Про что стих узник пушкина

Стихотворение и анализ «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »

Краткое содержание

Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.

Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.

Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.

Анализ

История создания

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

Смысл названия

Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.

Главная тема произведения

В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.

При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.

«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.

«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.

Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

Проблематика

Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.

Про что стих узник пушкина

Бруно Августо. Парящий орел

Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

Размер, композиция и художественные средства выразительности

Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.

Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).

Чему учит автор

Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.

Источник

Александр Пушкин — Узник: Стих

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.

В стихотворении возникает образ «грустного товарища» узника – свободного орла, жизнь которого не зависит от чьей-либо прихоти. Изначально равные друг другу «вольные птицы» разделены решеткой. Резко противопоставляются не только два орла. Пушкин показывает контраст между полученным от хозяина кормом и «кровавой пищей» — символом свободы и независимости.

Свободный орел призывает узника покинуть свою темницу и улететь в далекие прекрасные края, где нет насилия и принуждения. Мечта уносит лирического героя туда, где царит только вольный ветер.

Известно, что в 1825 г. Пушкин серьезно планировал побег за границу. Возможно, что в стихотворении «Узник» он впервые туманно высказал свои планы («задумал одно», «давай улетим!»). Если это предположение справедливо, то остается лишь радоваться, что поэт не смог воплотить свои планы в жизнь.

Источник

Узник (стихотворение)

Узник

Информация об авторе

Автор:

Период творчества:

Датировка:

Информация о стихотворении

Размер:

Рифмовка строк:

Рифма:

Приёмы:

Содержание

Описание

Стихотворение начинается простым и спокойным описанием сложившейся ситуации. Из первого четверостишия становится ясно, что речь ведётся от лица узника: лирический герой пребывает под стражей, сидит в камере и на мир смотрит через решетку небольшого окошка.
Сравнивая свою жизнь с пребыванием птицы в клетке герой проводит параллель с орлом, тем самым подчеркивая свою внутреннюю свободность.

Во втором четверостишии все внимание сосредоточено на орле, орел становится его двойником, он — аллегория свободолюбивой личности, «товарищ» по несчастью, чьи намерения абсолютно понятны человеку, всматривающемуся в мир за тюремным окном.
С одной стороны, параллель с птицей выдвигает на первый план в образе лирического героя сознание того, что исполнение его мечты об абсолютной, неограниченной свободе невозможно: в царство свободы его может унести только воображение. Но с другой — подчёркивает её насущную потребность. Для героя важнее найти в своей душе ту силу, которая будет способна сопротивляться окружающей его действительности. Поэтому такое романтическое преувеличение только способствует выделению идеи о том, что душа человека стремится к свободе и не может смириться с неволей.
Второе четверостишие уже более динамично, в нём заметно увеличивается количество глаголов.

Третья же строфа разительно отличается от предыдущих по тону и темпу речи, повествовательность первых семи строчек сменяется призывом. С последней строчки второго четверостишия начинается прямое обращение, в котором три восклицательных знака, передающих побудительную интонацию: проявляя качества необыкновенной личности его единомышленник озвучивает сокровенное желание героя с которого начинается резкий перелом в общем тоне стихотворения, и оно превращается в страстный призыв к свободе. Последние строки описывают идеал существования для лирического героя, воображаемый призыв набирает силу, вбирая в себя такие образы простора как море, ветер и горы, и, опираясь на трехкратное повторение одного и того же слова («туда»), стремительно нарастает, разрешаясь на высокой ноте гордого утверждения: «лишь ветер. да я!»

Проблематика

В провинции Пушкин чувствовал себя словно в заточении. И стихотворение отражает настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке на унизительной для него должности коллежского секретаря.

Главной идеей «Узника» можно назвать борьбу за свободу во всех её проявлениях и уверенность в том, что волевого человека, верящего в справедливые идеалы не ограничат никакие рамки. При этом ни борьба, ни свобода прямо не упоминаются.

Стихотворения состоит из нескольких посылов, главный из которых — стремление к свободе. Автор выражал стойкое стремление освободиться от пыльной провинции и отправиться к морю, что вскоре и сделал, однако стихотворение включило более широкую тему.

История создания

В Кишиневе Пушкин, чувствовал себя словно под арестом. Отчасти это так и было: за ним постоянно «присматривали», а окна дома где он жил были зарешётчены. Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог.

Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в этот острог, где он беседовал с арестантами. Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. [1] Наблюдая за жизнью заключенных поэт видел во дворе острога двух, прикованных за лапы, молодых орлов с обрезанными крыльями. Впечатленный тем что птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, Пушкин задумал стихотворение.

Художественные особенности

Критики и историки творчества Александра Сергеевича относят это стихотворение к романтическому направлению. Как и многие другие стихотворения Пушкина, «Узник» условно делится на две отличные друг от друга интонацией и тоном части, [2] однако тон между ними меняется не резко, а постепенно, от вполне спокойного переходя в более эмоциональный. Поэтому композиционно в нём выделяют три части, содержащих: первая – описание безысходной ситуации, вторая – динамичное зарождение призыва и третья, содержащая этот мощный призыв. На контрастности этих элементов – жизни в неволе, жажды освобождения и упивание свободой – строится всё произведение, противопоставляющее заточение и вольность.

Несмотря на контраст между героями, их объединяет общая ситуация и общие интересы – они оба стремятся к свободе. [3] Поэтому очень интересным является переход от безысходности, даже, некой безучастности «зрителя» к его вовлечённости и побуждению к действию в то время, как всем понятно, что ситуация для узника и орла остаётся неизменной.

Этот эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря чему создается динамика, ритмичность. [4] А повелительное наклонение глаголов превращает произведение в своеобразный призыв к действию.
Следует отметить, что образ орла прорисован более четко, ведь именно он в этом тандеме является ведущим, подталкивая узника принять единственно возможное решение и пробуждая в нем желание оказаться на воле. Чтобы подчеркнуть ощущение «полета», поэт использует слова, невольно ассоциирующиеся с простором – море, ветер и горы, поэтому при чтении этих строф, «картинка» в голове читателя постепенно «оживает». [5]
Также при создании картины на протяжении всего стихотворения важную роль играют описательные конструкции: на удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе. [6]

Средства выразительности

Если говорить об особенностях произведения, то к ним можно отнести:

Мощный энергетический посыл создается при помощи использованием простых слов и рифм:

Развитие создают общие противопоставления:

Частные противопоставления (Антитеза):

Анафора, т. е. повторение звуков или слов в начале стихотворных строк привлекает внимание к указательному местоимению «туда». Три последние строки, подобно волнам (впечатление четырех ударов волн достигается благодаря четырехстопному трехсложному метру) выплескивают ключевое слово, открывающее тайну, куда надо стремиться. В показе трагического столкновения с внешним миром возвышается «я» — жаждущая абсолютной свободы личность. [9]

Простота стихотворения выступает его несомненным достоинством – легкие рифмы, лаконичные слова, отсутствие сложных оборотов, делают произведение ярким и динамичным.

Источник

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Про что стих узник пушкина

Всего получено оценок: 193.

Всего получено оценок: 193.

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Про что стих узник пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.

История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.

Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.

Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.

Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Эпитеты«в темнице сырой» , «…орёл молодой».

Метафоры«за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».

Олицетворение«…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору ( «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…» ).

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Источник

Пушкин — «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я.

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Про что стих узник пушкина«Узник» Александра Пушкина – это романтическое произведение, написанное под влиянием творчества Байрона. Надо заметить, что лорд Байрон оказал огромное влияние не только на литературную молодежь России, но и на всю Европу.

Оно написано в жанре элегии, только в отличие от классической элегии стихотворение заканчивается жизнеутверждающим призывом:

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

В этом призыве скрыт более глубокий призыв – призыв к свободе.

История создания произведения

В отличие от Лермонтова, дважды оказавшегося в заточении, Пушкин никогда не бывал в заключении. Правда, Иван Никитич Инзов, любивший Пушкина, как родного, сажал его под домашний арест, чтобы сберечь беспокойную голову талантливого поэта от необдуманных поступков и глупых дуэлей.

21 мая 1821 года Пушкин посетил Кишиневский острог. Об этом событии сохранилась запись в его дневнике. Правда, в этой записи про закованного в цепи орла ничего не говорится, но существует версия, что именно там, в остроге Пушкин видел двух орлов, прикованных цепями. Биографы Пушкина много и с удовольствием рассказывают о любовных похождениях поэта и так мало говорят о политической и общественной деятельности. Находясь в южной ссылке, Пушкин сблизился с М.Ф Орловым и будущим декабристом В.Ф. Раевским. Нередко участвовал в работе Южного общества декабристов, общался с руководителем греческой революции князем Александром Ипсиланти. Известно, что Александр Сергеевич сам планировал побег из ссылки в Грецию. Именно Пушкин предупреждал Раевского о предстоящем аресте. Из острога был совершен групповой побег, и поэт тоже знал об этом.

Упадническое, узническое настроение появилось у Пушкина после разгрома Южного тайного общества декабристов, ареста В. Ф. Раевского, отстранения от службы М. Ф. Орлова, генерала П. С. Пущина. Сам Пушкин оказался под очередным, и довольно длительным домашним арестом. Предположительно, в этот период и был написан «Узник».

Известный советский историк, пушкиновед, Борис Алексеевич Трубецкой писал:

Про что стих узник пушкина

Композиция и построение стиха

Стихотворение состоит из 3-х строф, по 4 стиха, написанных амфибрахием, с мужской рифмой. Итого 12 стихов.

Композиция двухчастная. Первая часть элегически грустная. Один орел в клетке, а второй на свободе. И тот, который на свободе, не понимает, почему сидящая за решеткой птица не пытается даже улететь. Свободный орел призывает улететь того, который заперт. Вторая часть начинается с последней строки второй строфы.

Тема и идея стихотворения

Тема стихотворения – орел, сидящий в клетке, тоскует по свободе. Идея стихотворения – свобода. Это произведение – завуалированный призыв к борьбе за свободу. Может показаться странным, что в России с царизмом борется дворянство. Но безграмотный народ не в состоянии даже понять, что жизнь может быть иной. Они смиренно сносят розги, готовы молиться на своих господ. Впрочем, сознание дворян тоже ограничено.

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Узник»использованы следующие средства художественной выразительности:

В последней строфе использована анафора – повторение слова «туда» в начале строки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *