Про что стих узник пушкина
Стихотворение и анализ «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »
Краткое содержание
Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.
Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.
Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.
Анализ
История создания
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.
Смысл названия
Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.
Главная тема произведения
В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.
При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.
«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.
«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.
Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.
Проблематика
Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.
Бруно Августо. Парящий орел
Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.
Размер, композиция и художественные средства выразительности
Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.
Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).
Чему учит автор
Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.
Александр Пушкин — Узник: Стих
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.
В стихотворении возникает образ «грустного товарища» узника – свободного орла, жизнь которого не зависит от чьей-либо прихоти. Изначально равные друг другу «вольные птицы» разделены решеткой. Резко противопоставляются не только два орла. Пушкин показывает контраст между полученным от хозяина кормом и «кровавой пищей» — символом свободы и независимости.
Свободный орел призывает узника покинуть свою темницу и улететь в далекие прекрасные края, где нет насилия и принуждения. Мечта уносит лирического героя туда, где царит только вольный ветер.
Известно, что в 1825 г. Пушкин серьезно планировал побег за границу. Возможно, что в стихотворении «Узник» он впервые туманно высказал свои планы («задумал одно», «давай улетим!»). Если это предположение справедливо, то остается лишь радоваться, что поэт не смог воплотить свои планы в жизнь.
Узник (стихотворение)
Узник
Информация об авторе
Автор:
Период творчества:
Датировка:
Информация о стихотворении
Размер:
Рифмовка строк:
Рифма:
Приёмы:
Содержание
Описание
Стихотворение начинается простым и спокойным описанием сложившейся ситуации. Из первого четверостишия становится ясно, что речь ведётся от лица узника: лирический герой пребывает под стражей, сидит в камере и на мир смотрит через решетку небольшого окошка.
Сравнивая свою жизнь с пребыванием птицы в клетке герой проводит параллель с орлом, тем самым подчеркивая свою внутреннюю свободность.
Во втором четверостишии все внимание сосредоточено на орле, орел становится его двойником, он — аллегория свободолюбивой личности, «товарищ» по несчастью, чьи намерения абсолютно понятны человеку, всматривающемуся в мир за тюремным окном.
С одной стороны, параллель с птицей выдвигает на первый план в образе лирического героя сознание того, что исполнение его мечты об абсолютной, неограниченной свободе невозможно: в царство свободы его может унести только воображение. Но с другой — подчёркивает её насущную потребность. Для героя важнее найти в своей душе ту силу, которая будет способна сопротивляться окружающей его действительности. Поэтому такое романтическое преувеличение только способствует выделению идеи о том, что душа человека стремится к свободе и не может смириться с неволей.
Второе четверостишие уже более динамично, в нём заметно увеличивается количество глаголов.
Третья же строфа разительно отличается от предыдущих по тону и темпу речи, повествовательность первых семи строчек сменяется призывом. С последней строчки второго четверостишия начинается прямое обращение, в котором три восклицательных знака, передающих побудительную интонацию: проявляя качества необыкновенной личности его единомышленник озвучивает сокровенное желание героя с которого начинается резкий перелом в общем тоне стихотворения, и оно превращается в страстный призыв к свободе. Последние строки описывают идеал существования для лирического героя, воображаемый призыв набирает силу, вбирая в себя такие образы простора как море, ветер и горы, и, опираясь на трехкратное повторение одного и того же слова («туда»), стремительно нарастает, разрешаясь на высокой ноте гордого утверждения: «лишь ветер. да я!»
Проблематика
В провинции Пушкин чувствовал себя словно в заточении. И стихотворение отражает настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке на унизительной для него должности коллежского секретаря.
Главной идеей «Узника» можно назвать борьбу за свободу во всех её проявлениях и уверенность в том, что волевого человека, верящего в справедливые идеалы не ограничат никакие рамки. При этом ни борьба, ни свобода прямо не упоминаются.
Стихотворения состоит из нескольких посылов, главный из которых — стремление к свободе. Автор выражал стойкое стремление освободиться от пыльной провинции и отправиться к морю, что вскоре и сделал, однако стихотворение включило более широкую тему.
История создания
В Кишиневе Пушкин, чувствовал себя словно под арестом. Отчасти это так и было: за ним постоянно «присматривали», а окна дома где он жил были зарешётчены. Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог.
Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в этот острог, где он беседовал с арестантами. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. [1] Наблюдая за жизнью заключенных поэт видел во дворе острога двух, прикованных за лапы, молодых орлов с обрезанными крыльями. Впечатленный тем что птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, Пушкин задумал стихотворение.
Художественные особенности
Критики и историки творчества Александра Сергеевича относят это стихотворение к романтическому направлению. Как и многие другие стихотворения Пушкина, «Узник» условно делится на две отличные друг от друга интонацией и тоном части, [2] однако тон между ними меняется не резко, а постепенно, от вполне спокойного переходя в более эмоциональный. Поэтому композиционно в нём выделяют три части, содержащих: первая – описание безысходной ситуации, вторая – динамичное зарождение призыва и третья, содержащая этот мощный призыв. На контрастности этих элементов – жизни в неволе, жажды освобождения и упивание свободой – строится всё произведение, противопоставляющее заточение и вольность.
Несмотря на контраст между героями, их объединяет общая ситуация и общие интересы – они оба стремятся к свободе. [3] Поэтому очень интересным является переход от безысходности, даже, некой безучастности «зрителя» к его вовлечённости и побуждению к действию в то время, как всем понятно, что ситуация для узника и орла остаётся неизменной.
Этот эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря чему создается динамика, ритмичность. [4] А повелительное наклонение глаголов превращает произведение в своеобразный призыв к действию.
Следует отметить, что образ орла прорисован более четко, ведь именно он в этом тандеме является ведущим, подталкивая узника принять единственно возможное решение и пробуждая в нем желание оказаться на воле. Чтобы подчеркнуть ощущение «полета», поэт использует слова, невольно ассоциирующиеся с простором – море, ветер и горы, поэтому при чтении этих строф, «картинка» в голове читателя постепенно «оживает». [5]
Также при создании картины на протяжении всего стихотворения важную роль играют описательные конструкции: на удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе. [6]
Средства выразительности
Если говорить об особенностях произведения, то к ним можно отнести:
Мощный энергетический посыл создается при помощи использованием простых слов и рифм:
Развитие создают общие противопоставления:
Частные противопоставления (Антитеза):
Анафора, т. е. повторение звуков или слов в начале стихотворных строк привлекает внимание к указательному местоимению «туда». Три последние строки, подобно волнам (впечатление четырех ударов волн достигается благодаря четырехстопному трехсложному метру) выплескивают ключевое слово, открывающее тайну, куда надо стремиться. В показе трагического столкновения с внешним миром возвышается «я» — жаждущая абсолютной свободы личность. [9]
Простота стихотворения выступает его несомненным достоинством – легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и динамичным.
Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
Всего получено оценок: 193.
Всего получено оценок: 193.
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.
Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Эпитеты– «в темнице сырой» , «…орёл молодой».
Метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».
Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору ( «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…» ).
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Пушкин — «Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я.
Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
«Узник» Александра Пушкина – это романтическое произведение, написанное под влиянием творчества Байрона. Надо заметить, что лорд Байрон оказал огромное влияние не только на литературную молодежь России, но и на всю Европу.
Оно написано в жанре элегии, только в отличие от классической элегии стихотворение заканчивается жизнеутверждающим призывом:
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
В этом призыве скрыт более глубокий призыв – призыв к свободе.
История создания произведения
В отличие от Лермонтова, дважды оказавшегося в заточении, Пушкин никогда не бывал в заключении. Правда, Иван Никитич Инзов, любивший Пушкина, как родного, сажал его под домашний арест, чтобы сберечь беспокойную голову талантливого поэта от необдуманных поступков и глупых дуэлей.
21 мая 1821 года Пушкин посетил Кишиневский острог. Об этом событии сохранилась запись в его дневнике. Правда, в этой записи про закованного в цепи орла ничего не говорится, но существует версия, что именно там, в остроге Пушкин видел двух орлов, прикованных цепями. Биографы Пушкина много и с удовольствием рассказывают о любовных похождениях поэта и так мало говорят о политической и общественной деятельности. Находясь в южной ссылке, Пушкин сблизился с М.Ф Орловым и будущим декабристом В.Ф. Раевским. Нередко участвовал в работе Южного общества декабристов, общался с руководителем греческой революции князем Александром Ипсиланти. Известно, что Александр Сергеевич сам планировал побег из ссылки в Грецию. Именно Пушкин предупреждал Раевского о предстоящем аресте. Из острога был совершен групповой побег, и поэт тоже знал об этом.
Упадническое, узническое настроение появилось у Пушкина после разгрома Южного тайного общества декабристов, ареста В. Ф. Раевского, отстранения от службы М. Ф. Орлова, генерала П. С. Пущина. Сам Пушкин оказался под очередным, и довольно длительным домашним арестом. Предположительно, в этот период и был написан «Узник».
Известный советский историк, пушкиновед, Борис Алексеевич Трубецкой писал:
Композиция и построение стиха
Стихотворение состоит из 3-х строф, по 4 стиха, написанных амфибрахием, с мужской рифмой. Итого 12 стихов.
Композиция двухчастная. Первая часть элегически грустная. Один орел в клетке, а второй на свободе. И тот, который на свободе, не понимает, почему сидящая за решеткой птица не пытается даже улететь. Свободный орел призывает улететь того, который заперт. Вторая часть начинается с последней строки второй строфы.
Тема и идея стихотворения
Тема стихотворения – орел, сидящий в клетке, тоскует по свободе. Идея стихотворения – свобода. Это произведение – завуалированный призыв к борьбе за свободу. Может показаться странным, что в России с царизмом борется дворянство. Но безграмотный народ не в состоянии даже понять, что жизнь может быть иной. Они смиренно сносят розги, готовы молиться на своих господ. Впрочем, сознание дворян тоже ограничено.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Узник»использованы следующие средства художественной выразительности:
В последней строфе использована анафора – повторение слова «туда» в начале строки.