Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

Статья на тему «Социализация детей»

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация – это процесс усвоения социальных норм, морали, правил, ценностей отдельной личностью для того, чтобы она стала полноценной ячейкой общества с возможностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.

Социальные нормы — это меры должного (желаемого) поведения индивида, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общими для всех с характерными правилами поведения и регулируют общественные отношения между людьми.

Возникают социальные нормы со временем в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных народов разные правила хорошего тона).

Важно понимать, что социальные нормы делятся на :

Обязательные — например, записанные в законах, которые требуют их исполнения и предусматривают наказание за несоблюдение.

Необязательные (неписанные) — обычаи, традиции, ритуалы, религиозные нормы

Социализация включает в себя приобретение навыков из таких сфер как :

Как, где и когда проходит процесс социализации

Важную роль играют не только врождённая, но и та среда, которая выстроилась вокруг : родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, одногруппники, люди с одним кругом интересов, коллеги по работе.

Формирование личности зависит от их:

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

Ранний: детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;

Поздний: молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:

Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.

Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Этапы становления личности.

Много психологов акцентировали своё внимание на социализации личности. Каждый по-своему подавал информацию, но периодизации не слишком сильно отличались друг от друга. Наиболее распространённая была предложена известным (в узких кругах) психиатром Эриксоном:

Стадия младенчества (до 1,5 года) полностью подвластна матери. Она проявляет опеку, кормит и кладёт спать ребёнка. От того насколько мама будет эмоциональна по отношению к чаду, настолько он потом будет эмоционально восприимчив к другим людям.

Ранее детство (до 4 лет) характеризуется автономностью и попытками ребёнка показать свою самостоятельность. Он всем демонстрирует собственное «Я».

В детстве (до 6 лет) главным моментом развития личности выступает ролевая игра. Например, дочки-матери. Дети примеряют на себя гендерные роли; получают информацию о том, как живут и что делают взрослые люди.

Во время младшего школьного возраста (до 11 лет) ребёнок учится взаимодействовать с коллективом, строить дружеские отношения. А также выполнять работу, следуя указаниям учителя. Если будут неудачи, он может вырасти неуверенным в себе человеком, не уметь формировать социальные связи.

Отрочество (до 20 лет) – в этот период особь определяется, что собой представляет как личность. Как вести себя в социуме, чего хотеть от жизни, какие цели и ценности преследовать, каким нормам морали следовать.

На стадии юности (до 25 лет) человек находится в активном поиске спутника жизни, создаёт крепкие социальные связи, укрепляется на какой-то работе. Также более точно определяет свои цели на будущее.

Зрелость (до 60 лет) характеризуется тем, что личность накапливает опыт, реализует себя, занимается семьёй. Если есть дети, делится своими знаниями, хочет чувствовать себя нужным для них.

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.

Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Асоциальность (социальное безразличие) — отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию и/или присутствие одной мотивации для одиночной деятельности.

микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;

мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;

макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;

мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Источник

тест_pedagogika. Задача Система педагогических наук включает отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

ТЕСТ 1
1. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется социальной

2. Установите соответствие

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

4. Система педагогических наук включает отрасли наук о воспитании и образовании детей и взрослых

5. Установите соответствие между элементами научного аппарата педагогического исследования и их характеристиками

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

6. Установите связи между функциями педагогики и их сущностью

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

7. Укажите, с какими дисциплинами педагогика имеет прямые связи

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

8. Соотнесите термины с определениями

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

9. Педагогическая задача материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

10. Базовой научной дисциплиной, изучающей закономерности обучения и воспитания человека, является общая

11. Установите соответствие между основными категориями педагогики и их характеристиками:

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

12. Выберите требования, которым должно отвечать содержание образования

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

13. Перед общей педагогикой ставятся задачи

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

14. Формирование качеств личности, отвечающих требованиям общественной морали, составляет цель нравственного

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

16. Анкетирование – это

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

17. К культурно-гуманистическим функциям образования относятся:

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

18. Педагогическая технология последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых с целью решения различных педагогических задач.

19. Основные методологические подходы в педагогике:

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

ТЕСТ 2
1. Система ценностных образований личности содержит:

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

2. Социализация – это

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

4. Социализация, становление и развитие личности специалиста включает процессы:

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

5. Человек в совокупности таких психических характеристик, физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом это – субъект

6. Под воспитанием понимают. организованный и целенаправленный процесс формирования личности человека в соответствии с потребностями общественно-экономического развития

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

8. Способность человека к тому или иному целеполаганию и активности субъективность

9. Движущие силы процесса воспитания

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

12. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

17. Под содержанием воспитания понимают.

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

18. Видовое понятие, которое включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую (духовную). человек

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

20. Установите соответствие между осознаваемыми и неосознаваемыми феноменами:

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

3. Укажите основные функции общения:

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

4. Сопоставьте стили общения с основными формами взаимодействия

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

5. Процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия специалистов между собой в рамках профессиональной среды, определяющего при этом их взаимную обусловленность и связь – это профессиональное

6. Процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга – общение

7. Наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия – это стиль

8. Значение общения в жизни личности:

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

9. Случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок – это межличностное

10. Укажите типы взаимодействия людей по результативной направленности

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

13. Как можно охарактеризовать средства общения?

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв

14.Какое общение предполагает взаимодействие хорошо знакомых субъектов? межличностное

15. Какие выделяют стили педагогического общения?

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв
ТЕСТ 5

Источник

Условия успешной социализации ребенка дошкольного возраста

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв Ольга Митина
Условия успешной социализации ребенка дошкольного возраста

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе

Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе.

Современные оразовательные и воспитательные Программы ориентируют педагогов дошкольных учреждений на следующие цели.

— Создавать условия для полноценного социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать социальную компетентность и т. п.).

— Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.

— Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к сверстникам, к группе детского сада и др.)

Не следует сводить понятие социализации исключительно к общению ребенка со сверстниками,так как на самом деле оно гораздо шире и включает в себя:

— усвоение культурных норм и ценностей,

— принятие различных социальных ролей, образцов поведения,

— обретение навыков эффективного взаимодействия с другими людьми.

Первые шаги в нелегком деле социализации малыш делает в своей семье – именно так его внутренний мир начинает обогащаться знаниями о том, что существует мама и другие члены семьи, которые по мере взросления ребенка становятся его проводниками в большой мир. Именно семья является для ребенка образцом, здесь он постигает первые модели поведения и социальные нормы.

Что же следует делать родителям для того, чтобы быть уверенными в том, что социализация ребенка в должной степени реализуется?

1. Семья для ребенка – миниатюрная модель общества, которая дает представление об иерархии, разделении ролей, нормах общения, социальных статусах, ценностях, культурных и моральных нормах.

2. Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем все более активно включаться во взаимоотношения с внешним миром. Для этого достаточно не изолировать ребенка в замкнутом круге дом-площадка-кружок, а брать его с собой и туда, где Вас ждут дела, а не развлечения – в магазин, банк, на почту, в гости к своим друзьям и т. д., и т. п. Именно там ребенок, наблюдая за Вашими действиями, приобретет бесценные навыки социализации.

3. Совершенно не нужно стараться каждый день организовывать исключительно увеселительные мероприятия для ребенка: сегодня в цирк, завтра в музей, послезавтра в зоопарк… Семья не должна быть ориентирована только на ребенка, как раз наоборот – ребенок должен органически вливаться в жизнь семьи, чувствовать себя ее частью, правильно ощущать семейную иерархию.

4. Чрезвычайно важно максимально включать ребенка в любую взрослую деятельность, будь то рукоделие или ремонт, готовка или уборка. Очень полезно для ребенка будет узнать о том, где и кем работают члены его семьи, по возможности побывать у них на работе, или по крайней мере, увидеть фотографии и услышать рассказ об их занятиях.

5. Общение с другими детьми приобретает важность после 3 лет, когда ребенок достигает того возраста, в котором действительно возникает такая потребность. Однако, и в этом возрасте ребенку требуется присутствие родителей, которые на первых порах будут помогать ребенку выстраивать взаимоотношения с другими детьми. Общение ребенка исключительно с группой сверстников значительно обедняет его, гораздо полезнее общение в разновозрастной группе, где дети имеют возможность перенимать опыт у старших, и в то же время учатся быть снисходительными по отношению к младшим.

6. Навыки социализации отрабатываются ребенком в сюжетно-ролевой игре, когда он пробует брать на себя различные роли и обыгрывает ситуации, которые имел возможность наблюдать в реальной жизни.

7. Качество общения гораздо важнее, чем его количество. У детей бывают разные темпераменты, и, соответственно, совершенно разные потребности в общении. Поэтому в этом вопросе важно исходить исключительно из интересов ребенка, наблюдая за его поведением и реакцией.

8. Время от времени ребенку просто необходимо одиночество! Именно в одиночестве ребенок может осмыслить происходящее с ним ранее, отдохнуть от общения.

9. Гармоничная социализация ребенка отнюдь не подразумевает то, что ребенок должен с легкостью вступать в контакт с незнакомыми людьми. Важно прививать ребенку разумную осторожность и поддерживать его избирательность в выборе контактов.

10. Научить общаться ребенка можно только одним способом – на собственном примере. Никакие правила хорошего тона не будут действовать, если не соблюдаются в семье.

Процесс обучения ребенка важная составляющая социализации что это 10 букв«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации в обществе» Воспитанники нашей группы – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного.

Условия полноценной социализации личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и ДОУ Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности.

Методические рекомендации по обеспечению успешной социализации посредством использования микросоциума Методические рекомендации по обеспечению успешной социализации посредством использования микросоциума Наиболее важное значение для социализации.

Опыт работы «Развивающая среда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста» Слайд №1 Уважаемые руководители, разрешите представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Развивающая среда как условие успешной социализации.

Сотрудничество с родителями как условие успешной социализации ребенка Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация,.

Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание как основа развития личности ребенка в целях успешной социализации» Слайд 2. “Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу.

Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста» Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста» Маркова Л. В.

КОП как средство успешной социализации дошкольников КОП как средство успешной социализации дошкольников. «Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности.

Взаимодействие педагога-психолога с музыкальным руководителем для реализации успешной социализации дошкольников Семинар-практикум для педагогов на тему: «Интеграция образовательных областей как средство повышения качества музыкального воспитания дошкольников.

Источник

Статья «Социализация личности ребёнка»

Учитель ИЗО высшей квалификационной категории гимназии №125 Зухра Рахибовна Хабибуллина.

Социализация личности ребёнка.

Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д. Для личности, особенно в дошкольном и школьном возрасте, важно создание благоприятных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, формирование способов межличностного взаимодействия, которые бы позволили усваивать предлагаемые элементы социального опыта без ущерба для психического здоровья. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу?

Духовный компонент является определяющим в социализации человека, что позволяет рассматривать эту отрасль социологической науки в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

Познавательная сфера ребёнка формируется в процессе освоения содержательного поля теоретической и практической деятельности, учения и эмоционально-чувственного освоения окружающего мира. Только гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является удовлетворение потребностей ребёнка с учётом его индивидуальности, может реализовать целый спектр гуманистических, валеологических, нравственных, эстетических и организационно-педагогических условий. Формирование личностной культуры детей, основанной на постепенном погружении в окружающую природную и социальную среду, подводит их к глубокому эмоциональному восприятию, желанию жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с его законами. Реализация такого образовательного процесса возможна при условии обращения идеям гуманности, ответственности и оптимизации взаимоотношений человека с человеком, человека с природой, благоговения перед жизнью. Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность. Процесс социализации происходит во время школьного учения, хотя он не всегда удовлетворяет натуру ребёнка. Кругозор ребёнка постепенно расширяется ещё в раннем детстве, когда малыш общается со взрослыми; в этот период начинается складываться его характер. Не найдя ответа на трудные вопросы жизни у взрослых, он сам ищет ответ в окружающей его среде. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать, как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от деятельности ребёнка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, формы и методы воспитания.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют: природа и родной язык; общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда; его деятельность; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относятся следующие:

— состояние психического здоровья детей;

— наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

— создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

— обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

— организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

— разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

— построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализация, понимаемая как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности ребёнка. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *