студенческая жизнь в период самоизоляции
Онлайн-образование – взгляд изнутри. Пандемия глазами студентов
Сегодня идет переформатирование привычного мира, изменения коснулись всех сфер жизни, и рынок образовательных услуг не стал исключением. С введением режима самоизоляции коренным образом изменился характер взаимодействия внутри образовательной среды. То, что высшее образование уже никогда не будет прежним после пандемии, поняли все – профессора, эксперты по образовательной политике, студенты, абитуриенты и их родители.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий вызвало большой интерес со стороны научного сообщества. Как повлиял переход на дистант на качество образования? Как этот переход был воспринят студентами? Поиск ответов на эти вопросы и стал центральной темой серии социологических исследований, проведенных коллективом Института социологии и регионоведения ЮФУ.
Южный федеральный университет (гг. Ростов-на-Дону и Таганрог) – крупнейший научный и образовательный центр Юга России и один из ведущих университетов страны. Университет реализует образовательные программы в рамках 6 образовательных областей: математические и естественные науки; инженерное дело, технологии и технические науки; науки об обществе; образование и педагогические науки; гуманитарные науки; искусство и культура.
Первая часть исследования было посвящена оценке студентами университета перехода на дистанционное обучение. Сбор информации проходил 9-14 апреля и 1-6 октября 2020 г. посредством анкетного опроса.
В ходе первого этапа анкетирования было опрошено 2 739 студентов Юга России, в рамках второго ‒ 2 390 студентов. Исследование носило характер социологической экспертизы, по его результатам были выявлены плюсы нового режима обучения и его болевые точки.
Как весной, в начале введения дистанционного обучения, так и осенью, после практически полного семестра в онлайн-режиме, большинство опрошенных студентов (весна – 91%, осень – 85%) отметили, что переход на дистант – это вынужденная, но необходимая мера, которая позволит сдержать распространение вируса. Таким образом, когда эпидемиологическая ситуация позволит вернуться к «нормальной» жизни, большинство студентов хотели бы прийти в аудиторию. В первую очередь это связано с тем, что большинство опрошенных считают традиционные формы обучения более интересными.
В то же время треть респондентов отметили, что дистанционное образование более удачный вариант, так как дистант дает больше возможностей для получения знаний и экономит время. Проведя замеры осенью, исследователи выявили, что доля опрошенных, которые считают дистанционное образование более приемлемой формой, вырос практически на 10%, но и приверженцев традиционной формы обучения осталось не меньше– 35,1%.
Оценивая эффективность дистанционного формата обучения, исследователи предложили студентам поделиться мнением о сложностях его внедрения. Одной из самых острых проблем стало низкое качество Интернет-соединения (весной эту сложность отметили 53,7%, а осенью ‒ 49,9%). Также сложность внедрения системы дистанционного обучения, по мнению обучающихся, связана с такими факторами, как физическая усталость от постоянной работы с компьютером (весна – 47,9%, осень – 45,7%) и недостаточный уровень владения компьютером преподавателей (весна – 24,7%, осень – 26,8%).
Таким образом, переход на дистанционный режим обучения был воспринят студентами университета в целом положительно; в то же время большинство участников исследования предпочтут вернуться к традиционным формам занятий, когда позволит эпидемиологическая обстановка.
Как изменились привычные социальные практики студенческой молодежи в период самоизоляции
Безусловно, переход на дистанционный режим обучения стал важным, но далеко не единственным аспектом «ломки» привычной повседневности. Институт социологии и регионоведения провел социологическое исследование, в ходе которого группа студентов-добровольцев (56 человек) в течение 10 недель вели дневники самоизоляции. В этих дневниках они описывали, как проходят их дни, что нового появилось в их повседневности, от чего им пришлось отказаться. Помимо фактической информации, участники исследования старались описывать свой эмоциональный фон, сопровождающий «ломку» повседневности.
Отмечая в первые недели непривычность учебы через интернет, постепенно студенты начинают описывать эту практику как нечто обыденное. На протяжении всего периода самоизоляции изменилась и форма общения с друзьями и родственниками. Если в первые три недели участники исследования просто писали о том, что теперь они поддерживают коммуникацию с друзьями с помощью видеозвонков, то постепенно явный недостаток общения и однообразие привели к тому, что студенты стали придумывать какие-то новые формы общения: совместные просмотры фильмов через специальные программы, фотосессии через скайп, пикники по видеосвязи и т.д.
С точки зрения самоконтроля «списки дел, графики, чек-листы» стали самым популярным инструментом, чтобы сохранить свой обычный повседневный ритм жизни. Быт и социальные взаимодействия тоже регулярно отмечались респондентами, но уже с учетом предписанных карантинных мер. Например, уборка, которая, особенно в первые недели изоляции, происходила гораздо тщательнее, чем обычно. При этом запрос на безопасность проявляется не только в том, что стали дезинфицировать поверхности, но и в том, что уборка стала средством «наведения порядка в мыслях», то есть служила средством снижения стресса.
Студенты, особенно в первые несколько недель исследования, отмечали, что теперь у них появилась возможность следить за своим питанием. Они упоминали в своих дневниках, что начали питаться более регулярно, не пропускать завтрак, готовить домашнюю еду.
В поведении студентов зачастую прослеживались тактики, имеющие своей целью извлечение выгоды из ситуации сломанной реальности. Период самоизоляции стал поводом выделить время для саморазвития. В большинстве случаев практики носили характер самообразования: прохождение онлайн-курсов, изучение языков, просмотр научно-популярных фильмов, программирование и т.д. Часть студентов использовали свободное время, чтобы глубже изучить университетские курсы.
Участники проекта отмечали, что получали огромное удовольствие от общения с семьей – чаще вместе гуляли, разговаривали, играли в настольные игры, устраивали совместные просмотры фильмов.
В то же время ряд респондентов ответили, что для них плюсом стала возможность провести время наедине с собой, лучше понять себя, подумать о вещах, до которых раньше не доходило время, задуматься о правильности выбора профессии, увлечений.
Глава Роспотребнадзора Попова призвала родителей контролировать переведенных на дистанционное обучение детей
Эксперт Госдумы Роман Голов об актуальных задачах высшего образования и космической гонке
На Ставрополье продлили режим самоизоляции для пожилых жителей до 15 октября
С увеличением финансирования парадоксально падает международный престиж российских вузов
Avia.pro: вакуумные бомбы ВКС России уничтожили в Идлибе боевиков, пытавшихся выдвинуться в сторону позиций армии Сирии
На Ямале продлили режим самоизоляции до начала октября
Международная Академия Бизнеса и Управления приглашает на молодежный форум
Сергунина рассказала о специальной программе культурных площадок Москвы к 9 Мая
Москвичам рассказали, как отпраздновать 23 февраля не выходя из дома
Ветеран «Альфы»: волна про краповый берет пошла после дичайшего случая с дагестанцами в московском метро
В Челябинской области на карантине по ОРВИ сидят 285 школьных классов
Специалисты рассказали, почему россияне стали меньше употреблять вредных продуктов
Онлайн-образование – взгляд изнутри. Пандемия глазами студентов
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Как живут студенты на стипендию в 1 800 рублей в режиме самоизоляции. Откровенный рассказ студентки из Томска
С начала самоизоляции прошёл месяц. За этот период многие люди уже попрощались со своими планами на ближайшее будущее. Среди тех, чья жизнь может сильно измениться, — студенты и выпускники. Все устные договоренности о трудоустройстве теперь не имеют никакого значения, а дистанционное обучение превратилось в пытку и для них, и для преподавателей.
Журнал Reconomica пообщался со студенткой из Томска, которая изучала химию и уже планировала работать сразу после выпуска из вуза. Она рассказала о проблемах дистанционного образования, отсутствии денег и недостаточном количестве информации, которую получают выпускники.
Всё рухнуло месяц назад
Мне 23 года, в этом году я заканчиваю 4-ый курс. Учусь на химика, планировала работать на производстве. Прямо сейчас я не знаю вообще ничего — от даты выпуска из университета до перечня продуктов, которые я смогу купить завтра. Проблемы начались ещё в самом начале самоизоляции, со временем ни одна из них не была решена.
Мы перешли на дистанционное обучение
Худшее, что могло произойти с образованием, произошло — мы перешли на дистанционку. Пары проходили в онлайн режиме примерно так: “не удается получить доступ к сайту”, “соединение”, “бесплатная конференция в zoom завершена”.
Ты банально не можешь подключиться к конференции, пытаешься это сделать на протяжении всей пары, и в конечном счете ничего не выходит. Про качество связи, думаю, вообще стоит умолчать.
Мы писали тестирование на время, причем вопросы высвечивались на экране компьютера, а тебе нужно было отвечать на телефоне по соответствующему цвету ответа (приложение kahoot). На один вопрос тебе дается 20 сек., причем сам вопрос из-за того, что все виснет, появляется где-то на 12 секунде, и ты в течение этого времени судорожно тычешь куда-нибудь, чтобы хоть какой-то ответ был. Все остальное проходило примерно так же. Это морально оказалось очень тяжело.
Томск называют студенческим городом.
Даже лабораторные работы онлайн
Касательно лабораторных работ, мы их почти все закончили, так как учеба на 4 курсе до апреля.
Выполнять лабораторные работы онлайн — это все равно, что учиться плавать в симуляторе плавания. Пугает то, что данная практика очень настойчиво вводится в обучение.
Так, например, заочники уже выполняют лабораторные работы по физической химии, коллоидной и аналитической химии и т. д., но в онлайн-режиме.
Это никому не нравится и всех раздражает
Говоря о преподавателях, то они вообще не понимали, что происходит, и половину информации сначала узнавали от нас, а не от вышестоящего руководства, хотя должно быть все в точности наоборот. Заданий стало примерно в два раза больше, да и физически тяжело сидеть 24/7 у экрана, так как ты сначала учишься с 8:30 до 16-17:00, а потом делаешь ИДЗ (индивидуальные домашние задания) до 12 ночи.
Крохотной стипендии на жизнь не хватает.
Про выпускников вузов по-моему все забыли, если не сказать хуже, ты как одинокий лопух в поле, на который всем наплевать. Никто ничего не сообщает ни о ГОСах, ни о вступительных, только разводят руками. У многих диплом должен быть выполнен на основе производственной практики, которая была отменена. Что делать? Опять молчание. И подобных ситуаций тьма.
Студенты стран бывшего СНГ застряли тут и не могут выехать домой. Хочу отметить, что у них нет такой медстраховки в РФ, как у нас, они платят за все медицинские услуги. Я не знаю, изменилось ли что-то на время пандемии, вероятно нет, но факт остается фактом.
Денег вообще нет
Почти все осталось на своих местах.
У нас как была стипендия в 1 800, что примерно в 6 раз меньше прожиточного минимума в области, так и осталась. Раньше можно было оформить социальную стипендию по временной прописке и в общей сложности получать 5 200. С этого года все изменилось.
Наш президент торжественно объявил в начале года о том, чтобы всем детям до 7 лет выплачивались пособия или что-то в этом роде, мол вот как мы заботимся о наших гражданах и назначаем им дополнительные выплаты. Что же произошло на самом деле? Все невероятно усложнилось и практически стало невозможным оформление социальных стипендий.
Самоизоляция разрушила вообще все планы.
Социальную стипендию оформить невозможно
Во-первых, теперь все нужно оформлять по месту постоянной прописки. Как это делать, если я живу за 5000 км от места учебы, где мне нужен оригинал справки с университета, непонятно. Во-вторых, требуют оригиналы необходимых документов всех членов семьи, которые нужно отправлять по почте. В одну сторону письмо идет минимум 14 дней. Далее местное отделение подает заявление в отделение по месту постоянной прописки (опять же по почте), они там принимают решение (это вообще отдельная тема для разговора) и отправляют его по почте.
Ваше заявление рассматривается в течение 30 дней с момента подачи, если вы не укладываетесь в этот промежуток времени, а вы никак не уложитесь, то вам автоматически отказывают. Именно это и случилось со мной.
Я не понимаю, какое отношение ко мне имеют члены семьи, которые проживают в другой части страны, если я уже 4 года живу по временной прописке в абсолютно другом месте одна. Родители деньги почти не высылают (за исключением праздников), так как сами сидят без денег. На данный момент вообще ничего оформить невозможно.
Жить не на что
Многие студенты работали, ведь стипендия всего 1 800. Куда вложиться с таким избытком денег (газ/нефть/акции)? Сейчас они естественно все так дружненько никому не нужны.
На что жить? Цены на продукты выросли, не сильно, но рост все равно наблюдается (я не беру в счет имбирь и лимоны). А вот в аптеках цены очень изменились.
Планы разрушены
Думала написать вступительные в магистратуру, а после поехать на летнюю стажировку в компанию, где проходила практику с дальнейшим трудоустройством. Ну стоит ли говорить, что этого уже не случится, кому сейчас нужен студент на стажировке.
Теперь я просто сижу в общаге в шоке от всего происходящего и не понимаю, что будет дальше, как и все вокруг.
Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения
Наиболее часто студенты при переходе на дистанционный формат обучения испытывали проблемы из-за недостатка общения с товарищами, отмечали проблемы с техникой, а также сложность обучения в домашней обстановке, следует из опроса, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Томским государственным университетом (ТГУ).
Как готовилось исследование
Работа о том, как студенты переживали период пандемии коронавируса, проводилась посредством онлайн-опросов. Анкеты распространялись через руководство университетов и поточную выборку «ВКонтакте». Исследование проходило в два этапа: с 24 марта по 1 апреля и с 24 мая по 1 июня. Всего в опросе приняли участие более 35 тыс. студентов из более чем 400 вузов России.
Отношение к дистанционке
Студенты оказались удовлетворены тем, как организовано дистанционное обучения в вузах, причем как в начале пандемии, так и в период снятия ограничений — 69% и 64% соответственно полностью или скорее удовлетворены тем, как обучение было перенесено в онлайн.
Так же высоко учащиеся оценили готовность к экстренному переходу на дистанционку: 62% респондентов на первом этапе опроса заявили, что их вуз скорее готов или готов полностью к такому формату, на втором этапе доля таких студентов составила 57%.
Однако к началу лета повысился процент учащихся, которые сталкивались с теми или иными трудностями при онлайн-обучении — с 75% весной до 86% к 1 июня. Более критичное отношение к дистанционному обучению исследователи связывают с усталостью от онлайн-формата.
Чаще всего (вопрос предполагал множественный выбор ответов) у студентов возникали технические проблемы и перебои с интернетом (52%), им не хватало общения с одногруппниками (43%), очных дискуссий с преподавателями (41%). Больше трети учащихся пожаловались на сложность обучения дома (39%) и проблемы с концентрацией при самостоятельном изучении материала (36%). Еще 34% столкнулись со сложностью при ответах преподавателю в онлайн-формате.
По словам авторов исследования, сложнее всего на дистанционке пришлось первокурсникам, которые еще не успели приобрести достаточного опыта обучения офлайн.
Больше половины опрошенных студентов (65%) отметили, что обучение в дистанционном формате менее эффективно, чем обычное (этот и следующие тезисы предлагались в анкете во второй волне опроса). Еще 58% респондентов заметили за собой, что часто откладывают выполнение заданий на потом, а треть (34%) испытывали проблемы со сном. В то же время больше трети (43%) стали меньше уставать от учебы после перехода в онлайн.
Отношение к сдаче сессии онлайн
В исследовании отмечается, что студенты боятся экзаменов онлайн. Почти половина (48%) считают, что их оценки во время сдачи сессии онлайн не изменятся по сравнению с очным режимом. Больше трети (38%) думают, что оценки точно или скорее будут ниже при дистанционной сдаче экзаменов и лишь 14% уверены, что результаты будут выше.
По данным авторов, учащиеся вузов во время летней сессии ожидают увеличения распространения нечестного поведения при сдаче экзаменов: 63% ответили, что произойдет существенное или небольшое увеличение, еще 30% уверены, что изменений не произойдет.
Как изменилась жизнь студентов
Самоизоляция отразилась как на бытовой, так и на психологической жизни студентов. Абсолютное большинство (79%) стало чаще мыть руки или пользоваться антисептиками. Ощущение стресса и беспокойства за будущее чаще стали испытывать 66%. Четверть (26%) респондентов отметили увеличение времени на хобби, еще 32% ответили, что оно не увеличилось и не уменьшилось, 42%, наоборот, обратили внимание на его сокращение.
Сопоставимы показатели тех, кто во время пандемии стал чаще заниматься спортом (37%), и тех, кто занимался им реже (36%). Больше половины учащихся (63%) не изменили своего отношения к алкоголю, 23% опрошенных стали употреблять его реже, еще 14% — чаще.
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев объясняет это разделением приоритетов у студентов. «Показатели говорят о том, что это такие виды деятельности, которые для одних важны как индивидуальные, а для других как коллективные. Если человек занимался спортом в компании, то [во время пандемии] перестал им заниматься. С алкоголем так же — 23% алкоголь был не столько важен, сколько тусовка, поэтому они перестали его употреблять после закрытия баров», — пояснил он РБК.
Исследование Министерства науки и высшего образования и РАНХиГС, проведенное среди преподавателей вузов, показало, что каждый второй преподаватель (51,2%) отметил высокую распространенность плагиата или списывания. Подавляющее большинство (87,1%) преподавателей в летнюю сессию 2020 года принимали экзамены полностью дистанционно. Больше половины (66,8) педагогов назвали дистанционные условия приема экзаменов неудобными.
В начале августа министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил, что учеба в большинстве российских вузов 1 сентября начнется в очном формате. Ношение масок для студентов и сотрудников вузов будет обязательным, исключение делается лишь для занятий творческой направленности и для лекторов.
Как студенты российских вузов пережили самоизоляцию во время COVID-19
Вышка совместно с ТГУ провела масштабный онлайн-опрос, в котором студенты российских вузов рассказали об опыте перехода на дистанционное обучение и о том, как в целом изменилась их жизнь во время самоизоляции. Рассказываем о самых интересных фактах и инсайтах, адаптации и трудностях.
Дисклеймер: Опрос проходил онлайн и в два этапа: в марте-апреле и мае-июне, выборка включает в себя студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры очной и очно-заочной форм обучения, всего – более 35 тысяч участников. Ключевая задача опроса – описать настроения и проблемы обучающихся в период перехода на дистант.
В середине марта Минобрнауки рекомендовало вузам прекратить аудиторные занятия и перевести обучение в дистанционный формат. Большинство университетов за несколько дней скорректировали учебные планы и отправили студентов и преподавателей в онлайн.
Большинство опрошенных позитивно оценили организацию обучения в дистанционном формате, а также подготовку своего вуза и преподавателей к переходу в онлайн – оба пункта в большей или меньшей степени не устроили менее 40% участников. Интересное наблюдение: в обеих волнах магистры оценивали организацию дистанта и подготовку к нему в среднем выше, чем бакалавры.
Больше всего учебный процесс устроил студентов, изучающих компьютерные и социальные науки, гуманитариев, экономистов и менеджеров. Хуже всего к дистанту отнеслись студенты творческих направлений, будущие инженеры и медики. Надо отметить, что во второй волне опроса оценки медиков улучшились, а вот творческие ребята стали оценивать онлайн-обучение еще хуже.
Чаще всего студенты отвечали, что им не хватает очного общения с одногруппниками и преподавателями, жаловались на технические сложности и перебои с интернетом.
Многие говорили, что в домашней обстановке учиться сложнее, нелегко сосредоточиться при самостоятельном изучении материала, не всегда получается уточнять детали у преподавателей и отвечать на их вопросы без прямого контакта. В конце концов ребята чувствовали себя более одинокими при дистанционном формате.
Предсказуемо, студенты, как и все мы, начали чаще мыть руки и пользоваться антисептиками, следить за новостями в стране и мире. Многие отмечали, что у них появилось больше времени на хобби и спорт: мы все обещали себе в карантин попытаться стать лучшей версией себя, и как показал опрос, значительной доле респондентов это удалось.
Спорный момент: больше времени ребята проводили за компьютером и в соцсетях. Но если в обычной жизни, до ковида, общество считало, что чрезмерное употребление технологиями – абсолютное зло, то в нынешних условиях это вынужденная мера для продолжения учебы и способ оставаться на связи с близкими. Ребята, кстати, отмечали, что стали больше общаться с друзьями и родными, пусть и удаленно. Очевидный плюс: участники отметили, что на дистанте стало больше свободного времени, увеличились ресурсы на подготовку к занятиям и – что крайне важно – на сон.
Старшекурсники могут прийти на выручку младшим товарищам: поделиться лайфхаками по оптимизации учебного процесса в онлайне, возможно, материалами для подготовки. Университетам стоит подумать над дистанционными форматами социализации – например, мероприятиями в зуме и флешмобами в соцсетях.
А более глобально: беречь себя и окружающих, следовать всем рекомендациям по профилактике инфекций, носить маску. Чем лучше все это будет соблюдаться, тем быстрее мы вернемся к нормальной жизни.
Например, в Вышке уже в марте запустился портал Studlife Online, который объединил все онлайн-мероприятия, которые происходят во внеучебной жизни университета. Дистанционно прошли многие традиционные для университета события: фестиваль Telling Stories, Медианочь в Лицее, HSE RUN, Научные бои и другие. Также во время дистанционного обучения несколько студорганизаций при поддержке Цифрового блока университета основали HSE Майнкрафт и за два месяца построили корпус на Покровском бульваре в виртуальном мире.
Конкретно об опыте Вышки по переходу в онлайн мы уже рассказывали в материале «Челлендж года в образовании: как перевести на удаленку 50 тысяч студентов».
Подробнее о результатах опроса, выборке и ограничении данных – смотрите в презентации по ссылке.
Головная боль и возвращение домой: будни российских студентов на карантине
Ксения Романенко
На выходе из карантина, в разгар экзаменов и защит, участники инициативного студенческого проекта НИУ ВШЭ «Повседневность дистанционного обучения» рассказали T&P о результатах своего исследования, сфокусированного на теме повседневности студентов и том, как поменялась их жизнь в связи с переходом на дистанционное обучение. В некотором смысле карантин стал глобальным экспериментом: за прошедшие месяцы появились материалы о том, как поменялось соседство на карантине и повседневная жизнь горожан, были собраны данные о школьном образовании во время эпидемии и даже о независимых интеллектуальных инициативах, вызванных карантинными условиями. Пора разобраться, с какими сложностями и радостями в этих условиях столкнулись российские студенты.
Более 60 студентов из разных городов и вузов
Москва, Казань, Санкт-Петербург, Томск, Ижевск, Челябинск, Смоленск, Кунгур, Воронеж, Красноярск, Новосибирск, Магадан, Рязань, Брянск, Майкоп, Серпухов, Кострома
НИУ ВШЭ, НГТУ, ВГИК, КФУ, ТомГУ, КГАВМ, ИТЭТ, Московский политех, МГТУ «СТАНКИН», МГХПА им. Строганова, Томский Политех, МГУПП, НИТУ МИСиС, СФУ, СмолГУ, РТУ МИРЭА, ККИ РУК, СПбГУПТД, СВГУ
Возвращение в семью и родные города
Высшее образование временно перестает быть трамплином во «взрослую» жизнь
Сейчас зашиваюсь по учебе и живу с родителями
Возвращение к родителям в родные города студенты в первую очередь объясняют бытовым комфортом, при этом некоторые из них продолжают снимать квартиры в городе, в котором учатся.
Конфликты во многом возникают из-за отсутствия разделения физического, временного и эмоционального пространства на учебу, работу, общение друг с другом и отдых. Вынужденно запертые в одной квартире, студенты и их родственники не всегда справляются с качественным распределением времени на разные сферы жизни.
Иногда мои усилия обесцениваются: я слышу, что дистант — это не учеба и я просто отлыниваю от домашних дел
Более того, в новой ситуации вынужденной самоизоляции не всегда понятно, какая из сфер важнее: родителям приходится заново привыкать к тому, что учеба их детей может занимать значительную часть дня и что студентам не всегда хватает времени и ресурсов на домашние обязанности и общение с семьей. Так, один из респондентов жалуется: «Теперь родители еще чаще лезут в личное пространство, чем обычно».
Конечно, это связано еще и с тем, что зачастую «запертыми» дома оказывались не только сами студенты, но и их родители, также переведенные на дистанционную работу: «Очень тяжело жить в доме с толпой родственников без возможности куда-нибудь сбежать». Следовательно, вся семья находится в ситуации, когда быт, работа, учеба, общение друг с другом перемешиваются между собой и не совсем очевидно, как их разграничивать во времени и пространстве одной квартиры: «Родители постоянно приходят и целуют в носик. А еще еду приносят и вкусняшки. Спасите меня…».
Проведение учебных пар в онлайне порождает множество конфузов. Теперь преподаватели и одногруппники могут познакомиться с младшим братом, котом и услышать разговоры с близкими: «По окончании лекции я вышел из чата, но оказалось, что не вышел, у меня автоматически включился микрофон, и получается, что преподаватель слушал мой разговор с семьей почти пять минут. Неловко».
Во время физкультуры в кадре всегда промелькивает кот или четырехлетний брат, который берет все внимание на себя и разговаривает с физруком
Техническая оснащенность тоже оказалась значимой проблемой для многих. Когда на дистанте и родители, и студенты, и школьники, трудно решить, кто и когда должен работать на домашнем компьютере: «Если, например, лекция, то вполне удобно, но с семинарскими занятиями есть проблемы, особенно если в это время необходимо пользоваться компьютером. Он у меня дома один».
Изменение режима дня
Студенты высыпаются, но страдают головными болями
Учебная рутина заполнила быт студентов, что далеко не всегда вызывает положительные эмоции, так как разграничивать пространство в буквальном смысле стало сложнее: «Рядом с рабочим местом стоит кровать, на которую хочется лечь, к тому же сложнее себя мотивировать, так как четких дедлайнов у нас нет». Более того, переход на дистанционный режим порой вызывает фрустрацию и замешательство, что может выливаться в прокрастинацию как реакцию на попытку решить несколько задач одновременно: «У меня повышенная тревога из-за того, что сейчас я не посещаю вуз и не до конца понимаю систему дистанционного образования», «Проблемы с прокрастинацией. И это не очень смешно».
На студентов обрушился большой объем заданий, выдаваемых на карантине, — с этим, кстати, столкнулись и школьники. Учащиеся вузов отмечают, что выполнять такое обилие домашних работ непросто: «Во время каникул (с 27 марта по 5 апреля) я выполняла все дз, которые назадавали, потому что их было просто гигантское количество», «Огромное количество дз, с которым не успеваешь дышать».
Также студенты отмечают, что время на выполнение заданий распределено неоднородно и ответственность за это в меньшей степени лежит на самих учащихся вузов: «Нагрузка на студентов падает неравномерно: в одну неделю я провела за компьютером 5 дней с 10 утра до 10 вечера, в другую — потратила суммарно два часа», «За прошлый семестр мы получили меньше дз, чем за первое время после объявления карантина».
Существуют и положительные моменты — как правило, они связаны с тем, что время на дорогу до вуза теперь можно потратить на себя : «Мне нравится не вставать на час раньше и не идти 40 минут до места обучения», «Значительная экономия времени (2
часа на дорогу плюс 2
часа в дни, когда есть окна и приходится ждать), экономия денег (на проезд и питание), отсутствие необходимости в раннем подъеме (и, как следствие, не спишь на первых парах), наглядное представление информации (преподаватели используют презентации)».
При этом многие отметили, что график сна и бодрствования принципиально изменился и «все живут в одном большом дне», а у студентов из-за постоянных онлайн-активностей и гиподинамии появились болезни совсем не по возрасту, например больная спина и головные боли : «Тяжело сидеть по 10 часов за компьютером», «Переношу головные боли от 7-часовых звонков в зуме».
Рядом с рабочим местом — кровать, на которую хочется лечь
На вынужденной самоизоляции некоторые студенты осознали, что на самом деле им нравится посещать университет: «Я открыла для себя, что я очень люблю ходить в универ, бывать на улице и дышать воздухом», «Очень хочется на пары в вузик, дома грустно, одиноко и сложно учиться».
Образовательные практики
Как студенты полюбили онлайн-образование
Студенты нередко положительно оценивали случаи, когда университетские занятия были заменены онлайн-курсами, так как такие курсы кажутся респондентам более интересными и продуманными, чем простые лекционные занятия, переведенные в дистанционную форму: «Обычно там интереснее подана информация, нет тонн лишнего текста». Еще студенты считают, что в «удобные тесты и задания с понятными сроками и требованиями».
Мы все стали дальше, но как будто ближе
Также студенты положительно оценивают не только появившиеся на дистанте формы обучения, например Zoom и коммуникацию по электронной почте (для многих это было в новинку), но и новые формы контроля знаний: «Удобнее изучить лекцию и пройти какой-либо тест или выполнить какое-либо практическое задание», «Многие онлайн-курсы сформированы интереснее и удобнее для понимания, можно было бы что-то заменить ими. Лекции в зуме были бы удобны, так как можно напрямую поговорить с преподом».