Предложили повышение на работе что ответить
Стоит ли соглашаться на повышение? Как принять сложное карьерное решение
Когда Тесса обратилась ко мне как к бизнес-коучу, ее мучил один вопрос: «Стоит ли мне соглашаться на повышение?» Тесса была менеджером по маркетингу в компании из списка Fortune 500. Тесса любила свою работу, свою компанию и свою команду. Целеустремленная и трудолюбивая, она быстро продвигалась по карьерной лестнице. В то же время работа часто оставляла ее без сил. Оптимизация маркетинговых кампаний пробуждала в ней перфекциониста, и Тесса жертвовала балансом между работой и личной жизнью ради запуска продуктов. Она руководила тремя сотрудниками, и ей нравилось быть лидером, но она сомневалась, действительно ли она хорошо справляется со своей работой. Поэтому, когда начальник спросил, заинтересована ли она в повышении, она оказалась в сложном положении.
С одной стороны, повышение до директора стало бы огромным шагом в ее карьере. Это означало бы большее число подчиненных, новые связи, отличные возможности и открыло бы ей путь в топ-менеджмент. С другой стороны, Тесса сомневалась, выдержит ли она. Окажется ли стресс слишком сильным? Справится ли она с давлением, экстренными ситуациями и политическими играми? Тесса провела немало бессонных ночей, взвешивая все «за» и «против», и наконец обратилась ко мне за консультацией.
Чувствительные достигаторы и карьерные решения
Тесса — чувствительный достигатор: амбициозный и одновременно высокочувствительный человек. Чувствительные достигаторы более остро переживают любые события. От природы вдумчивые и восприимчивые, они могут оценить ситуацию со всех сторон: все ее достоинства и недостатки, а значит, им тяжелее принимать крупные карьерные решения.
Чувствительным достигаторам важно видеть смысл в своей работе. Поэтому, хотя их и мотивируют амбициозные цели, для них рост не всегда выглядит как продвижение по лестнице. Для них он связан с тем, чтобы иметь работу, которая приносит удовлетворение, и быть в мире с собой.
В то же время многие чувствительные достигаторы вроде Тессы разучились слушать свои голоса после того, как всю жизнь жили в соответствии с ожиданиями других людей. Они помнят только о своих обязанностях и склонны искать ответы во внешнем мире (опрашивать окружающих, бесконечно собирать информацию и т. д.). И их громкие внутренние критики заглушают их интуицию.
Если что-то из этого вам знакомо, вы не одиноки. Примерно 15-20% людей чувствительны. Кроме того, когда дело касается непростых решений, ваши качества могут стать сильной стороной, если их правильно применить. Исследования показывают, что высокочувствительные люди добиваются успехов в областях, где требуется тщательно обдумывать и планировать действия.
Пять способов принять сложное карьерное решение
Вот несколько упражнений, которые я предложила Тессе, когда она обдумывала, стоит ли ей принять повышение. Они могут помочь вам взглянуть со стороны на любые решения, которые вы пытаетесь принять.
Составьте рейтинг
По шкале от 1 до 10 оцените, насколько вы радуетесь, когда думаете о варианте А (1 — совсем никак, 10 — недостижимый уровень, а 5 — нельзя выбрать!). Затем по шкале от 1 до 10 оцените, сколько удовлетворения принесет вам этот выбор. Проделайте то же упражнение для варианта B. О чем свидетельствуют ваши ответы?
Подумайте о себе в будущем
Когда вы вспомните об этом моменте через год, о чем вы будете сожалеть? Предположим также, что в будущем уже существует успешная и счастливая версия вас. Что эта версия вас посоветовала бы сделать?
Опирайтесь на свои ценности
Ваши ключевые ценности — это то, что для вас наиболее важно. Примерами ключевых ценностей могут быть свобода, разнообразие, стабильность, семья или спокойствие. Подумайте о своей главной ценности. Какое действие или решение больше ей соответствует или приближает вас к этой ключевой ценности?
Попробуйте себя в этой роли
В течение одного дня ведите себя так, будто выбрали вариант А. Понаблюдайте за тем, о чем вы думаете и что чувствуете: вы испытываете облегчение, страх, приятное волнение, ужас? Затем на один день попробуйте вариант B. Оцените свои реакции.
Примите моментальное решение
Запишите это решение на бумаге как закрытый вопрос. Например: «Сделает ли меня счастливее повышение?» Напишите под вопросом «да/нет» и оставьте поблизости ручку. Через несколько часов вернитесь к этому упражнению и сразу обведите свой ответ.
Продумайте худший сценарий
Применительно к каждому варианту спросите себя: каков ХУДШИЙ исход? Насколько это вероятно? Как вы с этим справитесь, если худшее действительно произойдет?
Когда вы принимаете крупное карьерное решение, вы ищете баланс между головой и сердцем. Таблицы и списки «за/против» — это замечательно, но иногда лучший вариант — это прислушаться к себе. Именно поэтому все эти упражнения направлены на то, чтобы вы искали подсказки в своих эмоциях.
В конце концов только вы знаете, каким должен быть ваш следующий шаг.
Как вести себя при повышении с бывшими коллегами и начальством
Повышение по работе – это то, о чем мечтают многие. Другой статус, другая зарплата, другие возможности. Однако вместе с горизонтами перед новоиспеченным шефом открываются новые препятствия, провалы и обрывы, которые нужно суметь обойти или преодолеть. Страх не оправдать доверие руководства и стремительно упасть на прежнее место, чувство смущения перед коллегами, которые работают дольше и тоже могли бы претендовать на начальственное кресло – эти и другие не слишком приятные эмоции начинают одолевать везунчика, как только эйфория спадет.
Для того чтобы кресло начальника не превратилось в электрический стул, нужно выбрать правильную стратегию поведения в коллективе после вступления в новую должность. Предлагаем читательницам сайта «Карьеристка» узнать, как советуют психологи вести себя при повышении в должности с бывшими коллегами, а также с начальством.
Стратегия поведения с руководящим составом компании после повышения
Вероятно, на то место, которое вы получили, претендовали и другие сотрудники, но выбрали именно вас. И вас распирает чувство признательности к тем, от кого зависела ваша карьера: к непосредственному начальнику (который, вероятно, дал вам хорошую характеристику), к руководителю отдела кадров или другому лицу, которое заведует в вашей компании кадровыми вопросами (его мнение почти всегда принимается во внимание), и, конечно, к самому главному шефу, подписавшему приказ. Возможно, вы задумываетесь о том, как их отблагодарить, но не знаете, насколько это будет уместно.
Решая вопрос о благодарности, надо понимать, что от вас ожидают. Конечно, бывают исключительные случаи, когда вызывая вас накануне, кто-то из руководящего состава прямо пообещал вам это место за какую-либо ответную услугу. В этом случае придется заплатить по счетам. Но мы будем рассматривать ситуацию, когда назначение произошло по-честному, без всяких подозрительных схем. И когда никаких подарков от вас не требуют, инициатива исходит от вас.
Чаще всего от нового начальника вышестоящие руководители ожидают улучшение производительности труда соответствующего подразделения, иногда еще укрепления трудовой дисциплины, лучшей организации труда, рождения креативных идей. И досталось кресло вам именно потому, что в вас увидели человека, способного эти позитивные изменения реализовать. Потому что вы обладаете необходимыми качествами, и в этом именно ваша заслуга, а не главного кадровика. Лучшее, чем вы можете отплатить руководству за доверие – это оправдать его ожидания. То есть наладить работу так, чтобы результаты были позитивными, чтобы подведомственная вам структура работала эффективнее, производя больше и лучше товаров, услуг или работ, чем раньше.
Скорее всего, начальник сам расскажет вам, почему его выбор пал на вас, и какие именно надежды он на вас возлагает. Уместным будет искренне поблагодарить его за доверие, пообещать приложить все усилия, чтобы его надежды сбылись. А позже уже на своем новом рабочем месте приступить к осуществлению своих обещаний.
Попав в круг начальственных персон, вы можете почувствовать, что дистанция между вами сократилась. Однако полностью она исчезнуть не может. Забывать о ее наличии все же нельзя. Не вздумайте фамильярничать с другими начальниками, даже если они стоят на одной с вами ступеньке служебной лестницы.
Скорее всего, после назначения встанет вопрос о взаимоотношениях с коллегами-начальниками, которые руководят другими подразделениями, аналогичными вашему. Очевидно, что отказываться от неформального общения с ними, будь оно предложено, не стоит. Есть смысл принять некоторые советы и рекомендации, которые вам могут дать более опытные товарищи.
Однако нужно понимать, что между подразделениями в компании всегда существует конкуренция, и не всегда здоровая. Прежде чем принять совет, взвесьте все за и против. Думайте своей головой, опираясь на свой опыт и интуицию, и тогда вы не споткнетесь, даже если вам захотят подставить подножку.
Как вести себя с бывшими коллегами, когда тебя повысили
В Россию на работу ходят не только дело делать, но и потусить. Во многих отделах царит дружеская атмосфера. Коллеги обсуждают не только рабочие моменты, но и личные проблемы. Делятся обидами на руководителей. Шутят над шефом. Обсуждают корпоративные порядки. Прикрывают друг друга, если кто-то опаздывает или отбегает в магазин. Ежечасно устраивают перекуры и чаепития.
Совсем недавно вы варились в этой же каше. Смеялись над шутками о привычках босса. Предлагали объявить кофе-паузу, как только видели, что автомобиль начальника исчезал со стоянки. Давали советы коллеге, как заставить мужа-тунеядца работать. Просили прикрыть вас, пока вы добежите до парикмахерской.
Теперь все будет иначе. Все мы в обществе, как и фигуры на шахматной доске, играем определенные роли. Пешка, дойдя до края доски, превращается в ферзя или другую фигуру. Она приобретает больший вес, но ходить так же, как пешка, уже не может. Вы тоже, поменяв кресло, уже не станете прежней. Вы перестали быть коллегой-подругой, вы стали шефом, и вам придется привыкать к этой новой роли.
Вести себя с бывшими коллегами, которые теперь стали вашими подчиненными, как прежде, нельзя. Даже если вам хочется остаться частью этого мирка, такого позволить себе не получится. Вступая в должность руководителя, вы начали играть новую роль, а со старой пришлось распрощаться. Таковы правила игры, и, соглашаясь поменять кресло, вы тем самым соглашаетесь с этими правилами.
Поговорим о том, что можно или даже нужно, а что нельзя делать, чтобы вступление в новую должность произошло наиболее гладко.
Предлагаем также посмотреть видео по теме:
Чего нельзя делать, став начальником
Получив повышение, некоторые люди стараются сохранить с бывшими коллегами дружеские отношения. Другие, напротив, начинают вести себя с ними высокомерно. Опыт показывает, что обе эти крайности приводят к плачевным результатам. В первом случае подчиненные садятся на шею, подразделение не выполняет задачи, вы не справляетесь с поручениями начальства, и вас снимают с должности. Во втором случае коллектив саботирует ваши поручения, начинает вставлять палки в колеса, и вы со свистом катапультируетесь из высокого кресла на свой прежний офисный стул, оказываясь в ненавидящем вас окружении. Как найти «золотую» серединку? Мы собрали наиболее распространенные ошибки, которые совершает новоиспеченный руководитель. Советуем ознакомиться с ним, чтобы не допускать этих серьезных промахов.
Избежав главных ошибок, вы уже неплохо устроитесь в новом начальственном кресле. Но все же хочется рассказать и о тех действиях, которые все же желательно предпринять, чтобы оправдать ожидания и начальника, и подчиненных.
Шаги, которые целесообразно предпринять
Повышение по службе – это событие, важное не только для новоиспеченного шефа, но и для его руководителей, и для его подчиненных. У всех имеются свои ожидания. Вам полезно знать не только о своих планах и надеждах, но и о том, на что рассчитывают ваш начальник и ваши бывшие сослуживцы.
Но важно узнать и о том, о чем мечтают подчиненные, чтобы дать понять им, что ваше повышение пойдет на пользу и им тоже.
Обозначим несколько действий, которые необходимо (или желательно) совершить, вступая в новую должность.
В результате ваше назначение станет приятным событием для ваших коллег, и они будут вас поддерживать в ваших начинаниях, с пониманием относясь даже к нежелательным с их точки зрения нововведениям.
Повышение в должности – серьезное испытание, и не каждому удается выдержать его с честью. Если вы будете знать, как лучше вести себя в такой ситуации с бывшими коллегами и теперешними подчиненными, а также займете верную позицию при общении с начальством, то вы не только сохраните за собой полученное место, но и сможете рассчитывать на дальнейший карьерный рост. Чего мы вам искренне желаем!
Страх неудачи на новой должности: мания или стимул?
Сотруднику предлагают повышение. Он рад, что его оценили, но боится не справиться с новыми задачами, прослыть неудачником. И в результате размышляет: может, лучше остаться на прежнем месте? В то же время — вдруг такой шанс больше не представится?
Не стоит думать, что ваш руководитель или любой другой топ-менеджер, в очередной раз переходя на новую должность, пребывал в непоколебимой уверенности в себе и собственных силах. Возможно, он так же кружил по комнате, хватался за голову и думал: и зачем я только за это взялся?
А вы — боитесь?
«Страх неудач или неуверенность в своих силах могут возникнуть у любого человека, вне зависимости от уровня повышения», констатирует Ольга Лапшинова, менеджер по работе с персоналом налогового отдела КПМГ. Однако есть и «группа риска». По словам Людмилы Хенвен, эксперта кадрового холдинга АНКОР, в ней находятся люди с невысокой самооценкой и высокой степенью тревожности, а также перфекционисты — те, кто привык выполнять свою работу максимально качественно.
«Переходя на более ответственную позицию, перфекционисты сталкиваются с тем, что не могут сразу показывать такой же высокий результат, что и прежде, и от этого очень переживают, — продолжает Людмила. — У «тревожных» другая проблема: они сильно зависимы от комфорта и оценки окружающих. Получив же повышение, человек не только выходит за рамки уже привычных обязанностей, но и подчас меняет команду. Нужно завоевывать доверие новых коллег, а для того, кто ценит себя невысоко, это очень непросто».
Так ли страшен страх
Помимо необходимости взаимодействовать с коллегами, страх порождают отсутствие опыта аналогичной работы, невозможность поэкспериментировать, опасность потерять все завоеванные позиции в случае неудачи, считает Екатерина Лукьянова, консультант Работа.ру. Но можно ли совсем без страха? Пробую представить себе человека, который никогда не сомневается и ничего не боится, – и на ум приходят дауны и маленькие дети.
«Сомнения — это страх неизведанного, — рассуждает Лукьянова. — Человеку свойственно сомневаться и проявлять осторожность, это делает его гибким, готовым изменяться, а это, в свою очередь, — необходимое условие успешной работы на новой должности».
Согласна с этим мнением и Лапшинова. На ее взгляд, уверенность в своих силах можно повысить, но неуверенность или страх изжить полностью нельзя. Разумная доля неуверенности всегда порождает осмотрительность в принятии решений, что полезно.
Вступая в новую должность:
1. Определите, какого результата ожидает от вас руководитель, какие задачи вы должны решить в первую очередь и в какие сроки. Будут ли у вас помощники? Ну и просто присмотритесь к нему (и другим ключевым менеджерам) – вдруг вы окажетесь настолько неприятны друг другу, что не сможете работать вместе.
2. Поинтересуйтесь у будущих коллег, которые занимают аналогичную должность или выполняют сходные задачи, какие сложности у них возникают, какие участки работы считаются «горячими».
3. Уделите особое внимание налаживанию отношений с подчиненными, чтобы потом можно было рассчитывать на их поддержку. Даже если вы давно работаете вместе, нужно проявить себя в новом качестве. Проведите организационные собрания отдела, организуйте рассылки с информацией о новых задачах. Поговорите с каждым об его обязанностях и наметьте перспективы развития.
4. Составьте план действий на ближайшее время, обсудите его с руководителем. Более глобальные задачи разбейте на подзадачи. Определите, каких знаний и навыков вам не хватает для успешного выполнения этой работы. Пусть цели будут конкретными, достижимыми, привязанными к конкретным срокам.
Страх как стимул
Если «подкармливать» страх, вскоре он застит своими крыльями все ваши перспективы.
Одни страшно паникуют: «Я ни за что не справлюсь! Даже Иванов не смог, куда уж мне…». Если в этот момент мнительного паникера, одержимого стремлением к совершенству, «не поддержать, не похвалить, не отметить его достоинства в текущей должности, то он может закрыться, попытаться совсем уйти от решения вопроса своего профессионального развития. Любое обсуждение будет для него пыткой и серьезным стрессом», напоминает Ольга Лапшинова.
Другие не отягощены бесплодным самоедством, и для них «подобный страх часто становится сигналом к мобилизации всех своих внутренних сил, стимулом к совершенствованию: если я не уверен в своих силах, значит, нужно разобраться, чего мне не хватает и справиться с этим», — добавляет HR-менеджер КПМГ.
Амбициозные взбираются вверх, мнительные копают вглубь
«Если ваш работодатель предложил вам продвижение, но вы не уверены, что готовы к этому шагу, ответьте для себя на несколько вопросов, — советует Людмила Хенвен. — Во-первых, интересна ли вам предлагаемая позиция; во-вторых, соответствует ли она нашим долгосрочным карьерным планам; и, наконец, готовы ли вы уделять дополнительное время для более интенсивной работы, если это необходимо. Если ответы утвердительные — смело идите вперед».
Кстати, по словам Екатерины Лукьяновой, амбициозные и мнительные могут развивать свою карьеру по-разному. Для амбициозных самое милое дело получить повышение по службе — вместе с ответственностью и новыми обязанностями они обретут желанную самостоятельность, возможность самореализации и полномочия.
Однако расширение круга компетенций на одной должности — это тоже развитие карьеры и тоже может сопровождаться повышением зарплаты, считает Лукьянова. По ее словам, такое развитие подходит людям мнительным, но при этом обладающим хорошим интеллектуальным потенциалом и высоким профессиональным уровнем.
Когда лучше остаться на прежнем месте
По мнению экспертов, если повышение сотрудника связано с признанием его заслуг и компетентности, в 80% случаев у него нет оснований для страхов. «Но, к сожалению, иногда такие решения принимаются необдуманно, без основательных аргументов и анализа», — говорит Ольга Лапшинова. Она рекомендует насторожиться, если: 1) руководство само не знает, чего хочет; 2) ситуация «патовая»: нужен хоть кто-то, кто мог бы решить насущные проблемы, «а дальше посмотрим»; 3) руководство не имеет полного представления о том, какой опыт у вас уже есть, чем ваши знания будут полезны.
К сожалению, бывает и так, что человека продвигают на более высокую позицию лишь с тем, чтобы его просто «подставить». «Например, если в компании не все в порядке с финансовой отчетностью, то на должность руководителя, несущего уголовную ответственность, постараются поставить человека, не слишком искушенного в этих вопросах», — приводит пример возможной ситуации Екатерина Лукьянова.
Еще две причины «притормозить» — отсутствие лидерского потенциала и организаторских способностей (если человеку предлагают перейти на руководящую должность), и отсутствие интереса к предлагаемой работе. Людмила Хенвен отмечает, что если человек при переходе руководствуется лишь тем, что он уже давно работаете в компании и «пора что-то менять», скорее всего, с новой задачей он не справится. У него не будет стимула выкладываться полностью.
Если вы не справились
В таком случае программа минимум — постараться спокойно вернуться на прежнюю должность, программа максимум — вернувшись, сохранить в своем арсенале тот опыт, который был получен даже при неудачной попытке, говорит Екатерина Лукьяненко.
Не нужно без конца казнить себя и считать неудачником. Лучше трезво проанализировать ситуацию и понять, в чем причины неудачи, советует Ольга Лапшинова.
«Строя карьеру, вы должны защищать себя»: как добиться повышения по работе и не испортить отношения с начальством
Harvard Business Review (HBR), ежемесячный научно-популярный журнал о бизнесе и менеджменте, провел ряд интервью со специалистами Гарвардской школы бизнеса, авторами книг о развитии карьеры и лидерами крупных компаний о секретах успешного построения карьеры. Рассказы экспертов редакторы HBR объединили в книгу, которая рассказывает о наборе инструментов, помогающих поставить перед собой карьерные цели и определить необходимые для их достижения шаги.
Forbes публикует отрывок из книги «Гид HBR. Как управлять своей карьерой», которая выйдет в июле в издательстве «Альпина Паблишер», посвященный тому, как правильно заявить о своем желании получить повышение, выстроить диалог с начальством и добиться своего. С экспертами для этой главы говорила Ребекка Найт — журналист-фрилансер из̀ Бостона; лектор Уэслианского университета, чьи работы публикуют в̀ The New York Times, USA Today и Financial Times.
Перед тем, как попросить начальника о повышении, многие нервничают. Но когда вы готовы к следующему шагу в карьере, важно сказать об этом. Как же подготовиться к разговору с начальником? Какую информацию иметь наготове? И как изложить свои доводы?
Организация не позаботится о вас просто потому, что вы хорошо работаете. Нужна определенная доля саморекламы
«Прося о повышении, вы чувствуете себя уязвимыми, — говорит Сабина Наваз, консультант руководителей высшего звена, выступающая и пишущая на тему лидерства. — Вы не контролируете ситуацию, вы отдаете себя в руки начальника, который будет судить о вас и может решить, что вы недостойны повышения». Возможно, вы будете опасаться, что «достаете» своего босса или покажитесь ему жадным или эгоистичным. Но,̀ строя карьеру, вы должны научиться защищать себя, считает Джозеф Уэйнтрауб, основатель программы консультирования по вопросам лидерства и командной работы Колледжа Бабсона. «Нельзя ожидать, что организация позаботится о вас просто потому, что вы хорошо работаете, — говорит он. — Нужна определенная доля саморекламы». Попросту говоря, «не попросишь̀ — не получишь». Вот несколько подсказок относительно того, как обратиться с просьбой о повышении.
Поразмышляйте
Первый этап процесса — решить, что именно вы хотите получить, говорит Уэйнтрауб. «Хотите ли вы больше власти? Больше денег? Больше ответственности?» Есть ли в организации должность, о которой вы мечтаете, или ее нужно создать? Хотите ли вы двигаться вверх или вас может заинтересовать передвижение по горизонтали? Также важно «рассмотреть свой набор навыков и понять, насколько он соответствует задачам организации», добавляет он. Это поможет вам увязать просьбу о повышении и более широкие стратегические цели организации.
Проведите исследование
Полезно запастись и внешними данными, считает Наваз. «Чем выше ваша позиция, тем больше вероятность того, что решение о повышении принимает не только ваш начальник, — отмечает она. — Другие руководители также скажут свое слово». Она рекомендует « попросить об обратной связи наставников», чтобы узнать о своих сильных и слабых сторонах, и поговорить с коллегами, чтобы «проверить, какая у вас репутация в компании».
Прошлый опыт — это прецедент. Выясните, как другие добивались повышения. Это поможет вам найти эффективные стратегии. Также спросите коллег, готовы ли вы, на их взгляд, к повышению. И когда дело дойдет до удовлетворения вашей просьбы, « важны не только бизнес-результаты; вы должны быть человеком, за которым люди готовы пойти».
Приведите аргументы
Поняв свои устремления, подготовьте убедительные аргументы, почему вы заслуживаете повышения. Это особенно важно, если ваша просьба о более высокой должности расходится с графиком повышений. Будьте готовы натолкнуться на отношение, в основе которого лежит вопрос: «А что такого вы сделали в последнее время для меня?», — говорит Наваз. Она рекомендует подготовить записку, где будут «четко изложены ваши достижения». На одной-двух страницах перечислите «конкретные показатели, отражающие ваш вклад», опишите «предложенные вами решения» и финансовые результаты, за которые вы отвечали. Можно также указать «данные из других подразделений или из опросов потребителей или сотрудников», свидетельствующие о вашем успехе. «Вы должны доказать, что уже работаете на уровне, до которого просите повысить вас», — говорит она.
Уэйнтрауб также рекомендует подумать на этом этапе о том, «кто мог бы занять вашу должность» и как поддержать этого человека. Продемонстрируйте боссу, что «вы трудитесь над тем, чтобы развивать других», советует он. «Это не только демонстрирует ваши лидерские способности, но и облегчает задачу вашему начальнику, так как он будет знать, кого можно назначить на ваше место».
Выберите момент
Не существует идеального времени для просьбы о повышении, но все-таки к выбору момента нужно подойти разумно, говорит Уэйнтрауб. Очевидно, что неделя после увольнений в компании или день, когда ваша команда потеряла ключевого клиента, не годится. Лучше просить «после того, как произошло что-то хорошее». Например, вы только что заключили крупную сделку или компания объявила о хорошей квартальной выручке.
Наваз согласна: «Если наблюдается отток клиентов, лучшее, что вы можете сделать, — немедленно взяться за дело, засучить рукава и выполнять свою работу, чтобы стабилизировать ситуацию в компании». Вместе с тем не стоит опускать руки. Если ваше повышение поможет организации достичь ее целей, настаивайте.
Зароните семя
Просьба о повышении не разовый разговор, скорее, серия бесед, говорит Наваз. Она рекомендует, чтобы вы, опираясь на свои записи, начали с чего-то вроде: «Я рад, что работаю здесь и могу влиять на работу компании. Вот чего я уже добился. Я хочу постоянно обсуждать с вами, что требуется, чтобы выйти на следующий уровень». Уэйнтрауб предлагает «вести разговор о стремлении к совершенству», попутно приводя аргументы в пользу вашего повышения. «Скажите своему начальнику: «Я хочу убедиться, что работаю не просто хорошо, а прекрасно». Затем спросите: «Что мне сделать, чтобы убедить вас, что я готов к следующему шагу?» «Продемонстрируйте готовность расти и учиться», — советует он.
Ухаживайте за ростком
Посеяв семя, «ухаживайте за ним», говорит Наваз. Она советует просить начальника об оценке вашей работы «не настолько часто, чтобы это стало раздражать, но,̀ скажем, раз в месяц или квартал». Будьте конкретны. Если, например, ваше повышение связано с ростом ответственности по отношению к клиентам, скажите что-то вроде: «Последний месяц я часто беседовал с нашими ключевыми корпоративными клиентами и вот, что узнал. Как вы можете оценить эти шаги?»
Другой удачной стратегией, по мнению Уэйнтрауба, будет рассказать боссу о том, «как бы вы провели первые 90 дней в новой должности». «Покажите, что подготовились и серьезно настроены» получить повышение.
Вы должны доказать, что уже работаете на уровне, до которого просите повысить вас
Не рискуйте
Наличие у вас предложения перейти в другую организацию может способствовать повышению на вашей текущей работе. В любом случае, такое предложение укрепит вашу уверенность в себе и даст вам больше представления о том, сколько стоит ваш труд на рынке. (Это особенно актуально, если вы стремитесь к повышению, в первую очередь, по финансовым причинам.) Однако, если с помощью такой стратегии вы хотите привлечь начальника на свою сторону, вы рискуете. «Вынуждать к повышению не лучший способ приобретать друзей и влиять на людей», — говорит Уэйнтрауб. «Как правило, люди плохо реагируют на ультиматумы», — вторит ему Наваз.
Подобная тактика часто «отрицательно влияет на отношения» и «ведет к искусственному продвижению людей, которые не готовы к работе в более высокой должности», говорит она. «Разыгрывайте эту карту с особой осторожностью».
Будьте терпеливы (до определенной степени)
Было бы прекрасно, если бы начальник сразу согласился повысить вас, «но не рассчитывайте на это», предупреждает Наваз. Повышения редко случаются моментально, и не следует расстраиваться, если вы не добились успеха немедленно. «Будьте реалистичны», — говорит она. А пока «продолжайте хорошо работать, открыто ищите способы увеличить свое влияние и повышайте свою эффективность».
Но не игнорируйте признаки того, что ситуация развивается не в вашу пользу. «Если вы увидите, что других повышают, а вас нет, поговорите с начальником, — советует Уэйнтрауб. — Спросите: «Вы порекомендуете меня на более высокую должность, когда появится вакансия?«» Осознав, что вы «не входите в шорт-лист босса», «подумайте о том, хотите ли вы оставаться в этой организации или стоит поискать другое место». Но есть и хорошая новость: «по крайней мере, вы знаете, каково положение вещей».
Составьте «резюме достижений»
В какой-то момент карьеры Гретхен Ван Влимен, тогда работавшая менеджером по управлению персоналом в одной чикагской компании, решила, что готова поговорить с начальником насчет повышения. На первом этапе она определила, какую должность хочет получить. «Я выяснила, где в компании есть пробелы, которые необходимо заполнить, — говорит Гретхен. — Мне было очевидно, что, если смогу связать свой карьерный путь с основными целями компании, у руководства будет больше причин повысить меня». В итоге, она выбрала новую должность: вице-президент по кадрам. Эта работа подразумевала управление отделом кадров, а также поиск и прием на работу новых сотрудников для компании.
Важны не только бизнес-результаты. Вы должны быть человеком, за которым люди готовы пойти
Прежде, чем поговорить с начальником, Гретхен составила «резюме достижений», куда включила многочисленные примеры, доказывавшие, что она способна выполнять обязанности, связанные с ее должностью, и готова к следующему шагу. Например, Гретхен описала, как переработала внутренние инструкции для компании, используя как навыки, отточенные в ходе работы консультантом, так и идеи команды, которой она уже руководила. (Инструкции распространили по всей компании.) «Я хотела показать, что сделала для организации помимо того, что требовала моя должность, — поясняет она. — Я также хотела продемонстрировать, как эти усилия повлияли на продуктивность команды и всего отдела и в конечном счете на результаты деятельности компании в целом».
Гретхен также разработала план, как команда будет справляться, если ее повысят. «Я составила список обязанностей, которые легко могла переложить на членов команды, которых специально подготовила», — говорит она. Затем она условилась о встрече с начальником. «Я говорила четко и кратко, опираясь на свое «резюме«», — рассказывает она. Она понимает, что такие вещи не делаются сразу, сказала Гретхен начальнику. И действительно, тот не сказал «да» сразу. Некоторые вещи вызывали у него беспокойство. «Он задавал сложные вопросы о том, как мне удастся найти время для многочисленных новых обязанностей», — говорит она. Встреча закончилась обещанием начальника вернуться к вопросу в течение ближайших месяцев.
«Тем временем, он поставил передо мной несколько краткосрочных задач». Гретхен добилась успеха. Она получила повышение и сегодня работает вице-президентом по кадрам в компании Stratex, оказывающей услуги в области подбора персонала.