связи теории с жизнью и практикой

связи теории с жизнью и практикой

· организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, за­крепление, выработку умений, навыков, привычек;

· самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положе­ние или правильность (ошибочность) его применения на практике;

· организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;

· попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты;

· широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого ма­териала;

· активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;

· посильное включение в трудовую деятельность.

Принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса

· соблюдение всех предыдущих принципов;

· организация педагогического процесса, когда всем участникам этого про­цесса интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная;

· участники взаимодействия открыты и толерантны по отношению друг к другу;

· образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого воспитанника, детского и педагогического коллектива.

Принцип единства знаний и поведения

· постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так чтобы ее участники убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей; упражнялись в социально ценном поведении.

Принцип эстетизации детской жизнедеятельности

· эстетическое оформление пришкольного участка;

· организация учебно-воспитательного пространства:

· красиво оформленные классные и рекреационные помещения;

· наличие цветов, зелени, произведений искусства;

· эстетический внешний вид воспитанников и воспитателей;

· формирование культуры взаимоотношений у всех участников педагогиче­ского взаимодействия.

Источник

Характеристика связи теории с практикой как принципа обучения

Характеристика связи теории с практикой как принципа обучения

Принципы обучения являются основными дидактическими положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения, по своему происхождению, являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями. Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования и его совершенствованием. К ним относятся принципы: гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).

Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения (связи обучения с жизнью, теории с практикой) требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.

Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.

Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, т.е. в том реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых. Из этого следует необходимость систематического ознакомления учащихся с основными событиями страны, региона, края, места проживания.

Изучение самых современных и фундаментальных теорий является недостаточным для нормального протекания процесса обучения. Не менее важны практические знания, понимание условий и способов их применения, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни, а не только в учебных ситуациях.

Фундаментальность обучения имеет в качестве основного результата развитие сознания и самосознания. Являясь совокупностью понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Следовательно, научно обоснованное построение процесса обучения предполагает его ориентированность на единство знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. В соответствии с этим законом в обучении требуется своевременное подкрепление знаний, в том числе и о социальных нормах и правилах поведения. Речь идет о сознательном усвоении знаний, т.е. раскрытии возможностей их использования в разнообразных социальных практиках, организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и научности получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Организация и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей социального, психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

Таким образом, принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Для реализации данного принципа необходимо: опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных отношений.

Таким образом, принципы обучения являются основными дидактическими положениями, определяющими содержание, организационные формы и методы образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения, по своему происхождению, являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями.

Суть принципа наглядности состоит в том, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Принцип наглядности используется как источник знаний, как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, яркий и образный показ того, что необходимо усвоить и для эстетического воспитания. По мере взросления ребенка наглядность используется в более символическом виде и в более ограниченном количестве т. к. их чрезмерное число рассеивает внимание и мешает восприятию главного

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Для реализации данного принципа необходимо: опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; показ области применения теоретических знаний; изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений; решение задач и упражнений на основе производственных отношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *