Прочитайте диалог что придает ему характер межличностного общения

Тема 6. Структура речевой коммуникации. Речевое мастерство. Речь в межличностном общении

Прочитайте диалог что придает ему характер межличностного общения Прочитайте диалог что придает ему характер межличностного общения Прочитайте диалог что придает ему характер межличностного общения Прочитайте диалог что придает ему характер межличностного общения

Прочитайте диалог что придает ему характер межличностного общения

Прочитайте диалог что придает ему характер межличностного общения

В чем проявляется коммуникативный аспект речи?

Перечислите основные структурные компоненты речевой коммуникации.

Приведите основные правила речевой коммуникации, обеспечивающие возможность совместной деятельности.

Можно ли говорить о речи как о форме поведения?

Прочитайте диалог. Что придает ему характер межличностного общения?

Б. Ну, глупости. Это очень интересный край. Очень интересный край. Там совершенно изумительная природа. У нас есть великолепное место – снежная долина. Буквально двадцать три километра от города. Так там загар зимой вот такой. А зимой?

В. Да, зимой, на лыжах загораем. Такой, как на юге, даже лучше, потому что горное солнце – это гораздо лучше.

Прочтите фрагмент из доклада. Что придает этому выступлению характер социально-ориентированной речи, речи в массовой коммуникации?

Экспериментальная психология, как я уже говорил, это качественно новый шаг в истории психологии. Качественно новый, потому что вместо самонаблюдения, вместо рассуждений о душе – абстрактной и внеисторической, внесоциальной общечеловеческой душе, в психологию хлынули объективные наблюдения, объективные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления и так далее и тому подобное. Изменилась сама позиция ученого-психолога. Он уже стал смотреть не изнутри на психику человека, а так сказать снаружи. Но как всегда бывает в истории науки всякий позитивный шаг вперед приводит, очень часто, почти всегда, к очередному движению маятника в крайнее положение. То есть все то хорошее, что было в экспериментальной психологии, дошло до своего логического конца, дошло до абсурда.

Я имею в виду то направление психологии, вернее это несколько направлений, но они объединяются, обычно, под общим названием бихевиоризм. Написать, конечно, я не могу, негде, бихевиоризм. Вот…

Источник

Тема 1. Современный русский язык как предмет изучения (ОКВ-1)

Цель: осмысление основополагающих в курсе понятий, а также современного состояния языковой и речевой культуры в России.

В данной теме используются следующие основные термины:

Аббревиатура (ит. abbreviatura – от лат. brevis – краткий) – сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков или других начальных элементов словосочетания.

Абстрактная лексика (лат. abstractus – удаленный, отвлеченный) – совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния.

Контекст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрезок текста, дающий возможность точно установить значение отдельного входящего в него слова или предложения.

Литературный язык – разновидность национального языка; нормированный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа.

Понятие –мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения; закрепляется и выражается в виде слова или словосочетания (группы слов).

Речь – 1. Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. 2. Разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств, в зависимости от условий и целей коммуникации. 3. Вид синтаксического построения высказывания.

Речевая деятельность – специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация – единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Семантика (гр. semantikos – обозначающий) – смысловая сторона, значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм,

Язык – система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

4. Современное состояние языковой и речевой культуры в России.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Новые явления в русской речи на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

2. Экспрессивный потенциал жаргонизмов как условие их социальной привлекательности.

3. Употребление арготизмов в СМИ и проблема общенационального сленга.

4. Модели сквернословия и их оценка в русской духовной традиции.

5. Социально-психологические аспекты молодежного сленга.

Выполните следующие задания:

Задание 1.Прочитайте вслух слова и словосочетания:

1) Юноши и девушки, юное поколение, юные пионеры, наша юность, военачальник.

2) Агрессор, академия, атмосфера, бухгалтерия, дебаты, демократия, демонстрация, километр, метод, музей, Одесса, предки, профессор, рельсы, тенор, теолог, терапия, фанера, шинель.

3) Антенна, антитеза, апартеид, атеизм, ателье, гротеск, бифштекс, диспансер, кашне, кемпинг, кодекс, модель, морзе, партер, стенд, синтез, туннель, турне, шедевр, шоссе, эстетика.

4) Договор, приговор, уговор, индустрия, деньгами, тоннаж.

5) Водопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, путепровод, электропровод.

6) Диалог, каталог, монолог, некролог, пролог, эпилог.

Биолог, метеоролог, психолог, филолог.

7) Документ – документы, инструмент – инструменты, монумент – монументы, постамент – постаменты.

8) Дерматин, инцидент, компрометировать, констатировать, прецедент, трамвай, юрисконсульт.

9) Анархизм, демократизм, капитализм, коллективизм, коммунизм, организм, оппортунизм, социализм.

10) Агент, агентство, алкоголь, арест, аристократия, ассиметрия, атом, атомный, баловать, библиотека, бирманский, валовой, вентиль, включить – включишь, отрасль – отраслевой, позвонить – позвонишь.

12) Афера, бытие, недоуменный, опека, современный.

13) а) БАМ, ВУЗ, ГУМ, НОТ, ООН, РОНО, ЦУМ, ЮАР, ЮНЕСКО.

б) АПН, ВВС, ВМФ, СКЮ, ЦРУ, ЦСУ, НДРЙ.

Задание 2.Укажите значение слов:

1) Гармоничный – гармонический.

2) Дельный – деловой.

3) Командированный – командировочный.

5) Познание – познаваемость.

6) Профессия – специальность.

7) Сходить – выходить.

8) Главный – заглавный.

9) Личный – личностный.

11) Представить – предоставить.

12) Роспись – подпись.

13) Озадачить – задача.

Задание 3.Раскройте скобки, выберите нужную форму, обоснуйте свой выбор:

1. Инженерам удалось подобрать (проводники, проводников), которым не были страшны условия тысячеградусной температуры и интенсивного облучения. 2. Дирекция была вынуждена наложить взыскание на (проводники, проводников), которыми вовремя не были сданы денежные отчеты. 3. Радарные установки засекли (истребитель, истребителя) на высоте двенадцати километров. 4. Следует призвать к ответственности (лица, лиц), которые нарушают общественный порядок. 5. На фотографии нетрудно узнать (лица, лиц) друзей и знакомых. 6. Режиссерам, отказавшимся от услуг кинокомпаний, связанных с Голливудом, не следует рассчитывать на (звезды, звезд) американского экрана. 7. Изучать (звезды, звезд) минимального уровня светимости помогает электронная аппаратура.

Задание 4.Вам понравилась прочитанная книга (фильм, картина), а вашей подруге (другу) не понравилась. Составьте ряды слов – антонимов, значение которых отражали бы ваши разногласия. Используя антонимы, постройте диалог-спор (или рассуждение) о прочитанной книге (фильме, картине).

Задание 5.Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова.

а)Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), хаос (стихия) – хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) – характерный (типичный, особенный).

б) Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.

Атлас – атлас, броня – броня, запасник – запасник, кругом – кругом, подвижный – подвижной, занятый – занятой, безобразный – безобразный.

Задание 6. Объясните, в каких речевых ситуациях лучше использовать иноязычное слово, в каких – его русский синоним?

Дефект – изъян, недостаток;

Задание 7. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения.

1. Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. 2. Куприн – потрясающий писатель своего времени. 3. На репетиции я пытался таким манером подсказать, как им быстрее освободиться от этой восточноевропейской скованности и зажатости. 4. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива. 5. В голове у меня вертится много разных интересных мыслей. 6. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. 7. Хорошие ученики клево выполняют домашнее задание.

Задание 8.Выберите форму, соответствующую литературной норме.

Машет – махает, пашет – пахает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает, мурлычет – мурлыкает, мучит – мучает, каплет – капает.

Задание 9.В отрывках из произведений С. Есенина найдите глагольные формы, находящиеся за пределами современной литературной нормы.

1. Наклонивши лик свой кроткий,

Дремлет ряд плакучих ив.

2. Выше, выше, вихорь, тучи подыми!

3. Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

4. Засучивши с рожью полы,

Пахаря трясут лузгу,

В честь угодника Миколы

Сеют рожью по снегу.

Задание 10.Выявите, какие слова или их значения являются новыми в приведенных юморесках о всепоглощающей любви героя к компьютерам?

Д) Однажды Кирилл решил сделать антивирус против всех вирусов и сделал! Вернее, нашел – это был автоклав с температурой до 300 градусов.

Задание 11.Прочитайте диалог. Что придает ему характер межличностного общения?

— Понимаешь, мы не представляем, что это такое. Действительно, кажется, даль, Сибирь, глушь какая-то.

— Ну, глупости. Это очень интересный край. Там совершенно изумительная природа. У нас есть великолепное место – Снежная долина. Буквально двадцать три километра от города. Так там загар зимой вот такой, какой…

— Да, зимой, на лыжах загораем. Такой загар, как на юге, даже лучше, потому что горное солнце – это гораздо лучше…

Задание 12. Определите, сколько значений имеют слова «лицо» и «зайти»?

Задание 13.Найдите в словарях, на какую букву в них больше всего слов? Меньше всего? На какие буквы совсем нет слов?

Задание 14.Выясните, какие стилистические пометы в словарях имеют следующие слова и выражения?

Багрец, бить баклуши, балаболка, баланс, баллотировать.

Задание 15.Вы хорошо знаете глагол «заправить» (заполнить бак автомобиля горючим). Назовите слова, которые могут быть образованы от этого глагола?

Задание 16. Определите, язык какой эпохи использован в этом отрывке?

Надобно сильную сторожу разверстать у берега моря, вон, глянь! Отсюдова и досюдова, от Нарвы до Тольсберга объяви: испомещены будут в той земле и денежно жалованы те, что услужливы…

Задание 17.Определите, на чем основана игра слов в приведенных фразах?

1) Здоровый коллектив консервного завода требовал, чтобы ему срочно поставили банки. 2) Стоит ли малярную кисть обвинять в том, что она замазывает недостатки. 3) Корень книги отнюдь не в ее корешке.

Задание 18.Контрольный тест.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте речь академика Алексея Алексеевича Ухтомского «О знаниях», которая дана в приложении 3, с точки зрения использования в ней языковых средств. Подумайте над тем, как бы вы сами восприняли анализируемую речь? Что, на ваш взгляд, следовало бы изменить в речи в целях повышения степени ее воздействия на современную студенческую молодежь?

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов на/Д., 2008. – С. 46-90.

2. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: учебник / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М., 2005. – С. 6 – 27.

Источник

Задания по теме «Речь в межличностном общении»

В заданиях по теме «Речь в межличностном общении» используются следующие термины.

Конативная функция речи — выражение в речи говорящего его установки на адресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений.

Межличностная коммуникация — взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Нерефлексивное слушание— умение внимательно молчать, не вмеш и-ваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Окно Джохары — модель, которая позволяет выявить индивидуальные стили поведения людей в зависимости от их самораскрытия, демонстрирует взаимозависимость информации о нас самих, которая доступна только нам, и осознания того, как другие воспринимают нас.

Поддерживающий стиль поведения — поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить.

Рефлексивное (или активное) с/гушшиг-обратасвязь с говорящим, во время которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Фатическое речевое поведение (или ассоциативный способ общения) — речевое поведение, нацеленное на поддержание разговора, на то, чтобы высказаться и встретить понимание; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано.

Эмпатическое слушание- понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.

D 2.1. Прочитайте диалог. Что придает ему характер межличностного общения?

А. Понимаешь, мы не представляем, что это такое. Действительно, кажется, даль, Сибирь, глушь какая-то.

Б. Ну, глупости. Это очень интересный край. Очень интересный край. Там совершенно изумительная природа. У нас есть великолепное место — Снежная долина. Буквально двадцать три километра от города. Так там загар зимой вот такой, какой.

Б. Да, зимой, на лыжах загораем. Такой, как на юге, даже лучше, потому что горное солнце — это гораздо лучше.

D 2.2. Какой стиль общения (поддерживающий или неподдерживающий) демонстрирует героиня фильма «Доживем до понедельника» учительница литературы Светлана Михайловна в разговоре с молодой преподавательницей английского языка Наташей? Укажите речевые приемы, позволяющие определить ее стиль.

• 2.3. Какой коммуникативный стиль согласно модели «Окно Джохари» демонстрирует человек, если в его поведении доминирует «слепая зона»? Какой характер, скорее всего, будет иметь его речь? Попробуйте составить словарь людей этого типа.

• 2.4. Упражнение на отработку навыков эмпатического слушания.

Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. Затем кто-то из группы пытается точно воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее значимые элементы рассказа, кто-то интерпретирует его, указывая эмоции, которые он заметил у рассказчика. После каждого пересказа у рассказчика спрашивают, правильно ли передана мысль, это ли содержание он хотел донести до группы. В группе обсуждаются причины расхождения смыслов: почему рассказчик нам сообщает одно, а мы слышим другое.

D 2.5. Основными видами рефлексивного (или активного) слушания являются выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Определите, к какому виду слушания относятся приведенные ниже фразы.

Б. Фразы типа «Вашими основными идеями, как я понял, являются. » — примеры.

В. Фразы типа «Мне кажется, что вы чувствуете. », «Вероятно, Вы испытываете. », «Вы несколько расстроены. » — примеры.

Источник

РЕЧЬ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

В заданиях по теме «Речь в межличностном общении» используются следующие термины.

Нерефлексивное слушание- умение внимательно молчать, не вмеши-ваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Речь в межличностном общении

Рефлексивное (или активное) с^шшиг-обратасвязь с говорящим, во время которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения. Основными видами рефлексивных ответов являются выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование.

Эмпатическое слушание- понимание чувств, переживаемых другим человеком, и ответное выражение своего понимания этих чувств.

Задания

D 2.1. Прочитайте диалог. Что придает ему характер межличностного общения?

А. Понимаешь, мы не представляем, что это такое. Действительно, кажется, даль, Сибирь, глушь какая-то.

D 2.2. Какой стиль общения (поддерживающий или неподдерживающий) демонстрирует героиня фильма «Доживем до понедельника» учительница литературы Светлана Михайловна в разговоре с молодой преподавательницей английского языка Наташей? Укажите речевые приемы, позволяющие определить ее стиль.

. Светлана Михайловна говорила с Наташей грубовато-ласково:

— Ну что такое стряслось? Нет, ты плечами не пожимай, ты мне глаза покажи.
Вот так. И рассказывай. Ты не обижаешься, что я говорю «ты»?

— Вот и правильно! Раиса Пална, а вы что ищете? Транспортир? Большой, деревянный? На шкафу.

— А чего бледненькая? С женихом поссорилась? А кстати: неужели у вас ничем не кончилось? Ну, с Борей, я имею в виду.

— Ничем. Ой, Светлана Михайловна, я еще журнал не нашла.

2.3. Какой коммуникативный стиль согласно модели «Окно Джохари» демонстрирует человек, если в его поведении доминирует «слепая зона»? Какой характер, скорее всего, будет иметь его речь? Попробуйте составить словарь людей этого типа.

2.4. Упражнение на отработку навыков эмпатического слушания.

Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. Затем кто-то из группы пытается точно воспроизвести его рассказ, кто-то вербализует только основные и наиболее значимые элементы рассказа, кто-то интерпретирует его, указывая эмоции, которые он заметил у рассказчика. После каждого пересказа у рассказчика спрашивают, правильно ли передана мысль, это ли содержание он хотел донести до группы. В группе обсуждаются причины расхождения смыслов: почему рассказчик нам сообщает одно, а мы слышим другое.

D 2.5. Основными видами рефлексивного (или активного) слушания являются выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Определите, к какому виду слушания относятся приведенные ниже фразы.

1. Рушшйязык и культура речи: Учебник /Под ред. В.И. Максимова. М., 2000 (глава 1, § 2).

Речь в социальном взаимодействии * 21

2. Апиитер И. Я вас слушаю. М., 1988.

3. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М, 1993 (части 2, 3).

4. Леонтьев АЛ. Психология общения. М., 1997 (раздел «Психология общения»).

5. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996 (главы 2, 3).

Источник

Межличностное общение

Прочитайте диалог что придает ему характер межличностного общенияМежличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и общение

Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей. В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение. К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать. Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными. Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей. Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным. В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения. Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться. Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой. По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Межличностное общение в молодежной среде

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Культура межличностного общения

Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии. И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения. Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении. Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *