рустем хузин художник биография

Рустем Хузин: «В одном союзе не могут состоять волки и ягнята»

— Рустем, премия, которою учредили в рамках академической выставки «Красные ворота», оказалась намного меньше обещанной. Что за история с ней произошла?

— История следующая. Образовался новый союз – творческий союз художников России, это как бы альтернатива старому союзу. Председатель этого союза Ильгизар Самакаев объявил нам, что будет проводиться выставка «Красные ворота», это академическая выставка, попасть в число ее участников очень сложно, но нам, новым членам, дают своего рода бонус – мы можем в ней поучаствовать. Надо отправить фотографии работ комиссии, и возможно, кто-то даже сможет получить премию.

— Вы фотографии отправили, как я понимаю.

— Отправил, о премии даже не думал. Отправил потому, что я был одним из участников этого нового творческого союза. На одном из следующих собраний этого союза я узнал, что буду участником выставки и даже получаю награду в номинации «Лучший художник-педагог». Причем первую премию. Конечно, мне было приятно, потому что, сколько я живу в Татарстане, никогда никаких премий не получал и внимания со стороны министерства культуры не чувствовал. А тут вдруг – такая премия.

— И какая сумма была обещана?

— 150 тысяч, я даже позже зашел на сайт этого союза и убедился, что не ошибался – на сайте стоит именно эта цифра.

— А сколько вы получили в реальности?

— 65 тысяч. Премии вручали в галерее «Марс» в Москве, нас туда вызвали. Премии за педагогическую работу получила еще и художник-педагог из Казани Вера Карасева, она график. В «Марсе» в это время отмечалось завершение передвижной выставки «Красные ворота», которая проходила в нескольких городах и заезжала в Казань.

— Вы получили деньги в конвертах?

— В конвертах. Мы нигде не расписывались, когда я открыл конверт, то увидел там всего 65 тысяч рублей. У Веры была такая же сумма. Честно говоря, мы были изумлены, подвоха со стороны устроителей мы не ожидали.

«СКАЗАЛИ, ЧТО СПОНСОРСКИЕ ДЕНЬГИ НЕ ПРИШЛИ»

— Вы как-то объяснились с организаторами «Красных ворот»?

— Когда шок прошел, я подошел к директору музея ИЗО РТ Розалие Нургалеевой, она была одним из членов комиссии, но она ничего не знала. Остальные члены комиссии были заняты, так что Москве мне узнать ничего не удалось. Уже в Казани я спросил у Самакаева, он сам был расстроен и сказал, что деньги от спонсоров не дошли, плюс налоги, но это объяснение меня мало утешило. Разочарование было большое, потому что такие вещи дискредитируют и саму премию, и ее организаторов. Еще одно разочарование – на выставку взяли не самые лучшие работы. Это было мое впечатление и от выставки в Казани, и от завершающей части в Москве.

— Что вы вообще можете сказать об уровне работ на этой академической выставке?

— Конечно, мне могут сказать, что искусство – вещь субъективная, и на вкус и цвет товарища нет. Но я живописью занимаюсь 22 года, 15 лет я только учился – в художественной школе, в училище, в академии живописи, зодчества и ваяния. Я хорошо знаю историю искусства, мы ее постоянно штудировали, мы изучали и современное искусство. Хотя меня интересовало всегда реалистическое направление.

— Вы ученик Ильи Сергеевича Глазунова, это понятно.

— К Глазунову я попал случайно. Хотел поступать в Суриковский институт, но мне понравилась дисциплина, которая есть в академии у Ильи Сергеевича. В академии идеальный порядок. И я не пожалел, в академии учатся очень одаренные ребята, так что обучают не только педагоги, но и однокурсники. Так вот, я считаю, что наиболее близко стоящее к народу искусство – это реалистическое. Цель и задача художника, она и познавательная, и просветительская. Ты не сможешь воспитать тот или иной взгляд в обществе, если твой почерк будет непонятен. Реалистическое искусство дает возможность абсолютно неподготовленным людям увидеть красоту в круглом яблоке, в увядающей листве, в закате… Если все это в неискаженном виде изображено на твоей картине, у зрителя пробуждаются положительные эмоции.

— А какова, на ваш взгляд, задача художника-реалиста?

— Самоустраниться. Твоего эго между красотой, которую ты транслируешь, и зрителем не должно быть. На этом принципе строятся все великие достижения в реалистическом искусстве. На одной из выставок, о которых мы с вами говорим, я слушал, как искусствоведы говорили о том, как провинция обделена новаторскими поисками поп-арта, что провинции не хватает свежего воздуха, она застоялась. Моему возмущению не было предела, потому что я смотрю на эти вещи по-другому.

«В ИСКУССТВЕ ЕСТЬ ДВА ПУТИ»

— А как?

— В искусстве, которое является одним из самых сильных средств познания мира, есть два пути. Не надо путать сознание людей разного рода измами. Это все неважно. Есть два пути, повторюсь. Первый путь – это путь самозабвения и самоустранения. Это путь воспитания души человека. Помните у Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться…» Душа действительно обязана трудиться. В этом смысле творчество – это путь борьбы с самим собой. Так как мир обновляется Всевышним постоянно, возобновляется энергия солнца и ветра, многообразие этому пути гарантировано. У этого пути есть начало и нет конца. Это путь равновесия и упорядочения. На этом пути у человека роль архитектора вселенной. А это невозможно без внутренней дисциплины и порядка. Главную роль я в этом отвожу религии, устанавливающей критерии человеческой жизни. Отношения человека и создателя – это одна из основных тем в искусстве. Их всего три – это отношения человека и Всевышнего, человека и человека, человека и вселенной. На основе этих тем выстраиваются все темы в искусстве.

— А второй путь?

— Это самоутверждение. Возвеличение себя. Это путь раздора и хаоса. Хаос выплескивается, и человек живет по принципу «чем хуже – тем лучше». Здесь нет морали, мораль и традиции воспринимаются как препятствие к развитию таланта. У этого пути нет созидательной цели, констатируется темная сторона жизни. Да, есть два пути, и выбор за человеком. Ни один нормальный человек не предпочтет грязную воду чистой родниковой или генномодифицированные огурцы огурцам с огорода бабушки Ани. Нельзя недооценивать роль искусства в нашей жизни. О состоянии общества можно судить по состоянию современного искусства.

«Я ВЫХОЖУ ИЗ ЭТОГО СОЮЗА»

— Как сейчас будут складываться ваши отношения с этим творческим союзом?

— Я принял для себя решение: я из него выхожу. Потому что, возвращаясь к той выставке, скажу, что художник должен быть ответственным за то, что он выплескивает на холст. У нас есть ответственность и перед зрителями, и перед Всевышним. А на этой выставке я не увидел этого. Там было огромное количество работ, которые загоняют человека в тупик. Наш мир и так тяжел, мы должны нести людям позитив, открывать двери, давать перспективу. Зачем человека заземлять, насаждать бездуховность?

— За это небольшое количество денег, что вы получили, перед вами не извинились?

— Нет. Недавно я опять говорил с Ильгизаром Самакаевым, и он уже сказал, что эти премии просто поделили одну на двоих.

— Что-то все равно в цифрах не сходится и в первоначальных объяснениях тоже.

— Главное, что мы эту премию не просили.

— Какова ваша версия событий: не рассчитали деньги, изначально был обман?

— Когда я просмотрел выставку, послушал искусствоведов, посмотрел, как все было организовано в Москве, у меня сложилось впечатление, что людей там, кроме фуршета, ничего не интересовало. Мы стояли в толпе, где раздавались премии, регалии, звания, но настоящего искусства не было.

— В этом новом творческом союзе в Татарстане много художников?

Справка

Рустем Хузин родился в Уфе в 1975 году, закончил художественную школу, затем художественное училище в Пензе. Выпускник академии живописи, зодчества и ваяния, три года стажировался у народного художника Хариса Якупова. Преподавал в Казанском художественном училище, сейчас – свободный художник.

Источник

Рустем Хузин: «Раствориться в аятах Аллаха»

Рустем Фаитович Хузин родился в 1975 году в Уфе, в семье военного. Заметив способности к рисованию, родители отвели сына в художественную школу, с которой и началось его обучение искусству. У художника В.В. Матюхи он получил первоначальные навыки рисования. После девяти классов средней школы Рустем учился в Пензенском художественном училище им. Савицкого.

С 1996 года – учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве. С третьего курса академии – обучение в мастерской портрета под руководством профессора Л.С. Хасьяновой. После окончания академии в 2002 году – стажировка в творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством академика Х.А. Якупова в Казани.

С 2005 года Рустем Хузин – член Союза художников Российской Федерации и Союза художников республики Татарстан.

На протяжении всей истории исламского искусства на нем лежала печать условности, схематичности и отрешенности от реальных образов окружающего мира. Реалистическая тенденция зародилась в нем лишь в период столкновения с западным миром. Однако окончательного утверждения реалистических норм в искусстве исламского мира до сих пор не произошло. Художник Рустем Хузин показывает, что именно оно в наибольшей степени соответствует духу мусульманского мировосприятия.

– Вы являетесь одним из немногих художников, пишущих в реалистической манере, не традиционной для мусульманского искусства. Какое место реализм занимает в исламской культуре?

– Реализм – это способ правдиво отобразить наш мир, побуждать себя и других размышлять о природе красоты и о своем предназначении. Цель настоящего искусства – создавать прекрасные произведения, которые возвышали бы души и сердца. Среди мусульман первым живописцем считается пророк Идрис (алейхиссалям). Также он был портным и распарывал ту строчку, которую сшивал, забыв упомянуть имя Всевышнего, и с именем Аллаха возобновлял работу. Художнику надо быть таким же – с именем Аллаха начинать и заканчивать каждую картину.

Реализм не считаю нетрадиционным для мусульман. Когда что­то появляется лучшее, мы, мусульмане, в благих целях должны использовать это. Все дело в намерениях и целях. Искусство можно сравнить со скальпелем. В руках хирурга – это орудие спасения. В руках убийцы – орудие преступления. Хотелось бы никогда об этом не забывать.

– Сегодня среди мусульман очень много противников изобразительного искусства. Как вы думаете, чего лишится исламский мир, если это богатство будет безвозвратно потеряно?

– Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Аллах прекрасен и любит красоту». Изобразительное искусство должно побуждать людей к размышлению о своей природе, о причине мироздания, о величии Творца. У изобразительного искусства очень большой потенциал для побуждения людей к благому через добрые мысли, хорошее настроение. Само занятие живописью меняет внутренний настрой человека. И я не случайно привел хадис. Ведь когда человек любуется красотой цветка, неба, пейзажа, в нем проявляется заложенная тяга к прекрасному.

Человек с рождения учится любоваться этой красотой и по-настоящему ценить ее. Роль художника в том и состоит, чтобы напомнить человеку, что его окружает действительно прекрасный мир. Работа художника – лишь отражение луны, которая уже есть на небе. Художник, может быть, передает одну миллионную часть той красоты, созданной Всевышним. Но даже если тебе удастся передать одну миллионную этой гармонии, ты – счастливый человек.

Когда ты стоишь на природе и полностью растворяешься в ней. Когда ты находишься в сухом, не ожившем еще весеннем лесу, чувствуешь запах пробивающейся зеленой травы, слышишь щебет птиц, ты, исчезая во всем этом, пытаешься передать это в красках. Эти ощущения невозможно выразить словами. Тебя нет, ты растворился в аятах Аллаха. И если ты сможешь написать картину именно в этом состоянии, тогда зритель, взглянув на твои работы уже на выставке, почувствует и запах этой травы, и шум ветра, и свист птиц, затаившихся в кустах.

Вот это и есть чудо творчества. Это дар от Творца. Представьте, насколько велика милость Аллаха, который, создав человека, наделил его способностью к таким переживаниям и способностью передавать эти переживания. Этого лишится мир, если у него отобрать изобразительное искусство.

– Что отличает мусульманское искусство от западного?

– В Исламе большое значение придается внутреннему воспитанию человека. Судите сами, каким будет произведение, созданное чистым, наполненным любовью к Аллаху сердцем. Художники, каллиграфы, архитекторы, музыканты, поэты всегда проходили школу духовного воспитания. Ахмед Ясави, Кул Шериф, Джалаледдин Руми, Мимар Синан, Юнус Эмре, Алишер Навои, Байрам Бекташ, Низами Гянджеви и многие другие, будучи воспитаны у духовных наставников, создали произведения искусства, которые и по сей день восхищают нас.

– Каких мастеров живописи вы считаете безусловными авторитетами?

– Наверное, это художники­передвижники, творившие во второй половине XIX – начале XX века. У каждого из них можно научиться многому. Но самый большой Мастер, безусловно, – Аллах, лучше Которого никто ничего не создал и не создаст. А лучшие же из художников – те, которые сумели устранить свое, личностное, и передать правдиво различные ситуации, события, явления.

– Авангардные направления в искусстве совместимы с Исламом или им точно не по пути?

– Вообще, если обратиться к смыслу слова «авангард», то оно переводится как «идущий впереди». На мой взгляд, впереди всегда должно быть лучшее. А когда далеко не самое лучшее течение в искусстве называет себя «авангард», его можно обвинить в завышенной самооценке. Это знамя должны нести наиболее достойные представители, которые понимали бы глубину и предназначение искусства, а не те, кто занимается просто самовыражением и демонстрацией своего «Я».

У художника всегда много соблазнов уйти в самолюбование. Превосходное владение техникой может выродиться в ремесленничество, и тогда художник будет виртуозно писать картины, которые будут абсолютно бездушны и даже будут погружать человека в «низкие» состояния. Есть такое «авангардное» направление, как абстракционизм, где художник, оперируя формами и не прибегая к реальным предметам, пытается выразить звучание своей души. Но такой абстракционизм присутствует в искусстве каждого народа. Взять, к примеру, хотя бы народный орнамент как некую абстракцию геометрического и растительного. Совсем не обязательно учиться в университете, чтобы стать абстрактным живописцем. Реалистическому же мастерству обучаются много лет.

Можно сравнить реализм с навыками писца­каллиграфа. Художник подобен человеку, умеющему хорошо и красиво писать. Представим себе ситуацию, когда нам необходимо отправить письмо другу, живущему далеко от нас. Если письмо будет написано плохим, неразборчивым почерком, друг просто не сможет его прочитать и испытать причастность к тому, о чем мы хотели ему поведать. Поэтому в живописи очень важно владеть искусством реалистического изображения. Часто «авангардом» начинают заниматься те, кто просто не владеет реалистичной техникой.

– Ради чего вы занимаетесь искусством?

– Человеку необходимо обрести самого себя, внутреннее спокойствие. «Поистине, сердца успокоятся вспоминанием Меня», – сказано Коране. Человек и Вселенная, подобно Корану, созданы, как книга. Понять и то и другое можно, изучая Коран. Также можно, наблюдая человека и читая книгу Вселенной, познавать величие Того, Кто тебя создал. Я думаю, любая профессия, помимо того, что она дает пропитание, является одним из способов самопознания. Искусство же побуждает к размышлению.

Красота иногда скрыта от людей, и задача художника – помочь им увидеть ее. На самом деле, самым большим счастьем для мусульманина является созерцание красоты Создателя в Раю. Мы верим в вечную жизнь и знаем, что, безусловно, будет ответ за свои деяния. Человек, который эту жизнь провел в служении и стремился познать Творца, заслужит Рай и получит награду видеть красоту Аллаха. Ее душа видела в момент сотворения, когда пообещала, что в этой жизни не будет никого почитать так, как должна почитать Аллаха.

Момент первой встречи души человека с Создателем, когда она наблюдала самое Прекрасное, самое Величественное, Короля Красоты, Абсолют, не прошел для нее бесследно. Душа сильно полюбила своего Творца. В этой жизни человеческая душа, тоскуя по Создателю, находится в постоянном поиске. Человек ставит цель, достигает ее, стремится к новой. Но если поиск не направлен к Всевышнему, то человек испытывает неудовлетворенность. Единственный способ удовлетворить поиск человека, успокоить его сердце – направить его в естественное русло по прямому пути, пути пророков и их духовных наследников.

Красота – это и есть то, что напоминает человеку о моменте первой встречи с Всевышним. Она свидетельствует о величии Создателя этой красоты. Я считаю, что надо учить мусульман искусству, живописи, рисунку. Сама модель построения картины напоминает наш мир, где все имеет свое место, значение, смысл.

Источник

Рустем хузин художник биография

Рустем Фаитович Хузин родился 28 ноября 1975 года в г. Уфе. В 1996 окончил Пензенское художественное училище им. Савицкого. В 2002 — Российскую академию живописи, ваяния и зодчества (Москва). С 2005 г. является членом Союза Художников Российской Федерации и Союза Художников Республики Татарстан, преподавал в Казанском художественном училище им. Н. Фешина.

В творчестве Рустема Хузина особо яркое выражение получили сюжетно-тематические картины исторического, батального и бытового жанров.

Творческая концепция Р. Хузина, как исторического живописца, нашла яркое отражение в иллюстрированной им книге «Волжская Булгария глазами живописца и историка» (Казань, «Заман», 2011).

Рустем Хузин — представитель классической реалистической живописи, для его полотен характерны монументальность обобщения, типизация образов, выявление героических и индивидуальных психологических черт, поддерживающих идею картины персонажей.

Произведения находятся в Государственном музее изобразительных искусств РТ, Булгарском музее-заповеднике, Альметьевской картинной галерее, частных коллекциях в России и за рубежом (Франция, Германия, Турция).

На выставке в Галерее современного искусства ГМИИ РТ будут представлены работы исторического жанра, рассказывающие о событиях периода X-XIII веков, происходивших на территории Волжской Булгарии. Также будут продемонстрированы работы, созданные в поездках по Уралу, Татарстану, Средней полосы России. Важное место в экспозиции займут работы на тему «дети и война» периода Великой Отечественной войны.

Особый интерес представляет участие Института археологии им. А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан в выставке художника собранием археологических артефактов, что подчеркивает связь науки и искусства.

Источник

Рустем Хузин: «Раствориться в аятах Аллаха…»

рустем хузин художник биография

В качестве первой записи в своем блоге я хотел бы выложить подготовленное мной и опубликованное в далеком 2007 году интервью с талантливым художником из Казани, моим близким другом, Рустемом Хузиным, долгие беседы с которым об искусстве, вере и духовном пути в Исламе оставили в моей душе неизгладимый след. Вновь перечитывая строки этого интервью, я мысленно возвращаюсь в те времена и, вместе с тем, будто бы возвращаюсь к изначальным смыслам моей религии, состоящей в Извечном Завете душ с Всевышним. Именно в свете такого понимания поиск прекрасного становится проявлением стремления человеческой души к своему Создателю.

Столетиями исламская цивилизация культивировала осторожное обращение с изображением одушевленных предметов, несущим в себе скрытую опасность идолопочитания (ширк). Это привело к тому, что многие формы и жанры изобразительного искусства не получили развития в культуре мусульманских народов. На протяжении всей истории исламского искусства на нем лежала печать условности, схематичности и отрешенности от реальных образов окружающего мира. Реалистическая тенденция зародилась в нем лишь в период столкновения с западным миром. Первые образцы реалистической живописи, выполненные художниками-­мусульманами, мы встречаем в Османской Турции, энергично заимствовавшей многие из достижений своих западных соседей. Однако окончательного утверждения реалистических норм в искусстве исламского мира до сих пор не произошло. На фоне разноголосия правовых заключений по вопросу о реалистической живописи художник­-мусульманин неизбежно самостоятельно решает вопрос, насколько его творчество соответствует шариату. Молодой художник Рустем Хузин решает этот вопрос однозначно в пользу реалистического искусства, более того он показывает, что именно оно в наибольшей степени соответствует духу мусульманского мировосприятия.

рустем хузин художник биография

Источник фото: Рустем Хузин

Вы являетесь одним из немногих мусульманских художников, пишущих в реалистической манере, не традиционной для мусульманского искусства. Что есть реализм и какое место он занимает в мусульманском искусстве?

Реализм – это способ реально, правдиво отобразить наш реальный мир, изображая его, побуждать себя и других размышлять о природе красоты и о своем предназначении. Цель настоящего искусства – создавать прекрасные произведения, которые будили бы людей, возвышали их души и сердца. В мусульманской священной истории первым живописцем считается пророк Идрис (мир ему!). Также он был портным и зарабатывал тем, что шил одежду. Он распарывал ту строчку, которую сшивал, забывая упомянуть имя Всевышнего, и с именем Аллаха возобновлял работу. Художнику надо быть таким же, как Идрис (мир ему!) – с именем Аллаха начинать и заканчивать каждую свою картину. В этом смысле нет отличия между написанием картины и любым делом, которое может выполнять каждый мусульманин. Реализм не считаю нетрадиционным для мусульман. Когда что­то появляется лучшее, мы, мусульмане, в благих целях должны использовать это. Все дело в намерениях и целях. Искусство можно сравнить со скальпелем. В руках хирурга это орудие спасения. В руках убийцы – орудие преступления. Хотелось бы никогда об этом не забывать.

Сегодня среди мусульман очень много противников изобразительного искусства. Как вы думаете, чего лишится исламский мир, если все это богатство будет безвозвратно потеряно?

Хадис благородного пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует!) говорит: «Аллах прекрасен и любит красоту». Изобразительное искусство должно побуждать людей к размышлению о своей природе, о причине мироздания, о величии Творца. У изобразительного искусства очень большой потенциал в плане побуждения людей к благому через хорошие мысли, хорошее настроение. Само занятие живописью меняет внутренний настрой человека. И я неслучайно привел хадис. Ведь когда человек смотрит на что­то прекрасное, любуется красотой цветка, неба, пейзажа, в нем проявляется заложенная тяга к прекрасному. Человек с рождения учится любоваться этой красотой и по­настоящему ценить ее. Роль художника в том и состоит, чтобы напомнить человеку, что его окружает действительно прекрасный мир. И когда кто­то восхищается плодами чьего­то творчества, художник в этот момент как бы говорит ему: «Послушай, ты восхитился плодами моего искусства, а ведь я ничего не создал, не придумал сам. Я всего лишь взял и воссоздал то, что окружает тебя каждый день. Не лучше ли перенести свое восхищение на то, что тебя окружает?!». Работа художника – лишь отражение луны, которая уже есть на небе. Художник, может быть, передает одну миллионную часть той красоты, созданной Всевышним. Но даже если тебе удастся передать одну миллионную этой гармонии, ты – счастливый человек. Когда ты стоишь на природе и полностью растворяешься в ней. Когда ты находишься в сухом, не ожившем еще, весеннем лесе, чувствуешь запах пробивающейся зеленой травы, слышишь щебет птиц, ты, исчезая во всем этом, пытаешься передать это в красках. Эти ощущения невозможно передать словами. Тебя нет, ты растворился в этих аятах Аллаха. И если ты сможешь написать картину именно в этом состоянии, тогда зритель, взглянув на твои работы уже на выставке, почувствует и запах этой травы, и шум ветра, и свист птиц, затаившихся в кустах. Вот это и есть чудо творчества. Это дар, данный человеку от Творца. Представьте, насколько велика милость Аллаха, который, создав человека, наделил его способностью к таким переживаниям и способностью передавать эти переживания. Этого лишится человек, если у него отобрать изобразительное искусство.

рустем хузин художник биография

Источник фото: Рустем Хузин

рустем хузин художник биография

Источник фото: Рустем Хузин

Что отличает мусульманское искусство от западного?

Основным отличием считаю тот факт, что в Исламе большое значение придается внутреннему воспитанию человека. Судите сами, каким будет произведение человека с чистым, наполненным любовью к Аллаху сердцем. Художники, каллиграфы, архитекторы, музыканты, поэты всегда проходили школу духовного воспитания. Ахмед Яссави, Кул Шериф, Джалаледдин Руми, Мимар Синан, Юнус Эмре, Алишер Навои, Байрам Бекташ, Низами Гянджеви и многие другие, будучи воспитаны у духовных наставников, создали произведения, которые и по сей день восхищают нас.

Каких мастеров живописи вы считаете безусловными авторитетами?

Наверное, это художники­-передвижники, творившие во второй половине XIX – начале XX века. У каждого художника этого периода, как и вообще у каждого художника реалистической школы, можно научиться многому. Но самый большой Мастер, безусловно, – Аллах, лучше Которого никто ничего не создал и не создаст. А лучшие же из художников – те, которые сумели устранить свое, личностное, и передать правдиво различные ситуации, события, явления.

Учился я в Пензенском художественном училище имени Савицкого, закончил Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества в Москве. Ценю русское реалистическое искусство, и передвижники мне наиболее знакомы и близки.

рустем хузин художник биография

Источник фото: Рустем Хузин

Каково ваше отношение к авангардным направлениям в искусстве? Они как-­то совместимы с Исламом или им точно не по пути?

Вообще, если обратиться к смыслу слова «авангард», то оно переводится как «идущий впереди». На мой взгляд, впереди всегда должно быть лучшее. А когда какое­-то далеко не самое лучшее течение в искусстве, называет себя «авангард», его можно обвинить в завышенной самооценке. Это знамя должны нести наиболее достойные представители, которые понимали бы глубину и предназначение искусства, а не те, кто занимается просто самовыражением и демонстрацией своего «Я». У художника всегда много соблазнов уйти в самолюбование. Превосходное владение техникой может выродиться в ремесленничество, и тогда художник будет виртуозно писать картины, которые будут абсолютно бездушны и даже будут погружать человека в «низкие» состояния. Есть такое «авангардное» направление, как абстракционизм, где художник, оперируя абстрактными формами и не прибегая к реальным предметам, пытается выразить свое внутреннее состояние, звучание своей души. Но такой абстракционизм присутствует в искусстве каждого народа. Взять, к примеру, хотя бы народный орнамент как некую абстракцию геометрического и растительного. Совсем не обязательно учиться в университете, чтобы стать абстрактным живописцем. Реалистическому же мастерству обучаются много лет.

Можно сравнить реализм с умением писца-­каллиграфа. Художник подобен человеку, умеющему хорошо и красиво писать. Представим себе ситуацию, когда нам необходимо отправить письмо другу, живущему далеко от нас. Если наше письмо будет написано плохим, неразборчивым почерком, друг просто не сможет его прочитать и испытать причастность к тому, о чем мы хотели ему поведать. Поэтому в живописи очень важно владеть искусством реалистического изображения. Часто «авангардом» начинают заниматься те, кто просто не владеет реалистичной техникой.

рустем хузин художник биография

Источник фото: Рустем Хузин

Ради чего занимаетесь искусством лично вы?

Человеку необходимо обрести самого себя, то есть обрести внутреннее спокойствие, спокойствие в сердце. «Поистине, сердца успокоятся вспоминанием Меня», – говорит Аллах в Священном Коране. Человек и Вселенная, подобно Корану, созданы, как книга. Понять и то и другое можно, изучая Коран. Также можно, наблюдая Человека и читая книгу Вселенной, познавать величие Того, Кто тебя создал. Я думаю, любая профессия, помимо того, что она дает пропитание человеку, является одним из способов самопознания. Искусство же побуждает к размышлению и самопознанию как тебя самого, так и других.

Красота иногда скрыта от людей, и задача художника помочь им увидеть ее. На самом деле, самым большим счастьем для мусульманина является созерцание красоты Создателя в Раю. Мы, мусульмане, верим в следующую жизнь и знаем, что, безусловно, будет ответ за свои деяния. Человек, который эту жизнь провел в служении и стремился познать Творца, заслужит Рай и получит награду видеть красоту Аллаха в Раю. В этой жизни мы разлучены с Его красотой. Эту красоту душа видела в момент своего сотворения, когда пообещала, что в этой жизни не будет никого почитать так, как должна почитать Аллаха. Момент первой встречи души человека с Создателем, когда она наблюдала самое Прекрасное, самое Величественное, Короля Красоты, Абсолют, не прошел для нее бесследно. Душа сильно полюбила своего Творца. В этой жизни человеческая душа, тоскуя по Создателю, находится в постоянном поиске. Человек ставит цель, достигает ее, стремится к новой цели. Но если поиск не направлен к Всевышнему, то человек испытывает неудовлетворенность. Единственный способ удовлетворить поиск человека, успокоить его сердце – направить его в естественное русло по прямому пути, пути пророков и их духовных наследников (аль­-Фатиха, аяты 6­-7).

рустем хузин художник биография

Источник фото: Рустем Хузин

Красота – это и есть то, что напоминает человеку о моменте первой встречи с Всевышним. Она свидетельствует о величии Создателя этой красоты. Я считаю, что надо учить мусульман искусству, живописи, рисунку. Сама модель построения картины напоминает наш мир, где все имеет свое место, значение, смысл.

Беседовал Исмагил Гибадуллин

Журнал «Минарет» № 1 (011) 2007

Хузин Рустем Фаитович родился в 1975 г. в г. Уфе, в семье военного. Заметив способности к рисованию, родители отвели сына в художественную школу, с которой и начинается его обучение искусству. У художника Матюхи В.В. (г. Нижний Ломов Пензенской обл.) получил первоначальные навыки рисования. После девяти классов средней школы – учеба в Пензенском художественном училище им. Савицкого. С 1996 г. – учеба в Российской академии живописи, ваяния и зодчества (г. Москва). С третьего курса академии – обучение в мастерской портрета под руководством профессора Хасьяновой Л.С. После окончания академии в 2002 г. – стажировка в творческой мастерской живописи Российской академии художеств под руководством академика Якупова Х.А. в г. Казани. С 2005 г. член Союза Художников Российской Федерации и Союза Художников Республики Татарстан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *