Процесс обучения медсестра начинает с чего
Конспект лекции по МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела» на тему «Обучение в сестринском деле»
Тема: ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Понятие обучение в сестринском деле. Цель сестринской педагогики.
Задачи обучения в сестринском деле.
Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
Факторы, способствующие эффективному обучению.
Способы обучения: индивидуальные, коллективные.
Этапы учебного процесса.
Оценка эффективности обучения.
Медицинская сестра для пациента не только специалист, но и педагог- воспитатель, владеющий и соблюдающий принципы медицинской этики, деонтологии, биоэтики, отличающийся культурой общения и высоким творческим потенциалом.
Обучение – это часть лечебного процесса.
Цель сестринской педагогики обеспечить достойную жизнь пациента в новых для него условиях, в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Процесс обучения пациента/родственников зависит от профессионализма м/с, ее опыта, знаний и умений.
Задачи обучения в СД:
— удовлетворять нарушенные потребности пациента;
— адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни;
— пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
— словесный информация излагается устно (лекция, беседа, рассказ);
— наглядный (слайд презентации таблицы, видео фильмы, предметы ухода за больными, фантомы);
Выбор метода обучения зависит от следующих условий:
— от состояния пациента/родственников
— времени, которым располагает м/с;
— наличия средств обучения.
это действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении.
— желание и готовность пациента/родственников;
— способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития, состояние здоровья);
— окружающая обстановка (время, тишина, температура, освещение, мебель).
Обучение может протекать в формальной обстановке в ЛПО или дома у пациента при патронаже или неформальной, когда м/с, в свободное от работы время, беседует с людьми на волнующие их темы, например о гепатитах ВИЧ инфекции.
Этапы обучения пациента:
Обучение проводить во время процедуры, чтобы пациент/родственник мог наблюдать за процессом, принимать в нем участие, задавать вопросы, поощрять пациента/родственников на всех этапах обучения.
Личностные качества медсестры в педагогической деятельности
Общительность, тактичность, профессионализм, наблюдательность, доброта, отзывчивость, настойчивость, терпимость, ответственность, чувство юмора.
ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБУЧЕНИЕ
· Желание и готовность к обучению зависят от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему понять новый материал, а также от внимания.
· Способность к обучению зависит от возраста, физического состояния и состояния сознания.
· Окружающая обстановка (наличие удобной аудитории, свежий воздух, оптимальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.) и количество обучающихся (группой, малой группой, индивидуальное).
1-й этап – обследование пациента и сбор информации.
1. Определение потребности пациента, его семьи в обучении.
2. Оценка исходного уровня знаний и умений:
— определение имеющихся у человека знаний и умений;
— отношение к информации, которую предстоит узнать.
3. Оценка способности и готовности (желания) пациента к обучению.
2-й этап – определение проблем (диагностика).
Наиболее часто проблемы пациента, которые можно решить с помощью обучения, связаны с:
3-й этап – планирование.
Собрав необходимую информацию о пациенте и определив его проблемы, медсестра должна:
Постановка целей обязательна по двум причинам:
Правильно сформулированная цель обучения содержит три компонента:
4-й этап – реализация намеченного плана.
— расскажите, что необходимо изучить
— попросите все повторить
— покажите все, что необходимо
— попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту – выполните, по возможности, вместе
— пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца
5-й этап – оценка.
Оценка – это соотношение результата с поставленной целью.
В конце обучения медсестра должна сообщить пациенту результат (по каждой конкретной проблеме отдельно) сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Для этого необходимо использовать контроль на всех этапах процесса обучения.
Исходный контроль (применяется на первом этапе процесса обучения) помогает определить имеющиеся у пациента знания, умения и дальнейшую тактику медицинской сестры; текущий контроль (в процессе обучения на определённом этапе) – способность пациента к дальнейшему обучению или практическому выполнению каких либо действий; итоговый контроль (заключительный) – возможность самостоятельного применения полученных знаний и умений.
Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:
Тема: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС»
План:
1. СП – определение, цель, значение для сестринской практики.
2. Основные этапы СП.
3. 1 этап СП и его содержание.
4. 2 этап СП и его содержание.
5. 3 этап СП и его содержание.
6. 4 этап СП и его содержание.
7. 5 этап СП и его содержание.
Одним из основных и неотъемлемых понятий современной американской и западноевропейских моделей сестринского дела является сестринский процесс.
Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за последние десятилетия, ее апробация в клинических условиях полностью доказала свою целесообразность. В настоящее время сестринский процесс является основой сестринской помощи.
Цель сестринского процесса— обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психологического, духовного и социального комфорта.
Значение сестринского процесса для сестринской практики:
— определяет конкретные потребности пациента в уходе, обеспечивает участие самого пациента в уходе;
— способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и прогнозирует ожидаемые результаты ухода;
— определяет план действий м/с, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;
— с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, ее профессионализм. И самое главное, гарантирует качество оказания сестринской помощи.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Учебный процесс Сестринский процесс как основа обучения в сестринском деле
Сестринский процесс позволяет медсестре осознанно подходить к выполнению своей работы и использовать его в педагогической деятельности, а процесс обучения рассматривать как последовательность пяти этапов.
I этап процесса обучения: оценка исходного уровня знаний и умений пациента На первом этапе процесса обучения медсестра собирает информацию об обучаемом, выявляет уровень имеющихся знаний и умений.
II этап процесса обучения: интерпретация проблем пациента связанных с дефицитом знаний пациента. После оценки исходного уровня знаний медсестра выявляет и формулирует проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний и умений.
III-V этап процесса обучения: определение целей, планирование объема, оценка качества и эффективности обучения.
После определения целей медсестра приступает к планированию обучения, при этом учитывает пол, возраст, профессию, образование пациента, наличие мотивации, а также нарушения зрения, слуха, наличие навыков самоконтроля.
Педагогические принципы обучения строятся на доступном изложении материала, активном участии пациента в тренировке и повторении узнанного и создание открытой и доверительной атмосферы, в которой пациент ни в коем случае не ощущает себя недостаточно умным или слишком медлительным.
На пятом этапе – оценивает результат. Обучение считается эффективным, если медсестра и пациент достигают поставленных целей по усвоению определенных заданий. Медсестра должна обладать педагогическим тактом, владеть коммуникативными навыками, знать теоретические основы педагогики и психологии.
Обучение пациентов может проводиться в группе и индивидуально.
Обучение в сестринском деле (сестринская педагогика): задачи и содержание обучения. Способы обучения. Этапы обучения
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ (сестринская педагогика): Задачи и содержание обучения. Способы обучения. Этапы обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение данной темы необходимо, так как знание этапов обучения помогает правильно построить процесс обучения пациента и, следовательно, помочь ему.
ПЕДАГОГИКА – это наука о воспитании и обучении человека. Предметом педагогики как области научного познания является:
- воспитание; обучение творческое развитие личности
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА – это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний Медицинская сестра должна владеть методами и приемами обучения.
ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского уходя является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием.
В период реформ сестринского образования, расширяются функции медицинской сестры. Изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, определяют стратегию сестринской деятельности. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в конкретном лечебном учреждении.
Сестринский процесс формирует картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности (вмешательства) является обучение пациентов и их родственников, непосредственное общение.
Если профессиональную квалификацию медсестры не всегда могут распознать пациент и его близкие, то нравственный облик обнажается без труда. Морально-нравственная неустойчивость, отсутствие этических и деонтологических норм поведения у медсестры несовместимы с избранной профессией. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинской сестры.
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, медсестре необходимы знания сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать.
1. Познавательная сфера – направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
2. Эмоциональная сфера – характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:
- злобный – указывает на нарушение потребности общаться, обусловленной нарушением эмоциональней сферы, психическим заболеванием, дефектами характера и воспитания, плохим самочувствием; испуганный – указывает на страх, изменения психики (фобии, невроз и др.), особенности темперамента (меланхолик), мнительность, лабильность; апатичный – чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера; растерянный – указывает на страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.); не может найти себе места – трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок; состояние аффекта – вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени; уравновешенный – является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния; признаки тревожности – потирание рук, напряженность в позе, голосе – являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.
3. Психомоторная сфера – характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает, как пациент спит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Если во время разговора пациент пытается дотронуться до Нас, то это может являться индивидуальной особенностью личности, национальными особенностями, патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику.
Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия). Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, ступор), патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние), соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.
Обучение в сестринском деле
Обучение- двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий поступление знаний и формирование навыков у пациента.
Просмотр содержимого документа
«Обучение в сестринском деле»
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих
(младшая медицинская сестра)
МДК 04. 02. Безопасная среда для пациента и персонала
Рассмотрено на заседании ЦМК
Согласовано: Зам.директора по УР: _______ Севостьянова И. А.
«___»_____________ 201 __ г.
Составила: Игнатьева Е.В. – преподаватель первой квалификационной категории ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих (младшая медицинская сестра)
Образование и обучение в сестринском деле
Деятельность сестры в обучающем процессе
Роль медицинской сестры в обучении
Список использованных источников
Обучение- двухсторонний процесс целенаправленной деятельности медсестры и пациента, обеспечивающий поступление знаний и формирование навыков у пациента.
Долг медицинского работника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этических и правового регулирования медицинской деятельности.
Например: медицинская сестра не всегда может оказаться рядом с пациентом, или он выразил желания лечиться на дому. Некоторые манипуляции он может совершать самостоятельно. Так же инструкции в тех или иных ситуациях, когда помощь требуется незамедлительно, или же чтобы пациент дожил до приезда квалифицированных врачей.
Задачи обучения в сетринском деле
Сферы и способы обучения
Факторы, способствующие и препятствующие обучению
Приемы и методы обучения
Применить сестринский процесс для решения проблем пациента связанных с дефицитом знаний\ умений
На I этапе- оценить потребность пациента, его семьи в обучении; оценить исходный уровень знаний и умений, готовность пациента к обучению
На II этапе- интерпретировать проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний
На III этапе- сформулировать цели обучения
На VI этапе- составить индивидуальный план с использованием конкретных методов и приемов обучения, реализовать его
На V этапе- оценить качество и эффективность обучения, при необходимости- внести его
1. Дидактические цели:
закрепление, углубление и систематизация изученного теоретического материала по разделу;
выработка навыков самостоятельной работы с оборудованием, наглядными средствами обучения и дидактическими средствами;
выработка умения применять теоретические знания на практике
продолжить формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Развивающие цели:
развитие умения оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;
активизация познавательного интереса студентов;
развитие памяти и логического мышления.
3. Воспитательные цели:
воспитание стремления к получению глубоких знаний;
привитие интереса к предмету и повышение мотивации к его изучению;
воспитание чувства ответственности за результаты обучения;
воспитание культуры речи и культуры поведения.
Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:
При изучении темы у студентов будут сформированы:
Профессиональные компетенции (ПК):
-эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
-соблюдать принципы профессиональной этики;
-оформлять медицинскую документацию;
-оказывать медицинские услуги в пределах своих компетенций.
Общие компетенции (ОК):
— понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
— анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям
Образование и обучение в сестринском деле
Цель сестринской педагогики – обеспечить достойную жизнь пациенту в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Обучение в сестринском деле – это совместная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний, формирования умений и навыков у пациента.
Удовлетворять нарушенные потребности пациента, т.е. обучить пациента самоходу
Адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению качества его жизни
Пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
Рисунок – 1. Сферы обучения
Познавательная- позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно мыслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления.
Эмоциональная- характеризует настроении личности.
Психомоторная- изменяет настроение, чувства пациента в зависимости от общего самочувствия.
Образовательная- стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков.
Навык- высшее проявление умения, способность выполнить действия самостоятельно.
Развивающая- способность применять знания и умения на практике.
Воспитательная- целенаправленное развитие личности.
Восприятие информации
есть собственные интересы и цели для их реализации посредством самостоятельного поиска и использования информации
м\с дает готовую информацию на основе ее прфессианализма путем разъяснения, показа
с познавательным интересом в самой учебной деятельности.
Выявляются и обсуждаются проблемы пациента, цели и ожидаемый результат
Методы обучения