Правда ли что бог все видит
Бог Видит Все, Что Мы Делаем
Если бы мы поняли, что то, что мы прячем от других, является открытой книгой для Бога, мы возможно также бы приняли, что мы можем проявлять хорошие качества все время.
В связи с этим, есть история о маленьком мальчике. Отец дал ему четыре маленьких банана и сказал, что он может съесть два из них, а два других должен дать сестре. Мальчик съел свои бананы. Он очень любил бананы и хотел съесть два других банана, но он держал их для своей сестры. Но сестры не была дома, и отец заметил, что в течение всего дня бананы были все на том же месте, где мальчик их оставил для нее. Как правило, дети могут пойти гулять и съесть все бананы сами или поделиться ими со своими друзьями, так что отец был удивлен, что его сын не взял их. В тот же день отец спросил: «Сынок, я заметил, что ты не съел часть оставленную для сестры. Почему? Ты мог бы съесть их, никто бы не заметил этого».
Мальчик ответил: «Эти два банана принадлежат моей сестре. Если бы я съел их, Бог увидел бы это. Вы научили меня, что Бог видит все, что мы делаем».
Этот маленький мальчик имел правильное понимание отношения Бога к нам. Он выучил урок в раннем возрасте, что было бы неправильно думать, что мы можем где угодно быть или что-нибудь сделать, что Бог не сможет увидеть. Везде, где бы мы ни находились и что бы мы ни делали, Бог это видит.
Люди могут думать, Бог находится где-то высоко в небе, в космосе, или очень далеко. Нас также учили, что Бог внутри нас. Находится ли Бог в нашем сердце, или в нашем мозге? Где находится Бог?
Если бы мы были, как мальчик в этой истории, который знал, что Бог смотрит на нас все время, мы были бы менее склонны действовать негативным образом. Наша жизнь бы кардинально изменилась.
Наш духовный прогресс улучшился, если бы мы вели нашу жизнь, зная, что Бог видит все, что мы делаем. Мы бы вели себя наилучшим образом. Мы бы выделяли максимально возможное время для наших медитаций. Мы бы выделяли больше времени на служение другим. Если мы могли бы бросить вызов себе в том, чтобы жить с этим осознанием того, что Бог находится внутри нас, наблюдая за нами все время, хотя бы на неделю или даже день, мы бы увидели резкое улучшение в нашем духовном развитии. Если мы постараемся, то со временем мы сформируем новую привычку. Как только это станет нашей привычкой, то мы автоматически будем на страже против нашего ума, который уводит нас в мысли, слова и поступки, которые отдаляют нас от Бога. Мы бы тогда нашли духовный прогресс, которого мы так страстно хотим.
Если Бог все знает заранее, в чем свобода человека?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Доброго времени суток. Бог — это могущественное разумное существо, и Его возможности находятся за гранью осознания простым человеческим умом. Он дает человеку начало и, очевидно, знает его конец.
Мы знаем, что Бог помогает человеку покаяться, ненавязчиво наставляет на путь истины, но Он уже заранее знает, чем кончится жизнь человека, придёт он к вере и спасётся или же нет.
Человек с рождения не обладает уникальной личностью, она формируется благодаря обстоятельствам, в которых растет человек, и жизненному опыту, а личностные качества, в свою очередь, определяют его поступки и выбор жизненного пути. Если, например, ребенок вырос в семье воров, он станет вором, потому что это то, что он умеет и к чему он привык. Такая жизнь приведёт его в ад. Бог не может силой поменять решение человека, а человек не может знать, что его ждет за его поступки, потому и не кается.
Я уверен, покажи Бог человеку ад, как минимум из страха, человек покается. Но тогда это уже не свобода. Можно ли назвать это предопределенностью?
Я считаю, что есть два решения проблемы. Бог не знает судьбу человека. Он нарочно лишил Себя этого знания, чтобы рука об руку, с каждым из нас пройти это испытание до самого конца и уже потом вынести вердикт. И второй, спасутся все, потому что каждый из людей всего лишь отыграл свою роль в этом мире, которую дал ему Бог, и Он никак не мог силой вмешаться в судьбу каждого человека, а только пытался направить.
Я противник предопределенности и не хочу в это верить, но из-за сложности Бога возникают такие парадоксы.
Несмотря на то, что данный вопрос поднимался не в первый раз, всё же хотелось задать его снова, поскольку, прочитав много источников по теме, я всегда попадал или на уход от вопроса или на использование сложных терминов, точно также размывающих столь желанный точный ответ.
Спасибо, что уделяете мне время.
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Уважаемый Ярослав, спасибо вам за вопрос. Мне очень жаль, что вы не получили удовлетворение от предыдущих ответов, хотя я и не удивлён, вопрос очень сложный, и задавали его неоднократно (Знает ли Бог, что выберет человек?). Я поделюсь с вами своими мыслями по этой теме и, возможно, они будут вам полезны.
Проблема, о которой вы пишите, давно известна богословской науке. Условно её можно назвать «предопределение и свобода воли». Если говорить максимально просто и по существу, то ответ таков — предведенье Божие не равно предопределению. Это значит, что Бог знает к чему придёт человек, но это не значит, что человек предопределен к определённому итогу своей жизни. Человеку трудно это понять, потому что мы сами редко удерживаемся от невмешательства, например, многие родители, пытаются планировать судьбу своих детей, решают в какой кружок им ходить, с кем дружить, какие книжки читать, в какой ВУЗ поступать. Фактически они занимаются предопределением, пытаются привести ребёнка к заранее намеченной цели.
Мы жутко боимся неизвестности и всячески пытаемся её заполнить своими фантазиями и планами. Нам трудно представить, как можно двигаться вперед с добровольно закрытыми глазами. Поскольку всё, что мы говорим о Боге, так или иначе имеет свою проекцию в наш мир («Бог знает», «Бог видит», «Бог хочет»), то и страх неизвестности мы тоже проецируем на Бога. Раз мы, разумные существа, заботимся о будущем, прогнозируем его и стараемся контролировать, то тем более Бог, существо гораздо разумнее нас, поступает так же.
Мы должны смириться с тем, что у нас нет и не может быть точных знаний о Боге. Всё что мы о Нём знаем основано на фактах Его участия в жизни людей, то есть на опыте Богообщения, который всякий раз преломляется в культурном коде человека, его языке, поэтических и аналитических способностях, образовании и т.п. Для христиан один из наиболее авторитетных источников знания о Боге — Священное Писание. Даже беглое чтение этого священного текста говорит нам о том, что Бог наделил человека действительно свободной волей. Бог благ и всё направляет ко благу, но человек далеко не всегда принимает решения в пользу блага, значит или Бог направляет волю человека ко злу (что против Божественной природы), или это происходит по свободному выбору человека, в который Бог не вмешивается и который допускает.
Но эти рассуждения снимают только часть проблемы. Раз Бог знает, как человек поступит в каждый момент своей жизни, значит Он предопределил человека или ко спасению, или к погибели. Я с этим рассуждением не согласен. Когда мы видим реку, текущую к обрыву, мы знаем, что вода неминуемо упадёт вниз. Это конечно очень грубый пример, но он помогает понять, что знание будущего ещё не означает его предопределения. Почему Бог не исправит всех грешников, раз Он знает, что они сделают неправильный выбор? Если Он так поступит исчезнет свобода выбора. Мы верим, что, заботясь о нас, Бог каждому даёт шанс встать на путь добродетели, но пойти по нему или свернуть зависит целиком от нас.
В своём письме вы много пишите о том, что те или иные люди должны попасть в ад. Откуда у вас эта уверенность? Никто не определяет загробную участь человека, кроме Бога. В священном писании мы читаем о том, что Бог отвергает тех, кто поступает противно Его воле (ср. Мф. 7:23). Зачем нам эта информация? Неужели для того, чтобы ради спортивного интереса выискивать таких нарушителей и обещать им кару Небесную? Тут уместнее вспомнить другую евангельскую фразу: «Не судите да не судимы будете» (Мф.7:1). Пытаться определить, кто спасётся, а кто нет дело пустое и вредное. Мы должны переживать в первую очередь за самих себя.
Ну и напоследок приводите пример ребёнка, родившегося в неблагополучной семье и считаете, что он предопределён к погибели. Вспомните нашего великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова, кардинально изменившего не только свою жизнь, но и жизнь целой страны. Если вам ближе современные примеры, то можно вспомнить знаменитого актёра Киану Ривза. Его детство сложно назвать простым. Родной отец был преступником и бросил семью, когда мальчику было 3 года. Мать 4 раза была замужем и редко уделяла внимание детям. Сам Киану страдал дислексией и так и не окончил школу, тем не менее он не только не пошёл по стопам родителей, но стал вполне успешным человеком, и даже имея достаток и славу живёт скромно.
Бог всё видит, слышит и знает: зачем люди молятся Богу?
Почему люди молятся Богу, если Бог всё видит, слышит и всё знает? Если Бог всезнающий, тогда Он должен был знать, что Иов не потеряет в Него веру, зачем тогда Он позволил Иову пройти все эти испытания?
Бог всё видит и слышит, так зачем люди молятся Ему?
Мы молимся Богу по нескольким причинам. Прежде всего из-за того, что Он Бог, и Он просит нас молиться.
Вторая причина, по которой Бог хочет, чтобы мы молились Ему, — Он хочет отношений с нами. Отношения подразумевают общение. Бог обращается к нам через Писание, через жизнь и служение Иисуса Христа, а также через работу Святого Духа в наших жизнях, который «учит нас всему» и «обличает мир: о грехе, о праведности и о суде» (Иоанна 14:25-27, Иоанна 16:7-11). Но любые отношения, по определению, дорога с двусторонним движением. Молитва не является единственным способом общения с Богом, но точно один из основных. В молитве мы обращаемся к Богу, а Он слушает нас.
Вы правы в том, что когда мы разделяем с Богом наши мысли, чувства, или желания, мы не сообщаем Богу что-то, что Он еще не знает. Бог действительно всё видит и слышит. Но Бог как отец или мать, хочет, чтобы мы разделяли с Ним свои мечты, страхи и желания, ведь Он любит нас, к тому же через это мы выражаем свою любовь к Богу. Молитва больше нужна нам самим.
Почему Бог позволил Иову проходить испытания, если Он и так знал, чем всё закончится?
Что касается вашего второго вопроса, то, если я правильно понимаю Божье предвидение, Он действительно заранее знал, что сделает Иов. Для нас предвидение может все испортить. Если мы знаем концовку фильма, то нам он не будет интересен. Для нас время является линейным. Существует прошлое, настоящее и будущее. Бог существует вне времени. Предвидение для Бога является чем-то естественным. Несмотря на это, это не означает, что Он не хочет отношений с нами, а эти отношения включают молитву.
Бог не узнал ничего нового, когда позволил сатане искушать Иова, но Иов точно научился чему-то. Как и его друзья, и мы с вами! Это является большим плодом искушения Иова! Он является совершенным примером для нас в доверии Богу во времена любых испытаний.
У Иова была сильная жизнь из-за того, через что он прошел. Мы видим, что Иов многому научился из встречи с Богом (Иов 42:1-6). Бог использовал Иова, чтобы поддержать нас с вами. Иов же прославил Бога через то, как он прошел сложнейшие испытания в его жизни. Есть много причин, по которым Бог позволил Иову проходить эти испытания, но все это было не ради Бога. Это было для нас с вами. Если не считать того, что Иов восславил Бога своей верой, а это именно то, что угодно Богу.
Я в прошлом слышал о Тебе, Господь, теперь же видел я Тебя воочию. Мне стыдно за себя, Господь, я очень сожалею! Сижу в пыли и пепле, но обещаю изменить и жизнь, и сердце». (Иов 42:5,6)
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Если Бог заранее ВСЁ знает, то чтО зависит от нас?
Задан вопрос –
«если Бог знает всё заранее. то знает ли Он про каждого человека, какой выбор он сделает, спасётся он или нет?
И если дА, тогда зачЕм Он стучится к людям и зачем верующим молиться о тех, кто не ищет спасения?
Ответ –
Всезнающий Бог, дав людям свободу выбора и увидев, что однажды люди пошли путём неповиновения Божьим Заповедям, конечно, знал заранее, ЧТО произойдёт с миром и людьми после этого.
Поэтому у Бога (на этот случай) был приготовлен План спасения людей…
и Бог этот План обязательно осуществит – т.е определённое количество душ человеческих обретёт Спасение и вечную жизнь.
Знает ли заранее Бог ВСЕХ, кто будет спасён. —
Ведь, понятно, что для Бога не существует временных рамок и Он видит Будущее – как настоящее.
Однако, нашему разуму трудно понять одну очень важную вещь (относительно определённых людей) – Бог видит Будущее каких-то людей в 2-ух вариантах (а не в одном) –
один вариант – это возможное его спасение, 2 –ой вариант – погибель.
Какой из них состоится на самом деле – зависит от самого человека, от его желания спасения своей души..от его поиска Бога. от верности, терпения, настойчивости и послушания Богу.
А иначе, тогда ЗАЧЕМ Богу давать людям так много назиданий для веры? –
— ведь, Он предупреждает людей о том, что если они не станут слушаться Бога и снова обратят свою душу к мирским соблазнам, забудут Бога, то они могут потерять спасение..
И, конечно, те души, которые способны откликаться на Голос Божий,сразу «берутся» Богом в Его внимание..— и Бог приближается к ним очень близко, начинает помогать им искать Его и смысл жизни на земле.
А к тем, которые склонны ко злу, Бог не может достучаться и тогда Он отдаёт их на произвол их воли и стремлений..
и Его Миссия теперь – только напоминать о себе в часы их сокрушений, которые постигают обязательно всех, кто живёт во зле и пожинает от этого расплату – болезни, несчастья, увечья…-
тогда Бог подходит ближе и зовёт – обратись ко Мне, я отвечу тебе и помогу.
—и некоторые обращаются к Нему, когда им плохо (они умирают, или находятся в опасности)..и Бог отвечает, помогает, выводит из опасностей, желая, чтобы они осознали, что это НЕ они сами спаслись, НО Бог им помог…—-
чтобы они стали Его искать..
НО мало из них обращается к Господу..…бОльшая часть, получив от Бога помощь, уверена, что это нЕ Бог, а просто им повезло,или они сами – молодцы. поэтому они и дальше идут по погибельному пути..
и так может продолжаться раз от разу…и каждый раз Бог ждёт – теперь-то ты уже поймёшь,что это Я тебе помог?
И кто-то понимает и смиряется, благодарит Бога и становится на Путь истины…
НО кто-то так и не желает Его признавать, уверенный в себе и в удаче, во врачах, лекарствах, магии, собственном благополучии и пр..
Знает ли Бог заранее, ЧТО выберет тот или ной человек? –
когда человек всё более ожесточается сердцем и всё дальше отходит от Бога, то, конечно, вырисовывается определённая и точная картина его окончательной погибели, которая вначале жизненного пути могла только иметь «намётки»…
Вспомним того же разбойника на кресте, оказавшегося рядом с Господом и признавшего в Нём Спасителя, покаявшегося перед Ним..
И вспомним царя Соломона, который вначале любил Бога, но к концу жизни отошёл от Него и погряз в распутстве, славе, богатстве и языческих оргиях..
Или царя Саула, который так же вначале был избран Богом на царство, как праведный и послушный Богу..но постепенно он сошёл с пути правды и стал врагом Божьим, потеряв спасение души..
И напротив, Иаков начал с того, что решил обманом отобрать у своего родного брата первородство..и потом он не однажды согрешал. но к концу своей жизни он всё более смирялся и приближался к Господу…
НО есть люди, которые НЕ «просматриваются» сразу…в их душе идёт постоянная борьба добра и зла…они мечутся и ищут выход..падают..снова поднимаются…каются и снова впадают в грех…однако, такая жизнь их не устраивает..они сами себе не нравятся..они хотят стать лучше и чище..они хотят познать жизнь иную, свободную от страстей и пороков…
но они связаны многими неправдами, которые успели присвоить и усвоить в результате земного пути..и они их держат на привязи..
…Господь видит их метания, стучится к ним..
—————
И Он заранее видит ДВА решения их конечного выбора..
поэтому Он всячески за них борется..—посылает к ним евангелистов… напоминает им о Себе какими-то сокрушениями, мыслями, образами, вспоминанием детства…ЕГО помощи…Его Славой..— судами Божьими на земле… красотой природы, помощью людей… вызволением из трудных обстоятельств..…исцелением болезни…благодатными чувствованиями и мыслями…
И вот эти люди наконец начинают совершать ВЫБОР…они – либо выбирают Бога..либо – уходят от Него в дебри обид, ропота, саможалости, претензий, зависти, тоски, уныния, равнодушия..— Выбор сделан…— начинается либо ПОДЪЁМ на «Гору преображения»…либо начинается схождение вниз, по накатанной…или даже быстрое падение— по скользким спускам греховных ухабов…
НО вот КТО туда попадёт – Бог видит сразу НЕ ВСЕХ…— есть ТЕ, в ком Он уверен…а есть тЕ, в ком ОН пока нЕ уверен…их Он видит ДВОЯКО…
Евангелие от Матфея 11 гл, Христос:
«12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его»
—————————————
Евангелие от Иоанна 3 гл:
«3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём»
—————————————
Евангелие от Матфея 22 гл:
«22 и будете ненавидимы всеми за имя Моё; претерпевший же до конца спасется»
—————————————-
Библия. Откровение 21 гл:
«27 И не войдёт в него (в Небесный Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.»
—————————————
К Галатам 6 гл:
«7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт:
8. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную.»
——————————
Евангелие от Иоанна 15 гл, Христос :
«6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.»
——————————————-
Мы видим, потому что Бог видит нас
Понимаем ли мы, что значит быть слепым от рождения, жить всегда в безпросветной тьме? От этого нельзя убежать — нет ничего и никого, и есть только тьма без конца, за которой вечная тьма после смерти. Матронушка была не просто слепая, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её мать во сне перед её рождением.
В шестую неделю по Пасхе, в Неделю о слепом, мы можем услышать объяснение Господа, что значат страдания блаженной Матроны. Кто согрешил, он или родители его? — спрашивают с тревогой ученики Господа о человеке, слепом от рождения (Ин. 9, 2). Все беды связаны с грехом, даже землетрясения, наводнения и засухи — из-за наших грехов, и есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвёртого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклесиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Здесь — точка преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливости в мире, хотя в самом их возмущении можно увидеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу — наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас.
Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии, — говорит Господь (Ин. 9, 3). И это не значит, что кто-то из людей рождается безгрешным, а значит, что Бог безконечно милостив. История праведного Иова многострадального — свидетельство этой же тайны. И то же самое в полноте относится к блаженной Матроне. Высший Промысл Божий — приобщение Богу, и он может касаться пути человека, начиная с самых глубин рождения. «Бог наказал его», — выносят скорый приговор равнодушные окружающие, не видя, что Господь посетил его или, иначе сказать, с особенной любовью взглянул на него. Как говорит Блаженный Августин, мы видим, потому что Бог видит нас. Бог видит нас, и Он хочет, чтобы мы видели Его.
Если бы знал человек, говорит преподобный Серафим Саровский, что значит увидеть Бога, то согласился бы идти к Нему через любую тьму. Страдания бывают различные, но самое ужасное — страх, что ты навсегда лишишься Божественного света, потому что ты уже не чувствуешь связи с Богом. Многие думают, что путь к Богу — весь сияние, мир и радость, но Бог, дав однажды увидеть свет, испытывает душу. Одно дело — принять Бога в Его личном откровении, с радостью и ликованием, и другое — идти, как Бог ведёт, пока душа не научится со смирением отвечать на волю Божию. Сияющий свет, который открыл чудесный мир, тускнеет, несмотря на все наши усилия сохранить верность Господу, и всё, что остаётся, — это вера. Это испытание может быть долгим, иногда перемежаясь с краткими утешениями, после которых душа может погружаться в ещё больший мрак.
В некоторых случаях эта тьма может быть связана с неблагоприятными внешними обстоятельствами: разлад в семье, болезни, полные неудачи в делах, несчастный случай. И здесь возникает соблазн — объяснить нашу тьму внешними трудностями. Мы должны проникнуть гораздо глубже, чем скорби земного существования, если хотим преодолеть тьму души. Только так может открыться тьма богооставленности распятого Христа, без которой нет света Воскресения. Только на этом пути возможно подлинное прозрение души в её способности оставаться с Господом, какими бы непереносимыми ни были внешние обстоятельства, в её способности сострадания ко всем, во тьме и сени смертной сидящим.
На семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у неё внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение её — в разных домах, квартирах и подвалах, где она находила приют, — продолжалось ещё пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога. Когда она переехала в Москву, начались скитания по родным и знакомым. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С жильём в Москве было трудно, выбирать не приходилось. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста.
Мы живём в особенные времена, и людям дано узнать особенные скорби: вечная тьма, то есть самое мерзкое зло, которое скрыто угрожает душе, пока она до конца не освободится от греха, совершенно открыто присутствует сегодня во внешнем мире. Наступает ночь, «уже позже, чем кажется», как говорится. Миллионы людей рождаются слепыми, их ли вина, или их родителей в этом вина, что они рождаются и живут всю жизнь во тьме безбожия? И сегодня всё делается, чтобы эта самая страшная слепота была как бы естественной для человека.
Видя евангельского слепорождённого, Христос не подчёркивает связи между грехом и страданием, между грехом и слепотою, как Он это обычно делает. Он говорит, что это произошло, чтобы явилась на нём слава Божия. Что нам делать, как Бога молить, чтобы быть присутствием Христовым в мире, чтобы слава Божия открылась людям? Когда жизнь наносит нам страшные удары, мы должны показать миру, как христиане могут жить и как, если надо, — умирать.
В житии блаженной Матроны приводится такой рассказ. Однажды пришёл милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: «Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу». Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довезти её до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: «Ну что, слепую забрал?» А он отвечает: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я её всё-таки в больницу успел отвезти».
В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке «народную целительницу», которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к её спасительным таинствам. Помощь её людям была безкорыстной, она ни с кого ничего не брала. Каждый день прожитой ею жизни — поток скорбей и печалей приходящих людей.
Никто не может прозреть, никто не может видеть без света — исцеляет только свет, только любовь. Доколе Я в мире, Я свет миру, — говорит Христос (Ин. 9, 5), и мы должны быть, по слову Его, по дару Его, светом мира, чтобы другие прозрели. Однако никто из нас не может стать светом, пока не пройдёт через собственную тьму, силясь одолеть её, до конца, до тьмы креста, в которой тьма всех от века слепых, до тьмы Креста Христова, и значит — до света Креста Его и Воскресения.
Один взгляд Христа исцеляет — если бы ты мог посмотреть Ему в глаза! И твой брат, твой ближний — как он прекрасен, если бы ты мог видеть! Если бы ты мог прозреть и в каждом лице человеческом узнать Христа святое Лицо!