Процесс обучения это что
Процесс обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Процесс обучения – это целенаправленная активная познавательная деятельность учащегося, организованная педагогом и реализуемая под его руководством, направленная по получение знаний, умений и навыков, формирование интереса к обучению и развитие творческого потенциала ребенка.
Понятие процесса обучения, его цели и функции
В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:
Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.
Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.
Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.
Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:
Готовые работы на аналогичную тему
Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.
Задачи и функции процесса обучения
Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:
Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:
развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п. развитие воображения; развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.; умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.; развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей; развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей; развитие сенсорной и двигательной сфер.
Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.
Принципы процесса обучения
Эффективность процесса обучения во многом зависит правильности его организации педагогом. Важно при планировании и проведении процесса обучения опираться на следующие дидактические принципы обучения:
Использование принципов обучения подразумевает их комплексное применение. В том случае, если педагог выделяет какой-либо один принцип и игнорирует другие, то процесс обучения не будет насколько эффективным, насколько это запланировано изначально. Только комплексное использование принципов обеспечивает правильный подбор методов, средств, форм и приемов обучения, направленных на достижение поставленной цели и задач.
Процесс обучения
Полезное
Смотреть что такое «Процесс обучения» в других словарях:
процесс обучения — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN learning process … Справочник технического переводчика
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут … Российская педагогическая энциклопедия
процесс обучения — 3.8 процесс обучения (training process): Методы, посредством которых учебная организация передает знания кандидатам. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
процесс обучения — mokymo procesas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Ilgalaikė mokytojo ir mokinių pažintinė ir praktinė sąveika, per kurią mokiniai įgyja teorinės ir praktinės patirties ir pasirengia savarankiškai veikti. Šis procesas pedagogikos istorijoje… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — ПРОЦЕСС (от лат. processus – продвижение) ОБУЧЕНИЯ. Взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения и общего развития учащихся. Успешность П. о. прежде всего зависит от подготовки преподавателя, его владения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Процесс обучения — Имена существительные ОБРАЗОВА/НИЕ, обуче/ние, просвеще/ние, уче/ние и уче/нье, учёба. Процесс получения, усвоения человеком систематизированных знаний и навыков в специально предназначенных для этого учебных, образовательных заведениях,… … Словарь синонимов русского языка
Процесс обучения — определенным образом организованные деятельности обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЛИЧНОСТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — сочетание нормативно сообразного социальной задаче общества обучения и учения, как индивидуально значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности [92; 100] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
процесс — 4.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. [ИСО 9000:2005] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ — процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у учащихся профессионального мастерства … Профессиональное образование. Словарь
Понятие о процессе обучения
В.П. Беспалько выражает процесс обучения формулой:
Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве, комплексно, но для практической деятельности, планирования задач обучения их следует осознать, выделить.
Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.
Развивающая функция обучения. Как было сказано, обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства (см. Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).
Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты:
1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения;
2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей;
3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников;
4. Контроль и корректирование работы;
5. Анализ и оценка результатов обучения.
По такой структуре строится деятельность преподавателя, но подобную структуру должна иметь и учебная деятельность, чего не бывает в практике и что требуется формировать у учащихся в школе. Ученика надо учить сознательно строить свою учебную деятельность, имеющую цели, содержание, средства и методы, контроль и оценку результатов.
Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учением школьников. Многие учителя понимают свою деятельность только как передачу знаний ученикам, объяснение и опрос, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Современная дидактика считает: учитель организует активную деятельность учеников по усвоению знаний, управляет ею.
Процесс учения с точки зрения дидактики внешний по отношению к процессу усвоения знаний учащимися, внутреннему, психологическому процессу. Поэтому дидакты и психологи выделяют звенья процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими понятиями обозначается психологическая деятельность обучаемых. В реальности эти этапы психологической деятельности протекают слитно и трудно различимы, но учителю следует их знать, чтобы, планируя урок, облегчать их протекание.
Павлов А.К. «Процесс обучения». (Академическая лекция).
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
1. Процесс обучения: сущность, функции, структура.
3. Закономерности и принципы процесса обучения.
4. Индивидуализация и дифференциация обучения.
Лекция разработана генеральным директором Международного Инновационного Научно-Исследовательского Образовательного Дистанционно-Сетевого Педагогического Комплекса (МИНИОДСПК) «ПЕДКАМПУС», доктором педагогических наук, профессором, член-корреспондентом, академиком МАНЭБ, Лауреатом премии им. М.В. Ломоносова в области образования, Заслуженным деятелем науки РФ, Павловым Александром Константиновичем.
1. Долгое время под процессом обучения, в основном, понималось только преподавание, т.е. деятельность учителя. Со временем, в данное понятие, стали вкладывать более широкий смысл, включив и деятельность учащихся.
П р о ц е с с о б у ч е н и я – это специально организованный целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. Процесс обучения носит двусторонний характер. Он включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение – деятельность учащихся по усвоению знании. Связующим звеном между ними служит содержание образования, которое опосредствует совместную деятельность.
Процесс обучения выполняет ряд функций. Образовательная функция предполагает формирование и развитие знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Знание – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. Умение – это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Умения образуются в результате выполнения упражнений. Для приобретения навыков необходимы многократные повторения. Навык – это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства. Умения и навыки бывают общеучебные и специальные. Общеучебные умения и навыки имеют отношение ко всем предметам. Например, навыки чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умения работы с учебниками, справочниками, библиографическим аппаратом и т.д. Специальные умения включают в себя специфические для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии – это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии – работа с картой, масштабные измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов; по биологии – работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике – работы с логарифмической линейкой, вычислительными машинами, различного типа моделями и др.
Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения у учащихся формируются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются и развиваются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств учащихся. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию и развитию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность. Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе.
Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения учащимися знаний, умений и навыков происходит их развитие, которое осуществляется во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей. В дидактике разработаны технологии обучения, преследующие цели развития личности. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные учёные П. А. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.
2. Различают следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно-ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, межпредметное и др.
Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее) – обучение, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности, а учащиеся воспринимают и воспроизводят её.
Догматическое – обучение, построенное на принятии информации без доказательств, на веру.
Проблемное – обучение, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность учащихся по решению учебных проблем. При этом у них формируются и развиваются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательностъ, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Модульное – обучение, основанное на блочном-модульном способе представления учебной информации. Обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения материала, уровню самостоятельности, методам обучения, способам контроля и самоконтроля.
Развивающее – обучение, обеспечивающее оптимальное развитие учащихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. При этом обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс обучения протекает осознанно, целенаправленно и систематично.
Эвристическое – обучение, базирующееся на основных принципах проб лемного и развивающего обучения, которое предполагает успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное – обучение, в котором образовательные про-граммы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущи- ми ему познавательными особенностями.
Компьютерное – обучение, основывающееся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для ЭМВ, которая позволяет обеспечить индивидуализацию процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.
Дистанционное – обучение, позволяющее достигнуть заданных целей с помощью современных систем телекоммуникаций.
Межпредметное – обучение, основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.
3. З а к о н о м е р н о с т и о б у ч е н и я – это устойчиво повторяющиеся связи между компонентами процесса обучения. Объективные законы и закономерности, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения, позволяют понять общую картину разви- тия дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. С целью упорядочивания различных закономерностей обучения их разделяют на общие и частные (конкретные) закономерности (табл. 1).
Т а б л и ц а 1. Общие и частные закономерности обучения
Обучение
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.
Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.
Содержание
Формулировки понятия «обучение»
Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.
В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие.
Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах в педагогической теории.
Проблема определения сущности обучения
Выявление сущности обучения — основополагающий вопрос дидактики. Если дидактика претендует быть наукой, то остальные дидактические понятия должны быть производными от сущности обучения.
«Если рассматривать обучение как вид познавательной деятельности, то обучение надо организовать по способам познавательной деятельности. Если обучение есть трансляция культуры, значит, его надо организовать на основе механизмов трансляции культуры. Если обучение является общением, организованным особым образом, то надо организовать обучение так, как происходит общение между людьми». [12]
Важно не просто дать какое-нибудь определение обучению, а так определить его сущность, чтобы наиболее точно ухватить специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики.
Обучение — это познание или общение?
Почему при понимании обучения происходит подмена общения познанием?
В ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:
Уровни структурной организации обучения
Системный подход предполагает рассматривать сложные объекты как иерархически организованные, каждый уровень которого является элементом системы более высокого порядка. Например, в биологии выделяют структурные уровни жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Обучение как система тоже имеет сложную структурную организацию.
Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации [17] :
На каждом уровне выделяются свои элементы и ведущие понятия.
Как учить без зубрёжки?
Как учиться без зубрежки? [18] — этим вопросом задаются многие и статья об этом может дать ответ на этот вопрос.
Непедагогические трактовки обучения
Обуче́ние (в теории искусственного интеллекта) — обучение трактуется как процесс, при котором адаптивная система (например, искусственная нейронная сеть), совершенствует свои параметры под действием внешнего окружения. [20] Также под обучением может пониматься обучаемость адаптивных систем. [21] [22]
См. также
Другие категории педагогики:
Стратагеменое обучение
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Обучение» в других словарях:
ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное … Толковый словарь Ушакова
обучение — См … Словарь синонимов
обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… … Российская энциклопедия по охране труда
ОБУЧЕНИЕ — в психологии процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта. Обучение основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно психические процессы. Легче и лучше всего… … Философская энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
обучение — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] обучение В кибернетике и общей теории систем — накопление системой опыта в результате многократных воздействий на нее и корректировки ее реакций на эти воздействия.… … Справочник технического переводчика
ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь
ОБУЧЕНИЕ — см. учить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБУЧЕНИЕ — (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.… … Биологический энциклопедический словарь
ОБУЧЕНИЕ — англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов профессионалов. см … Энциклопедия социологии