Профориентационные мероприятия что это
История мероприятия
Конец 19 века был знаменит тем, что в то время стали развиваться производственные компании, практически стерлись границы между сословиями. В той России все чаще дети из небогатых семей стремились проявить себя в профессиях, которые были далеко за унаследованными стереотипами. Тогда считалось, что профориентация для школьников необходима для информирования их о существующих профессиях, о способах обучения. Ближе к 20 веку для абитуриентов выпускали альманахи и календари, где можно было узнать о местоположении образовательных учреждений.
В 1897 г. в России появилась служба, которая помогала с «приисками» работы. В западных странах и Америке уже к этому времени работали биржи труда, а внутри предприятий создавались бюро для профессионального отбора работников и служба для профориентации молодежи.
Психологические исследования
Он организовал лабораторию, где предлагал пройти профориентацию людям разных социальных уровней, трудящимся на разных профессиях. Его теория не подтвердилась. Тогда он принял решение развивать свою процедуру для ориентирования человека в подходящей для него профессиональной сфере.
Профконсультирование
Вместе с Гальтоном профессор Дж. Девис осуществлял для юных абитуриентов консультативную практику. В 1908 г. в Бостоне начала свою работу Служба для управления выбором профессиональной деятельности. И уже в 1909 г. специалисты службы проводили занятие по профориентации во всех городских школах.
Современное понятие мероприятия
Почему человек часто неправильно выбирает будущую профессию?
Причин для неправильного выбора профессии существует несколько. Молодые юноши и девушки в силу отсутствия жизненного опыта и практики общения с представителями различных отраслей деятельности опираются на рекомендации родителей, забывая о своих способностях и желаниях. Некоторые поступают на ту или иную специальность просто за компанию с другом либо для отсрочки призыва в армию. Причины выбора будущей профессии связаны с тем, что «надо», «заставляют», «уже оплатили учебу», «там у родителей знакомые работают», «папа/мама/брат/сестра там учились и работают по профессии, вот и меня туда отправили». Все эти мотивы впоследствии играют злую шутку с выпускником, который держит в руках диплом, но не уверен, что ему хочется работать по полученному профилю. Но это самый лучший исход.
Здесь есть и другая сторона: получая профессию электрогазосварщика, альпиниста, линейного обходчика, электрика и т. д., человек должен осознавать, что результат его работы напрямую связан с соблюдением мер безопасности. Но как это часто бывает, приходя на нелюбимую работу, выполняя те действия, к которым душа не лежит, работник думает лишь о выходных и отпуске, забывая о важнейших требованиях безопасности. Отсюда профессиональный травматизм, профессиональные заболевания, так часто сопровождающиеся летальным исходом.
Как узнать, к какому роду деятельности лежит душа
Как быть, если выбор сделан, но он неверный?
Большинство студентов решают завершить учебу в институте или техникуме. Следствием этого является потраченное впустую время, денежные средства. Те, кто все-таки оканчивает обучение, но осознает, что по специальности работать совсем не хочется, либо идут и работают, не получая должного удовольствия, либо получают второе образование. Последнее выходит весьма накладным мероприятием, которое не каждому по карману.
В любом случае профильное образование необходимо в связи с изданием Министерством по труду и соцзащите РФ профессиональных стандартов, а также работодатель не имеет права принять в штат сотрудника, который этим профстандартам не соответствует в графе «Образование».
Почему важно обращаться за консультацией к специалистам?
Во время консультации при обращении в центр профориентации будущие выпускники школ и те, кто выбрал неверный профиль в вузе, могут задать вопросы касательно подбора правильной профессии, выбора образовательного учреждения и продолжительности обучения, трудоустройства в стабильно развивающиеся компании.
Мероприятия по профориентации в центре включают в себя несколько этапов:
Большая часть таких центров функционирует совместно с Центром занятости населения, что позволяет точно знать о потребностях в кадрах, а также обучиться непосредственно при центре (для выпускников школ, средних и высших образовательных учреждений).
Можно ли самому правильно выбрать профессию?
Каждый человек может самостоятельно подобрать себе профессию, но следует учесть несколько важных аспектов:
1. Человека должна интересовать будущая работа. Не нужно склоняться к выбору той работы, где трудятся друзья, родственники. Также выбор не должен быть в той сфере, где модно учиться. Профессия должна быть востребованной на рынке труда.
3. Будущая деятельность должна совпадать с личностными характеристиками. Т. е. общительные люди должны отдавать предпочтение работе с множественными контактами, эмоционально неустойчивые не должны выбирать монотонные типы труда, где требуется повышенная концентрация внимания продолжительное время.
Школа и профориентация
1. Школьники и их родители должны быть осведомлены о существующих в пределах населенного пункта кадровых проблемах.
2. Учителя обязаны выявить склонности к определенным видам работы и возможности каждого ученика.
3. Школьники должны иметь потребность в саморазвитии и самосовершенствовании для будущей работы.
4. К концу программы у учеников должно измениться мнение о себе в положительную сторону. Им необходимо привить чувство своей индивидуальности и социальной значимости. Родителям надлежит быть четко уверенными в успехах своих детей.
5. Необходимо организовать несколько экскурсий на действующие предприятия населенного пункта, чтобы дети могли посмотреть на технологические процессы и пообщаться с рабочими.
Программа профориентации рассчитана не только на учеников выпускных классов, она охватывает весь период обучения ребенка, начиная с 1-го класса. Обусловлено это тем, что для более точного прогноза будущей профессиональной деятельности следует учитывать все психовозрастные этапы развития школьников.
Так, в начальной школе маленьким несмышленышам классный руководитель прививает чувство ценности любого труда, доносит до них то, насколько этот труд важен в жизни человека. Путем ненавязчивых разговоров у детей повышается интерес к образовательному процессу, к практическим занятиям, к познанию нового и неизведанного.
В средней школе (с 5-го по 7-й класс) на психологическом уровне каждого человека происходит становление своего «я». На этом этапе уже можно выделить склонности к рисованию, музицированию, танцам, счету, сочинению текстов, увлечению способами лечения болезней и травм, кулинарии, технике и т. д. Здесь большую роль играет внимание родителей, которые должны разглядеть склонности своего ребенка к каким-либо профессиональным сферам и поддерживать это ежедневно.
В 8-м и 9-м классах ученики уже более трезво оценивают свои интересы, на этом этапе можно организовать групповые или индивидуальные занятия, где обычно ребенок пишет тест на профориентацию и уже показывает определенные результаты. Можно сформировать решение о получении среднего специального или высшего образования.
Учащиеся 10-го и 11-го классов могут самостоятельно оценить свою готовность к выбранной работе, необходимо выявить и укрепить профессиональные качества для избранного типа труда. Для этого учителя, обычно это преподаватель технологии, проводят классный час по профориентации, где в игровой и коммуникативной форме дети пробуют себя в роли врачей, учителей, директоров фирм, простых рабочих.
Опросники для профориентации выпускают множество авторов, отечественных и зарубежных. Последние более точные, поскольку включают в себя 2 или 3 сотни вопросов, совокупность ответов на которые четко указывает профессию, тогда как отечественные тесты содержат в себе лишь по 20-30 вопросов общего характера и дают лишь образное представление о сферах деятельности.
Самый популярный зарубежный опросник принадлежит Дж. Холланду, тест состоит из 240 вопросов, которые поделены на группы:
При этом блоки постоянно пересекаются между собой в процессе выполнения теста.
«Формы профориентационных мероприятий»
«Формы профориентационных мероприятий»
I. Вербальные формы профпросвещения
1) Клуб профессиональных знакомств — объединяет старшеклассников с целью расширения их кругозора, удовлетворения и развития профессиональных интересов.
В клубе выпускники встречаются с представителями как массовых, так и редких профессий, знакомятся со спецификой их труда, психологическими, социально-экономическими и медицинскими аспектами выбора профессии. Занятия проходят в форме диалога между гостями клуба и школьниками. В ходе заседания клуба проводится экспресс-диагностика, профориентационные игры, дается информация об условиях приема в профессиональные учебные заведения, о востребованности интересующих специальностей. Руководит работой клуба совет, в состав которого входят учащиеся и педагоги. Занятия в клубе проходят ежемесячно, при необходимости проводятся выездные заседания в школах, оздоровительных лагерях.
Диспут интересен тем, что заставляет задуматься над проблемой профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спорным вопросам.
Примерные темы диспутов: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица — это тупик или перепутье», «Карьера — это карьеризм или профессиональный рост», «Что я делаю для достижения своей цели», «Престижность профессии. Что это такое?» и др. Приведем примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:
1. «Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия?
2. «Кем быть» или «Каким быть»?
3. Профессия красит человека или человек профессию?
4. Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это?
5. Свободный выбор профессии. Что это значит?
6. Зависит ли выбор профессии от оценок в аттестате?
7. Что нужно знать для правильного выбора профессии?
Устный журнал — представляет собой выступления учащихся с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала.
Чтобы журнал вышел интереснее, можно включать в него просмотр видеоматериалов, слайдов, устраивать встречи с представителями различных профессий.
Большой интерес школьников вызывает и радиожурнал, для проведения которого можно использовать школьный радиоузел.
Примерная тематика устных журналов: «Люди в белых халатах», «Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий» и др.
Беседа проводится с целью ознакомления учащихся с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального обучения и подготовки в регионе, особенностями и условиями трудовой занятости населения.
При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма подведения итогов.
Для участия в беседе можно пригласить представителя профессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студентов и др.
Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Число участников такой встречи ограничено, не более одного класса. Участие старшеклассников в беседе за «круглым столом», свободный обмен мнениями по актуальным вопросам современности предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников. Данная форма работы может быть рекомендована старшеклассникам, имеющим уже определенный опыт. На каждое заседание клуба составляется программа, в которой подробно описывается ход заседания, примерные вопросы участникам, указываются учебные заведения, в которых можно получить нужную профессию.
1-я группа: участие в наглядном оформлении предстоящей встречи за «круглым столом», в организации подготовительной работы.
2-я группа: участие в подготовке встречи за «круглым столом», в проведении анкетирования среди участников с целью выяснения интересующих вопросов; приглашение специалистов и других участников.
3-я группа: проведение всей подготовительной работы встречи за «круглым столом»: выяснение с помощью анкетирования различных вопросов жизни, интересующих сверстников, определение основных тем беседы предстоящей встречи, организация спецвыпусков, посвященных обсуждаемым вопросам; выступление по одному из вопросов, интересующих других участников.
Примерная тематика: «Перспективы выбранной профессии: смогу ли я реализоваться», « Есть ли выход? Как вы представляете свое будущее и будущее страны?»
Предлагаемые формы проведения заседаний клуба (диспуты, устные журналы, беседы, круглые столы, вечера вопросов и ответов, посиделки, «огоньки» и др.) могут выступать и как самостоятельные мероприятия, что целесообразно в начальном и среднем звене.
2) Вечер-сбор путешествие
Все учащиеся класса или одной параллели делятся на команды. В ходе мероприятия участники делятся друг с другом знаниями, впечатлениями, предложениями о той или иной стороне окружающей жизни. Можно устраивать не только один вечер-путешествие, а серию подобных вечеров на одну тему.
5. «Путешествие в мир профессий».
6. «Путешествие на машине времени» и т. п.
В ходе вечера все команды представляют собой различные экспедиционные группы.
3) Вечер разгаданных и неразгаданных тайн
Это познавательное профориентационное мероприятие имеет форму тренинга с предварительной подготовкой участников. Проводится с целью привлечь участников к различным сторонам и явлениям окружающего мира, к перспективам его развития, а также к научным открытиям, к нерешенным проблемам жизни. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн позволяет ребятам и взрослым обмениваться своими мнениями, знаниями, ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины и т. д.
Предварительно класс делится на мини-группы по 4-5 человек.
1. Совет вечера, в состав которого входят представители всех мини-групп, составляет список тайн и сообщает всем участникам заблаговременно. Все думают над этими тайнами, читают литературу. На самом вечере каждая мини-группа получает 1-2 тайны (по предложению ведущих или по жребию) для подробного сообщения.
Другие команды высказывают свои соображения, развивая свою точку зрения.
2. Каждая мини-группа находит тайны для других мини-групп и по ходу вечера предлагает по очереди тайны каждому из остальных объединений.
3. Каждая мини-группа передает «совету мудрейших» свои тайны. На самом вечере обсуждается тайна за тайной. Ведущие завершают вечер, высказывая свое мнение о ее результатах.
«История одной вещи»
«Где родился каравай»
«Какими будут города будущего?»
СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ И УЧАСТНИКАМ
1. Участниками вечера могут быть сверстники, разновозрастные команды.
3. При подготовке к вечеру можно пользоваться всеми доступными источниками информации, особенно научно-популярными книгами и журналами. Сам вечер должен продолжаться не более 2 часов.
5. Необходимо включение в проведение вечера игр и игровых моментов, с учетом возраста участников.
Классный час заранее включается в школьное расписание, но не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано, он может продолжаться 20-30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы проведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей.
Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:
— определить тему и форму;
— выбрать место и время проведения;
— составить план подготовки и проведения классного часа;
— вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;
— распределить задания между группами учащихся и отдельными участниками;
— как и в любом воспитательном мероприятии учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития.
Для профориентации школьников целесообразно проведение тематических классных часов, к которым заранее готовятся сами учащиеся.
Формы проведения классного часа могут быть различными: беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, игра-путешествие, защита проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, концерт, КВН, викторина. О некоторых из них уже было сказано выше.
Методика подготовки и проведения классного часа
Примерная тематика классных часов
Откуда пришла тетрадка. Дом, в котором живешь. Разговор о хлебе: «Откуда и зачем пришел хлеб?» В мире обыкновенных вещей. Трудом полезным славен человек. Мое хобби. Мир, который вокруг нас. Где работают наши родители?
Человек не для себя родится, человек должен сбыться. Будущее начинается сегодня. Люди, на которых ты хотел бы быть похожим. Хочу, могу, надо. Прошлое и будущее родного края. Мир твоих увлечений. Жизнь дана на добрые дела. Призвание. Высокое и благородное призвание.
Конференции учащихся прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы школы. Профориентационные конференция могут проводиться в виде уроков-конференций, научных, научно-практических, итоговых и читательских конференций.
— Определение темы конференции.
— Оповещение о сроках проведения конференции (обычно за 1 месяц до проведения участников ставят в известность).
— Программа, дискуссионно-проблемные вопросы, выносимые на обсуждение, вывешиваются для общего ознакомления.
— Подготовка к конференции включает в себя изучение различных источников, работу с каталогами библиотеки, библиографическими справочниками, энциклопедиями; просмотр кинофильмов, спектаклей, имеющих отношение к теме конференции; посещение музеев, встречи с интересными людьми.
— В ходе подготовки к конференции учитель, совместно с библиотекарем и учителями-предметниками знакомит учащихся с навыками составления планов, конспектов, тезисов, выделением наиболее важных фактов, подбором цитат, работой с документами; приучает их логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы.
— Составление каждым участником краткого плана выступления, проведение индивидуальных и групповых консультаций (по мере надобности). Завершается этот этап написанием развернутого плана доклада или полного его текста.
После проведения конференции необходимо обсудить итоги ее проведения, для чего поставить перед учащимися следующие вопросы:
1. Что в проведении конференции вы считаете наиболее интересным, полезным?
2. Какие вопросы, на ваш взгляд, остались невыясненными, недостаточно раскрытыми?
3. Ваши предложения.
Например, научно-практическая конференция «Какие специалисты будут нужны нашему краю через …лет?»:
Выяснение профессиональных интересов участников. Составление плана подготовки к конференции и распределение обязанностей между участниками (оформление места проведения, выставка справочной литературы, изречения и высказывания известных людей и т. д.) Программа конференции: 1.Вступительное слово ведущего. 2 Доклады, посвященные проблеме (Чем славен родной край. Как правильно выбрать профессию). 3. Выступление специалиста службы занятости или центра профориентации…). 4. Профориентационная игра «Востребованные и невостребованные профессии» с использование данных предварительной диагностики.
6) Пресс-конференция является воспитательной формой работы, активизирующей деятельность школьников, развивающей мышление, умения рассуждать, пользоваться разнообразной информацией, получаемой из разных источников. Пресс-конференции способствуют самообразованию школьников.
При подготовке к пресс-конференции рекомендуется учащихся класса распределять на группы (инициативные, творческие) для выполнения заранее определенных заданий:
— подготовить сообщение на тему пресс-конференции,
— оформить наглядное пособие,
-подобрать интересные факты и т. д.
В каждой группе определяется основной выступающий, представляющий интересы данной группы.
Оформляется выставка книг, дидактического материала.
При проведении пресс-конференции вначале делаются доклады, затем идут ответы на вопросы; подводятся итоги.
Рекомендуется предлагаемую тему рассматривать с разных позиций. Например, можно рассмотреть вопрос «Сколько лет человек способен трудиться» подходя с позиций: 1)Что нам мешать работать? 2)Человек и техника, 3)Все зависит от здоровья, 4)Есть ли необходимость продления трудовой жизни.
II. Практические формы профпросвещения
1) Традиционные поручения
Практические поручения позволяют решать задачи воспитания трудовых навыков, знакомят с миром профессий, развивают умения решать жизненно важные проблемы.
— Кроме того, такие поручения позволяют сделать каждого члена класса участником разнообразных дел. Каждое из таких поручений, выполняясь в течение 1-2 недель, обогащает каждого участника определенным практическим, организаторским, нравственным опытом, учит каждого вникать в опыт других, использовать все хорошее, новое.
Ни в коем случае не разжигайте соперничества между мини-группами! Поддерживайте ростки дружбы, взаимопомощи, настойчивости в осуществлении задуманного.
Всячески поощряйте работу над поручениями вне школы.
Высоко оценивайте и развивайте взаимопомощь при выполнении дел-поручений.
Периодически устраивайте обсуждение всем классом опыта выполнения постоянных дел-поручений, например, на общем сборе-«огоньке».
2) В целях профинформирования возможно включение в работу «Живой» газеты.
Это познавательное и организаторское дело, обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений, главной целью которых является помощь школьникам правильно оценить положительные и отрицательные стороны своей жизни и настраиваться на решение определенных задач.
Материалом для нее могут служить:
1. Положительный опыт заслуживающий распространения и развития.
2. События в общественной жизни.
3. Радостные перспективы жизни и т. д.
Живую газету можно выпускать эпизодически и регулярно.
Участники газеты, а их должно быть не менее 7-10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают ее композицию.
Подготовка к выпуску живой газеты начинается на сборе-старте участников, где сообща выбирается название, составляется план номера и жанра выступлений, решается, в каких частях выступают все участники, а в каких – отдельные группы, распределяется работа по дальнейшей подготовке.
3) Игры и конкурсы могут быть самыми разнообразными и проводиться как самостоятельные мероприятия (конкурс «Лучший по профессии»), или в ходе других мероприятий, например в ходе классного часа.
Игра — одна из активных форм профпросвещения. В процессе игры участники вступают в определенные социальные психологические отношения, «пробуют» себя в роли профессионалов, выполняя отдельные элементы и даже комплекс присущих им обязанностей.
Описания различных профориентационных игр можно найти в методическом пособии «Активизирующие профориентационные методы»
Конкурс — помогает определить, у кого из учащихся более глубокие знания по определенной тематике, выше уровень профессиональных навыков, способностей.
4) Тематический утренник или вечер — может быть посвящен одной профессии или целой отрасли.
В ходе утренников и вечеров могут проводиться конкурсы, игры, включаться номера художественной самодеятельности, музыкальное сопровождение.
Для младших школьников рекомендуется проведение утренников примерно такой тематики: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?», «Наши мамы и бабушки», для средних и старших школьников — вечеров: «Защита профессии», «Выбор профессии — дело серьезное», «Поиск, творчество, инициатива», «День работников автомобильного транспорта, сельского хозяйства, строительства» и т. д.
5) Экскурсия — одна из распространенных форм получения профессиональной информации. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В ходе экскурсии учащихся знакомят с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, работой региональных отделов службы занятости, центра профориентации.
Во время экскурсии на предприятия и учебные заведения школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, учебного заведения, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности.
Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий:
1. Обзорные – с целью общего знакомства с предприятием, учебным заведением, с группами учащихся одного возраста.
2. Тематические – проводятся по темам школьных предметов по плану школы. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления с предприятиями и пропаганды определенных профессий для старшеклассников.
3. Профессиографические – на предприятие, в профессиональное учебное заведение. В ходе производственного и учебного процесса раскрывается содержание той или иной профессии.
6) Турнир знатоков (разнобой)
Это познавательное мероприятие, проводимое несколькими микрогруппами, каждая из которых по очереди организует состязание между остальными участниками. Турнир знатоков может проводиться по одному профилю или быть комплексным, когда каждый тур состязаний имеет свой профиль. Например, турнир знатоков может состоять из: знатоков математики; знатоков музыки; знатоков родного края; знатоков литературы и т. д.
ПОДГОТОВКА К ТУРНИРУ ЗНАТОКОВ
1. Каждая микрогруппа, одновременно с другими, посовещавшись, придумывает тот профиль (вид), по которому будет проводить свой тур состязаний с остальными микрогруппами.
2. Все микрогруппы предлагают возможные профили (виды) состязаний, затем сообща отбирают по числу объединений самые удачные, затем, по желанию объединений или по жребию, определяют между собой профили (виды) для организации состязаний.
После того, как профили (виды) придуманы и объявлены или распределены, каждое объединение снова совещается 15-20 минут и решает, как оно будет вести свой тур состязаний между остальными минигруппами. В данную форму также включаются элементы ролевой игры: мини-группы представляют приемную комиссию, ученый совет, жюри фестиваля и т. д. После общего сбора-старта каждое объединение готовится к выполнению тех заданий, которые объявлены предварительно.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОФИЛИ СОСТЯЗАНИЙ:
1. Конкурс знатоков науки. Например, математики или физики, химии, биологии.
2. Состязание знатоков родного края, города, поселка.
3. Соревнование журналистов. Например, между командами профиля журналистики и т. д.
4. Конкурс знатоков искусства, музыки, живописи, поэзии. Например, команды абитуриентов и т. д.
5. Состязание знатоков техники.
6. Состязание знатоков танца.
После проведения всех туров состязаний необходимо дать время каждой мини-группе для того, чтобы подвести итоги своего тура.
Формируют добросовестное отношение к труду, знакомят с особенностями работы и пробуют собственных сил в различных областях деятельности, развивают профессиональные интересы.
Трудовая атака. Возможные задания:
— расчистить территорию школы от снега, листьев;
— посыпать песком обледенелые дорожки;
-украсить школу, посадить цветы и т. д.;
— построить или отремонтировать пешеходные мостики, подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары.
Трудовой десант. Возможные задания:
— помощь колхозу в уборке урожая и других сельскохозяйственных Работах;
— помощь лесничеству в охране природы, в борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;
— помощь в строительстве, создании сада, парка, памятных сооружений;
— помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т. д.
8) Клубы по интересам, кружки
Клубы ориентированы на решение образовательных и воспитательных задач вне рамок учебного процесса. Каждый клуб имеет свою программу в соответствии с профилем работы, объявляет конкурсный набор учащихся, проводит самостоятельную профильную деятельность, организует выпускные испытания. Учащиеся клуба выступают организаторами массовых мероприятий.
Программа работы клуба разрабатывается ее руководителем с участием воспитанников и включает:
— учебные занятия по профилю,
— профильные действия (мероприятия различного характера),
— презентации и рекламные действия,
— коллективные действия с другими организациями.
Клуб имеет орган самоуправления, в который входит избранный детский актив и руководитель; разрабатывает свой устав, правила взаимоотношений членов.
Варианты кружковой работы: Компьютерный дизайн, моделирование одежды, конструирование, радиолюбители, автодело, юные журналисты и т. д.
Конкурсы могут иметь самые разнообразные формы:
Проведение конкурсов возможно в рамках кружковой работы, трудовых дел, турнира знатоков, а также может выступать и как самостоятельное мероприятие.
III. Наглядные формы профпросвещения
1) Информационный стенд содержит сведения о профессиональных учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приема и учебы), о предприятиях и организациях района, города, центре занятости населения, центре профессиональной ориентации;
— профессиографические описания основных массовых профессий, справочную, научно-популярную, и другую литературу о мире профессий, профессиональных учебных заведениях, различных отраслях народного хозяйства, о людях труда;
— модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией производства.
Примерный перечень тематики стендов
1.Раздел, содержащий советы выбирающему профессию и предостережения против ошибок:
- Типы и особенности профессий; Краткий обзор профессий рабочих и служащих; Источники информации и мире профессий; Свойства и особенности характера; Восемь углов ситуации выбора профессии.
2. Информационный раздел о профессиональных учебных заведениях:
- Схема профессиональных учебных заведений Алтайского края; Проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений; Для тех, кто интересуется военными специальностями; Календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).
3. Раздел содержащий информацию о рынке труда Алтайского края:
- Альбом вакансий; Права граждан в области занятости, социальные гарантии; Советы ищущим работу, памятки безработному.
4. Раздел об увлечениях школьников (техническое творчество, художественное творчество, выставка изделий изготовленных на уроках труда, на кружковых занятиях, курсах)
К наглядным формам работы можно также отнести:
Выставки книжные. «Человек проявляет свое «я» в труде». «Твое жизненное кредо».
Обзоры. Обсуждение книг. Объединения любителей книги. Обозрение книжное «Путешествие в будущее, какое оно?»
Час взаимной информации. «Читайте! Слушайте! Смотрите!»