Проект в 10 классе что это такое
Индивидуальный итоговый проект в школе — от идеи до презентации
Индивидуальный итоговый проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания. Проектом может быть созданный самостоятельно сайт или экскурсия по школьному музею. Учитель географии Максим Муромцев рассказывает, какими бывают проекты и как создать собственный.
Проект — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Зачем нужен индивидуальный итоговый проект
Прежде всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.
Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Вот примерный перечень:
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
Что делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и «полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.
2. Каким должен получиться проект
Результатом работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).
Виды продуктов проектной деятельности:
3. Привлекай родителей
Индивидуальный проект — ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!
4. Как оценить свою работу
Прочитай свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы анкеты.
«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!
Вопросы собеседования после окончания работы над проектом
Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?
5. Как организовать защиту проекта
Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.
Индивидуальный итоговый проект в 10 классе
Индивидуальный итоговый проект как средство реализации ФГОС.
Ширяева Нина Анатольевна
классный руководитель 10 Б класса
Рассмотрим алгоритм работы учащегося и учителя по подготовке индивидуального итогового проекта.
При выполнении любого проекта необходимо следовать правилу 5 П :
Таким образом, можно сказать, что это правило включает в себя основные этапы работы над проектом. При организации работы над проектом необходимо учитывать следующие особенности:
результаты должны быть значимы не только для ученика, но и для «внешнего потребителя» (как правило «внешним потребителем» могут быть одноклассники, учащиеся школы, представители социума)
работа над проектом должна включать формирование коммуникативных УУД
организация работы должна включать различные виды деятельности
тема проекта (исследования) должна быть интересна и ученику, и учителю
суть проблемы должна быть понятна ученику, важно учитывать возрастные особенности, учебный и жизненный опыт учащегося
организация работы должна строиться на взаимодействии учителя и ученика
решение проблемы должно давать «новое» сначала ученику, а потом (по возможности) науке и социуму.
При организации проектной деятельности в 5-7 классах учитель может подготовить перечень тем, предлагаемых учащимся для итогового проекта. На этом уровне могут быть групповые проекты. В 8-11 классах учащиеся защищают индивидуальные проекты. Выбранная тема должна быть актуальна для учащегося, созвучна его интересам и стремлениям. Именно учитель должен помочь учащемуся определить какая проблема будет им решаться в ходе работы над проектом. При определении цели проекта учащемуся необходимо ответить на вопрос «Зачем я буду это делать? Какова моя цель?» Поэтому при формулировании цели проекта рекомендуется использовать глаголы «описать, составить, доказать, узнать, сделать, выполнить, определить, выявить и.т.д.» При определении задач проекта учащемуся надо ответить на следующие вопросы: «Что для этого надо сделать? Какие шаги надо совершить, чтобы достичь цели проекта?» При описании задач проекта можно использовать глаголы «изучить, описать, установить, опросить, сформулировать, проанализировать и.т.д.»
После того как выбрана тема, сформулирована проблема, определены цели и задачи учитель должен помочь учащемуся определить какой это будет проект и какой конечный продукт должен получиться в итоге. В зависимости от темы проекта и поставленной проблемы проекты делятся на следующие направления:
социальное нацелено на социальные интересы участников проекта или заказчика;
исследовательское подчинено логике небольшого исследования, имеет структуру, совпадающую с исследованием ;
инженерно-конструкторское предполагает проектирование приборов, макетов или изделий из различных материалов;
информационное, направлено на сбор информации об объекте, явлении, на её анализ и обобщение фактов;
творческое – предлагает максимально свободный подход к представлению результата.
бизнес-проектирование нацелено на получение выгоды при реализации проекта;
В зависимости от выбранного предмета и темы проекта конечными продуктами проекта могут быть: устный журнал, виртуальная или реальная экскурсия, путеводитель, буклет, телепередача, газета, путевой дневник, материальный объект, макет, иное изделие, (расписанный горшок, швейное изделие, прибор и.т.д), работа, выполненная в компьютерной графике, творческая работа, выставка рисунков, фотовыставка, журнал (статья в журнал), Web –сайт, сценарий мероприятия, игры, выступления агитбригады, папка с информационными материалами, анализ данных социологического опроса, наглядное пособие, таблица, система упражнений, карта путешествий, рекламная продукция, мультимедийная презентация и.т.д.
-титульный лист (с указанием темы проекта и руководителя)
-обоснование актуальности темы (для ученика)
-цель проекта (что необходимо достигнуть в результате работы над ИИП)
-конкретные задачи, которые необходимо решить для достижения цели
-краткое описание конечного продукта
Организация защиты проекта.
В нашей школе организация защиты проекта проходит в два этапа: предзащита и защита проекта с временным интервалом в 2-6 месяцев для реализации проекта. Сроки предзащиты и защиты индивидуальных итоговых проектов определяются приказом директора по школе. Для оценивания результатов проектной деятельности создаются комиссии из учителей предметников, которые оценивают работы по соответствующим критериям, прописанным в положении «Критерии оценивания индивидуального итогового проекта». Предзащита проекта предполагает 3-5 минутное выступление учащегося, в котором озвучивается проблема, тема, цель, задачи, планируемый продукт и руководитель проекта. По итогам предзащиты учащемуся выдаются рекомендации, приказом директора закрепляется руководитель проекта. При защите проекта рекомендуется следовать следующему плану:
В выступлении надо назвать тему, актуальность, цели, задачи проекта.
Кратко описать ход работы над проектом
Представить конечный продукт (как называется, что в него входит)
Выбрать 2-3 наиболее интересных (необычных) момента из проекта или его результатов и рассказать о них
Чему научился при работе над проектом, какие были трудности, что удалось лучше всего, что можно было бы изменить или добавить.
Время выступления – не более 7 минут и 2-3 мин дается для ответов на вопросы. Ответы на вопросы является обязательным элементом защиты, так как помогает проверить глубину проникновения в тему, умение отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, то есть показывает овладение учащимся универсальными учебными действиями.
Обязанности руководителя проекта
Помочь ученику в определении направления, проблемы, в выборе конечного продукта итогового проекта.
Обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением индивидуального итогового проекта.
Оказывать консультационную поддержку обучающемуся, вести учет посещения консультаций (рекомендуемое количество консультаций – 1 раз в две недели).
Оказывать помощь при оформлении паспорта проекта, конечного продукта и при подготовке к защите индивидуального итогового проекта.
Обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе
При необходимости осуществлять взаимодействие с родителями
Подготовить отзыв на проект не позднее, чем за неделю до защиты (приложение)
Обязанности классного руководителя
— помочь учащемуся в выборе направления (социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерно-конструкторское, информационное, творческое), по которому будет выполняться проект.
составить список с указанием темы проекта и ф.и.о. руководителя для утверждения на учебно-методическом совете школы.
при необходимости помогать осуществлять взаимодействие руководителя проекта и учащегося
вести контроль за ходом выполнением проекта путем опроса учащихся не менее 1 раза в четверть
-соблюдать сроки выполнения индивидуального итогового проекта;
-соблюдать требования к оформлению паспорта проекта и к его защите;
представить письменный вариант защиты проекта руководителю для проверки и подготовки рецензии за 2 недели до его защиты.
на индивидуальный итоговый проект учащегося ___ класса (ф.и)______________________
по теме ______________________________________________________________________
Актуальность темы (для учащегося)______________________________________________
Цель проекта: _________________________________________________________________
Конечный продукт ____________________________________________________________
Практическая значимость проекта (где могут быть использованы эти материалы) _______
Степень самостоятельности при выполнении проекта (выполнен самостоятельно под руководством учителя, требовалась систематическая помощь со стороны учителя, испытывал большие затруднения при выполнении)__________________________________
Основные метапредметные результаты (о сформированности каких УУД можно говорить, указать 3-4) __________________________________________________________________
Оригинальность выполнения проекта (если таковая имеется)________________________
Положительные стороны проекта _______________________________________________
Недостатки и замечания _______________________________________________________
Рекомендуемая отметка _______________________________________________________
Руководитель (ФИО, подпись, дата)______________________________________________
GRAMOPOD.RU
Статьи об ИТ в образовании
Как сделать школьный проект
Что такое проект и проектная деятельность
Образовательная деятельность школ регулируется Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В этих стандартах введено такое понятие как проектная деятельность.
Проектная деятельность — это не каприз учителя, это требование Минобрнауки.
Проектная деятельность — это самостоятельная деятельность, направленная на достижение определённого результата, цели или решение какой-либо проблемы (научной, личностной или социальной).
Проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы.
Проекты могут быть совершенно разных направленностей: от творческих до исследовательских:
Цели проектной деятельности
Особенности проектной деятельности
Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования.
В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы
От того, какой продукт вы хотите создать в результате проекта, будет зависеть количество этапов проекта. Но общий ход работы над проектом будет для всех одинаковый:
Этапы выполнения проекта
Шаг «Реализация задач и создание продукта» будет зависеть от конкретного проекта и может содержать неограниченное число этапов.
Содержание каждого этапа может меняться в процессе работы над проектом. Это нормально. Почему? Потому что что-то может пойти не так, могут измениться условия, вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали и пр. Всё как во взрослой жизни. Поэтому корректируем курс и идём дальше к поставленной цели!
Как выбрать тему школьного проекта
Тему надо выбирать актуальную и интересную. Вам должна быть интересна та область знаний, в которой вы выполняете проект. Иначе работать над проектом будет скучно, а защищать — трудно.
Есть несколько вариантов того, как школьники выбирают тему для своего проекта:
Вариант 1. Выбрать одну из тем, которые предложит классный руководитель.
Вариант 2. Выбрать школьный предмет и учителя, который предложит тему по своему предмету.
Вариант 3. Придумать тему самостоятельно. Подумайте, чего не хватает вам, вашим одноклассникам или взрослым, и попробуйте сформулировать тему проекта, чтобы решить проблему.
Так как результатом проекта должен стать новый продукт, то надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта. В следующей таблице мы приводим примеры того, что можно сделать в качестве результата проекта:
Тема проекта | Продукт/результат проекта |
---|---|
Компьютерные игры: польза или вред | Видео-ролик или компьютерная анимация по безопасной работе за компьютером. |
Что означают наши имена? | Буклет с именами одноклассников и их значениями. |
История футбола | Буклет со списком секций по футболу, которые есть в городе. Можно поделить на две категории: бесплатные и платные. |
Таблица умножения на пальцах | Брошюра или буклет с правилами умножения на пальцах. Видео-ролик, демонстрирующий умножение на пальцах. |
Поэты писатели о моём родном городе | Блог в Интернет, посвящённый этой теме. Можно создать на бесплатных платформах (Blogger от Google, https://www.blogger.com). |
Звонкие и глухие согласные | Программа на языке Scratch для проверки знаний звонких и глухих согласных. |
Вегетарианство | Брошюра с рецептами вегетарианских блюд. Интернет-блог, посвящённый вегетарианству. Можно сделать бесплатной платформе Blogger от Google, https://www.blogger.com. |
Актуальность, цель, задачи и гипотеза проекта
Об актуальности, цели, задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите.
Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать «тема актуальна, потому что лично мне интересна» — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.
Например, для темы «Компьютерные игры: польза или вред» актуальность можно описать следующим образом:
Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.
Лайфхак: чтобы доказать актуальность проекта, воспользуйтесь сервисом https://wordstat.yandex.ru. На этом сервисе показывается статистика запросов пользователей на Яндексе. Чем больше люди что-то ищут, тем это актуальнее. В проект можно включить скриншоты из этого сервиса.
Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, «информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр«, «повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных«.
Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы «Почему ты это делаешь?» (актуальность) и «Чего ты этим хочешь добиться?» (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.
Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.
Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.
Определение этапов проекта и выполнение проекта
О том, как в общем виде выглядят этапы работы над проектом, мы показали на рисунке.
Шаг «Реализация задач и создание продукта» надо разбить на несоклько этапов, определить сроки выполнения кадого из них.
Здесь мы не можем дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.
Приведём пример этапов для проекта «Звонкие и глухие согласные», который предполагает создание небольшой компьютерной программы в качестве итогового продукта:
Оформление проекта
Оформление проекта — это создание текстового документа, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы. В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.
В некоторых школах и на конкурсах от авторов требуют наличия фотографий того, как они работают над своим проектом.
В какой программе оформить проект?
Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office и сама популярная программа для работы с с текстом. Но она коммерческая, и поэтому поэтому может быть и не установлена на вашем компьютере.
Что же делать в этом случае? Вариантов, на самом деле, много. Есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD. И, кстати, в государственных учреждениях зачастую установлен не MicrosoftWORD, с его бесплатные аналоги. Это уже давно является чем-то вроде корпоративного стандарта.
Итак, бесплатные аналоги Microsoft Office:
Требования к оформлению
Если вы будете представлять проект на какой-нибудь конкурс, то требования к оформлению будут содержаться в Информационном сообщении этого мероприятия. Ничего выдумывать не надо: оформите так, как просят Организаторы конкурса или конференции.
Если проект готовится для защиты в школе, то требования вам может озвучить учитель. Спросите об этом вашего классного руководителя, так как в школе, скорее всего, есть специальный локальный акт, в котором всё это описано.
Если правила оформления вам не выдали или они оставлены на ваше усмотрение, то воспользуйтесь требованиями к созданию документов из ГОСТ Р 7.0.97-2016:
Создание презентации и защита проекта
Это завершающие этапы. От того, на сколько качественно вы сделаете электронную презентацию, зависит то, как пройдёт защита.
В какой программе сделать презентацию?
Воспользуйтесь теми же рекомендациями, которые мы дали выше.
Какие должны быть слайды в презентации
Правила хорошего тона для оформления презентации нами рассмотрены в статье Какой должна быть презентация на конференцию или конкурс
Как написать речь защиты проекта
О том, как грамотно составить речь для защиты проекта, мы написали ранее в статье Подготовка речи для защиты проекта.
Статьи для р о дителей
Что еще за школьный проект и зачем он нужен
Чтобы получить итоговую аттестацию, в 10-м и 11-м классах школьникам нужно сдать индивидуальный школьный проект. Это аналог научной работы или реферата, в котором ребенок выбирает тему, выдвигает гипотезу и доказывает или опровергает ее.
Такое требование появилось несколько лет назад, чтобы дать возможность старшеклассникам самим разобраться в вопросах, которые их волнуют, и заодно научиться проектировать, планировать, работать с информацией, выступать на публике и демонстрировать свои успехи.
В чем польза проекта для школьника
Весь процесс проектной работы регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования. А каждая школа детализирует эти правила в своих документах: прописывает алгоритм подготовки проекта, определяет, по каким критериям оценивают работы, когда и в какой форме проходит защита. Например, в московской школе № 507 решили, что ученики защищают работы на школьной конференции «ЕНОТ» в январе и в апреле.
По ФГОС проект — обязательная часть образовательной программы, оценка за него идет в аттестат. Если ученик не сдает проект, то получает «неудовлетворительно» по соответствующему теме предмету и остается без аттестата.
На практике это происходит так: в начале 10-го класса школьникам говорят про проект, после этого они выбирают тему, руководителя, обсуждают с ним структуру и наполнение работы и начинают писать. Можно выбрать один проект или два. В первом случае ученик сдает промежуточный результат в 10-м классе, а итоговую работу — в 11-м. Во втором случае итоговая работа сдается в каждом году старшей школы.
И хотя индивидуальный проект стал обузой для многих школьников, получить удовольствие от этого дела все-таки можно. Рассказываем, как это сделать.
ФГОС среднего общего образования. Положение о проектах — в пункте 11 раздела II
Шаг 1. Выбрать тему, которая увлекает ребенка
Предложите ребенку накидать сферы, которые ему нравятся: робототехника, компьютеры, отношения с друзьями или видеоблогинг. После этого ему нужно прийти к компетентному в этой сфере научному руководителю, чтобы вместе «докрутить» конкретную тему. Например, если ребенка интересует машиностроение — он идет к учителю физики, а если рэп — к учителю литературы.
У меня был ученик, который увлекался электроникой, а еще его очень волновала проблема слабослышащих людей. Мы с ним сели и решили, что хотим визуализировать звук, чтобы люди могли играть на музыкальных инструментах. Играет нота «До», загорается зеленая лампочка, нота «Ре» — красная, и так далее. В итоге это вылилось в тему «Индикатор громкости звука определенного диапазона частот». Чтобы сформулировать тему, пришлось даже проконсультироваться со специалистом, который занимается со слабослышащими людьми.
Чтобы помочь ребенку нащупать то, что его действительно вдохновляет, приходите на бесплатный интерактивный фестиваль Smartfest 16 октября. 38 экспертов соберутся вместе, чтобы ответить на вопросы родителей об образовании и воспитании в диджитал-мире, проведут открытые уроки и мастер-классы по раскрытию талантов ваших детей. Всем участникам — полезные подарки от школы Skysmart и подборка материалов об образовании.
Шаг 2. Найти руководителя проекта, который вдохновляет
Формально для защиты проекта руководителем должен быть школьный учитель, но это не значит, что именно он должен работать с учеником над проектом. Можно найти своего научрука за пределами школы и договориться со школьным руководителем о том, что он лишь будет контролировать весь процесс, чтобы школа была уверена, что ребенок не бездельничает.
Если ребенок настроен серьезно, я советую родителям прийти в школу и пообщаться с классным руководителем на эту тему. Главное — дать понять, что вы ищете руководителя вне школы не потому, что считаете учителя некомпетентным, а потому что ребенок хочет углубиться в какой-то вопрос вместе с профессионалом именно этого дела.
Если руководитель — школьный учитель
Классный руководитель и завуч регулярно напоминают школьникам про выбор темы, и если ребенок не сделает этого сам — его директивно распределят к учителю, у которого мало подопечных. Например, если тема ближе к математике, то ребенка закрепят либо за его учителем математики, либо за тем, кто посвободнее в расписании.
Бывает и так, что ребенок решил поисследовать возникновение казачества в Якутии, но хочет писать работу не с историком, а с учителем физики, потому что с первым у них не сложилось. В принципе, прямого запрета на это нет — нужно поговорить с классным руководителем и с тем самым физиком и попробовать договориться.
Если не получилось — придется либо сменить тему по профилю любимого учителя, либо найти руководителя проекта за пределами школы.
Если руководитель — компетентный педагог вне школы
Найти его можно тремя способами: через знакомых, через университет и через сервисы поиска репетиторов.
Через знакомых в вузе. Если у вас такие есть — обращайтесь за помощью. Даже если ваш знакомый — социолог, а ребенок пишет проект по биологии, узнайте, есть ли в этом вузе смежная с темой проекта специальность, и попросите знакомого переговорить с профильными преподавателями о вашем очень увлеченном ребенке. Параллельно изучите раздел с преподавателями на сайте биофака, чтобы в принципе понять, есть ли среди них интересные ребенку кандидаты.
В университете. Здесь все работает точно так же, как и через знакомых, вот только придется самостоятельно связываться с подходящей кафедрой. И, скорее всего, вам откажут. Но если смелость и настойчивость — ваши ключевые качества, стоит все же попробовать.
На сайте по поиску репетиторов. Выбираем преподавателя вузовского уровня по нужному вам направлению. Например, если это электроника — преподаватель общей физики вам тоже поможет, но лучше поискать узкого специалиста. Обязательно уточните его ученую степень — студенты бакалавриата и магистратуры не подойдут. Начиная с аспирантов можно пробовать выбирать руководителя, но будьте осторожны: аспирант — еще не кандидат наук, преподавательского опыта у него немного. А вот доценты и профессора (они часто соответствуют званиям кандидатов и докторов наук) подходят с лихвой.
В первых двух вариантах можно выйти на некоммерческую основу, но я бы рекомендовала оплачивать такое руководство, как репетиторство. Так у руководителя будет больше мотивации помочь ребенку сделать качественную работу.
Если выбираете вариант с внешним руководителем проекта — лучше найти его до разговора со школой, чтобы прийти с конкретикой и обоснованиями, почему вам важен именно этот эксперт.
Шаг 3. Выступить на конференции
Защита работы — обязательная и финальная часть аттестации старшеклассников. В каждой школе она проходит по-разному: где-то школьник защищает работу перед классом, а где-то собирается комиссия из учителей, которые задают ученикам вопросы.
Неизменные константы в этом процессе — презентация на экране, речь ученика на 5–10 минут и вопросы от слушателей после выступления.
Если школьник готов перейти на следующий уровень этой научной игры — он может еще и выступить на конференции. Их организуют университеты и частные компании и дают всякие плюшки: сертификаты, подарки и даже дополнительные баллы для поступления в вуз.
Выступление на конференции похоже на защиту в школе, только тут все серьезнее: вместо школьных учителей — жюри, а вместо щадящих вопросов — каверзные. И хотя все не всегда так страшно, как кажется, лучше хорошенько разобраться в теме и быть готовым к любым вопросам. Даже к тем, на которые ответа может и не быть.
Технический нюанс: на внешних конференциях лучше указать в качестве руководителя того самого человека, который большую часть времени помогал ребенку с работой. В школе указываем исключительно закрепленного за вами учителя.