составьте письменный ответ на следующий вопрос культура и духовная жизнь
Тема 1. Культура и духовная жизнь
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
– Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
– Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
– Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura – уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.
Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.
Основные духовные ценности:
Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.
Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.
Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.
Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.
Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.
Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.
Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.
2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций
3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.
4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.
Правильный вариант/варианты: 1,3
2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.
Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.
_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.
Правильный вариант/ варианты: эстетические; мировоззренческие.
Составьте письменный ответ на следующий вопрос культура и духовная жизнь
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятия «культура» и «духовная жизнь».
3. Причины возникновения массовой культуры.
4. Отличительные черты массовой культуры:
а) ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;
в) занимательная форма;
г) предназначена для широкого зрителя.
5. Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
а) утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;
б) непосредственно ориентирована на интересы общества;
в) отличается демократичностью;
г) отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.
6. Негативное влияние на жизнь общества:
а) ориентирована на массовые вкусы;
б) ведёт к стандартизации и унификации культуры;
в) рассчитана на пассивное потребление;
г) насаждает мифы в сознании людей;
д) формирует искусственные потребности и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 4—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание | Баллы |
---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
3 | ||
2 | ||
1 | ||
0 | ||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Культура и духовная жизнь общества
Всего получено оценок: 1890. Всего получено оценок: 1890. Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества. Культура и духовная жизнь обществаСейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную. Материальная культура – это все, созданные человеком вещи и предметы. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, ценности, представление о красоте, религиозные, научные взгляды. В целом духовная культура выражается в двух составляющих: Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали. Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее. которые читают вместе с этой Духовные ценностиМногообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы. Рассмотрим классификацию духовных ценностей: Функции культурыКультура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции: Типы культуры:Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни. Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности. Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература. Появилась в XX веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии. Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности. Что мы узнали?Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом. Билет 7 Культура и духовная жизнь обществаДуховная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство деятельности человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Духовная жизнь общества (духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. Для такой деятельности характерно деление на: духовно – теоретическую и духовно – практическую. Духовно – теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ и ценностей (мысли, идеи, теории). Духовно – практическая деятельность – это деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей (сохранение, воспроизведение, распределение, распространение). К духовной жизни личности (духовному миру) относят знание, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой её частью является сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни является освоение культуры (овладение накопленными общество в ходе истории знаниями, умениями, ценностями). Культура – важнейший элемент, определяющий сферу духовной жизни. В основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.Сам термин «культуры» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы». В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н.э. римский философ Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться, подразумевая все, что изобретено человеком. Культура – это виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все его результаты. Изучением культуры занимается культурология. Но есть также и много других наук, изучающих аспекты культурной жизни: история и социология, этнография и лингвистика, археология и эстетика, этика и искусствоведение.Процесс культуры двуединый. Он требует, с одной стороны создание традиций (суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений), новаторство (преодоление традиций путем приращение культурного богатства). Функция приспособление к окружающей среде (предсказание стихийных бедствий) Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей (создание библиотек, архивов, музеев) Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека (ценности, ориентиры) Функция социализации (Маугли) Коммуникативная функция (создание единого культурного пространства человечества) Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием, но история перешагивает национальные и региональные рамки и становится всемирной. Культура, как и человек, не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей. НТП, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда – всё это влечет за собой интернационализацию культуры, создания единого культурного пространства для разных наций и народов. Виды культуры: НароднаяМассоваяЭлитарнаяубкультураКонтркультура Народная культура – это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Её произведения редко записываются, чаще передаются из уст в уста. Анонимна, как правило, есть исполнитель (танцы, песни), но нет автора. Даже если её достоянием становятся авторские произведения, то авторство вскоре забывается («Катюша»).Народная культура: Фольклор Народная музыкаТанцыТеатрАрхитектура Изобразительно и декоративно – прикладное искусство Но важнейшей составляющей культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Отличительная особенность народной культуры в том, что она находится в постоянном употреблении.Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое (с XX в.). Сложилось в связи с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества. Условия образования:Достаточный уровень образования масс Наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досугСредства коммуникации, способных копировать, тиражировать и доносить культурную продукцию до масс 1 шаг на пути к появлению массовой культуры – введение в Англии в 1870 – 1890 – х гг. закона об обязательно всеобщей грамотности. В 1895 г. был изобретён кинематограф, ставший средством массового искусства, доступного всем и не требующего даже элементарного умения читать. Следующими этапами стали изобретение и внедрение граммофонных записей. Затем радио, телевидение, интернет. Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя Универсальна на потребление Использует понятные всем образы (любовь, семья, карьера, успех) Ориентируется не на личность, а на стандартный образ потребителя (подросток, бизнесмен, домохозяйка) Реклама – обязательная часть массовой культуры Рассчитана на узкий круг потребителей Сложная по форме и содержанию произведений Например, живопись М.Шагала и П.Пикассо, музыка А.Шнитке, романы Дж. Джойса Не нацелена на получение выгоды Массовая культурная не может существовать без подпитки элитарной(т.к. элитарная культура является источником идей для массовой культуры), а элитарная нуждается в распространении и финансировании со стороны массовой. Именно их диалог и взаимодействие позволяют существовать и развиваться современной культуре. Культура не терпит принуждения, в основе всегда лежит свободный выбор. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет самого себя. Природа даёт нам лишь биологическое начало, и только культура превращает человека в культурно – историческое существо. И в этом смысле она представляется меру человеческого в человеке. Билет 8 b 9 Наука. Образование. Мораль. Религия.Наука— творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов) о природе, обществе, человеке или систематизированные знания в какой-либо отрасли науки. Задача науки: производство новых истинных знаний. Функции науки: 1.Познавательная( теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и 2. Практическо-действенная (участие в преобразующей деятельности человека, общества). Соответственно этим функциям принято и членение наук на фундаментальные и прикладные. НТП- это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники.Черты современной науки: 1. Универсальность – т.к. общество получает проверенные, обоснованные знания обо всем, что подвергается исследованию(основные стадии развития ч-ка, роль экономики, демографические проблемы). 2.Безгранничность- осознаие незавершенности науки способствует появлению различных научных школ,гласной и негласной конкурентной борьбе. Поиск нового, соединенный с талантом- главный фактор продвижения в науке. Признанным центром науки является РАН(Российская академия наук). Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований,включающих 15тыс дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого реального мира.3.Сближение с потребностями развивающего общества. Этика науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на благо. Наука и образование тесно связаны.Наука не может осуществлять функции без образованных людей, образование без науки- пустой звук.Образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих условиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни — с детства до старости. Среди Функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста). Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика — философская дисциплина, теория морали. Ее главной темой являются рассуждения о природе морали.Следует иметь в виду, что на ранних этапах становления цивилизованного человеческого общества действие нравственных норм и установлений не выходило за пределы рода, общины. Так, заповеди «не убий», «не укради», «помогай слабым» строго соблюдались по отношению К своим сородичам, соплеменникам, но не носили обязательного характера по отношению к «чужим».
|