Прочитайте диалог с отроком что для них более характерно краткость напевность
Какие есть особенности повествования о подвиге отрока-киевлянина?
Задания по литературе для 5 класса 3. Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
Особенностью всего повествования «О подвиге отрока киевлянина» является его краткость в высказываниях и некая напевность, которую удается передать частым использованием союза И в начале предложения.
Это повествование совершенно не передает эмоции героев, в нем просто описаны события, словно со стороны.Что делает отрок? Говорит «Я пойду» и все. Он идет и как ни в чем не бывало спрашивает печенегов «Где мой конь, уздечка здесь?».
Конечно в реальности данная ситуация должна была быть полна драматизма, но стиль повествования не подразумевает использование данного литературного приема, который видимо еще не был освоен в то далекое время.
Самая длинная фраза отрока также лишена эмоций, ему словно бы все равно, когда он сообщает:
Выделим несколько стилистических особенностей сказания «О подвиге отрока киевлянина».
Прежде всего обращают на себя внимание диалоги, вернее их краткость. В них содержится только констатация фактов, и ничего лишнего.
Далее, имеется в повествовании напевность, которую заметно по частым повторениям союза И: И стояли, И сказал, И побежал.
Также отметим, что в повествовании нет передачи эмоций героев, а также отношения автора к поступкам героев.
«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.
Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.
Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.
Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.
Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.
Кем был отрок в былине «Подвиг отрока киевлянина»? Просто очень молодым человеком, юношей, ведь именно так мы понимаем слово отрок в настоящее время? Скорее всего нет, иначе на него обязательно обратили внимание печенеги, когда отрок пробегал бы по их лагерю.
Отрок стоял по правую руку князя с мечом в руке.
В сказке «Иван Крестьянский сын и чудо юдо» мы можем найти много интересных поучительных мыслей, и определить какая из них главная подчас сложно.
Далее можно найти мысль о том, что даже один в поле воин, если это не просто богатырь, а человек с умом и хитростью, предусмотрительный и осторожный. Ведь если бы Иван не подслушал разговор жен Чуда Юда, то погиб бы и он и его братья.
Наконец, самая главная мысль этой сказки, на мой взгляд в том, что как бы не было страшно зло, не следует его бояться, только с храбрым сердцем можно победить.
Можно просто заучить сказку «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» наизусть, ведь в ней есть все эти элементы, но тогда это будет не сказывание.
Поскольку сказка достаточно большая, попробую сделать небольшое сказывание с использованием нужных элементов народного фольклора:
Отправились братья в путь-дорожку, да добрались до речки смородины. Там начали братья в дозор ходить, сперва старший пошел, да уснул, а младший Иван вышел вместо него и сразил чудо-юдо шестиголовое, на следующую ночью все повторилось, только девять голов было у чудо-юдо. Наконец в третью ночь Иван бился с 12 головами и только конь его верный помог Ивану одолеть чудо юдо поганое.
Замыслили жены чудо-юдо извести братьев, но и тут выкрутился Иван и спас и себя и братьев.
И вернулись братья домой, да стали жить-поживать, да добро проживать.
Сказывание можно разбавить диалогами:
Вспомним немного содержание =сказки «Журавль и цапля».
Так и ходили они друг за другом, а договориться никак не могли.
Какую же основную мысль можно выделить в этой сказке?
Мне кажется главное здесь в том, что любое решение следует принимать взвешенно, хорошенько его обдумав, потому что проще всего сразу сказать нет, а потому мучиться сомнениями в верности своего выбора.