роль философии в жизни современного человека кратко

Значение философии в жизни человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия – это, дословно с греческого – «любовь к мудрости». Ее также можно определить, как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и окружающего его мира.

Сущность и предмет философии

Как систематизированному, специальному знанию философии уже несколько тысячелетий, а что касается самого «философствования», как некоего особого размышления людей о смысле жизни, о самих себе, об окружающем мире и т. д., то возраст его, наверняка, примерно равен времени существования всего Человечества.

Любое знание представляет собой знание о том, что познающим индивидом, исследователем выделено как что-то обладающее своими характерными свойствами, нечто конечное, и в данном случае познающий является субъектом, а познаваемое для него – объектом.

Что касается специфики объекта философии, то она состоит в том, что тут, по сути, отсутствуют какие-либо чувственно воспринимаемые границы, ощущаемые формы, части, элементы (что и отличает их от объектов природы). Таким образом, объектом философии выступает бесконечный Мир (вселенная, космос, природа), а также Общество особая целостность, а также их единство.

Философию нужно рассматривать как наиболее обобщенное знание о Действительности (как развивающейся системной целостности), а также о Человечестве, всеобщих его законах и свойствах. Сама же Действительность представляет собой непрерывно развивающийся и изменяющийся мир субъектов, объектов и результатов их взаимодействия, который подчиняется определенным закономерностям. Следовательно, предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Другими словами, философия нацелена вовсе не на то, чтобы определить точные границы между частицами мира и их внешние взаимодействия, а на то, чтобы понять их единство и внутреннюю связь.

Готовые работы на аналогичную тему

Мировоззрение и философия часто путают. Эти две категории хоть и очень взаимосвязаны, но все же различаются между собой и, в первую очередь, тем, что мировоззрение – намного шире по охвату, а философия – это лишь ядро мировоззрения Философия – своеобразный синоним поиска истины, а также свободны мышления. Таким образом, философия – это наиболее обобщенное учение о мире, о месте в нем Человека, а также «наука о всеобщих науках» о развитии общества и природы.

Роль философии в жизни человека

Роль философии в жизни любого индивидуума и человека тяжело переоценить. В то же время, на такие «вечные» вопросы как: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после смерти?» дает ответы религия, однако, в отличие от нее, в философии применяется научный доказательный аппарат. Значение философии для человека можно объяснить буквально в нескольких тезисах:

Источник

Значение философии

Сущность и предмет философии

Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философия — понятие неоднозначное. Одни относят ее к науке, а другие к способу познания мира. В последнее время за термином закрепилось определение наука. Противники этого в доказательство своего мнения приводят доводы о том, что философия при многовековом существовании не имеет конкретных выводов, доказательств и формул. И это не удивительно, поскольку объектом исследования в данном случае являются абстрактные понятия:

В качестве субъекта исследования выступает человек.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Еще в доисторические времена человек стремился постичь сущность бытия. Изначально только представление о действительности составляло основу философии. Но с течением времени многие открытия составили основу других наук. А философия стала базироваться на сущности самого человека и на составляющих его жизни. При этом исследуемые объекты не рассматриваются разрозненно. Это стало основной причиной того, что философию начали отождествлять с мировоззрением. Эти понятия имеют существенное различие, несмотря на очевидную взаимосвязь.

В основу мировоззрения отдельного человека или группы лиц заложена определенная философия. Она может быть религиозной, светской, политической и так далее. На основе придерживаемой человеком философии формируется его мировоззрение.

Таким образом, получается, что философия — это более узкое понятие, мировоззрение широкое.

Какое имеет значение

Несмотря на ограниченность значения философии по сравнению с мировоззрением, в жизни человека она играет важную роль. Дело в том, что именно от нее зависит отношение людей к окружающим, к себе и к жизни в целом. Если, например, лицо не осознает, что все в жизни зависит от его усилий и стараний, то при неудачах им занимается позиция жертвы. Такие люди во всем и во всех видят причину своих бед. Нередко это становится не только поводом для проявления агрессии к окружающим, но и субъект прекращает свое развитие, как личность.

И наоборот, если человек задумывается над сущностью своего бытия, над тем, каково его предназначение в мире и что способно сделать его счастливым, то такие люди быстро находят не только общий язык с окружающими, но и живут в гармонии с собой.

Определены следующие положительные стороны влияния философии на человека:

Роль философии в жизни человека и общества

Несмотря на то, что общество состоит из немалого числа групп и субъектов, в целом ему присуща общность философских взглядов. Это связано с:

Именно в формировании мировидения подрастающего поколения философия имеет особую значимость. Это обусловлено тем, что в этот период не только формируется мировидение, но и закладывается фундамент культуры общества в целом. В этом заключается основная функция философии.

Если на начальной стадии знакомства ребенка с окружающей действительностью привить ему идеи лжефилософии, то из него может получиться тиран. Такие люди в большинстве своем несчастны сами. Это обусловлено постоянным противоречием с окружающими. Ситуация становится опасной в случаях, когда лжефилософы находят единомышленников или обладают некой властью над другими.

В качестве примера можно привести историю Адольфа Гитлера. Его жизненная философия заключалась в обязательном преобладании арийской расы над другими. Итогом противоборства стала Вторая мировая война.

Философию как науку следует отличать от частных мнений о бытие. Первые представлены размышлениями в системе. Вторые носят хаотичный поверхностный характер, углубление к истокам им не присуще.

Источник

Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата

роль философии в жизни современного человека кратко

«Философия для „чайников“» представляет собой базовый курс лекций по философии и предназначена для студентов-бакалавров всех направлений подготовки. Популярным языком, с большим количеством примеров из различных сфер человеческой деятельности представлен широкий круг разделов философии: онтология, история философской мысли, социальная философия, диалектика, гносеология, аксиология.Для студентов высших учебных заведений и всех, кто интересуется философией.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Философия и ее предмет. Роль философии в жизни человека и общества

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского знания.

2. Предмет философии и структура философского знания.

3. Функции философии и ее роль в становлении специалиста.

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Особенности философского знания

Прежде чем говорить о философских взглядах, необходимо разобраться, что такое философия. В переводе с древнегреческого «философия» — это любовь к мудрости. На первый взгляд, ее положение в системе знаний определяется очень просто — это одна из наук. Казалось бы, для этого есть все формальные признаки. Во-первых, философия стоит в учебном плане в высших учебных заведениях. Что может изучаться в них, как не наука? Во-вторых, издаются монографии, специальные научные журналы по философии, публиковаться в которых очень престижно. Присуждаются ученые степени по философии: есть кандидаты философских наук, есть доктора философских наук. Казалось бы, все формальные атрибуты науки налицо, но тем не менее даже носители вот этой формальной атрибутики, то есть кандидаты и доктора философских наук, вам скажут, что философия — это не наука. Это нечто большее. Считается, что философия — особая форма мировоззрения.

Возникает вопрос: а что такое мировоззрение? Мировоззрение представляет собой образ мира, формируемый субъектом познания и практики. Субъектом познания и практики является индивид, социальная группа или все общество в целом. Обратите внимание на формулировку: мировоззрение — это образ мира. С одной стороны, это определение подчеркивает, что мировоззрение — это не набор каких-то разрозненных представлений о мире, а целостная картина мира, т. е. система взглядов о мире. С другой стороны, если мы говорим «образ», то это уже предполагает, что образ — это не зеркальное отражение мира. Образ может быть искаженным, не совпадающим с реальностью, индивидуальным, может отличаться от общепринятого. Например, когда группа туристов посещает какую-либо страну, то у всех членов экскурсионной группы формируется в сознании образ этой страны, т. е. система многоаспектных представлений, оценок, суждений о самых различных сторонах жизни этого государства. Образ, который сформировался в сознании одного человека, может кардинально отличаться от образа, сложившегося в сознании другого экскурсанта.

Почему это происходит? Потому что структура мировоззрения сложная и включает целый ряд элементов.

Основой мировоззрения являются знания. Причем здесь имеются в виду не только знания, которые человек получает при организованном обучении, например в школе. Обладал ли крепостной крестьянин в XIX в., который никогда не учился, какими-либо знаниями? Конечно, обладал. Человек черпает знания из окружающего мира, в настоящее время у каждого человека есть как научные знания, так и бытовые. Знания составляют основу мировоззрения. Во многом его содержание зависит от того, какими знаниями человек обладает. Поэтому мировоззрение крестьянина, жившего в XIX в., отличается от мировоззрения современных людей, т. к. кардинально изменились представления об окружающем мире. И в современные дни мировоззрение одного человека может существенно отличаться от мировоззрения другого в силу разного багажа знания. Современный молодой человек (даже не очень образованный) может иметь более богатые представления о зарубежных странах, чем его пожилой сосед по лестничной площадке с двумя высшими образованиями, т. к., в силу различных обстоятельств, молодой человек мог неоднократно бывать за границей, а его сосед ни разу не выезжал за рубеж. Поэтому в мировоззрении этих двух людей образ заграницы будет разным.

Мировоззрение не отображает окружающий мир как в зеркале. Мировоззрение одного человека отличается от мировоззрения другого, даже если они имеют схожий багаж знаний. Мировоззрение одной социальной группы может отличаться от мировоззрения другой социальной группы. Это происходит не только из-за разного багажа знаний, но еще и из-за целого ряда элементов, входящих в структуру мировоззрения. Одним из таких обязательных элементов являются идеалы. Идеал — мысленный образ чего-то совершенного. Мы можем говорить об идеале будущего супруга, идеале студента, идеале власти, правительства, и у каждого времени идеалы свои. Являясь элементом мировоззрения, идеалы очень сильно влияют на восприятие окружающего мира. Индивид, социальная группа, общество в целом воспринимает окружающий мир в зависимости от наличия тех или иных идеалов. Можно выделить два уровня формирования идеала: общественный и индивидуальный. Общественный уровень — это идеалы, преобладающие в обществе, индивидуальный — сформированный в сознании индивида. На индивидуальном уровне идеал чего-либо может совпадать, или наоборот, отличаться от общественного. В обществе принято считать идеальным вуз, в котором предъявляются высокие требования к знаниям студента, все занятия проводятся в полном объеме. Многие студенты также считают, что это должно быть обязательной чертой идеального вуза, и стремятся учиться именно там. Однако у отдельных индивидов, решивших обзавестись дипломом о высшем образовании, представления об идеальном вузе могут быть совсем иные: они лучшим считают вуз, где нет никакого спроса со студентов, а лекции под благовидным предлогом постоянно отменяются или заканчиваются раньше положенного времени.

Еще одной важной составляющей мировоззрения является вера. Вера — это психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей. Обратите внимание, понятие «вера» вам предлагается в самой широкой трактовке. К сожалению, сейчас в обществе некоторые понятия очень сужаются. Вера, духовность воспринимаются только в одном смысле: религия, вера в Бога. В действительности понятие «вера» очень широкое и распространяется на все сферы человеческой деятельности. Можно верить в успешный итог сессии, победу любимой спортивной команды. Традиционно выделяют веру рациональную, то есть веру, основанную на каких-либо знаниях, фактах, и иррациональную, ни на чем не основанную. Примером рациональной веры может быть вера студента в то, что он успешно сдаст философию в сессию, если будет усердно заниматься; или вера спортсмена, что он обязательно победит на соревнованиях. Для этой веры есть определенные основания: спортсмен, как правило, хорошо представляет свое место среди своих соперников. Не всегда ожидания оправдываются. История спорта знает много примеров, когда самый сильный спортсмен оказывался вторым или даже третьим. Однако до начала соревнований спортсмен верит в свою победу, и у него есть для этого основания: его прежние победы, отношение к тренировкам, состояние физической формы. Иррациональная вера не основывается ни на каких фактах. Человек просто верит. Например, верит в прилет инопланетян, наступление конца света. Религиозная вера является частным примером иррациональной веры.

Еще одной составляющей мировоззрения являются принципы. Под принципами понимают определенные правила поведения, которые влияют на поведение человека, его поступки. Например, «Не укради», «Никогда не обманывать». Здесь также уместно выделить два уровня: общественный и индивидуальный. На индивидуальном уровне принципы поведения могут совпадать или противоречить общественным. Все это: знания, идеалы, вера, принципы — определяет содержание мировоззрения.

Выделяют несколько исторических типов мировоззрения. Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мы знаем мифы Древней Греции. Были мифы у древних славян. В мифах представлена развернутая картина мира, объясняются самые различные стороны жизни и явления. Объясняется, почему произошла Земля, почему происходят те или иные явления, отчего жизнь человека складывается так, а не иначе, что с ним происходит после смерти, что является ценным для человека. С одной стороны, миф — это вымысел, отчасти сказка. Однако обратите внимание: в основу мифа положены реальные вещи. Например, древнегреческие мифы объясняют гром во время грозы тем, что Зевс едет на колеснице и мечет молнии. Гром гремит на самом деле, но объяснение этому явлению дано фантастическое.

Ошибочно считать, что миф — это атрибут древности. В современные дни мифы продолжают быть частью общественного сознания и культуры. Мифы являются частью исторической памяти народа и мировой культуры. По сей день древнегреческие боги остаются символами некоторых видов деятельности. Например, каждый, кто занимается торговлей, наверное, знает, кто такой Гермес. Те, кто имеет отношение к судебной системе, нередко используют образ дамы с завязанными глазами и весами — древнегреческой богини правосудия Фемиды. Ее изображение часто встречается в зданиях судов. В современной массовой культуре встречаются также и осколки мифов славян: в магазинах вы можете купить сувенирного домовенка, по сей день во многих деревнях могут предупредить по поводу лешего или водяного.

Из мифа постепенно начинает вырастать другая форма мировоззрения — религия. Религия тоже предлагает развернутую картину мира. Любая религия дает свое объяснение, как и почему возник мир, какое место в этом мире занимает человек, зачем человек живет, что с ним происходит после смерти, то есть представляет развернутую систему взглядов на мир. Эта форма мировоззрения имеет свои специфические черты. Первое: обязательной чертой религиозного представления о мире является вера в сверхъестественное (именно вера в сверхъестественное, а не вера в Бога, потому что в некоторых религиях Бога нет). Вторая черта — догматизм. Основу любого вероучения составляет догматика, то есть набор определенных положений, которые никак не обосновываются и логически не доказываются. Многие положения осознать с точки зрения логики нельзя. Например, если брать пример из христианства, можно ли с точки зрения логики осознать догмат о триединстве Бога? С одной стороны, Иисус Христос — сын божий, с другой — Бог един. Также нельзя проверить и доказать буддийский догмат о переселении душ.

Человечество нуждалось не просто в обобщенной картине мира, а в объяснении мира с рациональной точки зрения, где нет сверхъестественного, где все обосновывается. Рациональное объяснение мира дает только наука. Однако у науки есть тоже свой определенный минус. Рассмотрим это на науках, изучающих человека: антропология изучает эволюцию человека, анатомия — строение человека, физиология — высшую нервную деятельность, а история занимается проблемой выявления причин и закономерностей эволюции человеческого общества. То есть каждая наука изучает свой вопрос. История изучает эволюцию человеческого общества, а при этом не изучается анатомическое строение человека. Наука — это узкоспециализированное знание. А человечество нуждается в создании обобщенной картины, затрагивающей различные аспекты. Такую обобщенную, но в то же время рациональную картину мира создает философия. Поэтому философия — особого рода мировоззрение, стремящееся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира.

Мы можем выделить еще несколько особенностей философского знания, отличающего его от науки. Первое отличие мы уже выделили: философия стремится к обобщенной картине мира. Наука же изучает только одну сферу. Отсюда вытекает второе отличие: наука развивается линейно. Ученые, решив одну проблему, к ней больше не возвращаются. Есть ли сейчас смысл изобретать прививку от оспы? Нет. Потому что она уже существует. Актуально разработать лекарство от СПИДа, от рака. Философия постоянно возвращается к одним и тем же вопросам. Что такое жизнь человека? Почему она ему дана? Зачем вообще жить? Что такое счастье? Эти вопросы волновали философов в Древнем мире, в Новое время, волнуют сейчас и будут волновать в будущем.

Еще одно очень важное отличие: философия в меньшей степени, чем наука, нуждается в фактическом материале. Наука не существует без фактов так называемого эмпирического материала. Для того чтобы защитить диссертацию по истории, надо обязательно поработать с источниками в архиве, для того чтобы написать что-то умное и полезное по археологии, защитить диссертацию по этой дисциплине, нужно поработать на раскопках. Также врач не может защитить диссертацию, не пронаблюдав менее пятидесяти больных. Философия тоже опирается на факты, но она заимствует их из других наук. Философу не надо самому наблюдать больных, он может обратиться к работам медика, если это необходимо для его рассуждений.

Если говорить о науке, то она в меньшей степени, чем философия, допускает полярность мнений. Это еще одна особенность философии — свободный выбор ориентиров. Нельзя сказать, что в науке не существует дискуссий, ученые тоже спорят и очень горячо, но все-таки базовых совпадений у них гораздо больше. Никто из физиков не будет отрицать, что есть закон всемирного притяжения. Ни один психолог не будет отрицать, что есть четыре типа темперамента. Ни один физиолог не будет отрицать, что есть две стадии утомления. В историю философии некоторые мыслители вошли именно благодаря неординарности своей мысли. В середине XVIII в. был объявлен конкурс на лучшее сочинение на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов?». На конкурс было подано более ста сочинений. Все, кроме одного автора, положительно ответили на поставленный вопрос. И только Жан-Жак Руссо категорически утверждал обратное. Именно он и стал победителем конкурса.

Специфика философии выражается в рефлективности. Рефлексия — это обращение к самому себе. Философия обязательно предполагает самопознание. Таким образом, мы выявили, что философия — это особая форма мировоззрения, для которой характерно стремление к созданию рациональной и крайне обобщенной картины мира.

2. Предмет философии и структура философского знания

Из того, что мы с вами узнали, нетрудно догадаться, что главным предметом изучения философии является человек. Предметом философии является все общее в системе человек — мир. Философия — это знание о мире как едином целом и месте человека в нем. Она рассуждает об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практического освоения человеком мира. Учитывая все сказанное, можно предположить, что круг вопросов, затрагивающих проблему отношений человека и окружающего мира, очень большой. Действительно, круг вопросов, изучаемых философией, очень широкий. Философия — дама очень общительная, в круг ее интересов входят вопросы из географии, физиологии, юриспруденции, истории и других наук. Поэтому в философии выделяют целый ряд сфер философского знания, или отраслей философии.

Одной из таких отраслей, которая составляет фундамент философских знаний, является онтология. Онтология — учение о бытие. Этот раздел ищет ответы на вопрос: что такое бытие? Что к нему относится? Или наоборот, не является бытием?

Одним из важных вопросов, который затрагивает философия, является вопрос о познаваемости мира: можно ли мир познать и как это сделать? Этими вопросами занимается специальный раздел, который называется «гносеология».

Еще одной очень важной составляющей человеческой жизни является проблема ценностей. Поэтому существует специальный раздел в философии, называемый аксиологией, который занимается проблемой ценностей: что для человека является ценным? Когда это является ценным? Как система ценностей может меняться? Что на это влияет?

Дальше упомянем два раздела философии, которые часто смешивают и путают: этика и эстетика. Они занимаются разными вопросами, и путать их не следует. Вначале разберемся, что такое этика. Часто студенты, отвечая на вопрос об этике, говорят, что это правила поведения в обществе. Получается, что этика занимается вопросами, когда мужчина должен пропускать женщину вперед, а когда идти первым; кто должен пропустить кого в дверях, входящий или выходящий. Это не так. Вопросами внешнего поведения занимается не этика, а этикет. Конечно, за некоторыми нормами этикета стоят определенные этические принципы: норма этикета, требующая уступить место пожилому человеку в транспорте, выросла из этического принципа уважения старости. Однако этика занимается более широким кругом вопросов, чем этикет. Этика — это учение о морали и нравственности. Этика занимается вопросами, что есть добро, а что есть зло, что хорошо, а что плохо. Это более сложные вопросы, чем вопросы этикета. Поведение человека может быть безупречным с точки зрения этикета, но не соответствовать нормам этики.

Эстетика занимается несколько другими вопросами. В ее сфере проблемы красоты. Эстетика — это учение о прекрасном и безобразном. Эстетика отвечает на вопросы, что является красивым, а что — некрасивым; где мы сталкиваемся с прекрасным и зачем человеку красота и пр.

Еще один раздел философии — логика, у ряда специальностей (юриспруденция, журналистика) он изучается как отдельный предмет. Логика — это учение о правильном изложении мысли, правильном изложении суждений и представлений.

Очень интересным разделом философии является социальная философия. Она занимается изучением проблем общественного развития. Социальная философия затрагивает проблемы общественного строя, обдумывает, какие меры необходимы для установления лучшего общественного строя, как можно прийти ко всеобщему благополучию. Социальная философия затрагивает проблемы социального, экономического и политического развития общества, эволюцию общественного сознания. Этот раздел философии во многом перекликается с социологией, но стремится к более высокому уровню обобщения.

Близка по содержанию к социальной философии философия истории. Этот раздел философии занимается проблемой логики исторического процесса. Именно история философии стремится выявить общие закономерности исторического процесса, ответить на вопросы, почему история тех или иных стран развивается именно так, а не иначе, построить методологические модели исторического знания.

Таким образом, философия занимается широким кругом вопросов, касающихся взаимодействия человека с окружающим миром.

3. Функции философии и ее роль в становлении специалиста

Мы подошли к очень важному вопросу. Зачем философия нужна обществу или отдельному индивиду? Какую роль она играет в подготовке специалиста? То есть речь пойдет о функциях философского знания.

Условно все функции, которые выполняет философия, можно разделить на две большие группы: мировоззренческие и методологические. Начнем с мировоззренческих.

Первая мировоззренческая функция — гуманистическая. Суть этой функции заключается в том, что философия помогает каждому индивиду обрести смысл жизни, найти опору в жизни. На долю каждого обязательно выпадают какие-либо трудности, сложности, переживания. Философия может стать духовной опорой, которая даст силы пережить эти трудности. Для многих людей такой опорой становится религия. Однако есть много и атеистов, т. е. людей, не исповедующих никакой религии. И в то же время можно сказать, что верующим часто нужна и какая-то другая поддержка. Даже в ту минуту, когда у человека нет каких-либо существенных проблем, перед ним могут встать вечные вопросы: «А зачем я живу?», «Какая от меня польза?», «Кому я нужен?» Философия помогает ответить на эти вопросы, ощутить свое место в этом мире, осознать смысл своей жизни. Если человек не сможет найти мировоззренческую опору, то груз жизни может оказаться непосильным. Он не справится с жизненными испытаниями, может начать искать утешение в алкоголе, наркотиках, впасть в депрессию, а философия помогает нащупать систему ценностей, опору, без которой жизнь не имеет смысла.

Вторая мировоззренческая функция — аксиологическая. Суть этой функции заключается в следующем: помочь как индивиду, так и обществу в целом сформировать систему ценностей и сориентироваться в этой системе. Это важно как для общества в целом, так и для каждого человека. Система ценностей придает смысл человеческой жизни, помогает сопоставить важное и менее важное, дать ориентиры в действиях.

Третья мировоззренческая функция называется функцией социальной критики. Обычно практически совершенствовать окружающий мир, особенно систему общественных отношений, приходится юристам, политологам, экономистам. Однако для того чтобы юристы или экономисты приступили к конкретным действиям, они должны осознать, что конкретно они должны исправить. Осознать это помогают именно философы. Функция философа заключается в том, чтобы первым увидеть недостатки и проблемы. Многие из этих пороков настолько привычны, что не воспринимаются большинством как пороки. Философ помогает обществу осознать, что какая-то привычная черта жизни является порочной. Только благодаря философу проблема осознается и становится предметом обсуждения. Можно привести несколько исторических примеров. В конце XVIII в. в России вышла книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На первый взгляд — невинная книжка. Цензор пролистал ее и решил, что это просто путевые заметки. Когда это произведение вышло в свет, то оно произвело эффект разорвавшейся бомбы. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор показал, насколько негуманно крепостное право, неограниченная власть монарха дает возможность для любого произвола. Он высказал мнение, что страной должна управлять не монархия, а народ. Именно это больше всего и разозлило Екатерину. Таким образом, высказал то, что видели все, но мало кто осознавал. Еще один пример. Английский политик Томас Мор оставил о себе память книжкой «Утопия», где он нарисовал вымышленный город («утопия» переводится как «место, которого нет»). Автор нарисовал образ идеального государства, в котором нет неравенства, все обеспечены всем необходимым, все трудятся на благо общества. Долгое время советская пропаганда предлагала это вымышленное государство как идеал, к которому стоит стремиться. Вряд ли большинство из нас сейчас захотели бы жить в таком государстве. Главным его принципом является самая примитивная уравниловка. Государство напоминает большую казарму, где нет места индивидуальности, зато есть глобальный контроль за всеми сферами жизни. Однако заслуга Томаса Мора огромна. Он первый поставил вопрос о равенстве всех людей. Книга писалась в обществе, где царило сословное неравенство. Человек не просто рождался неравноправным, у него не было никакой возможности подняться вверх по социальной лестнице. Родился крестьянином — помрешь крестьянином, всю жизнь будешь пахать землю и едва сводить концы с концами. Родился дворянином — сразу попадаешь в привилегированное положение, власть и богатство даются не за личные качества, а по факту рождения представителем привилегированного сословия. В этой обстановке сама мысль о возможном равенстве была передовой.

Следующая мировоззренческая функция философии — культурно-воспитательная. Так же как литература, кино, живопись, мораль, право, философия предлагает наилучшие модели поведения человека. Философия также учит думать о добре и зле, выбирать между различными возможными моделями поведения. Философия предлагает образцы, достойные подражания. Не каждый член общества усваивает эти образцы напрямую, например, маленький ребенок вряд ли будет читать произведения философов. Однако он может читать детские произведения, а автор этих произведений, познакомившись с творчеством философов, вполне может донести их мысли через поступки и слова своих героев.

Теперь перейдем к методологическим функциям философии. Первая методологическая функция философии — эвристическая. Ее название произошло от слова «эврика». Суть этой функции заключается в следующем: сами философы научные проблемы не решают, но они ставят вопрос перед учеными. Именно философы могут сформулировать перед учеными потребность в необходимости того или иного открытия. На первый взгляд все выглядит достаточно забавно: философ, уютно расположившийся в кресле, подзывает ученого той или иной специализации (физика, историка, медика) и приказывает ему сделать такое-то открытие. И ученый послушно идет выполнять указание философа. Конечно, все не так просто. Пожелание философов оформляется не в таком явном виде. Напомним, что особенностью философского знания является стремление к обобщению всех знаний и созданию крайне обобщенной картины мира. Благодаря этому философы способны почувствовать то, что даже сами ученые не всегда осознают: общество не только испытывает потребность в каком-то новом определенном научном рывке, но и самое главное — наука уже практически способна такой рывок осуществить. Высказывание это может осуществиться в виде написания какого-то философского труда, предсказаний. Оно может быть даже не понято учеными (если не высмеяно), но проходят годы, и то, что вызвало усмешку, выглядело смелой фантазией, становится реальностью.

Приведем пример. В начале XX в. в России было популярно такое философское течение, как космизм. Одним из представителей космизма является рязанец, скромный учитель физики К. Э. Циолковский. Он закончил экстерном рязанскую мужскую гимназию и преподавал физику в Калужском епархиальном училище. Свою педагогическую деятельность он сочетал с научной. И именно он впервые задумался о возможности межпланетного космического полета. Конечно, его образования (у него не было высшего образования) не хватало проработать все детали этого полета с научной точки зрения. Да и одному человеку это в принципе не под силу. Однако именно Циолковским высказывается мысль, что полететь в космос возможно, им была выведена первая формула космического полета, а в 1961 г. соотечественник Циолковского, Юрий Гагарин, стал первым человеком на Земле, полетевшим в космос. Это событие стало возможно благодаря работе целого творческого коллектива во главе с великим конструктором С. П. Королёвым. Биографами Королёва не установлено, был ли он лично знаком с Циолковским, хотя в художественных произведениях этот факт любят обыгрывать. Вполне возможно, что Королёв никогда не видел Циолковского, но то, что он был знаком с его трудами — очевидно. Фантастические на первый взгляд идеи философа Циолковского пробудили в молодом конструкторе Королёве интерес к космическим полетам. Мечту о полете в космос Королёв пронес через все испытания, которые выпали на его долю (арест, лагерь, «шарашка»), и смог блестяще ее реализовать в 1961 г.

Вторая методологическая функция философии — координирующая. Суть этой функции очень простая: философия координирует развитие различных наук, содействуют созданию междисциплинарных методов. Следует отметить, что в современной науке очень четко выстраивается тенденция к интеграции наук. Особенно ярко это видно в гуманитарной сфере. В частности если говорить о развитии исторической науки, то историки активно используют методы социологии, психологии, юриспруденции. Так, в последнее время историки стали много обращать внимания на эволюцию общественного сознания. Это потребовало привлечения новых методов, в том числе традиционно принадлежащих другим дисциплинам — психологии и социологии, использования новых видов источников. Современный историк может использовать для изучения исторической действительности художественные фильмы, карикатуры, народный фольклор (анекдоты, пословицы), что ранее было объектом исследования филологов или культурологов. Философия способствует этому междисциплинарному диалогу. Она как раз интегрирует усилия ученных, координирует их.

Третья методологическая функция философии — интеграционная. Суть этой функции мы фактически уже выделяли: именно философия из разрозненных данных, представляемых различными дисциплинами, формирует единую, обобщенную картину мира.

Теперь уместно поговорить, зачем философия нужна каждому отдельному человеку. Прежде всего, философия помогает человеку сформировать свое мировоззрение, причем мировоззрение критическое. Если у человека широкий кругозор и его духовный мир богат, а мировоззрение опирается на солидный фундамент разнообразных знаний, то его мировоззрение будет глубоким и критическим. Тогда он не станет легкой добычей различных общественных деятелей, манипулирующих общественным мнением, пытающихся заставить людей думать так, как это выгодно этим деятелям. Философия, так же как история, литература, право, помогает, с одной стороны, выработать критическую и осмысленную позицию, но с другой стороны — осознать меру своей личной ответственности за окружающий мир, свое государство, своих близких. Философия, наряду с историей, формирует ответственную, социально активную личность.

Можно выделить второй аспект значения философии для каждой личности. Философия развивает теоретическое мышление, помогает осознать любую проблему с какой-то новой, нестандартной точки зрения, найти неординарное решение какого-либо вопроса. Это важно для специалиста в любой сфере.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *