секреты семейной жизни постельные сцены

Вышел ремейк фильма «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана: чем он отличается от оригинала

О чём фильм Ингмара Бергмана

«Сцены из супружеской жизни» – одна из главных картин в творчестве шведского режиссёра Ингмара Бергмана, снятая в 1973 году. Изначально «Сцены» вышли на шведском канале SVT2 в виде сериала из шести эпизодов, но позже в кинопрокат поступила укороченная версия.

Это история брака Марианны (Лив Ульман) и Йохана (Эрланд Юзефсон) — супружеской пары из Швеции, которая вместе уже десять лет. У них средний достаток, двое детей, банальная история встречи и нет никаких серьёзных проблем. Йохан – профессор психологии и главный добытчик в семье, Марианна – юристка, специализирующаяся на семейном праве. События фильма разворачиваются на протяжении десяти лет: картина начинается с самой счастливой стадии отношений и заканчивается уже после развода. По большей части фильм состоит из разговоров двух героев. Одновременно в кадре не появляется больше четырёх актёров.

Лив Ульман и Эрланд Юзефсон в фильме Бергмана

Несмотря на благополучную и спокойную жизнь, Йохан неожиданно предлагает Марианне развестись. Оказывается, что он завёл роман и хочет уехать в Париж со своей возлюбленной, молодой женщиной Полой. Это побуждает и Йохана, и Марианну наконец выпустить накопленные обиды, злость и неудовлетворенность, которые они годами держали в себе. Когда Йохан уходит от любовницы и хочет вернуться к бывшей жене, она его не принимает.

Но после развода отношения Йохана и Марианны не заканчиваются. Спустя годы они сходятся снова — уже не для брака, а для секса, потому что их по-прежнему влечёт друг к другу. В конце фильма Йохан и Марианна приходят к выводу, что именно так для них выглядит любовь.

Бергман частично списал сюжет с реальной жизни, например, перенёся на экран историю собственных отношений с актрисой Лив Ульман (в фильме она сыграла Марианну). Первую сцену вдохновила знакомая пара из Дании, которую Бергман считал идеальной. Сюжетную линию с побегом в Париж с любовницей режиссёр тоже позаимствовал из собственной жизни.

Бергман сам снял два фильма-продолжения: «Из жизни марионеток» (1980) и «Сарабанду» (2003) о Марианне и Йохане в более зрелом возрасте.

Российский режиссёр Андрей Звягинцев хотел сделать прямой ремейк «Сцен», но не смог приобрести права. Тогда он снял современную интерпретацию этой истории – драму «Нелюбовь» (2017), номинированную на премии «Оскар» и «Золотой глобус». С фильмом Бергмана перекликается ещё один номинант на «Оскар» – нашумевшая картина «Брачная история» (2019) Ноа Баумбака со Скарлетт Йоханссон и Адамом Драйвером.

Отличия ремейка

1. Смена ролей

«Сцены из супружеской жизни» Бергмана – камерное кино о разрыве двух людей, от самого счастливого периода из брака до развода. Из семьи в нём уходит муж, увлечённый новой страстью. В сериале же роли полностью перевернуты. Мира (Джессика Честейн) – кормилица семьи, занимающая руководящую должность в крупной технологической фирме. У её мужа Джонатана (Оскар Айзек) нет карьерных амбиций: он заботится о дочери и преподает философию в университете. Судя по первому эпизоду, дальше Мира повторит судьбу Йохана, а Джонатан останется в роли Марианны.

2. Сюжет

Авторы сериала, режиссёр Хагай Леви («Любовники») и сценаристка-дебютантка Эми Херцог, не стали глобально менять сюжет. В первом эпизоде Мира и Джонатан начинают с рассказа о своём укладе жизни – и размышляют о том, почему распределение сил и обязанностей в их семье так хорошо работает.

Единственное сюжетное различие — это судьба второстепенных персонажей. В картине 1973 года друзья Йохана и Марианны были на грани развода и в конечном итоге разошлись. Но герои из новой версии, Кейт (Николь Бахари) и Питер (Кори Столл) живут в открытом браке: оба свободно встречаются с другими людьми. Кейт переживает из-за разрыва с последним любовником и хочет сочувствия от мужа, но не получает его.

Проблемы приятелей заставляют Джонатана и Миру задуматься о собственных отношениях. Посреди разговора Мира вдруг сообщает, что беременна вторым ребёнком и не знает, хочет ли его оставить.

3. Формат

Фильм Бергмана разделен на шесть глав, которые в телевизионной версии были просто сериями. У каждой есть своё название — «Невинность и паника», «Искусство не выносить сор из избы», «Пола», «Долина слёз», «Невежды» и «Среди ночи в тёмном доме где-то на краю света». В версии 2021 года таких эпизодов-глав всего пять, но авторы сохранили звучные названия от Бергмана.

Главное достоинство «Сцен супружеской жизни» 1973 года — в камерности и глубоких, очень человечных диалогах. Фильм действительно выглядел как сцены, которые можно было бы увидеть в домах обычных людей. Зрителям из Швеции они показались настолько реалистичными и правдивыми, что, по слухам, в стране увеличился процент разводов (официально это не подтверждено). По словам профессора скандинавской литературы и кино Линды Рагг, люди восприняли «Сцены» как документальный фильм об истории одного развода, и увидели в картине себя.

Кроме того, в картине Бергмана всего восемь действующих лиц и минимум декораций. Оператор часто снимал актёров крупным планом, благодаря чему всё внимание было направлено на героев, их эмоции, реплики и реакцию друг на друга. Камерность фильма делала происходящее чем-то интимным, как будто зрители подсматривали за чужой жизнью.

Сериал 2021 года снят так же, но написан гораздо проще. Мира, Джонатан и их друзья часто прямо проговаривают свои эмоции и мысли. Например, Мира во время интервью открыто сомневается в словах мужа. Сериал разворачивается как классическое американское шоу: в семейной эпопее NBC «Это мы» можно встретить ровно такие же разговоры, откровенные и драматичные, но лишённые психологизма. В фильме Бергмана для понимания отношений Миры и Йохана важна каждая деталь, практически каждое слово и даже паузы в разговоре. Новые «Сцены» явно адаптированы для более массового и менее внимательного зрителя.

4. Новые стороны семейной жизни

Шведская исследовательница кино Биргитта Стин в книге «Путеводитель по Бергману» приводит слова режиссёра о том, что «Сцены из семейной жизни» – это фильм об освобождении Марианны. Бергман использует прогрессивные идеи женской сексуальности и независимости: героиня вполне успешно справляется с уходом Йохана. После развода Марианна она растит детей, находит новую любовь и учится жить в других отношениях — гораздо более свободных.

Сериал тоже имеет явную феминистскую направленность: Мира заботится о финансовом благополучии семьи, а её муж выполняет в массовом понимании женскую роль и доволен этим. Но также в «Сценах» 2021 года Мира – пример женщины без материнского инстинкта и вообще желания строить семью. Джонатан воспитан ортодоксальными евреями, и часто его религиозные идеи сталкиваются с прагматичным (почти научным) взглядом жены на мир. Друзья Джонатана и Миры стараются сохранить свободные отношения, но оба страдают от своих измен.

Авторы сериала создавали его с оглядкой на современные ценности, что заметно даже в мелочах. В самой первой сцене интервьюер первым делом уточняет у Миры и Джонатана их местоимения. Темы гендера, ориентации, распределения ролей в семье, измен и верности пропущены через призму XXI века. И следующие четыре эпизода покажут, получилось ли у режиссёров и сценаристов достойно осовременить Бергмана.

Обложка и фото в материале: скриншоты «Канобу», оф. сайт HBO

Источник

«Секреты семейной жизни»: трэш-комедия про зависимость от соцсетей

Полина и Никита – молодая супружеская пара SMM-щиков в модном агентстве для инстаграм-блогеров. Их клиенты растут «в лайках» не по дням, а по часам – жаль только, что чем успешнее они на работе, тем стремительнее на убыль идет их брак. Причина – соцсети: Никита настолько погружен в своих «инстателок», что может в течение ужина из одного салата схватиться за телефон двадцать два раза. До точки кипения они доходят, когда Полина задумывается, что миллион какой-то по счету лайк мужа в аккаунте их наиболее популярной клиентки с ником Веган-дива – серьезный повод начать ревновать… и в один прекрасный день умертвить со злости соперницу. Удивительно – убийство не только не омрачает их брак, но и реанимирует его!

секреты семейной жизни постельные сцены

Первый оригинальный сериал нового видеосервиса Kion – и сразу серьезный претендент на звание флагманского проекта. Вдобавок ко всему, это, кажется, первый случай в российской практике, когда шоу прямо-таки просится на экран телефона. Яркая, «под ТикТок» картинка, с многочисленными вкраплениями анимационных вставок, имитирующих деятельность героев в соцсетях, лишь оттеняет злободневность истории в духе «Прирожденных убийц». На ум также приходит «Текст», только без фирменной хтони Дмитрия Глуховского, зато с кучей черного юмора. Герои, укокошив причину разлада в их отношениях, завладевают ее аккаунтом в инстаграме, проникают в ее квартиру и вообще начинают жить её жизнью, как талантливые мистер и миссис Рипли. Но делают это ужасно непоследовательно и нелепо, порождая массу идиотских и опасных ситуаций.

секреты семейной жизни постельные сцены

Это, с одной стороны, временами очень смешно: скажем, в доме хозяйки их ждет немало неожиданных открытий, а попытки сокрыть содеянное не только не приведут к нужному результату, но и вынудят решать новые проблемы. То, как они с этим (не) справляются, и составляет большую часть гэгов, временами на грани трэша – скажем, в одной из сцен они пытаются «упаковать» труп в чемодан, но у него вечно вываливается то рука, то нога, и выглядит это совсем как в каком-нибудь «Монти Пайтоне». Очень хорош в этом плане экранный дуэт Алены Михайловой и Петра Скворцова – оба смогли себя проявить в нетипичном амплуа комедийных актеров. Особенно хороша Алена – ее актерская палитра собрала в себе оттенки эмоций в диапазоне от «меня ваще ничто не колышет» до «черт возьми, что это сверло дрели в моей руке делает в голове противной инстаблогерши господи божечки а-а-а!».

секреты семейной жизни постельные сцены

С другой стороны, все это, конечно, уже не так уж и смешно. Сатира на то и сатира, чтобы быть злободневной. В погруженном в свой телефон Никите, погруженной в депрессию Полине, хабалистой Веган-диве и даже полицейских на дороге, остановивших машину героев, чтобы поскабрезничать про «пропащую молодежь», узнается актуальная, известная каждому Россия XXI века. Люди сходят с ума, блогеры устраивают аварии на дорогах, полицейские хапают взятки. Лайк, шер, репост – смотри не сядь.

Источник

Эксклюзив: Петр Скворцов о сериале «Секреты семейной жизни», отношениях с женой и знакомствах в социальных сетях

секреты семейной жизни постельные сцены

Уже четвертый день я отменяю все свои планы после работы и лечу домой, чтобы посмотреть очередную серию нового российского сериала «Секреты семейной жизни», премьера которого состоялась 20 апреля в онлайн-кинотеатре KION. Не знаю, как это работает, но оторваться от него практически невозможно. И в этом заслуга не только талантливого режиссера Шоты Гамисонии и невероятной Алены Михайловой, но и молодого актера Петра Скворцова. Его ты мог запомнить по драме Кирилла Серебренникова «Ученик» и по роли bad boy в «Содержанках».

Я ожидала увидеть такого же безбашенного и энергичного парня, как и его герой в сериале, но вот передо мной в Noor Bar сидит абсолютно спокойной и семейный человек, у которого даже нет Instagram, что обычно настораживает в наше время. Но не в случае со Скворцовым. Сам актер признается, что сходства у них с главным героем «Секретов семейной жизни» все-таки есть: «Мы любим свою работу, довольно сильно. И пытаемся произвести слияние жизни и карьеры. А разница в том, что мой герой в попытке слияния чувствует себя комфортно и серфит по жизни расслабленно и красиво, а я склонен к критическому взгляду на жизнь и на то, что я делаю».

Сразу после этого Петр скромно мне говорит, что сейчас проектов почти нет: «Меня никуда не зовут». Но я в это не верю. После такого сериала, как «Секреты семейной жизни», где он показал, что может быть и смешным, и трогательным, и сильным, и жалким, и даже порой очень мерзким (читай – лайкает фото других девушек), а порой все сразу, – это вопрос времени.

секреты семейной жизни постельные сцены

Мы начинаем интервью, и первый мой вопрос, конечно, о последнем проекте, который не похож на другие российские сериалы. Это история о молодой паре с непростыми отношениями, жизнь которой меняется в один день из-за определенных обстоятельств. В сериале сочетаются комедия и мелодрама, которые разбавляют сцены в стиле Квентина Тарантино в исполнении Шоты Гамисонии. И мне, как любому зрителю, интересно узнать, почему Скворцов решил согласиться на съемки. «Потому что это жанровая история, – отвечает Петр. – Та вещь, которую мне не удавалось попробовать раньше. Для меня это было испытание: хотел узнать, справлюсь ли я с ним или нет».

Как и в любом испытании, на съемочной площадке команда сталкивалась с трудностями, о которых актер упоминает в ходе нашего разговора: «Материал был сложный, а съемки – сжатые. Режиссер и оператор давали нам непростые референсы, и в попытке их воплотить мы часто срывались, ссорились и просто превращали диалог в бессмысленную трату времени. Нам не удалось хладнокровно пройти весь путь. И это печалит до сих пор».

Зато он без труда сработался с Аленой Михайловой. Их актерский союз заставляет нас верить в реальную историю героев, сопереживать им и даже высмеивать вместе с ними стереотипы, которыми мы все привыкли спасать отношения: от консультации психолога до покупки нового кружевного белья. Актеры так просто и легко взаимодействуют друг с другом, что кажется, будто они знакомы много лет. Но в этом секрет профессионализма: на самом деле общаться они начали только во время съемок, но впервые встретились немного раньше – на дне рождения Варвары Шмыковой. Хотя, как оказалось, Алена познакомилась со Скворцовым еще во время обучения в университете: «Когда она училась в Перми, мы приехали туда со спектаклем «Конармия». Тогда она первый раз меня и увидела. Потом на одной из смен сериала Алена спела мне наизусть три песни из спектакля. Меня это очень поразило».

Но было и то, что Петра немного раздражало в Алене (больше в шутку): «С ней было легко, но проблема в том, что Алена любит Instagram. Мне иногда хотелось с ней поболтать, а она сидела в «Инсте». Хотя в сериале все наоборот было».

секреты семейной жизни постельные сцены

В сериале его герой Никита – самый настоящий инстазависимый. Здесь это звучит как реальный клинический диагноз. Он буквально не отрывается от телефона: ругается с женой, при этом листая ленту, и даже во время секса проверяет лайки. Перед интервью я искала его аккаунт в Instagram, хотела сравнить, настолько же он социально активный, как Никита. Оказалось, что у Петра аккаунта вообще нет: «Мне там скучно. И все. Я пробовал подписываться на разных людей: умных, веселых, очень близких, очень политичных и аполитичных, даже на крутых музыкантов. Но мне не подходит этот формат. Слишком коротко. Не успеваешь ничего понять».

Если до этого вы не встречали парня, который не писал девушкам в директ, то вот он, сидит передо мной и удивленно спрашивает, давно ли началась эта тема: «Я уже года четыре живу с женой. Да и до этого не практиковал такое. Меня всегда пугали люди, которые пишут в Сети. Если бы у меня была потребность, я не делал бы это через «Инстаграм», потому что у меня страх попасть на женщину-маньяка, которая напоила бы меня и обокрала».

секреты семейной жизни постельные сцены

«Тогда где знакомиться?» – вопрос от меня и еще тысячи негодующих парней, присылающих эмодзи в директ. «Ну вот здесь замечательное место для знакомства. А вообще, я ходил бы в заведение под названием WIP и слушал бы там джемы. И наверняка встретил бы там кого-нибудь».

Раз уж разговор невольно зашел о жене Петра, как тут не спросить об истории их знакомства? В Сети информации не так много, а судя по тому, с каким трепетом он говорит о Саше, отношения у них особенные: «Мы познакомились, когда я гулял по Москве с друзьями. И она нас пригласила в гости. Так мы и полюбили друг друга. Потом я предложил ей завести ребенка. Она тогда хотела поступать и учиться живописи, но мы решили, что получится все совместить. Я ей сказал: «Будешь сидеть у холста, кормить ребенка и писать картины». А поженились мы, когда Саша уже была с животом. Без загса и пышного торжества, зато с крутой фотографией: она в футболке с Бобом Марли и я на фоне баннера с двумя кольцами и надписью: «Будьте счастливы».

секреты семейной жизни постельные сцены

Возвращаясь к теме кино, спрашиваю Петра, важна ли для него критика: «Важна, но как ее нащупать? Мне не интересно мнение зрителей, потому что оно упирается в похвалу или поругание, а ни то, ни другое никакого веса для роста в профессии не имеет. А вот профессиональный комментарий может помочь проанализировать пройденный путь и что-то скорректировать». О последнем Петр знает не понаслышке: «Как-то мой педагог Михаил Макеев сказал нашей группе, что, пока мы относимся к профессии как к работе в плохом смысле этого слова, пока мы разделяем профессию и жизнь, ничего не получится. И скорее всего, это разделение приведет к не очень счастливому существованию. И это довольно сильно повлияло на меня».

Самым счастливым временем своей карьеры Скворцов называет второй курс театрального вуза – тогда он снимал со своим другом, режиссером Владимиром Беком, фильм «Без кожи». Без сценария, денег и продюсеров. «Только кинематограф и система Станиславского», – вспоминает он. В это же время Скворцов получил лучшую, по его мнению, театральную роль – Кириллова в «Бесах»: «С 24 по 27 мая мы будем играть этот спектакль последний раз, а 28 мая покажем новую версию, так что приходите».

А примерно в начале лета выйдет долгожданный третий сезон «Содержанок». Рассказывая о съемках, Петр начинает с самого главного момента: «У меня не было ни одной постельной сцены. Это все, что нужно знать. Это была чисто мужская история, суровая и детективная… Хотя подождите, была одна сцена, но по сравнению с остальными ничего не стоящая».

секреты семейной жизни постельные сцены

Кстати, к своему герою Петр относится с большой симпатией: «Он очень трогательный человек, который верит и любит, хотя находится посреди кишащего болота, в котором люди без конца делают зло. И он – как Маленький принц на чужой планете, а Роза для него – это Лена в исполнении Даши Мороз».

Источник

«Сцены из семейной жизни» на HBO: Бергман-лайт с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн

Станислав Зельвенский — о новом ремейке чуть ли не величайшего телесериала всех времен, снятого Ингмаром Бергманом.

В жизни каждого режиссера наступает момент, когда он думает: не снять ли мне ремейк Ингмара Бергмана? Подумав, каждый режиссер отбрасывает эту идею как бестолковую, но не таков израильтянин Хагай Леви, шоураннер популярных сериалов, известных в России как «Любовники» и «Пациенты»: теперь он сделал для HBO минисериал, который мог бы называться и так и так, но называется — вслед за бергмановским оригиналом 1973 года — «Сцены из супружеской жизни».

«Сценам», справедливости ради, не привыкать к адаптациям: написанные и поставленные Бергманом как телепьеса (в формате шестисерийного телефильма, потом ужатого до трехчасового кинофильма), впоследствии они переместились в настоящий театр, где и живут по сей день: едва ли не самый универсальный, как оказалось, сюжет великого шведа. Формально это история про развалившийся буржуазный брак, фактически — клиническое исследование долгосрочных взрослых отношений, токсичных, как тогда еще не выражались, но поразительным образом жизнеспособных. Считается, что Лив Ульман играла какую‑то версию самой себя, а Эрланд Юзефсон, соответственно, — автора; впрочем, Ульман — редкая возлюбленная Бергмана, на которой он как раз не женился.

У Леви супругов, Джонатана и Миру, играют Оскар Айзек и Джессика Честейн (уже бывшие непростой парой в замечательной картине «Самый жестокий год»). История растягивается на много лет, но в начале обоим около сорока, они давно вместе, у них маленькая дочь и дом в пригороде Бостона. Мира, топ-менеджер в IT-фирме, работает и зарабатывает больше; Джонатан, профессор философии, часто трудится дома, хозяйство и дочь в основном на нем. Сериал начинается с того, что студентка гендерных исследований расспрашивает их для своей диссертации об успехе их брака — успехе, как вскоре выяснится, более чем относительном.

Первая серия — самая многолюдная: помимо студентки героев навещают друзья (Кори Столл и Николь Бехари), живущие в свободных отношениях, которые только что с грохотом обрушились им на головы. Но большую часть времени Джонатан и Мира проводят наедине друг с другом; даже дочка появляется лишь мимолетно, а обычно спит за стенкой (Бергман обозначил наличие детей, но вовсе убрал их из кадра), не вмешиваясь в эту бесконечную битву и не нарушая ее болезненную интимность.

Леви в общих чертах сохранил бергмановскую структуру и характеры с мелкими поправками на эпоху айфонов и Airbnb (плюс Джонатан у него превратился в экс-иудея с соответствующими комплексами). За одним принципиальным исключением: муж и жена в новой версии поменялись местами, условный «разрушитель брака» и «плохая мать» теперь Мира, а «жертва» — Джонатан. Это, конечно, огромный сдвиг, над которым интересно подумать, но работает он, как и многие гендерные перевертыши сегодня, со скрипом. Самая очевидная проблема: медленное, мучительное освобождение бергмановской Марианны от козла-мужа — абсолютно понятный, в том числе социально, процесс. Почему Джонатан ведет себя так, как ведет, почему он терпит Миру и что он вообще в ней нашел — вопрос, на который здесь нет убедительного ответа. Всегда можно сказать «это любовь», но это как начать путешествие по лабиринту сразу из его центра.

Перемены, случившиеся в обществе, в том числе в институте брака, за пятьдесят лет, не сводятся к расплывчатости гендерных норм. Развод сегодня — совсем не то, что развод в 1970-х: авторы, разумеется, понимают это и пытаются отрефлексировать, но путано и нерешительно («Брачная история» Баумбаха — лежащий на поверхности пример более удачного апдейта Бергмана). Равно как и еще один важный сюжетный пункт, который из сегодняшнего дня под определенным углом (и в свете некоторых американских новостей) выглядит спорно, даже реакционно.

Каждая серия начинается как бы из‑за четвертой стены: мы видим, как Айзек или Честейн приходят на площадку, слышим команду «Мотор!». Прием, который призван, вероятно, устанавливать отношения между нашей реальностью (члены съемочной группы снуют вокруг в масках) и экранной, но де-факто кажется претенциозным, особенно со второго раза. За кадром вместо оглушающей бергмановской тишины иногда звучит музыка братьев Гальпериных — красивая, но почему‑то в духе «Охотника за разумом» (в этой семье все не настолько плохо). Идут годы, герои выглядят все лучше, их проблемы кажутся все более незначительными, это уже похоже не на Бергмана, а на Франсуа Озона. Постепенно четвертая стена вовсе перестает существовать: остаются два хороших артиста, зачитывающих что‑то вроде радиопьесы, и мы, зачем‑то запертые с ними на пять нескончаемых часов.

Источник

Кино«Что такое успешный брак?»: Аккуратно переснятые «Сцены из супружеской жизни» Бергмана

секреты семейной жизни постельные сцены

В новых декорациях, но о том же

Текст: Алиса Таёжная

12 сентября HBO выпустил первую серию пятисерийного фильма «Сцены из супружеской жизни» с Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн в главных ролях (в России сериал выходит в «Амедиатеке»). За экранизацию взялся автор уже успешных проектов о хитросплетениях частной жизни «Любовники» и «Пациент» Хагай Леви: вместе с Эми Херцог он слегка адаптировал каноническую историю Бергмана под наши дни. Несмотря на смещение гендерных ролей в паре, бережно сохранённая история рассказывает о базовом конфликте в паре — о невозможности быть довольными даже формально «счастливыми» долгосрочными отношениями и об ускользающем значении оценки «успешный брак».

Внимание текст содержит спойлеры!

Современные «Сцены из супружеской жизни» начинаются со слома четвёртой стены: актриса Джессика Честейн проходит через декорации вместе с участницей съёмочной группы. «Буду здесь до конца дня», — констатирует Честейн и садится в гриме в построенную для съёмок уборную, после чего звучит команда «Мотор!». Что бы ни происходило дальше в сценах, зрителю будут напоминать, что всё на экране — постановка по цитируемой десятилетиями легендарной драме об отношениях обычной пары из среднего класса.

Современных героев — Миру и Джонатана — можно с чистой совестью назвать везунчиками. Она занимает высокий пост в технологической компании, он посвятил жизнь академической карьере, вместе они воспитывают желанную и любимую дочку, а ещё у них есть деньги на няню и хороший дом. Чем не идеальные респонденты для социологического интервью о секретах успешного брака? Исследовательница Даниэль приходит в гостиную пары по приглашению Джонатана, чтобы задать несколько личных вопросов о том, как устроена их семья. Тема работы Даниэль — отношения людей с нетипичными гендерными ролями: проще говоря, с семьями, где жена зарабатывает больше мужа и часто трудится вне дома, в то время как муж больше занимается хозяйством и следит за ребёнком.

Мира относится к интервью настороженно с самого начала — и особенно смущается, когда необходимо давать подробные развёрнутые ответы о личной жизни: обсуждать с посторонними сокровенное явно не в её характере. Интервью проходит без эксцессов, но Джонатану оно даётся куда легче. Сорокалетний преподаватель, выросший в еврейской традиционной семье и начавший отношения с Мирой уже тридцатилетним, любит порассуждать о влиянии капиталистических ценностей на ожидания от семейной жизни. «Успешный брак? Что такое успешный брак?» — спрашивает он исследовательницу? Успех — это всё ещё жить вместе? Или считать себя по-настоящему реализованными? Или быть всё ещё влюблённым в своего партнёра? Джонатан даёт бережный и довольно прагматичный ответ: они с женой живут, каждый добиваясь своих целей, не сливаясь воедино, воспитывают общего ребёнка и используют семью как надёжный фундамент для спокойной совместной жизни. Мира немногословна, её отвлекает ребёнок, и сама она не до конца понимает, что должна сказать. Спорить с мужем, вторить ему в его оптимизме, раскрывать перед чужой женщиной свои сомнения? Она явно нервничает, и через полчаса мы узнаём почему — из-за сомнений о возможной беременности.

Оригинальный телесериал Бергмана, который он позже перемонтировал в фильм для кинопроката пугающего хронометража, описывает десять лет из жизни Йохана и Марианны, которые с минимальным привлечением посторонних обсуждают отношения и проживают вместе измену, аборт, взаимное охлаждение, ссоры и другие отношения, оставаясь друг для друга близкими людьми — даже когда будут казаться чужими.

секреты семейной жизни постельные сцены

Проговаривать сомнения, оппонировать друг другу и обмениваться взглядами на жизнь — то, чем занимаются герои Бергмана, очень нетипичного режиссёра своего времени, у которого к нынешнему времени собрались пара десятков последовательных подражателей — от Джона Кассаветиса и Ричарда Линклейтера до Ноа Баумбаха и Азиза Ансари. То, что сейчас кажется кино- и телемейнстримом — от «Брачной истории» до того же сериала «Любовники» или «Малкольма и Мари», — было популяризовано именно Бергманом. Что неудивительно, ведь в Швеции середины 70-х с её куда менее значительным гендерным дисбалансом был возможен разговор мужчины и женщины более или менее на равных: оба героя Бергмана успешны в работе, реализованы в отношениях с другими людьми и считают себя равноправными родителями.

Йохан, которому приписывали многие черты Бергмана и вообще мужчин его времени — от эмоциональной недоступности и неэтичной немоногамии до самоуверенности и нежелания признавать неправоту, — тем не менее воспринимает жену всерьёз в соответствии с принятыми в Швеции порядками. В фильме Бергмана он избегает тяготящих семейных обязанностей, невнимательно относится к эмоциональным потребностям жены и не всегда готов на поддержку, однако домашним тираном его не назовёшь. Его жена — тонко чувствующая и совершенно не безмолвная — через беседы и поступки пытается показать, что хочет от него симметричного внимания. Их выяснение отношений тоже начинается со стороннего вторжения — c интервью для женского журнала. Шесть серий раскрывают непоследовательность поступков обоих и расхождение слов и действий: герои время от времени притворяются или недоговаривают, временами врут себе или искренне верят в своё счастье или несчастье, временами мучаются страхом непонятости и одиночества. А ещё не ценят то, что у них есть, и гонятся за тем, что им на самом деле не нужно.

Лёгкий гендерный сдвиг в новой версии сериала сложно трактовать однозначно — формально это немного другая семья, но с тем же фундаментальным конфликтом мужчин и женщин. Арифметического равноправия в долгосрочных отношениях достичь невозможно, потому что многие вещи строятся на эмоциональных началах, да и баланс кажется понятием невозможным: требуется слишком много сил, чтобы его соблюдать и эффективных измерительных приборов ещё не придумали. Очевидно только одно: социологические интервью максимально далеки от многослойной правды.

секреты семейной жизни постельные сцены

секреты семейной жизни постельные сцены

секреты семейной жизни постельные сцены

секреты семейной жизни постельные сцены

секреты семейной жизни постельные сцены

секреты семейной жизни постельные сцены

Если работа в академии оплачивается меньше и позволяет свободный график, а технологии — прибыльная сфера с фиксированными часами работы, значит ли это, что домашние обязанности перекладываются с более занятого на менее занятого? Как измерять неизмеримую эмоциональную поддержку? А родительский вклад? И почему няня всё ещё не избавляет от страха и ответственности родительства? На словах Джонатан характеризует брак как надёжный фундамент, но, кажется, чего-то недоговаривает — последовательного прагматизма в его реакциях и поступках немного. Но уместно ли говорить про романтическую любовь, когда ваши дни и расходы расписаны, чтобы жизнь не развалилась на куски? Когда заканчивается командная игра и чьими силами она поддерживается? Мира не успевает, или скорее не хочет, дать подробный ответ на вопрос об успешном браке во время интервью, и нам так и не ясно, разделяет ли она скепсис Джонатана по поводу индустрии семейных терапевтов и книг самоподдержки, как и по поводу тезиса «мы работаем над отношениями». Хорошо, не «работаем», а что тогда? Просто проживаем? Пытаемся направлять? Уговариваем себя потерпеть ещё немного?

Казалось бы, перед глазами Джонатана и Миры есть куда менее счастливая и благополучная пара — пришедшие к ним в гости друзья-ровесники, решившие поэкспериментировать с полиаморией. В пересказе Миры причиной смены «формата» отношений были постоянные измены мужчины: его партнёрше было проще открыть отношения и начать тоже встречаться с другими мужчинами, чем быть страдающей стороной, узнавая о его связях на стороне. Их ссора на глазах у главных героев обнажает одно из главных свойств человеческих отношений: ты почти никогда не знаешь заранее, чего хочешь от себя и отношений, а потому не можешь дать по-настоящему неизменных многолетних обещаний. Новые люди и новые чувства вносят перемены, к которым один из партнёров или оба не окажутся готовы. На фоне дружеской пары Мира и Йохан — моногамные и верные, по крайней мере, какими мы видим их в первой серии, — находятся в безопасности в этом вопросе. Но если одних опасностей можно избежать, застрахованы ли они от других?

Сомнения в паре возникают от новых обстоятельств и от одного человека моментально передаются другому. Новость о беременности застигает Миру врасплох: она не понимает, какой реакции хочет от самой себя, на что готова ради ребёнка и насколько мнение и поддержка мужа помогут ей в дальнейшем пути. Гендерные сдвиги и большая зарплата не облегчают принятие решения о том, какое будущее тебе нужно, хочешь ли ты ребёнка и как тебе поступать со своим телом. Так же как и биология не предусмотрела такой ситуации для мужчины — и в этом сохраняется базовое неравноправие полов. Возможно ли в таком случае равноправное родительство? И почему даже после общего решения о необходимости аборта именно женщина сворачивается в слезах под простынёй?

секреты семейной жизни постельные сцены

Мини-сериал Хагая Леви — о том, что, несмотря на популярность терапии, образование, постепенное уравнивание возможностей, счастливый и «успешный» брак — что-то из мира глянцевых журналов и социологических исследований. А пребывание в отношениях, конечно, можно назвать «работой» и «эмоциональным трудом», но в этой характеристике потеряется первопричина — неуловимая радость от улыбки любимого человека, спокойствие неодиночества и опыт, который приятнее разделить, чем прожить самостоятельно. Герои «Сцен» бьются, чтобы услышать себя и партнёра и одновременно осознавать, что они делают спонтанно, что последовательно, когда необходимо остановиться, а когда двигаться дальше, что, в конце концов, делается ими напоказ, что для себя, а что для друг друга.

Мира и Джонатан, как и Йохан с Марианной сорок лет назад, не могут измерить, выразить и спрогнозировать собственные чувства, а уж тем более сопоставить их с ощущениями партнёра: то, что просто оценить ретроспективно, ускользает в моменте. Так что же остаётся? Работать над собой и хвалить себя за «эффективность», считая семейное счастье результатом труда? Или допустить магию таких истрёпанных слов, как любовь и привязанность? Или принимать вещи такими, какие они есть, не загадывая дальше завтра? Наблюдая за новой, но на самом деле той же самой парой, мы разочаровываемся, что за десятилетия никак не приблизились к пониманию, почему разваливаются одни отношения и сохраняются другие, — и сухого анализа достижений супругов, статистики по равноправию, биологических открытий и откровенных разговоров всё ещё недостаточно. Просто потому что мы не до конца знаем самих себя. «Сцены из супружеской жизни», кажется, можно будет экранизировать снова и снова до момента, когда человеческую судьбу и отношения можно будет предсказать в зачатке, а эмоциональные силы и потенциал партнёров сравнить, как суммы на раздельных банковских счетах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *