связи с условиями его жизни и воспитания

ВОСПИТАНИЕ — что это. Цели, Виды и Принципы воспитания

Воспитание — это целенаправленный процесс воздействия со стороны воспитателя на личность воспитанника. При этом, если воспитание неэффективно, то человек может быть не приспособлен к жизни в обществе. В таком случае личность испытывает трудности в коммуникации и не может справиться с жизненными проблемами.

Цели воспитания

От целей воспитания зависит выбор его содержания, задач, методов и принципов. Конечная цель данного процесса — формирование совершенных качеств личности. Чем более идеальная модель формируется в процессе воздействия воспитателя на своего воспитанника, тем лучше результат воспитания. Процесс взаимодействия педагога и учащегося имеет свою структуру. В современной педагогике рассматриваются две концепции воспитания:

Важно! Прагматическая концепция родилась в педагогической среде в начале XX века. В обществе была известна как “школа выживания” и была обусловлена периодом революционных потрясений как в России, так и за рубежом.

Гуманистический подход в воспитании, при котором в центре оказывается человек и его таланты, стал популярен в социуме значительно позже — в 30-х годах XX в. была разработана система воспитания А. С. Макаренко.

Виды воспитания

Различают следующие виды воспитания:

Нравственное

При закладывании фундамента основ нравственности у воспитанника формируются привычки поведения, которые соответствуют нормам поведения в обществе. Важными задачами, которые решает воспитатель в ходе привития основ нравственности своему воспитаннику, являются следующие:

Физическое

Хорошая физическая подготовка вырабатывает у молодых людей качества, которые им понадобятся для успешной деятельности в будущем. Задачами воспитателя при системной физической работе с детьми и молодыми людьми будут следующие:

Трудовое

Трудовое воспитание охватывает те аспекты, которые связаны с производственной деятельностью ученика. Важным моментом в этом случае является политехническое образование. Здесь выделяются такие задачи:

В процессе обучения молодой человек знакомится с основами предпринимательской деятельности. У него развиваются технические способности, экономическое мышление.

Умственное

Результат умственного воспитания — хорошая память, развитое логическое мышление, воображение. Раскрытые таланты и дарования личности.

В этом случае важными задачами для педагога являются:

Эстетическое

Цель формирования эстетического вкуса у детей, а также приобщения человека к прекрасному в своей жизни, ставит перед воспитателем следующие задачи:

По мнению специалистов, быстрое развитие определенных качеств человека может произойти, если педагог опирается в своей работе на природные задатки ученика.

Видео: Воспитание​ детей. Что такое воспитание​?

Принципы воспитания

Основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса выражены в принципах воспитания. Ими руководствуются педагоги, решая поставленные перед ними задачи. Система воспитания опирается на следующие принципы:

Видео: 4 Этапа Воспитания Детей Согласно Тибетской Мудрости

Критерии оценки воспитанности современного человека

О воспитанности современного человека можно судить по его облику, речи, манере поведения. Также критерием оценки хорошего воспитания является умение человека действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, на благо других людей. При этом личность должна не только ориентироваться в правилах, идеалах и ценностях на законы современного общества, но и поступать в соответствии со своими убеждениями.

Важно! Воспитанник является не только объектом воспитательного воздействия своих педагогов, но и полноправным членом процесса воспитания в рамках отношений “ученик — учитель”, как бы долго они ни продолжались.

В заключении можно отметить, что воспитание в более широком смысле слова — это длительный процесс накопления человеком опыта, знаний, правил поведения, которые по мере зрелости личности становятся его убеждениями и моральными принципами. Познавательное видео о духовном воспитании ребенка смотрите ниже.

Источник

Педагогика. Шпаргалка (8 стр.)

В настоящее время содержание воспитания меняется. И. П. Подласый выделяет следующие идеи, лежащие в основе современной педагогики воспитания:

1) реализм целей воспитания (сегодня это разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и одаренность);

2) совместная деятельность детей и взрослых;

4) личностная направленность воспитания (в центре всего воспитательного процесса должен находиться человек, интересы и индивидуальные склонности которого следует развивать);

5) добровольность (воспитательный процесс не должен осуществляться принудительно);

6) коллективистская направленность (в содержании воспитания следует преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность).

25. Закономерности процесса воспитания

H. Е. Щуркова выделяет следующие общие закономерности.

1. Воспитание совершается только путем активности самого ребенка.

2. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено изменяющимися потребностями и потому вариативно.

3. Воспитание осуществляется в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника.

4. Воспитание должно определяться внутренним состоянием ребенка.

5. Воспитание носит скрытый характер. Ребенок не должен ощущать себя в роли испытуемого.

Рассмотрим закономерности, отражающие эффективность воспитательного процесса.

Эффективность воспитания зависит от:

1) сложившихся воспитательных отношений;

2) соответствия цели и организации действий, помогающих достигнуть эту цель;

3) соответствия социальной практики характеру воспитательного влияния. Приобретая знания, усваивая социальный опыт, человек стремится воплотить их в реальной жизни.

Если происходит рассогласование, то воспитанника ждет глубокое разочарование. Если воспитание хочет изменить практику в лучшую сторону, то делать это надо осторожно и постепенно;

6) активности его участников в педагогическом взаимодействии;

7) эффективности развития и обучения;

8) качества воспитательного воздействия;

10) сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанника;

11) интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками.

26. Принципы воспитания

Требования, предъявляемые к воспитательным принципам:

1) обязательность (обязательное и полное воплощение в практику воспитательной деятельности);

2) комплексность (одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса);

3) равнозначность (среди воспитательных принципов нет главных и второстепенных). Воспитательные принципы одинаковы для всех, однако их практическая реализация личностно обусловлена.

Современная отечественная система воспитания руководствуется такими принципами как:

1) общественная направленность воспитания (в современных условиях важно преодолеть идеологизацию воспитания, избегать лозунговой педагогики, формировать общественно ценные мотивы деятельности);

3) опора на положительное в воспитании (педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать недостаточно сформированные положительные или тормозить отрицательные качества);

4) гуманизация воспитания (принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления посильных и разумных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других уничижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям);

5) личностный подход (опора в воспитании на личностные качества);

6) единство воспитательных воздействий. Н. Е. Щуркова выделяет три основных принципа воспитания.

1) ориентация на ценности и ценностные ориентации. Постоянное внимание педагога к эмоциональным реакциям, словам ребенка и их соотнесение с нравственными общечеловеческими ценностями;

2) принцип субъективности. Максимальное содействие педагога развитию способности ребенка осознавать собственное «Я»;

3) принцип целостности. Личность проявляет себя как целостный феномен, что необходимо учитывать в воспитательном процессе.

27. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся

Сочетание учебно-воспитательной деятельности с практической трудовой деятельностью обеспечивает успешное формирование личности в современных условиях. Правильно организованное трудовое воспитание является гарантией успешной социализации, морального и интеллектуального формирования личности, физического развития.

И. Ф. Харламов выделяет функции трудового воспитания.

1. Практическая трудовая деятельность оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека.

2. Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку.

3. Труд способствует нравственному воспитанию личности.

4. Труд формирует у учащихся товарищеские отношения, коллективизм и взаимную требовательность.

5. Как фактор воспитания труд способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии.

Понятие «трудовое воспитание» является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессиональной ориентацией, которые выступают составными частями первого. Все три процесса взаимосвязаны и формируют у школьника трудолюбие.

Структурные компоненты трудолюбия:

1) потребность в социально-созидательной деятельности;

2) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его важности;

3) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

4) достаточная сила воли.

Виды трудовой деятельности школьника: трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями (изготовление учебных пособий, действующих моделей, стендов, выращивание цветов и т. д.); ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних и учебно-производственная практика в старших; труд по самообслуживанию (уход за своими вещами, уборка классов, ремонт пособий и т. д.); общественно полезная работа на территории населенного пункта; общественно полезный, производительный труд в средних и старших классах на предприятиях, в сельском хозяйстве.

Направления профессиональной ориентации:

1) знакомство с характером и своеобразием различных профессий и специальностей;

2) приобщение учащихся к деятельности в сфере промышленности и сельского хозяйства (показ привлекательного характера производства и создания материальных ценностей);

3) создание условий для овладения учащимися начатками производственных специальностей.

Источник

Реферат «Принципы воспитания»

связи с условиями его жизни и воспитания Анастасия Гиденко
Реферат «Принципы воспитания»

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ

1.1 Общественная направленность воспитания

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

• общественная направленность воспитания;

• связь воспитания с жизнью, трудом;

• опора на положительное в воспитании;

• гуманизация воспитания;

• единство воспитательных воздействий.

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному вменению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения воспитание должно, готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная, к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь, большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми. В общественные процессы каждый человек включается раннего детства. Гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности разрабатывается несколько позже в школе второй ступени. Всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам. Актуальная задача преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чего воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Античные педагоги, поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в обменных и трудовых отношениях.Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Воспитанников, необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества. Школа жизни лучшая школа воспитания. Принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателейактивной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной системы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспитание «школу жизни» проходят все подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения, вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

Правильная реализация принципа связи воспитанияс жизнью требует от педагога умения обеспечить:

• понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

• уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

• развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

• понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

• сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;

• бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

• нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, безответственности, нарушениям трудовой дисциплины.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:

1. Следует преодолевать абстрактность в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и во внеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.

2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное производство учебный труд, помощь дома и в школе.

3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.

4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.

5. Участвуя наравне с взрослыми в решении жизненно важных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.

6. Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

7. Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребята чувствовали, что их труд нужен людям обществу, чтобы он приносил удовлетворение.

1.2 Гуманизация воспитания

К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип гуманизации.Он требует:

• гуманного отношения к личности воспитанника;

• уважения его прав и свобод;

• предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

• уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

• уважения права человека быть самим собой;

• доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

• ненасильственного формирования требуемых качеств;

• отказа от унижающих честь и достоинство личности наказаний;

• признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным).

ГЛАВА 2. А. С. МАКАРЕНКО ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ И В ТРУДЕ

2.1 Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины

Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад,Cветлячок, c.Большеустьикинское муниципального района Республика Башкортостан.

Консультация для родителей «Принципы воспитания» Консультация для родителей «Принципы воспитания»1. Сначала установите границы, затем требуйте их соблюдения. Ребенок должен знать, что приемлемо.

Реферат «Дизартрия» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.

Реферат «Формы общения» Содержание Формы общения на «ты» и на «Вы» 1 Введение 3 1 Понятие «Ты» и «Вы» 4 2 Речевой этикет и вежливость 6 3 Равенство/ неравенство.

Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России» Контрольная работа «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России» Выполнила: Мингареева Инна Генадиевна воспитатель 2018.

Реферат на тему: «Театр безопасности» ТЕАТР БЕЗОПАСНОСТИ Оглавление Введение….…3 Глава 1. Основы безопасности в жизни ребёнка дошкольного возраста….5.

Реферат «Устройство голосового аппарата и принципы его работы» УСТРОЙСТВО ГОЛОСОВОГО АППАРАТА И ПРИНЦИПЫ ЕГО РАБОТЫ. ВВЕДЕНИЕ Человеческий голос – в своем роде уникальное явление и как акустический.

Реферат «Патриотическое воспитание дошкольников» В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше.

Задачи и принципы музыкального воспитания Средства музыкального воспитания. Комплексный подход в музыкальном воспитании заключается в следующем: 1. Музыкальное воспитание должно.

Источник

Связи с условиями его жизни и воспитания

Ожидайте

Перезвоните мне

связи с условиями его жизни и воспитания

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

связи с условиями его жизни и воспитания

Аннотация: В настоящее время в педагогике широко применяются традиционные принципы, которые подтверждены опытом и исследованиями, отражают наиболее существенные закономерности процесса воспитания.

Статья:

В педагогике принципы воспитания рассматриваются как исходные установки, главные ориентиры, которые упорядочивают всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. [2] Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер.

В настоящее время в педагогике широко применяются традиционные принципы, которые подтверждены опытом и исследованиями, отражают наиболее существенные закономерности процесса воспитания. Они составляют основу и свидетельствуют об определенном понимании процесса воспитания, не только того, какой он есть, но и того, каким он должен быть и что педагоги должны делать, чтобы воспитание проходило более успешно. Принципы, являясь системой требований к процессу воспитания, отражают собой законы и формулируются на их основе. Так же они могут быть результатом педагогической воли, выбора тех, а не других принципов. Анализ и отбор определенных принципов воспитания, переосмысление их содержания — это живой научно-педагогический и практический процесс, выражение той или иной концепции, парадигмы воспитания.

Таким образом, принципы сначала определяются какой-либо педагогической концепцией, а потом в ходе практики опытным путем и экспериментированием проверяются на истинность и соответствие к реальной ситуации. Следует отметить, что в настоящее время происходит переход к новой концепции воспитания, к гуманистическому, личностно- направленному воспитанию, что обязывает инициаторов смены парадигмы воспитания разрабатывать новую систему принципов или выделять приоритетные среди традиционных принципов, наполнять их новым содержанием, трактовать в соответствии с современной концепцией воспитания. Это хорошо видно, если сравнить принципы воспитания недавнего прошлого и современной России.

В научной и учебной литературе советского периода на первом месте стоят принципы коммунистической направленности воспитания. Которые отражают связь с жизнью и практикой коммунистического строительства, сочетание педагогического руководства с самостоятельной деятельностью воспитуемых, уважение к личности в сочетании с требовательностью к ней. В этом видны определенные идейные, идеологические, концептуальные установки, отвечавшие эпохе, когдагосударство ориентировалось в системе воспитания на контроль при формировании подрастающего поколения и активно управляло этим процессом. [4]

Как и почему изменилась система принципов воспитания в настоящее время в России? Из вышеизложенного ясно, что система принципов воспитания сложилась под влиянием новых фундаментальных установок в воспитании и отражает их основные положения. Эта концепция носит название гуманистического воспитания. Она получила признание еще ранее в развитых странах мира и по-своему развивалась в России.

Предпосылки развития гуманистической педагогики в России уже были. Во-первых, это можно проследить в классических теориях, взглядах русских и зарубежных педагогов с древних времен до XIX в., к ним относятся такие педагоги, как Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Во-вторых, в работах таких русских педагогов первой трети XX в., как К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, а позже и В. А. Сухомлинский. В-третьих, в выступлениях группы советских педагогов, названных новаторами в 80-е гг., позиция которых получила название «педагогика сотрудничества». [6]

В начале XX в. сильнейшее влияние на мировую педагогику, в том числе на русскую и потом советское образование, оказали представители свободного воспитания Дж. Дьюи, В. Лай, М. Монтессори, вальдорфской педагогики Р. Штайнера и др. Они принесли новый взгляд на воспитание и способствовали поискам в этом гуманистического направления. А во второй половине XX в. гуманистическая педагогика получила поддержку в новых идеях со стороны гуманистической психологии К. Роджерса, а также от общей тенденции в мировом развитии по пути гуманизма, демократии, гражданского общества. Стоит отметить, что во многих пособиях по воспитанию используются, объясняются, рекомендуются принципы и методы психотерапии К. Роджерса: принятие ребенка, безусловная любовь, эмпатия, психолого-педагогическая поддержка и пр. [5]

На поворот отечественного воспитания к гуманистической педагогике оказали влияние также социальные процессы в новой России и документы ООН: Декларация о правах человека и Конвенция о правах ребенка [7, с.1].

В научно-методической и учебной педагогической литературе можно увидеть разнообразие принципов воспитания, но, если подумать, в целом дается система принципов, отражающая концепцию гуманистического воспитания. Отметим основные принципы:

воспитание должно быть направлено на развитие личности и формирование творческой индивидуальности;

воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых;

воспитание должно проходить в процессе освоения воспитанниками культуры и в соответствии с особенностями культурной среды, окружения;

вовлечение детей при воспитании в активную сознательную развивающую деятельность;

связь воспитания с жизнью окружающего общества, с трудом, с опытом и жизнью воспитанника;

осуществление воспитания в коллективе и с помощью коллектива;

опора в воспитании на положительные стороны воспитанника;

сочетание в воспитании педагогического руководства с самостоятельностью воспитанников.

Проанализировав эти утверждения, можно сделать вывод, что воспитание должно быть направлено на развитие творческой личности, индивидуальности в процессе деятельности воспитанников по освоению культуры и на основе их возрастных и индивидуальных различий. Отметим, что такая система принципов и отраженная в них концепция воспитания определяются не только системой законов воспитания, но и рядом вышеназванных объективных факторов, а также субъективным фактором — волей педагогического сообщества или отдельных педагогов.

Итак, опишем принципы воспитания, сформулированные педагогической наукой на основе анализа исторического опыта, практики воспитания в учебно-воспитательных учреждениях и, с другой стороны, на основе современного понимания процесса воспитания, требований времени, в свете тенденций социального развития. Выделим три группы принципов воспитания.

Первая группа принципов определяет требования к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему. Это содержательно-целевые принципы. К ним относятся: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом.

Вторая группа принципов определяет требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы, т.е. это педагогические или методические принципы. Они включают в себя: принцип воспитания в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитаннику в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека.

Социальные и психологические условия составляют третью группу принципов воспитания. Эти условия обеспечивают сам процесс воспитания, без них он будет непродуктивен. Такие принципы носят название социопсихологические. Они включают в себя: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований, где семья, детский сад и общество предъявляют одинаковые требования в процессе воспитания. [3]

Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности. В воспитании главной ценностью является человек, развитие и раскрытие его способностей. Не случайно, что среди педагогических дисциплин возродилась отрасль, названная в свое время К. Д. Ушинским педагогической антропологией, а антропологический принцип обосновывается как методологический принцип педагогики. [8]

Этот принцип гласит о том, что воспитатель должен направить усилие на развивающую работу с каждым ребенком. Только лишь обеспечив полноценное обучение, можно развить и усовершенствовать возможности ребенка. Не следует противопоставлять развитие личности обучению. Еще Л. С. Выготским, доказано, что обучение, равно как и воспитание, ведет за собой развитие. [9]

Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения. Стоит отметить, что принцип воспитания в процессе освоения культуры — это более широкое толкование тезиса «обучение ведет за собой развитие». [9, с.388] Человек становится человеком только тогда, когда он освоит всё то, что люди называют культурой, эта мысль есть уже в самом понятии воспитания и известна давно. Новое здесь для процесса воспитания в современных условиях то, что в культуре педагогика делает акцент на ценностях. Это в теории воспитания порождает ценностный подход к определению целей и содержания воспитательного процесса. Особенно актуально это для России сегодня, когда ведется поиск национальных ценностей, идеологии, которые влияют на развитие страны и общества и одновременно не отгораживают нашу страну и ее граждан от мирового сообщества.

Вторая сторона этого принципа — «единство воспитания и культуры». [10, с.15] Она состоит в гармонии, в активном взаимодействии с окружением, от членов семьи до всего человечества, через посредство культуры, в служении тому, что составляет ценность для общества, в работе над личными проблемами[10]. Это можно проследить в работах великих авторов, таких как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др. Много об этом писал замечательный русский педагог С. И. Гессен. В 1920-1930 г. Он был в эмиграции в Польше и в основном там и работал. Анализируя процесс формирования личности, он пишет: «. личность обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры». [11, с. 14] Далее он говорит, что и индивидуальность, своеобразие, личности проявляется и образуется только как «естественный плод устремления к сверхиндивидуальному». [11, с.16]

Принцип связи воспитания с жизнью и трудом является одним из фундаментальных положений в мировой педагогике. На основе этого принципа регулируются все цели и содержание воспитания, так же методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию ребенка к жизни.

Следуя принципу связи воспитания с трудом детский сад, семья, общество должны организовывать разнообразную трудовую деятельность ребенка, вовлекать его в труд. Например, с ясельных групп приучать детей убирать за собой игрушки, на прогулке помогать воспитателю наводить порядок на своем участке, убирать веточки, палочки, ненужный мусор, который периодически там появляется.

Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: правильное воспитание строится на вовлечении воспитуемых в различные виды деятельности. Воспитатели должны быть знакомы с такими видами деятельности, как учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная. Иначе говоря, педагог должен использовать такие средства воспитания, как игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь. Знаменитый педагог А. С. Макаренко был против тех родителей и педагогов, которые считали, что воспитывать — значит действовать нужными словами, т. е. читать мораль. [6] Настоящий педагог должен уметь делать многое, владеть названными средствами воспитания и правильно применять их в процессе своей работы.

Принцип воспитания с опорой на активность личности. Главным условием воспитания является активная, сознательная деятельность воспитанников. Дети должны быть вовлечены в деятельность и внутренне, и психологически, и морально. Деятельность должна иметь для них смысл, личное значение, хотя она не всегда осознанна. Активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях и многом другом. Такое поведение говорит о внутренней работе: о формировании и развитии потребностей, направленности, установок, склонностей, эмоций и воли, привычек, характера — всего того, что составляет личность. Таким образом, воспитывающая деятельность эффективна тогда, когда основана на внутренней работе и в свою очередь вызывает, стимулирует этот личностный рост.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Это принцип формирует определенную мораль поведения человека. Говоря простыми словами, человек живя в обществе, находясь в разных группах, должен уметь соединить в гармонии интересы и ценности общества со своими определенными личными целями. Участие в жизни здорового, развитого коллектива, который создан в группе, является одним из главных и действенных методов в процессе воспитания. Для этого педагог должен уметь создать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью воспитанников. Через воспитание педагог руководит деятельностью воспитанников, он принимает участие в развитии отношений между детьми, в общении и во взаимодействии друг с другом. Поэтому воспитатели должны давать как можно больше поручений в организации и выполнении всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживание, игры, общественную работу. В самоуправлении проявляются такие качества детей как инициатива, творчество, самостоятельность. Через самоуправление дети регулируют и создают свою собственную жизни и деятельность в образовательном учреждении.

Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему. Об этом принципе много и убедительно говорил А. С. Макаренко. Он подтвердил его собственным опытом. Многие педагоги также на своей практике доказали, что не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности дает на возможность воспитать достойную личность. Педагогическое требование — это метод воспитания, который предполагает соблюдение норм, выполнение правил поведения, норм отношений между людьми, принятых в обществе. [6] Вместе с тем взаимодействие и взаимоотношения между воспитателем и воспитанниками должны основываться на гуманизме и уважении. Моральные нормы общества и профессии, профессиональная этика требуют от воспитателя такого же отношения к воспитанникам, как и ко всем другим членам общества, взрослым. Конвенция ООН о правах ребенка является документом, который ориентирует педагогов на гуманное уважительное отношение к ребенку, на соблюдение правовых и этических норм в педагогическом процессе.

Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основывается на тысячелетнем опыте, на знании психологии человека, на педагогической практике. В любом, даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружением. Поэтому А. С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верить в его возможности и желание быть хорошим человеком и членом общества. [6] Поэтому психология и педагогика рекомендуют учителю: не следует постоянно укорять ребенка за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а наоборот, делать акцент на хорошем, что в нем есть, хвалить и поощрять добрые поступки. Осуждать нужно неверное действие или проступок, но никак не самого ребенка. Нужно учиться даже в плохом поступке видеть хорошие стороны, извлекать из него максимум: в упрямстве — настойчивость и волю, в непоседливости — любознательность. Необходимо создавать ситуацию успеха для ребенка, увлекать доступной перспективой, планами и др. Чтобы успешно следовать этому принципу, необходимо изучать ребенка, его семью, их особенности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Возрастные особенности детей обязывают педагога правильно выбирать характер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста.

Индивидуальные особенности детей также требуют учета в воспитании. В дифференциальной психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изучаются и описываются отклонения в поведении, психология одаренных, способных и, с другой стороны, людей, имеющих проблемы в развитии. Все это помогает воспитателю вести адекватную работу. При этом готовых ответов может не быть, и надо, как было сказано, изучать воспитанника и условия его развития, чтобы видеть проблемы в его формировании и найти правильные средства воспитания. Воспитатель в таких случаях должен работать совместно с психологом, врачом, социальным педагогом.

Принцип единства требований. В процессе воспитания работа педагога должна быть направлена на обеспечение согласованных действий, взаимопонимания, единства требований, взглядов, позиций семьи и образовательного учреждения. Для этого образовательное учреждение должно работать с семьей и социальным окружением детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах.

Описанная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требований к воспитательному процессу. Следует отметить, что все принципы тесно связаны между собой, характеризуя общий взгляд современной науки на воспитание.

Реализация принципов воспитания в системе дошкольного образования.

При реализации данного принципа педагогу необходимо максимально обогатить личностное развитие детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Но при этом следует помнить, что каждому возрасту ребёнка соответствует определённый вид ведущей деятельности.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, при которой ребенок осваивает способы применения предметов на примере взрослого. Учиться использовать ложку по назначению, правильно применять игрушки и многие другие предметы. Освоение ребёнком предметной деятельности происходит непосредственно во взаимодействии со взрослыми. И уже в раннем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Важная часть детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у ребёнка происходит развитие таких личностных качеств как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.

Второй, главнейший принцип – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, то есть он является субъектом образования. В этом случае педагог должен учитывать интересы, познавательные потребности и особенности индивидуального развития каждого ребенка.

При реализации этого принципа для педагога важно создать условия для того, чтобы личностные функции субъектов образовательного процесса проявлялись в полном объеме и соответственно развивались.

Индивидуальный подход к детям не должен заключаться в индивидуальном обучении. Работая с несколькими детьми, воспитатель не должен оставлять других пассивными наблюдателями. Процесс воспитания в группе детей основано на том, что воспитатель ставит общие для всех задачи, заинтересовывает детей работой друг друга, сильный ребенок работает с более слабым, направляет их общую работу, использует замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех. Индивидуальный подход используется в целях создания условий для максимального развития каждого из детей и предупреждения влияния неблагоприятных обстоятельств.

Например, на дидактическом занятии по формированию элементарных математических представлений можно предложить детям такое задание: дать детям счетные палочки, и разделить группу на три части, по уровню сложности, например, одной группе дать задание составить и назвать геометрическую фигуру из трех палочек, другой группе предложить составить фигуру их 4 палочек, ну а третьей группе дать 6 палочек и предложить выполнить тоже самое задание. Это задание вызовет большую активность у детей и будет очень интересным для них.

Или на занятиях по художественно-эстетическому развитию, закрепляя тему «Овощи», ребенок самостоятельно выбирает любой овощ, который он хочет изобразить, а также способ его изображения: лепка, аппликация или рисование.

Третий принцип – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.

К этому принципу хотелось бы добавить положение стандарта о том, что образовательная программа реализуется в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Но не только за счет занятий. Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, поэтому основная образовательная программа реализуется через игру.

Но помимо игры существует немало форм совместной деятельности, которые и позволяют сделать жизнь ребёнка насыщенной и интересной в течение пребывания ребёнка в детском саду: проектная деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, коллекционирование, экспериментирование, исследования, мастерская, музыкальная, художественная деятельность. [13]

Опишем некоторые из них.

Главное, чтобы ребёнок сам выбирал вид деятельности, которой он хочет заниматься. Самостоятельность ребёнка проявляется и в том, что он вправе просить помощь у педагога, а педагог оказывает эту помощь или предлагает совет ребёнку только тогда, когда ребёнок в этом нуждается. Ребёнок сам может запланировать, какую часть работы он выполнит вместе со всеми, а какую часть оставит на потом. Здесь важно учитывать, что любая работа всегда должна быть завершена, должен быть результат этот работы и желательно качественный результат. Это и является педагогическим сопровождением. Ребенок при этом свободен в выборе партнера в коллективной деятельности или же он может сделать выбор в пользу индивидуальной работы, но рядом с другими детьми, решая вместе со всеми поставленные задачи.

Одной из интереснейших форм является проектная деятельность. Она заключается в том, что воспитатель создает такие условия для детей, которые позволяют детям приобретать самостоятельно либо совместно с воспитателем новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать.

Эти и другие формы деятельности имеют большую значимость в работе педагога. Они помогают нам реализовывать основополагающие принципы федерального государственного, которые заключаются в поддержке самостоятельности детей, в организации насыщенной жизни в дошкольном учреждении, полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, и проведении образовательного процесса в течение всего пребывания ребёнка в детском саду.

Четвёртый принцип – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Для реализации данного принципа необходимо:

создать условия для самостоятельной творческой или познавательной деятельности по интересам;

при необходимости оказывать помощь детям в решении проблем при организации игры, недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры;

создать в группе положительный психологический микроклимат, одинаково ко всем детям проявлять любовь и заботу;

проявлять уважения к индивидуальным вкусам и привычкам детей;

учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным и т.д. детям.

А также помнить, что для каждого возраста существуют приоритетные сферы инициативы.

Для детей 3-4 лет приоритетной сферой инициативы является продуктивная деятельность.

В этом возрасте важно отличать и публично поддерживать любые успехи детей. Нельзя критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты.

Для детей 4-5 лет приоритетной сферой является познание окружающего мира. «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». [14]

Здесь важно учесть, что у детей возраста 4-5 лет, нужно оценивать поступки, и если это плохие поступки, нужно давать этому оценку, общаясь один на один с ребенком. Ни в коем случае нельзя это делать прилюдно и не винить самого ребенка.

Взрослый несет пользу в играх с детьми только в том случае, если они сами приглашают его в игру, либо ребенок добровольно соглашается на участие в ней. Но сам сюжет, ход игры, а также роли распределяют дети, а не педагог.

Приоритетная сфера инициативы для детей старшего дошкольного возраста – это внеситуативное, личностное общение и научение.

Воспитатель строит свою работу на том чтобы:

— привлечь детей к разработке плана жизни группы на день и более отдалённую перспективу;

— оказать помощь детям в решении проблем при организации игры, если имеется необходимость;

— дать адекватную оценку результата деятельности ребёнка, одновременно признавая его усилия и указывая возможные пути и способы совершенствования продукта.

— создать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

— каждый ребенок мог по просьбе воспитателя показать и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого ребёнка.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. [13]

Для того, чтобы в процессе воспитания были получены наилучшие результаты, нужно соблюдать одно из главнейших условий – это взаимодействие семьи и детского сада. Полноценное развитие ребенка возможно только тогда, когда воспитатели и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого.[13]

В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимовлияние. Содружество – это объединение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия. [13]

Организуя свою работу с детьми, педагоги дошкольного учреждения также ставят перед собой цели, чтобы родители были активными участниками педагогического, при это они непосредственно оказывают им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Формы взаимодействия с семьей каждый педагог выбирает и определяет сам, это могут быть и тематические выставки, и проведение родительских гостиных, и спортивно-досуговые мероприятия.

Например, при проведении непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности, можно привлечь папу-пожарного, который с удовольствием расскажет и объяснит, как важно быть аккуратным при обращении с пожароопасными предметами. Или провести совместное занятие детей и родителей, на котором родители помогали изготовить декорации для театрализованного представления по сюжету сказки «Теремок». К формам взаимодействия с семьей можно отнести консультации специалистов, например логопедов, психологов.

Этот принцип носит социально – коммуникативное направление. Главная его цель заключается в воспитании достойного члена общества, формировании основных моральных, духовно-нравственных ценностей семьи, общества, государства через организацию пространства, разнообразие материалов, оборудования, которые могут обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность дошкольников.

Ближайшим окружением ребенка является общественная среда, в которой живут дети, она же и есть основа для расширения детского кругозора. Через неё мы приобщаем детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

Для продуктивной работы педагог должен сам познакомиться и изучить природу и культуру своей республики. Затем осуществить отбор информации для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности, что есть только там, где живут дети. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей.

Важно, чтобы при проведении этой работы затрагивались, развивались и воспитывались такие чувства детей, как радость и печаль, в зависимости от темы и содержания того материала, который дает педагог.

Особое внимание следует обратить на формы работы с детьми, которые должны быть различными в зависимости от поставленной педагогом цели и предлагаемого содержания.

Положительное влияние работы воспитателя на детей, отражаются в таких показателях, как:

— проявление детьми интереса к явлениям общественной жизни, который они стараются отобразить в различных видах изобразительной деятельности, например в лепке, рисунках или аппликациях.

— проявление инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;

— желание слушать, читать книги с общественной тематикой, проявлять интерес к художественной литературе.

— наблюдения за детьми во время того, как они помогают друг другу, как они относятся к книгам или к тому, что создано в группе.

Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталкивается ребёнок в своей повседневной жизни.

Принцип систематичности очень важен при проведении работы по формированию познавательного интереса и активности у детей.

Для примера можно рассмотреть такую форму познавательной активности дошкольника, как коллекционирование. Именно в коллекционировании и проявляются познавательные интересы ребенка. Индивидуальные познавательные интересы мы можем объединить в общие коллекции, которые нам помогут при реализации той или иной образовательной области.

Коллекционирование является хорошей формой для реализации принципа систематичности ещё и тем, что коллекционировать мы можем не только материальные объекты, например, минералы, марки, наклейки, но создавать коллекцию эмоций, впечатлений.

Эта коллекция может быть представлена в виде фотографий, где главным действующим лицом является наш ребенок. А потом использовать эти впечатления и эмоции для того, чтобы ребенок транслировал приобретенный опыт другим детям.

Коллекционирование относиться к очень эффективным методам в решении задачи позитивной социализации и всестороннего развития ребенка.

Реализуя данный принцип необходимо учесть возрастные особенности детей, создать условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Использовать такие формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы. Прежде всего, это игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации.

Для каждого возрастного периода существуют определенные формы и методы работы. Например, в раннем возрасте – это предметная деятельность и особенно игра. Игра может быть с составными и динамическими игрушками. Можно проводить экспериментирование с материалами и веществами, такими как песок, вода, тесто. Организация общения со взрослым, проведение совместных игр со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами: ложкой, лопаткой, детскими граблями. Проводить занятия по восприятию смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок. И, конечно, организовывать двигательную активность.

Для детей дошкольного возраста существуют ещё дополнительные виды деятельности. К ним относится игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная и двигательная деятельность.

Сегодня нельзя забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. Приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традициям является важнейшей частью в воспитании.

Эффективность этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста будет лучше осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию толерантности ребенка, как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Важно познакомить детей с национальной самобытностью, культурой, обычаями, традициями разных народов уже с дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте народная культура является основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре, его убранства, предметах обихода, домашней утвари, посуде, игрушках, кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к народной праздничной культуре. Проводятся народные праздники, отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.

Сказки и другие художественные произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Сказки, которые даются основной программой для ознакомления детей дошкольного возраста, очень разнообразны по содержанию и по объему. Дети воспринимают смысл сказки, исходя из своего ограниченного житейского опыта.

Театральные представления, инсценировки, настольный театр, кукольный театр позволяют нам регулировать взаимоотношения между детьми, помогают им проявлять сочувствие, понимание, сопереживание сверстнику. Благодаря этому происходит воспитание нравственного отношения к другим детям, взрослым, что является одним из основополагающим аспектов этнокультурного развития.

Воспитатель должен проявлять интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формировать чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.

Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Они отражают жизнь наших предком, через календарные игры мы знакомимся с бытом, трудом наших предков. Через такие игры дети начинают имитировать такие действия, как охота на зверей, ловля птиц, рыболовство.

Для достижения цели по формированию у дошкольника эмоционально положительного и толерантного отношения к этнокультурному наследию в нашем дошкольном учреждении разработан план работы в музейном центре. План работы предусматривает знакомство с традициями и культурой народа.

Для обеспечения реализации этнокультурного направления создана очень интересная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей. Так как семья является главным источником знакомства и соблюдения традиций, в нашем саду активно ведется работа по взаимодействию с родителями. Проводятся собрания, круглые столы, во время которых, каждая семья может поделиться своими определенными принципами. Рассказать и показать наглядно, как они соблюдаются.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что для продуктивной работы в воспитательном процессе важно и нужно использовать и реализовывать все принципы, организовывать и проводить все виды деятельности, которые отражены и предписаны стандартом.

В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов ПЕДАГОГИКА.

Володина О.В., Журнал Волгоградского государственного педагогического университета, В.№7, 2013г.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах – Москва, 1984г.

Конвенция о правах ребенка, 1989г.

Ушинский, К.Д.. Собрание сочинений в 10 т. М.-Л., 1952.

Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. Москва, 1990.

Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника М., 1998.

Гессен С.И., Основы педагогики, 1953 г.

Зеньковский В. В. Психология детства. – Лейпциг: Сотрудник, 1924. – 348 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Коменский Я.А, Афоризмы, http://www.wisdoms.ru/pavt/p112.html

Л.И.Грищенко » Теория и методика воспитания», изд-во «Академия», 2005. 240 с.

Подласый И. П. Педагогика. Москва, 1999 год, стр. 6.

Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире. Педагогика. 2002. №7. Стр. 88-96.

Модзалевский, Л.Н. О народности воспитания по Ушинскому. «Памяти К.Д.Ушинского». СПб.,1869.

Ушинский, К.Д./ Избранные педагогические сочинения в 2-х т. / Под ред. А.И.Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *