Профориентационные курсы в 9 классе что это
Программа по профориентации для 9 классов «Уроки выбора профессии»
«Уроки выбора профессии»
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Основные задачи курса:
1. Сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
2. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;
5. Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
6. Научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
7. Научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 8-9-х классов; состоит из 6 занятий.
1. Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
2. Формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
3. Принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе на основе индивидуально разработанных рекомендаций;
4. Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии. По завершении курса учащиеся пишут письменную работу в форме составления резюме и сочинение «Я через десять лет…».
Формула выбора профессии «Могу-хочу-надо». Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши.
Ошибки при выборе профессии. Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу.
Исследование профессиональной направленности личности. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда
Планирование профессиональной карьеры.
Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу. Самопрезентация. Собеседование.
Занятие 1. Понятия «профессия», «специальность», «должность». Основные факторы выбора профессии. Тест по выявлению интересов учащихся.
1. Понятия «профессия», «специальность», «должность».
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы начнем с вами наш разговор о выборе будущей профессии.
Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?
Кто пока не определился?
Кого этот вопрос пока еще не интересует?
А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?
Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.
Должность – конкретный трудовой пост в конкретной организации.
Игра «Должность, специальность или профессия».
Юрист (П), слесарь (П), сантехник (С), полицейский (П), артист (П), оперный певец (С), воспитатель (П), воспитатель дошкольного образования (С), режиссер (П), журналист (П), учитель (П), учитель иностранного языка (С), заместитель директора (Д), повар (П), кондитер (С), бухгалтер (П), главный бухгалтер (Д).
2. Основные факторы выбора профессии.
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?
Давайте вместе рассмотрим эти факторы.
1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.
2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
5. Мнение родителей, семьи. Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.
6. Мнение сверстников. Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.
7. Позиция учителей, профессионалов. Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.
8. Личный профессиональный план (ЛПП). За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.
Игра «Самая-самая». О какой профессии может идти речь?
Рабочая программа по профориентация в 9 классе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Шахматовская основная общеобразовательная школа»
на заседании педсовета
«_____» ________________2020 г.
Заместитель директора по УВР
«_______» ________________2020 г.
от «_____» ____________2020_ г.
Аксенова Ольга Валентиновна
2020-2021 учебный год
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.п.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
На современном этапе можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:
1. Неопределенность целей профессионального самоопределения.
2. Отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха.
3. Слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания.
4. Явно недостаточное время, отведенное в школах для профориентационной работы.
5. Слабое вовлечение в эту работу родителей учащихся.
6. Слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов.
Данная программа предполагает хотя бы частичное решение названных проблем и направлена на учащихся 9-х классов основной школы, их профессиональное определение после окончания основной школы.
Главная цель данной программы: формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
· оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
· выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
· актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;
· обеспечить системой сведений о мире современных профессий;
· развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
· Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
· Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
· Конвенция о правах ребенка;
· Конституция Российской Федерации;
· Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный стандарт по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.08.2013 №380-н);
· Локальный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
· Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
Основной формой организации образовательного процесса является урок. Предусмотрено проведение следующих типов уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, урок контроля знаний, урок – практикум, урок – исследование, урок – обобщение.
Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.
Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания. Предсмотрено безоценочное обучение.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части, рассчитана на 34 часа.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 9-х классов на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами, заключается в том, чтобы выпускник знал:
· роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;
· понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
· приемы анализа индивидуальных особенностей личности;
· сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
· природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;
· ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;
· роль эмоций в профессиональной деятельности человека;
· понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте;
· понятие о специальности и квалификации работника;
· требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в профессиональной деятельности;
· характеристику профессий и специальностей;
· понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.
· основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда;
· факторы, влияющие на уровень оплаты труда;
· виды и формы получения профессионального образования;
· виды учреждений профессионального образования.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
· сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
· составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и специальностей с точки зрения их восстребованности.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных и в этом смысле судьбоносном, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути. Каждый может научиться многим разным делам, однако, не все сразу. И приходится делать выбор. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. И речь идет о самом его начале – «профессиональном старте».
Подростковый возраст – зачастую последний период обучения большинства детей в школе. Вот почему вопросы, касающиеся личностной и социальной зрелости старших подростков, анализ их субъективных представлений о своей будущей профессии имеют первостепенное значение. Процесс профессионального самоопределения – чрезвычайно значимый в этом возрасте момент личностного развития. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадут с требованиями профессии. Помочь ребенку правильно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентация.
Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагога. Создание данной программы по профориентации обусловлено так же и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики недостаточно.
К сожалению, у современных школьников отсутствуют адекватные представления о том, что такое профессиональная пригодность и как она формируется, из-за неумения оценить свои способности и возможности, соотнести их с миром профессий.
Недостаточность знаний, неинформированность о мире современных профессий затрудняют выбор своего жизненного пути подросткам. По данным различных исследований, девятиклассники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий.
В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной педагогической помощи детям в их профессиональном самоопределении. Одна из задач педагога – дать человеку средства для разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением.
Работа педагога включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе. Формирование профессиональных намерений обучающихся проходит через информационно – просветительскую работу, направленную на развитие профильной культуры учащихся.
Программа по профориентации дает учащимся возможность сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу», перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора дальнейшего выбора.
Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Учебный предмет «Профориентация» нацелен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у обучающихся к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.Цель данной программы состоит в том, чтобы оказать помощь подрастающему поколению в выборе профессии с учетом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Профориентация» расчитан на один год обучения в 9-х классах. Общая недельная загрузка в учебном году – 1 час. Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и является программой базового уровня обучения в 9-м классе.
Программа по профориентации для 9 классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги»
Программа по профориентации для учащихся
Срок реализации: 17 часов
Автор : Валекжанина Оксана Александровна,
классный руководитель 9 «В» класса
Программа курса состоит из пояснительной записки, учебно-тематического планирования, пакета диагностического материала.
Профессиональная ориентация школьников является важнейшей составляющей школьного образования.
Теория и практика профориентации молодежи имеют почти столетнюю историю. За это время накоплен ценный опыт и множество методов работы. Несмотря на это проблема профессиональной ориентации подрастающего поколения остается актуальной во все времена, не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки молодежи к жизненному и профессиональному выбору. Это обусловлено социально – экономическими изменениями, происходящими в обществе, а также научными достижениями в области профориентации.
Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток. Предлагаемая программа профориентации помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.
Профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.
Программа ориентирована на работу с подростками 15-16 лет и направлена на приобретение подростками опыта самореализации собственной жизнедеятельности, расширение познавательного, творческого и культурного потенциала подростков. Программой предусмотрено систематическое проведение воспитательских занятий продолжительностью 40 минут еженедельно.
Цель: формирование представлений о профессиях, перспективах профессионального роста, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Для достижения этой цели в работе возможна опора на полученные знания о профессиях и кругозор подростков. Этому способствует просмотр фильмов, экскурсии на различные предприятия, беседы, дискуссии, диспуты.
информировать об отраслях и профессиях, о требовании к кадрам,
развивать качества личности, необходимые для получения будущей профессии,
формировать профессионально важные качества в избранном виде деятельности,
знакомить подростков со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней,
формировать культуру труда,
воспитывать уважение к людям труда,
формировать понимание значения труда в жизни человека,
способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда,
изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников,
учить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами,
способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Сложность программы состоит в том, что приходиться работать в двух временных планах в настоящем времени реальные дети с их заботами и радостями) и будущем (дети как взрослые люди, граждане страны). Воспитательная работа оказывается по сути прогностичной, то есть ориентированной на то, чего еще нет.
Основные принципы работы:
опора на психологические особенности подростков;
ориентация на потребности подростков;
реализация потребности подростков в развитии.
Следование этим принципам определяют особенности построения учебно-воспитательного процесса:
организация занятий в форме путешествий, игр, научного открытия.
широкое использование на занятиях стихов, загадок, музыки, видеосюжетов.
организация творческой деятельности подростков, в процессе которой они могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, а также применить полученные на занятиях знания.
общение педагога с подростком на позиции “личность-личность”.
индивидуальная работа по формированию профессиональных предпочтений и информационной культуры.
Формы проведения занятий:
диагностики и анкетирование;
индивидуальные и групповые консультации;
Реализация программы способствует: овладению универсальными компетентностями, способствующими успешной профориентации.
Для этого необходимо соблюдать:
единство технологии работы по формированию у воспитанников универсальных компетентностей;
разработку и функционирование системы освоения воспитанниками содержания программы профориентации на первом этапе ее реализации;
разнообразие занятий, в рамках которых возможно формирование универсальных компетентностей воспитанников.
Готовность к профессиональному самоопределению, способность к самостоятельному и осознанному построению и дальнейшая постоянная корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития.