Словообразовательная цепочка слова акция
Поиск ответа
Вопрос № 306790 |
Нужно ли ставить запятую перед «до» в предложении: «Курильские острова представляют собой длинную цепоч ку островов, протянувшуюся в меридиональном направлении на 1300 километров от южной оконечности Камчатки на севере[?] до северной оконечности Японии на юге.»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Образование прилагательного от существительного здесь происходит с нулевой аффиксацией.
Здравствуйте. Возник спор по поводу слова «охранка», которым называли тайную полицию XIX — начала XX вв.: образовано ли оно от существительного «охрана» или от глагола «охранять», и что в этом случае означает суффикс: пренебрежительное отношение (диминутив) или перенос признака глагола на отглагольное существительное (как в словах «стоянка», «лежанка», «мазанка» и т. п.)? Если это всё же диминутив, то допустимо ли (было) употребление слова «охрана» применительно к этой спецслужбе? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если искать лишнее слово по словообразовательным признакам, то можно дать несколько вариантов ответа.
2. Лишнее – солнечный. Только при образовании этого прилагательного в основе появляется беглый гласный.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как разделить для переноса слово свинья. Допускается ли такой вариант: сви-нья? И, если можно, укажите, пожалуйста, каким правилом надо руководствоваться при переносе этого слова. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Ваш вариант переноса является единственно возможным. Вот выдержка из свода «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006).
В основу правил переноса положен слоговой принцип. Однако в ряде случаев учитывается и членение слова на значимые части.
§ 211. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку одну букву. Напр., нельзя переносить: а‑кация, акаци‑я.
§ 212. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку буквенную цепоч ку, не содержащую гласной буквы. Напр., нельзя переносить: cт‑вол, вс‑лед, цен‑тр, тре‑ст.
§ 213. Не разрешается отделять от предшествующей согласной буквы ъ и ь. Правильные переносы: отъ‑езд, коль‑цо, перь‑ями, буль‑он; не допускаются переносы: от‑ъезд, кол‑ьцо, пер‑ьями, бул‑ьон.
§ 214. Не разрешается отделять переносом букву й от предшествующей гласной буквы. Правильные переносы: рай‑он, вой‑на, стой‑кий; не допускаются переносы: ра‑йон, во‑йна, сто‑йкий.
§ 215. Не разрешается отделять гласную букву от предшествующей согласной буквы, если эта согласная — не последняя буква приставки. Правильные переносы: чу‑дак, ка‑мин, до‑мой, ша‑лун, ба‑лык, пле‑нэром, пле‑тень, по‑лёт, хо‑мяк, би‑рюк; не допускаются переносы: чуд‑ак, кам‑ин, бир‑юк и т. п.
Если же согласной заканчивается приставка, а за ней следует гласная буква, перенос в соответствии с этим правилом возможен, но возможен и такой перенос, который соответствует членению слова на значимые части. Допускаются, напр., не только переносы бе‑заварийный и беза‑варийный, ра-зоружить и разо‑ружить, по‑дучить и поду‑чить, но и без‑аварийный, раз‑оружить, под‑учить.
Примечание. Если после приставки, кончающейся согласной буквой, следует буква ы, то допускается только перенос после гласной буквы: ра‑зыграть или разы‑грать.
§ 216. Разбиваются переносом удвоенные согласные, входящие в корень или образующие стык корня и суффикса, напр.: жуж‑жать, мас‑са, кон‑ный, весен‑ний, рус‑ский. Не допускаются переносы: жу‑жжать, ма‑сса, ко‑нный, весе‑нний, ру‑сский или русс‑кий.
Однако после приставок удвоенные согласные при переносе могут не разбиваться; возможны, напр., переносы со‑жжённый, по‑ссориться и сож‑жённый, пос‑сориться.
§ 217. Группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или образующих стык корня и суффикса, может быть разбита переносом любым образом, напр.: се‑стра, сес‑тра и сест‑ра; це‑нтральный, цен‑тральный и цент‑ральный; ро‑ждение и рож‑дение; де‑тство, дет‑ство, детс‑тво и детст‑во; шу‑мный и шум‑ный.
Если же в группе согласных часть принадлежит приставке или если вся группа начинает вторую часть приставочного слова, предпочтительно учитывать членение слова на значимые части. Предпочтительные переносы: под‑бить, под‑бросить, при‑слать, от‑странить. Допустимые переносы: по‑дбить, подб‑росить; прис‑лать; отс‑транить и отст‑ранить.
§ 218. На стыке частей сложного или сложносокращенного слова возможны только такие переносы, которые соответствуют членению слова на значимые части, напр.: авто‑прицеп, ле‑со‑степъ, ново‑введение, двух‑атомный, трёх‑граммовый, пя‑ти‑граммовый, спец‑одежда, спец‑хран, сан‑узел, гос‑имущество, дет‑ясли.
§ 219. Не подлежат переносу: а) аббревиатуры, пишущиеся (полностью или частично) прописными буквами, напр.: ДОСААФ, ЮНЕСКО, КамАЗ; б) графические сокращения, напр.: б‑ка, ж.‑д., р/сч; в) написания, представляющие собой сочетания цифр и окончаний слов, напр.: 20‑й, 365‑й.
Факультативное правило. При переносе может потеряться различие между написаниями слов слитно и через дефис; ср.: военно‑обязанный (пишется военнообязанный) и военно‑морской (пишется военно‑морской). Для сохранения различия надо во втором случае повторить дефис в начале перенесенной части: военно‑ / ‑морской. Это правило применяется по желанию пишущего.
Писала вензелями меж домов и пред дорогой исчезала. Но утром шёл какой-то человек, и след цепоч кою оставил. Нужна ли запятая перед союзом, не является ли он присоединительным?
Ответ справочной службы русского языка
По основному правилу в обоих случаях запятая перед и не требуется.
Автор может поставить тире перед словами и пред дорогой исчезала, и след цепоч кою оставил, чтобы подчеркнуть их, сделать на них акцент.
Из описания лабораторной работы:»В работе используются: автотрансформатор, понижающий трансформатор, интегрирующая цепоч ка и т.д.». Не лучше ли написать используется вместо используются, ведь здесь имеет место перечисление.
Ответ справочной службы русского языка
Предложение составлено правильно.
Можно ли в наречии «вглубь» сделать такой перенос по слогам: вглу-бь? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Такой перенос недопустим. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку буквенную цепоч ку, не содержащую гласной буквы. Слово вглубь не подлежит переносу.
Какой корень в слове СВЯЗИСТ? вяз или связ? И почему? Учительница в школе считает, что СВЯЗ.
Ответ справочной службы русского языка
здравствуйте, скажите, пожалуйста, слово вредительствовать образовано от слова вредительство, или наоборот?
Ответ справочной службы русского языка
Глагол вредительствовать образован от существительного вредительство. Словообразовательная цепоч ка: вред – вредить – вредитель – вредительство – вредительствовать.
Ответ справочной службы русского языка
1. По сложившейся орфографической традиции после приставки рас- пишется либо счит (рассчитывать, рассчитаться), либо чет (расчет, перерасчет).
2. Ваш пунктуационный вариант возможен. Ошибки нет.
3. Когда-то привычные нам знаки тире, многоточие, кавычки были новыми. Они вошли в практику письма и были «узаконены » в правилах в ХVIII в., уже после того как М. В. Ломоносов сформулировал правила употребления запятой, точки с запятой, двоеточия и знаков конца предложения. Отрицать возможность появления и закрепления в правилах новых графических знаков (например, смайликов) нельзя. Однако если это и произойдет, то не скоро.
Здравствуйте. Почему в этом предложении нет знаков препинания? «К каждому протянулось от дороги по нескольку цепоч ек следов»
Ответ справочной службы русского языка
Ответ будет очень простым: знаки препинания внутри предложения отсутствуют, т. к. нет оснований для их постановки. Нужен только знак конца предложения.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Будьте добры, скажите, пожалуйста, каким способом образовано слово «пророчит»? Как составить словообразовательную цепоч ку? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Первая часть этого слова образована от прилагательного червонный (с двумя Н), поэтому и в сложном слове следует писать две Н: червонно-золотые.
Тема урока по русскому языку: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
учитель русского языка
МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ
Русский язык 6 класс
М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016
Тема урока: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый урок по существительному
Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.
Обучающие: 1) повторение сведений о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке слов, обучение работе со словообразовательным словарем.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры, стремления к здоровому образу жизни.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры
Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование умения составлять словообразовательные цепочки. Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря.
Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары и цепочки; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер
Психологический настрой обучающихся на урок
— Ребята, подберите рифму к слову урок с помощью слова сыр.
(Учащиеся отвечают. Один из учеников на доске пишет слово сыр, ставит стрелку и пишет слово сырок, затем образует с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса слово сырочек.)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемной ситуации
— На прошлом уроке мы занимались словообразованием имен существительных . Догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы учащихся)
— Что это? (Цепочка) Обратите внимание на ударение в слове!
— Мы с вами будем составлять цепочки. Золотые? Верно, словообразовательные. Составление цепочек – занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Какое изобразительно-выразительное средство вы использовали в этой работе? (Сравнение)
Проверка домашнего задания
1. На доске составьте кластер «Способы словообразования имен существительных»
2.Выпишите один пример из домашнего упражнения, докажите правильность вашего решения, используя тип речи – рассуждение.
3. Расскажите об уменьшительно-ласкательных суффиксах, приводя примеры.
Актуализация знаний учащихся
Он задает вопрос классу:
-Чем отличается словообразовательная пара от словообразовательной цепочки?
Приводит примеры: дом-домик, лес
Подготовленный ученик № 2 знакомит одноклассников со словообразовательным словарем, выбрав понравившиеся примеры.
Подготовленный ученик № 3 представляет материал о производной и производящей основе, взяв примеры из словообразовательного словаря.
1 группа Добрый → добряк → добрячка
2 группа Гитара → гитарист → гитаристка
3 группа Вода → водяной → водянистый → водянистость
При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.
Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под-свеч-ник, где под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча». Выявляем производящую основу свеч- от слова свеча, окончание убираем. Приложение № 1 Алгоритм
Физминутка. Построимся цепочкой и пройдемся по классу, изменяя движение влево и вправо.
Применение новых знаний 1.Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый Приложение № 2
2. Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования.
— Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников) Приложение № 3
3. Составьте по картине Васильева «Мокрый луг» текст из трех предложений со словом луг, чтобы прослеживались в нем словообразовательные возможности русского языка.
Цель: самооценка результатов своей деятельности и всех учеников.
-Что нового открыли на уроке?
-Что удалось сделать легче всего?
-Какие трудности возникли?
Домашнее задание: § 12, упр. 115.
Дополнительное задание по желанию: составьте тест со словообразовательными цепочками.
Приложение № 1 Алгоритм
При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.
Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под-свеч-ник, где под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча». Выявляем произодящую основу свеч от слова свеча, окончание убираем.
Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый
Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования.
— Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников)