Предмет технология что это такое
3D-принтер в руки
Нет, в начальной школе останется и работа с бумагой, тканью, природными материалами. Но обязательно добавятся основы программирования. А с пятого по девятый класс школьники будут каждый год знакомиться с 3-4 профессиями. «Трогать их» на практике.
Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, «умным домом» и «интернетом вещей». Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества. Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.
Малые города и села тоже будут включаться: 16 тысяч школ получат новое оборудование. А до самых дальних уголков будут курсировать 340 мобильных «Кванториумов». Это передвижные трейлеры с самой технологичной и интересной для ребят начинкой.
Звучит, конечно, все это сейчас, может, и несколько фантастично. Но факт остается фактом: в рамках нацпроекта «Образование» на «Современную школу» планируется потратить 253 млрд рублей. Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет «Технология».
Ольга Васильева, министр просвещения:
Владимир Семенихин, автор пособия для учителей «Изготовление инструментов в школьных мастерских»
Технология. 5 класс
Конспект урока
Технология, 5 класс
Урок 5. Технология. История развития технологий
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность (например, услуга).
Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.
Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.
Слово технология происходит от соединения двух греческих слов: «техно-», что означает искусство, мастерство, умение и «логос-» – учение, слово, наука. Оно означает совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий при производстве продукции.
Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага.
В ходе этого процесса получается продукт труда.
Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.
Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.
Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.
Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.
Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.
Продукт труда – материал
Средства труда – инструмент
Из этой схемы не понятно, как именно происходит процесс производства. Как, например, руда станет отливкой, отливка – заготовкой, заготовка – деталью, а деталь – частью машины. Именно технология определяет процесс превращения предмета труда в продукт труда.
Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Знание технологий помогает выбрать правильный способ обработки материалов для получения желаемого результата.
Так, например, пищевые продукты можно варить, коптить, жарить, запекать.
Деталь какого-либо механизма можно отлить в специальную форму или вытачать из заготовки на специальном оборудовании.
Выбор инструментов и способов обработки зависит от возможностей предприятия и умений рабочего.
Под технологией мы понимаем последовательную деятельность человека, направленную на преобразование вещества, энергии, информации и изучение этих процессов для удовлетворения потребностей людей.
Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих областях.
Технология как наука о способах и методах переработки сырья возникла в связи с развитием крупной машинной промышленности. Конечно же и до этого периода существовали различные методы и способы переработки сырья в изделие, только в условиях ремесленного и на начальной стадии промышленного производства невозможно было всё многообразие этих технологий объединить в единую научную систему.
Испытывая потребность в защите от непогоды, диких зверей и врагов, человек научился сначала использовать пещеры, рыть землянки, а со временем строить современные дома. Так возникли и развивались строительные технологии.
Чтобы перевозить грузы и путешествовать самому человек создал машиностроительные и транспортные технологии.
Одна из древнейших технологий – это технологии связи или коммуникации. История развития этой технологии уходит во времена первобытного человека. Чтобы предупредить соседей о грозящей опасности, информацию передавали с помощью сигнальных огней, дыма и звука. С появлением письменности и развитием транспортных технологий информацию стали отправлять письмами. Это новый этап развития технологии связи. Очень долго письмо оставалось единственным источником информации. Но у этого способа был один большой недостаток – скорость передачи. Письмо могло идти до адресата многие месяцы. Порой информация уже сильно устаревала, пока доходила до места назначения.
Новой значимой вехой в развитии информационных технологий становится изобретение радио русским учёным. Его звали Александр Степанович Попов изобретает. С этого момента технологии связи начинают стремительно развиваться. Появляется телефон. И чем больше новых предметов или благ создаёт человек, тем больше у него возникает потребностей. Ему уже не достаточно только слышать, он уже хочет видеть то, о чем ему пытаются сообщить. Начинает развиваться новый вид передачи информации – телевидение. Сегодня телевидение стало спутниковым, современные виды связи – это интернет, мобильная связь. Путь от первого радиоприёмника до спутникового телевиденья был пройден всего за 100.
Такой стремительный скачок обусловлен развитием не только технологии связи. Этому способствуют развитие всех известных технологий.
Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создаёт материальный продукт или благо, информационная технология (ИТ) — информационный продукт.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 4. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – средство труда.
Тема урока по технологии: » Что такое технология».
Тема урока: «Что такое технология».
Изделие (как вариант практической работы): подставка для кисточки.
Задачи урока: раскрыть содержание понятия «технология», совершенствовать умения пользования «Словарем юного технолога»; развитие познавательного интереса, сообразительности; показать разнообразие вариантов видов деятельности на основе разнообразия материалов ; значение технологических процессов для жизни человека; показать возможности изготовления изделия из бумаги.
Предметные: объяснять значение понятия «технология», выделять некоторые виды деятельности на основе работы с различными материалами; изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры
Личностные: осмысление понятия «технология» как процесс выполнения изделия.
Регулятивные: формулировать учебные цели.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в словаре учебника;
Коммуникативные: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов.
Основные термины и понятия: технология, деталь, заготовка, изделие.
Ресурсы и оборудование.
У учителя: учебник, разборная конструкция цветка умений, клей, изделия из различных материалов, бумага средней плотности для изготовления подставки (подготовлен необходимый формат каждому учащемуся).
У учащихся: учебник, фломастеры, для выполнения подставки для кисточки: бумага средней плотности (подготовлена учителем), ножницы, карандаш.
Вначале урока проходит повторение материала прошлого урока. Необходимо повторить, что такое материалы, инструменты. Продемонстрировать предметы, которые нужно отнести к группе материалов или инструментов. Также поинтересоваться у учащихся о том, какие материалы и инструменты используются в домашних условиях.
Учитель: «Мы знаем, что нужно взять с собой в путешествие, как использовать рабочую тетрадь, учебник, как грамотно организовать свое рабочее место, сегодня мы узнаем, что же такое технология (слово «технология» должно быть на доске). Откроем учебник на стр. 11, прочитаем слова Вани. Откроем словарик юного технолога, прочитаем определение понятия «технология».
Один из учеников читает определение понятия в «Словарике юного технолога».
Технология — знания о способах и средствах изготовления различных вещей и предметов.
Технология – учебный предмет, который учит, как правильно изготавливать изделия из разных материалов с использованием инструментов и приспособлений, а также экономно расходовать материалы, силы и время человека.
Учитель задает вопросы на понимание прочитанной информации. Чему мы научимся на предмете «Технология» (Ответы учащихся: изготавливать различные вещи, предметы, изделия). Что мы будем использовать в работе для создания изделий? (различные материалы, инструменты, приспособления). Как вы думаете, будем ли мы применять какие-нибудь правила в работе? Что это за правила? Учащиеся высказывают свои предположения (правила работы с инструментами). Что значит, экономно расходовать материалы, силы и время человека? (правила использования материала, как грамотно отрезать, вырезать, чтобы осталось больше материала для следующей работы, как быстрее сделать изделие).
Учитель делает вывод, что технология – это предмет, который научит изготавливать много интересных и нужных вещей из разных материалов с использованием различных инструментов и приспособлений.
Учитель: «Обратимся к учебнику на стр. 11, рассмотрим цветок умений, он поможет ответить на вопрос: чему мы научимся на уроках технологии. Что означают эти слова?».
Лепить. Делать изображение, сооружать из пластического, мягкого материала.
Вязать. Плести руками, крючком, спицами или на машине из какого-нибудь материала.
Вышивать. Изобразить, украсить шитьем.
Клеить. Изготовлять, скрепляя клеем.
Шить. Изготовлять, скрепляя нитью края ткани, какого-либо мягкого материала.
Вырезать. Сделать что-нибудь резанием.
Конструировать. Создавать конструкцию чего-нибудь, строить.
Готовить. Приготовлять пищу, стряпать.
Предложить учащимся заполнить свой цветок умений, желаний, чему бы ребята хотели научиться на уроках технологии. Каждый заполнит свой лепесток: на одной стороне свое имя, а на другой свое желание, затем прикрепит на общий цветок. Учитель предложит вернуться к цветку в конце года и проверить, какие желания исполнились.
Учитель: «Рассмотрим фотографии на стр. 12. Аня говорит, что такие изделия вы сможете сделать на уроках технологии. Попробуйте назвать эти изделия. Какие материалы использованы для изготовления данных изделий?». Учащиеся рассматривают изделия на фотографии, придумывают название работам и обсуждают, какие материалы использованы.
Учитель: «Посмотрите на данное изделие (учитель демонстрирует подставку под кисточку). Что это за изделие? Для чего оно применяется? (учащиеся рассматривают изделие и отвечают на поставленные вопросы). Эта подставка под кисточку нам понадобится на уроках, когда мы будем работать клеем, мы кисточку будем окунать в клей и намазывать детали, а по окончании работы будем ставить кисточку на подставку. Попробуем выполнить сегодня авторскую подставку под кисточку. Тем более, что ею удобно пользоваться и хранить, она занимает очень немного места. Из какого материала выполнена подставка? (бумага). А если это бумага, то какие инструменты и приспособления нам могут пригодиться в работе?». Можно обратиться к таблице, составленной на прошлом уроке и методом исключения учащиеся по наводящим вопросам учителя, исключают инструменты, приспособления, которые не понадобятся для изготовления подставки.
Учитель: «Нужна ли нам клеенка? (учитель выслушивает ответы учащихся после каждого вопроса). Понадобятся ли ножницы? Для чего? (ножницами вырезано в центре отверстие). Нужен ли клей (нет)». И т.д.
В итоге понадобятся следующие инструменты и приспособления: клеенка, ножницы, кисточка (чтобы проверить конструкцию), карандаш.
А как можно вырезать такой ровный ромб? (учащиеся предполагают, что бумагу можно сложить). Но сначала нужно будет нарисовать фигурку, по контуру которой вырежем отверстие. Итак, приступим к работе».
Учитель демонстрирует все этапы работы и контролирует работу учащихся, учащиеся, выполняя работу, сравнивают свое выполнение с образцом учителя. Оформление изделия учащиеся выполняют самостоятельно.
1. Сгибание заготовки. Положите перед собой бумагу вертикально, сложим лист пополам от себя так, чтобы нижний край листа совпал с верхним краем, хорошенько прогладьте линию сгиба. Поверните заготовку так, чтобы согнутый край оказался наверху. Сложим каждый слой бумаги к верхнему краю (сначала один, перевернем заготовку, затем другой). Раскройте до сложенной пополам фигуры.
2. Разметка отверстия. Положите перед собой заготовку, возьмите карандаш и нарисуйте треугольник (можно два) примерно посередине на линии сгиба.
3. Вырезание отверстия. Не разворачивая заготовку, вырежем треугольник. Ножницами работаем аккуратно, закончив работу, отложите ножницы сразу в сторону сомкнутыми концами. Работайте только над столом.
4. Оформление изделие. Поставьте свою подставку, проверьте на устойчивость. Оформите изделие по своему выбору. Можете нарисовать на ней геометрические фигуры или оформить ее цветами, кому как нравится.
Учитель: «Попробуйте объяснить своими словами, что такое технология. Чему вы сможете научиться на этих уроках? Попробуйте назвать, что можно сделать из показанных материалов».
Учитель демонстрирует разнообразные материалы, а учащиеся называют, что можно сделать из данных материалов, здесь необходимо постараться вывести учащихся на некоторые виды деятельности с материалами. Параллельно демонстрировать изделия.
Нитки: вязать, вышивать, плести. Ткань: сшивать, клеить. Бумага: конструировать, приклеивать, складывать, вырезать. Пластилин: лепить, вырезать.
Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий – технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!
Учитель предлагает рассмотреть изделия – подставки под кисточку. Учащиеся выходят к доске, показывают, что у них получилось, рассказывают, как они оформили свою подставку.
Значение уроков технологии в рамках внедрения ФГОС
Разделы: Технология
ФГОС среднего полного образования, опрделяющий вектор и содержание образования, включает портрет выпускника школы как идеальный образ учащегося к окончанию школы. Перед современным учителем стоит задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые в свою очередь способствуют формированию социализации.
Принципиальное отличие нового стандарта по предмету «Технология» заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
В соответствии с требованиями стандарта по технологии система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий – универсальных и специфических для технологии
Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: творчества, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Поэтому сегодня идут активные поиски таких форм организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей.
В вопросе о социализации мне наиболее близка классификация Анатолий Викторович
Мудрик, он выделяет следующие её виды:
– семейно-бытовая;
– профессионально-трудовая;
– гражданская;
– поло-ролевая.
Все они находят отражение в изучении технологии.
Трудовое обучение в школе ставит своей целью подготовить социально адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе.
Предмет «Технология» уникален тем, что школьники учатся использовать на этом предмете знания, полученные на других уроках, в повседневной практической деятельности, что естественно способствует их социализации.
Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, вносят атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.
На каждом уроке для учащихся необходимо создавать условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.
На уроках технологии, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей: электроприборы, колющие режущие предметы, специальное оборудование (швейные машины, утюги). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем приёмов работы. Учителю необходимо помнить, о том, что учащиеся постоянно за ним наблюдают, пусть даже и не осознанно, поэтому, прежде всего, ему самому следует соблюдать необходимые нормы, правила и приемы работы. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки.
Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.
Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, так как поток новой информации позволяет обогащать понятийный и речевой запас учащихся. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем можно вывести на уровень их активного использования.
Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда (декадники), выставки работ учащихся, конкурсы лучшего по профессии.
Значительное внимание в ходе уроков технологии уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в
порядке школьных помещений, участие в ремонте, украшении школы, кабинетов развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются с взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.
При организации для учащихся школы встреч с представителями профессиональных училищ города, во время экскурсий в профессиональные училища учащиеся могут оценить возможности обучения в данном учреждении. Могут задать все интересующие их вопросы, получить исчерпывающую информацию из первых уст.
В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках технологии. Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации. Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.
Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
Литература:
Технология. 6 класс
Конспект урока
Технология, 6 класс
Урок 6. Технология как основа производства
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Дисциплина – это определённый порядок поведения или действия людей, который соответствует сложившимся в данном обществе, организации или группе людей нормам, правилам поведения, моральным требованиям.
Производственная дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах, а именно своевременность выполнения технологических операций, соблюдение их последовательности, заданной в технологии.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Чтобы понять какое значение имеет технология в жизни человека и общества, необходимо вспомнить определение понятия «технология». Слово «технология» происходит от древнегреческого techno – «искусство, мастерство, умение» и латинского logos – «учение, наука».
В широком смысле технология – это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
В узком смысле технология – комплекс организационных мер, операций и приёмов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Её разрабатывают инженеры – технологи, программисты и другие специалисты предприятия, работающие в соответствующих областях.
Понятие «технология» обычно рассматривается в связи с конкретной отраслью производства. Различают технологии: машиностроительные, информационные, телекоммуникационные, инновационные, социальные, педагогические, строительные, химические и другие. В результате осуществления технологического процесса, состоящего из совокупности технологических операций, происходит качественное изменение обрабатываемых сред, их формы, строения, материальных (технических) и потребительских свойств.
Для того, чтобы какой-то процесс производства был технологическим, он должен обладать обязательными признаками.
Выбор предметов труда. Предметами труда при технологическом производстве являются материалы, энергия, информация, объекты живой природы и социальной среды.
Этот перечень охватывает все составляющие живой и неживой природы и искусственной материальной среды (техносферы), которые используются для производства потребительских благ.
Функциональность – это значит соответствие своему назначению. В технологии объединены методы и средства воздействия на избранный предмет труда. Методы получения или преобразования выбранного предмета труда во многом зависят от средств труда. Например, существуют различные средства труда при приготовлении пищи – источники тепла.
Научность. При разработке новых технологий должны учитываться научные достижения. Технология напрямую зависит от знаний, которыми обладает общество, от квалификации работников.
Наличие материально – технической базы. Необходимо для поддержки производства. Материально – техническая база – это комплекс средств производства, материальных и вещественных элементов, необходимых для обеспечения деятельности предприятия. Они не включены в производство, но обеспечивают необходимую базу для функционирования производственной системы. Это здания, подъездные пути, мосты, средства связи, источники и линии электропередач энергии.
Соответствие техническому заданию. Предназначение любой технологии является удовлетворение какой – либо потребности человека. Поэтому в технологии чётко, с указанием качества и количества, задаётся желаемый конечный результат или продукт труда.
Соблюдение заданной технологии – особенности структуры технологии. Последовательность операций в технологии всегда чётко задана, не может быть изменена, она определяет собой алгоритм – точный, неизменный порядок действий. Если нарушить это правило, то получиться совершенно другой продукт или не получиться совсем ничего.
Если технологические операции и соответствующие методы воспроизвести стереотипно, то есть повторно в той же неизменной последовательности то будет получен тот же самый, практически неотличимый от предшествующего результат.
В соответствии с этими признаками технологического процесса можно дать новое полное определение понятию «технология». Это строго упорядоченный или построенный по алгоритму комплекс операций, организационных мер и методов воздействия на вещество, энергию, информацию, объекты живой природы или социальной среды.
Качество и ритмичность любого производства зависят от соблюдения трудовой, технологической и производственной дисциплины.
Производственная дисциплина означает порядок на производстве. Это означает соблюдение трудовой дисциплины, обеспечение работающих лиц сырьём, инструментами, материалами, работой без простоев. Без соблюдения производственной дисциплины нарушаются принципы организации трудового процесса во времени и пространстве. Это приводит к хаосу и беспорядку. Сама деятельность и её результативность ставятся под вопрос, поскольку лишаются направленности процесса. За организацию производственной дисциплины несёт ответственность работодатель, а работники производства отвечают за её соблюдение.
Дисциплина – это порядок поведения или действий людей. Она делится на общеобязательную и специальную.
Общеобязательная – это соблюдение установленных государственной властью законов, норм и правил. Основной закон Российской Федерации – это Конституция РФ.
Специальная дисциплина – распространяется на определённые области деятельности или обязательны только для работников и служащих каких-либо организаций.
Специальная дисциплина – это школьная дисциплина, дисциплина военнослужащих, дисциплина поведения на дороге, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина.
Технологическая дисциплина – это строгое и точное соблюдение в процессе производства требований к технологии изготовления продукции, которые содержаться в технологических документах.
Нарушение технологической дисциплины приводит к браку, в некоторых случаях это приводит к серьёзным авариям, как на производстве, так и в ходе эксплуатации продукции, изготовленной с нарушением технологии.
Работники на производстве должны соблюдать правила поведения, которые регламентируются Трудовым кодексом.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выделите зелёным предмет труда, синим цветом – объекты материально – технической базы.