составьте план как развивалась жизнь на земле
Как развивалась жизнь на Земле
50) Кратко охарактеризуйте основные этапы развития жизни на Земле.
3,5-4 млрд лет назад; началась жизнь не на суше, а в океане. 500 млн лет назад: доросли возможные животные, медузы, кораллы. 350 млн лет назад: существа заселили сушу, появились стегоцефалы. 225 млн. лет назад: расцвет древних пресмыкающих. 65 млн. лет назад: вымерли динозавры, был юрский период
51) Прочитайте § 9 «Как развивалась жизнь на Земле» и составьте его план.
1. Давние времена: жизнь в океане
2. Возможные животные
4. Расцвет пресмыкающих
52) Рассмотрите рисунок. Какие из изображенных животных обитают в наше воемя? Обведите их карандашом.
53) Выпишите из текста учебника названия древних животных. С помощью биологического словаря уточните их значение.
2. Компсогнат- «изящная челюсть»
11.Трилобит- «древние родственники раков»
54) Подпишите название древних животных. Пронумеруйте их в порядке появления на Земле.
55) Используя дополнительный источник информации, подготовьте сообщение «Образование каменного угля». Запишите план сообщения.Укажите источник использованной информации.
2. 300-400 млн.лет возраст древнего угля
3. Промышленное месторождение
56) Вставьте пропущенные буквы.
Трилобит, ихтиозавр, стегоцефал, динозавр
* Составьте 2-3 предложения с этими словами.
1. Как давно появилась жизнь на Земле? На суше или в воде впервые появились живые существа? Предположите почему.
Эволюция жизни на Земле началась с момента появления первого живого существа — около 3,7 миллиарда лет назад — и продолжается по сей день.
В воде.
2. Какие живые существа обитали в древнем океане?
3. Используя рисунок на с. 53 учебника, расскажите, какие растения и животные населяли леса каменноугольного периода.
Стегоцефал трилобитов динихтис ихтиозавр плезиозавры папоротники хвощи и плауны.
4. Рассмотрите животных, изображенных на рисунке, и назовите их. Обитают ли они на Земле в настоящее время?
Они уже все вымерли до того как мы появились.
5. Каково происхождение добываемого в настоящее время полезного ископаемого – каменного угля? Как люди его используют?
Уголь это древний, окаменелый папоротник. Его используют как горючее ископаемое- топливо, огниво.
6. Кто такие динозавры? Выясните, кто из современных животных имеет ближайшее к ним родство.
7. Когда на Земле появились разнообразные цветковые растения, птицы и млекопитающие?
В начале мелового периода появились цветковые растения. Первые птицы появились в мезозойскую эру. Одни из первых млекопитающих был дидельфодон-сумчатый зверь, который появился примерно 71млн.лнт назад.
8. Составьте план предполагаемой экскурсии на тему «Древние обитатели нашей планеты».
1. Расскажи про динозавров.
2. О жизни динозавров (кратко).
3. Расскажи о эволюции.
4. Расскажи про древних людей.
5. О жизни древних людей, о их ремесле.
Всё. Так как дальше идут средние века.
9. Подготовьте сообщение об одной из групп древних животных, обитавших на Земле миллионы лет назад.
Брахиозавр относится к отряду ящеротазовых динозавров. Они обитали на Земле примерно 150 миллионов лет назад. Части скелетов брахиозавра найдены были в Северной Америке и Восточной Африки. Первый скелет был обнаружен в 1900 году в штате Колорадо, в США.
10*. С помощью вертикальных отрезков изобразите в рабочей тетради относительные размеры различных динозавров и человека.
Этапы развития жизни на Земле
Наша планета образовалась около 4,5 млрд. лет назад. Поверхность Земли была в то время очень горячей, и никакой жизни на ней не существовало. Самым древним остаткам живых организмов, которые чем-то походили на современных бактерий, предположительно 3,5 млрд. лет. Заглянуть в прошлое Земли, проследить этапы развития жизни помогает палеонтология — наука о вымерших растениях и животных, чьи окаменевшие остатки сохранились в толщах осадочных пород.
Геологические эры
Палеонтология развивалась рука об руку с геохронологией, изучающей геологическую историю Земли. Изучая строение, условия возникновения и напластования осадочных пород и научившись определять их абсолютный возраст, ученые создали геохронологическую шкалу, разделив геологическую историю Земли на ряд периодов. Продолжительность этих периодов измеряется миллионами лет, все они разделены на 5 эр: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Архей — самая древняя эра, а в кайнозое мы живем.
Зарождение жизни
На заре своего существования Земля представляла собой раскаленный безжизненный шар, и только 3,5 млрд. лет назад она остыла настолько, что на ее поверхности образовалась твердая земная кора. Пары воды, содержавшиеся в первичной атмосфере, сконденсировались и стали выпадать в виде дождей, образовав древний океан, над которым возвышался единственный материк, впоследствии расколовшийся на части. В земной коре происходили постоянные изменения, сопровождавшиеся грандиозными климатическими колебаниями. Именно в океане появились первые живые организмы, напоминавшие бактерий, а потом и одноклеточные водоросли.
В древнейшей атмосфере Земли не было кислорода, однако водоросли были способны использовать энергию солнечного света для производства питательных веществ. При этом они выделяли кислород, который стал накапливаться в воздухе, создав условия для возникновения более сложно устроенных организмов.
Появление кислорода оказалось губительным для организмов, привыкших к бескислородной среде, так произошло первое на Земле вымирание. Прошло немало времени, прежде чем в океане появились первые многоклеточные организмы. Это были губки, медузы и организмы, напоминающие червей. Их остатки обнаружены в породах, возраст которых насчитывает около 600 млн. лет.
Развитие жизни на Земле было тесно связано с передвижением материков, которое влекло за собой изменения климата и уровня Мирового океана.
Французский ученый Жорж Кювье (1769—1832) — основоположник сравнительно-анатомического метода в биологии. Он применил его и к ископаемым остаткам, заложив основы палеонтологии. Согласно принципу последовательного напластования осадочных и вулканических пород, каждый нижележащий пласт старше вышележащего (если их последовательность не была нарушена). Сравнивая окаменелости из различных пластов осадочных пород, Кювье первым попытался выявить в геологической истории Земли ряд этапов с характерным для каждого из них составом животных и растений.
Палеозой
Примерно 580-570 млн. лет назад начался кембрийский период, продолжавшийся 70 млн. лет. Наступила очень важная эпоха развития органической жизни, ознаменовавшаяся возникновением и развитием новых форм животных, имеющих скелет из соединений кальция и кремнезема. За сравнительно короткий период времени (около 100 млн. лет) появились представители большинства основных групп животных, известных современной науке (одноклеточные радиолярии и фораминиферы, брюхоногие моллюски, плеченогие, иглокожие и др.). Широко распространились трилобиты, которые стали предками всех нынешних членистоногих. Животные освоили
морское дно и толщу воды, прибойную полосу океана.
Девонский период был временем величайших катаклизмов и активного движения материков. В этот период толщу морей уже бороздили акулы и скаты, кистеперые и лучеперые рыбы. Настоящими хозяевами морей стали головоногие моллюски аммониты, тело которых было спрятано в спирально закрученную раковину, разделенную множеством перегородок. На суше распространились папоротники и плауновые, появились первые голосеменные растения, ее начали осваивать первые клещи, пауки, примитивные насекомые, а вслед за ними на сушу потянулись и первые земноводные.
В каменноугольном периоде (карбоне) поймы рек и заболоченные пространства покрывали настоящие леса, состоящие из гигантских плаунов, хвощей, древовидных папоротников и голосеменных растений. Очень разнообразны были насекомые, среди них появилось множество летающих форм. Карбон стал эпохой расцвета земноводных, среди которых были и мелкие насекомоядные животные, и хищники размером с крокодила. В пермском периоде хвойные растения заселили внутриматериковые области.
Пресмыкающиеся активно осваивали сушу, среди них были и мелкие виды, и огромные травоядные формы самого причудливого облика. А в лесах уже появились предки современных млекопитающих. Конец пермского периода ознаменовался грандиозными геологическими катаклизмами: сталкивались материки, появлялись горные хребты. Не все животные смогли приспособиться к быстро изменяющимся условиям, и около половины их семейств вымерло.
Мезозой
В триасовом периоде основной группой животных на Земле становятся динозавры, освоившие разнообразнейшие места обитания. Появились лягушки, черепахи, крокодилы, первые млекопитающие. В морях возросла доля моллюсков — двустворчатых, брюхоногих, головоногих. Господство динозавров продолжалось и в юрский период, среди отложений этого времени найдены остатки первого пернатого животного — археоптерикса.
В меловом периоде пейзажи уже напоминали современные, в лесах уже росли сосны и кедры, дубы и березы, с цветка на цветок перелетали бабочки, щебетали птицы, шныряли ящерицы и насекомоядные млекопитающие. К концу мелового периода заметно похолодало, что привело к вымиранию многих групп морских животных. В это же время исчезли динозавры.
Кайнозой
65 млн. лет назад началась кайнозойская эра, которая делится на третичный и четвертичный периоды (в котором мы живем). На суше господствующее положение заняли млекопитающие, в морях — костные рыбы, в растительном мире преобладали покрытосеменные растения. На Земле прошла череда оледенений. Несколько миллионов лет назад из животного царства выделились прямоходячие приматы (гоминиды), эволюция которых в итоге привела к возникновению Homo sapiens (человека разумного).
Урок биологии по теме «Как развивалась жизнь на Земле», 5 класс
Класс: 5
Тип урока: изучение новый понятий.
Форма занятия: путешествие-выставка.
Цель: изучить развитие органического мира на Земле, влияние климатических условий на изменение флоры и фауны в разных периодах эволюционного развития планеты.
Коррекционно-образовательная задача: развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Коррекционно-развивающая задача: развитие внимания, слуховой и зрительной памяти; коррекция логического мышления.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитание нравственной культуры; формирование взаимопонимание учащихся в группах и создание положительной эмоциональной поддержки в общении друг с другом.
Основные понятия урока: периоды Земли (Карбон, Юрский, Ледниковый); названия животных и растений; палеонтология.
Оборудование: компьютер, проектор и презентация Microsoft Office PowerPoint; иллюстрации периодов; портреты ученых-естествоиспытателей; индивидуальный конверт-путеводитель; карточки с заданиями.
I. Организационный этап урока.
II. Этап проверки домашнего задания.
III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
IV. Этап изучения новых знаний.
V. Этап закрепления изученного.
VI. Этап применения изученного.
VII. Этап информации о домашнем задании.
VIII. Этап проверки итогов урока.
I. Организационный этап урока.
На перемене учащиеся выбирают цветные полоски, на которых написано начало фразы «В движении …». Цветные полоски учащиеся выкладывают в виде летательного аппарата.
Здравствуйте пятиклассники!
Время играет огромную роль,
В жизни живых организмов!
Ты появился на свет,
Ты герой!
В новом ветке поколений!
«Ковер-самолет» заправлен положительными эмоциями и готов совершить полет в новое биологическое путешествие! Девиз урока «В движении … (свобода мысли; существуют все живые организмы и другие возможные ответы).
Три условия успешного полета!
Первое условие: «Ключевое слово урока».
Тема урока: Как развивалась … на Земле.
В теме урока исчезло главное слово.
Вопрос: Назовите главный признак, который отличает нашу планету от других планет Солнечной системы?
II. Этап проверки домашнего задания
Второе условие: «Ученые-естествоиспытатели».
Биология – это наука, близко связанная с другими научными дисциплинами. Такие науки как геология, физика, химия, астрономия помогают изучать природу вместе с биологией.
Портреты ученых: В.И.Вернадский, Ч.Дарвин, Карл Линней, Аристотель.
Ответы на заданные вопросы заключены в заглавных буквах ученых.
1. Этого человека, никогда не называли ученым. (А) (Аристотель – философ Древней Греции).
2. Земля, по мнению этого ученого, является «живым шаром». (В) (Вернадский)
3. Основатель современной классификации животных и растений. (Л) (Линней)
4. Ученый, который считал, что в природе выживают наиболее приспособленные организмы. (Д) (Дарвин)
III. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Угаданные буквы превращаются в нравственные направляющие урока.
Учащиеся определяют ориентиры плодотворного путешествия, используя угаданные буквы, которые помогут перейти к выполнению следующего условия.
Третье условие: «Наука, которая изучает вымершие организмы».
Ключик-подсказка: «Четвертая буква в ответе подсказка, запомни ее и в клетку впиши».
1. Приведите синоним к слову «опыт»? (Эксперимент)
2. Бесцветное вещество, существующее в трех агрегатных состояниях на Земле. (Вода)
3. Наука, которая изучает живую природу, живые организмы. (Биология)
4. Самая «сладкая» группа органических веществ? (Углеводы)
5. Самый легкий газ на Земле? (Водород)
6. Физическая величина, числовая характеристика протяжённости линий. (Длина)
7. Насекомоядное животное, приспособленное к почвенному, роющему образу жизни. (Крот)
8. Это животное проводит в спячке 75% своей жизни, к примеру: во сне проводит 9 месяцев в течение года. (Сурок)
9. В составе воздуха 21% этого вещества, которое живые организмы используют при дыхании. (Кислород)
10. Главная часть любой клетки. (Ядро)
11. Сумчатое животное. (Кенгуру)
12. Наука о веществах. (Химия)
13. Белка, которая умеет «летать». (Летяга)
IV. Этап изучения новых знаний
Учащиеся успешно справились со всеми вопросами, и ковер-самолет переносит нас в таинственный и мало изученный палеонтологами мир, который исчез с лица Земли уже много лет назад.
Существует очень много гипотез, как образовалась Солнечная система и планета Земля (Слайд №1 Современная гипотеза Солнечной системы). И ученые посчитали, что нашей планете 4,5 млрд. лет (Слайд №2 Образование планеты Земля). Жизнь на Земле зародилась в океане около 3.4 млрд. лет назад. Постепенно живые организмы стали осваивать сушу (Слайд №3 Иллюстрации, периоды Земли). Смена периодов означала изменение климата на Земле и гибель живых организмов (Слайды №.4 Многообразие организмов в разные периоды Земли)
Задания по группам.
Задание. Работа по тексту учебника.
Указывают статус, который им очевиден по обведенным оценкам:
А) статус – Я – лидер! (Учащиеся отметили отметки «хорошо» и «отлично»)
Б) статус – Я – стратег! Я отвечу, но на легкие вопросы! (Учащиеся для себя выделили отметки «хорошо и «удовлетворительно»)
В) статус – Я – оптимист! Я могу, но сомневаюсь в себе! (Отмечена отметка «удовлетворительно»)
Группа: Лидеры, учащиеся получают задания повышенной сложности!
Группа: Стратеги, учащиеся получают задания с переменным содержанием сложности.
Группа: Оптимисты, учащиеся получают задания на соотнесение ответов, но выбор ответов, на дополнения и обобщения.
Физкультминутка. Учащиеся встают. Закрывают глаза и считают до 5. Повторяют упражнение 4–5 раз. Вытяните руку вперед. Слегка согните ее в локте. Посмотрите на указательный палец, сосчитайте до 4. Затем переведите взгляд вдаль, и сосчитайте до 6. Повторите упражнение 4–5 раз.
Группа оптимистов: Незаконченный фрагмент иллюстрации
Дорисовать животное, написать название, указать тип питания: растительноядный или плотоядный организм, хищник.
Периоды | Карбон | Юрский | Ледниковый |
Выбрать иллюстрацию для периода | |||
Подобрать описание для периодов | |||
Дополнить ответ, выводами |
Группа стратегов: Составить описания периодов Земли.
Периоды Земли: каменноугольный (карбон), юрский и ледниковый периоды.
Иллюстрации периодов и их описания даны отдельно.
— обильных осадков в виде дождя;
— низкая температура воздуха;
Дополнить ответ (выводы):
— условия обитания животных (благоприятные или неблагоприятные);
— условия развития для растений.
Группа лидеров: Исследовательский отчет по периодам.
«Мир Ледникового периода»; «Мир Юрского периода»; «Мир Каменноугольного периода».
1. Какие организмы господствовали в выбранный период времени:
— членистоногие (насекомые, паукообразные, ракообразные),
2. История периодов, их названия:
— связь с геологическими находками;
— связь с климатическими особенностями;
— связь со специфическими характеристиками растительного мира.
3. Чем интересны для палеонтологов изучение периодов Земли:
— многообразием растительного и животного мира;
— с появлением полезных ископаемых;
— с изучением новых видов растений и животных в периодах;
— с изучением эволюционных изменений, появлений крупных таксономических единиц (классов).
V. Этап закрепления изученного
Результатом является защита групп.
Форма защиты: «Палеонтологическая выставка»
Взаимное оценивание групп: 3 4 5. Контроль ос стороны учителя, делают записи на доске.
Этапы представления выполненных заданий.
Первый этап: Защита стратегов
Название периодов и иллюстрации учащиеся распределяют на доске. Учащиеся характеризуют климатические условия планеты в указанных периодах истории Земли. Дополняют собственными выводами.
Второй этап. Защита оптимистов
Рисунки с животными учащиеся прикрепляют рядом с иллюстрациями периодов. Свои ответы аргументируют.
Третий этап. Защита лидеров
Учащиеся характеризуют периоды, добавляя свои обоснования.
VI. Этап применения изученного
Четыре вопроса. «+» – ответ верный; «–» – суждение ошибочное. Учащиеся используют конверты-путеводители, работают с таблицами.
Стегоцефал – обитатель каменноугольного периода | Динозавры – это древние рептилии | Динозавры вымерли почти 4,5 млрд. лет назад | В карбоне росли гигантские папоротники, хвощи и плауны |
+ | + | – | + |
VII. Этап информации о домашнем задании
Вариант задания из конверта-путеводителя.
«Вы входите в состав группы палеонтологов, которые занимаются раскопками на территории Франции, вблизи горы Юра».
Составить ответ, в виде рассказа о выбранном животном по плану.
1. Название животного Юрского периода.
2. Описание климатических условий периода.
3. Среда обитания и условия обитания. Морфологическое описание строение организма: внешнее строение (покров, цвет, зубы, конечности, обтекаемость тела).
4. Способ питания и размножения.
5. Основные причины гибели организма.
VIII. Этап подведения итогов урока
Учитель: Ковер-самолет благополучно совершил посадку и пора подводить итоги урока.
Учащиеся выставляют себе оценку, по окончанию урока. Учитель обобщает результаты урока.
— Какие ощущения испытали учащиеся?
— Хотели ли они оказаться на месте палеонтологов?
— Помогли ли учащимся в путешествии выбранные 4 качества: активные, внимательные, любознательные, дружелюбные.
Смайлики разного цвета, выбирают и выкладывают рядом с прилетевшим летательным аппаратом.
Урок подходит к своему завершению. До новых встреч!
Технологическая карта урока по теме: Как развивалась жизнь на Земле. 5 класс
Технологическая карта урока : Как развивалась жизнь на Земле
Лапина Оксана Викторовна
МБОУ СОШ с. Елабуга
Тема и номер урока в теме
урок по теме «Как развивалась жизнь на Земле» урок № 1 в теме 1 «Земля»
Введение в биологию. Н. И. Сонин, А.А. Плешаков.
Цель урока: Образовательная: формирование представлений о происхождении жизни на Земле, знаний о живых организмах, обитающих на стадиях развития жизни на Земле.
Развивающая: развитие умений работать с ЭОРми, различными источниками информации, формирование навыков самостоятельной работы, умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.
Воспитательная: формирование желания познавать новое, интересов к изучению природы.
Планируемые результаты ( предметные)
Личностные результаты: будут сформированы: коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Тип урока комбинированный. Урок-мастерская.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование : ИКТ, Кейсы, Электронный учебник: Н. И. Сонин, А.А. Плешаков.
Структура и ход урока
1. Приветствует обучающихся.
2. Проверяет готовность к работе.
3. Проверяет наличие учебных принадлежностей
Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности
Мотивация и стимулирование
Презентация 1, 2 Слайд.
Геохронология (от греч.geo – Земля, chronos – время и logos – учение) – учение о возрасте, продолжительности и последовательности формирования горных пород, слагающих земную кору.
Время, в течение которого накапливалась группа пород, Хронос назвал эрой. Название эры отражает относительное время: архейская (древнейшая), протерозойская (ранняя), палеозойская (древняя), мезозойская (средняя), кайнозойская (новая).
Все эры разделены на менее длительные отрезки времени – периоды.
Благодаря науке и современным исследованиям, человечество смогло определить, сколько лет нашей планете, когда возникла жизнь и как изменялся облик Земли в течении времени.
О чем пойдет речь на уроке?
2. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока.
3. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь
1.Формулируют тему урока.
2. Ставят перед собой цели и задачи: узнать как выглядела наша Земля и какие животные и растения ее населяли в разные периоды истории Земли.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Давай «покопаемся в памяти» вспомним вспомнить понятие «ленты времени» из курса Окружающего мира:
— что называется «лентой времени», и где вы встречались с этим понятием?
– А как вы работали с лентой времени?
-А можно ли создать «биологическую ленту времени», чтобы отметить существовавшие на Земле разных организмов организмы?
— Как называются громадные промежутки времени?
— Какие ученые изучают древних и давно вымерших живых организмов?
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, слушают своих одноклассников.
Установление причинно-следственных связей
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Руководит физкультминуткой «Собачьи танцы».
Усвоение новых знаний.
1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Вы-ученые палеонтологи, совершите научную экспедицию на машине времени, сегодня вы отправитесь в прошлое и изучите вымерших ископаемых живых организмов в разные периоды истории жизни на Земле. Вам предстоит воссоздать за короткое время урока то, что происходило на планете в течении 4,5 млрд. лет.
Воссоздавать ход развития жизни мы будем из разрезанной на отдельные фрагменты таблицы, в которой:
Основные события в неживой природе.
Основные события в живой природе.
Всего 4 группы палеонтологов.
1я гр. – Архей и Протерозой
Каждая группа изучает свою эру по электронному учебнику, и из набора карточек для составления общей таблицы находит карточки с информацией своей эры.
1. Слушают задание учителя. Вытягивают кейс и выполняют работу по плану.
2. Выступают и заполняют сводную таблицу.( Ученый, годы жизни, чем занимался, вклад в развитие науки)
Создание алгоритмов деятельности при решении проблемы поискового характера.
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Аргументация своего мнения
Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций
Умение работать в малых группах
Определение своей роли при групповой работе
Осознание ответственности за общее дело
Закрепление новых знаний
1 Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны.
1. Цветковые растения появились на Земле раньше папоротников, хвощей и плаунов..
2. В каменноугольный период жили древние гигантские стрекозы, размер крыльев которых достигал 1 м.
3.500 млн лет назад в древнем океане водились разнообразные млекопитающие, рыбы и динозавры.
4.Тираннозавр был хищником, но не брезговал и падалью.
5.Мамонт – млекопитающее, родственник современных слонов.
6.В лесах каменноугольного периода уже обитали многоножки, пауки, скорпионы и летали гигантские стрекозы.
7.Длина трилобитов достигала 5 м.
8.В настоящее время учёным известно около 500-600 видов вымерших динозавров.
9.Диплодок был растительноядным динозавром.
10.Стегозавр – крупный динозавр, питавшийся мелкими насекомыми и ящерицами.
2. Закончите предложения, используя слова из словарика.
1. ….. на Земле зародилась в океане.
2. Покрытый густой шерстью родственник слонов называется….
3. В юрский периоде истории развития Земли были широко распространены ….
Словарик: Мамонт, Динозавры, Жизнь
1. Работая в парах, выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.
Анализ, синтез, сравнение, обобщение
Осознание ответственности за общее дело
волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Закончил Хронос свой трудный путь. В «Книге Времени» была заключена огромная информация о развитии Земли.
Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.
Какие организмы первыми заселили сушу?
Почему первым периодом развития жизни на Земле назвали Каменноугольным?
По какой причине вымерли динозавры?
Почему с течением времени одни виды сменяли другие?
Что нового узнали на уроке?
Какие затруднения возникли в процессе работы?
Рефлексия урока- правило квадрата (Презентация)
1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.
2..Отвечают на проблемный вопрос
3. Выбирают квадрат рефлексии.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Определение основной и второстепенной информации
Аргументация своего мнения
Информация о домашнем задании.
1.Дает информацию о задании на дом.
— изучить п. учебника
— Написать мини сочинение о древнем живом организме.
2.Слушают инструкцию по состав-ю
анализ компонентов с целью выделения особенностей.
Регулятивные: коррекция полученных знаний.
События в неживой природе
События в живой природе
В атмосфере начал накапливаться кислород
Обнаружены органические вещества, входившие в состав древнейших живых организмов. Найдены окаменевшие цианобактерии возраст их примерно 3,5 млрд лет.
Жизнь в этот период развивалась в водной среде, потому что только вода могла защитить организмы от солнечного и космического излучения. Первые живые организмы жили в бескислородной среде и питались готовыми органическими веществами. Важнейшее событие архейской эры – появление кислородного фотосинтеза.
Эра которая длилась 2 млрд лет
Увеличение кислорода в атмосфере привело к формированию озонового слоя, защитившего Землю от излучения, поэтому жизнь могла выходить на сушу
началась около 570
Климат стал более холодным и сухим. Позже, климат становится более сухим.
Сокращается разнообразие амфибий. Основными хозяевами суши становятся пресмыкающиеся.
Господство древовидных хвощей, плаунов и папоротников, достигавших в высоту 30 –40 м. Именно эти растения, падая в тропические болота не сгнивали, а превращались в каменный уголь, который мы используем в качестве топлива. Появились первые крылатые насекомые, напоминающие громадных стрекоз.
Господствуют акулы, скаты, появляются первые костные рыбы. В пересыхающих водоѐмах с недостаточным количеством кислорода появляются двоякодышащие и кистепѐрые рыбы, имеющие помимо жабр органы воздушного дыхания –мешковидные лѐгкие и мускулистые плавники со скелетом. От них произошли первые наземные позвоночные – стегоцефалы (земноводные).
В морях распространяются первые настоящие позвоночные – бесчелюстные, от которых в дальнейшем произошли рыбы. Вышли на сушу первые растения – псилофиты, а затем древнейшие паукообразные, защищѐнные от сухого воздуха хитиновым панцирем.
Расцвет медуз и кораллов. Появляются древние членистоногие – трилобиты. Развиваются хордовые организмы
Эра началась около
Климат становился то сухим то влажным
Появляются высшие млекопитающие и настоящие птицы. Появляются и быстро распространяются покрытосеменные растения. Некоторые из них сохранились до наших дней (дубы, ивы, эвкалипты, пальмы). В конце периода вымирают динозавры.
Господствуют голосеменные и пресмыкающиеся. В конце периода появляются археоптериксы – первоптицы.
Расцвет динозавров; появляются крокодилы, черепах и первые млекопитающие. Вымирают семенные папоротники
Эра началась около
67 млн лет назад и
Похолодание климата (четыре оледенения). В конце периода началось глобальное потепление. Климат становится более сухой, образуются степи
Появление мамонтов, шерстистых носорогов, овцебыков.
Формируются виды растений и животных, близких к современным. Появляются первые человекообразные обезьяны.
Господствуют млекопитающие (формируется большинство современных отрядов, появляются приматы) и птицы. Господствуют покрытосеменные растения, увеличивается многообразие насекомых