роль философии в духовной жизни общества

Место и роль философии в духовной культуре общества и развитии личности

Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Подобно тому, как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.

Философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры человечества: политике, морали, религии и т. п. С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в философии неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических учений. С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям природы и общественной жизни. А именно на эту сторону дела в истории развития предмета философии обращали пристальное внимание такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, B.C. Соловьев и ряд современных западных философов: К. Ясперс, А. Камю. Только философия может быть названа квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя наиболее существенные достижения практически всей культуры, включая науку. Она единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. И эта целостная природа философии, заключающая в себе единство науки и культуры, как нельзя лучше соответствует духу нашего времени, новым историческим задачам.

Конкретно роль философии в духовной жизни общества заключаются в следующих функциях:

Во-первых, мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок. Философия выступает как методологическая основа мировоззрения, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, что чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем, определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности.

В-третьих, философия выполняет идеологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе – эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.

В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

В пятых, практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.

Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическую – она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов.

Специалисты в конкретных областях науки нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его «устройства», общих закономерностях и т.д., однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальные категории, принципы, различные методы познания. Но сами ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. В этом случае общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Философское мировоззрение выполняет в этом случае несколько познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Источник

Место философии в духовной жизни общества

Задумываясь над ролью философии в духовной жизни общества не бесполезно познакомиться с тем, как оценивали ее значение авторитетные представители мировой культуры.

Аристотель называл философию «главной и главенствующей наукой, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить».[11] Для Сенеки философия основное средство развития гражданских качеств личности, нравственно- духовной доблести и интеллектуальной силы.[12]

При всем преувеличении значимости философии в жизни общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о нравственной пользе философии сохраняют свое значение и по сей день.

В свою очередь, выдающийся английский мыслитель Бэкон обращал внимание на оживляющее душу исследователя значение философской любознательности и широты мышления. «Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все остальные профессии и искусства».[13]

И нельзя пройти мимо проницательного суждения русского философа Г.Челпанова: «Мне кажется, что мы можем сказать, не боясь преувеличений, что философский интерес движет вперед науку, хотя бы сами представители науки и отрицали это. Интерес к разрешению высших проблем бытия дает жизнь науке, и, может быть, самой важной функцией философии является то, что она влечет мысль к высшим проблемам и удерживает науку от бесцельного накопления знаний».[14]

Не накопительство важных, но, в сущности, бессмысленных, без осознавшего себя человека, сведений, а проникновение в тайны мироздания, в закономерности человеческого бытия, в жизненные силы личности, позволяющие ей бросать вызов как бесчеловечности на Земле, так и безмолвию враждебного космоса, является высшим предназначением пытливого разума. И им, несомненно, движет именно философский интерес, а не утилитарная польза и торгашеская выгода.

Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной философии.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию. Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические в зависимости от того, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается. Возможны и другие классификации принципов. Например: ноуменальные и феноменальные, трансцендентные и имманентные, конвенциональные и объективные, атрибутивные и модусные, экзистенциальные и эссенциальные, аксиологические и онтологические и т.д. Диапазон подходов современной философии поистине безграничен, что позволяет говорить о принципиальном плюрализме мнений, сообщающихся по принципу взаимной дополнительности и применяемых по когнитивной ситуации.

Еще более опасен призыв «обогащаться», возведенный в мировоззренческий принцип. В нем начисто игнорируются социальная справедливость и гуманизм.

Жизнеутверждающий заряд несет в себе положение: «Труд создал самого человека». Л. Н. Толстой пояснял: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

Милитаризованное немецкое государство дважды в XX в. развязывало мировые войны, причинившие громадный ущерб миллионам людей.

Навязываемые государственными властями надчеловечные идеалы становятся идолами, мешающими общественному прогрессу и нормальной жизни. К таким идолам относятся и различные утопии глобального переустройства жизни человечества по какому-то новому проекту или образцу.

К сожалению, не так просто освободиться от навязчивых политических мифов, от политических утопий и упований, простыми и радикальными средствами в одночасье решить все частные и глобальные проблемы настоящего и прошлого. И свободное философское осмысление всей сложности мироустройства и проблем современности, всей неоднозначности происходящих процессов и поливариантности линий мирового развития помогает освободиться и от мифов и от упрощенных подходов (рецептов) к решению проблем.

Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений. Но она может оградить систему ценностей от проникновения в нее ложного и критического непроверенного, порочного и политически авантюрного, примитивного и радикалистского.

Тем не менее, и неотомизм, и экзистенциализм выполняют методологическую функцию, разрабатывая свое понимание методов познания, достижения истины. И даже этот пример показывает, что в целом на всем протяжении своего исторического развития философия полезна науке. Систематическое занятие наукой возможно лишь тогда, когда она мировоззренчески оправдана и утверждена в статусе общественной ценности.

Конечно, наука не может ждать, когда философия снизойдет до мировоззренческого и аксиологического обоснования научных изысканий, но тем не менее без общекультурного оправдания положение ученых в обществе становится весьма шатким. Даже схоластические положения Фомы Аквинского о том, что у природы имеются собственные законы, изучать которые полезно и не опасно для Священного Писания, добавляло уверенности естествоиспытателям в мрачные годы инквизиции.

С развитием науки философия специализируется на логико-гносеологических проблемах, на изучении языка и логики научного исследования, на методах познания и особенностях научного знания. Философия разрабатывает методологию естественнонаучного и социального познания. Тем самым она во всем объеме обнаруживает свою методологическую функцию.

Философия и сама способна формулировать научные проблемы и вносить определенный вклад в решение этих проблем. Она много сделала для атомистического учения, которое на протяжении веков оказалось путеводной нитью для химиков и физиков. Работами философов был подготовлен закон сохранения и превращения энергии. Декарт выдвинул положение о постоянстве количества движения в природе. Немецкий идеалист Шеллинг обратил внимание на взаимопревращение энергии из одной формы в другую и на ее фундаментальное единство. Эта предварительная работа способствовала успеху Майера и Джоуля в обосновании неуничтожимости энергии и эквивалентности ее взаимопревращений.

В XX в. сформировалась философия науки. С ней началась разработка вопросов о соотношении теории и факта, теоретического и экспериментального познания, гипотетико-дедуктивном методе исследования, возможностях индукции и дедукции и т.д.

Говоря о функциях философии, нельзя обойти стороной весьма спорные суждения о ее роли, хотя они и принадлежат выдающимся умам. Там, Юм писал, что «философские заключения не дают ничего, кроме систематизации и исправления размышлений, осуществляемых в обыденной жизни».[17]

Более высоко, но также ошибочно понимал роль философии английский мыслитель Спенсер. «Задача философии лишь в том, чтобы путем самых общих обобщений свести все выводы отдельных наук к возможно простому и замкнутому целому».[18]

К систематизации научных знаний сводил роль философии и В. Вундт. Философия должна «объединить в свободную от противоречий систему общие познания, доставляемые отдельными науками».[19]

Конечно, философия не может не выполнять интегративной функции в современном мире. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую целостную научную картину мира. В противном случае исследователь просто потеряется при определении своего места в научном сообществе.

Но разработка теоретических основ научного познания не сводится к механическому объединению данных различных дисциплин. Сам синтез научных открытий возможен лишь на более высоком теоретическом фундаменте, чем сами открытия если Вундт пишет, что философия не есть основание отдельных наук, а целиком основывается на этих дисциплинах, то при таком подходе философия превращается в побочное приложение к естествознанию, в некоторый необязательный довесок для науки. Этот подход опровергается самой наукой. Крупнейшие ученые разных эпох, работавшие в области фундаментальных исследований от Ломоносова до Эйнштейна, настойчиво и плодотворно работали над методологическими и мировоззренческими проблемами, не имея в наличной философии соответствующего обоснования для своих естественнонаучных исследований. Таким образом, философия образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания. И неразвита та наука, которая не поднялась до самосознания и не имеет методологической основы.

Для выполнения общечеловеческой функции философия нуждается в поддержке со стороны общества. И для нашего времени актуально звучат слова Юма: «Государство должно терпимо относиться ко всякому философскому принципу» и нельзя ставить преграды рассуждениям философов, «не рискуя навлечь опасные последствия для наук и даже для государства».[21]

Философия возникает на базе мифологии, за счет выделения из нее мудрости как особого объекта исследования. Отбрасывая все, что связано в мифологии с родовым образом жизни, некритическим восприятием действительности, философия наследует ряд ее проблем. К ним прежде всего относятся проблемы бытия и смысла жизни. Центральное место в философской проблематике занимают осмысление мира, человека и его отношения к миру.

Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеологию и аксиологию. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.

Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразие исторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, что никоим образом не лишает ее нацеленности на социально-экономические ценности, служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.

Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Источник

Роль и место философии в духовной жизни общества

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Упорядочен или хаотичен? Развивается ли мир? Какое место занимает закономерность, а какое случайность? Положение человека в мире? Что есть истина? Все эти вопросы поставлены самой жизнью, т.к. тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности. Предметом философии является исследования всеобщих законов бытия, мышления и познания. Объектом философии становится природа, человек и обществознания. Философия теоретически сформировала мышление как систему общих взглядов на мир и место в нём человека. В центре философии находится человек в его отношении с природным и социальным миром. Философия призвана, правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании.

Просмотр содержимого документа
«Роль и место философии в духовной жизни общества »

Тема: Роль и место философии в духовной жизни общества

Философия, её предмет и объект.

Место и роль философии в духовной жизни общества.

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Соотношение мифологии, религии и философии как исторических форм мировоззрения.

Основные проблемы и основной вопрос философии.

Познакомить студентов, что философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Показать соотношение мифологии, религии, философии. Указать на проблемность основного вопроса философии. Выделить основные функции философии.

Термины: мировоззрение, мифология, религия, философия, синкретизм, основной вопрос философии, материализм, идеализм, агностицизм, монизм, дуализм.

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Упорядочен или хаотичен? Развивается ли мир? Какое место занимает закономерность, а какое случайность? Положение человека в мире? Что есть истина? Все эти вопросы поставлены самой жизнью, т.к. тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности.

Предметом философии является исследования всеобщих законов бытия, мышления и познания.

Объектом философии становится природа, человек и общество.

Философия теоретически сформировала мышление как систему общих взглядов на мир и место в нём человека. В центре философии находится человек в его отношении с природным и социальным миром. Философия призвана, правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым компонентом в становлении личности, хотя эти проблемы нашли решение задолго до философии – в мифологии и религии, которые являются историческими типами мировоззрения, формами общественного сознания. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение.

Мировоззрение – система обобщённых чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нём, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определённой социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, морально-правовых, религиозно-атеистических принципов познания и оценок.

Объект мировоззрения – мир в целом. Предмет мировоззрения – взаимоотношения мира природы и мира человека. Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, человеке, обществе. Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорциональное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настроений, норм идеалов.

Мировоззрение шире, чем философия. Мировоззрение, как и жизнь людей, носит исторический характер. Человечеству известны также исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.

В мифах на стадии становления образуются два пласта: мистический и рациональный. Мистика связана с персонификацией природных явлений и бесчисленными рассказами о их деяниях. Рациональный пласт – это описание явлений природы, исторические события, анализ взаимоотношений между людьми, попытка понять устройство мира.

Эволюция мифов была таковой, что мистический пласт уменьшался, а рациональный увеличивался. Это адекватный процесс особенно активизировался в эпоху неолитической революции – времени завершения первобытной эпохи. Ещё более способствовало процессу рационализации мифов возникновение великих (речных) цивилизаций и вступление человечества в эпоху рабовладения: Индия, Китай, Шумеры, Вавилон, Египет, позже Греция.

Внутри мифологии возникают вопросы углубленного порядка, где ответы остаются неудовлетворительными, поскольку не существовало причинно-следственных связей.

Постепенно из мифов выкристаллизовываются зачатки астрономических, математических, социальных и других знаний.

Спецификой религии является то, что основой здесь является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным.

С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придаёт им особую ценность.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия, и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Главная и самоценная идея – идея Бога. Из неё выводится все остальное содержание.

Три великие религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и не самодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог – трансцендентная сущность.

Философия порождает у многих людей разные мнения:

Философия – это не наука (позитивисты)

Вторая позиция близкая к обыденному сознанию исходит из образа философа как кого-то, кто сидит, размышляя над вопросами высшего назначения, отвлечённых и абстрактных. Философия затребована и доступна высокообразованной элите («аристократам» духа).

Третья позиция (противоположная второй), выражена попыткой уберечься от соблазна мнить философию отвлечённым царством мысли, возвышающейся над презренной прозой и представлена формулой – относиться к чему-то «по-философски».

Предметом философии у А. Камю является поиск ответов на вопрос «стоит ли жить»; у русского философа Н.А. Бердяева основной философской проблемой была «проблема свободы человека»; Л.Н. Толстой называл философа «учителем жизни».

Сократ говорил, что «жить, не разобравшись в жизни, не стоит», что задача философии «в самоанализе с помощью логики принципов справедливой и счастливой жизни». Из данных высказываний следует, что под философией понимается не только логика и полнота знания, но и нравственное совершенство, внутренняя целостность духа.

Одним из фундаментальных вопросов является вопрос о первичности начал мира. Философы, объясняющие мир исходя из первичности духа, сознания получили название – идеалисты, кладущие в основу мира природу, материю – материалисты.

Материалисты стоят на позиции познаваемости мира.

Идеализм имеет два ведущих направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективные идеалисты утверждают, что первичное сознание, дух находится вне человека, где-то в пространстве. Природа есть инобытие – порождение данного мирового духа, а поскольку он настолько мудр, что может познать самого себя, то познаваемы и природа, и общество, и человек.

Субъективные идеалисты утверждают, что первичным является сознание человека – субъекта и он может знать только свои ощущения. Мир есть комбинация субъективных ощущений, и познать его невозможно, подобная логика получила название – агностицизм, а философы – агностики.

Философы подразделяются на монистов и дуалистов в зависимости от того, сколько начал закладывают они в основание мира: монисты – одно, дуалисты – два.

Общепринято на современном этапе развития философии выделять две ведущие функции: мировоззренческая, методологическая. Мировоззренческая – создаёт научную картину мира, вооружает человека знанием посредством ответа на фундаментальные вопросы. Методологическая – оказывает воздействие на науки для их оптимального развития.

Исторические типы мировоззрения: их сходство и различие?

Докажи, что философия есть культура ума.

Устарело ли разделение на материалистов и идеалистов? Ваше мнение.

Нужны ли мудрые люди – в образовании, политике и искусстве? Доводы «за» и «против».

Верно ли, что там, где рождается мудрый, процветает счастливый род?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *