спектакль шутники сатирикон актеры и роли
Дела шутейные. Спектакль «Шутники» театра «Сатирикон»
Премьера спектакля «Шутники» по пьесе А.Н. Островского представлена в Российском государственном театре «Сатирикон» им. Аркадия Райкина
Пьеса «Шутники», по которой режиссер Евгений Марчелли поставил спектакль в театре «Сатирикон», не столь популярна, как другие произведения А.Н. Островского. Между тем великий драматург ее очень ценил, упоминая в числе тех, «которые должны быть непременно в репертуаре всякого русского театра». В конце ХIХ — начале XX века пьеса неоднократно ставилась в России, интерес к ней в отечественных театрах возродился и в последние годы. Главную роль в спектакле «Сатирикона» сыграл Константин Райкин.
Старый серый дом, похожий на заброшенный бетонный бункер. Из засыпанных камнями подвальных окон пробивается тусклый свет. Вокруг — мрак: черный металлический гофрированный задник, сверху нависают такие же жутковатые падуги, справа — черная доска со следами сорванных объявлений. Усугубляет унылую картину одинокое деревце, ютящееся среди бетонных балок. Таково изобразительное решение художника-постановщика Дмитрия Разумова.
Появляется странный человек в широченных черных штанах на помочах и белой майке. Нервно размахивает руками, что-то раздраженно бормочет, комментируя объявление о необходимости выключения мобильных телефонов. Голос в динамиках умолкает. Забавный непоседливый маленький человек оказывается трогательным, беспомощным, суетливым горемыкой-подьячим Павлом Прохоровичем Оброшеновым. Он ведет невеселый разговор с дочерью Анной Павловной о своей тяжкой доле, о необходимости угождать богатым, от которых он вынужден «побираться крохами», сносить унижения и изображать из себя шута: «Тот тебе рыло сажей мажет, другой плясать заставляет, третий в пуху всего вываляет». Но Оброшенов оправдывает эти унижения тем, что всегда исправно приносил домой денежки, стало быть, и детей было чем покормить. Теперь, когда пришла худая череда и концы с концами еле сводятся, он даже вынужден сдавать внаём комнату в собственном доме. А тут вдруг младшая дочь замуж собралась! Вдобавок ее благоверный — юный балбес — растратил казенные деньги. Одна надежда на соседа-благодетеля — богатого купца Филимона Протасьича Хрюкова, которого можно ради блага семьи повеселить-потешить своими «ужимками и прыжками». А тот, видя «прогнувшегося» униженного человека, хамеет. И даже доходит до того, что предлагает сожительство его старшей дочери. Та гонит зарвавшегося богатея вон, вслед за ней точно так же поступает и отец. Но купец вдруг одумывается и делает девушке предложение руки и сердца. Все довольны, можно и свадьбу играть.
Казалось бы, незамысловатая на первый взгляд история. Но Евгений Марчелли на протяжении двух с лишним часов действия буквально не дает зрителям продохнуть, обрушивая на них шквал страстей и вовлекая в лихорадочную круговерть событий. Описывать их я не буду, поскольку завзятые театралы без сомнения читали пьесу и знают все ее перипетии. Другие, надеюсь, прочтут. А для третьих пусть станет неожиданностью спектакль, который непременно захватит их не только сюжетными коллизиями, но и стремительным ритмом действия, «взрывоопасной» атмосферой, выверенными мизансценами, скрупулезно разобранными ролями и мощным градусом эмоций.
Непредсказуемая фантазия режиссера не могла не преподнести зрителям сюрприз. Мимолетный эпизод пьесы с шарманщиком и поющей девицей он превращает в уникальный, почти волшебный дивертисмент. На площади городка появляется веселая компания разухабистых уличных музыкантов, аккомпанирующих трем красавицам, одетым в алые сарафаны и азартно распевающим душещипательные городские романсы. А над ними на помосте ярмарочного балагана под эту музыку в медленном хороводе кружатся как будто перенесенные из музея восковых фигур набеленные, наряженные в роскошные костюмы (поклон замечательному художнику по костюмам Марии Даниловой) и похожие на манекенов персонажи. Которые вдруг «оживают» и начинают говорить — подчеркнуто громко, а порой и нарочито манерно. И ты вдруг узнаешь в них любимых героев пьес А.Н. Островского — Катерину с Борисом, Ларису Огудалову с Паратовым и Карандышевым, Несчастливцева с Гурмыжской и Булановым и даже дивную Снегурочку с величественным Берендеем. Все происходящее кажется каким-то странным сказочным сном: вертится карусель, играет гармонь, разряженные отвязные парни поют какие-то скабрезные частушки. Народ в зале хохочет. А у тебя сжимается сердце. Ты понимаешь, что несчастные героини Островского появились здесь недаром: судя по всему, недалек тот час, когда и дочери Павла Прохоровича Оброшенова пополнят их печальную компанию…
Ярко и сочно играют своих персонажей превосходные артисты «Сатирикона» — опытные и совсем молодые. Смешон, немного нелеп, наивен, но добр юный жених Саша (Илья Рогов), плывущий как щепочка по волнам злодейки-судьбы. Забавна, подвижна и чуточку угловата Ульяна Лисицина в роли Верочки — взрослого, немного капризного ребенка, начинающего, однако, что-то понимать в жизни. Тонко, сдержанно и умно играет старшую дочь Оброшенова прелестная Алёна Разживина. Её Анна, взвалившая все заботы по дому на свои хрупкие плечи, не по годам мудра, несуетна и основательна. Она, судя по всему, уже махнула рукой и на свою красоту, и на личную жизнь. Хотя в ней все еще живо свойственное любой женщине желание нравиться мужчинам, пусть даже таким мерзавцам, как Хрюков. Благодаря забавной придумке художника по костюмам, с Анной в мановение ока происходит метаморфоза. Лишь чуточку видоизменив свой внешний вид и превратив унылый черный пиджак в эффектное платье с открытым плечом, милая скромная девушка преображается и становится яркой, привлекательной, обворожительной женщиной! Замечательно играет Алёна Разживина сцену конфликта с Хрюковым, когда вдруг в покладистой, тихой девушке обнаруживается мощный темперамент и жесткий характер!
Размашисто и хлёстко играет Хрюкова Денис Суханов. Его молодой, экспрессивный и внешне неотразимый Филимон Протасьич — архетип скорпиона-бизнесмена всех времен, которому люди, не обладающие приличным капиталом или властью, представляются лишь отщепенцами и «нищебродами», копошащимися у его ног и норовящими выпросить у него денег. В каждом его жесте, в каждой реплике сквозит презрение и брезгливость к этим «тварям, дрожащим», не достойным его милостивого внимания. Он бравирует своим хамством и способен унизить собеседника даже в самом малом, например, во время обычного пересчета денег. (Замечу, что «денежная» сцена придумана режиссером и сыграна Сухановым и Разживиной с большим юмором и иронией).
Константин Райкин в роли Оброшенова с первых минут спектакля ошеломляет чаплинской пронзительностью своего героя, у которого, говоря словами великого поэта, «из-под кожи сочится душа». Надо видеть, какой нежностью светятся его глаза, когда он общается с дочерями и пытается устроить их жизни. Или каким трогательным и смешным он становится, обретая вдруг невесть откуда свалившееся на него шальное богатство. И тут же готов разрыдаться, обнаруживая обман. Или по-отечески утешает несчастного и глуповатого паренька — нашкодившего по пьяной лавочке и не находящего себе места от стыда жениха младшей дочери. Или яростно негодует, узнав о низости богатея Хрюкова, посмевшего сделать его дочери постыдное предложение.
Оброшенов в трактовке Е. Марчелли и К. Райкина — не совсем типичный для Островского персонаж, здесь явно не обошлось без влияния Гоголя, Достоевского, Чаплина (недаром в превосходно придуманной программке спектакля фигурирует фото грустноватого Чарли в котелке). Оброшенов стоит наособицу и в череде грандиозных ролей, сыгранных Райкиным прежде. Хотя, при этом, кажется, что он вобрал в себя черты некоторых любимых зрителями персонажей великого артиста: печального Фарятьева и трогательного Бутона, Джорджа из «Там же, тогда же» и героя «Контрабаса», Скороходова и несчастного шекспировского Лира, etc. Более того, Райкин в «Шутниках» странной и страшной пластикой и звуками, воспроизводимыми Оброшеновым в сцене паясничания перед Хрюковым, передает «привет» даже своему Грегору Замзе — герою уникального спектакля Валерия Фокина «Превращение» по повести Ф. Кафки.
Финал спектакля поразителен. Всё вокруг приходит в лихорадочное движение: надеваются парадные сюртуки, цилиндры, подвенечные платья. В доме Оброшенова появляются вожделенные гипсовые скульптуры, кресла, зеленый ковер-газон и даже рембрандтова «Даная».
Верочка. Что это с нами все шутят?
Анна Павловна. А вот, Верочка, будем жить богато да весело, а главное, не будем ни в ком нуждаться, так перестанут над нами шутить.
Оброшенов. Перестанут, милые мои, родные мои, перестанут!
Не перестанут. Несмотря на внешне благополучное разрешение конфликта и некое подобие happy-end’а, ты ни на секунду не веришь в чудесное превращение Хрюкова из волка в агнца. Не верит в это и Павел Прохорович Оброшенов. В черном сюртуке с белым бантом и в цилиндре он замирает на авансцене. По обе стороны от него — дочери в белоснежных свадебных нарядах и их женихи. Но губы его дрожат, глаза полны слёз. И ты вспоминаешь веселую ярмарку и кружащихся в хороводе героинь Островского.
С деньгами не шутят
Учиться ярко «пить чай» и красочно жить на примере московской постановки не получится. В серой по цветовой палитре сценографии все предельно лаконично, костюмы живут своей современной жизнью. А чтобы зритель уж совсем не растерялся в пространстве, из сорока семи пьес, написанных Островским, в новом спектакле «Сатирикона» дайджестом напомнили о «Грозе», «Бесприданнице», «Лесе» и «Снегурочке».
Правда, поспешивших сделать вывод, что в «Шутников» каким-то чудом вместили мир всех самых узнаваемых героев величайшего русского драматурга, ждал сюрприз: Ларису Огудалову с Паратовым и Карандышевым, Катерину с Борисом, Снегурочку с Царем Берендеем и других использовали как кукольных персонажей из пряничного домика.
Главный герой вечера Константин Райкин в «Шутниках» играет почти чаплиновскую судьбу.
И все «380 вольт» энергии Райкина Марчелли действительно направляет в новое русло.
Своего Павла Прохоровича Оброшенова Константин Райкин делает очень трогательным персонажем. Бедный чиновник из низшего разряда в отставке, заботящийся о двух выросших дочках Анне и Верочке, продолжает тему сохранения достоинства маленького, социально незначимого человека, который ради счастья самых близких и дорогих ему людей готов на любое унизительное шутовство. И на любое безумное геройство, когда речь идет о защите их чести.
Тему, хорошо исследованную и воплощенную Райкиным как актером в другом спектакле «Сатирикона» «Человек из ресторана» по Шмелеву, в «Шутниках» по Островскому он показывает в новом ракурсе.
Любовь и деньги, богатые благодетели и честные бедные девушки, духовная сила морального и исключительная власть материального, их столкновения остаются в репертуарах театров на века.
Евгений Марчелли, режиссер:
«Любовь и деньги находятся в удивительной близости, и трудно сказать, что важнее. Она соглашается выйти за него замуж потому, что он богат, или потому, что он ее любит. Наверное, потому, что любит. Но приятно, что он богат…»
Увидеть «Шутников» на сцене «Сатирикона» в ближайшее время можно 24 и 27 января, а также 7, 12, 17 и 26 февраля.
«Вопрос любви и денег, души и дела». В «Сатириконе» прошла премьера «Шутников»
Лента новостей
Все новости »
Поставил спектакль по пьесе Николая Островского режиссер Евгений Марчелли, главную роль сыграл Константин Райкин
Танцующий под Майкла Джексона Константин Райкин и музыкальная шкатулка с героями Николая Островского: в «Сатириконе» премьера — спектакль «Шутники». Поставил его режиссер Евгений Марчелли. Это его первый спектакль в этом театре и первая премьера после одного из самых громких театральных скандалов прошлого года.
Евгений Марчелли, неоднократный лауреат «Золотой маски», восемь лет был художественным руководителем старейшего русского театра в Ярославле. В 2019 году вокруг театра разгорелся конфликт. Возникла идея объединить его с петербургской Александринкой. Ничего не вышло. Марчелли добровольно оставил должность и вернулся в Москву.
«Шутники» в «Сатириконе» — его первая постконфликтная премьера. Режиссер вообще известен необычными трактовками классики из-за фокусов, которые он проделывает с Чеховым и Островским. Но малоизвестная пьеса «Шутники» Марчелли сначала не приглянулась. Поставить ее предложил Константин Райкин, который в итоге сам играл главную роль — отставного чиновника Павла Прохоровича. О работе рассказывает Евгений Марчелли.
Евгений Марчелли театральный режиссер «Не принять предложение Райкина вообще довольно странно. Второе — он предложил пьесу, которая мне сначала как-то не понравилась. Она мне показалась очень простой, бесхитростной, без потрясений, без пограничных ситуаций. Потом, когда я вчитался в нее, именно этим она меня и привлекла — своей удивительной простотой. С новым коллективом всегда есть моменты долгого поиска языка. Для меня очень сложно найти язык, чтобы меня начали понимать. А так работалось очень легко, сам Райкин и его ученики — одно удовольствие работать с этой группой артистов. Речь идет о теме, которая всегда актуальна, — это вопрос любви и денег, души и дела. Такое конфликтное, пограничное состояние именно этой ситуации».
У Островского во втором действии внезапно появляется много новых действующих лиц, не связанных с основным сюжетом. Это режиссеру показалось странным. И он решил добавить в постановку вместо эпизодических героев знакомых персонажей других известных пьес Островского. На сцене то ли ярмарка, то ли театральный капустник, все это прерывается диалогами героев «Леса», «Грозы», «Бесприданницы», «Снегурочки».
Актеры стоят по кругу, поворачиваются вокруг своей оси, словно фигурки в музыкальной шкатулке, и по очереди ведут диалоги про трагическую любовь. В финале «Шутников» сразу две любовные истории, кстати, заканчиваются свадьбами.
Сам Островский говорил про «Шутников», что именно эта пьеса должна быть в репертуаре любого русского театра. В ней есть и точность, и глубина, и тема маленького человека, отмечает Константин Райкин. Островского он считает лучшим русским драматургом. Одним из самых эпатажных моментов в спектакле становится танец персонажа Райкина под песню Майкла Джексона.
Константин Райкин художественный руководитель московского театра «Сатирикон» «Это же сделано как бы вневременно. Майкл Джексон тоже ведь из маленьких человечков, который вдруг стал великим в силу своего таланта и все такое, но в какой-то момент, когда он совершает поступок, я думаю, что здесь имеет место такое хулиганство. Здесь вообще, как мне кажется, довольно много хулиганства — хорошего, режиссерского. Тема сохранения достоинства маленького, социально малозначимого человека всегда кричит и всегда не соответствует реальным законам жизни в России. Когда говорят о национальной идее, говорят про патриотизм. Патриотизм не может быть национальной идеей, потому что это результат определенных взаимоотношений государства и личности. Самая что ни на есть главная ценность — человек, его жизнь, его личность, его свобода. Про попрание этого и попытки это достоинство сохранить и защитить говорят наши великие русские драматурги. Про это вообще эта вещица. «Шутники» — это, с одной стороны, вот эти мелкие подонки, которые шутят над какими-то очень серьезными и святыми вещами, а с другой стороны, здесь много и добрых шуток».
«Шутников» «Сатирикон» играет на сцене «Планеты КВН». На конец января еще есть хорошие билеты по 3-4 тысячи рублей.
Спектакль «Шутники» в театре «Сатирикон»
Константин Райкин: «Человек сам по себе – это самое низкое звание для нас».
В театре «Сатирикон» премьера: спектакль по малоизвестной пьесе Александра Островского «Шутники». Режиссер Евгений Марчелли, в главной роли – Константин Райкин.
«Крови» в эту благополучную историю Марчелли добавлять не стал, но развернул пьесу так, что действие разворачивается по законам психологического триллера.
Найдет ли молодой чиновник, сватающийся к дочери главного героя, деньги, которые позволят ему закрыть недостачу? Решится ли вторая дочь принять неприличное предложение богатого соседа, чтобы спасти и сестру, и ее жениха, и обеспечить себе безбедную жизнь? И как поступит в этой сложной ситуации отец семейства?
Как и положено в остросюжетном спектакле, режиссер путает карты и выпускает на сцену с ответами на эти вопросы героев других пьес Островского. Словно фигурки в музыкальной шкатулке, двигаются по кругу Лариса Огудалова, Паратов и Карандышев, уже с пистолетом; Гурмыжская и Несчастливцев, тоскующая Катерина и погибающая из-за любви Снегурочка. Как напоминание о том, что до финала еще далеко и всякое может случиться.
Персонажи «Шутников» тоже не дают зрителю расслабиться: у каждого свое подполье, свой секрет: Верочка (Ульяна Лисицина), о которой говорят как о сущем ангеле, оказывается крепкой девицей, не собирающейся выпускать жениха из рук; Анна (Алена Разживина) из смиренной барышни «в летах» в нужный момент превращается в женщину-вамп; жених Верочки, молодой чиновник Александр Петрович (Илья Рогов) из-за денег готов шантажировать будущего тестя. А богатый купец Хрюков (Денис Суханов), грубый и расчетливый, внезапно оборачивается пылким влюбленным. Если у Островского он женится назло выросшим детям, чтобы показать, кто в доме хозяин, то здесь, в спектакле, причина другая: режиссер все-таки добавил в пьесу страсти, которой ему здесь так не хватало.
Сцену с золотым дождем и выросшим под его струями оазисом, исчезнувшим, словно мираж в пустыне, невозможно смотреть без смеха – как злоключения бродяги Чарли в «Золотой лихорадке». Константин Райкин – Оброшенов не случайно с начала до конца спектакля ходит в огромных клоунских ботинках. Но есть в «Шутниках» момент, когда он не смешон, а почти страшен – когда кричит богачу Хрюкову: «Молчи! Задушу! Молчи! Ты думал, что я шут! Ну да, я шут и есть, только за дочерей убью, всякого убью!» И только тут начинаешь понимать, почему на нем чаплиновские ботинки, но майка Мэкки-ножа из «Трехгрошовой оперы». Но уходит он после этого скандала, что называется, на дрожащих ногах.
Купить билеты на спектакль «Шутники»
Продолжительность: 2 час 10 минут
Организатор: театр Сатирикон [ репертуар театра ]
Автор: Александр Островский
Режиссер: Евгений Марчелли
Актеры: Константин Райкин, Денис Суханов, Антон Егоров, Роман Матюнин, Алёна Разживина, Анна Петрова
Расписание сеансов и продажа билетов
Если у вас возникли вопросы по приобретению билетов на спектакль Шутники в театр Сатирикон, наши менеджеры с радостью проконсультируют вас по телефону +7 (995) 880-75-05
— Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
— Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
— 100% гарантия подлинности официальных билетов.
— В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.
У нас вы сможете купить билеты на спектакль Шутники в театр Сатирикон даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!
Краткое содержание спектакля Шутники
Спектакль «Шутники» в КЦ ЗИЛ
Спектакль – парадокс по малоизвестной пьесе, в которую, тем не менее, уместился весь мир Островского. Главного персонажа – чиновника Оброшенова – играет Константин Райкин. Но в наш сюжет вошли титульные герои ещё четырёх русских знаковых пьес: «Грозы», «Бесприданницы», «Леса» и «Снегурочки». Комедия поменяла объем и вышла в бескрайний космос театра Островского. Здесь всё игра и шутники абсолютно все, в том числе и высшие силы, давшие человеку такое сложное и любопытное явление как жизнь, – комментирует Евгений Марчелли. Небогатый чиновник выдаёт дочь замуж. Денежные унижения ему легче вынести под маской шута.
Дело идет к свадьбе, но на сцене возникают разные модели любви: от счастливой до продажной, от безответной до трагической. История про любовь и деньги в красочном эпическом спектакле, имя которому – Островский.
Понравился спектакль Шутники? Расскажите друзьям!