Проанализируйте представленные ниже характеристики человека что их объединяет
Проанализируйте представленные ниже характеристики человека?
Проанализируйте представленные ниже характеристики человека.
Что их объединияет?
Кратко пояните свой ответ Строение тела, условные рефлексы, инстинкты, потребность в пище и воде, необходимость защиты от неблагоприятных погодных условий, способность адаптироваться к условиям среды.
Все они относятся к понятию «индивид», т.
Е. человек, как биологическое существо.
Если возникнут вопросы, задавайте — отвечу в личных сообщениях.
Если не трудно, отметьте решение, как лучшее.
С Уважением, Степанов Валерий Иванович.
Кратко сформулируйте правила безопасности в различных погодных условиях?
Кратко сформулируйте правила безопасности в различных погодных условиях.
Человека от животного отличает : 1)инстинкт самосохранения ; 2)использование природных объектов ; 3)стремление понять окружающий мир ; 4)способность приспосабливаться к условиям среды?
Человека от животного отличает : 1)инстинкт самосохранения ; 2)использование природных объектов ; 3)стремление понять окружающий мир ; 4)способность приспосабливаться к условиям среды.
Какая потребность связана социальной сущностью человека?
Какая потребность связана социальной сущностью человека?
В пище и воздухе для дыхания В продолжении рода В защите от неблагоприятных погодных условиях В познании мира и самопознании.
Человека от животоного отличает1?
Человека от животоного отличает
Использование природных ресурсов
Стремление понять окр.
Способность приспосабливаться к условиям среды.
Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу?
Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.
1)Способность к совместной преобразовательной деятельности 2)Стремление к самореализации 3)Умение приспосабливаться к природным условиям 4)Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5)Потребность в воде, пище, отдыхе 6)Способность к самосохранению.
Человека от животного отличает 1?
Человека от животного отличает 1.
Инстинкт самосохранениея 2.
Использования природных объектов 3.
Стремление понять окружающий мир 4.
Способность приспосабливаться к условиям среды помогите, выберите правильный ответ!
Человека от животного отличает : 1) способность приспосабливаться к условиям среды 2) использование природных объектов 3) инстинкт самосохранения 4) стремление понять окружающий мир?
Человека от животного отличает : 1) способность приспосабливаться к условиям среды 2) использование природных объектов 3) инстинкт самосохранения 4) стремление понять окружающий мир.
В чём состоит отличие человека от животного?
В чём состоит отличие человека от животного?
Его жизнедеятельность заключается в приспособлении и собирательстве, основанных на системе условных и безусловных рефлексов, инстинктов может изменять свой мир только по потребностям своего вида может действовать сообразно свободе своей воли и фантазии может действовать, исходя из удовлетворения исключительно физических потребностей.
Человека от животного отличает 1) инстинкт самосохранения 2) использование природных объектов 3) стремление понять окружающий мир 4) способность приспосабливать к условия среды?
Человека от животного отличает 1) инстинкт самосохранения 2) использование природных объектов 3) стремление понять окружающий мир 4) способность приспосабливать к условия среды.
Найдите в приведенном ниже списке, свойства человека имеющие социальную природу 1)способность с совместной преобразовательной деятельности 2)стремление к самореализации 3)Умении приспосабливаться к пр?
Сравнительная характеристика права и морали. Краткое описание
Содержание:
Мораль и право – это два разных понятия, которые имеют и сходства, и различия. Они преследуют общую цель – урегулирование общественного порядка в государстве на основании применения законов и моральных канонов.
Право – это общепринятые социальные нормы и правила, которые устанавливает государственная власть. Оно регулирует ход правовых отношений между субъектами, устанавливает перечень гражданских обязанностей и прав, обеспечивает поддержку и охрану законопослушных граждан.
Мораль – это обширное понятие, которое трактует добро и зло, честь и бесчестие, достоинство и беспринципность. На базе этих представлений формируется отношение человека к жизни, к окружающим людям, к природе и ситуациям.
Сравнительная таблица — мораль и право
Между этими понятиями существует определенная взаимосвязь, которая базируется на некоторых общих канонах. Рассмотрим подробно, что объединяет мораль и право:
О том, что такое право и мораль, какие сходства и различия, таблица расскажет подробнее.
Право и мораль — сходства и различия | |
Право | Мораль |
В правовых отношениях принимает участие государство | Оценка поведенческих особенностей человека выполняется с точки зрения нравственности |
Право представляет собой юридически обоснованные нормы | Повлиять на нарушителя можно исключительно путем общественного воздействия |
При развале государства распадается и правовая система | Через мораль люди выражают свое внутреннее отношение и мнение к аморальным поступкам |
Система нацелена на оценку поведения нарушителей | Мораль сохраняется независимо от распада страны, государственного переворота и других событий |
Законы – регламентированные, принятые на высшем уровне нормы поведения | Моральная норма поведения базируется на взаимоуважении, конкретных законов нет |
Наказание за нарушение принудительное, согласие виновника не требуется | Принудительное наказание отсутствует |
Сравнительная характеристика права и морали
Проанализируем основные принципы, которыми руководствуются эти понятия. Например, кровный враг – это моральное понятие, которое формируется у человека на фоне личного восприятия реальности. Но если оно переходит в кровную месть, связанную с нарушением законодательства, понятие переходит к правовым нормам. Отличия между моралью и правом:
Критерии права и морали – таблица сравнения
Для того, чтобы понять, что такое мораль и право, их общее и различия, таблица с критериями используется практически всегда. Она позволяет сопоставить основные аспекты, которые в корне различают два этих понятия. Кроме того, через графическую структуру намного проще выделить схожие черты.
Основное, что сближает право и мораль, это нормирование и формирование единого для всех свода правил касательно поведения в обществе и взаимоотношений с окружающими людьми. Можно выделить три главных регулятора – поведенческие и моральные нормы, традиции и обычаи, правовые нормы. Первые два понятия относительно близки. Они опираются на внутренние установки человеческого разума. Но в случае нарушения обычая или нормы поведения, индивид не будет принудительно наказан. Его будет мучить совесть, он может потерять уважение друзей или вызвать обиду у коллег, но не более.
Отличие морали от права таблица выделяет четко. При нарушении правового законодательства человек сталкивается с принудительными мерами – ограничением свободы, общественными работами и прочим. Субъектами права являются все жители страны, высшей инстанцией считается судебный орган. Если сравнить мораль и право, то в морали субъектом нравственного свода законов является индивид, его высшей инстанцией будут муки совести. Поможет подробно изучить сравнение морали и права таблица, представленная ниже.
Контрольная работа по «Дифференциальной психологии»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:38, контрольная работа
Краткое описание
Задача 1
Определите, какие из перечисленных характеристик относятся к понятию личность.
Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, мировоззрение, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Прикрепленные файлы: 1 файл
контрольная.doc
4) Физиологическая концепция И.П. Павлова, получившая название учения о типах нервной системы, трансформировалась в учение о «учение о свойствах нервной системы».
6) Темперамент – биологическая категория, охватывающая лишь динамические характеристики поведения человека, а характер – социо психологическая категория, охватывающая типичные индивидуальные характеристики поведения человека.
Психические свойства личности могут быть Психические свойства личности могут быть условно объединены в три группы: свойства темперамента, свойства характера и способности. Классифицируйте понятия из приведенного списка по этим трем группам.
Вспыльчивый, нежный, справедливый, смелый, остроумный, трудолюбивый, честный, вежливый, воспитанный, горячий, черствый, умный, деловой, «крутой», пылкий, отходчивый, послушный, красноречивый, суетливый, послушный, спокойный, глупый, непоседа, решительный, ловкий, «несмеяна», необузданный, ленивый находчивый, неряшливый, благородный, щедрый, недотепа, «тряпка», плакса, доброжелательный, предприимчивый, осторожный, самоуверенный, чуткий, ранимый, возбудимый, «живой такой, веселый», эгоистичный, энергичный, инициативный, медлительный, растяпа, услужливый, верный.
«живой такой, веселый»
Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верное, с Вашей точки зрения:
1) Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов. Частично верно. гуморальная теория так объясняет особенности темпераментов.
2) В основе темперамента лежит тип нервной системы.
Верно. Подтверждается неврологической теорией выдвинутой И П Павловым.
3) Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.
Верно отчасти. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека. Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека. Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами.
4) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.
Верно. Формирование темперамента происходит не вне деятельности или до деятельности, а в процессе самой деятельности от простейших ее видов до сложных социально-организованных форм. Формирование темперамента происходит под влиянием двух причин: общей конституции и тех конкретных видов деятельности, в которые включен человек с самого раннего детства. В результате биологического развития у него формируется индивидуальный уровень обмена, мышечного развития, определенные свойства нервной системы и т.д. Эти индивидуально-устойчивые биологические компоненты с самого раннего детства включаются в выполнение различных видов деятельности – от сосательного и хватательного рефлексов до игры, учебы и труда.
5) Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.
Не верно. От темперамента человека зависят:
6) Темперамент определяется конституцией человека.
Верно отчасти. Если под «конституцией» мы подразумеваем совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, отражающих особенности не только телосложения, но также психической деятельности, метаболизма и функционирования вегетативных систем, адаптационных, компенсаторных и патологических реакций человека,то темперамент формируется преимущественно под влиянием общей конституции, причем свойства биологических подсистем более высокого порядка (например, свойства нервной системы) вносят более существенный вклад в детерминацию темперамента по сравнению с биологическими подсистемами более низкого порядка (например, свойства телесной или гуморальной подсистем). Если же мы будем рассматривать конституциональную теорию немецкого психиатра Э. Кречмера и американского ученого У. Шелдона, согласно которой существует прямая связь между свойствами темперамента и телосложением (было выделено четыре конституционных типа и дано описание их психических особенностей: астеник – шизотимик, пикник – циклотимик, атлетик–иксотимик, дипластик), то с нею можно не согласиться.
Выберите правильный вариант из предложенных ответов:
Динамику психической жизни определяют:
а) направленность личности;
Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.
Образец: ПСИХИКА: МОЗГ
Темперамент: тип нервной системы (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение)
Образец: СПОСОБНОСТИ: ЗАДАТКИ
Темперамент: активность (активность, деятельность, талант, тип нервной системы, индивидуальность, мозг)
Образец: СЛУХ: ВИСОЧНЫЕ ДОЛИ МОЗГА
На основе приведенных высказываний определите характер связи темперамента и типа нервной системы, а также биологическую и социальную обусловленность темперамента. Можно ли утверждать, что темперамент зависит от характера деятельности человека?
Нет. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта, последняя, кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума.
биологическая обусловленность темперамента.
Свойства типа нервной системы составляют физиологическую основу, на которой развиваются психические свойства человека, причем развитие этих психических свойств детерминируется не только этой физиологической основой, но, прежде всего, условиями жизни, а у человека эти условия имеют общественный характер. Это относится ко всем психическим свойствам, в том числе и к тем, которые входят в характеристику темперамента, хотя эти последние и связаны теснее всего с типом нервной системы …
социальную обусловленность темперамента.
В бытовой обстановке человек может проявлять себя вялым, на работе же – энергичным и деятельным. Это можно наблюдать и среди спортсменов. Часто боксеры, футболисты, легкоатлеты, выходя на ринг или на стадион, как бы преображаются, показывают совсем другие черты темперамента, чем в обыденной жизни.
Прокомментируйте следующие утверждения. Какие из них верны, какие – нет?
У Гиппократа был чисто физиологический подход к исследованию темперамента. Верно.
К. Галена можно считать родоначальником эндокринологического направления в объяснении различных темпераментов. Верно.
Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений о психофизиолоических основах темперамента. Верно
Психологический подход к изучению темперамента начался с выявления «формально-динамических свойств поведения». Верно.
В физиологической концепции И.П. Павлова утверждалось, что каждому типу высшей нервной деятельности соответствует своя картина поведения, т.е. темперамент. Верно.
Слово «темперамент» И.П. Павлов предложил заменить на «генотип», а термин «фенотип» использовать вместо «характер». Верно.
Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын доказали фундаментальную роль подкорковых структур и лобных долей мозга в активации поведения к его эмоциональной регуляции.Верно.
Концепция И.П. Павлова и его школы стала рассматриваться как частный случай концепции функционально-системной организации работы мозга П.К. Анохина. Верно
Темперамент – это прямое проявление биологических свойств человека. Верно.
В рамках целостной теории индивидуальности, разрабатываемой В.С. Мерлиным, П.К. Анохиным, В.М. Русаловым, индивидуально-биологические свойства человека, организованные в Специальные программы, являются причинами индивидуального поведения. Верно.
Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека или же – свою полную противоположность. На чем основывается это мнение? Согласны ли вы с ним? Возьмите для примера любой вид совместной деятельности и определите для него наилучших и наихудших партнеров из перечисленных ниже пар (свой выбор аргументируйте):
Социальная психология
для студентов 1 курса направления 43.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля Психология и педагогика начального образования
Тема 1. Социально-психологические особенности личности.
Задача 1. Прокомментируйте следующие высказывания. С какими вы согласны (не согласны) и почему? Какие из этих высказываний можно использовать в качестве определений сущности личности?
1. Человек в той мере субъект, в какой он — личность; организм — не субъект.
Я согласна с этим высказыванием, потому что организм не имеет сознания.
2. Личностью является лишь тот, кто обладает яркой индивидуальностью.
Я не согласна с этим высказыванием, личностью могут быть все люди не зависимо от того какая у него индивидуальность.
3. Личность — это человек, выделивший в процессе общественных
отношений свое «Я» из «не-Я». активно воздействующий на «не-Я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.
Я согласна с этим высказыванием, потому что личностью становятся.
4. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
Я не согласна с этим высказыванием, потому что человек становиться личностью не только за счёт своего «Я», он становится личность ещё и за счёт окружающих его людей и мира.
5. Личность — субъект и объект общественных отношений.
Я согласна с данным высказыванием, так как личность может влиять на какое либо общество, так и общество может повлиять на личность.
6. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.
Я согласна с данным высказыванием, ведь личность формируется в социуме.
Задача 2. Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные.
1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.
2. Личность — это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.
3. Личность — это индивидуально выраженное всеобщее.
4. Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль В нем.
5. Личность — совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.
6. Личность — ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Тема 2. Проблема социализации.
Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы:
В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека.
Развитие – это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации?
Детей очень легко обмануть, они очень доверчивы.
Тема 3. Психологические механизмы регуляции социального поведения личности.
Какие феномены межличностных отношений описаны в приведенных примерах? Какие психологические теории предложены для объяснения затруднений, которые испытывает человек в связи с необходимостью радикально изменить свои взгляды в новых обстоятельствах? По вашему мнению, когнитивный диссонанс — это следствие недостаточного определенного выбора или двойственного отношения к ситуации? Какие средства используют люди для восстановления когнитивного равновесия?
1. Если осторожного и благоразумного человека втянуть в рискованную биржевую игру, он будет чувствовать себя крайне неуютно. Он попытается либо изменить свое поведение, продав сомнительные акции, либо изменит представление о себе, заявив, что он благоразумен и осторожен в личной жизни, а в делах способен идти на риск. Процессы группового давления получили в социальной психологии наименование феномена конформизма (от позднелат. conformis – подобный, сообразный). Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.
2. Если человек решил бросить курить, он больше будет интересоваться статистикой рака легких, участвовать в кампаниях против курения, гордиться своей «непрокуренностью» и т. д. Если же он решил продолжить курить, он выдвинет аргументы типа: «Бросить курить — значит растолстеть», «Когда я не курю, я становлюсь таким раздражительным, что для других же будет лучше, если я курить не брошу» или «Стоит ли ради 2—3 лишних лет жизни все остальные годы лишать себя этого удовольствия?»
Когнитивный диссонанс – негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает двумя противоположными представлениями, суждениями, намерениями.
Тема 4. Психология малых групп. Социально-психологическая природа лидерства.
Задание 1. Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Общество, коллектив, группа, реальная группа, малая группа.
2. Дружба, общественное производство, общественные отношения,
общество, межличностные отношения.
Задание 2. Объясните, какие из нижеперечисленных групп можно считать формальными (официальными), а какие — неформальными (неофициальными).
Семья; школьный класс; политическая партия; государство; студенческая группа; пассажиры одного вагона; пациенты одного врача; больные одной палаты; люди одинакового возраста; группа друзей; спортивная секция; кружок кройки и шитья; лица одной национальности; военнослужащие одного подразделения; группа пляжных преферансистов; сборная спортивная команда; читатели одной библиотеки; коллектив заводского цеха; бригада шабашников; рабочая смена в парикмахерской; дворовые игроки в домино; туристическая группа, отправившаяся на летний отдых в Италию; посетители одной дискотеки; пенсионеры; однокурсники; аспиранты одного профессора; мафия.
Формальные: семья, школьный класс, политическая партия, государство, студенческая группа, пациенты одного врача, военнослужащие одного подразделения, сборная спортивная команда, коллектив заводского цеха, рабочая смена в парикмахерской, туристическая группа, отправившаяся на летний отдых в Италию, пенсионеры, однокурсники, аспиранты одного профессора.
Неформальные: пассажиры одного вагона, больные одной палаты, люди одинакового возраста, группа друзей, спортивная секция, кружок кройки и шитья, лица одной национальности, группа пляжных преферансистов, читатели одной библиотеки, бригада шабашников, дворовые игроки в домино, посетители одной дискотеки, мафия.
Тема 5. Социально-психологическая природа лидерства.
Задача 1. Представьте, что вы назначены руководить группой из шести человек, задача которой — выращивать овощи на поле площадью пять акров. Опишите ваши действия для каждого из трех возможных стилей лидерства.
а. авторитарный: я бы строго следила за каждым и говорила кому, что делать.
б. демократический: мы бы вместе решили кто, что будет делать.
в. попустительский: я бы не следила не за кем, каждый бы делал то, что он хочет.
Задача 2. Ответьте, ложно или истинно каждое из следующих утверждений.
а) Формальный лидер выбирается группой или назначается сверху. Ложно.
б) Имя неформального лидера указывается в документах компании. Ложно.
в) Лидер, как правило, имеет высокую самооценку. Истинно.
г) Формальный лидер обычно является и социоэмоциональным лидером. Ложно.
д) Деловой лидер часто шутит, чтобы ослабить напряжение. Ложно.
е) Руководители, исповедующие теорию Икс, как правило, придерживаются авторитарного стиля руководства. Истинно.
ж) Руководители, исповедующие теорию Икс, часто обнаруживают, что их суждения в отношении людей были ошибочны. Ложно.
з) Руководители, придерживающиеся попустительского стиля руководства, отличаются деловой ориентацией. Ложно.
и) Авторитарные лидеры полагаются на опыт членов группы. Ложно.
к) Демократический стиль руководства эффективен в любых ситуациях. Ложно.
Тема 6. Психология конфликта.
Задание 1. предлагает объединять разнообразные межличностные конфликты в несколько групп: конфликты интересов, конфликты ценностей и конфликты средств достижения цели, конфликты несоответствия, конфликты правил взаимодействия. Ниже приведены варианты конфликтных отношений. Какие из них могут быть отнесены к каждой из выделенных групп?
1. Ямамото, Накуси и Каваяма основали фирму «Кол-Осо», но дела не пошли из-за того, что очень скоро у них появились взаимные претензии и конфликты. Ямамото надеялся на большой коммерческий успех, Накуси собирался внедрить свои ноу-хау и заняться новыми интересными разработками, Каваяма радовался, что он будет располагать своим временем, работая на себя, а не на хозяина. Конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт правил взаимодействия.
2. Босс Питера мистер Смит поручает ему развлечь компаньонов из Германии, которые впервые в Америке и от контракта с которыми зависят новые инвестиции. Но Питер старается отвертеться от задания, потому что пообещал провести уикенд с Мэри, в отношении которой у него есть опасения, что если он отменит встречу, то Мэри с удовольствием проведет его с Фредом. Босс настаивает, у Питера — проблема. Конфликт ценностей.
3. Карлсон и Фредриксон владеют небольшим фруктовым магазинчиком, рядом с которым открылся продуктовый супермаркет с большим отделом «Фрукты-овощи». Чтобы избежать банкротства, Карлсон предлагает вложить деньги в закупку экзотических фруктов, а Фредриксон считает, что эти деньги нужно использовать для покупки консервированных фруктов и соков. Конфликт средств достижения цели.
4. Вася, штурман из Мурманска, впервые проводит отпуск в Сочи. Он делит комнату с Феликсом Генриховичем, бухгалтером из Козельска. На пляже Вася познакомился с Луизой, дояркой из Вологды, и хотел бы пригласить ее на чашечку кофе, но Феликс Генрихович рано ложится спать, а перед сном любит почитать Толстого и погрызть соленые орешки. Конфликт ценностей, конфликт интересов.
5. Временно не работающие Серый и Косой остро нуждаются в деньгах. Серый считает, что можно наняться на две недели на стройку разнорабочими и так заработать нужную сумму, но у Косого есть идея получше — «взять» ларек у вокзала. Конфликт средств достижения целей.
6. Малкин, Палкин, Чалкин и Залкинд — юристы, ведущие сложное и запутанное дело своего клиента. Малкин, самый молодой и неопытный из них, — сторонник того, чтобы уступить дело обвинению, отказавшись от защиты клиента, чья вина, по его мнению, несомненна. Палкин, Чалкин и Залкинд намерены вести защиту до конца в надежде на успех. Конфликт средств достижения цели, конфликт несоответствия.
7. Грег помог другу студенческих лет Филу устроиться работать в свою фирму со старинными традициями. В частности, служащие здесь традиционно носят костюмы из ткани «эстергази» и вязаные галстуки. Но Фил — любитель спортивного стиля в одежде и не собирается его менять, что очень раздражает Грега. Конфликт интересов.
8. Бетси пообещала Тому конспекты по психологии. Том несколько раз напоминал ей об этом, но она все время забывала о своем обещании. Прошел месяц, и перед экзаменами Бетси принесла обещанные тетради, но Том сердито отказался от них. Конфликт интересов.
9. У заведующего мастерской модельной обуви Сидорова появилась возможность командировать одного из сотрудников в Италию для обмена опытом. Претендентами на поездку стали Петров и Иванов. Петров —более компетентный, перспективный, творчески мыслящий сотрудник Иванов — всего лишь хороший исполнитель, но за Иванова просила Васильева, чья поддержка Сидорову нужна в приобретении сырья и фурнитуры. И хотя все сотрудники мастерской считают, что в Италию должен ехать Петров, Сидоров поддерживает кандидатуру Иванова. Конфликт несоответствия, конфликт средств достижения цели.
10. Рафик и Газик продают на рынке в Москве мандарины. Рафик считает, что нужно приходить пораньше, садиться как можно ближе к входу и продавать мандарины по 40 рублей, чтобы хватило денег «посмотреть Москву». Газик считает, что нужно приходить попозже, садиться подальше и продавать по 35 рублей, чтобы быстро продать товар и уже в субботу улететь на историческую родину за новой партией мандаринов. Конфликт средств достижения целей, конфликт интересов.
Тема 7. Специфика конфликта в образовательной среде.
Задание 1. Прочитайте приведенные ниже зарисовки из школьной жизни. В каждом эпизоде дан один из успешных вариантов поведения педагога. Проанализируйте каждую ситуацию и, учитывая знания психологических особенностей подросткового возраста, дайте ответы на вопросы:
1. У меня в классе был очень симпатичный, но очень трудный мальчик. Учителя никак не могли заставить его подстричься. Я подошла к нему и сделала по поводу его красивых волос комплимент, но заметила, что он был бы гораздо привлекательнее, если бы немножко постриг их. Он сначала не согласился, но я его убедила, обрисовав прическу, которая ему бы подошла. На следующий день он пришел с аккуратной прической, сообщив, между прочим, что подстригался в салоне.
1.Возможно эта учительница нравилась мальчику, и она поговорила с ним мягко, сделав комплимент, поэтому он послушал её.
2.Если бы эта учительница начала перед всем классом не хорошо отзываться о его причёске, то он бы не послушал её и продолжал ходить с такой причёской.
2. В пионерском лагере в моем отряде был очень интересный мальчик, звали его
Славик. С самого начала он как-то уединялся от ребят, ходил все время один, очень молчаливый, тихий. Я попыталась с ним говорить, но он больше отмалчивался. В конце концов нам с ним удалось установить контакт. Оказалось, что мальчик он очень умный, начитанный, знает гораздо больше своих сверстников, а вот дружба у него ни с кем не получается. Однажды на прогулке я предложила ему рассказать ребятам одну из прочитанных им историй. В первый раз он рассказал ребятам о жизни австралийских животных. Далее последовали рассказы фантастические, приключенческие и т. д. Ребята привязались к Славику, им нравилось слушать его рассказы. У Славика появились друзья и свои «обожатели».
1.Учительница попыталась найти контакт со Славиком, узнала, что он много чего знает и дала ему хороший совет рассказывать истории ребятам.
2.Учительница бы могла просто сделать вид, что ничего не замечает, что с этим мальчиком никто не общается.
1. Благодаря чему действия педагога привели к положительному результату? Что, на ваш взгляд, позволило избежать конфликта?
2. Представьте встречающиеся в таких ситуациях ошибочные варианты поведения педагога, дайте психологические обоснования их неправильности.
Тема 8. Социально-психологические особенности общения.
Задание 1. Проанализируйте по приведенным примерам влияние на слушателя одновременно слов и жестов. Какие выводы можно сделать в описанных ситуациях? Как вы считаете, на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации?
1. 3. Фрейд, беседуя с пациенткой о том, как она счастлива в браке,
заметил, что она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо. – это может говорить о том, что пациентка возможно не совсем счастлива в браке, может она просто нервничала.
2. Служащий рассказал начальнику о своем проекте реорганизации
работы отдела. Начальник сидел очень прямо, плотно упираясь ногами
в пол, не останавливая взгляда на служащем, но время от времени повторяя: «Так-так. да-да. » В середине беседы, отклонившись назад, оперев подбородок на ладонь так, что указательный палец вытянулся вдоль щеки, он задумчиво полистал проект со словами: «Да, все, о чем вы говорили, несомненно, очень интересно, я подумаю над вашими предложениями». – я думаю, что начальник думал о чём – то своём, он скорей всего не слушал путём своего служащего.
3. Вы по пути решили навестить приятельницу, не предупредив ее
заранее о своем визите: «Не помешаю? У тебя есть время? Мне надо кое-что тебе рассказать. » — «Ну что ты. заходи, конечно. Кофе будешь?» Хозяйка достала банку, насыпала кофе, плотно закрыла ее и спрятала на полку. «Так ты сейчас ничем не занята?» — «Для тебя у меня всегда найдется время. » — скорей всего приятельнице не совсем сейчас удобно беседовать, но из – за уважения она выслушает всё, что ты ей расскажешь.
4. Вы просите у знакомого книгу. Он с готовностью соглашается дать
вам ее и начинает искать на полках. Ищет, ищет. Казалось бы, все обыскал — книги нет как не было! – наверное он просто забыл, что уже кому – то дал эту книгу, а может переложил в другое место, но тоже забыл об этом.
5. Политический деятель выступает с предвыборной программой. Потрясая указательным пальцем над головами слушателей, он говорит: «Я искренне стремлюсь к диалогу, стараюсь учитывать мнение всех слоев общества. » Делая плавные, округлые жесты обеими руками, он заверяет всех, что у него есть четкая, обдуманная программа. – я думаю, что он просто хочет произвести впечатление на слушателей, чтоб его все выбрали, думая, что он уверен в себе, но скорей всего он врёт и у него нет никакой программы.
Тема 9. Педагогическое общение и коммуникативные барьеры.
Задача 1. В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?
Я считаю, что граф дал хороший совет сыну, ведь по глазам можно многое понять, глаза – зеркало души. Я бы посоветовала дипломатам быть уверенными в себе, ведь от этого многое зависит.
Задача 2. Выступая на педагогическом совете, директор школы подчеркнул: «Если мы, педагоги, будем в работе с учащимися применять лишь объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, то мы этим самым будем воспитывать интеллектуально пассивную личность. Если же мы будем шире внедрять проблемные способы обучения, почаще создавать ситуации умственного поиска, то мы будем воспитывать личность активную, самостоятельную».
Я согласна с директором школы, потому что если детей учить с помощью объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов обучения, то дети не будут развиваться.