Психологический аспект что это такое

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Модель общения при извлечении знаний

Стремление и умение общаться могут характеризовать степень профессионализмаинженера по знаниям.

Известно, что потери информации при разговорном общении велики [9] (рис. 17.3). В связи с этим рассмотрим проблему увеличения информативности общения аналитика и эксперта за счет использования психологических знаний.

Психологический аспект что это такое

Инженер по знаниям

Рис. 17.3 Потери информации при общении

Психологический аспект что это такое

Рис. 17.4. Структура психологического аспекта извлечения знаний

Мы можем предложить такую структурную модель общения при извлечении знаний:

∙ участники общения (партнеры);

∙ средства общения (процедура);

∙ предмет общения (знания).

В соответствии с этойструктурой выделим три «слоя» психологических проблем, возникающих при извлечении знаний (рис.17.4), и последовательно рассмотрим их.

Контактный слой

К сожалению, прогнозировать совместимость в общении со 100%-ной гарантией невозможно. Однако можно выделить ряд черт личности, характера и других особенностей участников общения, несомненно, оказывающих влияние на эффективность процедуры. Знаниеэтих психологических закономерностей составляет часть багажа психологической культуры, которым должен обладать инженер по знаниям для успешного проведения стадии извлечения знаний:

доброжелательность и дружелюбие;

хорошая память и внимание;

воображение и впечатлительность;

большая собранность и настойчивость;

общительность и находчивость;

располагающая внешность и манера одеваться;

уверенность в себе.

Процедурный слой

Инженер по знаниям, успешно овладевший наукой доверия и взаимопонимания с экспертом (контактныйслой), должен еще уметь воспользоватьсяблагоприятным воздействием этой атмосферы. Проблемы процедурного слоя касаются проведения самой процедуры извлечения знаний. Здесь мало проницательности и обаяния, полезного для решения проблемы контакта, тут необходимы профессиональные знания.

Остановимся на общих закономерностях проведения процедуры.

Необходимость фиксации процедуры извлечения знаний ни у кого не вызывает сомнений. Встает вопрос: в какой форме это делать? Можно предложить три способа протоколирования результатов:

Когнитивный слой

Предложим несколько советов инженеру по знаниям с позиций когнитивной психологии:

∙ не навязывать эксперту ту модель представления, которая ему (аналитику) более понятна и естественна;

∙ использовать различные методы работы с экспертом исходя из условия, что метод должен подходить к эксперту, как «ключ к замку»;

∙ четко осознавать цель процедуры извлечения или ее главную стратегию, которая может быть определена как выявление основных понятий предметной области и связывающих их отношений;

∙ чаще рисовать схемы, отображающие рассуждения эксперта. Это связано с образной репрезентацией информации в памяти человека.

В заключение приведем рядтрадиционных психологических неудач начинающего аналитика:

· отсутствие контакта между экспертом и инженером по знаниям (из-за психологических особенностей того или другого; ошибок в процедуре; возникновения эффекта «фасада», т.е. желания эксперта «показать себя»);

· отсутствие понимания (из-за эффекта «проекции»,т.е. переноса взгляда аналитика на взгляды эксперта; или эффекта «порядка», т.е. концентрации внимания в первую очередь на том, что высказывается вначале, и др.);

· низкая эффективность бесед (слабая мотивация эксперта, т.е. отсутствие у него интереса; или неудачныйтемп беседы; или неподходящая форма вопросов;или неудовлетворительные ответы эксперта).

Дата добавления: 2019-10-16 ; просмотров: 367 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Психологический аспект что это такое

Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей в конце концов начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем. лучше управляющие начинали понимать, что простой пряник не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте. [c.361]

Наблюдения и беседы могут касаться одного лица или коллектива. В последнем случае они проводятся одновременно несколькими лицами и, как правило, дают четкую картину о социально-психологических аспектах производственного коллектива. Наблюдения могут быть единовременными и долгосрочными, когда один и тот же коллектив изучается в течение длительного времени. [c.223]

На современном этапе необходимость увеличения внимания к социально-психологическим аспектам управления вызвана возросшим культурным и общеобразовательным уровнем советских людей, в корне изменившим их потребности и привычки. Возрастает стремление к так называемому психологическому комфорту, т. е. чувству удовлетворенности своим положением на [c.263]

В ходе реформы, при переходе к рынку нельзя упускать из вида социальные и социально-психологические аспекты происходящих изменений. Рыночные преобразования, в каких бы трудных условиях они не происходили, не должны оставлять без внимания людей, их социальные проблемы. Особого внимания при этом заслуживают наименее социально защитные слои населения. Работая в условиях командно-административной системы, люди выполняли цели и задачи, поставленные ею. В новых условиях они зачастую не вписываются в новую систему социально-экономических отношений и в этом не их вина. Уменьшить накал психологической и моральной атмосферы в современном обществе могло бы не только государство, но и крупные хозяйственные образования, способные выполнять ряд таких социально значимых функций, как сохранение и создание новых рабочих мест, решение ряда вопросов, связанных с социальной инфраструктурой (здравоохранение, образование, наука, и т.д.), на нефтегазовом рынке. [c.13]

Способность человека принимать, фильтровать, опознавать и перерабатывать информацию, принимать и своевременно выполнять различные управленческие решения исследуется инженерной психологией [36]. Основная цель при этом СОСТОИТЕ том, чтобы разработать научные основы проектирования внешних (индикаторы, рычаги и пульты управления, мнемосхемы и др.) и внутренних (опыт, знания, память и др.) средств трудовой деятельности человека-оператора, определить роль и место человека в структуре производства, разработать физические, психофизиологические и психические нормативы, необходимые при конструировании машин, рабочих мест [36, 41]. Актуальность изучения биомеханического и психологического аспектов деятельности человека состоит также в глубокой внутренней связи и взаимообусловленности их друг с другом. Известно, что в нормальном состоянии человек производит не просто движения, а сложные действия, имеющие цель и определенный смысл. По этой причине утомление человека в процессе труда связано не с усталостью мышц, а с усталостью соответствующих нервных центров, которые регулируют их работу. [c.12]

В настоящее время разница между словом и сигналом заключается только в большей значимости последнего. Сказанное означает, что информационная модель (структура) всякой ЧМС является одним из важнейших факторов ее надежности, эффективности и безопасности. Ошибки, допускаемые при переработке информации, оказываются по этой причине самыми тяжелыми, а поломки, аварии, случаи травматизма, являющиеся следствием этих ошибок,— наиболее дорогостоящими. Именно поэтому информационный психологический аспект современной техники стал не менее значим, чем инженерный. По сложности и стоимости реализации он во многих современных системах оказывается дороже самой системы [16]. [c.28]

Несомненно, что все это повышает психологическую напряженность деятельности оператора, частично отвлекает его внимание от объекта управления и контроля, увеличивает вероятность сбоев и ошибок, актуализирует инженерно-психологический аспект в его деятельности. Все виды нестационарного технологического оборудования цеха капитального ремонта представляют опасность для загрязнения окружающей среды. При комплексной оценке их важно учесть также локальный экологический фактор. [c.109]

Инженерно-психологический аспект в деятельности операторов типичных ЧМС [c.138]

На поведение человека активно влияют санитарно-гигиенические условия. Известно, например, что высокая температура нарушает точность двигательных актов, электромагнитные поля изменяют состав и свойства крови, инфракрасное излучение затрудняет передачу нервных возбуждений [6, 34, 36]. При оценке условий возникновения, формирования и проявления причин травматизма и аварий следует учитывать все важные инженерно-психологические аспекты производственных вредностей. [c.212]

Отчетность и психологические аспекты бухгалтерского учета [c.382]

Еще раз подчеркнем, что для аудитора учет психологических аспектов важен по многим причинам. В ходе проверки аудитору приходится взаимодействовать с различными работниками организации. Возможность раскрытия тех или иных особенностей организации учета и внутреннего контроля у клиента в немалой степени зависит от психологической совместимости аудитора и представителей клиента. Это необходимо принимать во внимание на всех этапах аудита — от момента заключения договора и комплектования бригады аудиторов до момента предоставления отчета клиенту. С похожим проблемами сталкивается и аналитик, готовящий аналитические записки лицам, принимающим решения. [c.171]

Книга представляет учебно-практический курс, освещающий все стороны управления коллективом, работающим на фирме, предприятии, в компании. Аргументировано и полно раскрыты функции управления, особенно мотивация, социально-психологические аспекты управления персоналом, процесс принятия решений. Показаны сущность и факторы менеджмента, влияние как внешней, так и внутренней среды на выбор стратегии и методов управления, подбор и обучение кадров, создание психологического климата в коллективе, способствующего успешной реализации поставленной цели. [c.430]

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Так, 91 % опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82 % опрошенных работников массовых профессий интересуются и «болеют» за успехи своих коллег. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.). [c.103]

Филиппов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. М., 1990. [c.162]

Нет сомнений, что более, чем законодательством, обязанности и особенно права любого бухгалтера, в т.ч. главного, регламентируются на конкретном предприятии его отношениями с руководителем, т.е. на первый план выходят этический и психологический аспекты профессиональной деятельности бухгалтера. [c.131]

Этические и психологические аспекты профессии [c.131]

Психология. Психологический аспект для понимания бухгалтерии весьма важен. Без обращения к психологии зачастую невозможно понять образ мыслей и поступки бухгалтеров, приводящих в действие сложный и громоздкий механизм учета. [c.133]

Проблемы управления персоналом раскрываются в главах, посвященных разработке и проведению кадровой политики в фирме, оплате и стимулированию труда, групповому управлению и социально-психологическим аспектам управления. [c.8]

Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи. [c.22]

Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления. [c.23]

В функциях управления усиление стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и технической политики усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки продукта до его серийного выпуска придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности фирмы на основе совершенствования учета и отчетности на базе всестороннего применения электронно-вычислительной техники придание большего, чем раньше, значения вопросам производства и управления персоналом привлечение работников к участию в акционерном капитале фирмы путем приобретения акций, участия в решении вопросов на заседаниях совета директоров и правления поощрение работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и внедрения новой продукции, усиления внимания к социально-психологическим аспектам управления усиление внимания в области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для достижения конечных результатов, намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению, на усиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности. [c.193]

Проблема вложения средств в экобиозащитные мероприятия связана с тем, что часто величина предотвращенного экономического ущерба слабо или вообще не сказывается на основной деятельности предприятия, а предотвращенный ущерб в большей степени имеет значение для окружающего предприятие района, и экономический эффект от средств, вложенных в системы безопасности, выступает лишь в виде возможных экономических потерь от вероятной аварии. Это является серьезным психологическим аспектом, побуждающим предприятия вкладывать свободные средства в мероприятия, дающие реальный доход, а не на повышение безопасности и экологичности производства. Экономия на безопасности ложна и чревата серьезными экономическими последствиями для предприятия и региона. Например, долговременные экономические, экологические и социальные потери, полученные в результате Чернобыльской катастрофы, несоизмеримо превысили те средства, которые нужно было вложить в разработку и создание высоконадежного и безопасного ядерного реактора. [c.300]

Понятие инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент как совокупность принципов, методов и форм управления инновационным процессом. Управления процессами создания новых знаний. Управление творческим потенциалом. Управление освоением новшеств. Управление социальными и психологическими аспектами нововведений. Цикл инновационного менеджмента. Задачи инновационнрго менеджера. [c.90]

Для реализации возможностей системного метода при изучении причин травматизма для дифференциации физического, психофизиологического и психологического компонентов деятельности человека в настоящей работе приняты следующие системы-классификаторы 1) для физической работы — терблиговая система 2) для психофизиологической (сенсомоторной функции) — система профессионально-значимых качеств профессионала 3) для психологического аспекта — система профессиографических функций и подфункций. [c.215]

В западной литературе эта проблема стала разрабатываться сравнительно недавно. Это было вызвано бурным развитием психологических аспектов теории принятия решений и, в частности, появлением новой ветви знаний в теории информации, которую с некоторой долей условности можно назвать как Производство информации с учетом человеческого фактора (Human Information Pro essing). (Американский специалист по управленческому учету [c.382]

Источник

Психологический аспект: определение понятия

Психологические аспекты личности играют огромную роль в нашей жизни. Они являются факторами риска для некоторых из наиболее распространенных расстройств, таких как бессонница, гиперсомния и парасомния. Психологические аспекты деятельности (особенно в условиях напряженной работы и экстремальных ситуаций) часто являются причинами возникновения психосоматических заболеваний. Они также являются факторами многих позитивных событий и преобразований, способных изменить жизнь человека, помочь справиться с трудностями и даже вынести нечеловеческую боль.

Психологический аспект что это такое

Психологические аспекты нарушений сна

Точно так же вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни и диета, приводящая к ожирению, являются факторами риска для основных нарушений сна, таких как гиперсомния или обструктивное апноэ сна. Чрезмерная дневная сонливость, связанная с этим диагнозом, влияет на социальную роль, занятость, а также на когнитивные функции и эмоциональное благополучие. Это социально-психологические аспекты нарушений сна. Ну а дальше мы поговорим о других важных проявлениях этого всеобъемлющего явления.

Психологические аспекты боли

Психологические факторы могут увеличивать или уменьшать боль. Доказательства этих влияний включают экспериментальные исследования, в которых ученые манипулировали настроением, вниманием, ожиданиями и желаниями испытуемых, чтобы облегчить боль. Определенные факторы могут уменьшить или усугубить боль, а анальгетические эффекты плацебо, по-видимому, являются результатом многих аспектов, включая желание субъекта (или пациента) облегчить свое состояние. Речь может идти, например, о боли от хирургического вмешательства, ведь гипноз был так популярен в качестве анестезии вплоть до середины прошлого века, и до сих пор используется в некоторых клиниках. Этот факт доказывает, что психологический аспект является фундаментальным явлением, которое управляет всеми сферами нашей жизни.

Психологический аспект что это такое

Боль и настроение

Клинические испытания, которые показывают сильную прогностическую связь между настроением и болью, настроением и инвалидностью, а также манипулирование эффектом плацебо (или человеческими ожиданиями) и болью, дают дополнительные доказательства этого тезиса. Очевидно, что существует много общего между различными психологическими механизмами модуляции боли.

Например, желание облегчения и ожидание являются неотъемлемыми факторами в плацебо-анальгезии, но они также играют важную роль в эмоциональном воздействии на боль в других контекстах. Все это-психологический аспект боли как неотъемлемой части наших ощущений, которые, в сущности, тоже коренятся в нашей психологии. Гораздо сильнее, чем принято считать в наше время.

Внимание и эмоции

С другой стороны, внимание и эмоции, по крайней мере частично, влияют на боль. Нейрофизиологические основы этих психологических факторов частично поняты, но для полного понимания основных механизмов необходимо проделать дополнительную работу. Кроме того, взаимосвязь и взаимодействие психологических факторов с более традиционными физиологическими и лечебными эффектами также недостаточно изучены и назрели для дальнейших исследований.

Переживание боли никогда не является изолированным сенсорным событием, обычно оно связано с каким-то очень специфическим физиологическим контекстом. Однако на боль также влияют убеждения, внимание, ожидания и эмоции, независимо от того, происходит ли она в контролируемых «лабораторных» условиях или в условиях физической травмы и эмоционального стресса. Так или иначе, читатель должен понимать, что психологический аспект боли является ключевой ее частью, и что с помощью психологии можно влиять и на физиологические процессы.

Психологический аспект что это такое

В качестве примера рассмотрим пациента, у которого была ремиссия рака позвоночника. Взяв сумку с продуктами, она почувствовала внезапный дискомфорт (напряжение мышц) в том же месте спины, где когда-то локализовалась опухоль. Во всех отношениях ее боль кажется значительно более интенсивной или неприятной, чем у пациента с рецидивирующим мышечным напряжением в той же области спины.

Психологи также обнаружили, что военнослужащие, раненные в бою, жаловались гораздо меньше и требовали гораздо меньше обезболивающих, чем гражданские лица, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях. Это психологический аспект боли в чистом виде. Однако ниже мы рассмотрим другие области, где это всеобъемлющее явление играет ключевую роль.

Психологический аспект что это такое

Психологический аспект человека в контексте физической сферы жизни

Именно поэтому наиболее квалифицированные психологи работают с людьми, страдающими всевозможными дисфориями, булимией, анорексией и другими заболеваниями, связанными с отторжением своего организма. Все травмы и расстройства приходят именно из детства, что уже наводит на мысли о психологических аспектах развития.

Психологический аспект что это такое

Ментальная сфера жизни

Если вы не заботитесь о своем теле, ваш внешний вид и состояние здоровья ухудшаются, то же самое относится и к вашему уму. Тот факт, что вам больше не нужно ходить в школу, не означает, что вы не можете получить новые знания. Ментальная сфера должна быть отделена от психической, поскольку она отвечает исключительно за мысли и умственные способности. Однако роль психологического аспекта здесь очевидна, поскольку для людей с серьезными психическими расстройствами или даже депрессией, например, психическая деятельность существенно нарушена.

Психологический аспект что это такое

Эмоциональная сфера и ее важность

Очень легко забыть о важности контроля нашего эмоционального фона. Если мы пренебрегаем этим, то можем почувствовать неудовлетворенность и упасть в бездну прокрастинации, уныния, безнадежности. Поэтому очень важно, чтобы мы позволили себе задействовать свои чувства, проявить их, прислушаться к ним. Эмоциональное состояние очень тесно связано с психологическим и психическим, и вместе они формируют наше физиологическое самосознание. Хорошо известно, что счастливые и уверенные в себе люди еще реже болеют, чем депрессивные и несчастные.

Наше тело, наш разум и наши эмоции являются частью единой системы. Эта система во многом связана с психологией-сознанием, бессознательным, комплексами и переживаниями. Нет смысла заниматься какой-либо частью этой системы в отрыве от всех остальных, потому что это не приведет ни к чему банальному. Психологический аспект-это звено, связывающее все его чувства воедино и придающее смысл любой его деятельности.

Источник

Психологический аспект

Психологический аспект что это такое Психологический аспект что это такое Психологический аспект что это такое Психологический аспект что это такое

Психологический аспект что это такое

Психологический аспект что это такое

Термин «социализация» употребляется в психологической литературе довольно часто.

Анализ монографий, статей, учебных пособий показал, что интерпретация данного термина различными авторами не совпадает.

Как видно из исследований Е.Ю.Антюховой, даже история данного термина в разных источниках представлена в нескольких вариантах. Так «A Critical Dictionary of Sociology» утверждает, что термин «социализация» вошёл в англоязычную научную литературу в результате перевода на английский язык немецкого Vergellschaftunung, обозначающего одно из центральных понятий в работах Г.Зиммеля. Другие источники устанавливают ещё более ранние даты вхождения термина в обиход, т.е. примерно тридцатые годы 19 века. Е.Ю.Антюхова соглашается со второй точкой зрения, ссылаясь на то, что идеи социализации пронизывают труды Фрейда, Мида, Пиаже и других исследователей, родившихся во второй половине 19 века.

З.Фрейд рассматривал социализацию как постепенный процесс, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности (от «Оно» через «Я» к «Сверх Я»).

Ж.Пиаже представляет социализацию как процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определённого уровня развития, становиться способным к сотрудничеству с другими людьми благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей.

2. «психосоциальная идентичность».

Т.Шибутани, исследуя проблемы социализации, отмечает, что «социализация относится к тем процессам, посредствам которых люди научаются эффективно участвовать в социальных группах». Он рассматривает социализацию как «непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой». Шибутани рассматривает социализацию как «непрерывную адаптацию живого организма к его окружению».

В исследования ряда авторов, мы находим практически идентичные определения изучаемого процесса. Так И.С.Кон утверждает, что «социализация обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов посредствам, которых индивид усваивает систему знаний норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

Психологический аспект что это такое

По мнению В.В.Столина процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных вопросов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющему функционировать в качестве члена общества.

С.В.Кривцова, Е.Б.Кнорре, М.Е.Кукушкина так определяют социализацию: «Это социально-психологическая адаптация. Это процесс взаимодействия личности со средой».

Е.В.Кириловская под социализацией понимает диалектический процесс целостного развития человека, становление его как представителя конкретной исторической эпохи и как субъекта общественных отношений. Социализацией Кириловская считает сознательное усвоение индивидом социальных ролей, норм, ценностей общества, установок, их интериоризацию.

Социализация, по мнению А.Н.Сухова, А.А.Деркача, — это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

А.Н. Сухов и А.А. Дергач считают, что в основе теории социализации лежат классическая формула бихевиоризма «S-R» и теория Л.С.Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция. А.Н. Сухов и А.А. Дергач так же отмечают двойственность трактовки понятия социализации и выделяют узкое и широкое понимание данного термина. В узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, в широком — исторический процесс, филогенез.

А.Н. Сухов и А.А. Дергач отмечают, что наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ними по значению, это «воспитание» и «адаптация».

А.Н. Сухов и А.А. Дергач отмечают, что понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптацию они предлагаю рассматривать как составную часть социализации, и как её механизм. А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют два вида адаптации: А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют следующую структуру социализации:

1. содержание (с этой точки зрения о социализации и асоциализации А.Н. Сухов и А.А. Дергач говорят как о приспособлении к негативному опыту);

2. широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность.

При рассмотрении содержания социализации важное значение, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.

Содержание социализации, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается.

Как отмечают А.Н. Сухов и А.А. Дергач, в настоящее время происходит активное расширение содержания социализации через приобщение к мировым социальным институтам.

Э.Фромм связывал способы социализации с видами государственного управления. Так в тоталитарном государстве, по мнению Э.Фромма, возможны такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.

Как отмечают А.Н. Сухов и А.А. Дергач, социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обуславливающие избирательность личности как объекта социализации. Поэтому традиционную структуру механизма социализации А.Н. Сухов и А.А. Дергач дополняют с помощью теорий социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складывается вектор, направленность социализации личности и, в конечном счете, её самоопределение.

Содержание социализации, по мнению А.Н. Сухова и А.А. Дергача, зависит и от такого важного параметра, как социальные институты экономических и общественных. Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. Но хотя определения этого процесса в исследованиях различных авторов во многом схожи, но нельзя отрицать противоречивость процесса социализации.

Сложность данного процесса детерминирована с одной стороны, необходимостью усвоения опыта прошлых поколений, с другой, стремлением человека самоутвердится, выработать свой взгляд через его критическое осмысление. И, как уже отмечалось выше, неоднозначность данного процесса нашла свое отражение в работах ряда авторов.

В научной литературе сложились несколько подходов к трактовке понятия «социализация». Так Д.И.Фельдштейн указывает на двоякое понимание термина:

1. социализация как процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального, т.е. норм, отношений, различных проявлений духовности.

2. социализация, как реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации-индивидуализации, где происходит формирование собственно социального как главного результата социального созревания, в котором и осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта активного творческого действия.

Такого же мнения придерживаются А.А.Реан, Я.Л.Коломинский утверждая, что « социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Различные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности».

Аналогично процесс социализации понимает Е.В.Кириловская. Данный исследователь рассматривают её, как социальное становление отдельного индивида, как социально активного субъекта. Процесс социализации, по мнению Е.В.Кириловской, осуществляется через освоение социальных функций, построение своего поведения на основе соблюдения норм и осмысления запретов.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), то есть стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального.

Двойственность в понимании сущности процесса социализации обнаружила в ходе своих исследований Е.А.Жадан. Она выделила два подхода:

1. Характеризует человека как объект социализации (Д.Баллантай, Р.Мертон, Т.Парсонс и др.).

2. Определяет человека как полноценного члена общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации.

А.А. Реан, Я.Л. Коломинский подразделяют социализацию на первичную и вторичную. Первичная социализация, по мнению А.А.Реан, Я.Л.Коломинского, представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связанна с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации, согласно утверждениям А.А.Реан, Я.Л.Коломинского, определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Так теория З.Фрейда дает нам представление о следующих этапах социализации:

1) осознание сущности «Я»,

2) сопоставление «Я» со «Сверх-Я»,

3) выработка стратегии поведения с ориентацией на «Сверх-Я» (родителей).

А.В.Петровский выделил в процессе социализации три этапа:

Г.М.Андреева выделяет три основные стадии процесса социализации:

А.В.Мудрик выделяет следующие этапы социализации: младенчество (от рожд. до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Г.М.Андреева выделяет следующие механизмы социализации:

К социально-педагогическим механизмам социализации А.В.Мудрик относит следующие:

1. традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

2. институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями.

3. стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой А.В.Мудрик предлагает понимать комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя,

4. межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе, отмечает А.В.Мудрик, лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

С точки зрения Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина социализация связана с социальной ситуацией развития, влияющей через посредство ведущей деятельности на формирование центрально-возрастных новообразований. Это процесс врастания в человеческую культуру.

Личность усваивает социальный опыт посредством определённых механизмов. По мнению французского социолога Г.Тарда, механизм социализации включает в себя: 1) имитацию; 2)идентификацию; 3)руководство.[1] Однако этот механизм гораздо богаче и разнообразнее. По мнению Е.С.Кузьмина, социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения (массового, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры.[2]

И.В.Дубровина основным механизмом социализации считает воспитание.

Е.Ю.Антюхова в качестве механизма социализации рассматривает социокультурную коммуникацию.

Говоря о процессе социализации ряд авторов выделяли факторы, влияющие на социализацию. А.Н. Сухов и А.А. Дергач выделяют две большие группы социально-психологических факторов влияющих на социализацию:

1. социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической и этнической специфики;

2. индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения (профтехучилища, техникумы, вузы), детские и молодёжные организации и объединения.

Институты социализации рассматриваются в работах ряда авторов: И.С.Кона, Л.С.Ватовой, В.С.Собкина, И.В.Дубровиной, Л.И.Аувяэрта, И.В.Павлова и др.

По мнению И.В.Дубровиной, в семье дети приобщаются к жизни, в семье закладываются основы понимания ребенком мира, он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции общества.

Как утверждает И.В.Дубровина, в семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, а оказывается включенным в социальные отношения, которые составляют содержание будущей личности, именно в семье, по мнению И.В.Дубровиной, начинается общественное воспитание.

В исследованиях Л.И.Аувяэрта мы так же находим утверждение, что «семья важнейший агент социализации». Автор считает, что семье, в процессе социализации, принадлежит особое место, «поскольку:

· семья определяет первичные условия жизни, в том числе и социальное происхождение;

· семья длительное время является самым влиятельным агентом социализации».

И.С.Кон выделял следующие институты социализации: семья, общество сверстников, средство массовой информации.

Л.И.Аувяэрт так же отмечает большую роль семьи в процессе социализации, но и говорит о таком институте социализации как социальная группа.

Аналогичного мнения придерживается А.А.Реан, Я.Л.Коломинский: «Социализация, пишут они, может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер». А.А. Реан, Я.Л.Коломинский не отрицают возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса.

Говоря об институтах социализации, необходимо отметить такой важнейший аспект социализации как её источники. В психологическом словаре выделены следующие источники социализации:

1. передача культуры через семейные и другие социальные институты (системы образования, обучения, воспитания),

2. взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности,

3. первичный опыт, связанный с периодом раннего детства,

4. процессы саморегуляции, связанные с заменой внешнего контроля внутренним самоконтролем.

Всесторонне рассматривая процесс социализации необходимо отметить критерии данного процесса. С.А.Величева выделяет следующие критерии социализации:

1. степень включённости индивида в деятельность,

2. институты социализации,

3. способы социализации, опосредованные ведущей деятельностью и самоотношениями с окружающими,

4. социально-психологические механизмы социализации,

5. уровень развития самосознания личности, определяемый отношением к своему ближайшему окружению.

Т.о., анализ филосовской, психолого-педагогической и социологической литературы показывает, что к соотношению процессов воспитания и социализации можно подойти двояким образом. С точки зрения социологических источников, воспитание рассматривается как одно из средств социализации и выступает более узким понятием по содержанию и объему по сравнению с «социализацией». В педагогических источниках социализация является органичным звеном воспитательного процесса, и в данном случае понятие «воспитание» интерпретируется более широко по сравнению с «социализацией».

1.2 Русская народная игрушка как средство социализации детей среднего дошкольного возраста.

Рассматривая этнопедагогическую аксеологию народных игрушек, мы сочли необходимым изучить три принципиально важных направления: теории воспитательных ценностей, классификации и аксиологию детских игрушек.

Второе направление. Расскрывая это направление, сошлемся на классификации игрушек, которые имеются в педагогической теории дошкольного образования (Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.С.Макаренко, Н.А.Ветлугиной, В.И.Логиновой, С.Л.Новосоловой и др.)

Уместно сказать о новой классификации игр, предложенной С.Л.Новосоловой.

Нас интересует вид игр, определяемый исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают. Среди них С.Л.Новосолова выделяет три вида: обрядовые, тренинговые и досуговые. Только такой подход к классификации игр позволяет глубже осмыслить этнопедагогическую ценность не только народных игрушек, но и культуры этноса в становлении и формировании личности. В рамках этого направления В.В.Бабаева указывает, что что игрушка является особой сферой культуры, содействуя приобщению ребенка не только к широкому кругу понятий, но и формирует чувства, отношение к действительности и национальный характер. В.В.Бабаева утверждает, что современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка.

Е.А.Покровский подчеркивал, что игры и игрушки были самым первым и главным средством воспитания ребенка, потому они отражали представления народа об идеале и ценностях. Наиболее ценной для развития ребенка Е.А.Покровский считает ту игрушку, которую можно было использовать в разных ролях, которая будила бы фантазию ребенка.

Н.Д.Бартрам указывал на то, что игрушки несут огромное воспитательное значение, они являются подготовительным классом к жизни. Особое значение Н.Д.Бартрам придавал игрушкам-самоделкам. Но наибольшую ценность он видел в народных игрушках, так как с их помощью можно представить историю внешней культуры в «живых» наглядных пособиях, которые можно давать в руки, передвигать, группировать, объединять. Игрушки составляют необходимый элемент культурного воспитания ребенка и индивидуального развития. Можно сказать больше: Е.А.Аркин рассматривыает историю игрушки в тесной связи с историей общества, истории развития места ребенка в обществе, истории взаимоотношений ребенка с обществом, его взрослыми членами. Народная игрушка, на наш взгляд, наиболее полно соответствует этим требованиям ученого.

Исследования А.Савка по ассортименту современной отечественной игрушки показали, что в мире игрушек крайне недостаточно таких, которые бы направляли на развитие позновательного интереса к окружающему социальному миру; способствовали бы формированию навыков общения между детьми и взрослыми; стимулировали развитию развитию творчества и проявлению активности, самостоятельности.

Издревне главным занятием малыша до семи лет била игра, она заполняла всю его жизнь, была основной формой его бытия. В игре реализовалдись стоявшие перед этим возрасом задачи физического и психического развития. Через игру дети обучались бегу, лазанью, тренировали внимание, память, приобретали некоторые необходимые навыки общения со сверстниками и старшими детьми, знакомились с новыми словами, звуками, музыкой. Играя, они получали информацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях.

В деревнях среди детей были распространены игры с игрушками. Однако игрушек у них было минимальное количество. Крестьяне считали, что большое их количество приводит к порче человека. «У кого много всего,- говорили они,- тот балуется, ничего не хочет: хоть в ученье, хоть в игре, да хоть где». Для совсем маленьких детей игрушки делали родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Как только дети подрастали, им предлагалась делать игшрушки самим. Крестьянки оъясняли свое нежелание тем, что они не «поташницы»: «Сам может, дак я чо ему буду потакоть, пущай сам делает. » На ярморках или в городе покупались только те игрушки, которые было трудно сделать в домашних условиях.

В игрушки играли больше зимой, чем летом. Среди самодельных игрушек самыми распространенными были куклы, маленькие кукольные каталки, тележки, которые можно было возить на веревочке, лошадки.

В куклы играли обычно девочки, начиная с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше пытались придать куклам человеческий облик6 шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков. В играх девочек куклы вели обычный человеческий образ жизни.

Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку.

Мальчики и девочки с большим интересом играли в игрушки, которые могли жужжать, свистеть, трещать. При этом взрослые не сердились на малышей за постоянно звучащий в ушах свист, не отнимали у них жужжалки, свистульки, трещетки, не заставляли их, в конце концов, умолкнуть, не выбрасывали полюбившуюся ребенку, надоедливую для взрослого игрушку. Деревенская традиция требовала от взрослых с уважением и полной серьезностью относиться к игре малыша.

Самой простой шумящей игрушкой была так называемая жужжалка, которую делали ребенку отец или старший брат. Это был деревянный кружок с дырочкой по средине, в которую укрепляется тоненькая короткая палочка. Кружок вращался и издавал жужжащий звук.

Различного рода свистульки родители привозили своим детям с ярморок. Это была самая любимая игрушка, в которую можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу.

В деревнях хорошо были известны глиняные свистульки, имевшие форму птички, лошадки, баранчика. Самой простой свистулькой была птичка без ног. В хвосте имелись два отверстия: одно, щеловидное, в средине хвоста, другое, круглое, ниже первого. Ребенок дул в отверстие, благодаря чему получался длинный однообразный звук.

Наряду с глиняными на ярмарках продавались и свистульки из жести. Они были прямоугольной формы, полые внутри,запаяные с трех сторон. На верхней стороне прямоугольника недалеко от запаянного конца прорезалась небольшая щель, над которой прикреплялось на невысоких ножках вертящееся на оси колесо. Ребенок дул в открытый конец прямоугольника, воздух проходил сквозь щель, вызывая свистящий звук и вращение колесика.

Интересной и любимой маленькими детьми была свистулька, называвшаяся «соловей», «канарейка». Она представляла собой небольшой, заполненный на три части водой глиняный горшочек с маленьким верхним отверстием и коротким рыльцем сбоку, на котором имеются узкие щелевидные отверстия. Ребенок дул в рыльце, воздух, проходя через щели, вызывал бульканье воды и производил звуки, радовавшие малышей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *