Предмет технология в школе что это
6 отличий «технологии» от «труда»
Часто, глядя на школьное расписание, родители с сожалением констатируют, что из него исчезли такие предметы, как труд, астрономия, чистописание, а вместо них появились какие-то непонятные уроки по технологии, финансовой грамотности и основам религиозных культур. «О!» вместе с центром художественно-эстетического и физического образования «Просвещение» запускает серию материалов, посвященных современным школьным предметам. Чему на этих уроках учатся наши дети? Где им пригодятся полученные навыки? Чем современный подход к преподаванию отличается от системы обучения ХХ века? Давайте разбираться вместе.
Предмет «технология» появился в расписании у школьников на замену «труду». Правда, со сменой названия особенных корректировок в учебном плане не произошло, ученики на этих уроках делали всё то же самое, что и раньше: чертили, вырезали, лепили и клеили. Однако сейчас различия найти всё же можно.
Разные цели
Цель уроков труда в начальной школе — научить детей работать руками, для этого школьники с учителем делали поделки из пластилина, бумаги, картона, ткани, шишек и других материалов. Цель уроков технологии в начальной школе — не сделать поделку, а научить детей общим принципам создания изделия. В процессе работы они поймут, что любое изделие независимо от материала изготавливается по плану, что перед началом работы нужно разложить на столе материалы и инструменты, чтобы легко было найти нужное.
Технология предполагает работу с компьютером
Компьютеры — одно из вспомогательных средств для освоения технологии. Они помогают найти информацию, создать эскиз и построить чертёж будущего изделия. Очень важная для любого младшего школьника задача: освоить приемы работы с компьютером, научиться искать информацию в разных источниках, в том числе в интернете. Этому ребят обучают как раз на уроках технологии.
Дети учатся делать реальные опыты и эксперименты
В начале обучения детям важно научиться работать с ножницами, карандашом и линейкой, циркулем и другими инструментами, узнать о свойствах разных материалов.
Кстати, прежде чем сделать вывод о свойствах тканей, бумаги, картона или природных материалов, дети с ними экспериментируют. Что легче согнуть — картон или бумагу? Что будет с бумагой и с тканью, если их смять? Как соединить природные материалы? Если ребята попробуют всё это проделать сами, они легче и быстрее усвоят теоретический материал. Теория помогает и в практической деятельности: когда дети знают, что такое пластилин, картон, бумага, натуральные и синтетические ткани, какие у них свойства и как эти свойства можно использовать в работе, им легче придумывать собственные изделия.
Милые вещи из старой доброй советской школы — человечков из желудей, машинки из картона, вышитые салфетки — дети будут изготавливать и на уроках технологии, ведь общие принципы создания изделий школьники изучают на конкретных примерах. Причём эти примеры подобраны не бессистемно, а подчинены общей логике курса.
На уроках проходит ранняя профориентация
Во всех учебниках технологии есть рассказы о профессиях. Например, в учебниках по «Технологии» и дети вместе с мастером-Бобром путешествуют по мастерским — пластилиновой, бумажной, текстильной, природной. Знакомятся с работой скульптора, дизайнера, модельера, кондитера и других специалистов. А из учебника «Технология» ученики узнают о том, как люди работают в сельском хозяйстве и в промышленности, строят дома, готовят вкусные торты и пирожные, шьют одежду, делают город красивым и удобным для жизни, добывают полезные ископаемые, возят грузы. Они видят, как работает техника в быту и на производстве, ставят опыты по очистке воды, использованию силы ветра, проращиванию семян. Все изделия, которые ученики изготавливают, не только дают им необходимые технологические умения, но и помогают в игровой форме изучать другой школьный предмет — «Окружающий мир».
Полученные знания можно применить на практике
Технология — единственный школьный предмет, который помогает ученикам на практике применить знания, полученные на других уроках. Чтобы выполнить чертёж, нужно правильно отмерить длину и ширину, а для этого надо знать математику. Знания о материалах, производстве, народных промыслах не только помогут в изготовлении изделий, но и пригодятся на уроках окружающего мира. При подготовке к защите проекта ученики используют знания, полученные на уроках русского языка, чтобы грамотно построить выступление.
Ещё больше возможностей у уроков технологии в основной школе. Ученики могут обсудить растениеводство и животноводство — а это биология. Когда они изучают свойства материалов, они на практике применяют знания по физике и химии. Алгебра и геометрия помогают им с расчётами и графическими построениями. И все эти знания лучше усваиваются именно потому, что ребята применяют их на практике! Они видят не сухие факты из учебников, а технологии, которые реально меняют мир — здесь и сейчас.
Школьники получают навыки ХХI века
Уроки технологии помогают ребёнку адаптироваться к меняющемуся миру. Они дают ему информацию о современных технологиях и профессиях, показывают, как на практике применить знания по другим школьным предметам, учат думать своей головой, а не быть просто исполнителем, который работает по готовому плану. А ещё подсказывают, как решать постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи, и в конечном итоге помогают приобрести те знания и навыки, которые понадобятся будущему профессионалу в его карьере.
Что изучают на уроках технологии в школе
Содержание статьи
Разделение классов на группы
На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.
Технология для девочек
Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.
Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.
В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.
Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.
Технология для мальчиков
Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.
С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.
Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.
К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.
Девочки — на кухню, а мальчики — в столярку. Почему предмет «Технология» так любит сегрегацию
Мы учим детей, что «мужской» и «женской» работы и обязанностей не бывает. А потом они приходят в школу и идут на «Технологию». Девочки — шить и готовить, мальчики — пилить и строгать. Наш блогер, учитель истории Татьяна Губанова, объясняет, почему такой подход устарел, но поменяется нескоро.
В российской системе школьного образования на официальном уровне не обсуждается проблема гендерного неравенства. Тем не менее, игнорировать наличие огромного количества гендерных стереотипов в учебниках и рабочих программах современные родители и учащиеся уже не могут (что, конечно, радует). Например, перед началом учебного года в СМИ появились новости о возмущении самарских родителей программой по предмету «Технология» (в советской школе это называлось «Труд»).
«А зачем что-то менять?»
Конечно, стереотипы маскулинности и фемининности сложились задолго до появления школы, системы образования и «Труд». Согласно стереотипным представлениям существуют «мужские» и «женские» сферы деятельности. А значит, учить девочек и мальчиков нужно разным вещам: девочек — готовить, шить, стирать, заниматься дизайном, в конце концов; мальчиков — чертить, мастерить, ремонтировать и т. п. Учить этому детей надо, конечно, по отдельности. И вроде бы такая система уже давно сложилась. Зачем что-то менять?
Один из очевидных признаков гендерного неравенства — сегрегация по признаку пола. Это касается и системы школьного образования. Конечно, есть ряд обстоятельств, при которых девочки из школ (классов) с раздельным обучением добиваются больших профессиональных успехов. Некоторые даже находят причину этих достижений в отсутствии постоянной утомляющей конкуренции с мальчиками. Есть ли здесь какая-то закономерность или на самом деле все эти случаи являются своеобразным исключением — сказать сложно.
Но очевидно, что обучение мальчиков и девочек по абсолютно разным программам формирует у них разные навыки, закрепляет и без того достаточное количество стереотипов.
Это фактически дискриминация — не давать возможности детям выбирать программу по интересам
Получается, во многих школах девочек всё ещё учат ведению домашнего хозяйства, укрепляя стереотип об обязательной для будущей женщины роли домохозяйки (функции которой, как известно, не оплачиваются). А мальчиков учить основам самообслуживания никто не хочет.
Некоторые из авторов программ, реализуемых на уровне основного общего образования по предмету «Технология», делят курс на два направления: «Индустриальные технологии» и «Технология ведения дома». При этом авторы отмечают: «Выбор направления обучения школьников не должен происходить по половому признаку, а должен исходить из интересов и склонностей учащихся…» [Тищенко А. Т., Синица Н. В. Программа по технологии для 5-8 классов, М.: Вентана-Граф, 2015].
То есть получается, свобода выбора у детей (и их родителей) всё-таки есть? Формально — да. Но только юридически. На практике всё иначе.
Учителя против. Дети — тоже
Почему не стоит ждать того, что дети сами как-нибудь решат эту проблему и сделают смелый выбор в пользу своих интересов (даже при условии того, что их к их интересам в школе будут прислушиваться)? Просто представим ситуацию: мальчик-пятиклассник, увлекшийся кулинарией, объявляет о намерении заниматься изучением «ведения дома» в группе с девочками. Очевидно, за этим могут последовать постоянные насмешки, буллинг и иной набор негативных проявлений со стороны сверстников. Именно поэтому резко возросший интерес родителей к данной проблеме совершенно оправдан.
Почему нельзя просто взять и написать одну программу для всех, чтобы обучать девочек и мальчиков совместно?
Вообще-то авторы рабочих программ допускают построение комбинированного урока из двух направлений. Но учителя, скорее всего, всё равно будут отдавать предпочтение уже готовому варианту программы, требующему меньшей траты усилий при её составлении, то есть вариант гендерно-дифференцированный.
Исследуя этот вопрос, мне удалось поговорить с одним из самарских учителей технологии (по просьбе респондента, имя и личные данные не названы). По словам педагога, значительная часть самарских школ (около половины) ещё придерживается тактики половой сегрегации на уроках технологии. На вопрос «Какое отношение у учителей технологии к практике совместного обучения детей на своих уроках?», респондент отвечает:
«Большая часть учителей — женщины. И, конечно, они относятся к этому отрицательно, не хотят брать объединённые группы. Некий возрастной критерий даёт о себе знать. То есть это люди «старой формации», которые привыкли работать в одном направлении, являются специалистами только в одной области, например, ведение домашнего хозяйства. Все эти индустриальные технологии от них далеки.
Получается, что одной из очевидных проблем, препятствующих переходу к совместному обучению, является проблема компетенции, а также низкий уровень заинтересованности учителей в том, чтобы в принципе что-либо менять, прежде всего, в своей работе».
И, конечно, переход к совместному обучению мальчиков и девочек происходит не по инициативе педагогов, учеников или их родителей, а после соответствующего решения школьной администрации.
«В некоторые школы уже поступило новое оборудование, учителя перешли на преподавание по новым [совмещённым] программам, но после нескольких занятий по этой новой программе родители девочек пошли жаловаться. Они говорят: «Мы не хотим заниматься по этой программе. Верните нам старую технологию. Учите наших девочек шить, готовить — это им в жизни нужно, более востребовано для них. Девочкам не нужно изучать паровые двигатели, они выучат это в своё время на физике, а на данный момент на технологии нам это не нужно».
Когда читаешь комментарии и обсуждения новых ФГОС, в основном все говорят, что всё равно должно быть гендерное разделение. То есть сами дети уверены, что женщины должны выполнять какие-то задачи по дому, мужчины — уметь забивать гвозди. О чём это говорит? Сами дети не понимают, зачем что-то менять.
Причина этого кроется в несовершенстве программы. Особенно, в части для «для мальчиков»: непонятны цели преподавания предмета.
«Сейчас еще не выпустили новый учебник по технологии, но разработка и изменение программы уже происходит. В этом учебнике будет наоборот перекос в сторону технологий, которые в нашем традиционном понимании более доступны мужчинам. Те же самые паровые двигатели, к примеру.
На днях смотрела интернет-семинар, посвящённый анализу олимпиадных заданий по технологии. Все вопросы, связанные с техникой, современными технологиями, электротехникой у девочек просто «зависают». Она [ведущая online-семинара] возмущается, говорит: «Это же элементарный принцип эксцентрикового механизма в швейной машине, а девочки этого не понимают!». Надо понимать, что это девочки, которые не просто сидят на уроках технологии, а готовятся к олимпиаде. Те дети, которые уже прошли 4 этапа Всероссийской олимпиады школьников!»
Получается, интеграцию курсов технологии некоторые педагоги видят в том, что «программу девочек» нужно дополнить темами из «программы мальчиков» при сохранении половой сегрегации на уроках. Такими «мужскими» разделами являются изучение того же парового двигателя или технологии обработки конструкционных материалов (деревообработка и металлообработка). Даже с консервативной позиции не становится понятной необходимость изучения названного материала (и для девочек, и для мальчиков) уровне общего образования в условиях высокой специализации труда.
Зачем вообще «Технология»?
Проблема гендерного неравенства вскрыла еще одну, возможно, не такую очевидную: какая же основная цель изучения предмета «Технология» на уровне основного общего образования? Из самого содержания программ сложно выяснить их направленность: школьников учат каким-либо полезным повседневным навыкам или предмет «Технология» имеет профориентационный характер (мальчиков и девочек с помощью уроков готовят к поступлению в ссузы)?
На мой взгляд, и в том, и в другом случае, гендерные стереотипы становятся препятствием для того, чтобы в будущем обучающиеся смогли почувствовать себя социально удовлетворёнными личностями. Это ущемляет права не только девочек, но и мальчиков, которые (в случае с первой целью программы) не смогут получить некоторых элементарных знаний и навыков; (в случае со второй целью программы) будут ограничены в возможности осваивать «азы» профессии, к примеру, модельера или дизайнера.
И снова про деньги
Я думаю, и родительская общественность, и особенно органы управления образованием в какой-то степени привыкли, что все методические изменения будто бы происходят сами собой. Такой вывод я делаю на основе ограниченного финансирования в системе образования, в том числе и в отношении «Технология».
Если разложить все выявленные проблемы «по полочкам», получается, подавляющее большинство из них — финансовые. Проблема устаревших рабочих программ и учебников может решиться созданием специальных методических комиссий. Возможно, разработкой новой стратегии преподавания и, соответственно, нового учебного материала. Работа специалистов в этой области, конечно, не может строиться исключительно на альтруизме — это сложно и энергозатратно.
Проблема низкой мотивации педагогов и школьных администраторов, не желающих ничего менять хотя бы на уровне своей школы, тоже объяснима. Учителю с зарплатой 15000-20000 руб/мес (в некоторых случаях — меньше) вряд ли захочется ломать голову над изменением рабочей программы и полным перестроением устоявшейся стратегии преподавания.
Даже в случае ухода от оппозиции «для мальчиков» — «для девочек», оформления чёткой, целостной концепции преподавания предмета, школам понадобятся огромные средства. Предположим, основным приоритетом на уроках технологии будет уклон в технологии информационные (робототехника, программирование, 3D-технологии и т. д.). Это будет значить, что школы надо в короткие сроки оснащать дорогостоящим оборудованием. Ресурсов «Кванториумов» и прочих оборудованных площадок на данный момент однозначно не хватит.
Безусловно, хочется пожелать удачи и терпения родителям, не побоявшимся высказать своё несогласие со сложившейся гендерной несправделивостью. Именно благодаря этой смелости появляется возможность диалога.
Такие разговоры, на мой взгляд, являются отличным доказательством того, что гендерное неравенство никогда не существует в вакууме, не является частным противоречием мнений или «делом вкуса». Гендерное неравенство — это всегда сложный комплекс проблем, который неочевидно, но глобально влияет на жизнь каждого человека.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Значение уроков технологии в рамках внедрения ФГОС
Разделы: Технология
ФГОС среднего полного образования, опрделяющий вектор и содержание образования, включает портрет выпускника школы как идеальный образ учащегося к окончанию школы. Перед современным учителем стоит задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые в свою очередь способствуют формированию социализации.
Принципиальное отличие нового стандарта по предмету «Технология» заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
В соответствии с требованиями стандарта по технологии система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий – универсальных и специфических для технологии
Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: творчества, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Поэтому сегодня идут активные поиски таких форм организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей.
В вопросе о социализации мне наиболее близка классификация Анатолий Викторович
Мудрик, он выделяет следующие её виды:
– семейно-бытовая;
– профессионально-трудовая;
– гражданская;
– поло-ролевая.
Все они находят отражение в изучении технологии.
Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе.
Предмет «Технология» уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.
Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.
На каждом уроке для учащихся необходимо создавать условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.
На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Учителю необходимо помнить, о том, что учащиеся постоянно за ним наблюдают, пусть даже и не осознанно, поэтому, прежде всего, ему самому следует соблюдать необходимые нормы, правила и приемы работы. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки.
Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.
Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем можно вывести на уровень их активного использования.
Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда (декадники), выставки работ учащихся, конкурсы лучшего по профессии.
Значительное внимание в ходе уроков технологии уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в
порядке школьных помещений, участие в ремонте, украшении школы, кабинетов развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются с взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.
При организации для учащихся школы встреч с представителями профессиональных училищ города, во время экскурсий в профессиональные училища учащиеся могут оценить возможности обучения в данном учреждении. Могут задать все интересующие их вопросы, получить исчерпывающую информацию из первых уст.
В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках технологии. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.
Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
Литература: