Протестанты и англикане в чем разница
Почему одни считают англиканство формой протестантизма, а другие отдельным христианским течением? Какие аргументы имеет каждая из версий?
Забавно, что обложка вопроса – фотография Тридентской Мессы, то есть католиков-традиционалистов.
Начнём с того, что протестантизм при всей его разнородности – одно из течений в христианстве, как цельное в многообразии католичество, разрозненные православие и лютеранство.
Англиканской церковью или Церковью Англии называют церковную общину, появившуются в Англии после отлучения короля Генриха VIII и его отделения от Рима ради череды браков и разводов. Это произошло в 1534 году. По сути, англиканство возникло как «смягчённая» форма протестантства, которая заключалась главным образом в отрицании первенства Римского Папы.
Англиканство имеет долгую и сложную историю. Сразу после отделения от Римской Церкви оно распалось на различные течения. Некоторые из них в разные эпохи больше приближались к протестанстству, другие – к католичеству. В XVII веке последователи кальвинизма, называемые также пуританами, с одной стороны, сформировали Пресвитерианскую Церковь в Шотландии (которую, как и в реформированном кальвинизме, возглавляет Синод) и с другой стороны – различные конгрегационалистские Церкви.
В XVIII веке благодаря проповеди братьев Уэсли появилось движение пиетизма, положившее начало основанной в 1784 году Методистской Церкви.
В XIX веке так называемое «Оксфордское движение» во главе с Ньюменом, Пьюси и Киблом пыталось сблизиться с Католической Церковью, но безуспешно, в том числе и по причине перехода Ньюмена в католичество.
В нулевых и начале десятых годов XXI века поступало множество просьб со стороны англиканцев о присоединении к Католической Церкви. Поэтому Папа Бенедикт XVI учредил для этого особые «персональные ординариаты».
Как напоминает Радио Ватикана, Католическая Церковь не признает рукоположения англиканцев. Англиканские священники и епископы не могут совершать действительное Таинство Евхаристии, а также отпускать грехи. Поскольку англиканство представляет собой протестантизм, хотя и в умеренном виде, в нем действует принцип «Sola Scriptura», а Священное Писание интерпретируется свободно и индивидуально. И именно искажения догматического и нравственногго характера привели к тому, что многие англиканцы сегодня воссоединяются с Католической Церковью. Твердым оплотом веры остается апостол Петр, которого Христос поставил скалой, точкой опоры для веры каждого христианина: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк 22,32).
Реформатство. Англиканство. Дробление протестантизма.
Кальвинизм
Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена, по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства, возникшее в первой половине 16 века во Франции.
Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.
Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.
Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно.Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. В кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.
Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.
Основные догматы кальвинизма
Основные догматы кальвинизма выражены в виде «тюльпана» (от tulip):
Кальвин был ярым сторонником теократической модели, при которой церковь подчиняла себе государство. Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как безусловное подчинение отдельных личностей церкви, аскетический кодекс нравственности. Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие.
Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь на 24 августа 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.
Три основных формы кальвинизма:
В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм. индепенденты, предводитель: Оливер Кромвель — радикальная ветвь английского кальвинизма, утверждавшая автономию каждой поместной общины (конгрегации). Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки. Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).
Цюрихская Реформация и Цвингли
Ульрих Цвингли (Zwingli) (1484-1531), швейцарский реформат. Род. 1484. Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее — в Венском и Базельском университетах; живо интересовался классической литературой и усердно читал Свящ. Писание, для лучшего уразумения которого изучил и еврейский язык.
Цюрихская Реформация и Цвингли. История швейцарской Реформации начинается, собственно, с переселения Цвингли в Цюрих. В новой своей обстановке он находит ту силу, которая может провести реформу «снизу». Ближайшим результатом проповеди Цвингли было усиление в кантоне авторитета Свящ. Писания.
Цвингли выступил с проповедью против постов («О свободе выбора пищи». Нововведения вызвали горячую полемику и дали тему для доноса архиепископу. Для выяснения всех накопившихся вопросов цюрихский магистрат решил устроить диспут, на который пригласил представителей различных городов. Один из депутатов, выступил обличителем цвинглианской ереси. Учение о спасении верой, о ненужности посредников между Богом и человеком, о второстепенной роли клира, признание мессы лишь символом, напоминанием об искупительной жертве Христа, протест против постов, целибата, монашества, отрицание чистилища и связанных с последним индульгенций — все эти пункты реформационной программы содержатся в тезисах, выставленных Цвингли для диспута. Христианство было в его глазах прежде всего нравственным учением, а не культом.
Обсуждались вопросы о церковных авторитетах, образах, святых, чистилище и мессе, о судьбе монастырей (этот диспут привел к закрытию монастырей, к секуляризации их имущества, к формальному уничтожению целибата). Совет постановил вынести из церквей иконы, а драгоценности, принадлежавшие иконам, употребить на бедных, которые «представляют истинный образ Божий».
Разрывая с католической церковью, Цюрих должен был отказаться и от обрядовой стороны католичества. Сначала была уничтожена обязательная месса, а затем было положено начало особой цвинглианской литургии. Богослужение было упрощено; латинский язык заменен немецким; монастыри обращены в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и сам Цвингли женился.
Он издал свое исповедание веры под названием «Об истинной и ложной религии», в большей части пунктов сходное с учением за исключением вопроса о причащении. Цвингли в отличие от Лютера смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Учение Цвингли и Реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. Цвингли писал: «я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа». Отдельные единомышленники и друзья Цвингли начинали проповедовать по его примеру евангелизм. Цвинглианство имело своих мучеников; таковы, напр., изгнанный из Люцерна Освальд Микониус, подвергшийся преследованию со стороны эльзасских монахов Леон Юд, убитый в Швице Якоб Кайзер, посаженный в тюрьму Урбан Висе.
Целям пропаганды служили и различные сочинения Цвингли. Он посылает императору Карлу V свое сочинение «Смысл веры», а затем «Изложение веры христианской» адресованное французскому королю.
Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн — остались верны католицизму. Враждебные отношения между католиками и последователями Цвингли все более обострялись. В 1531 между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжил и упрочил его друг Буллингер.
Англиканство
Англика́нство – одно из основных направлений в протестантизме. Зародилось в Англии во время Реформации. Англиканство ближе всего к католицизму и православию, особенно – так называемая Высокая Церковь. Низкая Церковь – более типичный протестантизм. Широкая Церковь – более экуменична. Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое и претендующее на апостольскую преемственность. Англиканства придерживается ряд церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберийской епархией. В состав Англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций.
Английская англиканская церковь является одной из государственных церквей Великобритании наравне с пресвитерианской церковью Шотландии. Ее главой выступает монарх. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Часть епископов занимает места в палате лордов парламента. Общее число приверженцев англиканской церкви на конец XX века (включая епископальные церкви) – около 70 миллионов человек, преимущественно в Великобритании и ее бывших колониях и протекторатах.
История Англиканства
Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Тогдашний папа даже наградил его титулом “Вернейшего чада Апостольского Престола”, однако это “верное чадо” хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа не согласился. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас (Фома) Кранмер разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн.
В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы. Английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений. В 1534 году произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.
После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. В это время архиепископ Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая “Книга общих молитв”, в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия. В 1553 году были опубликованы 42 члена вероучения. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. При ней все повернулось назад – английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали приговорили к сожжению. Католикам очень хотелось, чтобы Кранмер отказался от своих убеждений. Перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал – запросил пощады. Но было поставлено условие, чтобы он публично отрекся, Кранмер проявил твердость и был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке. Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор. В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив Мэтью Паркера (в нашем произношении – Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.
Англиканское вероучение
В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в то же время принимают три древних символа, в т.ч. Никео-Цареградский.
От католицизма в англиканстве осталось filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится на английском языке.
Англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины “священный обряд” или “священнодействие”. Иногда их называют “малыми таинствами”. В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.
В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам.
В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали “житиями святых”. Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.
Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент: все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства – это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества. В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины – епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина – епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина – епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин – епископов пока нет. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.
Нонконформисты
От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus – чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти пуритане, образовали свое сообщество, которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение – индепенденты, или независимые (конгрегациолисты). Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. В мире насчитывается 92 млн. англикан.
Дробление протестантизма
Сосредоточение всего церковного сознания в протестантизме на видимой Церкви, неизбежно вбирающей в себя влияние исторической и культурной среды, привело к чрезвычайному развитию в нем религиозного индивидуализма – и на этой почве, т. е. в условиях неизбежного субъективизма дробление неизбежно. Оно началось в протестантизме с самого начала, оно продолжается и ныне, создавая порой непреодолимые расхождения в понимании сущности христианства.
Баптисты отвергают крещение младенцев и признают лишь крещение взрослых. Их сила – в любви ко Слову Божию, в дружной общей жизни. Учение кальвинистов о предопределении одних к спасению, других к гибели, они решительно отвергают. Все изображения Господа (иконы) они, как древние иконоборцы, отвергают. Картинки есть.
Методисты (основателем методизма признается John Wesley – начало XVIII в.). У методистов сохранилась степень епископа; они выдвигают необходимость личного «обращения» ко Христу. Догматически методизм близок к англиканам; практически методисты отличаются серьезным отношением к заповедям Христовым, умелой организацией верующих для христианской работы, а также очень развитой просветительной деятельностью.
Адвентисты седьмого дня (основатель В. Миллер в конце XVIII в), примыкают к баптистам. Имея особое пристрастие к Ветхому Завету, они почитают субботу, а не воскресенье. Из книг Ветхого Завета они особо чтут книгу прор. Даниила и учат о тысячелетнем Царстве Христовом на земле. Они отвергают бессмертие души; только верующие будут воскрешены при втором пришествии Христа, а неверующие и злые будут уничтожены.
«Свидетели Иеговы» (создатель Ch. Russel, в середине XIX в.), тоже преданы изучению Библии. На основании Библии, Рэссель стал проповедовать, что конец мира наступит в 1874 г. Позже это было изменено в том смысле, что в 1914 г. уже началось тысячелетнее Царство Христово. Через 1000 лет (т. е. в 2914 г.) Сатана вновь будет властвовать на земле до «второй смерти» (о которой говорит Апокалипсис 20:5). «Свидетели Иеговы» – не христиане; они отвергают учение о Св. Троице, Иисуса признают «великим Пророком», который своим послушанием заслужил возможность спасения людей.
Квакеры (основатель G. Fox, в середине XVII в), отвергают все таинства (даже Крещение и Евхаристию), верят в непосредственное действие Св. Духа. Отвергая всякий культ, они на своих собраниях дают место «творческому молчанию» (creative silence), в ожидании действия Св. Духа.
«Христианская наука» или Христианское знание» (Cristian Science) – основано Mary Backer Eddy, в первой половин XIX в. По учению последователей этого течения, Христос был первым человеком, который возвестил «христианскую науку». Он освободил нас от болезней и от смерти. Это было забыто людьми, и Эдди «вновь открыла» истину о том, что все болезни происходят от неверных мнений и потому могут быть исцеляемы психически. Материя не реальна вообще, поскольку же человек верит в реальность материи, постольку он и страдает. Все эти положения, подтверждаемые для адептов «христианской науки» исцелениями от самовнушения, и привели Эдди и ее последователей к критике протестантизма.
Тема 13. Протестантизм и англиканство
Тема 13: Протестантизм и англиканство
Зарождение протестантизма и основы его вероучения
Традиционно считается, что протестантизм сложился в начале XVI столетия в Германии. Однако в действительности основы протестантизма были выработаны ещё в XIV веке в Англии. В Англии, раздираемой внутренними смутами, кровавыми гражданскими войнами, среди священнослужителей нашлись люди, выступавшие против того, чтобы духовные лица принимали участие в политической жизни. Руководствуясь такого рода умозаключением, эти священники считали необходимым сконцентрировать своё внимание на аскетической практике,при этом они провозгласили отказ от материальных богатств и, стало быть, от функций, определяемых политической ситуацией в стране. В XIV столетии среди английского духовенства формируется движение лоллардов, выступавших за социальное равенство и обличавших феодальное устройство, как одну из форм рабовладения. Один из известных священников-лоллардов Джон Болл задавал вопрос: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?». Лолларды, стремясь решить мирские задачи, стали в оппозицию официальной Католической церкви, которая, активно участвуя в политической жизни Англии, их осудила. Тем не менее авторитет лоллардов среди крестьянства и части ремесленников был очень высоким, их идеи в народе находили живой отклик и в конечном итоге стали одной из основ для начала крестьянского восстания под предводительством Уота Тайлера (1381 год). Это восстание было жестоко подавлено и только лишь увеличило количество жертв, принесённых во имя интересов королевской власти. Сам Уот Тайлер был убит ножом в спину во время переговоров с мэром Лондона. Многие лолларды, например Джон Болл, были казнены.
В этот же период в Англии действовал другой проповедник – Джон Уинклиф (1320-1384). Уинклиф читал лекции в Оксфорде, в которых постулировал то, что неправедное поведение человека должно стать причиной для лишения права собственности, иначе говоря, если индивид ведёт аморальный образ жизни, то он не имеет права на излишние материальные блага. При этом право на владение крупными земельными участками может иметь человек, обладающий личным благочестием. Более того, Уинклиф настаивал на том, что священнослужителям следует отказаться от собственности, поскольку она провоцирует алчность и отвлекает от духовного смысла христианского вероучения. Также он не признавал учения о чистилище и жёстко критиковал практику индульгенций. Самым же главным в его учении была идея того, что человек способен к богообщению без посредников, то есть без священнослужителей. Отсюда Уинклиф не признавал многие таинства Католической церкви. Также Уинклиф требовал перевода Библии на национальный язык. Сам же он первым попытался перевести Библию на среднеанглийский язык. Его идеи были осуждены Католической церковью, а сам он признан еретиком.
Многие идеи, сложившиеся в среде английских лоллардов, активно обсуждались в столицах разных европейских государств. Обычно центрами таких обсуждений были университеты. Так, в XV веке в пражском университете священник Ян Гус стал активно проповедовать принципы социального равенства, а также принципы аскетической жизни священнослужителей. Идеи Яна Гуса спровоцировали народное восстание и, так называемые, гуситские войны. Сам Ян Гус в 1415 году был осуждён как еретик и сожжён, а восстание было жестокоподавлено.
Джон Уинклиф, Ян Гус и ряд других духовных лиц проповедовали идеи, которые впоследствии лягут в основу протестантского вероучения. Однако на тот период времени позиции Католической церкви были сильны, ибо она, располагая большими материальными ресурсами, оказывая сильное влияние на королей и используя их ресурсы, в том числе военные, жёстко подавляла инакомыслие. Тем не менее такое положение дел не могло долго продолжаться, и в конечном итоге идеи реформирования Католической церкви переросли в стремление от неё отделиться через создание нового вероучения, которое могло бы быть истинно христианским.
Формально протестантизм сложился в 1517 году, когда немецкий священнослужитель Мартин Лютер официально обнародовал тезисы, легшие в основу протестантского вероучения. Слово протестантизм происходит от слова протест против католицизма, с которым выступили немецкие дворяне в 1522 г.Также понятие протестантизма может происходить от латинского слова protestomo — за Библию. В данной этимологии подчёркивается то, что протестанты выступают за веру, основанную только на Библии. Протестанты не признают решений Вселенских Соборов, считая, что они есть производные не от Бога, а от человеческого ума, а потому не могут составлять догматики Церкви. Также протестанты не признают апокрифов.
Протестанты не признают власть папы Римского, считают, что человек и без священнослужителей Церкви способен к богообщению на уровне таинств. Вместе с тем протестантизм неоднороден. Центральной власти в протестантизме нет, многие протестанты толкуют отдельные библейские сюжеты совершенно по-разному, так что неудивительно то, что внутри протестантизма существуют десятки направлений, в каждом из которых может быть своё понимание того илииного догмата. Основные догматы и принципы протестантизма следующие:
1.В протестантизме считается, что единственным посредником между Богом и человеком является Христос, а спасение человеческой души возможно только через веру во Христа. Вера же в Бога даёт спасение безотносительно характера поступков человека. На основе этого догмата сформировалась установка, согласно которой жизнь и вопрос спасения человека предопределены, то есть считается, что Бог предопределил жизнь человека, включая его возможность попасть в рай или в ад. Если человек твёрдо верит в Бога, то жизнь его Бог предопределит ко спасению. Внешним свидетельством того, что Бог избрал человека для пребывания в раю, является экономический успех. Этот догмат вызывает очень много споров, в том числе и среди самих протестантов, поскольку он не оставляет места для человеческой активности, для свободы выбора. Тем не менее этот же догмат посодействовал бурному экономическому развитию тех стран, где протестантизм утвердился, например Германии. Действительно, ещё в XVII веке немецкие земли были экономически бедными, однако постепенно экономика немецких городов стала одной из наиболее сильных, что в результате послужило одной из серьёзных предпосылок к объединению и бурному экономическому развитию Германии как единого государства. Обратим внимание на такую немаловажную деталь: если католик или православный работает, чтобы обеспечить себе и своей семье нормальный достаток для безбедной жизни, то протестант стремится к накоплению капиталов, которые могли бы служить внешним указанием на то, что Бог его избрал для спасения. Эта установка стала важным стимулом для развития капитализма.
2.Утверждение Библии в качестве единственного авторитетного источника (solaScriptura). Протестанты в качестве основы христианского вероучения признают только Библию. Примечательно то, что первые поселения протестантов в Новом Свете в качестве основы для правового регулирования межчеловеческих отношений обычно обращались к Библии, в частности –к Торе.
3.Для протестантизма также свойственна идея переводов Библии на национальные языки. В принципе и в XV веке в Испании Библию переводили на каталонский язык, но эти переводы предназначались для внутрицерковного пользования. В протестантизме же было решено переводить Библию для массового пользования. С одной стороны, это давало большое преимущество для распространения христианства; но, с другой стороны, такой лёгкий доступ людей к Священному Писанию, в общем-то, не знавших основ богословия, приводил к вольным, часто в корне ошибочным интерпретациям священных текстов Библии, а это, в свою очередь, служило основой для возникновения множества сект.
4.Протестантизм также не признаёт монашества, что во многом связано с противостоянием католицизму, где все священнослужители являются монахами и представляют монашеские ордена, подчинённые Понтифику.
Многие принципы и догматы протестантской церкви горячо обсуждались внутри самого протестантизма. Так в силу разных подходов к пониманию догмата о предопределении были выработаны различные богословские позиции, касательно этого вопроса. Так, в начале XVII века сложилось арминианство. Арминианство– это религиозное течение, возникшее в Голландии как реакция на крайности кальвинизма, прежде всего, относительно догмата о предопределении. Основатель арминианства –голландец Якоб Арминий. В данном протестантском направлении считается, что человек призван содействовать Богу в деле добра. В 1610 г. были изложены основные принципы арминианства, а именно: 1. Божественное предопределение зависит от желания человека содействовать замыслу Бога или не содействовать Богу в деле добра. 2. Христос умер за всех людей, а не только за тех, кто предизбран к спасению. Также в арминианстве постулируется принцип религиозной терпимости.
Основные протестантские деноминации
Как уже было отмечено, протестантизм неоднороден. Внутри протестантизма существует множество деноминаций, таких как лютеранство, кальвинизм, баптизм, квакеры, арминианство и др. Рассмотрим некоторые из протестантских деноминаций.
Кальвинизм
Кальвинизм – это одно из крупных течений в протестантской церкви, основанное Жаном Кальвином в XVI веке. Кальвин значительную часть времени провёл в Женеве (в Швейцарии), где совместил религиозные проповеди с религиозно-политической борьбой, в ходе которой вынес около 60 смертных приговоров.
Кальвин, несмотря на признание того, что богатый человек богоугоден, настаивал на скромности в быту и осуждал развлекательные мероприятия. Так, в Женеве по инициативе Ж. Кальвина театры были закрыты. Единственный вид музыкального искусства, который поощрялся кальвинистами, было религиозное песнопение, прежде всего, пение псалмов.
В кальвинизме подчёркивается то, что в понимании христианства единственным письменным авторитетным источником является Библия, которая толкуется не с точки зрения какого-либо человека (будь то хоть папа римский), а только с помощью самой Библии. Иначе говоря, в Библии видится взаимосвязанный текст, каждая часть которого может объясняться в соотвествии с содержанием иных частей Библии. Согласно такой установке, решения всех Соборов объявлялись недействительными в смысле христианского богословия, поскольку они представляют собой продукт человеческих размышлений.
Баптизм
Баптисты – протестантская деноминация. Само слово баптисты с древнегреческого означает крещёные. Баптизм был основан в начале XVII века Дж. Смитом, который утверждал, что все установления Христа утеряны, и нужно создать новую церковь и, покаявшись и уверовав в Бога, креститься. Смит сам себя крестил, а также крестил 36 своих сторонников.
В баптизме единственным авторитетным текстом является Библия; церковь должна состоять только из духовно возрожденных людей, то есть крещёных по вере в сознательном возрасте;общины обладают самостоятельностью; в общине всеобщее священство и все члены равноправны; провозглашены полная свобода совести и отделение церкви от государства. Обычно баптистские общины собираются по воскресениям на собрания в молитвенных домах, где молятся и обсуждают религиозные темы.
Позиции баптизма особенно сильны в США. В Россию баптизм стал активно проникать в конце XIX века из Германии. Однако широкой распространённости до революции он не получил, а установившаяся советская власть намного осложнила жизнь баптистов в России, и многие баптисты пострадали за свои религиозные убеждения.
В современной России баптизм относительно распространённая деноминация. Успех баптистской Церкви в России объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, в баптизме наложен строгий запрет на употребление спиртного, и многие люди смогли избавиться от алкогольной зависимости, только придя в баптистскую Церковь. Во-вторых, баптистские общины относительно немногочисленны, что позволяет им более последовательно и очевидно постулировать принцип взаимопомощи. Так, если член баптистской Церкви заболевает, то среди его единоверцев назначаются люди, которые должны его регулярно проведывать и по мере возможности помогать ему. В-третьих, успех баптистской Церкви обусловлен и финансовой помощью, поступающей из таких стран, как США и Германия. Особенно эта помощь была активной в 1990-х годах. Достаточно большое количество русскоязычной литературы было издано при прямой поддержке баптистских организаций из США и Германии. В этих же странах проходят стажировку многие проповедники из российских баптистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ревуненкова Н.В. Протестантизм / Н.В. Ревуненкова. – СПб.: Питер, 2007.
2. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии / Диакон Андрей Кураев. Издательство Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Москва, 1997.
3. Кернс Эрл Е. Дорогами Христианства / Кернс Эрл Е. – М.: Протестант, 1992.
4. Маграт Алистер. Богословская мысль реформации / Маграт Алистер. – Одесса: Богомыслие, 1994.
5. Санников С.В. Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие Учебное пособие по истории христианства: В 2 т. – Т.2 / С.В. Санников. – Одесса: Богомыслие, 2001.
6. Эриксон Миллард. Христианское богословие /Эриксон Миллард –Санкт-Петербург: Библия для всех, 1999.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1.Каким образом социально-политическая ситуация в Западной Европе в XV-XVI веках могла повлиять на формирование протестантизма?
2.Почему формирование протестантизма проходило на фоне кровопролитных религиозных войн?
3.В чём вы видите общие особенности вероучения протестантизма?
4.Какие вы знаете протестантские деноминации?
5.В чём вы видите роль короля Генриха XIII в зарождении англиканской церкви?