Пропедевтика детских болезней что это
Как постигать медицину: педиатрия
Поступая на педиатрический факультет, рядовой абитуриент не совсем представляет, что его ждет. «Там все как на лечебном, только работа с детьми гораздо приятнее», — говорят в приемной комиссии. «Свой педиатр в семье всегда пригодится, а если что, уйдешь во “взрослую” медицину», — говорят дома. Бесспорно, эти утверждения небезосновательны, но почему-то не всякий собеседник предупреждает о том, что обучение на педиатрическом факультете это не только «все как у лечебников», но помимо этого еще и пара десятков предметов, где речь идет непосредственно о детях. Но не стоит пугаться: эта специальность стоит всех предстоящих трудностей. А сократить время, затрачиваемое на поиск актуальной информации, поможет наш гайд.
На педиатрическом факультете учат не только лечить, но и ухаживать за детьми, предотвращать болезни, отличать патологию от индивидуальных особенностей организма и многому другому. Соответственно, изучаемые предметы также разнятся по своему назначению. Чтобы не возникло путаницы, речь будем вести о каждом предмете в отдельности. Мы постараемся сделать этот гайд полезным и для тех, кто собирается связать свою жизнь с педиатрией, и для тех, кто планирует после получения диплома приобрести узкую специальность (и даже для лечебников, но совсем чуть-чуть). О том, как изучать узкие специальности педиатрического профиля тоже будет сказано несколько слов.
Как учиться?
В обучении на педиатрическом факультете есть свои особенности, и первый, самый необходимый навык, который вы должны приобрести, — умение быстро находить контакт с детьми. Расположенный к вам пациент — ваш лучший союзник, а его настроение в большинстве случаев повлияет и на отношение к вам родителей и родственников.
Как только начнутся клинические специальности, не стесняйтесь проситься остаться на дежурство или поприсутствовать на приеме. Практических занятий зачастую не хватает, группы бывают слишком большими, а преподаватели оказываются не практикующими специалистами. Однако практикующие врачи зачастую не отказывают студенту в стремлении к знаниям. Все навыки, которые вы приобретете за время обучения, все, что вы услышите и увидите, наблюдая как ведут прием старшие товарищи, обязательно пригодится вам в дальнейшей жизни: будь то трудность в дифференциальной диагностике заболевания, неотложная помощь или даже конфликтная ситуация с пациентом. И не забывайте, что даже у самого «взрослого» и «недоказательного» врача всегда есть чему поучиться.
Занимайтесь наукой. Да-да, той самой «студенческой наукой». Вступайте в кружки, научные общества вашего университета, изучайте те специальности, к которым вы наиболее расположены. Большинство из вас, конечно, не осуществит великих открытий, но знания, практические навыки и опыт выступлений на заседаниях и конференциях пригодятся всегда. Помимо этого, вы ближе познакомитесь с коллегами — другими студентами и врачами, а сформировавшиеся связи могут пригодиться вам в дальнейшей врачебной жизни.
Больше читайте. Не обязательно сразу заполнять свою книжную полку редкими коллекционными англоязычными изданиями. Начните с библиотечных книг, тщательно изучите базовую литературу (но не забывайте о критическом мышлении), ознакомьтесь с основными положениями модной «доказательной медицины», окружите себя информацией по специальности (подпишитесь на врачебные сообщества в соцсетях, вступайте в чаты по специальностям, посещайте в свободное время врачебные конференции).
Надеюсь, что дальнейшее повествование поможет вам не потеряться в нескончаемом потоке информации. Для удобства, оно будет разделено по предметам и специальностям.
Общий уход за детьми
Театр начинается с вешалки, а занятия первокурсников у педиатрического факультета с предмета, называемого «уход за детьми». Этот предмет сочетает в себе знания об организации работы педиатрических служб, санитарских и сестринских манипуляциях и, помимо подготовки к практике, на ближайшие несколько лет даст вам навыки, которые пойдут на пользу и в дальнейшей врачебной жизни.
Часто первокурсник не воспринимает его всерьез, поскольку изучение санитарских и сестринских обязанностей, структуры работы медицинских учреждений и других скучных базовых вещей, воспринимаемых взрослыми медиками как должное, мало походит на то, как представляет себе обучение будущий врач, переступая порог медицинского вуза.
Что можно почерпнуть из этого предмета? Абсолютно базовые вещи — знания о том, как функционирует сложный механизм, называемый медицинским учреждением и о том, какие функции выполняет каждый винтик этого механизма, умение взаимодействовать с пациентами, если повезет — выполнять базовые санитарские и сестринские манипуляции (к инъекциям, конечно, скорее всего не допустят, но могут разрешить обработать пролежни или покормить ребенка).
Как изучать?
Существует несколько базовых учебников для студентов педиатрических факультетов, однако данные, приведенные в них, не очень разнятся. Поэтому достаточно вооружиться книгой поновее и, конечно же, не забывать соотносить прочитанное с опытом, полученным в отделении.
Вот несколько примеров книг, по которым можно готовиться к данной дисциплине. Нет большой необходимости изучать их все — представленная в них информация не слишком отличается, достаточно выбрать издание которое легче всего воспринимается вами (или которое требует преподаватель):
Те, кому интересно мнение специалистов по другую сторону земного шара, могут поискать достаточно свежую книгу коллег из США:
Фундаментальные дисциплины
Все студенты медицинских вузов изучают анатомию, физиологию, биохимию и другие фундаментальные предметы, дающие знание о том из чего состоит и как функционирует человеческий организм. Однако ребенок — это не уменьшенный в размерах взрослый: для развивающегося детского организма характерны свои особенности, и то, что у взрослого считается патологией, для ребенка в отдельные возрастные периоды может оказаться вариантом нормы. Именно поэтому в обучение студентов педиатрических факультетов в дополнение к базовым дисциплинам включены предметы, на которых изучаются педиатрические аспекты функционирования здорового и больного организма.
Анатомия детского возраста
Набор органов, полученный при рождении у здоровых детей, конечно же, ничем не отличается от такового у здоровых взрослых. Однако их размеры и расположение относительно друг друга зачастую претерпевают значительные изменения. Изучение анатомических особенностей, которые характерны для разных возрастных периодов, позволит в дальнейшем не спутать норму и патологию. Учитывая, что в первую очередь речь идет о взаимном расположении органов, для подготовки подойдут пособия по топографической анатомии детского возраста:
Физиология детского возраста
Органы и системы у ребенка начинают полноценно функционировать в разные периоды жизни, а потому адекватная оценка физического развития ребенка возможна лишь при учете характерных особенностей возрастного периода. Изучение физиологических особенностей детского возраста поможет создать представление о том, почему «нормы» показателей для отдельных периодов развития считаются «патологией» для других, и избавит от необходимости бездумного зазубривания показателей.
Биохимия детского возраста
Для детей характерна неустойчивость обменных процессов, которая связана с незрелостью метаболических путей. Для понимания механизмов возникновения патологии и правильного применения методов биохимической диагностики будущему врачу-педиатру важно уметь оценить не только состояние процессов метаболизма в организме взрослого человека, но и особенности обмена веществ у детей. В формировании базовых представлений об особенностях обменных процессов в детском организме может помочь следующее пособие:
Пропедевтика детский болезней
После того как пройдены основные фундаментальные дисциплины, сданы зачеты и экзамены по биохимии, физиологии и анатомии, перешедший на третий курс студент-педиатр наконец вступает в мир медицины и среди новых предметов встречает пропедевтику детских болезней. Неожиданно оказывается, что она во многом отличается от «взрослой» дисциплины, преподавание которой у студентов педиатрических факультетов, как правило, начинается на втором курсе. Но навыки, приобретенные на этом предмете, пригодятся вне зависимости от того, останется ли будущий врач в общей педиатрии или, окончив вуз, отправится постигать узкую специальность.
Как учить? Изучать литературу и не забывать о необходимости оттачивать свои навыки непосредственно на детях. Хорошо, если кафедра, на которой вы изучаете пропедевтику, находится на базе детской больницы или детского отделения и имеет доступ к пациентам. На деле так происходит далеко не всегда, и в этом случае стоит озадачиться поиском возможности для самостоятельной отработки навыков. Путей может быть несколько: трудоустройство санитаром или, при наличии образования, медицинской сестрой, и, конечно, вовлечение в процесс собственных детей, детей друзей или родственников. Будущему врачу важно знать не только пальпаторные, аускультативные или иные особенности различных болезней, но и варианты нормы.
В изучении пропедевтики детских болезней может помочь следующая литература:
Интересующиеся могут обратиться к иностранной литературе, наиболее популярным пособием среди которой является:
Довольно несложно найти старенький, но в большинстве моментов вполне актуальный, перевод третьего издания этой книги:
Помимо литературы к началу занятий по пропедевтике детских болезней желательно обзавестись стетофонендоскопом со сменными «педиатрическими» насадками — «взрослые» фонендоскопы хороши для проведения аускультации у подростков, но мало подойдут для детей раннего возраста. Приветствуется и наличие собственного фонарика для проведения осмотра полости рта (фонарик, конечно, есть и на большинстве современных телефонов, но это далеко не всегда гигиенично). Это оборудование пригодится вам не только на пропедевтике, а значит его приобретение вполне оправдано.
Педиатрия
Итак, сдана утомительная летняя сессия третьего курса, прошли каникулы, и отдохнувший студент начинает изучать ту дисциплину, которой он так долго ждал — педиатрию. Этот предмет не исчезнет из расписания до самого окончания университета и потребует объединения всех знаний, полученных за предыдущие годы обучения.
Книги
Изучение этой дисциплины, как и любой другой, начинается с работы с базовой литературой. Не смотря на то, что книги зачастую устаревают еще к моменту публикации, в них содержится максимально подробное описание отдельных заболеваний, которого не встретить, к примеру, в клинических рекомендациях. Но разумеется, представленную в них информацию необходимо воспринимать через призму критического мышления. Как уже было сказано выше, для начала достаточно выбрать одну базовую книгу и тщательно ее изучить — нет никакой необходимости в том, чтобы лихорадочно готовиться к теме сразу по пяти учебникам, это лишь создаст лишнюю путаницу в голове.
Базовая литература:
Дополнительная литература:
Клинические рекомендации
Полезные сайты
Журналы
Детские инфекционные болезни
Инфекционные заболевания встречаются в практике врача-педиатра гораздо чаще, чем соматические. Зачастую у детей они протекают бурно, быстро осложняются и могут даже представлять угрозу жизни, и потому так важно вовремя распознать болезнь и назначить адекватное лечение. В изучении дисциплины хорошим подспорьем станут книги и клинические рекомендации, которые, конечно, необходимо подкреплять практикой в инфекционном стационаре.
Книги
Базовая литература:
Дополнительная литература:
Клинические рекомендации
Журналы
Эти разделы наиболее общие для всех, кто планирует связать свою жизнь с лечением детей. Тем, кто не планирует связывать свою жизнь с общей педиатрией или инфекционными болезнями, достаточно будет нескольких книг из списка «базовой литературы», другие могут углубиться и изучить книги из списка дополнительной. Ниже речь пойдет о специализированной литературе, которая понадобится заинтересованным в специальности студентам и практикующим врачам.
Детская пульмонология
Рука об руку с детскими инфекционными болезнями идет детская пульмонология. Детский врач-пульмонолог занимается диагностикой и лечением таких заболеваний, как муковисцидоз, бронхиальная астма, разбирается в причинах возникновения кашля, разыскивает инородные тела, диагностирует пороки развития органов дыхания и многие другие распространенные и не очень болезни.
Работа врача-пульмонолога в педиатрии очень интересна, и он, в свою очередь, должен не только разобраться в причинах возникновения симптомов и установить диагноз, но и установить доверительные отношения с семьями своих пациентов, которые зачастую требуют длительного (и даже пожизненного) лечения.
Однако диагностикой и терапией многих распространенных заболеваний органов дыхания занимается и врач-педиатр. К нему обращаются с жалобами на кашель, он занимается лечением пневмонии в поликлинике и стационаре, а участковый педиатр следит и за здоровьем юных пациентов с бронхиальной астмой в период ремиссии. В изучении основ детской пульмонологии может помочь приведенная ниже литература.
Книги
Клинические рекомендации
Детская кардиология
Еще одной частой проблемой, с которой может столкнуться врач-педиатр, являются заболевания сердца. Если вы не планируете связать свою жизнь с детской кардиологией, то важным аспектом вашей дальнейшей врачебной деятельности станет умение вовремя заподозрить патологию сердца и направить пациента к врачу-кардиологу. Для этого важно знать клинику, хорошо владеть навыком аускультации и уметь расшифровать данные специалистов функциональной диагностики. Для этого не нужно изучать большое количество литературы — достаточно будет одного-двух справочников по заболеваниям сердца у детей и функциональной диагностике в детской кардиологии.
Книги
Клинические рекомендации
Детская нефрология
Болезни почек и мочевых путей также нередки в практике врача-педиатра. Из них особенно часто встречаются инфекционные. Поскольку детская нефрология достаточно редкая специальность, первичной диагностикой и, часто, лечением неосложненных форм инфекций мочевыводящих путей и не тяжелых заболеваний почек занимается врач-педиатр. Это значит, что тем, кто собирается связать свою жизнь с педиатрией или детской нефрологией полезным будет изучить соответствующую литературу.
Книги
Клинические рекомендации
Детская гастроэнтерология
Сложно представить работу врача-педиатра без обращений по поводу болезней и функциональных нарушений работы желудочно-кишечного тракта. Это, без сомнения, один из самых популярных поводов для посещения врача. У детей раннего возраста от того, насколько верное лечение назначит педиатр, часто зависит дальнейшее развитие, у подростков — вероятность хронизации заболевания и развития осложнений. Как и в случае с другими специальностями, чтобы не попасть в тупик и вовремя назначить лечение, а в тяжелых случаях и консультацию специалиста-гастроэнтеролога, необходимо познакомиться с соответствующей литературой.
Книги
Клинические рекомендации
Детская гематология
Оценка данных исследований крови — это то, что будет преследовать всю жизнь любого, выбравшего клиническую специальность. Как интерпретировать анализ, отличить норму от патологии и своевременно госпитализировать пациента — на эти вопросы со временем придется ответить каждому врачу-педиатру. Не стоит также забывать и о настороженности в отношении распространенных онкогематологических заболеваний — лейкозов, лимфом и др. Конечно, лечением последних будет заниматься не педиатр, но это тот случай, когда своевременная диагностика в конечном итоге может спасти чью-то жизнь. А поможет в этом, конечно же, знание теории.
Книги
Клинические рекомендации
Детская дерматология
Изменения со стороны кожных покровов неизменно обращают на себя внимание родителей, и те направляются за консультацией педиатра. Они могут появляться как симптомы непосредственно заболеваний кожи или возникать по причине других патологических состояний. Инфекционные, аутоиммунные, аллергические, гематологические — причин не счесть. И во всех них на этапе первичной диагностики приходится разбираться врачу-педиатру.
Книги
Клинические рекомендации
Литература по иммунопрофилактике
Вакцинация — краеугольный камень в практике любого детского врача. Существует множество сообществ противников прививок, где в обилии можно встретить псевдонаучные объяснения их вреда. На просторах соцсетей разгораются жаркие споры. Некоторые университетские преподаватели также бросаются ложными данными, почерпнутыми из ненадежных источников. Почему так происходит? Какую-то роль в этом играет плохая информированность населения: когда научное сообщество и знакомые с проблемой люди не тратят время на просвещение, всегда находятся те, кто распространяет ложные сведения ради выгоды или из личных убеждений. Чтобы защитить себя и своих близких от инфекционных заболеваний, объяснить родителям пациента необходимость вакцинации или не теряться в поиске аргументов в споре с противником прививок необходимо изучить литературу по вакцинопрофилактике (даже если вы не педиатр).
Для тех, кто хочет глубже вникнуть в проблему и прочитать больше, чем написано в руководствах по иммунопрофилактике, Союз педиатров России издает расширенные версии клинических рекомендаций, речь в которых ведется о «новых» вакцинах.
Полезные ссылки
Написанный в 2017 году командой Медача дайджест по вакцинации. Доступно, коротко, информативно. Кое-что, конечно, не мешает дополнить, но в совокупности он остается вполне актуальным.
Литература по нутрициологии
Важную часть в практике педиатра занимает профилактическая работа, которая, в свою очередь, во многом представлена рекомендациями по вскармливанию. Контроль за питанием ребенка и своевременным назначением витаминных добавок позволяет предотвратить развитие многих заболеваний и снизить риск уже имеющихся осложнений. Вопросы о назначении диеты будут вставать перед вами, даже если вы не выберете своей специальностью непосредственно педиатрию. И потому крайне важно иметь представление об основных тенденциях в сфере питания детей и актуальной литературе по этой проблеме.
Педиатрия в социальных сетях и интернете
Вконтакте
Telegram
Сайты профессиональных сообществ
Студентам других факультетов
Как известно, педиатрию приходится изучать и студентам других факультетов. Длится она от одного семестра у студентов стоматологического факультета до трех у лечебного. С «пришельцев» как правило не требуют глубоких знаний и стараются ограничить занятия общеобразовательными вопросами. Для тех, кто в будущем планирует обзавестись семьями и детьми, пары по педиатрии могут оказаться довольно полезными. Естественно, нет никакой необходимости изучать все перечисленные выше учебники, ведь для студентов других факультетов издаются свои пособия.
Не стоит забывать, что занятия по педиатрии это отличная возможность приобрести навыки, которые пригодятся в дальнейшем, и получить рекомендации квалифицированного специалиста, не записываясь на прием. Если же эта специальность вдруг заинтересовала вас настолько, что вы решили связать свою дальнейшую жизнь с лечением детей, то вышеперечисленные книги также сослужат вам хорошую службу.
Что посоветовать почитать пациенту
Если вы уже молодой специалист или вас одолевают вопросами близкие, то полезным будет вооружиться парой качественных книг, которые ответят за вас. К счастью, в прошлом году известные блоггеры-педиатры порадовали читателей печатными изданиями. Совсем не лишним будет прочитать эти книги студентам и начинающим педиатрам — у более опытных коллег всегда есть чему поучиться, а ваши рекомендации к прочтению будут более убедительны, если вы сами будете хорошо знакомы с этими изданиями.
Родителям, чьи дети имеют проблемы со здоровьем
В нашем обществе не принято говорить о тяжелых болезнях, и людям, которые с ними столкнулись, часто необходимы знания о том, что на этой войне можно одержать победу, что они не единственные, с кем это случилось, что болезнь это не стыдно и никто в ней не виноват. Поскольку группы поддержки во многих городах пока не получили широкой распространенности, на помощь могут прийти книги. Вот небольшой список литературы, которую можно посоветовать тем, кто нуждается в поддержке.
Заключение
Педиатрия — прекрасная специальность, которую практически невозможно познать полностью. Она не прекратит вас удивлять новыми тенденциями в лечении заболеваний, нетипичными клиническими случаями, уроками от ваших маленьких пациентов. Здесь приведен лишь перечень материалов, который позволит вам сформировать базовые знания, но не обеспечит ими на всю жизнь. И самым важным советом в этом гайде будет никогда не останавливаться в развитии себя как специалиста.
Пропедевтика детских болезней что это
ИСТОРИЯ
кафедры пропедевтики детских болезней
Кафедра Пропедевтики детских болезней Российского государственного медицинского университета имени Н.И. Пирогова была организована в 1931 году, когда в Высших медицинских учебных заведениях Советского Союза открылись педиатрические факультеты. |
Необходимость выделить из курса педиатрии основы пропедевтики детских болезней выдвигались и раньше, но практически это было осуществлено лишь в 1931 году.
Кафедру Пропедевтики детских болезней 2-го Московского государственного медицинского института с клиническим отделением развернули на базе старейшей детской больницы имени Н.Ф. Филатова. Заведующим новой кафедрой был назначен доктор медицинских наук, профессор Роман Осипович Лунц. Днём основания кафедры Пропедевтики детских болезней можно считать 15 марта 1931 года, когда Р.О. Лунц со своими ближайшими помощниками приступил к организации кафедры и клиники.
Первый заведующий кафедрой Пропедевтики детских болезней – Роман Осипович Лунц – являлся прямым последователем основоположника русской педиатрической школы Нила Фёдоровича Филатова. Профессор Р.О. Лунц был широко образованным специалистом-педиатром, свыше 50 лет своей жизни он отдал лечению детей. Он был талантливым педагогом и блестящим лектором, и эти обстоятельства весьма благоприятно отразились на постановке преподавания на новой кафедре – Пропедевтики детских болезней. Р.О. Лунц любил педагогическую работу и уделял много внимания подготовке молодых работников кафедры.
На кафедре были созданы: коллекция рисунков, анатомических препаратов, муляжей, которые активно использовались как вспомогательный учебный материал на занятиях со студентами 3-х и 4-х курсов в клинике. Коллективу кафедры под руководством профессора Р.О. Лунца удалось быстро наладить преподавание новой дисциплины, подготовку студентов и молодых врачей.
Первая программа кафедры была разработана профессорами Лунцом и Колтыпиным. Она включала в себя особенности морфологии и физиологии ребёнка, диететику, методику исследования здорового и больного ребёнка. Базами кафедры являлись: клиническое отделение больницы имени Н.Ф. Филатова (2 палаты на 32 койки) и Дом младенца – физиологическое отделение (сначала это был Дом младенца № 10 в Подсосенском переулке, заведующая С.Л. Дуб, а с 1933 года – Дом младенца № 6, улица Герцена, дом 41, заведующая А.Г. Рудник, с 1936 – И.Р. Хиной).
С 1932 года на кафедре работали М.Е. Саврик, с 1933 – Т.В. Старкова, А.Г. Рудник, А.В. Дилигенская.
После окончания строительства аудиторного корпуса больницы имени Н.Ф. Филатова в 1939 году кафедра получила ещё одно клиническое отделение на 35 коек.
В 1936-38 годах на кафедру Пропедевтики пришла группа молодых врачей: З.А. Ремизова, В.В. Семёнова и Е.А. Головенчиц. По окончании аспирантуры З.А. Ремизова работала ординатором больницы имени Н.И. Филатова, затем старшим инспектором, а с 1945 года начальником инспекции при Министерстве здравоохранения СССР. 20 лет с 1946 по 1966 годы З.А. Ремизова являлась ассистентом кафедры Пропедевтики детских болезней. В.В. Семёнова работала заведующей детской консультацией, а Е.А. Головенчиц в 1941 году была призвана в ряды Красной Армии, после окончании Великой Отечественной войны работала окулистом.
Число студентов, обучавшихся на кафедре, возрастало с каждым годом, увеличился объём преподавательской работы, что привело к расширению кафедры. С 1943 по 1944 годы на кафедру пришли новые преподаватели: М.С. Махлина, М.В. Раскина, Ж.А. Шор. Значительно увеличилось число ординаторов. Так, если в 1934 году их было двое: Н.К. Снеткова и М.Е. Марухес, то с 1936 – ещё пятеро: А.Н. Савельева, А.Д. Чижина, В.А. Герасимова, А.К. Морозова, Р.Б. Свербилова. В 1937 году пришла Е.А. Бухштаб, в 1938 – Е.С. Королёва, а в 1939 – Е.Н. Тишина.
В этот период значительно выросла научная работа кафедры. Стали изучаться физиология детского возраста, диететика здорового и больного ребёнка. Актуальность тематики научных исследований вытекала из практических запросов педиатрии, так как в этот период в нашей стране создавалась широкая сеть учреждений по обслуживанию здоровых детей. Было опубликовано ряд учебных руководств, методических писем, монографий и журнальных статей.
После начала войны с фашисткой Германией, в октябре 1941 года 2-й Московский государственный медицинский институт был эвакуирован в город Омск. Часть сотрудников кафедры ушли в ряды Красной Армии (Е.А. Головенчиц, М.С. Махлина, Е.Н. Тишина и Е.С. Королёва), а другая часть работала в эвакогоспиталях (З.А. Ремизова, З.А. Метлицкая).
В октябре 1943 года после возвращения института из эвакуации в Москву работа на кафедре Пропедевтики детских болезней возобновилась. Временной базой кафедры стала 1-я детская клиническая больница (ныне – Морозовская детская городская клиническая больница), а в декабре 1945 года кафедра вернулась в детскую больницу имени Н.Ф. Филатова.
В этот период на кафедре работали: ассистенты З.А. Метлицкая, М.В. Раскина, с 1946 года – З.А. Ремизова и Е.Н. Тишина, ординатор – К.В. Еремеева.
20 июля 1947 года на 77-ом году жизни не стало основателя и первого заведующего кафедрой Пропедевтики детских болезней профессора Романа Осиповича Лунца, руководившего кафедрой 16 лет.
В 1948 году новым заведующим кафедрой был избран доктор медицинских наук, профессор Григорий Михайлович Лопатин. Длительное время до этого он руководил кафедрой Детских болезней Куйбышевского государственного медицинского института. Г.М. Лопатин был уже широко известным педиатром, который внёс много нового в диагностику и лечение малярии, алиментарно-токсической алейкии и ряда других инфекционных заболеваний у детей.В это время на кафедре работали: доцент М.Е. Саврик, ассистент З.А. Ремизова и ассистент Е.Н. Тишина и аспирант М.О. Пасторе, которая после окончания аспирантуры работала в Институте Педиатрии АМН СССР.
С 1949 года на кафедре стали работать ординаторы Т.А. Прокудина, М.Ф. Дещекина и аспирант А.В. Мазурин.
Вдумчивый клиницист, мягкий и деликатный человек Г.М. Лопатин пользовался большим уважением коллектива кафедры и своих маленьких пациентов. К сожалению, в связи с тяжёлой болезнью, в 1950 году он был вынужден оставить педагогическую работу на кафедре.
В 1950 году кафедрой пропедевтики детских болезней 2-го Московского государственного медицинского института имени И.В. Сталина стал заведовать доктор медицинских наук, профессор Виктор Алексеевич Власов. Являясь учеником выдающихся русских педиатров Василия Ивановича Молчанова, Александра Андреевича Киселя, Сергея Игнатьевича Федынского, Александра Алексеевича Колтыпина, Виктор Алексеевич в своей работе воплотил всё лучшее, что имелось в московской школе отечественной педиатрии. Опытный педагог, прекрасный клиницист он внёс много нового в работу кафедры. Была составлена новая программа и учебный план по пропедевтики детских болезней. Лекции на кафедре всё больше стали принимать клинический характер. Наряду с таблицами и диапозитивами стали демонстрировать большое число больных, на которых студенты наглядно могли видеть семиотику важнейших поражений у детей. Впервые в истории кафедры лекции стали сопровождаться показом кинофильмов. Практические занятия со студентами стали проводиться не только в учебных
комнатах, но и непосредственно в палатах у постели больного ребёнка. Наряду с использованием клинических отделений кафедры много времени отводилось для демонстрации здоровых детей, воспитывавшихся в Домах ребёнка или яслях.
На кафедре были созданы пособия для преподавателей по методике проведения практических занятий, было введено обсуждение лекций на методических совещаниях кафедры. Сотрудниками кафедры переработали учебную программу по пропедевтике детских болезней и создали типовой план практических занятий, которые были одобрены Министерством здравоохранения Союза ССР и разосланы в качестве руководства для педиатрических факультетов медицинских институтов страны.
Вышедший в 1935 году учебник детских болезней для фельдшеров А.А. Колтыпина, Н.И. Лангового и В.А. Власова выдержал 10 изданий. Последние 5 изданий были переработаны профессором В.А. Власовым и вышли под его редакцией. Этот оригинальный и легендарный учебник после переработки и дополнений был переведён и издан на украинском (1953 год), китайском (1955 год), румынском (1955 год), английском (1964 год) и арабском (1968 год) языках.
Вышли в свет и другие учебники: В.А. Власов, Н.И. Осиповский, К.Ф. Попов, и А.И. Титова «Детские болезни» для студентов медицинских ВУЗов (под общей редакцией профессор В.А. Власова), А.В. Мазурин и М.И. Мартынова «Лекции по педиатрии» в 2-х томах для студентов на вьетнамском языке (Вьетнам – Ханой, 1961 год). Были изданы монографии: профессора В.А. Власова «Менингококковая инфекция у детей раннего возраста» (1950 год), доцента А.В. Мазурина и доктора Нгуен Фук-Ни «Столбняк у детей» (1964 год).
Профессор Власов большое внимание уделял и лечебной работе как в отделениях, где проводились занятия со студентами, так и в поликлинике и детской консультации, объединённых с больницей имени Н.Ф. Филатова. В отделениях клиники стали проводиться занятия по повышению квалификации врачей детских городских поликлиник и консультаций.
В 1953 году в больнице имени Н.Ф. Филатова был открыт новый терапевтический корпус, открылись: грудное отделение на 25 коек, гепатитное отделение на 60 коек, увеличилось число коек в отделении для детей старшего возраста (до 60) и в дизентерийном (до 50).
С 1951 года в связи с изменением плана учебной работы и приходом на кафедру Пропедевтики детских болезней субординаторов (студентов VI курса), увеличился педагогический коллектив. На должность доцента по конкурсу была избрана Анна Николаевна Бушинская, являвшаяся ближайшей ученицей профессора А.А. Киселя. Аспиранты А.В. Мазурин и М.Ф. Дещекина стали работать ассистентами. С 1953 года на кафедре появились новые ассистенты – Л.Н. Артемкина, В.В. Сагулка, переведённые с кафедры Детских болезней педиатрического факультета.
В 1952-55 годах на кафедре были защищены кандидатские диссертации: ассистентом Е.Н. Тишиной на тему: «Влияние белковой нагрузки на функциональное состояние печени при эпидемическом гепатите у детей»; ассистентом А.В. Мазуриным на тему: «К вопросу о значении определения протромбина крови в клинике эпидемического гепатита (болезни Боткина) у детей»; клиническим ординатором З.Н. Поздняковой на тему: «Изменение капилляров при болезни Боткина у детей». После защиты диссертации З.Н. Позднякова работала ассистентом, а затем доцентом на кафедре Педиатрии Днепропетровского государственного медицинского института. Все эти вопросы были отражены в журнальных статьях и брошюрах.
В 1955 году ассистент М.Ф. Дещекина защитила кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о развитии детей и отдалённых последствиях у них после перенесённого в период новорожденности внутричерепного кровоизлияния», аспирант И.Д. Дубинской – на тему: «О состоянии здоровых детей, перенёсших пневмонию в 1-м полугодии жизни», аспирант Г.М. Нагорский – на тему: «Влияние поздних токсикозов беременности на развитие детей раннего возраста». В том же году, в связи с изменением учебного плана доцент А.Н. Власова, ассистенты М.Ф. Дещекина и Л.Н. Артемкина перешли на кафедру Госпитальной педиатрии.
В этот период времени среди детей отмечалась высокая заболеваемость дизентерией, которая, несмотря на разработанную в предыдущие годы сульфаниламидную терапию, протекала тяжело. У детей раннего возраста нередко это заболевание принимало затяжное и хроническое течение. Внедрение в лечение дизентерии антибиотиков (левомицетина, тетрациклина и др.) совпало с изменением типа возбудителя. Всё это требовала разработки клинических критериев дифференцировки различных форм дизентерии, вопросов лечения и предупреждения формирования затяжных и хронических форм.
В 1955 году аспирант Т.А. Прокудина защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Сравнительные данные клинических симптомов дизентерии, вызванной микробами Зоне и Флекснера у детей», ассистент З.А. Ремизова – на тему: «Течение хронической дизентерии у детей раннего возраста», ординатор Л.А. Савельева – на тему: «К вопросу об изменении сердечно-сосудистой системы при дизентерии у детей».
Ординатор И.А. Ионова в 1955 году была переведена в аспирантуру, которую успешно закончила с защитой диссертации на тему: «К вопросу об изменении реактивности у детей во время заболевания и после перенесения дизентерии», после чего работала ассистентов на кафедре Госпитальной педиатрии 2-го МГМИ.
По результатам проведённой работы вышли статьи в периодической печати, были написаны пособия и памятки для родителей.
Виктор Алексеевич Власов заботливо растил молодые кадры педагогов и научных работников, многие из них стали трудиться в различных медицинских и научно-исследовательских институтах. После защиты кандидатской диссертации ассистент Е.Н. Тишина стала доцентом, а с 1963 года и.о. заведующей кафедры; аспирант А.В. Мазурин – ассистентом, затем доцентом; аспирант Т.А. Прокудина – ассистентом кафедры Пропедевтики детских болезней Воронежского государственного медицинского института; ординатор З.Н. Позднякова – доцентом кафедры Детских болезней Днепропетровского государственного медицинского института; аспирант М.Ф. Дещекина – доцентом кафедры Госпитальной педиатрии 2-го МГМИ им. Н.И. Пирогова; ординатор Л.А. Савельева – старшим научным сотрудником Московского областного научно-исследовательского клинического института; аспирант И.А. Ионова – ассистентом кафедры Госпитальной педиатрии 2-го МГМИ им Н.И. Пирогова; заочный аспирант А.И. Диджионис – заведующим детским отделением в городе Каунасе; аспирант И.Д. Дубинская – старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР; аспирант Г.М. Нагорский – ассистентом кафедры Детских болезней Хабаровского государственного медицинского института; ординатор В.Н. Семёнов – старшим научным сотрудником Института социальной гигиены и организации здравоохранения; ординатор М.З. Аронов – ассистентом кафедры Детских болезней Астраханского государственного медицинского института; аспирант Т.Г. Плахута – ассистентом кафедры Детских болезней Хабаровского государственного медицинского института, а затем ассистентом кафедры Пропедевтики детских болезней 2-го МГМИ им. Н.И. Пирогова; ординатор Детской больницы имени Н.Ф. Филатова В.М. Каретный, который написал кандидатскую диссертацию под руководством кафедры Пропедевтики детских болезней и защитил её в 1966 году, долгие годы работал заместителем главного врача по лечебной работе Московской городской детской клинической больницы № 3; аспирант В.С. Еремеев работал ассистентом ка федры Пропедевтики детских болезней 2-го МГМИ им. Н.И. Пирогова и многие другие.
С 1963 по декабрь 1967 года в связи с уходом профессора В.А. Власова, кафедру возглавляла ученица Р.О. Лунца и В.А. Власова кандидат медицинских наук, доцент Елена Николаевна Тишина. В этот период продолжали разрабатываться те научные направления, которые были начаты сотрудниками кафедры в 50-е годы. Особое внимание уделялось изучению последствий эпидемического гепатита (болезни Боткина), развернулись работы по изучению хронических заболеваний у детей.
Учитывая высокую частоту осложнений, возникавший у детей после перенесённой болезни Боткина, на кафедре был организован консультативный приём детей, перенёсших эпидемический гепатит. Благодаря диспансерному обслуживанию, у многих детей удалось избежать развитие хронических поражений печени.
Итоги этих исследований были обобщены в докторской диссертации Е.Н. Тишиной на тему «Последствия болезни Боткина у детей», успешно защищённой в 1969 году.
В 60-е годы расширились исследования по проблеме так называемых геморрагических диатезов у детей. На эту тему была опубликована серия журнальных статей и защищены диссертации. Аспирант Т.Г. Плахута в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Свёртывающая система крови при некоторых геморрагических диатезах у детей», в 1966 году ординатор М.З. Аронов – на тему: «Особенности клиники и течения тромбоцитопенической пурпуры у детей», в 1966 году аспирант В.С. Еремеев – на тему «Клинико-гематологические особенности иммунных и неиммунных форм тромбоцитопенической пурпуры у детей».
В это время на кафедре работали: доцентом А.В. Мазурин, ассистентами З.А. Ремизова, В.С. Еремеев, Б.Н. Семёнов. В 1966 году З.А. Ремизова ушла на пенсию, и на должность ассистента был приглашён В.А. Агейкин, успешно защитивший в 1966 году кандидатскую диссертацию на тему: Некоторые показатели водно-солевого обмена и кислотно-щелочного равновесия крови при пилороспазме и пилоростенозе у детей грудного возраста».
В связи с расширением объёма преподавания в институте в 1966 году кафедра Пропедевтики детских болезней 2-го Московского ордена Ленина государственного медицинского института имени Н.И. Пирогова была переведена в Институт педиатрии Академии медицинских наук СССР, где была продолжена активная работа по изучению хронических заболеваний печени. Однако узкая тематическая специализация отделений научно-исследовательского института не позволяла поставить преподавание курса пропедевтики детских болезней для студентов на должном уровне. Поэтому, учитывая интерес педагогического процесса, в июне 1967 года кафедра была перебазирована в новую детскую больницу Первомайского района города Москвы. Через год она стала Детской городской клинической больницей № 3. Эта клиника, вместе с кварталами близлежащих домов (между Первомайской улицей и Щёлковским (бывшим Стромынским) шоссе) была построена на месте располагавшегося здесь аэродрома дальней и полярной авиации.
После переезда кафедры в Детскую городскую клиническую больницу №3 значительно расширилась клиническая база кафедры. К началу 70-х годов кафедра располагалась в следующих клинических отделениях ДГКБ № 3: отделение для новорожденных и недоношенных детей, соматическое отделение грудного возраста, кардиологическое и пульмонологическое, боксированное и соматическое отделение для детей старшего возраста (всего 185 коек). Наряду с этими отделениями кафедра возобновила работу в доме ребёнка и в яслях.
В декабре 1967 года по конкурсу заведующим кафедрой был избран ученик профессора В.А. Власова доктор медицинских наук, профессор Андрей Владимирович Мазурин. Он начал работать на кафедре с 1949 года и в 1967 году успешно защитил докторскую диссертацию на тему: «Тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа) у детей».
В связи с новыми условиями работы кафедры была перестроена как научная, так педагогическая и лечебная работа. В связи с потребностями практического здравоохранения, кафедрой была организована система повышения квалификации педиатров Первомайского района горда Москвы. С этой целью ежемесячно читались лекции по актуальным проблемам педиатрии, проводились районные клинико-анатомические конференции, на которых подвергались всестороннему анализу летальность и причины детской смертности в районе. Были организованы консультативные приёмы в кустовых поликлиниках района. Это позволило охватить консультативной помощью все детские поликлиники. В 70-80-е годы более 400 детей побывали на консультативных приёмах сотрудников кафедры.
Были пересмотрены и вновь созданы методические указания по ведению больных в стационаре. Наряду с ежедневными плановыми обходами больных в отделениях, ежемесячно проводились научные и научно-клинические конференции в больнице, на которых как сотрудники кафедры, так и врачи больницы выступали с научными докладами, демонстрировали больных.
На кафедре был перестроен педагогический процесс, пересмотрен лекционный курс, скорректирована тематика практических занятий и т.д.
В лекционном курсе за счёт сокращения менее актуальных тем появились лекции по акселерации развития, по особенностям обмена веществ, питанию детей раннего возраста и т.д. Лекции приобрели обобщающий характер, а их тематика стала отражать узловые проблемы педиатрии, достижения отечественной системы организации медицинского обслуживания детского населения. Были переработаны методические указания по проведению практических занятий, введено преподавание функциональных методов исследования дыхания и сердечно сосудистой системы. Внесли изменения и в методику приёма зачётов и экзаменов. Теперь студент не только должен дать ответ по теоретическим вопросам педиатрии, но так же обязан показать приобретённые навыки по исследованию ребёнка, оценить физическое развитие, назначить питание и т.д.
В 1970-е годы значительно обновился иллюстративный материал (таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, диафильмы и диапозитивы), были закуплены приборы для учебных занятий (электро- и фоноэлектрокардиографы, аппарат для изучения системы внешнего дыхания, стетофон и пр.). Вышло из печати учебное пособие для студентов «Питание здоровых детей».
Всё это позволило повысить интенсивность и внести определённую оптимизацию учебного процесса. С этой целью была перестроена методика подготовки и проведения летней производственной практики студентов III курса. Перед началом практики кафедральными сотрудниками читались лекции по методике ухода за детьми раннего возраста и технике выполнения медицинских манипуляций, которые сопровождались демонстрацией кинофильмов. В течение весеннего семестра студенты дежурили в вечернее время в клинических отделениях кафедры, а в летние месяцы они трудились на рабочих местах медицинских сестёр в детских больницах. Методическую помощь и контроль за их работой во время производственной практики осуществляли преподаватели кафедры. Тематика практики в летнее время являлась составной частью основной программы курса пропедевтики детских болезней – это позволяло кафедре устранить дублирование в преподавании дисциплины.
Ежегодно на методических совещаниях кафедры подвергались анализу итоги практики, что позволяло из года в год совершенствовать этот важнейший раздел обучения студентов.
С 1969 года на кафедре Пропедевтики детских болезней стали проходить последипломное образование интерны. В связи с тем, что на кафедре возросла педагогическая нагрузка, преподавательский состав кафедры увеличился. В 70-е годы кроме заведующего кафедрой профессора А.В. Мазурина доцентами работали Е.Н. Тишина и И.В. Казанский, ассистентами – В.А. Агейкин, В.С. Еремеев, А.М. Запруднов, Т.Г. Плахута. Все ассистенты кафедры являлись её воспитанниками и пришли на должности преподавателей после предварительного прохождения клинической ординатуры и аспирантуры. Все они являлись кандидатами медицинских наук, что позволяло более совершенно организовывать как лечебную, так и научную работу.
Научная тематика кафедры, входившая в государственный план по теме «Возрастные особенности детского организма в норме и патологии», посвящена двум частным темам: «Болезням системы крови» и «Заболеваниям сердечно-сосудистой системы». Разработка этих научных направлений была вызвана тем, что на фоне общей значительно снижающейся заболеваемости и смертности детского населения в стране, удельный вес болезней системы крови и поражений сердца в то время увеличился. Поэтому разработка этой тематики имела весьма актуальное значение, т.к. многие разделы этой патологии относятся к числу наименее изученных.
Сотрудниками кафедры впервые в стране ыли уточнены механизмы возникновения геморрагических синдромов при ряде заболеваний. Было показано, что в период криза при болезни Верльгофа и усиления кровоточивости при гемофилии наблюдается не только дефицит факторов свёртывания крови, но так же отмечается значительное увеличесние антикоагулянтов (гепарина, антитромбопластинов, антитромбинов, фибринолитической активности крови).
Это позволило выработать определённую методику гемостатической терапии, в основе которой как устранение дефицита отдельных факторов, так и введение препаратов подавляющих антикоагулянты (альфа-аминокапроновая кислота, кортикостероидные гормоны, изменение диеты и т.д.).
Подробному изучению подверглись особенности этиологических факторов, клиническое течение и методы лечения тромбоцитопенической пурпуры. Были разработаны наиболее эффективные методы консервативной терапии, благодаря которым у большинства детей удалось достигнуть выздоровления при болезни Верльгофа. Также были уточнены показания и противопоказания к хирургическому лечению этого заболевания у детей, выработаны рекомендации по пред- и послеоперационному ведению больных. В случае неэффективности спленэктомии разработали методы дальнейшего лечения.
Впервые у детей была определена частота иммунных механизмов при болезни Верльгофа, показана возможность возникновения тромбоцитопенической пурпуры у новорожденных вследствие антигенной несовместимости тромбоцитов матери и ребёнка, разработана клиника этого патологического процесса. На кафедре изучали течение заболевания у новорожденных, родившихся от матерей, страдающих болезнью Верльгофа.
Был доказан трансплацентарный механизм передачи антитромбоцитарных антител от матери ребёнку как причина тромбоцитопении у новорожденных, разработаны рекомендации по лечению болезни Верльгофа у новорожденных.
Старший лаборант кафедры Е.К. Баландина выполнила интересную работу по изучению антигенной структуры лимфоидных клеток. Удалось установить, что антигенные различия появляются на очень ранних стадиях развития лимфоидных клеток (на уровне лимфобласта). Это позволило применить в клинике меченную антилимфоцитарную сыворотку для дифференцировки анаплазированных клеток при инфекционном мононуклеозе и остром лейкозе.
На кафедре активно изучались механизмы кровоточивости, роль и значение антитромбоцитарных антител в генезе геморрагических диатезов, выяснялись механизмы развития и становления ферментативных систем клеток крови и т.д.
Особого внимания заслуживают исследования, проводившееся на кафедре Пропедевтики детских болезней, по изучению лейкопении и нейтропении. Итогом этой работы стала разработка методов функциональной характеристики лейкоцитов на основании изучения их фагоцитарной активности и их метаболизма, определение костно-мозгового резерва этих клеток и миграционной активности нейтрофилов. Изучение этиологии, механизмов развития нейтропений у детей, их классификаций и методов профилактики и лечения позволили значительно повысить эффективность применяемой в тот период времени терапии и предупредить у детей формирование хронических заболеваний.
А.М. Запруднов изучал спектр изоферментов малат- и лактатдегидрогеназы (МДГ и ЛДГ) крови при хронических заболеваниях печени. Значение его работы увеличилось, когда аспирант А.Р. Колоколов провёл изучение активности МДГ и ЛДГ в гепатоцитах, полученных при пункционной биопсии печени. Сопоставление общей активности МДГ и ЛДГ, а также их фракций в сыворотке крови и на клеточном уровне позволило сделать весьма важный вывод, что цитолитические процессы гепатоцитов при хронических заболеваниях печени проходят ряд этапов или фаз. Определяя эти ферменты в сыворотке крови, можно отчасти судить о тех изменениях, которые протекают в печёночных клетках.
Для изучения темы «Болезни сердца у детей» при кафедре была создана научная группа, основной задачей которой являлось выявление ранних признаков поражения сердца как у детей первого года жизни, так и у детей более старшего возраста. Это позволило выработать ряд рекомендаций по предупреждению и лечению этих заболеваний.
На кафедре Пропедевтики детских болезней в течение 1968-69 года вышли из печати 1 монография и ряд журнальных статей, подытоживающие научную работу кафедры за прошедшие годы.
На всём протяжении существования кафедры большое внимание уделялось подготовке молодых научных кадров, совершенствованию их квалификации.
С 1967 года на кафедре ежегодно обучалось более 20 клинических ординаторов. С этого времени в аспирантуре проходили обучение 6 аспирантов: А.Р. Колоколов из Астраханского государственного медицинского института, Е.С. Иванова из Актюбинского государственного медицинского института, С.Х. Тадеева из Северо-Кавказского государственного медицинского института, Р.Р. Халидова из Дагестанского государственного медицинского института, В.А. Филин и Г.Н. Мальцева из 2-го Московского ордена Ленина государственного медицинского института им. Н.И. Пирогова. Все они закончили обучение в аспирантуре и успешно защитили кандидатские диссертации.
На кафедре был разработан типовой план подготовки клинических ординаторов, предусматривающий, наряду с прохождением различных детских отделений, также большую их теоретическую подготовку.
В период с 1951 по 1969 год на кафедре Пропедевтики детских болезней прошли клиническую ординатуру 144 врача-педиатра, которые после работали в различных уголках Советского Союза. Многие из окончивших клиническую ординатуру руководят детскими больницами и поликлиниками, отделениями в больницах. Опыт, приобретённый в ординатуре, позволил многим ординаторам заняться активной научной работой.
Большое внимание на кафедре уделялось научной работе студентов. Научный студенческий кружок был организован с первых лет существования кафедры. Это позволило привлечь студентов в научную работу, повысить квалификацию будущих врачей, расширить их кругозор, приучить студентов читать не только обязательную, но и дополнительную научную литературу.
В первые годы в основу работы кружка была положена демонстрация и разбор больных, находившихся на лечении в клинике. Кроме того, студенты выступали с короткими реферативными сообщениями по отдельным темам на заседаниях кружка, готовили демонстрации больных, ежемесячно дежурили в клинике. С 1953-54 года в работе кружка стали больше внимания уделять самостоятельной научной работе кружковцев. Особое внимание было обращено на тематику работы студентов. Если в первые годы тематика кружка не была связана с темами научных работ кафедры, то в последующие годы все темы студентам давались с учётом научно-исследовательской работы кафедральных сотрудников. С 1954 года большинство студенческих работ было посвящено изучению патологии печени. Некоторые работы кружковцев были опубликованы в научных журналах.
Одновременно активно изучались и разрабатывались вопросы питания детей. Работа студентки V курса А.В. Мараловой «Сравнительное развитие детей, получавших естественное, смешанное и искусственное вскармливание», была отмечена I премией на Всероссийской конференции научных студенческих кружков медицинских институтов. В 1955-56 годах студенты впервые были привлечены к участию в экспериментальной работе. Изучалось влияние радиоактивных изотопов на растущий организм. Работа А.В. Мараловой, Е.Г. Овановой и Р.А. Судак «Влияние радиоактивных изотопов йода, натрия и фосфора на растущий организм» получила I премию на Всесоюзном смотре научных работ студентов, а её авторы денежные премии Министерства высшего и среднего образования СССР.
С 1957 года с вязи с началом работ по изучению болезней системы крови преобладающей тематикой научных работ в кружке стали работы по изучению отдельных сторон этого процесса.
Болезням крови было посвящено более 40 работ студентов, из которых статьи студентов И.А. Шеринбек «Лечение острых лейкозов 6-меркаптопурином у детей», Т.А. Большаковой, Н.Ф. Оводовой и П.Э. Эстриной «К вопросу об остром инфекционном лимфоцитозе» были опубликованы в научных журналах, а работы студентов И.И. Комисаровой «Липоиды крови при геморрагических диатезах у детей» и Э.Я. Дектярёвой «К вопросу о состоянии капилляров при болезни Верльгофа у детей» были отмечены первыми премиями на общеинститутских конференциях научных студенческих кружков.
Студентка О.Ю. Троицкая в 1966 году представила на английском языке результаты собственных исследований при гемоглобинопатиях у грудных детей, которые получили высокую оценку.
В 1967 году студентка Е.Е. Райхман участвовала во Всероссийской гематологической конференции научных студенческих кружков в городе Чите, на которой выступила с докладом на тему: «Содержание фетального гемоглобина у детей раннего возраста, страдающих алиментарными анемиями». Доклад был отмечен специальной премией.
В 1968 году студентки Т.Г. Трифонова и Д.И. Зелинская на Всесоюзной конференции студенческих научных кружков по генетике представили сообщение на тему: «Тромбоцитопеническая пурпура новорожденных, матери которых страдают болезнью Верльгофа», которое было отмечено специальной грамотой.
Из года в год число студентов, занимающихся в кружке, увеличивалось. В 1969-70 годах в кружке занималось 36 студентов IV и V курсов дневного и вечернего факультетов.
Широкое вовлечение студентов в научную работу, предоставление им самостоятельности, способствовало тому, что студенты стали заниматься в кружке кафедры, начиная с III курса и до окончания института. Многие бывшие члены научного студенческого кружка после окончания института продолжили заниматься научной работой в различных научно-исследовательских институтах страны. Так, например, И.И. Комиссарова защитила кандидатскую диссертацию, а после работала старшим научным сотрудников в одном из НИИ. В.А. Филин являлся аспирантом, после защиты диссертации занимал разные должности на кафедре Пропедевтики детских болезней, стал доктором наук, профессором, с 1989 по 2009 год являлся заведующим кафедрой. Т.Г. Трифонова проходила клиническую ординатуру на кафедре, в 1971-74 годах обучалась в аспирантуре, успешно защитила кандидатскую диссертацию и до настоящего времени работает на кафедре.
18 марта 1971 года в конференц-зале Детской городской клинической больницы № 3 состоялась научная конференция, посвящённая итогам 40-летней работы кафедры Пропедевтики детских болезней 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова.
Таким образом, развёртывая активную научно-исследовательскую работу, совершенствуя учебный процесс, воспитывая квалифицированных педиатров, кафедра Пропедевтики детских болезней Российского государственного медицинского университета имени Н.И. Пирогова вносит свой вклад в дело охраны здоровья детей, подготовку врачей-педиатров и научных кадров нашей страны.
В расписание практических занятий были введены итоговые занятия по методам исследования отдельных систем организма, физического развития, оценки тяжести состояния больного. Увеличение часов на преподавание позволило ввести новый курс «Здоровый ребенок».
В 1985 году под редакцией профессоров А.В. Мазурина и И.М. Воронцова вышел в свет учебник по пропедевтике детских болезней, основные разделы которого были написаны сотрудниками кафедры. Этот учебник получился настолько удачным, что по основным разделам пропедевтики он актуален и сегодня. В 1999 году был издан новый учебник под редакцией А.В. Мазурина и И.М. Воронцова, менее удачный, чем предыдущий. Идея авторов книги собрать в ней большую справочную информацию, к сожалению, привела к перегрузке учебника излишней информацией.
Научная работа, выполняемая на кафедре, стала болеё разнообразной. В 1970 году были опубликованы результаты исследования вирусных миокардитов у детей 1-го года жизни, изменений сердечно-сосудистой системы при пневмониях, продолжали изучаться проблемы геморрагических диатезов. В 80-90-е годы сотрудниками кафедры выполнены докторские диссертации по различным проблемам педиатрии. Среди них: «Гатродуодениты у детей, патогенез, клиника, диагностика, лечение» (А.М. Запруднов, 1985); «Эзофагиты у детей, патогенез, клиника, диагностика, лечение» (В.А. Филин, 1987); «Хронические заболевания кишечника у детей» (А.Б. Сафонов, 1989); «Медицинская реабилитация детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения» (К.И. Григорьев, 1990); «Возрастные особенности гемостаза и алгоритм диагностики скрытых субклинических форм кровоточивости у детей» (Л.Н. Якунина, 1991); «Лечение язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у детей» (Л.Н. Цветкова, 1993); «Заболевания верхних отделов пищеварительного тракта у детей, клинико-эндо скопические исследования» (П.Л. Щербаков, 1997); «Клиническое значение продуктов катаболического распада клеточных рецепторов в норме и при патологии у детей» (И.Г. Михеева, 1998).
С 1989 года руководить кафедрой стал доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Александрович Филин. Под его руководством продолжилось интенсивное изучение гастроэнтерологической патологии у детей. Особое внимание было уделено разработке проблемы эзофагитов у детей, изменений поджелудочной железы при гастродуоденальной патологии и поражениях билиарной системы. Благодаря сравнительному изучению эффективности лечения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, удалось в 4 раза сократить сроки рубцевания язвенных дефектов, а также разработать болеё эффективную профилактику её обострений. В настоящее время продолжает изучаться патология толстой кишки у детей. Исследованиями, проведёнными на кафедре, было доказано, что у детей, как правило, развивается распространенная патология пищеварительного тракта, это требует соответствующей коррекции терапии. В.А. Филин был пионером в изучении значения хеликобактерной инфекции (H. pylori) при гастроэнтерологической патологии у детей. Доказана значимость этой инфекции
как причинного фактора в возникновении язвенной болезни двенадцатиперстной кишки, гастритов и гастродуоденитов у детей, обнаружены семейные очаги хеликобактерной инфекции.
В последние годы в педагогический процесс на кафедре стали внедряться новые формы контроля умений и знаний студентов, интернов и ординаторов, в том числе с использованием компьютерной техники.
Коллектив кафедры с начала её образования основывает свою работу на понимании того, что предмет «Пропедевтика детских болезней» является базовой дисциплиной клинического мышления и является связующим звеном между кафедрами теоретического и клинического профиля, что требует постоянной координации тематики лекций и практических занятий с кафедрами нормальной анатомии и физиологии, а также биохимии, патофизиологии, гигиены, пропедевтики внутренних болезней и др. Эти вопросы решаются на межкафедральных методических совещаниях и при использовании интегрированной программы по педиатрии.
Одним из направлений в работе кафедры является подготовка и сертификация врачей по специальностям «Гастроэнтерология» и «Эндоскопия» на курсе по детской гастроэнтерологии и интраскопии факультета усовершенствования врачей РГМУ, открытом в 1999 году.
Проходят годы, но кафедра живёт активной преподавательской и научной жизнью, постоянно наращивает темпы, появляются молодые специалисты, которые совместно с ветеранами кафедры укрепляют позиции Пропедевтики детских болезней и Педиатрии.
The PetroveLimited & Kollovrat production