Приват банкинг что это
Private banking (РВ)
Российский рынок private banking сформировался не так давно, поэтому в отличие от зарубежного, функционирующего не одно десятилетие, не имеет единых стандартов.
В кредитных организациях нижний порог и требования вхождения в группу VIP могут различаться. В некоторых банках клиент получает такой статус, открыв вклад на определенную сумму. В других кредитных организациях, чтобы стать участником программы «VIP-клиент», необходимо внести на текущие счета и поддерживать среднемесячный баланс не менее определенной суммы в долларах США (либо эквивалент в рублях). Порог вхождения в группу может быть и выше, все зависит от критериев конкретных банков.
Чаще private banking включает в себя банковские, инвестиционные и консультационные услуги.
Банковские услуги по своей сути содержат все классические продукты кредитной организации, только на лучших, индивидуальных условиях.
Инвестиционный сервис подразумевает размещение средств клиента в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), общие фонды банковского управления (ОФБУ), доверительное управление, инструменты накопительного страхования жизни, альтернативные инвестиции (винные коллекции, вложения в драгоценности и т. д.) и пр.
Консультационные услуги охватывают юридические и инвестиционные вопросы, в т. ч. по инструментам международных рынков. Кроме того, банки оказывают помощь в оптимизации налогообложения, выборе страховых продуктов, помогают клиентам в открытии счетов и депозитов в зарубежных банках и т. д.
Также привилегированные клиенты получают ряд дополнительных возможностей и сервисов, например разнообразные клубные привилегии, помощь в бронировании гостиниц, в организации путешествий и т. д.
Обслуживание статусных клиентов в рамках PB осуществляется в обособленных, комфортных подразделениях банка. Каждому VIP-пользователю выделяется персональный менеджер, который индивидуально решает все его финансовые вопросы в любое время, а также в случае необходимости совершает выезды к нему.
Private Banking ВТБ
Открывает двери в мир эксклюзивных услуг и индивидуального обслуживания, предлагает лучшие банковские решения для ваших целей:
Сервис дистанционного обслуживания «Важный звонок»
позволяет VIP-клиентам проводить финансовые операции из любой точки планеты в удобное время
Экокарта Прайм ВТБ – ваш вклад в экологию
Банковская карта из биологических перерабатываемых материалов для экологически сознательного клиента
Семейный офис
Управляйте благосостоянием семьи с помощью наших эффективных решений
Прибыльные инвестиции с ВТБ
Новейшие инструменты инвестирования, индивидуальный
подход, эксклюзивный уровень обслуживания
Пакет услуг «Прайм+»
Открывает для вас широкие финансовые возможности в сочетании с эксклюзивными сервисами и привилегиями
Пресс-центр
Дмитрий Брейтенбихер: «Сначала лучше, потом дешевле. Сначала доходы, потом расходы»
Клиенты ВТБ Private Banking смогут стать первыми обладателями коллекции инвестиционных бриллиантов и украшений
Дмитрий Брейтенбихер возглавил объединенный департамент Private Banking и «Привилегия» ВТБ
Private Banking ВТБ: стратегии и инструменты преемственности
«Мы работаем в эпоху интеллектуального капитала»
Инвестиции в условиях нестабильного рынка: где искать точки опоры
Дистанционное обслуживание
Выделенная телефонная линия 24/7 для срочных вопросов и консультаций: 8 800 700 00 24
Ежедневные банковские операции через интернет и мобильный банк ВТБ-Онлайн
191144, г. Санкт-Петербург, Дегтярный переулок, д. 11, лит. А
Российский эталон: что дает статус клиента private banking
Российская модель финансовых услуг для состоятельных клиентов во многом уникальна, несмотря на то что формировалась намного быстрее, чем на Западе. Что включает современный private banking и почему в России VIP-клиентом быть выгоднее и удобнее? Как так могло получиться? Рассказываем вместе с ПСБ.
Умение банка работать с VIP-клиентами — это, как говорят банкиры, высший пилотаж. И дело не только в эффективном управлении крупным капиталом. Очень важно быть рядом с клиентом всегда, ответить на любой вопрос и найти решение самой нестандартной задачи, зачастую даже не связанной с финансами. Это «фишка», главная отличительная особенность private banking в России. Потому что в России VIP-клиент — это всегда намного больше, чем статус.
Вертолет для спасения клиента
«Персональные менеджеры, которые работают с VIP-клиентами, люди особенные: на этой позиции человек должен обладать талантом переговорщика, яркой харизмой, сильной эмпатией для того, чтобы понимать клиента», — рассказывает директор департамента частного капитала ПСБ Евгений Сафонов.
Менеджеры private banking всегда должны быть на связи — по сути, это круглосуточная работа без выходных. Причем решать приходится самые нестандартные задачи.
Однажды персональному менеджеру пришлось буквально вызволять своего клиента из ледяного плена в Карелии. Клиент с друзьями отправились на лодке к отдаленному острову в центре озера, где планировали прогулку. А когда пришло время возвращаться обратно, вода замерзла, и вернуться тем же путем было невозможно. Клиент позвонил своему персональному менеджеру, и тот оперативно организовал вертолет, который вернул застрявших туристов на «большую землю».
Потерялся багаж — такая неприятность произошла с клиентом, который улетел в командировку в Дубай. В течение суток он пытался разыскать свои вещи, но безрезультатно. В итоге он обратился за помощью к персональному менеджеру, а тот за три часа нашел багаж и отправил клиенту ближайшим рейсом.
Лучше, чем в Швейцарии
Принято считать, что private banking в традиционном понимании зародился в Швейцарии и Великобритании в конце XVII — начале XVIII века. В Швейцарии частные банкирские дома получили бурное развитие после Французской революции, когда в страну эмигрировали французские аристократы. В Англии управление частным капиталом возникло благодаря оживленной торговле — купцам надо было хранить и приумножать свои капиталы.
За несколько десятилетий private banking стал особой частью банковского бизнеса с исключительным уровнем приватности и сервиса. Главным принципом стало сохранение капиталов и обеспечение высокого материального положения семьи на протяжении поколений.
Российская модель private banking во многом уникальна: клиент более «избалован». «Для сравнения: чтобы получить услуги lifestyle в тех же швейцарских банках, нужно быть очень состоятельным клиентом. У нас «входной билет» для получения такого статуса и сервиса гораздо демократичнее», — говорит Евгений Сафонов.
В конце 2019 года ПСБ начал трансформацию своего private banking. Целью было перестроить классическое банковское обслуживание и работу с состоятельными клиентами в комплексный wealth management. Была полностью обновлена продуктовая линейка и фирменный стиль. Воплощением новой концепции ПСБ private banking стал флагманский офис нового формата в Москве.
Мужчина, 50 лет, семейный
Портрет современного клиента private banking: это преимущественно состоятельные мужчины, однако перевес в их сторону небольшой — чуть более 10%. В основном это топ-менеджеры или владельцы собственного бизнеса, состоявшиеся во всех сферах люди в возрасте 50 лет, у большинства из которых есть семьи.
Услуги и сервисы, которыми чаще всего пользуются клиенты private banking, обусловлены их образом жизни. Это инвестиции как один из способов сохранения капитала, кредитование, налоговый консалтинг, консьерж-сервис — организация досуга и отдыха для семьи, организация бизнес-поездок и заказ частных самолетов.
«За последние несколько лет VIP-клиент немного помолодел, — рассказывает Евгений Сафонов. — Приходит другое поколение, с новыми запросами к банку. Они живут в режиме онлайн, и для них цифровые сервисы и технологичность банка важны не меньше индивидуального подхода. Поэтому даже такая консервативная история, как private banking, начинает постепенно сдвигаться в «цифру», вместе с тем сохраняя традиционные ценности. Все сервисы, которые могут быть предложены клиентам в рамках private banking, должны быть максимально проанализированы, проверены и защищены. Только время проверяет такие вещи».
Выбор VIP-инвесторов
Ситуация на мировом фондовом рынке, когда в начале пандемии активы резко просели, а потом начали стабильно расти, подтолкнула наращивать инвестиции даже VIP-клиентов, которые традиционно предпочитают более консервативные инструменты для сохранения капиталов. По итогам 2020 года число VIP-клиентов ПСБ, размещающих средства в различные инвестиционные инструменты, выросло в 1,7 раза, а объем продаж инвестиционных продуктов — более чем в 3,5 раза по сравнению с 2019 годом.
Семейная «Атмосфера»
Современный стандарт private banking должен учитывать семейные ценности. Более 70% VIP-клиентов ПСБ обслуживаются в банке совместно с членами семьи.
«Когда клиент приводит свою супругу или детей, это огромное доверие. Чтобы обслуживать всех членов семьи клиента — от самых маленьких до старшего поколения, — мы разработали пакет услуг «Атмосфера». У нас есть что предложить каждому: банковские продукты, карты для всех членов семьи, сервисы лайфстайла», — рассказывает директор департамента бизнес-аналитики и разработки продуктов частного капитала ПСБ Валентина Горюнова.
Консьерж-сервис: как сохранить качество жизни в пандемию
Многие сервисы в private banking, особенно в части lifestyle, банк доверяет партнерам, которых тщательным образом отбирает, проверяя их бизнес, репутацию и качество услуг.
Весной 2020 года всем пришлось резко менять образ жизни. Вместо гостиниц, путешествий, билетов на самолет или в театр появились онлайн-обучение и телемедицина, психологическая поддержка и коучинг-сессии. «Мы доставляли гастрономические ужины и организовывали онлайн-концерты фортепианной музыки с выдающимися пианистами, отправляли продукты, лекарства и средства защиты родителям клиентов в отдаленные города России, искали психотерапевтов для тех, кому было трудно справляться с самоизоляцией, организовывали дни рождения онлайн и фитнес-залы на дому, — рассказывает Елена Филипченкова, глава Aspire Lifestyles, EECA. — Мы разработали новый продукт — «ежедневный план на день» для одного человека или целой семьи, чтобы поддержать клиентов во время изоляции. А сразу после выхода из нее мы помогали в организации путешествий как по России, так и за ее пределами, оформляли эвакуационные рейсы, воссоединяли семьи и наблюдали за тем, как стремительно, но неизбежно меняется наш мир. Сегодня все эти услуги по-прежнему остаются актуальными».
Роскошь живого общения
Private Banking не ограничивается решением финансовых и юридических вопросов. Клиентов приглашают в «Эрмитаж» и Большой театр, на спортивные мероприятия. ПСБ является официальным партнером клуба ЦСКА.
«2020 год внес коррективы, — рассказывает Валентина Горюнова. — Многие запланированные мероприятия пришлось отменить или перевести в онлайн-формат. Мы запустили цикл тематических мероприятий — с интересными спикерами, обсуждением насущных вопросов: от изменений в налогообложении до воспитания и образования детей, здорового питания, защиты от коронавируса и прочего».
\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t
Что такое Private Banking для простого обывателя
Знаете ли вы, что отечественные банки по-разному представляют себе Private Banking в России? Каждое финансовое учреждение имеет собственный набор данных услуг. Общим остается одно – рост численности VIP-клиентов и объема их вложений. В некоторых удачливых банках капиталы VIP-клиентов составляют более половины общих депозитов.
Private Banking – что это такое
Подразделение банка Private Banking (PB) создано для оказания финансовых и сопутствующих услуг обеспеченным клиентам и может быть просто направлением деятельности кредитной организации. В некоторых случаях приват-банкинг предлагает вкладчикам доверительное управление их средствами.
Чаще всего пользователи являются VIP-клиентами и пользуются привилегиями, которые недоступны обычным гражданам. Еще одно название Private Banking – wealth management, то есть управление капиталом состоятельных клиентов.
Для получения VIP-статуса и возможности доступа к РВ клиенту нужно стать инвестором этого банка либо положить на счет крупную сумму денег. В каждом кредитном учреждении размер капитала и набор финансовых инструментов для важных вкладчиков определяются локально.
В Private Banking могут быть введены отдельные сегменты, к примеру, менеджмент для очень богатых (HNWI) или ультрабогатых (UHNWI) клиентов.
Как правило, приватные услуги оказывают персонально и более обособленно в сравнении с розничным сектором основного финансового рынка. За VIP клиентом закрепляют консультанта или менеджера, однако не для всех видов услуг.
Стоимость обслуживания и спектр возможностей клиента могут определяться индивидуально с учетом инвестиций, вложенных в один из банковских проектов. Чем выше положение вкладчика и крупнее его счет, тем больше привилегий он имеет в банке.
В основном определение Private banking имеет общий смысл, если это не конкретный РВ с услугами wealth management (WM), investment banking (IB) и family office (FO), что означает «управление частным капиталом», «инвестиционный банкинг» и «семейный офис» соответственно.
При этом частный банкинг подразделяют на международный и классический.
Вот некоторые услуги, доступные клиентам РВ:
Развеиваем мифы про Private Banking в России
Сложная ситуация в банковской сфере ослабила уверенность зажиточных людей в надежности кредитных учреждений и даже крупных банков.
Нужно признать, что мнение многих вкладчиков об услуге Private Banking в России основано на домыслах и стереотипах вопреки реальным фактам. Рассмотрим, какие мифы о РВ влияют на отношение клиентов.
Во многих известных банках управляющие, как правило, используют стандартные финансовые инструменты. Для состоятельных клиентов с крупными счетами предлагают те же акции, ПИФы, бонды, облигации и др.
Более искусные продукты и новации (к примеру, рыночно-нейтральные стратегии), которые гораздо эффективнее для крупных капиталов, не пользуются популярностью у банков. Это вполне понятно: большой наплыв клиентов не позволяет досконально изучить каждый их них.
Чаще всего банки адаптируют основные предложения под предпочтения богатой целевой аудитории без изменения их сути. Это более удобно для клиентов, но все-таки не тянет на европейский уровень престижа и условий Private Banking. За ними обеспеченные вкладчики обычно отправляются в Швейцарию.
Private Banking: рейтинг банков – 2019
В журнале Forbes опубликован четвертый ежегодный рейтинг 2019 г. мировых лидеров среди банков, предлагающих клиентам VIP-обслуживание. Впервые Сбербанк покинул первую ступеньку в топ-10, уступив его «Альфа Private Banking».
В этом году издание не размещало рейтинг управляющих компаний, предоставляющих услуги состоятельным клиентам. Уже который год подряд их список почти не изменялся. Кроме того, был изменен подход к подаче информации. Там появился экспертный анализ специалистов из Frank RG, которые регулярно изучают рынок и определяют лучший Private Banking.
Первый раз за время проведения рейтинга лидирующая позиция досталась Альфа-Банку, опередившему РВ Сбербанка на 0,1 балла. В пятерку лучших банкингов 2019 года попал приватный сервис UniCredit банка из России.
Из зарубежных банков лидируют участники из списка рейтинга 2018 г. – UBS, Julius Baer, Credit Suisse, Pictet. На пятом месте утвердился Citi Private Bank.
По словам гендиректора Frank RG Ю. Грибанова, сегодня на отечественном рынке Private Banking играют 10 банков. При отсутствии свежих вложений они развиваются благодаря консолидации активов своих клиентов, перетянутых из мелких банков. В итоге общая рыночная доля этих «китов» достигла 80–85 %.
Меду тем иностранные банки-инвесторы один за другим покидают Россию. На протяжении нескольких лет Citi методично сокращает розничные офисы, а финансовый гигант Morgan Stanley вообще отказался от депозитарной и брокерской лицензии.
По данным аналитиков из Credit Suisse, в России проживает более 170 тысяч долларовых миллионеров. Для подготовки рейтинга Forbes обратился к его российскому сегменту с просьбой показать число клиентов с капиталом более 1 млн долларов, хранящих вклады в этом банке. Их оказалось более 18 тысяч.
Назовем десятку лидеров по обслуживанию VIP-клиентов.
При подготовке рейтинга Forbes опросил три десятка финансистов и экспертов кредитной сферы, чтобы учесть их мнение при выборе топ-10. Рейтинговый балл для наших банков имеет следующий состав: 35 % – голосование участников рынка за конкретный банк и столько же – оценка специалистов Frank RG, 30 % приходится на рейтинги, учет активов, клиентской базы, численности офисов и депозитной ставки.Результат рейтинга определен по принципу весовых коэффициентов с максимумом в 100 баллов. Для зарубежных банков рейтинговый балл учитывает: голоса банкиров из РФ и family-офисов (50 %); место в рейтинге британского журнала Euromoney (50 %).
Почему стоит отдать предпочтение российскому банку с Private Banking
С каждым годом растет число желающих попасть на рынок VIP-обслуживания в России. Это зарубежные банки и инвесткомпании, которые хотят занять там прочные позиции. Опираясь на перспективные прогнозы и тенденции развития Private Banking, иностранцы видят Россию довольно привлекательной страной, такой же как Индия, Китай, Бразилия и Турция.
Одновременно российские поставщики услуг РВ выходят на международный уровень с расчетом на элитное обслуживание отечественных клиентов за границей. В итоге обостряется борьба за капитал богатых россиян.
С учетом специфичности частного обслуживания в РФ выделим основные преимущества российских игроков перед конкурентами за рубежом.
Между тем российского миллионера не останавливают низкие проценты на депозиты в иностранных банках, повышенная плата за услуги и прочие нюансы заграничного РВ. Со своим громадным опытом обслуживания элиты западные банки комфортны для проведения расчетов за границей и отвечают за сохранность капитала.
Еще один плюс «иностранцев» – большой ассортимент финансовых продуктов и высокий профессионализм личных менеджеров. Кроме того, миллионеры опасаются рискованности инвестиций в русских Private Banking и политической нестабильности в стране.
Сейчас элитное обслуживание является одним из главных направлений роста мирового рынка финансовых услуг, которое выходит за пределы простого банковского бизнеса. Постоянное расширение сферы услуг для обеспеченных клиентов указывает на прогресс global РВ в сторону глобального private wealth management (руководства частным капиталом).
С учетом стойкой тенденции к увеличению числа валютных миллионеров и их состояний российские финансовые компании продолжают развивать собственный Private Banking как одно из важных направлений деятельности. Их цель – достичь мировых стандартов и укрепить конкурентное преимущество при расширении сети в стране нерезидентов.
В рамках приватного обслуживания известные российские банки, ФК и инвестиционные компании (ВТБ 24, «Газпромбанк», Сбербанк, «УралСиб», «Ренессанс-капитал», «Третий Рим» и другие) оказывают VIP-клиентам не только традиционные банковские услуги.
Анализ условий российского Private Banking показал, что наше VIP-обслуживание привлекает вкладчика доходными стратегиями, цель которых приумножить его богатство. Сюда же можно отнести знание местного рынка финансовых услуг, способность эффективно и надежно выстраивать взаимодействие с клиентом, опираясь на практику и право (ФЗ «О валютном регулировании», вопросы защиты активов и международного налогообложения).
Вместе с тем большие риски инвестиционных планов, сомнение в надежности отечественных банков, неустойчивость экономического рынка побуждают долларовых магнатов вкладывать деньги в швейцарские и западные банки с солидным опытом и большим выбором финансовых продуктов. На конкуренцию влияет также становление иностранных банков и инвесткомпаний на нашей территории. Это General Invest, ЗАО «Интеза» и др.
Мы думаем, что ключевое место в конкурентной борьбе российских игроков должны занимать формирование надежных долгосрочных отношений с клиентурой и мощная экспертиза местного рынка инвестиций.
Развитие Private Banking в регионах позволит комплексно анализировать запросы и потребности клиентов, а также наладить с ними тесную взаимосвязь. Нужно заметить, что часть российских игроков взяла активный курс на это направление.
Специальные структуры по управлению активами богатых россиян все время открывают крупные банки: ВТБ24, «Номос-банк», «Русский стандарт», «Восточный». С другой стороны, серьезное инвестиционное исследование не только «голубых фишек» и ликвидных ADR, ETF, GDR (которое всегда проводится множеством швейцарских банков), но и отечественных компаний (включая игроков второй линии, претендующих на высокие доходы), может усилить конкурентность местного Private Banking.
К тому же сильный бренд, высокая квалификация и навыки персонала, проявление устойчивости финансовых позиций, более гибкие и выгодные условия для клиентов заметно повлияют на конкурентоспособность наших финансовых структур в элитном банкинге России и за рубежом.
С глазу на глаз: каким должен быть private banking в цифровую эпоху
Для многих private banking — это, в первую очередь, спокойный офис по дороге на работу или по пути домой, где можно выпить чашку кофе, пока менеджер занимается твоими вопросами. Но что значит private banking сегодня, когда почти любой вопрос можно решить удаленно? Чтобы разобраться с этим, «РБК Стиль» поговорил с руководителем МКБ Private banking Юрием Бабиным.
Мы с вами сидим в новом офисе МКБ Private banking на Цветном бульваре. Насколько я знаю, впереди вас ждут еще открытия. Чем обусловлено наличие подобных пространств для состоятельных клиентов в эпоху цифровизации и мобильного банкинга?
Конечно же, мы все шагнули в цифровую эпоху, и банки здесь находятся на передовой внедрений и разработок. Мобильные приложения сейчас уже не дополнительный сервис, а неотъемлемая составляющая банковского дела — ими пользуются десятки миллионов клиентов. Поэтому мы внедряем лучшие онлайн-решения и в сегменте private banking: в первую очередь это касается кастомизации, настройки наших сервисов, программ лояльности, дистанционных каналов. Парадоксально, но цифровизация работает на руку частным банкирам. Она позволяет нам уделять больше времени не техническим моментам, а решению личных задач клиента.
Я глубоко убежден в том, что без личной встречи, без контакта глаза в глаза весьма сложно прийти к взаимному пониманию. В очном режиме ты чувствуешь переживания и устремления как самого клиента, так и близких ему людей. Часто бывает, что, встречаясь для решения совершенно рядового вопроса, в ходе разговора выявляешь глубинную проблематику, которая как раз и волнует человека. Поэтому я за личные встречи и офисы, в которых наши гости могут отвлечься от рутинных забот, расслабиться и спокойно думать о деле.
И о чем частный банкир разговаривает со своим клиентом на подобных встречах?
О жизни, о работе, об изменениях в политике и экономике — обо всем том, что люди обсуждают между собой. Другое дело, что мы говорим об этом в контексте решений, за которыми пришел клиент.
Надо понимать, что с некоторыми клиентами мы общаемся даже не пять, а все двадцать лет. За это время банкир тоже меняется, развивается, становится практически соратником. И ты понимаешь, обращаясь к нему за советом, что он не постесняется высказать собственную точку зрения. Причем она может даже полностью не совпадать с твоей. Но это позволит взглянуть на проблематику с другого ракурса.
При этом советник представляет интересы банка, и наверняка у него есть свои KPI. Как в таком случае я могу быть уверен, что он ищет выгодное решение именно для меня, а не для организации, на которую работает?
Ответ прост. Да, мы представляем банк. Но банк зарабатывает тогда, когда зарабатывает клиент. И это то, что отличает private banking от многих других сфер: мы как никто заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и партнерстве. Мы часто идем навстречу, понимая, что будем работать вместе и через год, и через десять лет.
Самые успешные структуры — те, в которых владельцы, руководители и сотрудники придерживаются той же парадигмы и работают на долгую и красивую историю для клиента и бизнеса. Да, она требует затрат, но в дополнение к положительному финансовому результату работает на репутацию и помогает компании развиваться.
С некоторыми клиентами мы общаемся даже не пять, а все двадцать лет.
МКБ Private banking доверяют многие спортсмены — работа с ними даже стала вашим отличительным направлением. Как так сложилось?
Нам действительно повезло дружить и работать с выдающимися спортсменами, как с состоявшимися, так и с теми, кто находится на старте своей карьеры. Мы пришли к выводу, что нет такого финансового института, который научит молодого человека обращаться с крупным капиталом, особенно когда он сфокусирован на спортивных результатах. И мы взяли на себя смелость таковым институтом стать. Нам важно создавать условия, при которых, перейдя на тренерскую работу, например, или вовсе покинув профессиональный спорт, наши клиенты не будут вынуждены менять стиль жизни, к которому привыкли.
Отмечу, кстати, что в нашей команде работает Илья Чебану — в прошлом профессиональный футболист, а в настоящий момент один из лучших клиентских советников. Он сам прошел через все стадии спортивной карьеры и прекрасно понимает, чем живут спортсмены, что им нужно. Именно поэтому он так легко находит с ребятами общий язык.
Кроме того, руководители наши — люди увлеченные. В том числе и спортом. И поддерживают различные спортивные мероприятия не только в рамках корпоративных программ, но и лично.
Вы сами увлекаетесь каким-нибудь спортом?
До середины институтских лет я профессионально занимался спортом. Играл в большой теннис, серьезно занимался плаванием, в том числе подводным. Сейчас, к сожалению, ритм работы не оставляет возможности системно планировать свое свободное время и уделять достаточно внимания спорту. Но иногда получается вырваться куда-нибудь с товарищами. Несколько месяцев назад мы были в Апатитах и, например, тренировали в горах навыки вождения спортивных снегоходов. Я получаю большое удовольствие от этого — люблю быть за рулем.
Выходит, вы лично часто общаетесь с клиентами.
Да. Личное общение — это вообще то, чем я живу. Это лучшее, что есть в нашем деле: ведь наши клиенты — потрясающе интересные люди. И иногда им необходимо видеть руководителя команды, с которой они работают, чтобы обсудить важный вопрос. Будь то сложноструктурированные сделки, вопросы наследования капитала или благотворительности, которым мы уделяем большое внимание.
Считаю, что руководитель такого бизнеса всегда должен оставаться немного клиентским менеджером. Чтобы иметь возможность чувствовать, что волнует клиентов, получать обратную связь и использовать этот опыт для развития.
А как формируется ваша команда?
Из целеустремленных, ответственных и неравнодушных людей с горящими глазами, скромно говоря. В этом отношении я придерживаюсь классической школы: если человек хочет сделать свое дело хорошо, у него все получится. Такие люди у нас работают, таких людей мы и ищем. Практикуем как привлечение состоявшихся сильных специалистов с рынка, так и внутренний рост сотрудников. И конечно же, развиваем стажерскую программу.
Чем МКБ Private banking отличается от конкурентов?
Многие организации, предоставляющие услуги private banking в России, уже прошли длинный путь. У них есть история, большие команды, наработанные решения. Но это может работать и в другую сторону: однотипность действий и движение только в одном направлении мешают развиваться.
Мы же находимся вне этих правил и можем себе позволить предложить клиенту уникальное, точечное решение, которое не мультиплицируется. Мы не продаем красиво упакованные пакетные решения — мы работаем над задачами каждого конкретного человека.
Из чего вообще состоит работа частного банкира?
Если брать человеческий фактор, то из отношений, опыта, профессионализма, внутренней дисциплины и желания развиваться.
Если говорить об услугах, то из трех частей. Первое — все, что связано с вашими ежедневными вопросами: расчетно-кассовое обслуживание, карты, банковские ячейки и многое другое — то, что вам или членам вашей семьи может потребоваться сегодня или через год.
Второе — инструментарий для формирования вашей персональной копилки. Будь то банковский, инвестиционный или страховой продукт. Это и простые решения вроде депозитов, облигаций, драгоценных металлов, и сложноструктурированные инструменты, требующие гораздо большего вашего погружения. Этот список можно долго продолжать, в конечном же итоге все зависит от ваших целей, устремлений и взглядов. И объема портфеля, который необходимо сохранить и преумножить.
Третье — около- и нефинансовые сервисы. Например, юридическое консультирование, консультирование в сфере налогов или благотворительности. Кстати, не могу не упомянуть эндаумент-фонд, который индивидуально, просто и с минимумом затрат позволяет нашим клиентам долгосрочно поддерживать именно то, что для них важно: школу, больницу, институт или любимый музей.
В мире происходит множество изменений, и без помощи профессионалов людям по-прежнему не обойтись. Решение финансовых вопросов и, главное, отчетность требуют все более серьезного погружения. В принципе, цель нашей работы — сделать так, чтобы у вас было время жить и радоваться, зарабатывая деньги, а не отвлекаться на посторонние моменты.
С таким широким профилем работы доводится ли вам говорить клиентам «нет» на какие-то запросы?
Не всегда то, что клиент, казалось бы, хочет здесь и сейчас, можно и нужно сразу воплощать. Я вернусь к мысли, что в private banking одна из задач советника — подсветить возможные последствия такого желания. Показать, что погоня за сиюминутной выгодой или отсутствие планирования может негативно сказаться на результате, на будущем. Частный банкир в первую очередь думает о потенциальных сложностях и о способах эти сложности приуменьшить или вовсе их избежать.
На протяжении десяти лет растет рынок альтернативных инвестиций — хайнеты и ультрахайнеты коллекционируют искусство, раритетные авто и даже сумки. Оказываете ли вы консультацию по таким вопросам?
Такие вопросы есть. Это не массовая история, но очень интересная. И мы участвуем в ней. Часто она связана с людьми, которым мы помогаем уже не один год.
Тема коллекционирования — очень личная. В большинстве своем наши клиенты увлекаются коллекционированием не только и не столько ради заработка. Я занимаюсь этой работой с 1997 года, и мне посчастливилось видеть, как люди начинали увлекаться чем-то из-за веяния времени, моды или по примеру друзей. А сейчас они настоящие профессионалы, которые могут даже продавать свою экспертизу. Например, у кого-то сложилась потрясающая коллекция фарфора, которая началась с одного подарка в институтские годы. И на ее основе написано несколько монографий, которые ценят даже профессионалы.
Впрочем, есть и те, кто воспринимают предметы искусства в большей степени как инвестицию. Помимо того, что человек получает эстетическое удовольствие от объекта, он осознает и выгоду от таких вложений. Ведь не зря говорят: не все инвесторы — коллекционеры, но любой коллекционер — инвестор.
Действительно, у вас богатый опыт. Вы в private banking практически с момента появления этого направления в России. Можно ли сказать, что с развитием цифровой среды изменился и сам клиент?
Изменился инструментарий. Как пример: появились новые технологические средства, каналы, которые, помогают монетизировать предоставление контента массовой аудитории. Но по-прежнему выигрывают люди с оригинальным подходом, готовые рисковать. Ведь бизнес — это риск, и далеко не все готовы идти на него вообще, тем более ежедневно.
Те, кто пользуется услугами МКБ Private banking, часто рекомендуют ваш банк своим знакомым?
Private banking — это в первую очередь бизнес рекомендаций. Когда наши клиенты видят, как мы погружаемся в их заботы, какие решения находим, они, конечно, советуют нас друзьям, у которых есть схожие потребности. И делают это совершенно бескорыстно, что ценно вдвойне.
Мы всегда видим благодарность наших клиентов, можем ее почувствовать, и это огромное счастье моей профессии.