Предметная среда это что
Что такое предметно-развивающая среда в ДОУ?
Светлана Примаченко
Что такое предметно-развивающая среда в ДОУ?
Что такое предметно-развивающая среда?
Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности. Понятие предметно-развивающей среды Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.Она состоит из: крупной игровой площадки; игрового оборудования; игрушек; разных видов игровой атрибутики; игровых материалов. Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика. Как создается развивающая среда? Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников. Создание предметно развивающей средывключает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников. Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы. Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к определенному возрасту воспитанника. Исходя из этого при создании данной среды для любых возрастных групп в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн дошкольного учреждения. Принцип позиций при взаимодействии Он основан на организации пространства для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки. Принцип активности Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы. Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать познавательную деятельность. Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения. Принцип стабильности-динамичности Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности. Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.
Музыкально предметно-развивающая среда в ДОУ Так как, в данный момент я работаю в двух группах младшего и подготовительного возраста, я опишу музыкально- предметно развивающую среду.
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.
Предметно-развивающая среда Педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами детского сада, регулярном обмене.
Предметно-развивающая среда «Лукоморье» Предметно-развивающая среда «Лукоморье» Цель: знакомить детей дошкольного возраста с произведениями А. С. Пушкина через театрализованную.
Предметно-развивающая среда «Космос» Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно – развивающая среда представляет следующие центры: 1. Центр: «Правила дорожного движения»(ПДД) Цель: Научить детей правильно.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда в ДОУВ детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Развивающая предметно-пространственная среда Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована.
Предметная среда и ее влияние на человека
Предметная среда и ее влияние на человека
Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с учетом возрастных и половых различий детей.
Очень важным является принцип открытности: среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям. В предметное окружение учащихся должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.
Деятельность ребенка в обогащенной предметной среде обеспечивает подлинное творчество. В центре деятельности всегда стоит задача, поставленная самим ребенком, ситуацией, обстоятельствами или взрослым. Творческое решение этой задачи выводит ребенка за пределы того, что ему известно, формирует новый опыт деятельности и поднимает его на более высокий уровень знания, т. е. создает новый образ мира, а деятельность переходит в самодеятельность, обеспечивая саморазвитие школьника. «Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена “информация”, которая себя сразу не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к ее поиску».
Словесные объяснения малоэффективны для школьника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому. Именно поэтому в традиционную дидактику следует ввести принцип деятельности, так как ориентировка в любом материале для школьника требует перехода к действию с материалом.
быть доступны все функциональные пространства учреждения, даже те, которые изначально предназначены для деятельности взрослых.
Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть в их предметной среде»
Выделенная в государственном стандарте образования детей дошкольного возраста среда развития ребенка, предполагаетобеспечивать разные виды их активности: эмоциональный, умственный, игровой, физический и др., а также должна стать основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, личность ребенка.
Оборудование и организация пространства должна предусматривать возможность нерегламентированной двигательной активности детей; свободный доступ к играм и игрушкам, материалам и орудиям для рисования, лепки и конструирования. Все, что находится в садике, должно быть выполнено в размерах и из материалов, рассчитанных на ребенка. Оборудование используется главным образом для удовлетворения потребности ребенка в отдыхе (кроватки, пище (столы, стулья, гигиенических процедурах, приспособления на игровых площадках (качели, горки и др.) Шкафы, полки, стулья, помогают детям ориентироваться в обстановке, дают им представления о таких ценностях, как порядок, эстетика и функциональность, являющихся предметом любой воспитательной программы. Все материалы и соответствующая обстановка, должны сделать пребывание ребенка в садике приятным и полезным. В садике имеются также озелененные площадки, где дети могут играть в коллективе.
Итак, детские сады оснащены всем необходимым для удовлетворения потребностей дошкольников; предметы, которые здесь находятся, имеют конкретное назначение.
Каждый предмет выполняет свою функцию, а все они в совокупности, способствуют выполнению педагогической задачи, которая стоит перед детским садом. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому, естественно ее использовать, проводя коррекционно-развивающие и обучающие занятия. Песок имеет свойство стабилизировать эмоциональное состояние, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Использование обучающих игр, направленных на тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук также играют немаловажную роль. Например, рисование пальчиками, ладошками. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинетической чувствительности, ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, память, проявляется формирование черт личности – инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.
Дети, играя с предметами, начинают обобщать и накапливать знания об окружающем мире. Передавать детям социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам) с помощью организации специальных обучающих игр и занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, театральных и игр-упражнений. В этих играх, организованных в единой развивающей, образовательной и воспитательной взаимосвязи, продолжают обогащаться представления детей о социальном мире, расширяется круг интересов ребенка, развиваются навыки взаимодействия, что является стимулом, основой для полноценной деятельности ребенка. Игровые материалы должны быть доступны ребенку, чтобы он сам мог ими распоряжаться. Беря в руки игрушку, он должен понимать, что по окончании игры ее надо вернуть на место. Тут – то как раз и важны прививаемые в детском саду организованность и навыки. Игровых материалов должно хватать всем детям, и распределять их следует справедливо, в противном случае ребенок может быть дезориентирован.
Основные критерии предметно-развивающей среды:
— создание условий для индивидуальных, подгрупповых коллективных игр, чтобы ребенок мог найти себе удобное комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
— обеспечение условной изолированности («Вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны, так как окружающая среда ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья;
— своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами: внесение игрушек, атрибутов, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и игровых умений;
— по мере развития ребенка следует заменять менее сложные материалы более сложными или открывающие перед ребенком новые возможности;
— обеспечение доступности по всему содержанию развивающей предметно- игровой среды, расположение игр, игрушек на уровне выше вытянутой руки ребенка;
— учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды, т. е. содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.
Использование дидактического материала должно отвечать конкретным целям. Основное внимание должно уделяться анализу непосредственного участия воспитателя в предметно-игровой среде, это и отражено в государствееном стандарте образования. А именно, побуждать детей к самостоятельному применению новых способов, решения игровых задач и отражения полученных впечатлений,используя приемы активизирующего общения: игровые проблемные ситуации, поощрение, проблемный вопрос, фрагментальное участие в игре с принятием на себя главной или второстепенной роли, разрешение конфликтных ситуаций.
Развивающая средавыполняет важнейшие функции: активизирует деятельность ребенка, побуждает его, формирует развитие личности.
Фотоотчёт «Предметная аппликация «Голубь» Большинство занятий в детском саду посвящено технике создания аппликаций. Во время обучения малыши знакомятся с различными материалами,.
Консультация для родителей «Влияние пения на здоровье человека» Консультация для родителей»Влияние пения на здоровье человека» Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков,.
Лепка предметная «Веселые вертолеты» Задачи: учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнить представление.
Предметная лепка на тему «Мой город» Ход НОД: I. Беседа о родном крае и городе Чебоксары Воспитатель: Что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский.
Развивающая предметная среда в малокомплектном детском саду Второй ваш дом Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.
Развивающая предметная среда во второй младшей группе. Развивающая предметная среда – это условия, обеспечивающие всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд компонентов, необходимых.
Развивающая предметно-пространственная среда и ее влияние на познавательную активность детей Развивающая предметно-пространственная среда в группе организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым.
Влияние пения на здоровье человека ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре,.
Консультация для родителей «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека» Чернышова Анна ГБДОУ№24 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Привычка — это действие, постоянное осуществление которого.
Организация предметной среды в ДОУ как средства развития детей
Ольга Фролова
Организация предметной среды в ДОУ как средства развития детей
Совершенствование современной системы дошкольного образования связывается в ДОУ с идеями: понимания дошкольного детства как основосоздающего и самоценного периода жизни человека; гуманизации системы отношений ребенок – окружающий мир; ориентации образования на обеспечение условий личностного развития дошкольников, приобретение ими на этой ступени личностного опыта.
Противоречия между социальным заказом дошкольному образованию и сегодняшним состоянием системы, между реальными ДОУ и идеальными представлениями о нем детей, педагогов и родителей выводят специалистов на поиск технологий реализации дошкольного образования, условий, стимулирующих развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности.
Значимым аспектом в контексте этих поисков является решение проблемы оптимизации среды развития ребенка в дошкольном учреждении, семье, социуме в целом. На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда, воспитание и другие факторы. Однако, среда, окружающая ребенка с первых дней его жизни, стимулирует, тормозит или остается нейтральной по степени влияния на физическое, психическое, социальное, личностное развитие ребенка.
Среда, являясь по данным психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., мощным фактором развития человека, рассматривается как окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.
Психолого-педагогический словарь дает следующее определение среды: «Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью» (8; С. 420). Различается внутренняя и внешняя среда. Внешняя среда – это вид среды, окружающей человека, в которой отличают физическую и социальную. Среда внутренняя определяется состоянием организма и проявляется во взаимозависимости различных систем организма и их взаимодействии с личностью при психосоматическом взаимодействии. Как отмечает П. И. Пидкасистый, во взаимодействии личности со средой изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, требующие учета в воспитательном процессе.
?Что же такое развивающая среда? Раскроем содержание этого понятия.
По определению В. А. Петровского, развивающая среда – это специальным образом организованное окружающее пространство ребенка, способное оказывать позитивное влияние на самообучение и саморазвитие ребенка (6; С. 5).
М. Н. Полякова отмечает, что развивающая среда – естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами (7; С. 25).
Стеркина Р. Б. рассматривает среду развития ребенка как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, эргономических (эргономика – наука, смысл которой состоит в обеспечении проектирования человеческой деятельности в предмете и его функциональных свойствах; на основании данных эргономике осуществляется дизайнерское проектирование, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Названные условия призваны удовлетворять жизненные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми (9; С. 425).
В. А. Ясвин, анализируя влияние среды на обучение и развитие ребенка, приходит к понятию «образовательная среда», трактовка которого является родственной изучаемому нами понятию. Он пишет: «Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а так же возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном предметном окружении» (14; С. 14). Это определение соотносимо и с понятием развивающая среда. Однако, заложенный в нем смысл развития личности по социально заданному «образцу», во многом нивелирует значимость саморазвития субъекта, включенного в данную среду. Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем, активизирующем деятельность ребенка косвенном воздействии на личность (организуемым специалистами) мира предметов, игрушек, обстановки и т. д. Цель этой среды (динамичной, активной, воспитывающей, обучающей, развивающей) – развивать ребенка как субъекта присущих ему видов деятельности, как субъекта, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего. Она не несет прямого, «кричащего» эффекта воздействия, а созданными условиями стимулирует разнообразную деятельность. Этот эффект является важнейшим условием физического, психического и личностного развития дошкольника. Исследования П. Ф. Лесгафта показали, что среда выступает как основополагающий системный фактор, регулирующий проявление генетически обусловленных особенностей ребенка.
Активизация психолого-педагогических исследований в области теории и практики создания развивающей среды в образовательных учреждениях и семье (в России) связано с 60-ыми годами 20 века. Между тем, неверным было бы утверждение об отсутствии в дошкольной педагогике исследований, обосновывающих условия оптимизации воспитания, обучения и развития детей в более ранний период (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. И. Флерина, Е. В. Водовозова, Н. К. Крупская, А. В. Запорожец, А. П. Усова и др.).
Термин «предметно-развивающая среда» появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20-го столетия, но проводимые в рамках проблемы исследования начались значительно раньше. В 1960 году создается НИИ дошкольного воспитания, 1968 году здесь разрабатываются системы дидактических пособий, развивающих игрушек для детей раннего (С. Л. Новоселова) и дошкольного (Н. Н. Поддъяков) возраста. Дальнейшая работа по проектированию игрушек, мебели для дошкольников продолжается в 70-е годы в сотрудничестве НИИ дошкольного воспитания с ВНИИ игрушки, кафедрой мебели МВХПУ и др. Наряду с наглядными компонентами развивающей среды, разрабатываются новые принципы ее формирования в семье и дошкольных учреждениях (Г. Г. Локуциевская, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова, Н. Т. Гринявичене, Е. В. Зворыгина и др.). Во второй половине 80-х годов выстраивается концепция и система «Компьютерный игровой комплекс». Новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования, привлекли внимание к изучению возможностей и потребностей этого возраста, привели к поиску вариантов создания предметной среды как развивающей системы.
На европейском Западе, по данным Т. В. Фуряевой, поиски новых вариантов создания предметно-развивающей среды соотносятся с 70-80-ми годами 20-го столетия. Первой поисковой моделью явился экспериментальный детский сад «Иесвекан», созданный по инициативе профессоров Х. и Л. Эрлер. Он был создан в качестве педагогической мастерской для студентов, получающих профессиональное образование. Многие новации в оформлении групп и других помещений для детей, продуманные на базе этого учреждения нашли применение в практике детских садов Германии и других европейских стран. В середине 80-ых годов учеными, профессорами В. Мальке, Н. Шварте была разработана целостная концепция пространственного оборудования детского сада. В проектировании развивающей среды сегодня западные специалисты исходят из идей: детский сад – жизненное пространство детей, в котором необходимо обеспечить условия для игры в малых группах, интенсификацию двигательной активности в режиме дня, создание активных положительно-эмоциональных переживаний (13; С. 150-151).
Современная ситуация в российском дошкольном образовании характеризуется достаточно четким пониманием специалистами значимости создания среды развития детей дошкольного возраста, выделяются различные подходы и принципы ее организации (О. Артамонова, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. Н. Поддъяков, М. Н. Полякова, С. А. Смирнов и др.). В середине 90-х годов 20 века создается концепция развивающей предметной среды, обосновывающая значимость ее создания и возможностей проектирования для разных возрастных этапов дошкольного детства. Научные разработки в этом направлении актуализировали поиск путей практического решения проблемы в условиях дошкольных образовательных учреждений, семьи и других институтов социализации личности.
Обогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.
Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.