танк стальной гусь в реальной жизни
Железный капут: самые безумные военные проекты Второй мировой
Замечательная игра Wolfenstein: The New Order, сохраняя традицию предыдущих частей, шутит на тему конспирологических мифов фашизма. В 1992 году в Wolfenstein 3D мы убили Адольфа Гитлера, облаченного в экзоскелет с двумя шестиствольными пулеметами; в 2014 году мы побывали на лунной базе, украшенной флагами со свастикой. Разумеется, все эти анекдоты имеют под собой реальную историческую почву — не дословную, конечно, но в фашистской Германии хватало военных проектов, или опередивших свое время, или просто безумных.
— командира, майора фон Швальцкопфа ХII,
— наводчика Ганса Шмульке,
— и простых зольдат Дранкеля и Жранкеля,
не забыли о своей великой миссии и готовы были до конца выполнить свой долг. В анналах истории этот секретный проект остался под названием… «Железный капут»
Когда простые как копейка русские танки начали массово дырявить такие же немецкие консервные банки, а красноармейцы поднабрались опыта и принялись массово отправлять фашистов в Вальгаллу по всем фронтам, немецкое командование решило, что спасти ситуацию может только чудо. Чудо-оружие. «Вундерваффе» (нем. Wunderwaffe) — официальный термин, применявшийся для обозначения некоторых новейших разработок военной промышленности нацистской Германии. Лучшие умы сумрачного тевтонского гения чертили сверхдальние ракеты, реактивные самолёты, огромные танки с непробиваемой бронёй. Кое-какие амбициозные проекты увидели жизнь мелкосерийно (например, прорывной для своей эпохи реактивный истребитель Me. 262) и успели даже повоевать. Что-то выпустили в единственном экземпляре, подтвердив теории, а что-то так и осталось в анналах истории в виде сумасшедших передовых проектов. Многие образцы вундерваффе стали основой для новейших видов вооружения, создававшихся развитыми странами уже после окончания Второй Мировой войны.
Seeteufel, подлодка на гусеницах
В середине сороковых немецкие инженеры представили командующему подводным флотом Германии Карлу Деницу проект сверхмалой подводной лодки на гусеничном ходу. По их задумке, такая лодка могла погружаться в любом месте побережья и так же легко выходить на сушу там, где экипажу заблагорассудится. Основное предназначение — диверсии на море и во вражеском тылу. Днём такая подлодка могла маскироваться под обыкновенную топливную цистерну, стоящую в порту, а ночью цистерна оживала, погружалась в море и, подкравшись к ничего не подозревающему кораблю, отправляла его на дно метко выпущенной торпедой. Или же, наоборот, под покровом темноты из бурного моря у важного объекта союзников на песчаный берег выползала гусеничная субмарина. Из неё вылезали элитные диверсанты Рейха и, заколов длинными острыми кинжалами часовых, минировали всё мощными зарядами с часовым механизмом, а затем точно так же растворялись в темноте, оставив за собой только цепочку следов на песке, исчезающую в прибое.
Всем этим остросюжетным историям не суждено было сбыться. Подлодка, построенная к 1944 году в единственном экземпляре, абсолютно себя не оправдала: четырнадцатиметровая сигарообразная субмарина вязла в мягком грунте — коротенькие гусеницы и слабосильный дизельный двигатель не справлялись с большой массой. Скорость движения была ничтожной — 10 км/ч на суше и не более 8 узлов в море.
Недостаточное вооружение в виде двух торпед и пулемёта также не устроило морских чинов и лодку отправили на доработку. Но вскоре война закончилась и единственный созданный экземпляр был затоплен в Балтийском море близ Любека.
Midgard-Schlange
Подводная лодка на гусеницах? Ха! Как вам идея подземной лодки? Зачем ограничивать себя лишь морской пучиной — рейху нужен универсальный аппарат, способный двигаться и по суше, и под водой, и в толще земной коры.
«Мидгард-шланге» — это вовсе не о садовом инвентаре. Это «Змей Мидгарда» — проект 1934 года, названный в честь чудовища из скандинавской мифологии и разработанный немецкой компании «Риттер-Инженерунг».
«Змей» представлял собой огромный «поезд», состоящий из 77 отдельных отсеков длиной по 6 метров и приблизительно такого же диаметра. Впереди находился локомотив с буровой головкой, оснащённый 4 бурами диаметром по 1,5 метра. Чтобы сдвинуть всю эту махину с места, предполагалось использовать 14 двигателей общей мощностью в 20 тысяч лошадиных сил. Для передвижения под водой было предусмотрено 12 пар рулей и 12 дополнительных двигателей суммарной мощностью 3 тысячи лошадиных сил. Проектная скорость и вовсе кажется невероятной. Инженеры рассчитывали, что им удастся добиться стабильных 10 км/ч под землёй и более 30 км/ч на поверхности.
Однако этому грандиозному проекту никогда не суждено было претвориться в жизнь, в феврале 1935 года приёмная комиссия отвергла его, как абсолютно не практичный и неосуществимый.
Пушка «Дора»
Как вам пушка, в комплекте с которой поставляется маленький хлебозавод и целая маскировочная рота? Ничего удивительного, если это огромная «Дора», пулявшая снаряды весом 7 тонн на расстояние до 40 километров.
7 тонн – это примерно три «Газели» или 7 вазовских «Семёрок».
Знаете шутку про соотношение размеров автомобиля и мужского достоинства хозяина? В этом случае она подходит на все сто: после поражения в Первой Мировой войне немцам запретили делать артиллерию калибром выше 150 мм. А если уж нарушать — то по полной, и в 1941 году с завода фирмы Крупп выкатили две пушки-близнеца «Густав» и «Дора», обе — калибром 800 мм! Мы проявим известные джентльменские манеры и всё же уступим место в материале «Доре».
«Дора» была поистине огромной пушкой, самой большой из существовавших когда-либо. Размещённая на огромной железнодорожной платформе, она передвигалась с помощью двух локомотивов. Оборудование для её эксплуатации перевозилось более чем в 100 вагонах. Её обслуживал специальный артиллерийский дивизион численностью в 500 человек со специальным подразделением математиков, рассчитывавших траекторию полета снаряда. А всего во всех вспомогательных частях — кухне, хлебозаводе, маскировочной роте, зенитной батарее и охране — было задействовано около 4000 человек.
К моменту выпуска пушки линия Мажино, для уничтожения укреплений которой «Дора» и создавалась, была уже давно взята немцами. Новая цель нашлась лишь в 1942 году: возможности супер-орудия пригодились при штурме Севастополя. Для наведения пушки построили целую систему железнодорожных путей вблизи осаждённого города. Более месяца заняла только подготовка, и первый выстрел «Дора» сделала лишь 6 июня 1942 года. До падения города пушка грохотала 48 раз, и если бы все снаряды попали в цель, то от организованной обороны города не осталось бы ничего.
Монстры на гусеницах
В середине XX века немецкая бронетехника по праву занимала топовые позиции в хит-параде средств уничтожения. Начиная на слабеньких PzKpfW I, уже к концу войны фашисты обзавелись куда более совершенными и внушительными образцами вроде «Пантер» и «Тигров». Но и среди этих грозных машин, вселявших ужас в противника, попадались совсем уж циклопические бронированные чудовища.
В 1943 году верхушке Рейха представили проект нового «танка прорыва». Несмотря на протесты танкового гения Гудериана и других офицеров Вермахта, проект сверхтяжёлого танка, одобренный самим фюрером, решили довести до ума и запустить в серию. Танк «Маус» стал самым тяжёлым из всех когда-либо созданных человечеством.
Гигант массой 188 тонн имел бронирование до 200 мм, нёс два орудия калибра 128 и 75 мм, управлялся экипажем из шести человек, приводился в движение двигателем V12 мощностью больше тысячи лошадиных сил и питавшимся из двух баков по полторы тонны каждый. Это был поистине гигант высотой 3,6 метра, такой же ширины и 10 метров длинной.
Но чудовище так и не побеспокоило наступавших союзников. Более того, они даже не подозревали о его существовании. Из-за динамичного наступления советских войск единственная пара изготовленных танков была подорвана и брошена из-за невозможности эвакуации. Впоследствии из частей двух машин собрали один рабочий экземпляр, и теперь вы можете увидеть его в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
Менее монструозной, но более полезной для гитлеровцев была самоходная артиллерийская установка «Ягдтигр», выпущенная в количестве 79 штук. Машина весом 75 тонн была вооружена пушкой калибра 128 мм, которая позволяла поражать все типы бронетехники союзников с больших дистанций. Например, самые распространённые американские «Шерманы» и русские «Т-34» она могла уничтожать с расстояния почти в 2,5 км. Лобовая броня толщиной 250 мм делала «Ягдтигр» практически неуязвимым для большинства противотанковых средств противника.
Однако большой вес машины и сильная нагрузка на ходовую часть делали «Ягдтигр» крайне ненадёжным и склонным к частым поломкам. Вес танка не выдерживали мосты, брусчатые мостовые; из-за слабого двигателя он был малоподвижен и плохо маневрировал. Вступив в войну лишь в марте 1945 года, «Ягдтигры» не смогли внести какого-то существенного изменения в сложившуюся на фронтах обстановку, но сумели изрядно потрепать нервы союзническим войскам, результативно сопротивляясь их наступлению.
Летающие тарелки фюрера
Несмотря на то, что со времён, когда авиация прочно встала на крыло, обычной формой летательных аппаратов стали монопланы (однокрылые самолёты), а чуть позже вертолёты классической компоновки, поиски более удачных аэродинамических форм продолжаются до сих пор. Одними из самых активных исследователей в этой области стали немецкие конструкторы предвоенного периода и Второй мировой войны. Крылья обратной стреловидности, круговые монопланы, дискообразные крылья. Чего только не придумали в тихих и светлых мастерских гигантов авиапрома Германии — Фокке-Вульф и Мессершмит. Немногие из этих идей пошли в производство и появились хотя бы в единичном экземпляре — зато легенд породили множество. До сих пор в Сети можно найти сотни картинок и описаний фантастических летающих тарелок Гитлера. На самом деле таких «тарелок» было всего две.
Больше всего на классический НЛО был похож представленный в 1939 году аппарат главного конструктора Генриха Фокке. Он запатентовал самолёт с возможностью вертикального взлёта. Несущим элементом конструкции являлось большое дискообразное крыло. Передняя его кромка имела параболическую форму, а задняя — прямую, с обратной стреловидностью. При этом толщина крыла была такова, что оно практически сливается с фюзеляжем и кабиной, где размещается пилот. В центральной части крыла размещался канал, в котором были расположены два соосных винта, приводимых в движение мощным двигателем.
До конца войны было построено несколько моделей, но полноразмерный образец создать так и не удалось.
Другим интересным экземпляром стал экспериментальный самолёт Артура Сака AS-6. Он был больше похож на классические аппараты того времени за одним исключением — крыло «обтекало» весь фюзеляж самолёта по кругу. Это должно было создавать дополнительную подъёмную силу и вообще всячески улучшать маневренные характеристики самолёта. Доработки модели велись почти до конца войны при поддержке Люфтваффе, была проведена даже серия лётных испытаний, но довести конструкцию до ума не удалось.
Америка-бомбер
После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года и до нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941-го Соединённые Штаты Америки избегали вступления в разворачивающуюся бойню. Но рано или поздно это должно было произойти, и верхушка Рейха это прекрасно понимала. Не обладая достаточными силами для организации высадки на другом материке, было необходимо подготовить какой-то деморализующий и запугивающий ответ американцам. Никакими существовавшими на тот момент средствами дистанционно атаковать Америку не представлялось возможным, а значит их нужно изобрести! Командование наметило 21 цель в глубине США, которые нужно было уничтожить — преимущественно это были заводы по производству деталей самолётов.
Талантливый австрийский инженер Ойген Зенгер, долгое время работавший над совершенствованием реактивных двигателей, в декабре 1941 года предложил свой вариант: огромный бомбардировщик массой 100 тонн, способный долететь до Северной Америки и вернуться обратно. Его длина должна была составлять около 30 метров, размах крыльев — 15 метров. Разработанный Зенгером двигатель должен был поднять машину в воздух, выработав 84 тонны топлива за 5 минут, на высоту почти 300 километров и обеспечить скорость в 6,5 км/с.
Но всего этого не случилось. Комиссия Люфтваффе закрыла проект как нереализуемый. Несмотря на то, что ближе к концу войны к этому вопросу попытались вернуться, идея так и не была претворена в жизнь. Практичные немцы предпочли сосредоточиться на более реальных моделях дальних бомбардировщиков и создали вполне работоспособные Мессершмит Ме 264 и Юнкерс Ju 390.
Хаббаккук
Не только нацисты увлекались амбициозными проектами супер-оружия. Хозяйка морей Англия, обладавшая к началу войны внушительным флотом, несла достаточно серьёзные потери от действий немецких подлодок и испытывала дефицит качественной стали, рабочих руки и свободных верфей для производства новых кораблей.
Промышленность была перенапряжена, и приходилось перенапрягаться мозгам лучших конструкторов. И вот чудаковатый изобретатель Джеффри Пайк, отметившийся прежде микрофонным устройством для обнаружения вражеских бомбардировщиков и грузовиком со спирально-винтовым движителем для переброски солдат по снегу, предложил неожиданное решение: почему бы просто вовсе не отказаться от стальных кораблей, а делать их изо льда с опилками?
Изобретённую им строительную смесь он нескромно назвал «пайкерит» и немедленно начала бомбардировать своим предложением различные военные ведомства. Доподлинно не известно, что курили в своих изящных трубках высокие чины из Адмиралтейства, но мы точно знаем, что Пайк водил дружбу с адмиралом Маунтбаттеном, который и принялся за активное продвижение проекта.
Первая же демонстрация свойств пайкерита перед комиссией адмиралтейства едва не закончилась трагически. Пуля, выпущенная из служебного пистолета Маунтбаттена, раскрошила плиту изо льда, а вот от плиты из пайкерита срикошетила, сделав аккуратную дырочку в штанах адмирала Эрнеста Кинга. Несмотря на это, вскоре Пайку предложили подготовить проект не просто корабля, а самого грандиозного авианосца в истории. Проект получил название «Хаббакук» («Аввакум») и должен был превратиться в огромный корабль с взлётно-посадочной полосой длиной 610 метров для приёма тяжёлых бомбардировщиков, шириной 92 метра и высотой 61 метр. Водоизмещение предполагалось поистине невероятным: 1,8 миллиона тонн.
Грандиозный проект предполагал строительство бортов толщиной 12 метров, неуязвимых для торпед, применение сложнейшей системы охлаждения, мощных электродвигателей, тридцатиметрового руля и других колоссальных механизмов. На постройку корабля предполагалось затратить 300 тысяч тонн древесных стружек, 25 тысяч тонн огнеупорных веществ, 35 тысяч тонн древесины и 10 тысяч тонн стали. К декабрю 1943 года в Канаде построили масштабную модель водоизмещением 1000 тонн, длиной 18 и шириной 9 метров, охлаждаемую небольшим бензиновым двигателем мощностью всего в одну лошадиную силу.
Но к 1944 году, когда планировалось начать постройку «Хаббакука», ситуация на морях изменилась, и он оказался не нужен. Подводные асы Дёница все повымирали, были введены новые корабли эскорта для конвоев и такие масштабные проекты, как огромный авианосец изо льда оказались неактуальными. А жаль.
Топ-10 самых больших танков в истории
Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.
Завершает десятку самых огромных танков в мире машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:
боевой вес более 60 т.
Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.
снаряжённая масса 65 т.
Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.
Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:
снаряжённая масса 86 т.
Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.
Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:
снаряжённая масса не более 78 т.
Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.
Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:
снаряжённая масса 140 т;
Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:
масса в снаряжённом состоянии 180 т.
Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, которая попала в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.
Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:
боевая масса 145 т;
толщина лобовой брони 120 мм;
3. Kolossal-wagen (K-Wagen)
На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:
Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.
Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:
Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.
Найдены дубликаты
» Если сейчас нарисую танк размерам 10 на 20 километров тебе придется его поставить на первое место. «
Зачем рисовать=?
Есть Ratte (Landkreuzer P. 1000 «Ratte»). Проект реально существовал.
длина корпуса 35 метров;
ширина 14 метров;
высота 11 метров; длина ствола орудия 15 метров;
калибр орудия 280 мм.
Я про это и говорю, если уж включать в «рейтинг» проекты, то можно добавить и главного «бумажного великана».
А потом и monster прихреначить)
Непонятное распределение позиций.
Для начала, странно, что собрали в одном рейтинге построенные машины и проектные.
Во-вторых, по чему считается «величина». Масса? Тогда Маус должен быть первым. Длинна? Тогда Char 2c должен уступить K-Wagen.
Количество экипажа? Тогда K-Wagen должен быть первым.
Словом, хотелось бы пояснения насчёт распределения мест.
Если уж бумажные проекты прифигачили, то первое место было бы у него.
Хоть бы текст вычитывали перед публикацией.
Железный капут
Каких только небылиц не создано про немецкий полумифический сверхтяжелый танк P.1000. И даже название для этой машины придумали энтузиасты — Ratte, по-немецки «крыса». Под слоями этих мифов уже сложно докопаться до истины, но мы попробуем. Проект такого танка действительно существовал и рассматривался руководством Третьего рейха. Более того, были даже построены масштабные макеты двух вариантов P.1000. Накануне Дня смеха Warspot предлагает взглянуть на машину, история проектирования которой ничего, кроме грустного смеха, не вызывает.
Такой же монстр, как для «геноссе Духачевского»
Судьба Эдварда Гроте, создателя P.1000, не менее интересна, чем разработанные им танки. Творчество герра Гроте в Советском Союзе достойно отдельной, причём даже не одной, публикации. Здесь талантливый инженер-конструктор создал крайне оригинальный средний танк. Танк ТГ имел мощное вооружение, толстую броню и был выполнен по колёсно-гусеничной схеме. Именно оригинальность машины, а также мотор, спроектированный самим Гроте, стали причинами провала проекта. Тем не менее можно утверждать, что танк ТГ был спроектирован более грамотно, чем немецкие разработки, которые испытывались в СССР на полигоне ТЕКО.
Статья о 1000-тонном танке Гроте, опубликованная в журнале Kraftfahrkampftruppe в сентябре 1937 года
После прихода к власти Гитлера немецкие специалисты стали покидать СССР. Уехал из Советского Союза и Эдвард Гроте. О том, чем он занимался во второй половине 30-х годов, известно мало. Ему принадлежат несколько патентов на изобретения, связанные с моторно-трансмиссионной группой. Судя по всему, Гроте продолжал заниматься военной техникой, но уже не танками.
А вот на страницах немецких профильных изданий вернувшийся в Германию инженер вёл бурную полемику с Гюнтером Бурстиным, несостоявшимся отцом австро-венгерского танкостроения. Например, в немецком военном журнале Kraftfahrkampftruppe за сентябрь 1937 года Гроте довольно подробно рассказал о своей деятельности в Советском Союзе, особенно о 1000-тонном танке. Архивные документы свидетельствуют, что рассказ Гроте вряд ли был похож на басни барона Мюнхаузена и в значительной степени соответствовал действительности.
Спустя по 5 лет Гроте, подобно Отто Меркеру, принял предложение нового рейхсминистра вооружений и боеприпасов Альберта Шпеера и вошёл в его команду. Полем деятельности Гроте (как и Меркера) стал подводный флот. Должность у бывшего танкостроителя была весьма высокой и важной: он был «специальным уполномоченным по вопросам строительства подводных лодок при Рейхсминистре вооружений и боеприпасов».
Гроте не был каким-то мечтателем, который пришёл к Гитлеру со своей экстравагантной идеей сверхтяжёлого танка. Всё было как раз наоборот: если судить по переписке, именно Гитлер стал инициатором работ по будущему P.1000. Произошло это в июне 1942 года, задание Гроте получил не напрямую от рейхсканцлера, а через Шпеера. Согласно исследованиям Вальтера Шпильбергера, впервые с предложением Гроте Гитлер ознакомился 22 июня 1942 года.
Судовой двигатель MAN V12Z 32/44, пара таких моторов представляла собой первый вариант силовой установки P.1000
О существовании проекта P.1000 известно главным образом благодаря мемуарам немецких военачальников и уцелевших руководителей Третьего рейха, в частности, Шпеера. Правда, Шпеер старательно обходит стороной тот факт, что подобную гигантоманию он если и не поддерживал, то как минимум не препятствовал её появлению. В этом отношении наиболее близкими к реальности являются мемуары Гудериана. Генерал, который долгое время занимал должность главного инспектора танковых войск, активно боролся с подобными монстрами:
«Далее Гитлер перешёл к важнейшим вопросам танкостроения и согласился с предложенными ему принципами, что в танкостроении имеет важное значение в первую очередь тяжёлое вооружение, во вторую очередь — большая скорость и в третью очередь — мощная броневая защита. Однако в нём жили две души, ибо он думал, что лишь толстая броня является совершенно необходимым элементом. Его фантазия превратилась в гигантоманию. Инженеры Гроте и Гакер получили заказ на конструирование танка-гиганта весом в 1000 т. Для конструкции танка «тигр» фирмы Порше толщина брони днища указывалась в 100 мм, а в качестве его вооружения предусматривались или 150-мм пушка L-37, или 100-мм пушка L-76. Профессор Порше обещал выпустить первые машины своей марки к 12 мая 1943 г.».
Альтернатива в виде Daimler-Benz MB.501. Таких моторов предполагалось поставить аж 8 штук. В судостроении подобные «грозди» из моторов не были редкостью
Упомянутый Оскар Хакер, как и Гроте, не был обычным инженером. Он руководил фирмой Steyr, а также входил в Танковую комиссию, ту самую, которую с перерывами возглавлял Фердинанд Порше. Гроте, как советник Шпеера по вопросам строительства подводного флота, был очень хорошо осведомлён о том, какие передовые разработки имелись у Кригсмарине. В практическую фазу работа по будущему P.1000 вошла 17 июля 1942 года. В этот день Гроте прислал письмо на имя Эриха Мюллера (Erich Müller) по прозвищу «Пушка Мюллер», шефа-конструктора Krupp:
Письмо заканчивалось традиционным нацистским приветствием.
30,5 cm SK L/50 на береговой батарее. Именно это орудие первоначально рассматривалось на роль главного вооружения P.1000
Столь резкий поворот в судьбе Гроте, который менее 10 лет назад работал в СССР на «геноссе Духачевского», не должен особо удивлять. В то время многие в Германии вступили в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP), чтобы получить должность потеплее и повыше. В Германии NSDAP нередко шутливо расшифровывали как «Na, suchst du auch Pöstchen?» («а, ты тоже хочешь получить должность?»).
Теперь Гроте плотно работал с руководством Krupp. Именно благодаря этому и сохранилась переписка по P.1000, осевшая в архивном фонде Krupp. Привлечение к работе столь высокой фигуры, как Мюллер, свидетельствует о достаточно серьёзном отношении руководства Германии к проекту P.1000.
Рассматривалось два варианта силовой установки. Первый предусматривал использование двух двухтактных дизельных судовых моторов MAN V12Z 32/44 мощностью 8500 л.с. каждый. Эти 24-цилиндровые двигатели предназначались для эсминцев Тип 42, каждый из которых должен был иметь по 6 таких моторов. Альтернативой были восемь 20-цилиндровых двигателей Daimler-Benz MB.501. Эти дизельные моторы мощностью по 2000 л.с. также имели военно-морское происхождение — их устанавливали на немецкие торпедные катера. Существенным плюсом второго варианта было то, что суммарно шесть этих моторов весили 34 тонны, тогда как масса пары MAN V12Z 32/44 достигала 128 тонн.
Орудия на максимальном угле возвышения
За основу Гроте взял свои разработки для СССР. Конструктор прекрасно понимал, что без помощи Krupp у него ничего не получится. Поэтому он просил Мюллера выделить 20 человек, которые занимались бы его машиной. В целом Мюллер был не против, поскольку концерн Krupp в таком случае становился фактическим разработчиком супер-танка. Вместе с тем главный конструктор Krupp считал выделение 20 человек на предварительном этапе нецелесообразным, поскольку Гроте ещё даже не закончил эскизный проект. Оставался нерешённым целый ряд принципиальных вопросов, например, выбор вооружения. Существует заблуждение, что P.1000 изначально проектировался с расчётом на использование башни «карманного линкора» Gneisenau. Это не так: как следует из протокола совещания, поначалу у Гроте вообще не было чёткого понимания, чем вооружить свою сухопутную крепость. Всё, чего он смог добиться на тот момент от Кригсмарине — это чертёж береговой башенной установки 305-мм корабельного орудия SK L/50. Этим, к слову, и объясняется, почему на разных макетах танка в башнях главного калибра разные орудия.
Борта корпуса получили рациональные углы наклона
Судя по всему, первым вариантом сверхтяжёлой машины Гроте был трёхбашенный танк. Сохранились фотографии макета, который был подготовлен под руководством Гроте осенью 1942 года. Роднит эту версию с P.1000 только общее построение ходовой части. Башня главного калибра, расположенная со смещением к корме, разработана с нуля. В ней предусматривалось размещение спарки орудий 30,5 cm SK L/50. Впереди располагались две малые башни со спаренными установками 128-мм универсальных орудий 12.7 cm SK C/34, типичным вооружением немецких эсминцев. Идеи об использовании на P.1000 танковых башен и уж тем более башни от Pz.Kpfw.Maus являются плодами богатой фантазии ряда авторов. Башня Pz.Kpfw.Maus, к слову, появилась в привычном нам виде больше чем через полгода после смерти проекта P.1000. К таким же фантазиям относится и установка 128-мм орудия в лобовой части корпуса.
У трёхбашенной версии башня главного калибра максимально смещена к корме
Корпус первого варианта сверхтяжёлого танка Гроте напоминал проект 1933 года. О полном копировании речь, разумеется, не идёт. Но ряд элементов, включая V-образную форму крыши моторного отделения, явно перекочевал сюда с более раннего проекта. И даже схема с кормовым размещением основной башни уже использовалась Гроте в одном из предварительных вариантов сверхтяжёлого танка для Советского Союза. Это же касается и размещения силовой установки ближе к носовой части корпуса.
Малые орудийные и зенитные башни немецкого проекта размещались на массивных надгусеничных полках, которые переходили в экраны, прикрывавшие ходовую часть. В носовой части была предусмотрена рубка для отделения управления. 3-башенный вариант отличался рациональными углами наклона бортовых листов, что увеличивало бронестойкость и вероятность рикошетирования вражеских снарядов.
С проектом 1933 года новую конструкцию роднило не только построение ходовой части, но и V-образная форма крыши корпуса
Ходовая часть также представляла собой развитие конструкции ходовой одного из его предварительных вариантов 1000-тонного танка для СССР. У трёхбашенного варианта предусматривалось по 12 сшестерённых катков на борт, плюс по два катка в носовой и по одному в кормовой частях, которые должны были обеспечить натяжение гусеничных лент и смягчать удары при преодолении вертикальных препятствий. Элементы подвески были максимально вынесены вниз, что должно было облегчить обслуживание. С каждого борта имелось по 3 гусеничные ленты.
В процессе работы над проектом Гроте дорабатывал макет. Изначально малые башни со 128-мм пушками должны были выполнять и роль зенитных. Но было очевидно, что такого вооружения для эффективной борьбы с воздушными целями явно недостаточно. Для борьбы с самолётами требовались менее громоздкие системы с куда меньшим калибром. Здесь Гроте помогло немецкое самолётостроение: на гидросамолётах Blohm & Voss устанавливалась зенитная башня HD 151 (Hydraulische Drehringlafette 151) с гидравлическим приводом. Вооружалась она 20-мм автоматической пушкой MG 151/20.
Доработанный макет с башнями HD 151
На доработанном макете появилось сразу 8 зенитных башен HD 151. Правда, первый вариант малокалиберного зенитного вооружения сложно назвать удачным. По 3 башни Гроте разместил по бортам корпуса, ещё 2 в корме. При подобном размещении зенитных башен существовало немало мёртвых зон, прежде всего в носовой части.
Первоначально зенитные башни были размещены нерационально
Пятибашенный вариант сверхтяжёлого танка
Орудия на максимальном углу возвышения. Эти башни уже имели вполне реальные прототипы
На свет появился новый макет танка, на сей раз пятибашенный. Гроте наконец добился доступа к материалам по применяемым Кригсмарине артиллерийским установкам, а также к документации проектов. В результате вместо концептуальных орудий и орудийных установок новый проект предусматривалось вооружать вполне реальными системами. И это касается не только башни главного калибра и зенитных турелей HD 151. Расположившиеся по периметру корпуса орудийные башни также имели вполне реальные прототипы — двухорудийные башни для немецких эсминцев типа 36C (Z46-Z50). Они были заказаны в 1942 году, но так и не построены. Вооружить башни планировалось 128-мм универсальными орудиями 12.7 cm SK C/41. Позже основную башню пришлось доработать: центральное орудие предполагалось демонтировать, что позволило бы выиграть в весе.
Доработке подверглось и шасси. Из-за серьёзных изменений вооружения основная орудийная башня снова сместилась вперёд, а моторное отделение перекочевало назад. Шасси стало ещё более похожим на шасси танка, создававшегося Гроте для СССР. Особенно схожей была ходовая часть. Количество опорных катков сократилось до 6, при этом значительно вырос их диаметр. Зенитные башни HD 151 теперь размещались более рационально.
Пятибашенная версия проекта тоже недолго была актуальной. Внушительное вооружение имело один существенный недостаток — чрезмерную боевую массу. Расчёты, проведённые Гроте, показывали, что доработанный проект преодолел порог уже в 1000 тонн! Это явно не входило в планы конструктора, который считал, что его детище должно иметь удельную мощность не меньше 16 л.с. на тонну. При такой удельной мощности он ожидал, что танк сможет развить максимальную скорость 40 км/ч.
После доработки появился третий проект танка, который считается «каноничным». От башен с эсминцев пришлось отказаться, серьёзной переделке подвергся и корпус танка. К 10 октября 1942 года Гроте подготовил эскизный проект, 17 октября он продемонстрировал его Шпееру.
Орудийная башня C, установленная на береговой батарее «Ёрландет»
С октября активизировалась переписка между Гроте и Мюллером. В ней поднимался вопрос о 128-мм орудии, ставшим предметом споров среди любителей военной истории. Гроте писал буквально следующее:
«Я попытался вместо расположенного в задней части 8,8-см палубного орудия подводной лодки установить 12,8-см зенитное орудие. Его вес, конечно, значительно больше, однако данная компоновка является лишь предложением, и, возможно, Ваши специалисты смогут предложить в качестве равноценной замены более лёгкие орудия. Я получил от Кригсмарине данные относительно укладки боеприпасов, которые с учётом флотского опыта могут быть произвольно изменены».
Очевидно, что речь здесь идёт о морском орудии. Правда, ни орудийной установки, которую предполагалось ставить в кормовой части, ни эскизов, которые демонстрировались Шпееру, не сохранилось. Не сохранились и чертежи, которые 31 октября Гроте выслал на Krupp. Возможно, они погибли во время одной из бомбардировок, которой подвергались объекты концерна Krupp в 1943 году.
Тем не менее из сохранившейся переписки можно понять, откуда именно взялся индекс P.1000 — цифра в нём обозначает массу танка. Впрочем, индекс этот почти не использовался в переписке. Согласно спецификациям, упомянутым в контракте, P.1000 должен был обладать следующими характеристиками:
Длина корпуса, м 35;
Полная ширина, м 14;
Полная высота, м 11;
Высота корпуса, м 6,5;
Длина опорной поверхности гусениц, м 21;
Ширина трака, м 1,2 Х 3;
Давление на грунт, кг/см² 0,54;
Максимальная скорость, км/ч 40;
Полная масса, т 1000.
Корпусные элементы, т 200;
Ходовая часть, т 100;
Двигатель и трансмиссия, т 100.
Единственное достоверное изображение P.1000 из контракта, заключённого с Krupp. Из-за того, что вида сбоку не сохранилось, внешний вид ходовой части танка является объектом различных спекуляций
На этом месте проект колоссального немецкого танка вполне мог приказать долго жить, поскольку Шпеер всячески старался от подобных ужасов избавляться. Но работы по похожим проектам продолжались до мая 1944 года. Правда, уже без Гроте: Мюллер аккуратно «задвинул» проект P.1000 и его автора, о чём говорит протокол совещания, датированного 13 декабря 1942 года:
«Гроте представил фотоснимки своей новой модели, где башни были уже более органично соединены с поверхностью машины. Кажется, он уже знает, что министр не намерен продолжать его проект, и что фирме «Крупп» поручена разработка сходного проекта. Не вдаваясь в подробности, я подтвердил ему эту информацию, однако упомянул, что для нашей машины ставится другая тактическая задача, поэтому мы, к сожалению, не можем воспользоваться его наработками.
Гроте принял это к сведению».
Работы по P.1000 прекратились, чтобы освободить дорогу собственным разработкам Krupp. Но к ним вернёмся чуть позже. Другая судьба ждала башни, которые предполагалось использовать на P.1000. Башня «B» (Bruno) отправилась в 1943 году на береговую батарею «Фйелл» (Fjell) возле Бергена в Норвегии. Батарея отлично справлялась с возложенной на неё задачей — охраной акватории возле Бергена — благодаря дальности стрельбы в 41 км. После войны башенную установку разобрали, от неё осталось лишь бетонное основание. Башню «С» (Caesar) установили на береговой батарее «Ёрландет» (Oerlandet), которая прикрывала подходы к другому норвежскому городу, Тронхейму. После войны, уже находясь на вооружении норвежской армии, батарея была переименована в «Аустратт» (Austrått). Из состава сил норвежской береговой обороны батарею исключили в 1977 году, но орудийная установка уцелела. В 1991 году бывшая батарея «Аустратт» стала музеем. Любой желающий может заглянуть внутрь этого чуда инженерной мысли, значительная часть механизмов которого всё ещё исправна.
Следует отметить, что при установке на берегу обе башни лишились дальномеров и их бронировок, как это и предполагалось при установке башен на P.1000.
Реконструкция внешнего вида P.1000, выполненная Сергеем Лебедевым. Ходовая часть выполнена по типу 3-башенного варианта
Иногда под индексом P.1500 ошибочно подразумевают гусеничную версию «Толстого Густава» с бронёй, достигающей 250 мм, двумя башнями с орудиями калибра 150 мм и 4 дизелями от подводной лодки в качестве силовой установки. Так была истолкована информация, которую двумя строчками выдал в книге Special Panzers Вальтер Шпильбергер.
Благодаря стараниям Михаэля Фрёлиха удалось выяснить, что в реальности ничего общего с «Толстым Густавом» проект сверхтяжёлого танка Krupp не имеет. В спецификациях, датированных 4 февраля 1943 года, проект предлагается в двух вариантах — 800-тонный с 600-мм мортирой и 1800-тонный с 800-мм мортирой. Длина 1800-тонной машины должна была составить 25 м, ширина — 12,8 м, а максимальная высота — 8,25 м. Толщина лобовой брони оценивалась в 250 мм, а бортов — в 200 мм. В движение машину должны были приводить 4 мотора Daimler-Benz MB.501 общей мощностью 8000 лошадиных сил. При этом максимальная скорость оказывалась мизерной — всего 7 км/ч.
Последняя активность по Urling датирована июнем 1944 года, когда рассматривался вопрос об использовании на машине газовой турбины. Никакой другой информации, кроме переписки, по этому проекту не сохранилось.