Правда что шило в мешке не утаишь смысл пословицы
Смысл пословицы «шила в мешке не утаишь»
Мешок и где-то шило
Синонимы пословицы
Употребление пословицы в литературе
— «Шила в мешке не утаишь ― оно непременно вылезет наружу, раньше или позже» (А. Фомин «Универсальный штурман»)
— «Шила в мешке не утаишь ― проколет наружу» (И. Грекова «»Летом в городе»)
— «Однако шила в мешке не утаишь, все равно в итоге все выплыло наружу» (Н. Галкина «Вилла Рено»)
— «Слухи о том, что в следственных тюрьмах бьют, в конце концов перестали быть секретом НКВД. Шила в мешке не утаишь! Количество арестов поражало, рождало слухи, наводило на размышления, настораживало…» (Г. Жженов «Прожитое»)
«Тайное становится явным»
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: – … Тайное всегда становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил: – Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? – А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял. Ложись-ка спать! …Когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я … почистил зубы и стал завтракать….Мама принесла целую тарелку манной каши. – Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров! Я сказал: – Видеть не могу манную кашу! Но мама закричала: – Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться….Я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало…Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол. В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась: – Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала. В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал: – Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек. – Что вам нужно? – строго спросила мама. – Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно! – Не клевещите. Ничего я не выливаю! – Ах не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший! И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша…. Мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась. – Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда! И они все трое вышли в коридор. А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал: – Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным! Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила: – Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил: – Да.
(В. Драгунский «Денискины рассказы»)
Смысл пословицы «Шило в мешке не утаишь»?
Важное качество простого русского народа – его наблюдательность, а также способность видеть в обыкновенных бытовых явлениях иносказательный смысл. Разглядеть мудрость русский человек может во всём: в летящих щепках, чужом каравае, рыбке из пруда и даже в обыкновенном шиле. Предметы и природные явления словно говорили с нашими людьми, формируя у них правильные этические ценности. Конечно, предметы не разговаривают, но могут стать материалом для остроумных метафор.
Смысл пословицы «Шило в мешке не утаишь»
Пословица «шило в мешке не утаишь» буквально означает то, что, положив острый предмет с тонким лезвием в холщовый мешок, тот обязательно прорвётся, обнажив остриё инструмента. Сколько не скрывай в мешках подобный предмет, он все равно не останется незамеченным. Такую удивительную особенность отметили наши предки и создали для себя словесное напоминание, которое впоследствии превратилось в пословицу. Примечательно, что в ней используется слово «утаишь», однокоренное «тайне», а не обыкновенное «спрячешь». Таить шило в мешке может вор или преступник, в общем, человек нечестный.
Пословица обладает и иносказательным смыслом. Речь в ней идёт об истине. Правду, как и шило, нельзя утаить – она все равно откроется. Синонимами этого фразеологизма являются: «тайное станет явным» и «где обоз ночевал, там следы остались». На основе пословицы была создана поговорка: шило в мешке, — которая также обозначает, что скрываемое всегда окажется достоянием общественности. Остроумие сравнения правды с шилом еще и в том, что о правду можно пораниться, как и об остриё колющего инструмента. А то, что приносит боль, всегда хочется утаить, однако сделать это невозможно.
Пословица «шило в мешке не утаишь» и идентичная ей по смыслу «тайное становится явным» — частые гости в произведениях русских писателей. Эти пословицы употреблялись в «Универсальном штурмане» А. Фомина, «Прожитом» Г. Жженова, «Вилле Рено» Н. Галкиной. Но самый известный пример – один из «Денискиных рассказов» В. Драгунского, который так и называется: «Тайное становится явным». Речь в нём идёт о мальчике, который не желал есть манную кашу, но его заставляли родители. Он попробовал изменить её вкус с помощью сахара, хрена. После всех неудачных попыток, он вылил кашу из окна. Мама похвалила сына, и он решил не рассказывать ей о своём поступке. Но постучали в дверь — на пороге стоял человек, вся шляпа которого была в манной каше. Заканчивается рассказ тем, что главный герой изрекает заветную фразу, что тайное всегда становится явным.
Возникла пословица «шило в мешке не утаишь» в крестьянской среде. Её возраст определить невозможно, но известно, что с давних пор простой народ заметил, что если положить острый предмет в мешок, то тот порвётся. Олицетворять правду шило стало намного позднее. Возможно, появление такой метафоры было вызвано влиянием евангельского текста, где фигурирует мысль о том, что нет в мире ничего сокровенного, что обязательно не станет явным и открытым. Поскольку религия была одним из важнейших аспектов крестьянской жизни, связывать вполне можно утверждать, что иносказательный смысл у пословицы появился под влиянием православной веры.
Шило в мешке
Точность | Выборочно проверено |
Ши́ло в мешке́ (чаще всего в сочетании с глаголом утаить) — фразеологическое сочетание, восходящее к пословице «шила в мешке не утаишь». Смысл состоит в том, что нечто (шило, правду) невозможно скрыть, оно обязательно проколет мешок и высунется наружу (будет колоть глаза). Пословица говорит о том, что обманывать бесполезно, тайное станет явным, рано или поздно, высунется наружу. Синонимические пословицы:
Содержание
Шило в мешке в научно-популярной литературе и публицистике [ править ]
Поделки из селенита быстро приобрели популярность и молниеносно раскупались. В 1896 году их показывают на Всероссийской художественно-промысловой выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, а ещё через 4 года, в 1900 году, после выставки в Париже, изделия иренских мастеров получают мировую известность. Крестьяне окрестных сёл быстро смекнули прибыльность этого бизнеса и пошли к мастерам на подённую работу. Мастера ставили условие: не разглашать секреты ремесла. Но шила в мешке не утаишь. Освоив навыки, крестьяне возвращались по своим деревням и сами заводили камнерезные производства. Вскоре камнерезные мастерские появились в десятке иренских деревень и сёл. [2]
Шило в мешке в мемуарах и художественной прозе [ править ]
Таким образом, готовяся опять в дорогу, имели весьма нередкое свидание, и правду сказать, что господин Светон больше находился со мною, нежели был дома, что и сделалося наконец причиною моего несчастия. Супруга не умедлила подозревать своего сожителя, и, уведав от людей, хотя и накрепко им было заказано сказывать о моем пребывании, послала она за хозяином того дома, в котором я находилась, и без дальних околичностей разобрала тотчас мое достоинство и согласилась с хозяином выведать то совершенно для того, что и тот уже подозревал меня, по пословице: «шило в мешке не утаится» или «виден сокол и по полету».
Недаром говорю, золотая головка! С тобой, чай, и в аду не сгоришь, прости, Господи, мое прегрешение! Лишь бы поскорей окрутить сестрицу-то с Александром Андреевичем, а то и шило в мешке спрячем. Пойдёт ли на свою кровь. А заседатели и секретари наши батраки. И понятых за ведерку приведут… понимаешь… Кто на себя руки наложит? А коли надо, и мёртвый на себя покажет. [3]
— А кому есть надобность, то и без фрухтов и без цыплят узнает. По телеграфу всё известно… Как там ни кутай рыла, как ни прячься, а уж тут знают, что едешь. Ждут… Посудин еще у себя из дому не выходил, а тут уж — сделай одолжение, всё готово! Приедет он, чтоб их на месте накрыть, под суд отдать или сменить кого, а они над ним же и посмеются. Хоть ты, скажут, ваше сиятельство, и потихоньку приехал, а гляди: у нас всё чисто. Он повертится, повертится да с тем и уедет, с чем приехал… Да еще похвалит, руки пожмет им всем, извинения за беспокойство попросит… Вот как! А ты думал как? Хо-хо, ваше благородие! Народ тут ловкий, ловкач на ловкаче. Глядеть любо, что за черти! Да вот, хоть нынешний случай взять… Еду я сегодня утром порожнем, а навстречу со станции летит жид буфетчик. «Куда, спрашиваю, ваше жидовское благородие, едешь?» А он и говорит: «В город N вино и закуску везу. Там нынче Посудина ждут». Ловко? Посудин, может, еще только собирается ехать или кутает лицо, чтоб его не узнали. Может, уж едет и думает, что знать никто не знает, что он едет, а уж для него, скажи пожалуйста, готово и вино, и сёмга, и сыр, и закуска разная… А? Едет он и думает: «Крышка вам, ребята!», а ребятам и горя мало! Пущай едет! У них давно уж всё спрятано! [4]
— Как видите, господин обер-лейтенант, — ничуть не растерявшись, сказал Швейк, — каждый сожранный паштет всегда лезет наружу, как шило из мешка. Я хотел взять вину на себя, а он, болван, сам себя выдал.
― Я вам с Лариской худа не хочу. Девка при мне выросла, ниже стола на кухню бегала: тётя Поля, то, тётя Поля, сё? А ты на службу свою фр-фр, хвостом махнула ― и нет тебя. А Поля здесь, куда она денется. Ребёнок всё-таки, не кошка. Я и кошек жалею. А ты со мной будто уши у меня как у свиньи.
― Поля, милая, не обижайтесь. Я от вас ничего не таю, честное слово. Я сама ничего не знаю.
― Шила в мешке не утаишь ― проколет наружу. Ходил парень и не ходит. И девка сама не своя. [5]
Стойте, стойте, никакой лжи! Если старик виноват действительно, распускает язык ― ну что ж? Ничего не попишешь. Шило, как говорится, в мешке не утаишь. Так нам и напишите ― грешен! Всё равно найдётся такой советский человек, который известит органы об этом, сейчас всякий покажет всё что знает. [6]
Я чуть ли не физически ощущаю прикосновение ее волос к своему лицу, презрительную нежность холеных рук, когда она с профессиональным бесстыдством ощупывает мое тело в поисках «автографов» следствия… Слухи о том, что в следственных тюрьмах бьют, в конце концов перестали быть секретом НКВД. Шила в мешке не утаишь! Количество арестов поражало, рождало слухи, наводило на размышления, настораживало… Ленинградцы перестали спать по ночам, в страхе прислушиваясь к шагам на лестнице, к шуму ночного лифта. «Великий вождь всех времен и народов» вынужден был в конце концов выступить с осуждением «некоторых перегибов и беззаконий», допущенных в процессе разоблачения врагов народа. Собственную вину за кровавые преступления и зверский произвол, чинимый над миллионами ничего не понимающих, ошарашенных людей, «отец родной» в очередной раз ловко переложил на плечи своих соратников из органов НКВД, не в меру послушно и ретиво уничтожавших цвет нации… [7]
Шило в мешке в поэзии [ править ]
Бедный Макар! где ты был? что делал? Он жадно
Слушал вести, носимые шумной молвою;
Скрыть бы хотели, но шило в мешке не таится.
Рейн перешли, во Франции русские. Сильно
Сердце забилось у Горева; птицей из клетки
Рвется в стан земляков: «Не стыд ли, не грех ли
Здесь злодею служить? Палит он из пушек
В наших, а я за него ружьё заряжаю!
Надо бежать; лишь ноги становятся хилы,
Бок от раны болит и ломит к ненастью.
Ну! да с богом: авось дойду». И сберётся. [8]
(А, знамо, ― шила
В мешке не утаишь,
Будь ты хоть тип,
Хоть ты ори на мышь
«Цып-цып»… [10]
И словно шило, что ли,
пронзило левый бок.
И выпали от боли
и дудка, и мешок.
Это имя еще не остыло.
Будет выродку что запятнать.
Еще будет рогожа, чтоб шила
наконец-то в мешке не узнать.
Странно, что? оно разум пронзает,
это имя в позоре своем?
Видишь? ― все туда землю кидают.
Кинь свою и не думай о нем.
От отца мне остался приёмник ― я слушал эфир.
А от брата остались часы, я сменил ремешок
и носил, и пришла мне догадка, что я некрофил,
и припомнилось шило и вспоротый шилом мешок.
Шило в мешке пословицах и поговорках [ править ]
Шила в мешке да любви в сердце не утаишь. [11]
Источники [ править ]
См. также [ править ]
Происхождение поговорки «шило в мешке не утаишь»? см.
Подразумевается не скрыть правды или имеет ещё какой-то смысл?
Держать шило приходилось в обычном мешке, где лежали и прочие принадлежности сапожного ремесла и шило наверняка часто протыкало мешок, высовываясь острым концом наружу.
Но пословица эта приобрела и переносный смысл, стала означать что любая тайна все равно всплывает наружу, как ее не скрывать.
Но, как известно, истину спрятать невозможно,
Буквальное значение народной мудрости в том, что шило (инструмент с рукояткой и острым тонким стержнем) в мешке не спрячешь, обязательно ткань проткнется и его будет видно.
А иносказательно пословица употребляется в том случае, когда кто-то пытается скрыть очевидное.
Великий поэт Зухайр ибн Абу Сальма сказал по этому поводу следующее:
То есть он предупреждает всех нас остерегаться аморальных поступков, которые не останутся втайне в любом случае.
Пословица «Шило в мешке не утаишь«, что значит бесполезно скрывать очевидное, наверняка произошла сама по себе. О конкретном происхождении данного фразеологизма нигде нет информации. Вероятнее всего, это вполне очевидное и удачное сравнение единожды кто-то произнес, а остальные люди приняли во внимание. После чего стали его использовать, и он стал передаваться из поколение в поколение, как крылатая фраза. Сравнение весьма удачное, почему бы и не запомнить. Скорей всего его автор портной.
Когда я служил на Флоте, слышал реальную историю. Провожая матросов в бой, старшина роты клал каждому бойцу в вещевой мешок стеклянную фляжку со спиртом (спирт на флоте называют «шилом»). Однажды командир роты решил провести проверку рундуков, обнаружил стеклянные фляжки со спиртом. После этого и пошло «Шило в мешке не утаишь».
Смысл поговорки в том, что плохие дела не рано или поздно станут известны окружающим людям, например трудовому коллективу. Под словом шило тут подразумевается какой-то подлый поступок, под словом мешок подразумевается ограниченный круг людей, в котором находится пострадавший от этого поступка.
Очень многие, ошибочно считают, что поговорка и пословица, это одно и то же. Я то же, до недавнего времени относился к их числу.
Но совсем недавно, я узнал, что поговорка и пословица, это совершенно разные понятия.
В некоторых толковых словарях русского языка, даются следующие определения понятий «поговорка» и «пословица».
Если очень грубо обобщить, то получается, что поговорка, это не завершенная пословица. Которая не завершена только на ту часть, которую и так все знают.
В книге, русского просветителя конца 18-го века, Николая Гавриловича Курганова, «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие» (1769 год), нашел такое редкое, но ёмкое и интересное определение пословицы и поговорки:
То есть, в пословице описывается то, что есть сейчас, при восторженном рассмотрении какого-то события или процесса. А потом дается вывод о том, чем закончится это событие или процесс, если продолжать ним восхищаться.
То есть, если рассуждать так, как рассуждал Курганов Н.Г., то получается, что поговорка, это все та же пословица. Просто в поговорке, не произносится в слух вторая, противоречивая часть пословицы, по тому, что все и так её знают и достаточно лишь беглого намека.
ПРИМЕР.
Поговорка.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Пословица.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке и то, только для другой мышки.
Еще пример, но только чужими словами.
Иногда в разговоре кто-то спрашивает:»А что потом?» И в рифму отвечают: «Суп с котом!» Это, конечно, рифма. Но рифм много, а ответ только такой. И почему именно с котом, а не с каким-либо более съедобным животным или птицей?
«Суп с котом» говорят, когда имеют в виду что-то неприемлимое, такое, которое вряд ли сбудется.
Фразеологизм «кино и немцы» отражает интеллектуальный скепсис советского человека по отношению к собственной массовой культуре.
Так и возникло презрительно-ироническое выражение «кино и немцы», то есть что-то фальшивое, низкосортное, агрессивно-идеологическое и глупое.
При этом ничего негативного ни по отношению к немцам, ни по отношению к кино этот фразеологизм не содержит и применим не только к кинофильмам.
Фразеологизм «конь еще не валялся» в русском языке существует уже несколько веков. Но означает он не процесс валяния коня, а то, что дело еще и не начато.
Многие считают,что в основе этого выражения лежит представление о своеобразной гигиенической процедуре очищения шерсти. Известно, что многие животные (лошади не исключение) любят кататься по земле, приводя в порядок шкуру.
По другой версии, выражение отражает крестьянский обычай дать коню поваляться, прежде чем его запрягать (чтобы тот меньше уставал во время работы, сделав такую зарядку).
Еще одна версия связана с древним обрядом. По существовавшим на Руси языческим поверьям, конь был связан с нечистой силой. Ученый Мокиенко считает: то, что коням давали поваляться в утренней росе, было своеобразным обрядом очищения. С этим очищением и связано происхождение оборота, означающего переход от ночи к дню, от дьявольской ипостаси коня к магически очищенной.
Эту версию подтверждает первоначальное значение оборота. Он означал не столько неначатое дело, сколько время наступления раннего росистого утра. В мордовских говорах «конь не валялся» значит «очень рано, еще до рассвета». В старину считалось, что это время нечистой силы. Об этом говорят выражения «еще черти на кулачках не бились», «еще черт на лошадях не гонял» (то есть очень рано).
Вот и фразеологизм «еще конь не валялся» относился к тому времени суток, когда дьявол, оборотившийся конем, еще не прошел чистку и не превратился в простую рабочую скотину.
Значение пословиц — Чужую беду руками разведу а к своей ума не приложу, шила в мешке не утаишь, щи да каша — пища наша, вилами на воде писано
Смысл пословицы «шила в мешке не утаишь»
Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: – … Тайное всегда становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил: – Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? – А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. – Понял. Ложись-ка спать! …Когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я … почистил зубы и стал завтракать….Мама принесла целую тарелку манной каши. – Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров! Я сказал: – Видеть не могу манную кашу! Но мама закричала: – Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться….Я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал – ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал… Еще хуже стало…Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол. В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась: – Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! – И она меня поцеловала. В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал: – Здравствуйте! – и подошел к окну, и поглядел вниз. – А еще интеллигентный человек. – Что вам нужно? – строго спросила мама. – Как не стыдно! – Милиционер даже стал по стойке «смирно». – Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно! – Не клевещите. Ничего я не выливаю! – Ах не выливаете?! – язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: – Пострадавший! И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша…. Мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась. – Извините, пожалуйста, – сказала она тихо, – разрешите, я вас почищу, пройдите сюда! И они все трое вышли в коридор. А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал: – Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным! Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила: – Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил: – Да.
(В. Драгунский «Денискины рассказы»)
LiveInternetLiveInternet
все записи автора Автор
Мак_Ар
, Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами. Во времена императора Константина Великого и его матери Елены христианство стало государственной религией. По указанию Елены были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос. На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня. Храм был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.
В 1656 году был основан Новоиерусалимский монастырь патриархом Никоном. По замыслу основателя, должен был стать копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В те времена совершить паломничество на Святую Землю было невероятно трудно, дорого и опасно, такая поездка занимала не менее года, и мало кто мог себе ее позволить. Завершить свой замысел патриарх Никон не успел: после ссоры с царем Алексеем Михайловичем он был лишен сана. Новый Иерусалим достраивался уже после смерти Никона. Во время Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал. Колокольня, купола храма и ротонды лежали среди груды кирпичей.
27 ноября 2021 года завершилась реставрация монастыря. Итак, первое Рождество после реставрации.
Мы остановились в небольшой гостинице метрах в 500 от монастыря, заселились и отправились в монастырь. Вся площадь перед монастырем была превращена в две огромные парковки, забитые машинами, дежурило около восьми ДПС-ников. Монастырь расположен на возвышенности рядом с речкой Истрой.
По небольшому мостику идем к входу.
Толпа становится гуще, но после входа растекается по могнастырю. Над входом расположена небольшая Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
Стены, окружающие монастырь, проходные по ним можно будет обойти всю территорию по периметру, однако год назад они были открыты для посещения только наполовину.
В центре площади расположен Воскресенский Собор, перед ним церковь Константина и Елены. Обратите внимание, что высота этажа кажется гораздо меньшей, чем в Соборе. Однако это не так. Вокруг церкви искусственный ров и пол её расположен гораздо ниже Собора. Так же как и в Иерусалиме — имитация наслоения грунта культурных слоёв. Вход в церовь по лестнице из Собора.
Перед Собором располагаются монашеские корпуса и отделанная красными изразцами Трапезная.
Вид на Надвратную церковь с самой дальней точки стены.
Обращает на себя внимание качество декоративной отделки.
Внутри плотность посетителе гораздо выше. В этой поездке нас сопровождала пара летом посетившая «Храм гроба Господня» в Иерусалиме. По их утверждению планировка и отделка Собора полностью повторяет храм. В одном из помещений мы услышали: «А вот на этом стуле я там сидела!»
Под куполом расположена Кувуклия (часовня) гроба Господня (в Иерусалиме туда сходит благодатный огонь)
Очередь на посещение этой часовни растянулась по всему периметру шириной в 3-4 человека.
При реставрации не стремились искусственно состарить убранство Собора и качественный «новодел» чувствуется повсюду.
Мы спускаемся в церковь Константина и Елены.
Вход в Кувуклию. При выходе из собора на встречала уже ночь и Рождественская сценка.
Шила в мешке не утаишьТекст
…Не ждите, чтобы я писал вам что-нибудь о «молодежи», о ее целях, планах, делах… Ни дел, ни планов, ни целей – нет, потому что нет молодежи, – она вся сидит по тюрьмам, по острогам. Можно с уверенностью сказать, что все мало-мальски желающее «новых» порядков удалено со сцены действия, на которой поэтому совершенно свободно действует «обыватель», обыватель покупающий, продающий, дармоедствующий и почитающий свое начальство. Действительно – обывателю простор, раздолье, и можно бы положительно было потерять голову, если бы – по счастливой русской пословице «шила в мешке не утаишь»
– то «новое», которое казалось совершенно удаленным со сцены в лице русской молодежи, – не прорывалось там и сям, как шило из мешка, в самых, повидимому, неподходящих для этого «нового» людях и делах…
Вот об этих-то проявлениях «нового», или шила, высовывающегося из корявого, скверного и дурно пахнущего провинциального мешка, я и намерен писать вам возможно чаще. По-моему – эти проявления должны непременно радовать всех вас, скитающихся за границей с постоянной мыслью о России и с постоянно сознаваемой невозможностью быть в ней и трудиться для нее. Неужели в самом деле вас не порадует хотя следующий факт из нашей тестоединской… ну, уж так и быть. жизни. Этот факт – из поповских дел, и все письмо посвящено им.
Вы знаете конечно, что такое проповедь, слово, речь, которые обыкновенно выгоняли слушателей из церкви, по причине своей догматической суши, и были вообще сигналом к «шапочному разбору» и к рюмочке «после обедни». Обыкновенно оратор – архиерей ли, простой ли поп – брал какой-нибудь текст из священного писания, например: «И шед – удавися», и, виляя часа полтора лисьим хвостом риторики, кое-как приплетался к царской фамилии или к благодетелю храма сего. Словом, это вообще была риторическая чепуха… Судите же, до какой степени я должен был изумиться, когда на той самой кафедре, где сотни лет кряду иереями и архиереями плелась эта чепуха, – раздаются, и притом с явным неподдельным гневом, такие слова, как «коммунизм», «уничтожение существующего порядка», «реализм», «вредный материализм»… Шило вылезло – вон где! из-под поповской рясы, при всем честном народе! – Это ли не ново и не приятно? За последнее время в Тестоединске было произнесено штук пять-шесть проповедей, в промежутке нескольких дней. Говорил и архиерей и простые попы, говорили тоже по случаю праздников и царских дней, начиная также с текста «и шед – удавися», путаясь в небе и в грязи и в царской фамилии, точно в длинных полах своей рясы, когда пьяные ноги не действуют, – и везде, во всей этой чепухе, из кучи, сложенной из текстов, доброхотных дателей, царей, цариц, их супругов и супруг и т. д., вылезало шило острое и колючее, вылезало то грозное будущее, – которого не утаишь.